Расширенный поиск

Закон Смоленской области от 02.04.1999 № 24-З

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                          СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                     О Б Л А С Т Н О Й  З А К О Н

                                     Утратил силу - Закон Смоленской
                                     области от 04.03.2005 г. N 10-З

                      ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И
                   ПОТРЕБЛЕНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

   (В редакции Законов Смоленской области от 01.03.2001 г. N 17-З;
                       от 08.01.2002 г. N 10-З)


Принят Смоленской областной Думой
26 марта 1999 года

     Настоящий областной   закон   в   соответствии   с    положениями
Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определяет
правовые основы обращения с отходами  производства  и  потребления  на
территории  Смоленской  области  (далее  по  тексту - области) в целях
предотвращения  их  вредного  воздействия  на  здоровье   человека   и
окружающую  природную  среду,  а  также  вовлечения  таких  отходов  в
хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем  областном  законе  используются  следующие  основные
понятия:
     - отходы производства и  потребления  (далее  отходы)  -  остатки
сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые
образовались в процессе производства или потребления,  а также  товары
(продукция), утратившие свои потребительские свойства;
     - бытовые  отходы   -   отходы,   образовавшиеся   в   результате
жизнедеятельности  населения  в  быту  и  личном  подсобном  хозяйстве
(приготовление  пищи,  упаковка  товаров,  ремонт   жилых   помещений,
крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.);
     - опасные отходы - отходы,  которые  содержат  вредные  вещества,
обладающие   опасными   свойствами   (токсичностью,  пожароопасностью,
взрывоопасностью,  высокой реакционной  способностью)  или  содержащие
возбудителей  инфекционных  болезней,  либо которые могут представлять
непосредственную или потенциальную опасность для окружающей  природной
среды  и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт
с другими веществами;
     - обращение   с  отходами  -  деятельность,  в  процессе  которой
образуются отходы,  а  также  деятельность  по  сбору,  использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
     - размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
     - хранение  отходов  -  содержание  отходов в объектах размещения
отходов  в  целях  их  последующего  захоронения,  обезвреживания  или
использования;
     - захоронение  отходов  -   изоляция   отходов,   не   подлежащих
дальнейшему   использованию,   в   специальных   сооружениях  в  целях
предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
     - использование  отходов  -  применение  отходов для производства
товаров  (продукции),  выполнения  работ,  оказания  услуг   или   для
получения энергии;
     - обезвреживание  отходов  -  обработка  отходов,  в  том   числе
сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в
целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека
и окружающую природную среду;
     - объект   размещения   отходов   -   специально    оборудованное
сооружение,  предназначенное для размещения отходов (санкционированная
свалка, полигон, шламохранилище, хвостохранилище и другое);
     - лимит  на  размещение отходов - предельно допустимое количество
отходов конкретного вида,  которые разрешается размещать  определенным
способом  на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом
экологической обстановки на данной территории;
     - норматив образования отходов - установленное количество отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции;
     - паспорт    опасных    отходов    -   документ,   удостоверяющий
принадлежность  отходов  к  отходам  соответствующего  вида  и  класса
опасности, содержащий сведения об их составе;
     - вид  отходов  -  совокупность  отходов,  которые  имеют   общие
признаки в соответствии с системой классификации отходов;
     -  лом  и  отходы  цветных  и (или) черных металлов - пришедшие в
негодность  или  утратившие  свои  потребительские свойства изделия из
цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в
процессе  производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их
сплавов,  а также неисправимый брак, возникший в процессе производства
указанных  изделий. (Дополнен - Закон Смоленской области от 01.03.2001
г. N 17-З)

     Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами

     1. Правовое   регулирование   в   сфере   обращения   с  отходами
осуществляется в соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,
федеральными  законами  и  иными  федеральными  нормативными правовыми
актами,  настоящим областным законом и иными  областными  нормативными
правовыми актами.
     2. Отношения в  сфере  обращения  с  радиоактивными  отходами,  с
выбросами  вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в
водные   объекты   регулируются   соответствующим    законодательством
Российской Федерации.

     Статья 3. Основные принципы и задачи областной государственной
               политики в сфере обращения с отходами

     Основными принципами   и   задачами   областной   государственной
политики в сфере обращения с отходами являются:
     - охрана  здоровья   человека,   поддержание   и   восстановление
благоприятного   состояния   окружающей  природной  среды,  сохранение
биологического разнообразия;
     - комплексная  переработка  материально-сырьевых ресурсов в целях
уменьшения количества отходов;
     - использование  новейших  научно-технических  достижений в целях
внедрения малоотходных и безотходных технологий;
     - обязательная изоляция отходов от среды обитания человека;
     -  упорядочение деятельности и контроль за деятельностью граждан,
которые  осуществляют  индивидуальную предпринимательскую деятельность
без    образования   юридического   лица   (далее   -   индивидуальные
предприниматели),  и  юридических лиц в сфере обращения с отходами; (В
редакции Закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     - использование методов экономического регулирования деятельности
в сфере обращения с отходами в целях уменьшения количества  отходов  и
вовлечения их в хозяйственный оборот;
     - платность  размещения  отходов,  дифференциация  нормативов   и
платежей за нормативное и сверхнормативное размещение отходов с учетом
степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения;
     - научно  обоснованное  сочетание  экологических  и экономических
интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
     - запрещение строительства экологически вредных объектов;
     - соблюдение  требований  природоохранного   законодательства   и
неотвратимость ответственности за его нарушение;
     - организация   экологического    воспитания,    образования    и
просвещения населения;
     - доступ   в   соответствии    с    федеральным    и    областным
законодательством к информации в сфере обращения с отходами;
     - участие в  международном  и  межрегиональном  сотрудничестве  в
сфере обращения с отходами.

     Статья 4. Отходы как объект права собственности

     1. Право  собственности на отходы принадлежит собственнику сырья,
материалов,  полуфабрикатов,  иных  изделий  или  продуктов,  а  также
товаров  (продукции),  в  результате  использования которых эти отходы
образовались.
     2. Право собственности на отходы может  быть  приобретено  другим
лицом на основании договора  купли-продажи,  мены,  дарения  или  иной
сделки отчуждения отходов.
     3. Распоряжение  отходами,  в  том  числе  их  продажа   и   иное
отчуждение,  может  осуществляться  собственником  отходов  либо  иным
лицом,  которым  это  право  приобретено  в   порядке,   установленном
гражданским законодательством.
     4. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы  в
собственность другому лицу,  передавать ему,  оставаясь собственником,
право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у
этого  лица  имеется  лицензия на осуществление деятельности в области
обращения с опасными отходами.
     5. В  случае,  если отходы брошены собственником или иным образом
оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в
собственности,  во  владении  либо  в  пользовании  которого находится
земельный участок,  водоем или иной объект,  где  находятся  брошенные
отходы,  может  обратить  их  в  свою  собственность,  приступив  к их
использованию  или  совершив  иные  действия,   свидетельствующие   об
обращении   их   в   собственность   в   соответствии   с  гражданским
законодательством.
     6. Собственник  (владелец,  пользователь) территории,  на которой
брошены  либо  иным  образом  оставлены  отходы,  в  случае  нежелания
обратить   их  в  свою  собственность  в  соответствии  с  действующим
гражданским законодательством,  обязан предпринять меры к  недопущению
размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов
в санкционированные места размещения отходов.


            ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ
              ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
          ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
                  И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                     В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

     Статья 5. Полномочия специально уполномоченных федеральных
               органов исполнительной власти в сфере обращения
               с отходами

     Специально уполномоченными  федеральными  органами исполнительной
власти в  сфере  обращения  с  отходами  являются  федеральные  органы
исполнительной власти,  на которые в установленном федеральным законом
порядке  возложено  выполнение  задач   и   функций   государственного
управления в сфере обращения с отходами.
     Полномочия специально    уполномоченных    федеральных    органов
исполнительной  власти  в  сфере  обращения  с  отходами  определяются
федеральным законодательством.

     Статья 6. Полномочия Смоленской областной Думы в сфере
               обращения с отходами

     К полномочиям  Смоленской  областной  Думы  в  сфере  обращения с
отходами относятся:
     -  осуществление  правового  регулирования  в  сфере  обращения с
отходами  в  соответствии с законодательством Российской Федерации; (В
редакции Закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     - организация    и    осуществление   контроля   за   исполнением
федерального  и  областного  законодательства  в  сфере  обращения   с
отходами;
     - в соответствии с федеральным и областным законодательством иные
полномочия  в  сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям
Российской  Федерации в сфере обращения с отходами. (В редакции Закона
Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З
)

     Статья 7. Полномочия исполнительного органа государственной
               власти Смоленской области в сфере обращения с отходами

     К полномочиям  исполнительного  органа   государственной   власти
Смоленской области в сфере обращения с отходами относятся:
     - обеспечение  проведения  государственной   политики   в   сфере
обращения   с  отходами  в  соответствии  с  федеральным  и  областным
законодательством;
     - обеспечение  экономических,  социальных  и правовых условий для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;
     -  осуществление  правового  регулирования  в  сфере  обращения с
отходами  в  соответствии с законодательством Российской Федерации; (В
редакции Закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     -   организация   и   проведение   государственного  контроля  за
деятельностью   в   сфере   обращения  с  отходами  в  пределах  своей
компетенции;  (Дополнен  - Закон Смоленской области от 08.01.2002 г. N
10-З)
     - определение  уполномоченного   органа   исполнительной   власти
Смоленской  области в сфере обращения с отходами на территории области
и его компетенции;
     - организация  мониторинга и формирование банка данных об отходах
и объектах их размещения на  территории  области,  участие  в  ведении
государственного кадастра отходов;
     - разработка и реализация областных программ в сфере обращения  с
отходами,    участие    в   разработке   и   выполнении   федеральных,
межрегиональных и местных программ в сфере обращения с отходами;
     - проведение   мероприятий   по   предупреждению   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера,  возникших
при осуществлении обращения с отходами;
     - установление    порядка    проектирования,    организации     и
строительства,  а  также  порядка выдачи разрешений на проектирование,
организацию и  строительство  объектов  размещения  отходов,  объектов
использования и обезвреживания отходов;
     - принятие решений об ограничении,  приостановлении,  прекращении
деятельности  объектов  размещения отходов,  не отвечающих требованиям
природоохранного законодательства;
     - обеспечение населения информацией в сфере обращения с отходами;
     - участие в  международном  и  межрегиональном  сотрудничестве  в
сфере обращения с отходами;
     - в соответствии с федеральным и областным законодательством иные
полномочия  в  сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям
Российской  Федерации в сфере обращения с отходами. (В редакции Закона
Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)

     Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере
               обращения с отходами

     К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обращения с
отходами относятся:
     -  организация  деятельности  в  сфере  обращения  с  отходами на
территории   муниципального   образования   в   пределах   полномочий,
предоставленных   органам   местного   самоуправления   федеральным  и
областным  законодательством; (В редакции Закона Смоленской области от
08.01.2002 г. N 10-З)
     - разработка,    финансирование     и     материально-техническое
обеспечение  местных программ в сфере обращения с отходами,  участие в
выполнении областных программ в сфере обращения с отходами;
     -  определение  порядка  сбора отходов на территориях городских и
других  поселений,  предусматривающего  их разделение на виды (пищевые
отходы,  текстиль, бумага и другие), а также разработка, утверждение и
реализация  схем  санитарной  очистки городских и других поселений; (В
редакции Закона Смоленской области от 01.03.2001 г. N 17-З)
     -  выделение  земельных  участков,  находящихся  в  муниципальной
собственности,  под  организацию  и  строительство объектов размещения
отходов,  а  также объектов использования и обезвреживания отходов; (В
редакции Закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     - выдача  в  установленном  порядке разрешений на проектирование,
организацию и  строительство  объектов  размещения  отходов,  а  также
объектов  использования и обезвреживания отходов после согласования со
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
в  сфере  обращения с отходами и уполномоченным органом исполнительной
власти области в сфере обращения с отходами;
     - организация  экологической экспертизы и экологического контроля
за состоянием окружающей природной среды;
     - организация  и проведение контроля в сфере обращения с отходами
в пределах своей компетенции на территории муниципального образования;
     - обеспечение  населения  муниципального  образования необходимой
информацией в сфере обращения с отходами;
     - решение иных вопросов в сфере обращения с отходами,  отнесенных
федеральным  и  областным  законодательством  к  компетенции   органов
местного самоуправления.

          ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

     Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с отходами

     1. Деятельность   по   обращению  с  опасными  отходами  подлежит
лицензированию.
     Деятельность по    обращению    с    иными    отходами   подлежит
лицензированию в случаях, определенных федеральными законами.
     2. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению
с отходами является соблюдение требований охраны здоровья  человека  и
охраны окружающей природной среды.
     3. Порядок лицензирования деятельности по  обращению  с  отходами
определяется федеральным законодательством.
     4. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия,
может    выполняться   только   получившим   лицензию   индивидуальным
предпринимателем или юридическим лицом.

     Статья 10. Требования к проектированию, организации,
                строительству, реконструкции, консервации и ликвидации
                предприятий, зданий, строений, сооружений и иных
                объектов

     1. При проектировании, организации, строительстве, реконструкции,
консервации  и  ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и
иных  объектов,  в  процессе  эксплуатации  которых образуются отходы,
индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: (В редакции
Закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     -   соблюдать   экологические,   санитарные  и  иные  требования,
установленные  законодательством  Российской  Федерации в сфере охраны
окружающей  природной  среды  и  здоровья человека; (В редакции Закона
Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     - учитывать  ближайшие  и  отдаленные  экологические  последствия
деятельности этих объектов;
     - иметь    техническую    и   технологическую   документацию   об
использовании, обезвреживании образующихся отходов;
     - иметь    разрешение    органов   местного   самоуправления   на
проектирование,  организацию  и  строительство   объектов   размещения
отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов.
     2. Организация,  строительство,  реконструкция,   консервация   и
ликвидация предприятий,  зданий, строений, сооружений и иных объектов,
эксплуатация которых связана с обращением с отходами,  допускаются при
наличии   положительного   заключения   государственной  экологической
экспертизы.  Порядок проведения экспертизы устанавливается федеральным
законодательством.
     3. При проектировании жилых зданий,  а также предприятий, зданий,
строений,  сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых
образуются отходы,  необходимо предусматривать  места  (площадки)  для
сбора   таких  отходов  в  соответствии  с  установленными  правилами,
нормативами и требованиями в сфере обращения с отходами.

     Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий,
                строений, сооружений и иных объектов

     При эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных
объектов,   связанной   с   обращением   с   отходами,  индивидуальные
предприниматели   и  юридические  лица  обязаны:  (В  редакции  Закона
Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     - осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их  видам,
классам  опасности  и  другим  признакам  с  тем,  чтобы обеспечить их
использование в качестве вторичного сырья,  переработку и  последующее
размещение;
     - при необходимости временного накопления  произведенных  отходов
(до  момента  последующего  использования  отходов  или направления на
объект  размещения)  обеспечивать  условия,  при  которых  отходы   не
оказывают   вредного  воздействия  на  состояние  окружающей  среды  и
здоровье людей;
     -   соблюдать   экологические,   санитарные  и  иные  требования,
установленные  законодательством  Российской  Федерации в сфере охраны
окружающей  природной  среды  и  здоровья человека; (В редакции Закона
Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     - разрабатывать проекты нормативов образования отходов и  лимитов
на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
     - внедрять   малоотходные   технологии   на    основе    новейших
научно-технических достижений;
     - проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
     - проводить  мониторинг  состояния  окружающей природной среды на
территориях объектов размещения отходов;
     - предоставлять  в установленном порядке необходимую информацию в
сфере обращения с отходами;
     - соблюдать   требования   предупреждения   аварий,  связанных  с
обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
     - в   случае   возникновения   или  угрозы  аварий,  связанных  с
обращением  с  отходами,  которые  наносят  или  могут  нанести  ущерб
окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо
имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом специально
уполномоченные   федеральные  органы  исполнительной  власти  в  сфере
обращения  с  отходами,  уполномоченный  орган  исполнительной  власти
области в сфере обращения с отходами, органы местного самоуправления.

     Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

     1.  Создание объектов размещения отходов допускается на основании
разрешений,  выданных специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной  власти  в сфере обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией. (Дополнен - Закон Смоленской области от 08.01.2002
г. N 10-З)
     2.  Определение  места  строительства объектов размещения отходов
осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и
иных)   исследований   в   порядке,   установленном  законодательством
Российской    Федерации,   при   наличии   положительного   заключения
государственной   экологической   экспертизы.   (В   редакции   Закона
Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     3. На территориях объектов размещения отходов  и  в  пределах  их
воздействия   на  окружающую  природную  среду  собственники  объектов
размещения отходов,  а также  лица,  во  владении  или  в  пользовании
которых   находятся  объекты  размещения  отходов,  обязаны  проводить
мониторинг   состояния   окружающей   природной   среды   в   порядке,
установленном   специально   уполномоченными   федеральными   органами
исполнительной власти в сфере обращения с отходами в  соответствии  со
своей компетенцией.
     4.  Собственники  объектов  размещения  отходов, а также лица, во
владении  или  в  пользовании  которых  находятся  объекты  размещения
отходов,   после   окончания   эксплуатации  данных  объектов  обязаны
проводить  контроль  за  их  состоянием  и  воздействием на окружающую
природную  среду  и  работы  по  восстановлению  нарушенных  земель  в
порядке,  установленном  законодательством  Российской  Федерации.  (В
редакции Закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     5. Запрещается захоронение отходов  на  территориях  городских  и
других поселений,  лесопарковых,  курортных,  лечебно-оздоровительных,
рекреационных зон,  а также водоохранных зон,  на водосборных площадях
подземных  водных  объектов,  которые используются в целях питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в
местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях,
если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и
безопасности ведения горных работ.
     6. Объекты размещения отходов вносятся в  государственный  реестр
объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов
размещения отходов осуществляется в порядке,  определенном федеральным
законодательством.

     Статья  12.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и
(или) черных металлов и их отчуждению

     1. Физические лица могут осуществлять  в  порядке,  установленном
федеральным  законодательством,  отчуждение  лома  и  отходов  цветных
металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в
быту  и  принадлежащих  им  на  праве собственности,  согласно перечню
разрешенных для приема  от  физических  лиц  лома  и  отходов  цветных
металлов, утвержденному нормативным правовым актом главы администрации
Смоленской области.
     2. Юридические   лица   и  индивидуальные  предприниматели  могут
осуществлять обращение с  ломом  и  отходами  цветных  металлов  и  их
отчуждение в случае,  если имеются документы,  подтверждающие их право
собственности на указанные лом и отходы.
     3. Правила  обращения  с  ломом  и отходами цветных металлов и их
отчуждения устанавливаются федеральным законодательством.
     4. Правила  обращения  с  ломом  и  отходами черных металлов и их
отчуждения устанавливаются федеральным законодательством.
     (Статья      дополнена     -     Закон     Смоленской     области
от 01.03.2001 г. N 17-З)

     Статья 13. Требования к обращению с опасными отходами

     1. Опасные   отходы   в   зависимости   от  степени  их  вредного
воздействия  на  окружающую  природную  среду  и   здоровье   человека
подразделяются  на  классы  опасности  в  соответствии  с  критериями,
установленными  специально   уполномоченными   федеральными   органами
исполнительной  власти  в сфере обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
     2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица,  в процессе
деятельности которых образуются опасные  отходы,  обязаны  подтвердить
отнесение  данных  отходов  к  конкретному классу опасности в порядке,
установленном   специально   уполномоченными   федеральными   органами
исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
     3. На опасные  отходы  должен  быть  составлен  паспорт.  Паспорт
опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах
опасных  отходов,   оценки   их   опасности.   Порядок   паспортизации
определяется федеральным законодательством.
     4.  Деятельность  индивидуальных  предпринимателей  и юридических
лиц,   в  процессе  которой  образуются  опасные  отходы,  может  быть
ограничена  или запрещена в установленном законодательством Российской
Федерации  порядке  при  отсутствии  технической  или иной возможности
обеспечить  безопасное  для  окружающей  природной  среды  и  здоровья
человека  обращение с опасными отходами. (В редакции Закона Смоленской
области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     5. Не допускается захоронение опасных  отходов  на  территории  в
границах  и  менее  3  км  от  границ городских и других поселений,  в
лесопарковых,  курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах
и   зонах   санитарной   охраны  источников  питьевого  водоснабжения,
запрещается сброс отходов  в  водоемы  общего  пользования,  подземные
водоносные горизонты.

     Статья 14. Требования к профессиональной подготовке лиц,
                допущенных к обращению с опасными отходами

     1. Лица,  которые  допущены  к  обращению  с  опасными  отходами,
обязаны     иметь    профессиональную    подготовку,    подтвержденную
свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
     2. Ответственность  за  допуск  работников  к  работе  с опасными
отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

     Статья 15. Требования к транспортированию опасных и иных отходов

     1. Ввоз отходов на территорию области в целях  их  захоронения  и
обезвреживания запрещается.
     2. Ввоз отходов на территорию области в  целях  их  использования
осуществляется  на  основании  разрешения,  выданного  в установленном
федеральным законодательством порядке.
     3. Перемещение    отходов    по    территории    области   должно
осуществляться способами, исключающими возможность их потери, создания
аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей,
хозяйственным и иным объектам.
     4. Транспортирование  опасных  отходов  должно осуществляться при
следующих условиях:
     - наличие паспорта опасных отходов;
     - наличие  специально  оборудованных  и  снабженных  специальными
знаками транспортных средств;
     - соблюдение требований безопасности к транспортированию  опасных
отходов на транспортных средствах;
     - наличие документации для транспортирования и  передачи  опасных
отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов,  цели
и места назначения их транспортирования.
     5. Порядок  транспортирования  опасных  отходов  на  транспортных
средствах,  требования к  погрузочно-разгрузочным  работам,  упаковке,
маркировке  опасных отходов и требования к обеспечению экологической и
пожарной  безопасности  определяются   государственными   стандартами,
правилами  и  нормативами,  разработанными  и утвержденными специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной  власти  в  сфере
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

             ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ
              И ОТЧЕТНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

     Статья 16. Нормирование в сфере обращения с отходами

     1. В  целях  обеспечения  охраны  окружающей  природной  среды  и
здоровья  человека,  уменьшения  количества  отходов  применительно  к
индивидуальным предпринимателям и  юридическим  лицам,  осуществляющим
деятельность  в сфере обращения с отходами,  устанавливаются нормативы
образования отходов и лимиты на их размещение.
     2. Лимиты  на  размещение  отходов устанавливают в соответствии с
нормативами предельно допустимых  вредных  воздействий  на  окружающую
природную   среду   специально   уполномоченные   федеральные   органы
исполнительной власти в сфере обращения с отходами в  соответствии  со
своей компетенцией.
     3. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие    деятельность   в   сфере   обращения   с   отходами,
разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов  на  их
размещение.
     4. Порядок  разработки  и  утверждения   нормативов   образования
отходов   и   лимитов   на   их  размещение  определяется  федеральным
законодательством.
     5.  При  нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение  деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц в сфере обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена
или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации.  (В  редакции  Закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N
10-З)

     Статья 17. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами

     1. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие деятельность в  сфере  обращения  с  отходами,  обязаны
вести  в  установленном  порядке учет образовавшихся,  использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а
также размещенных отходов.  Порядок учета в сфере обращения с отходами
устанавливают    специально    уполномоченные    федеральные    органы
исполнительной  власти  в сфере обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией;  порядок статистического учета в сфере обращения с
отходами  - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти в области статистического учета.
     2. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие деятельность в  сфере  обращения  с  отходами,  обязаны
представлять  отчетность  в  порядке  и  в  сроки,  которые определены
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти  в
области   статистического   учета   по   согласованию   со  специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной  власти  в  сфере
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
     3. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обеспечивают
хранение материалов учета в течение  срока,  определенного  специально
уполномоченными  федеральными  органами  исполнительной власти в сфере
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

     Статья 18. Государственный кадастр отходов

     1. Государственный кадастр отходов включает  в  себя  федеральный
классификационный  каталог  отходов,  государственный  реестр объектов
размещения отходов,  а также банк данных об отходах  и  о  технологиях
использования и обезвреживания отходов различных видов.
     2. Государственный  кадастр  отходов  ведется   по   единой   для
Российской   Федерации   системе.   Порядок  ведения  государственного
кадастра отходов определяется федеральным законодательством.

                 ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
                     В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

     Статья 19. Основные принципы экономического регулирования в сфере
                обращения с отходами

     Основными принципами   экономического   регулирования   в   сфере
обращения с отходами являются:
     - уменьшение количества отходов и вовлечение их  в  хозяйственный
оборот;
     - платность размещения отходов;
     - экономическое  стимулирование  деятельности в сфере обращения с
отходами.

     Статья 20. Программы в сфере обращения с отходами

     1. В целях планирования мер по уменьшению количества отходов,  их
использованию,   обезвреживанию   и   размещению  с  учетом  состояния
окружающей природной среды,  а также  уровня  социально-экономического
развития Смоленской области уполномоченный орган исполнительной власти
области в сфере обращения с отходами и органы местного  самоуправления
совместно  разрабатывают  областные  программы  в  сфере  обращения  с
отходами.
     Органы местного   самоуправления   имеют   право   самостоятельно
разрабатывать местные программы в сфере обращения с отходами.
     2. Финансирование  областных и местных программ в сфере обращения
с отходами осуществляется в соответствии с действующим  федеральным  и
областным законодательством.

     Статья 21. Плата за размещение отходов

     1.   Плата  за  размещение  отходов  взимается  с  индивидуальных
предпринимателей  и юридических лиц в соответствии с законодательством
Российской   Федерации.  (В  редакции  Закона  Смоленской  области  от
08.01.2002 г. N 10-З)
     2. Базовые нормативы платы  за  размещение  отходов  определяются
федеральным законодательством.
     3.   Дифференцированные   ставки   платы  за  размещение  отходов
устанавливает  с  учетом  экологической  обстановки на соответствующих
территориях  на  основании  базовых  нормативов  платы  за  размещение
отходов   в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации
исполнительный орган государственной власти области после согласования
со  специально  уполномоченными  федеральными  органами исполнительной
власти   в   сфере  обращения  с  отходами  в  соответствии  со  своей
компетенцией. (В редакции Закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N
10-З)

     Статья 22. Экономическое стимулирование деятельности в сфере
                обращения с отходами

     1. Экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения  с
отходами осуществляется посредством:
     - понижения размера платы за  размещение  отходов  индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам,  осуществляющим деятельность,  в
процессе которой образуются  отходы,  при  внедрении  ими  технологий,
обеспечивающих уменьшение количества отходов;
     - применения  ускоренной  амортизации  основных  производственных
фондов,  связанных  с  осуществлением деятельности в сфере обращения с
отходами.
     2.   Меры  экономического  стимулирования  деятельности  в  сфере
обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством
Российской   Федерации.  (В  редакции  Закона  Смоленской  области  от
08.01.2002 г. N 10-З)

           ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

     Статья 23. Государственный контроль за деятельностью в сфере
                обращения с отходами

     1. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения  с
отходами  осуществляют  специально  уполномоченные  федеральные органы
исполнительной власти в сфере обращения с  отходами  и  уполномоченный
орган  исполнительной  власти  области  в сфере обращения с отходами в
соответствии со своей компетенцией.
     2. Государственный  контроль за деятельностью в сфере обращения с
отходами включает в себя:
     - контроль   за  выполнением  экологических,  санитарных  и  иных
требований в сфере обращения с отходами;
     - контроль  за  соблюдением  требований  пожарной  безопасности в
сфере обращения с отходами;
     - контроль  за  соблюдением условий осуществления деятельности по
обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;
     - контроль  за соблюдением требований предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
     - контроль  за  соблюдением требований и правил транспортирования
опасных отходов;
     - контроль  за  выполнением  мероприятий по уменьшению количества
отходов  и  вовлечению  отходов  в  хозяйственный  оборот  в  качестве
дополнительных источников сырья;
     - контроль за достоверностью предоставляемой информации  в  сфере
обращения с отходами и отчетности об отходах;
     - выявление нарушений федерального и областного  законодательства
в сфере обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению
таких нарушений;
     - привлечение  в  установленном  порядке  виновных индивидуальных
предпринимателей  и  юридических  лиц  к  ответственности,  применение
штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного
окружающей природной среде и здоровью человека в результате  нарушения
федерального   и  областного  законодательства  в  сфере  обращения  с
отходами.
     3.  Решения  органов,  осуществляющих государственный контроль за
деятельностью  в  сфере  обращения с отходами, могут быть обжалованы в
порядке,  установленном  законодательством  Российской  Федерации.  (В
редакции Закона Смоленской области от 08.01.2002 г. N 10-З)

     Статья 24. Производственный контроль в сфере обращения с отходами

     1.   Юридические   лица,   осуществляющие  деятельность  в  сфере
обращения  с  отходами,  организуют  и  осуществляют  производственный
контроль   за   соблюдением   требований  законодательства  Российской
Федерации  в сфере обращения с отходами. (В редакции Закона Смоленской
области от 08.01.2002 г. N 10-З)
     2. Порядок   осуществления  производственного  контроля  в  сфере
обращения  с  отходами  определяют  юридические  лица,  осуществляющие
деятельность   в  сфере  обращения  с  отходами,  по  согласованию  со
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
в сфере обращения с отходами.

     Статья 25. Общественный контроль в сфере обращения с отходами

     Общественный  контроль  в сфере обращения с отходами осуществляют
граждане  или  общественные  объединения  в  порядке,  предусмотренном
законодательством  Российской Федерации. (В редакции Закона Смоленской
области от 08.01.2002 г. N 10-З)

          (Глава     исключена     -    Закон    Смоленской    области
от 08.01.2002 г. N 10-З)

                 ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 26. Вступление настоящего областного закона в силу

     Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.

     Статья 27. Приведение нормативных правовых актов Смоленской
                области в соответствие с настоящим областным законом

     Со дня вступления в силу настоящего областного закона нормативные
правовые акты главы администрации Смоленской области, органов местного
самоуправления,  регулирующие  деятельность  в   сфере   обращения   с
отходами, применяются в части, не противоречащей настоящему областному
закону.
     Предложить главе   администрации  Смоленской  области  и  органам
местного самоуправления в двухмесячный срок привести свои  нормативные
правовые  акты  в соответствие с настоящим областным законом и принять
соответствующие нормативные правовые акты,  обеспечивающие  реализацию
настоящего областного закона.
     Со дня вступления в силу  настоящего  областного  закона  считать
утратившим   силу   областной   закон   "О  порядке  сбора,  хранения,
перемещения,  сдачи и переработки лома  и  отходов  цветных  и  черных
металлов  в  Смоленской  области"  (Вестник Смоленской областной Думы,
1997, N 3 (часть 2), стр. 126).

Глава администрации
Смоленской области                                        А.Д.Прохоров

2 апреля 1999 года
N 24-з


Информация по документу
Читайте также