Расширенный поиск

Постановление Думы Рязанской области от 22.05.2002 № 197-III РОД

 




                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


                       РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


от 22 мая 2002 года                                    N 197 - III РОД



               О проекте федерального закона N 198712-3
          "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
              Налогового кодекса Российской Федерации и
     некоторые другие акты законодательства Российской Федерации,
         а также о признании утратившими силу отдельных актов
      законодательства Российской Федерации о налогах и сборах",
            внесенном Правительством Российской Федерации


     Рассмотрев проект  федерального  закона  N  198712-3  "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации   и   некоторые   другие  акты  законодательства  Российской
Федерации,  а также  о  признании  утратившими  силу  отдельных  актов
законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах" (глава 26-2
"Упрощенная   система    налогообложения    для    субъектов    малого
предпринимательства"  и  глава  26-3  "Система  налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов  деятельности"),
внесенный  Правительством  Российской  Федерации,  Рязанская областная
Дума отмечает следующее.
     Предложенная в  главе  26-2  проекта  закона  упрощенная  система
налогообложения  для  субъектов  малого  предпринимательства  обладает
рядом несомненных достоинств,  к которым можно отнести самостоятельный
выбор налогоплательщиком  объекта  налогообложения  и  налоговой  базы
(доходы  или  доходы,  уменьшенные  на величину расходов) с достаточно
оптимальными   ставками   налога,   возможность    уменьшения    суммы
уплачиваемого  налога  за  счет  вычитания из него страховых взносов в
Пенсионный фонд и других,  которые сделают эту систему налогообложения
безусловно привлекательной для субъектов малого предпринимательства.
     Однако установление критерия  по  возможности  пользоваться  этой
системой  в  виде ограничения доходов до 7,5 млн.рублей по итогам за 9
месяцев предшествующего года не позволит  напрямую  пользоваться  этой
системой  сложившемуся  и  стабильно  развивающемуся не совсем мелкому
малому  бизнесу.  При  этом   привлекательность   упрощенной   системы
относительно общеустановленной налоговой системы столь велика, что она
автоматически заставит "крупный" малый бизнес  формально  дробиться  и
проводить  разделение  своих "крупных" предприятий на более мелкие,  а
индивидуальных  предпринимателей  распределять  свою  деятельность  по
родственникам   и  доверенным  лицам.  Это,  конечно,  формально  даст
основание говорить о количественном росте малого предпринимательства и
росте  среднего  класса  в  России,  однако  не  будет  способствовать
качественному развитию малого предпринимательства.
     Запрет на    переход   в   упрощенную   систему   налогообложения
плательщиков единого налога на вмененный доход вообще  выбрасывает  из
этой  системы  самую массовую по численности занятых в сфере обращения
часть мелкого малого предпринимательства.  Таким образом, самые мелкие
предприниматели,   занимающиеся   розничной   торговлей   в  маленьких
магазинчиках (до 70 кв.м  площади  торгового  зала,  в  палатках  и  с
лотков), общественным питанием в небольших кафе и барах (с площадью до
70 кв.м),  или транспортными и бытовыми услугами,  т.е. именно те, кто
имеет   доходы   в   пределах   7,5   млн.рублей,   в  соответствии  с
законопроектом лишены  возможности  пользоваться  льготной  упрощенной
системой  и  должны  осуществлять  свою  деятельность  в более жестких
условиях налоговой системы в виде единого налога на  вмененный  доход,
предоставленной  в  законопроекте,  которая,  в свою очередь,  гораздо
фискальнее,  чем действующая в настоящее время система единого налога,
например,  в Рязанской области.  Это не только не будет способствовать
развитию самых распространенных  видов  малого  предпринимательства  в
субъектах  Российской  Федерации,  но  сделает  их деятельность крайне
затруднительной,  что,  в свою очередь,  в  целях  снижения  налоговых
платежей   будет   стимулировать   сокращение   количества  физических
показателей,  например,  сокращение площадей торговых залов магазинов,
что  отрицательно  скажется на качественном обслуживании покупателей и
также не будет способствовать росту их доходов,  а,  следовательно, их
качественному развитию.
     Таким образом,   представленный   проект    упрощенной    системы
налогообложения    может    быть    реализован   только   для   малого
предпринимательства  производственной  сферы  и  очень  малого   числа
предпринимателей сферы обращения (различных услуг,  розничной торговли
и  общественного  питания),  что  не  будет  способствовать   развитию
основных   видов   малого   предпринимательства,  получивших  массовое
распространение в России.
     Поэтому считать,  что указанный проект закона в части главы  26-2
об  упрощенной  системе налогообложения реализует цели государственной
поддержки  малого  предпринимательства  и  создание  условий  для  его
развития не представляется возможным.
     Одновременно следует   отметить,   что    указанные    недостатки
законопроекта   в   отношении   упрощенной   системы  налогообложения,
внесенного   Правительством   Российской   Федерации,   исключены    в
аналогичном   проекте  федерального  закона  N  198229-3  "О  внесении
изменений и дополнений в часть вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации",  внесенном депутатами Государственной Думы И.Ю.Артемьевым,
С.В.Иваненко,  что позволяет надеяться  на  успешное  решение  вопроса
введения   на   территории  Российской  Федерации  самой  либеральной,
объективной  и  справедливой  для  всех  видов   деятельности   малого
предпринимательства  налоговой  системы,  которая  несомненно позволит
создать самые благоприятные условия для его не только количественного,
но и качественного развития.
     При этом система уплаты единого налога  на  вмененный  доход  для
отдельных  видов деятельности для субъектов малого предпринимательства
в силу своей формальной "упрощенности", представленной в законопроекте
Правительства  Российской  Федерации,  просто  изживет себя на большей
территории России,  т.к.  останется привлекательной только  для  очень
избранного круга самых "мелких" предпринимателей,  декларирующих очень
высокие доходы (например,  столичные дорогие модные бутики и ювелирные
салоны).
     Глава 26-3 проекта закона по установлению "обновленного"  единого
налога на вмененный доход для определенных видов деятельности обладает
еще более существенными недостатками.
     Правительством Российской   Федерации  предлагается  по  существу
изолировать единый налог  на  вмененный  доход  от  влияния  субъектов
Российской  Федерации,  переведя его из разряда региональных налогов в
особый налоговый режим в виде налоговой системы, к которой она по сути
и относится.
     Однако в отличие от действующей системы Правительством Российской
Федерации  предложено  сократить  виды  деятельности,  подпадающие под
уплату единого налога на вмененный доход.
     Выброшены из  этой  налоговой  системы прочие виды бытовых услуг,
под   которые   согласно   действующим    классификаторам    подпадают
организации,  занимающиеся  оказанием  ритуальных  и  банных  услуг  и
находящиеся на дотациях местных бюджетов.  Выброшенные из  действующей
системы  по  уплате  единого  налога  на вмененный доход по этим видам
деятельности предприятия не  смогут  перейти  на  еще  более  льготную
упрощенную  систему  только потому,  что не являются субъектами малого
предпринимательства  (сельские  бани,   например,   принадлежат,   как
правило,  предприятиям  ЖКХ  как  нагрузка к основной деятельности для
оказания банных услуг не более 2-3  дней  в  неделю  по  установленным
местными   органами   власти   тарифам).   Перевод   с  2003  года  на
общеустановленную систему этих видов деятельности приведет  к  резкому
росту цен на эти социально значимые услуги для населения.
     Исключены медицинские   услуги.   И   если   для   индивидуальных
предпринимателей  и субъектов малого предпринимательства осуществление
этих услуг перейдет в условия действия  для  них  достаточно  лояльной
упрощенной системы налогообложения, то государственные и муниципальные
учреждения  будут  оказывать  медицинские  услуги   уже   в   условиях
общеустановленной  системы,  что даже при наличии для них льгот по НДС
приведет к резкому росту цен на медицинские услуги,  в том числе и  на
протезирование зубов.  Учитывая,  что малое предпринимательство в этой
сфере не может пока конкурировать с учреждениями по качеству  оказания
этих услуг, а тем более не заинтересовано в их удешевлении, социальные
последствия реализации законопроекта в этой части как  для  населения,
так и для самих медицинских работников не вызывают сомнения.
     Исключение транспортных   услуг    приведет    к    значительному
подорожанию  проезда  в  маршрутных  такси  муниципальных предприятий,
достаточно  прибыльных   и   значительно   разгружающих   общественный
транспорт населенных пунктов, а также приносящих определенные доходы в
местный бюджет и сокращающий их финансирование  из  местных  бюджетов.
При  этом  можно  обоснованно ожидать снижение безопасности перевозок,
т.к. расформированные в малые предприятия по 20 машин в целях перехода
на  упрощенную  систему  налогообложения,  такие предприятия не смогут
осуществлять техническое обслуживание на столь качественном уровне.
     Все социальные последствия выведения из системы единого налога на
вмененный доход действующих в этой системе видов  деятельности  сложно
перечислить.   Многие  из  этих  видов  деятельности,  не  относясь  к
субъектам малого предпринимательства,  не смогут перейти на упрощенную
систему и вынуждены будут свернуть свою деятельность, т.к. потребность
в их услугах резко сократится из-за низкого уровня доходов населения.
     Действующая практика установления субъектами Российской Федерации
различных корректирующих коэффициентов сложилась  в  целях  исполнения
основополагающего принципа, который, как согласно действующему Закону,
так и согласно  внесенному  законопроекту,  требует  при  установлении
ставок  базовой  доходности для расчета вмененного дохода,  учитывать,
что этот вмененный доход при его расчете с учетом всех  корректирующих
коэффициентов    должен    отражать   потенциально   возможный   доход
налогоплательщика,    с    учетом    всей    совокупности    факторов,
непосредственно   влияющих   на  получение  дохода.  Другими  словами,
вмененный доход должен быть как можно ближе приближен  к  фактическому
доходу  по  соответствующему  виду  деятельности.  В установлении всей
совокупности этих корректирующих коэффициентов в  действующих  законах
субъектов  РФ активное участие принимали сами предприниматели,  требуя
справедливого подхода к оценки их дохода,  невзирая на то, что принцип
справедливости  при  установлении  налогов изъят из Налогового кодекса
РФ.
     Критикуя такой    подход,    Правительством     РФ     предложена
сверхупрощенная  формула  расчета  вмененного  дохода  с  ограниченным
количеством   коэффициентов,   состоящая   из   произведения   базовой
доходности   на   три   коэффициента,   два   из  которых  (К1  и  КЗ)
устанавливаются на федеральном  уровне,  а  третий  (К2),  не  являясь
интегральным  (т.е.  расчетным  с  учетом всех факторов деятельности),
должен тем не менее учитывать все эти факторы одновременно.  Учитывая,
что  экономическое обоснование такого подхода отсутствует,  непонятно,
каким  образом  субъект   РФ,   владея   правом   установления   столь
примитивного коэффициента с диапазоном от 0,5 до 1,0 (в 2 раза), может
приблизить вмененный доход к потенциально возможному доходу, когда тот
по  каждому  отдельно  взятому  виду  деятельности при наличии равного
количества физических показателей  (например,  площади)  отличается  в
десятки раз.  При этом сами ставки базовой доходности,  предлагаемые в
законопроекте, значительно выше, чем действующие в субъектах РФ.
     Если обычные типовые магазины могут перейти в упрощенную  систему
налогообложения  (при  площади  торгового  зала  более  70 кв.метров и
достижением соответствующего уровня доходов  путем  разделения  своего
бизнеса),  то  магазины  потребкооперации  лишены этой возможности,  а
предлагаемые законопроектом ставки и коэффициенты  резко  увеличат  их
налоговые  платежи,  что приведет к увеличению убытков и необходимости
роста цен на товары,  доставляемые в  отдаленные  сельские  населенные
пункты,   что  также  отрицательно  скажется  на  ухудшении  положения
сельского населения с самыми низкими доходами.
     Вызывают недоумение  применение первого федерального коэффициента
абсолютно ко  всем  видам  деятельности.  Например,  сомнительно,  что
существует  взаимосвязь влияния кадастровой стоимости земли на доходы,
получаемые  от  транспортных  услуг,  осуществляемых  на  этой  земле.
Наверное,  доходы  от  оказания транспортных услуг скорее всего должны
зависеть от качества (категории) дорог и наличия  потребителей  услуг,
чем от стоимости земли, по которой они проложены.
     Таким образом,  лишение  права  субъектов  РФ   на   установление
элементов   по  этой  налоговой  системе  не  реализует  указанного  в
законопроекте принципа.
     В целом  предлагаемая  в  главе  26-3  налоговая  система  в виде
единого налога на вмененный доход имеет  гораздо  больше  недостатков,
чем ныне действующая система единого налога, и в отличие от нее она не
стимулирует развитие тех  видов  деятельности,  которые  включаются  в
законопроект.  При  этом  ее  реализация  будет  иметь  дополнительные
отрицательные   социальные   последствия   для   населения   субъектов
Российской  Федерации  в  виде  увеличения  цен  на социально значимые
услуги и одновременно увеличит расходы местных бюджетов на компенсацию
организациям  и  населению  различного  рода социальных услуг согласно
действующему законодательству.
     Следует также   отметить   снижение  доходов  бюджетов  субъектов
Российской Федерации при установлении пониженных нормативов зачисления
налогов  в указанные бюджеты,  особенно это коснется местных бюджетов,
получающих сегодня от  индивидуальных  предпринимателей  полные  суммы
налогов (100%).
     Учитывая, что  представленный  законопроект  не  отвечает   целям
государственной  поддержки  малого  предпринимательства,  в  том числе
создания условий для его развития,  реализация этого  проекта  ухудшит
социальное  положение  населения  и  вызовет негативную реакцию как со
стороны  населения,  так  и  со  стороны  предпринимателей,  Рязанская
областная Дума

                       п о с т а н о в и л а :

     1. Не поддерживать  проект  федерального  закона  N  198712-3  "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  часть вторую Налогового кодекса
Российской  Федерации  и  некоторые   другие   акты   законодательства
Российской  Федерации,  а также о признании утратившими силу отдельных
актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (глава
26-2   "Упрощенная   система   налогообложения  для  субъектов  малого
предпринимательства" и глава  26-3  "Система  налогообложения  в  виде
единого  налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"),
внесенный Правительством Российской Федерации.

     2. Предложить   депутатам   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации рекомендовать  Правительству  Российской
Федерации при доработке указанного проекта закона:

     текст главы   26-2   по  упрощенной  системе  налогобложения  для
субъектов  малого  предпринимательства  изложить  в  редакции  проекта
федерального  закона  N  198229-3 "О внесении изменений и дополнений в
часть вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации",  внесенного
депутатами Государственной Думы И.Ю.Артемьевым, С.В.Иваненко, с учетом
основных положений:
     - установления  ставок  налога  в размере 6%  от дохода и 15%  от
дохода, уменьшенного на величину расходов;
     - увеличения  размера  доходов,  служащего  критерием возможности
перехода на упрощенную систему налогообложения до 30 миллионов  рублей
для  всех  видов  деятельности  и  45  миллионов  рублей для розничной
торговли;
     - установления  права  добровольного  перехода  субъектов  малого
предпринимательства с системы уплаты единого налога на вмененный доход
на упрощенную систему налогообложения;

     текст главы 26-3 по системе налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для  определенных  видов  деятельности  максимально
приблизить  к  действующему  Федеральному  закону  с  сохранением  его
основных положений:
     - действующего перечня видов деятельности, подпадающих под уплату
единого  налога  на  вмененный  доход,  включив  в  него  "медицинские
услуги", "прочие виды бытовых услуг";
     - действующих    критериев    отнесения    к    данной    системе
налогообложения   (по   транспортным  услугам  изменить  с  количества
автомашин  на  численность,  в  том  числе  по  маршрутным  такси  без
ограничения численности, и т.д.);
     - права  субъектов  Российской  Федерации  на  установление видов
деятельности (в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом) и
основных  элементов  налогообложения:  видов  физических  показателей,
ставок  базовой  доходности   на   единицу   физического   показателя,
коэффициентов корректировки базовой доходности.

     3. Направить настоящее постановление  в  Комитет  Государственной
Думы  Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам,
депутатам  Государственной  Думы  Федерального   Собрания   Российской
Федрации   Н.А.Корнеевой,  В.В.Оленьеву,  Н.И.Булаеву,  И.Ю.Артемьеву,
С.В.Иваненко,  представителю в Совете Федерации Федерального  Собрания
Российской  Федерации  от  Рязанской  областной  Думы  И.Н.Морозову  и
представителю в  Совете  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации от администрации Рязанской области М.В.Одинцову.

     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



     Председатель областной Думы          В.Н. Федоткин


Информация по документу
Читайте также