Расширенный поиск
Закон Смоленской области от 30.04.2013 № 33-зРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Смоленской области Принят Смоленской областной Думой 30 апреля 2013 года Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего областного закона 1. Настоящий областной закон направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с добровольным участием граждан в охране общественного порядка на территории Смоленской области (далее - участие граждан в охране общественного порядка). 2. Действие настоящего областного закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением оперативно-разыскной, частной детективной и охранной деятельности, а также иных видов деятельности, регулируемых федеральным законодательством. Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют федеральное и областное законодательство, а также муниципальные правовые акты. Статья 3. Цель и принципы участия граждан в охране общественного порядка 1. Целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание содействия органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) и территориальным органам Министерства внутренних дел Российской Федерации в Смоленской области (далее - органы внутренних дел) в решении возложенных на них задач по обеспечению безопасности личности, правопорядка в общественных местах, профилактике правонарушений, охране и защите собственности, обеспечению безопасности дорожного движения, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде правовых знаний и правовому воспитанию граждан при условии, что подобные действия не повлекут ущемления прав и свобод человека и гражданина, разглашения государственной, личной, семейной и иных охраняемых законом тайн. 2. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, добровольности, безвозмездности, взаимодействия с органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления, недопустимости подмены полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Статья 4. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка 1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел, осуществлять деятельность, отнесенную федеральным законодательством к исключительной компетенции этих органов, разглашать служебную и иную информацию, ставшую им известной в результате участия в охране общественного порядка, а также использовать права, предоставленные им настоящим областным законом, в корыстных и (или) личных целях. 2. Органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления и органы внутренних дел не вправе привлекать граждан для содействия в осуществлении мероприятий по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью. 3. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, осуществляют свою деятельность совместно с сотрудниками органов внутренних дел. Статья 5. Требования к гражданам, участвующим в охране общественного порядка 1. В охране общественного порядка может принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и способный по своим моральным и деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности по охране общественного порядка, предусмотренные настоящим областным законом. 2. В охране общественного порядка не могут участвовать граждане: 1) имеющие или имевшие судимость; 2) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; 3) состоящие на учете в медицинских организациях по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; 4) не имеющие регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории Смоленской области; 5) привлекавшиеся к административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, а также за административные правонарушения против порядка управления. Статья 6. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка 1. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах: 1) информирование органов внутренних дел о ставших им известными фактах о готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях, причинах и условиях, способствующих их совершению; 2) оказание содействия органам внутренних дел, в том числе в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений; 3) участие в пропаганде правовых знаний; 4) иные формы, не запрещенные федеральным законодательством. 2. Граждане участвуют в охране общественного порядка в форме, предусмотренной пунктом 2 части 1 настоящей статьи, исключительно во взаимодействии с органами внутренних дел. 3. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме внештатного сотрудничества в соответствии с федеральным законодательством. Статья 7. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка 1. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах: 1) общественные объединения, уставными целями деятельности которых являются участие в охране общественного порядка и оказание содействия органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления, органам внутренних дел; 2) самодеятельные группы граждан; 3) добровольные народные дружины. 2. Общественные объединения, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". 3. Самодеятельные группы граждан могут создаваться по месту жительства или по месту нахождения собственности граждан в целях защиты жизни, здоровья, а также охраны собственности от правонарушений. При этом деятельность таких самодеятельных групп должна осуществляться исключительно на территории дворов, подъездов, на придомовой территории или по месту нахождения собственности и под контролем органов внутренних дел. 4. Уведомление о создании самодеятельной группы, содержащее список граждан, входящих в ее состав, с указанием их анкетных данных (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и паспортные данные с учетом требований федерального законодательства в области персональных данных) и указанных территорий осуществления деятельности, подлежит направлению в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне в Смоленской области и в орган местного самоуправления по месту осуществления деятельности самодеятельной группы. Статья 8. Добровольные народные дружины 1. Добровольные народные дружины являются добровольными формированиями населения по охране общественного порядка, созданными органами местного самоуправления в соответствующих муниципальных образованиях Смоленской области. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создают условия для деятельности добровольных народных дружин. 3. Деятельность добровольной народной дружины осуществляется в соответствии с настоящим областным законом и принимаемым в соответствии с ним положением о добровольной народной дружине, утверждаемым органом местного самоуправления, принявшим решение о создании добровольной народной дружины. 4. Положение о добровольной народной дружине должно определять цели, задачи, направления ее деятельности, структуру и порядок ее формирования, порядок взаимодействия добровольной народной дружины с органами государственной власти Смоленской области, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, условия и порядок приема граждан в добровольную народную дружину и отчисления из нее, права и обязанности члена добровольной народной дружины, образец удостоверения и знаков отличия члена добровольной народной дружины. 5. Органы местного самоуправления, принявшие решение о создании добровольной народной дружины, направляют копию решения о создании добровольной народной дружины и копию утвержденного положения о добровольной народной дружине в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере проведения единой государственной политики в области местного самоуправления на территории Смоленской области, который ведет реестр добровольных народных дружин в Смоленской области, а также в соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне в Смоленской области. 6. Контроль за деятельностью добровольной народной дружины осуществляют органы внутренних дел, а также органы местного самоуправления, принявшие решение о создании добровольной народной дружины. 7. Органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе оказывать финансовую и материально-техническую помощь в осуществлении деятельности добровольных народных дружин в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 9. Основные направления деятельности добровольных народных дружин 1. Добровольные народные дружины могут привлекаться органами внутренних дел к участию в следующих мероприятиях: 1) мероприятия по защите жизни и здоровья граждан, охране собственности физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 2) мероприятия по профилактике правонарушений, а также по раскрытию совершенных преступлений и пресечению административных правонарушений; 3) мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения; 4) мероприятия по проведению неотложных аварийно-спасательных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным и областным законодательством; 5) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, охране окружающей среды; 6) мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 7) другие мероприятия, отнесенные федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, за исключением мероприятий, заведомо предполагающих угрозу жизни и здоровью членов добровольной народной дружины. 2. Члены добровольных народных дружин, участвующие в мероприятиях по охране общественного порядка, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не вправе осуществлять деятельность, отнесенную федеральным законодательством к исключительной компетенции сотрудников органов внутренних дел. Статья 10. Требования, предъявляемые к члену добровольной народной дружины 1. Членом добровольной народной дружины может быть гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям, указанным в статье 5 настоящего областного закона. 2. Членство в добровольной народной дружине прекращается в следующих случаях: 1) при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 5 настоящего областного закона; 2) на основании личного заявления члена добровольной народной дружины; 3) в случае систематического невыполнения обязанностей члена добровольной народной дружины; 4) в иных случаях, предусмотренных положением о добровольной народной дружине. Статья 11. Права и обязанности членов добровольной народной дружины и иных граждан, участвующих в охране общественного порядка 1. Члены добровольной народной дружины и иные граждане, участвующие в охране общественного порядка, вправе: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушения; 2) вместе с сотрудниками органов внутренних дел участвовать в мероприятиях по проверке документов, досмотру транспортных средств, по временному ограничению или запрещению движения граждан и транспортных средств, по ограничению допуска граждан на отдельные участки местности и в их оцеплении; 3) оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в задержании лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, и в пресечении правонарушений; 4) охранять совместно с сотрудниками органов внутренних дел места происшествий; 5) участвовать в мероприятиях по пропаганде и распространению правовых знаний, правовом воспитании населения; 6) информировать органы внутренних дел о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; 7) участвовать совместно с сотрудниками органов внутренних дел в мероприятиях по охране общественного порядка путем патрулирования на улицах, площадях, в парках и других местах массового пребывания населения, а также в выставлении постов, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий; 8) участвовать в проведении мероприятий по профилактике совершения правонарушений; 9) оказывать иное содействие органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления, органам внутренних дел, не противоречащее федеральному законодательству. 2. Члены добровольной народной дружины и иные граждане, участвующие в охране общественного порядка, обязаны: 1) выполнять законные распоряжения сотрудников органов внутренних дел; 2) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина; 3) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих безопасности граждан, правопорядку и общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел и принимать меры совместно с сотрудниками органов внутренних дел по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, охране места происшествия; 4) принимать меры по оказанию помощи, в том числе первой помощи, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья; 5) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца; 6) быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами. 3. Положением о добровольной народной дружине могут быть предусмотрены также и иные права и обязанности членов добровольной народной дружины. 4. Члены добровольной народной дружины и иные граждане, участвующие в охране общественного порядка, обязаны пройти правовую подготовку, организация которой осуществляется органами внутренних дел. 5. Органы внутренних дел, привлекая к участию в охране общественного порядка членов добровольных народных дружин и иных граждан, участвующих в охране общественного порядка, обязаны обеспечивать их личную безопасность. Статья 12. Социальные гарантии и формы поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка 1. За особые заслуги в охране общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане, участвующие в охране общественного порядка, могут в соответствии с федеральным законодательством представляться к награждению государственными наградами Российской Федерации. 2. Гражданам, участвующим в охране общественного порядка, устанавливаются следующие социальные гарантии: 1) в случае гибели гражданина в связи с участием в охране общественного порядка семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, в равных долях выплачивается единовременное пособие в размере 1 миллиона рублей за счет средств областного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц; 2) в случае причинения гражданину в связи с участием в охране общественного порядка тяжкого вреда здоровью пострадавшему выплачивается единовременное пособие в размере 150 тысяч рублей за счет средств областного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц; 3) в случае причинения гражданину в связи с участием в охране общественного порядка тяжкого вреда здоровью, средней тяжести вреда здоровью, легкого вреда здоровью или иного вреда здоровью пострадавшему компенсируются понесенные им расходы на лечение, но не свыше 50 тысяч рублей за счет средств областного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц; 4) в случае причинения ущерба имуществу гражданина в связи с осуществлением деятельности по участию в охране общественного порядка пострадавшему возмещается стоимость причиненного ущерба, но не свыше 20 тысяч рублей за счет средств областного бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. 3. Порядок выплаты единовременных пособий, установленных пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи, компенсации расходов, предусмотренных пунктом 3 части 2 настоящей статьи, и возмещения стоимости ущерба, предусмотренного пунктом 4 части 2 настоящей статьи, определяется нормативным правовым актом Администрации Смоленской области. 4. Органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать дополнительные социальные гарантии гражданам, участвующим в охране общественного порядка. 5. Органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления и организации могут использовать с учетом требований федерального и областного законодательства иные формы морального и материального поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка. Статья 13. Ответственность граждан, участвующих в охране общественного порядка 1. За противоправные действия, совершенные при осуществлении деятельности по охране общественного порядка, граждане, участвующие в охране общественного порядка, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством. 2. Вред, причиненный гражданам и организациям гражданами, участвующими в охране общественного порядка, подлежит возмещению в соответствии с федеральным законодательством. Статья 14. Вступление в силу настоящего областного закона Настоящий областной закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Губернатор Смоленской области А.В. Островский 30 апреля 2013 года N 33-з Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|