Расширенный поиск
Закон Смоленской области от 12.02.1999 № 14-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ О Б Л А С Т Н О Й З А К О Н Утратил силу - Закон Смоленской области от 14.11.2005 г. N 101-З О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Законов Смоленской области от 07.05.2002 г. N 45-З; от 28.04.2003 г. N 17-З) Принят Смоленской областной Думой 4 февраля 1999 года Настоящий областной закон является правовой основой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Смоленской области и призван содействовать реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина на поиск и получение информации, на образование, на доступ к культурным ценностям. Закон устанавливает основные требования по организации библиотечного дела в Смоленской области, определяет права и обязанности пользователей библиотеки, регулирует экономические основы и гарантии библиотечной деятельности, а также вопросы сохранения и использования библиотечных фондов как культурного достояния области. Настоящий областной закон (далее по тексту - настоящий закон) регулирует отношения между библиотечными учреждениями и органами государственной власти Смоленской области, органами местного самоуправления, гражданами, организациями в сфере библиотечного дела. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем областном законе В настоящем законе применяются следующие понятия и термины: библиотека - информационное, образовательное, культурное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации; библиотечное дело - отрасль информационной, культурно- просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно- библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек; справочно-библиографический аппарат - совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенных для распространения произведений печати и документов; общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии, национальности, социальному происхождению, языку, полу, политическим и иным убеждениям, месту жительства, имущественному положению и другим обстоятельствам; ведомственная библиотека - учреждение, обеспечивающее библиотечное, справочно-библиографическое и информационное обслуживание работников определенного ведомства (отрасли); центральная библиотека - учреждение, выполняющее функции формирования, предоставления пользователям библиотеки универсального собрания документов в пределах обслуживаемой территории и обеспечивающее научное и методическое развитие библиотек, расположенных на территории области; централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование, включающее в себя центральную библиотеку с функциями информационного, образовательного, культурного центра региона и библиотек-филиалов; предприятие библиотечного дела - организация, созданная в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, для производства интеллектуальной продукции, выполнения информационных, интеллектуальных и посреднических услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей в сфере библиотечного дела; библиотечный фонд - совокупность всех видов документов, имеющихся в библиотеке; библиотечный коллектор - государственное учреждение культуры, основной функцией которого является планомерное централизованное комплектование библиотек всех систем и ведомств изданиями, другими видами документов, библиотечным оборудованием и техническими средствами; межбиблиотечный и международный абонемент (МБА и ММБА) - библиотечный абонемент, основанный на взаимном использовании фондов библиотек в соответствии с установленными правилами; внутрисистемный обмен (ВСО) - библиотечный обмен, основанный на взаимном использовании фондов библиотек центральной библиотечной системы в соответствии с установленными правилами; документ - материальный объект с зафиксированной в нем информацией в виде текста, звукозаписи, изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования; пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки; устав библиотеки - свод положений и правил, определяющих сферу деятельности, права, обязанности юридического лица (библиотеки), утвержденный и зарегистрированный в установленном действующим законодательством порядке. Статья 2. Правовая основа библиотечного дела в Смоленской области Правовой основой библиотечного дела в Смоленской области являются: Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон "О библиотечном деле", настоящий закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Статья 3. Принципы областной государственной политики в сфере библиотечного дела Принципами областной государственной политики в сфере библиотечного дела являются: а) всеобщая доступность библиотечных фондов; б) максимальное и качественное удовлетворение интеллектуальных и информационных потребностей населения области; в) обеспечение государственных гарантий ее реализации. Статья 4. Сфера действия настоящего областного закона Действие настоящего закона распространяется на библиотеки, расположенные на территории области, финансируемые полностью или частично за счет средств областного и местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов - на библиотеки и предприятия библиотечного дела, расположенные на территории Смоленской области, если иное не установлено федеральным законодательством. ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 5. Полномочия органов государственной власти Смоленской области в сфере библиотечного дела 1. Органы государственной власти Смоленской области: а) осуществляют разработку основных направлений областной государственной политики в сфере библиотечного дела; б) выступают гарантом прав субъектов библиотечного дела и не вмешиваются в профессиональную деятельность библиотек за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством; в) поддерживают развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики; г) поддерживают развитие библиотечного обслуживания социально и экономически не защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности и других); д) стимулируют путем материальной поддержки общедоступные библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения области; е) устанавливают дополнительные к федеральным льготы, виды и нормы материального обеспечения библиотек, их работников за счет средств областного бюджета; ж) разрабатывают в установленном порядке областные программы развития библиотечного дела, принимают участие в реализации федеральных государственных программ. Финансирование и материальное обеспечение областных программ развития библиотечного дела осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 2. Органы государственной власти Смоленской области обеспечивают: а) создание и финансирование областных государственных библиотек; б) финансовую поддержку гарантий прав граждан на свободный доступ к информации путем выделения субвенций местным бюджетам на развитие библиотечного дела; в) гарантированное финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов областных государственных библиотек; г) организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников областных государственных библиотек; д) содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в сфере библиотечного дела, а также их финансирование; е) создание и финансирование областных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку работников библиотек; ж) разработку нормативов финансирования библиотечного дела и нормативов размещения общедоступных библиотек в Смоленской области; з) организацию и финансирование системы информационного обеспечения библиотечного дела в области, создание условий для взаимоиспользования ресурсов библиотек всех систем и ведомств; и) ведение статистического учета библиотек, расположенных на территории Смоленской области. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела 1. Органы местного самоуправления в Смоленской области обеспечивают: а) осуществление государственной политики в сфере библиотечного дела на своей территории; б) разработку местных нормативов финансирования библиотечного дела, но не ниже нормативов, установленных органами государственной власти Смоленской области; в) создание и финансирование муниципальных библиотек с учетом установленных нормативов, назначают руководителей муниципальных библиотек, централизованных библиотечных систем; г) гарантированное финансирование комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов муниципальных общедоступных библиотек, централизованных библиотечных систем; д) предоставление общедоступным библиотекам, в случае их вынужденного переселения, помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 2. При проектировании и строительстве населенных пунктов и жилых массивов предусматривается их обеспечение общедоступными библиотеками с учетом установленных действующим законодательством Российской Федерации нормативов, градостроительных норм, а также потребностей населения соответствующего муниципального образования. Статья 7. Пределы осуществления полномочий органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления в сфере библиотечного дела Органы государственной власти Смоленской области и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического состояния действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания. Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке. ГЛАВА 3. БИБЛИОТЕКИ Статья 8. Виды библиотек 1. Библиотеки могут быть учреждены федеральными и областными органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. 2. На территории Смоленской области в соответствии с порядком учреждения и формами собственности устанавливаются следующие основные виды библиотек: а) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти Смоленской области; б) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления: - городские; - районные; - сельские; в) библиотеки академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений; г) библиотеки предприятий, учреждений, организаций; д) библиотеки общественных объединений; е) частные библиотеки; ж) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Статья 9. Предприятия библиотечного дела На территории Смоленской области могут быть созданы предприятия библиотечного дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Статья 10. Центральные библиотеки в Смоленской области 1. Статус центральной областной государственной библиотеки универсального характера имеет Смоленская областная универсальная библиотека. Смоленская областная универсальная библиотека является научно-информационным, методическим и культурным центром областного значения, библиотека формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории. Смоленская областная универсальная библиотека организует взаимоиспользование библиотечных ресурсов, является депозитарным хранилищем краеведческих документов и местных изданий, получает два обязательных бесплатных документа в соответствии с областным законом "Об обязательном бесплатном экземпляре документов в Смоленской области", оказывает методическую помощь библиотекам, расположенным на территории Смоленской области, в организации библиотечного дела, создает автоматизированную базу данных. (В редакции Закона Смоленской области от 07.05.2002 г. N 45-З) Смоленская областная универсальная библиотека осуществляет издательскую деятельность. 2. Статус центральной областной государственной библиотеки по обслуживанию детей имеет Смоленская областная детская библиотека. Смоленская областная детская библиотека является информационным и методическим центром по библиотечному обслуживанию детей, формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание детской, педагогической и психологической литературы по проблемам чтения, некнижных носителей информации в помощь развитию детей, их обучению и воспитанию. Получает обязательный бесплатный документа в соответствии с областным законом "Об обязательном бесплатном экземпляре документов в Смоленской области". (В редакции Закона Смоленской области от 07.05.2002 г. N 45-З) 3. Статус центральной областной государственной библиотеки по обслуживанию юношества имеет Смоленская областная юношеская библиотека. Смоленская областная юношеская библиотека является информационным и научно-методическим центром на территории области по библиотечному обслуживанию юношества, проблемам юношеского чтения. Получает обязательный бесплатный документа в соответствии с областным законом "Об обязательном бесплатном экземпляре документов в Смоленской области". (В редакции Закона Смоленской области от 07.05.2002 г. N 45-З) 4. Статус центральной областной государственной библиотеки по обслуживанию слепых и слабовидящих имеет Смоленская областная специальная библиотека для слепых. Смоленская областная специальная библиотека для слепых является информационным, культурным, библиографическим, методическим центром на территории области по обслуживанию слепых, слабовидящих и инвалидов других категорий. 5. В районах Смоленской области статус центральной библиотеки имеет центральная районная библиотека. Центральная районная библиотека является информационным и методическим центром на территории района по обслуживанию взрослого и детского населения. 6. В городах Смоленской области статус центральной библиотеки имеет центральная городская библиотека. Центральная городская библиотека является информационным и методическим центром на территории города по обслуживанию взрослого и детского населения. 7. Органы государственной власти Смоленской области могут учреждать специальные центральные государственные библиотеки по отраслевому признаку. ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 11. Право на библиотечное обслуживание 1. На территории области каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений и вероисповедания, профессии, языка и имущественного положения имеет право на библиотечное обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере библиотечного дела, если иное не установлено федеральными законами. 2. Право на библиотечное обслуживание обеспечивается: а) созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания на основе Федерального закона "О библиотечном деле", настоящего закона, нормативов, утвержденных органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления; б) многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности. Порядок доступа к библиотечным фондам, перечень основных и дополнительных услуг и условия их предоставления устанавливаются библиотеками в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Статья 12. Право на библиотечную деятельность 1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Смоленской области в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пользователи имеют право участвовать в библиотечной деятельности через попечительские органы, читательские советы и общественные объединения пользователей. 2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. 3. Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов, которые включают особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержку со стороны органов государственной власти Смоленской области для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в исполнительном органе государственной власти Смоленской области. Статья 13. Права пользователей библиотек 1. Все пользователи библиотек имеют равное право доступа и свободы выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. 2. Каждый пользователь библиотеки имеет право: а) доступа к информации, имеющейся в библиотечных фондах и других источниках, предоставляемых по дистанционным каналам связи, не являющейся государственной тайной; б) бесплатно получать информацию о характере деятельности библиотек, составе библиотечного фонда, о видах выполняемых библиотекой работ и услуг. 3. В общедоступных библиотеках граждане имеют право: а) бесплатно стать пользователями библиотеки по предъявлению документа, удостоверяющего личность, а несовершеннолетние до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей; б) бесплатно получать в библиотеке полную информацию о составе ее фонда, выполняемых работах и услугах через систему справочно-библиографического аппарата и другие формы библиотечного информирования; в) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) бесплатно получать во временное пользование любой документ из фондов библиотеки на установленный срок; д) пользоваться услугами международного, межбиблиотечного абонемента и внутрисистемного обмена в установленном порядке; е) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определен правилами пользования библиотекой. 4. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права. Статья 14. Права особых групп пользователей библиотек 1. К особым группам пользователей библиотек относятся: а) национальные меньшинства; б) лица, имеющие инвалидность по зрению и другие физические недостатки; в) лица детского, юношеского и преклонного возраста. 2. Финансирование обслуживания особых групп пользователей библиотек осуществляется из средств федерального, областного и местных бюджетов, а также за счет иных источников, не запрещенных законом. (В редакции Закона Смоленской области от 28.04.2003 г. N 17-З) 3. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специализированных областных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. 4. Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек (межбиблиотечный абонемент). 5. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные и внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств областного и местных бюджетов, средств федеральных и областных программ в сфере библиотечного дела. 6. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных детских и юношеских библиотеках, библиотеках общеобразовательных учреждений в соответствии с правилами пользования библиотекой. Статья 15. Ответственность пользователей библиотек Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. ГЛАВА 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕК И ПРЕДПРИЯТИЙ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 16. Статус библиотек Областные государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Статус библиотек определяется их учредителями. Статья 17. Статус предприятий библиотечного дела Статус предприятий библиотечного дела определяется учредительными документами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Статья 18. Права библиотек 1. Библиотеки имеют право: а) определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах (положениях); б) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; в) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками; г) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек, и получать указанную компенсацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; д) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности; е) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами; ж) образовывать в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, межбиблиотечные системы и библиотечные объединения; з) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и областных программ развития библиотечного дела; и) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ; к) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов; л) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; м) регистрировать анкетные данные пользователей библиотек; н) самостоятельно определять свои структуру и штатное расписание согласно установленным нормам; о) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации. 2. Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек. 3. Библиотеки вправе вести предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Деятельность библиотек по реализации работ и услуг, предусмотренная их уставом, относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не используется непосредственно в данной библиотеке на нужды обеспечения, развития и совершенствования ее основной уставной деятельности. Платные формы культурной деятельности библиотек не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование библиотек. Статья 19. Обязанности библиотек 1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, своими уставами, правилами пользования библиотеками. Не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также предоставление и использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания. 2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие. 3. Библиотеки, которые имеют в своих фондах коллекции и редкие печатные издания, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их несвоевременный учет в сводных каталогах, отсутствие регистрации их как части культурного достояния народов Российской Федерации, а также за их не включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных программ сохранения и развития культуры. 4. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном учредительными документами библиотек и действующим законодательством Российской Федерации. 5. Областные государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию библиотечных фондов. ГЛАВА 6. БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ Статья 20. Библиотечные фонды, комплектуемые на территории Смоленской области, как часть культурного достояния народов Российской Федерации Библиотечные фонды, комплектуемые на территории области на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие коллекции и редкие печатные издания, могут объявляться памятниками истории и культуры и находиться на особом режиме охраны и использования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда, отнесенного к памятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан в состав фонда другой библиотеки решением собственника фонда по представлению заключения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов. Статья 21. Комплектование, учет и хранение библиотечных фондов 1. Комплектование библиотечных фондов осуществляется путем: а) получения обязательного экземпляра документов в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации; (В редакции Закона Смоленской области от 07.05.2002 г. N 45-З) б) приобретения документов за наличный и безналичный расчет; в) книгообмена; г) дарственных пожертвований, безвозмездной передачи документов; д) иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 2. Комплектование библиотек производится за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников, не запрещенных законом. (В редакции Закона Смоленской области от 28.04.2003 г. N 17-З) 3. Учет и хранение документов, находящихся в фондах библиотек, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 4. Приобретение отдельных коллекций изданий и документов для пополнения библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию, финансируется за счет средств учредителя, иных источников, не запрещенных законом. ГЛАВА 7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 22. Порядок создания библиотек 1. На территории Смоленской области создаются и действуют библиотеки различных форм собственности и организационно-правовых форм в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 2. Библиотека считается учрежденной и приобретает статус юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. 3. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица. 4. Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению, осуществляет контроль за деятельностью библиотеки в соответствии с действующим законодательством, назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Учредитель библиотеки обязан предоставить библиотеке помещение, соответствующее режиму сохранности библиотечных фондов. В уставе библиотеки должны быть отражены юридический статус, наименование библиотеки, ее местонахождение, порядок управления библиотекой, цели и задачи деятельности библиотеки, условия ее доступности, источники финансирования, имущественные отношения между библиотекой и ее учредителем. 5. Библиотеки, не обладающие статусом юридического лица, осуществляют свою деятельность на основании положения, утверждаемого ее собственником. Статья 23. Реорганизация и ликвидация библиотек 1. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. 2. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя, профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикует в печатных средствах массовой информации уведомление о принятом решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации. При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего профиля. 3. Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 4. Запрещается разгосударствление, приватизация областных государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены. 5. Неправомерное решение о ликвидации областных государственных и муниципальных библиотек может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке. 6. В случае вынужденного переселения библиотек из занимаемых ими помещений учредитель обязан предоставить другое помещение в соответствии с действующими нормами. Статья 24. Имущество библиотеки 1. Библиотека на правах оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. 2. Областные государственные, муниципальные и другие общедоступные библиотеки имеют право на выделение им в безвозмездное пользование земельных участков и производственных помещений для улучшения библиотечного обслуживания населения. 3. Порядок использования финансовых средств библиотеки регламентируется ее уставом. Не использованные за отчетный период финансовые средства не могут быть изъяты у библиотеки и не учитываются в объеме финансирования на следующий отчетный период. 4. Библиотеке принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом ее деятельности, а также на доходы от собственной деятельности библиотеки и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Статья 25. Фонды развития библиотек В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться областные государственные и негосударственные фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, учреждений, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других мероприятий. Средства указанных фондов используются в целях финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемых их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться в целях стимулирования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности. Статья 26. Взаимодействие библиотек с органами научно-технической информации и архивами В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством Российской Федерации, федеральными и областными программами, а также договорами, заключенными между этими организациями. Статья 27. Трудовые отношения работников библиотек 1. Трудовые отношения работников библиотек регулируются законодательством Российской Федерации о труде. 2. Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается федеральным законодательством. 3. Работникам центральной областной государственной библиотеки универсального характера, центральных областных государственных библиотек по обслуживанию отдельных групп читателей, центральных районных и центральных городских библиотек к должностным окладам, утвержденным в штатных расписаниях соответствующих библиотек согласно тарифной сетке, за счет средств областного и местных бюджетов устанавливаются следующие повышающие коэффициенты: а) в центральной областной государственной библиотеке универсального характера - 2,0; б) в центральной областной государственной библиотеке по обслуживанию детей и центральной областной государственной библиотеке по обслуживанию юношества - 1,8; в) в центральной областной государственной библиотеке по обслуживанию слепых и слабовидящих - 1,5; г) в центральных районных и в центральных городских библиотеках - 1,5. 4. Работникам библиотек, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, устанавливаются надбавки к должностному окладу за непрерывный стаж работы в сфере библиотечного дела в размере: - 20 % оклада - за первые проработанные 5 лет; - 5 % оклада - за каждые последующие проработанные 5 лет. Максимальный размер надбавки не может превышать 40 % оклада. Статья 28. Налоговые льготы в сфере библиотечного дела Областные государственные библиотеки освобождаются от уплаты всех видов налогов в части, зачисляемой в областной бюджет, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Статья 29. Ответственность за нарушение норм настоящего областного закона Нарушение норм настоящего закона влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Статья 30. Вступление в силу настоящего областного закона 1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Пункты 3 и 4 статьи 27 настоящего закона вводятся в действие со дня вступления в силу областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, что соответствующие денежные средства на их реализацию предусмотрены в указанном областном законе. Глава администрации Смоленской области А.Д.Прохоров 12 февраля 1999 года N 14-з Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|