Расширенный поиск

Постановление Думы Рязанской области от 24.10.2001 № 470-III РОД

 



                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


                       РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


от 24 октября 2001 года                                N 470 - III РОД


                О  Концепции (приоритетах) социально-
              экономического развития агропромышленного
                        комплекса до 2004 года


     Рассмотрев проект Концепции (приоритеты) социально-экономического
развития агропромышленного комплекса до 2004 года, внесенный комитетом
областной Думы по аграрным вопросам,  природопользованию  и  экологии,
Рязанская областная Дума

                        п о с т а н о в и л а:

     1. Принять    Концепцию   (приоритеты)   социально-экономического
развития агропромышленного комплекса до 2004 года.
     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



     Председатель областной Думы          В.Н.Федоткин



                                                Принята постановлением
                                              Рязанской областной Думы
                                               от 24 октября 2001 года
                                                       N 470 - III РОД



                        Концепция (приоритеты)
                  социально-экономического  развития
               агропромышленного комплекса до 2004 года


           1.   Производство сельскохозяйственной продукции

     Целью концепции  развития АПК в долгосрочной перспективе является
осуществление  основных  направлений   формирования   эффективного   и
устойчивого   агропромышленного   производства,   которое   по   своим
качественным   показателям   соответствовало   бы   мировому   уровню:
выравнивание доходов и других жизненных параметров сельского населения
с соответствующими показателями городского  населения.  Первоочередной
же   целью   является   ускоренное   восстановление  агропромышленного
производства,  создание  организационно-экономических   и   социальных
условий для рентабельной работы сельских товаропроизводителей, так как
обеспечение населения области доступным полноценным продовольствием  и
уменьшение  зависимости  от  внерегиональных  поставок  на предстоящий
период   и   отдаленную   перспективу   возможно   только   на    базе
высокоразвитого  собственного сельскохозяйственного производства,  при
максимальном использовании внутреннего биоклиматического  трудового  и
ресурсного потенциала.
     Высокоэффективная работа АПК - важнейшая задача законодательных и
исполнительных   органов   власти  области.  Дальнейшее  его  развитие
признается как приоритетное направление экономической политики. В этих
целях предусматривается ежегодное выделение средств на село в пределах
15 % расходной части бюджета.
     Вывод АПК   из   кризиса  и  его  послекризисное  развитие  будет
осуществляться  на  основе  нового  курса  стабилизации,   ускоренного
восстановления и развития аграрной экономики, а именно:
     интенсификации производственных  процессов,   широкого   научного
обеспечения,  внедрения новейших ресурсоэнергосберегающих технологий в
растениеводстве, животноводстве и перерабатывающих отраслях;
     обеспечения предприятий   набором   высокотехнологичных  машин  и
оборудования производства заводов г. Рязани и области;
     создания сети машинно-технологических станций (МТС);
     концентрации производства на предприятиях,  способных  обеспечить
лучшее  использование трудовых и материальных ресурсов,  более высокие
темпы производства конечной продукции;
     совершенствования управления  АПК на основе разграничения функций
государственного и хозяйственного управления;
     рационального использования   бюджетных,  собственных  и  заемных
денежных средств;
     установления эквивалентных межотраслевых отношений;
     развития кооперации и агропромышленной интеграции;
     совершенствования внешнеэкономических отношений;
     создания благоприятных   экономических   условий   для   вложения
инвестиций в сельскохозяйственное производство;
     социального возрождения села и повышения уровня жизни населения;
     ускоренного процесса   обновления   производственного  потенциала
села;
     поэтапного решения задач.
     На первом этапе (2001 - 2003г.г.) предстоит сосредоточить  усилия
и  ресурсы  на  сохранении  достигнутого  уровня  производства во всех
категориях хозяйств: зерна - 950 тыс. тонн, картофеля - 660 тыс. тонн,
овощей - 180 тыс.  тонн,  сахарной свеклы - 180 тыс.тонн,  живой массы
скота - 78 тыс. тонн, молока - 480 тыс. тонн, яиц - 414 млн. штук. Это
в  основном  обеспечивает  потребности  населения  области в продуктах
питания.  Создать  организационные   и   экономические   условия   для
прекращения   спада  производства.  Привлечь  широкие  слои  сельского
населения к решению задач антикризисного развития.
     На втором этапе (2003-2004г.г.) намечается некоторый рост объемов
производства сахарной свеклы,  картофеля, овощей, молока, мяса, яиц за
счет    повышения    урожайности    сельскохозяйственных   культур   и
продуктивности  животных.  Предстоит  разрешить  проблему  неплатежей,
консолидации   денежных   средств   на  основе  ссудосберегательных  и
кредитных кооперативов.
     Это позволит  создать  базу  для  устойчивого  развития  сельской
территории и обеспечения выпуска  широкого  ассортимента  биологически
полноценного продовольствия,  отвечающего потребностям различных групп
населения.  В  количественном  выражении   это   означает   выход   по
производству  продовольствия на рубежи,  гарантированные агроприродным
потенциалом области:  по зерну - 1,0 млн.  тонн, сахарной свекле - 200
тыс.  тонн,  картофелю - 680 тыс.  тонн, овощам - 200 тыс. тонн, живой
массе скота - 80 тыс.  тонн,  молоку - 500 тыс.  тонн, яйцу - 420 млн.
штук.  Будет  завершено  формирование  перспективной  производственной
структуры,   устойчивое   расширенное   воспроизводство,    достижение
докризисного уровня жизни сельского населения.
     Принципиально важно,  чтобы этот курс был настроен на управляемую
аграрную  экономику и опирался в основном на собственные ресурсы.  При
этом устойчивая и эффективная агроэкономика  может  быть  создана  при
наличии     оптимального     соотношения    планового    индикативного
государственного управления и рыночных рычагов регулирования.
     Совершенствование экономического     механизма     хозяйствования
включает в себя следующие аспекты:
     укрепление и  совершенствование  агропромышленного  комплекса как
единого целого в области управления,  прогнозирования, финансирования,
материально   -   технического   обеспечения   и   научно-технического
прогресса, внешних экономических связей;
     создание на  селе  равных экономических,  социальных,  правовых и
производственных предпосылок для развития всех  форм  собственности  и
хозяйствования:   государственных   хозяйств,   крупных   хозяйств   с
коллективно-долевой формой  собственности,  крестьянских  (фермерских)
хозяйств,    личных    подсобных   хозяйств   граждан,   садоводческих
кооперативов;
     вовлечение хозяйствующих субъектов в кооперацию, в рамках которой
не только достигаются положительные производственные  и  экономические
результаты, но и удачно решаются социальные проблемы деревни;
     как приоритетное  направление  -  развитие  крупных  хозяйств   с
коллективно-долевой  формой  собственности и личных подсобных хозяйств
граждан как основных производителей сельскохозяйственной  продукции  и
стабилизаторов  продовольственного  рынка.  Развитие  этих  двух  форм
хозяйствования должно идти по пути  интеграции  как  наиболее  мягкому
варианту реформирования сельского хозяйства;
     бюджетная поддержка   племенного   животноводства   и   сортового
семеноводства, работ по повышению плодородия почвы.
     Для обеспечения экономического регулирования и маневра при выводе
АПК  из  кризиса  намечается формировать в рамках регионального заказа
страховые,  резервные  и  продовольственные  областные   фонды   путем
выделения  бюджетных средств на закупку продовольствия по регулируемым
областным ценам.
     Определены многофакторные подходы к задачам сельскохозяйственного
природопользования. Основой должна стать адаптивно-ландшафтная система
земледелия  с  максимальным  использованием  биологических и природных
факторов в формировании урожая, восстановлении почвенного плодородия и
сохранении природных экосистем.
     Приоритетными направлениями вложения инвестиций должны стать:
     газификация и   электрификация   сел,   дорожное   строительство,
обустройство сельских населенных пунктов.
     Важным направлением  вывода  АПК  из  кризиса  и его стабилизации
является специализация. Углубленная проработка всех вариантов развития
АПК   с   учетом  природно  -  экономических  условий  хозяйствования,
исторического опыта и места  в  общереспубликанском  разделении  труда
показывает,  что  достичь  намечаемых  объемов производства и душевого
потребления  основных   продуктов   питания   возможно   при   условии
специализации   северо   -   восточной   зоны  области  (Клепиковский,
Ермишинский,  Кадомский,  Пителинский районы) и  приокской  (Спасский,
Рязанский,   Рыбновский,  Касимовский,  Шиловский  районы)  в  мясо  -
молочном направлении с  развитым  картофелеводством  и  овощеводством;
южной зоны (Михайловский,  Милославский,  Скопинский,  Ряжский, Ново -
Деревенский,  Ухоловский,  Шацкий,  Сараевский и Сасовский  районы)  и
центральной зоны (Захаровский,  Кораблинский,  Пронский,  Путятинский,
Сапожковский,  Старожиловский,  Чучковский районы) с  преимущественным
развитием зернового хозяйства,  свеклосахарного производства,  а также
производства молока и мяса, крупного рогатого скота и свиней.
     Предстоит совершенствование   земельных   отношений,   разработка
земельного кадастра,  создание эффективной системы платежей за  землю,
комплексной  информационной системы о земельных ресурсах,  защита прав
собственности на земельные участки.

     2. Организация переработки сельскохозяйственной продукции

     Пищевая и перерабатывающая промышленность области  имеет  сегодня
необходимые   условия  к  тому,  чтобы  выпускать  продукцию  высокого
качества,  которая была бы конкурентоспособной  на  рынках  не  только
нашего региона, но и за его пределами.
     Основными направлениями до 2005 года  в  деятельности  пищевых  и
перерабатывающих предприятий области являются:
     внедрение высокоэффективных    безотходных    конкурентоспособных
технологий  продуктов  питания  нового  поколения на основе применения
современных    физико-химических,    биотехнологических    и    других
прогрессивных методов обработки сырья;
     увеличение объемов переработки  молока  и  скота  на  собственных
предприятиях  за  счет сокращения их вывоза в непереработанном виде за
пределы региона;
     выполнение Федеральной   целевой  программы  "Развитие  индустрии
детского питания" по завершению строительства и ввода  в  эксплуатацию
цеха детского питания в г.Рязани;
     внедрение нового      конкурентоспособного       технологического
оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья,  современных
упаковочных материалов;
     внедрение эффективного  механизма  формирования продовольственных
ресурсов,  основанного  на  экономическом  стимулировании  собственных
товаропроизводителей, и развитие региональной инфраструктуры;
     обеспечение возможности  получения  и  пользования  предприятиями
перерабатывающей  промышленности,  имеющими  сезонный характер работы,
кредитных ресурсов  и  специальных  фондов  кредитования  на  льготных
условиях;
     обеспечение предприятий     сырьем     за     счет     углубления
агропромышленной  интеграции  на основе кооперирования всех участников
процесса   производства    конечной    пищевой    продукции    -    от
сельхозтоваропроизводителей до переработки и реализации;
     переработка сельскохозяйственного сырья  на  крупных,  технически
оснащенных предприятиях.
     В целях улучшения обеспечения потребительского  рынка  продуктами
питания   собственного   производства   на   период   до   2005   года
предусматривается  увеличение  объемов  производства  основных   видов
продуктов  питания.  За  счет  внедрения передовых технологий,  нового
оборудования,  реконструкции  и   нового   строительства,   сокращения
реализации   сельскохозяйственного   сырья   за   пределы   региона  в
непереработанном    виде    предусматривается    увеличение    объемов
производства продукции к концу 2004 года по производству масла и сыров
на 27 %,  сахара-песка в  3,2  раза,  молочных  консервов  в  2  раза,
цельномолочной продукции на 18 %, плодоовощных консервов на 36 %.
     За счет освоения  мощностей,  введенных  на  Приокском  молзаводе
Шиловского  района,  производство  растительного  масла  предусмотрено
довести до 4 тыс.тонн в год, что значительно сократит завоз его в нашу
область из других регионов.

     3. Развитие потребительского рынка товаров и услуг

     Состояние потребительского      рынка      Рязанской      области
характеризуется противоречивостью:  с  одной  стороны  -  относительно
высокая  насыщенность  его  товарами,  которая достигла почти 80 %,  с
другой стороны крайне низкая покупательская способность  населения  и,
как  следствие,  неудовлетворительная  платежеспособность  предприятий
торговли и общественного питания.
     Значительный удельный  вес в товарообороте,  примерно одну треть,
занимает неорганизованная  торговля  (торговля  на  рынках,  ярмарках,
выставочных   комплексах  и  на  других  территориях,  отведенных  для
осуществления торговли).
     Необходимо принятие   целого   комплекса   мер   по  упорядочению
торговли,  усилению контроля за соблюдением законодательства о  защите
прав   потребителей,   о   применении  контрольно-кассовых  машин  при
осуществлении денежных расчетов с населением,  что должно  привести  к
значительному повышению культуры обслуживания,  сокращению неучтенного
товарооборота.
     Основными задачами комплекса по расширению рынков сбыта на период
до 2004 года являются:
     развитие конкуренции  на  потребительском рынке,  создание равных
условий для хозяйствующих субъектов;
     координация деятельности    контролирующих    служб   в   вопросе
обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей;
     упорядочение торговли    алкогольной    продукцией,    хлебом   и
хлебобулочными изделиями на рынках и местах, отведенных для торговли и
продвижение   на   областной   и   межрегиональный   рынки  продукции,
производимой на предприятиях области;
     совершенствование взаимодействия   имеющихся   рыночных  структур
области  с  другими  регионами,  увеличение  товарооборота  Рязанского
оптового   продовольственного   рынка   за   счет  реализации  местной
продукции;
     проведение торгов  (конкурсов)  по закупке и поставке продукции в
областной продовольственный фонд;
     обеспечение продовольствием   военных   и   приравненных   к  ним
потребителей, дислоцированных на территории области;
     проведение серии  деловых  встреч  товаропроизводителей области и
оптовых покупателей Москвы по поставкам молочных продуктов, картофеля,
плодоовощной и другой продукции в рамках соглашения с Москвой;
     реализация соглашений   об   экономическом,   научно-техническом,
культурном  сотрудничестве  с  субъектами  РФ  и  стран  СНГ на основе
отрабатываемого механизма реализации соглашения с Тульской областью;
     организация работ    по    созданию    элементов   инфраструктуры
межрегионального   взаимодействия    (расчетно-клиринговых    центров,
совместных   межобластных   корпоративных  предприятий  и  ассоциаций,
открытие представительств и торговых предприятий);
     развитие выставочно-ярмарочной  деятельности,  координация работы
таких  структур,  как  Рязанская  торгово-промышленная  палата,  ЦНТИ,
"Рязанские торговые ряды", "Агропромкомплект";
     создание при  администрации   области   координационного   Совета
выставочно-ярмарочной деятельности;
     повышение качества     оказываемых     услуг,      восстановление
профессиональной   подготовки  и  переподготовки  работников  бытового
обслуживания  населения  через   регулярно   проводимые   семинары   с
приглашением ведущих мастеров России и Рязани;
     проведение политики протекционизма и оказания мер государственной
поддержки  предприятиям  бытового обслуживания,  оказывающим социально
значимые  услуги,  в  целях  сохранения  действующей  сети,   особенно
сельской местности.

             4. Кадровая политика и улучшение социальных
                  условий жизни сельского населения

     Демографическая обстановка на  селе  вступила  в  период  острого
кризиса.  Смертность  в 3-4 раза превышает рождаемость,  2/3 сельского
населения     составляют     пенсионеры.     Количество     работников
сельскохозяйственного  производства  за последние 10 лет сократилось с
85 до 55 тысяч человек.  Слабость социальной сферы приводит  к  оттоку
сельского  населения.  Поэтому  в  ближайшее время человеческий фактор
будет сдерживающим в развитии сельскохозяйственного производства.
     В связи с этим ставятся задачи:
     повышение социального   уровня   и   качества   жизни   сельского
населения;
     разработка новой стратегии миграционной политики,  прежде всего в
области внешней и внутренней трудовой миграции ;
     снижение смертности   всех   групп   населения,   особенно    лиц
трудоспособного возраста;
     расширение целевого  набора  выпускников  сельских  школ  во  все
средние и высшие учебные заведения области;
     строительство жилья  для  молодых  специалистов  с   привлечением
средств   сельскохозяйственных   предприятий,   фонда  индивидуального
жилищного строительства по  целевой  программе  "Свой  дом",  бюджетов
муниципальных образований и других источников;
     переподготовка и подготовка кадров массовых профессий;
     укрепление материальной базы ПТУ;
     продолжение работ по телефонизации,  водоснабжению и  газификации
жилья в сельской местности;
     увеличение объемов строительства дорог с твердым покрытием.

            5. Основные направления экологической политики
                   и меры по охране природной среды

     Одной из  целей  экологической  политики  является  достижение на
первом этапе минимально вредного воздействия  на  окружающую  среду  и
здоровье  населения,  а  в  дальнейшем - улучшение качества окружающей
природной  среды,  снижение  ресурсоемкости  производства   продукции,
обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства.
     Важнейшим направлением деятельности  по  обеспечению  устойчивого
развития  экономики  является постоянный учет экологического фактора в
различных   видах   деятельности,   что   в   свою   очередь   требует
взаимоувязанных  изменений  в  структуре  производства  и потребления,
главными из которых являются:
     формирование правовых,  экономических  и  организационных условий
для рационального природопользования;
     создание научно  - технического потенциала для перевода экономики
на природосберегающую основу;
     формирование прогрессивной  структуры общественного производства,
ориентированной на увеличение доли продукции конечного потребления;
     создание замкнутых   производственных   циклов   при  минимизации
производственных отходов;
     завершение перехода  на платное пользование природными ресурсами,
вовлекаемыми в хозяйственный  оборот,  с  целевым  направлением  части
средств на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов
с установлением налоговых и иных льгот,  предоставляемых предприятиям,
учреждениям  и  организациям  при внедрении малоотходных и безотходных
технологий   и   производств,   использовании   вторичных    ресурсов,
осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный
эффект;
     воспитание экологически грамотного гражданина.
     Для правового   обеспечения   устойчивого   экоразвития   области
необходимо разработать и принять:
     областную экологическую программу;
     положение о   подготовке   специалистов   для   сферы  управления
окружающей средой, природопользованием и экологией;
     провести социально-экономическую   оценку  природных  ресурсов  и
объектов области в кадастровой и реестровой формах.
     Для постоянной   работы   по  реализации  экологической  политики
образовать межведомственную комиссию.

     6. Научное обеспечение агропромышленного комплекса

     Среди наиболее приоритетных выделяется вопрос научно-технического
и  социального  прогресса,  что  будет  определять  будущее  сельского
хозяйства  и  других  сфер  АПК.   Для   этого   необходимо   всемерно
содействовать    развитию   научных   исследований   по   приоритетным
направлениям с тем,  чтобы создать задел для последующего  ускоренного
перехода к новым технологиям, типам технических средств, прогрессивным
формам социально-экономических отношений. Эти направления включают:
     организационно-экономический механизм функционирования АПК;
     земельные отношения и формы земельной собственности;
     системы воспроизводства   почвенного  плодородия,  предотвращение
всех видов ее деградации;
     управление продукционным     и     средоулучшающим    потенциалом
агроэкосистем и агроландшафтов;
     интенсификация машинных технологий;
     биотехнологические процессы   переработки   сельскохозяйственного
сырья,  белковые препараты и биологически активные добавки с заданными
функциональными свойствами и другие.
     При этом  необходимо  существенно  усилить  работу  по  внедрению
достижений научно-технического прогресса в АПК.
     Излагаемая концепция    должна   рассматриваться   как   исходное
направление  для  формирования  такого  плана,  в  котором  должны   в
конкретной  и  конструктивной  форме  раскрываться целевые ориентиры и
механизмы развития на ближайший период и  перспективу,  обеспечивающие
поэтапную  реализацию  поставленной задачи и позволяющие осуществить в
итоге  переход   агропромышленного   комплекса   области   на   модель
устойчивого  развития.  При  этом  масштаб и характер,  обеспечивающие
необходимый динамизм и  сбалансированность  развития,  определяются  в
каждом  конкретном  периоде  стартовыми  условиями  через показатели и
параметры, характеризующие текущее состояние данной экономики.


Информация по документу
Читайте также