Расширенный поиск
Постановление Комитета по культуре и туризму Рязанской области от 09.07.2012 № 8РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 июля 2012 г. N 8 Об утверждении Положения о порядке организации работы по созданию экспозиций государственных областных музеев Рязанской области В целях повышения научно-теоретического и художественного уровня создаваемых экспозиций государственных областных музеев Рязанской области комитет по культуре и туризму Рязанской области постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке организации работы по созданию экспозиций государственных областных музеев Рязанской области согласно приложению. 2. Рекомендовать органам исполнительной власти муниципальных образований Рязанской области при осуществлении работ по созданию музейных экспозиций руководствоваться действующими инструкциями и данным Положением. И.о. председателя комитета В.Ю. Попов Приложение к постановлению комитета по культуре и туризму Рязанской области от 9 июля 2012 г. N 8 Положение о порядке организации работы по созданию экспозиций государственных областных музеев Рязанской области 1. Настоящее Положение разработано на основании Закона Рязанской области от 11.12.2007 N 201-ОЗ "О музеях и музейном деле на территории Рязанской области", Положения о комитете по культуре и туризму Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 11.06. 2008 г. N 100 и определяет порядок и основные правила организации работы государственных музеев по созданию музейных экспозиций, по научному и архитектурно-художественному проектированию, оформлению, монтажу, оценке и открытию экспозиций государственных музеев. 2. Решение о создании новой экспозиции или реэкспозиции принимается комитетом по культуре и туризму Рязанской области на основании соответствующего представления администрации музея. Решение комитета по культуре и туризму Рязанской области оформляется приказом, в котором указываются сроки и порядок проведения работ, а также лица, ответственные за их проведение. Порядок и условия проведения работ по созданию экспозиций согласовываются с комитетом по культуре и туризму Рязанской области, являющимся уполномоченным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в сфере музейного дела на территории Рязанской области, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на территории Рязанской области. 3. В проектировании и создании музейной экспозиции принимает участие авторский коллектив, в состав которого входят: - музейные работники из числа представителей администрации музея, научных сотрудников-экспозиционеров, фондовиков, методистов; - творческая группа в составе: художников, дизайнеров, архитекторов и других специалистов с учетом объема работ и профиля музея; - представители научного актива и Ученого совета музея, ученые-историки, краеведы. Учитывая, что создание современной музейной экспозиции является сложным творческим и технологическим процессом, в состав авторского коллектива могут быть включены люди разных профессий. Подбор и утверждение авторского коллектива производится администрацией музея по согласованию с комитетом по культуре и туризму Рязанской области и руководством организации - исполнителем, привлекаемой на конкурсной основе к созданию музейной экспозиции. 4. Руководство авторским коллективом осуществляется коллегиально: - заместителем директора по научной работе музея, а в случае его отсутствия, - директором музея; - руководителем творческой группы художников; - представителем Ученого совета музея из числа профильных специалистов. Одной из основных задач авторского коллектива на всех стадиях создания экспозиции является консультирование и контроль за содержанием экспозиции, проверка всех видов исполнения художественно-оформительских и конструкторских работ, наблюдение за сохранностью музейных предметов, включенных в экспозицию. Руководство авторского коллектива имеет право запрещать или приостанавливать (документировано) до решения комитета по культуре и туризму Рязанской области проведение работ по созданию экспозиции, если они выполняются в нарушение установленных правил и действующих инструкций. 5. Подготовка музейной экспозиции проходит две стадии: проектирование и осуществление экспозиции. Проектирование музейной экспозиции предусматривает Научное, архитектурно-художественное, техническое и рабочее (техно-рабочее) проектирование. При большом объеме создаваемой экспозиции и недостаточном финансировании проектных и художественно-оформительских работ создание новой экспозиции или реэкспозиции следует проводить поэтапно (по годам), согласно утвержденному администрацией музея и комитетом по культуре и туризму Рязанской области плану-графику. 6. Научное проектирование (научная работа) по созданию экспозиции осуществляется в три этапа: - научная концепция с краткой тематической структурой; - расширенная тематическая структура; - тематико-экспозиционный план (ТЭП). 7. Архитектурно-художественное проектирование (архитектурно-художественная концепция) экспозиции проводится соответственно в три этапа, итогом которых являются: - генеральное решение; - эскизный проект; - техническая и рабочая (технико-рабочая) документация. Основным документом для начала работы по архитектурно-художественному проектированию экспозиции является научная концепция, создаваемой экспозиции, которая включает: - краткую справку по истории края, по истории музея; - анализ существующей экспозиции и аргументированное обоснование создания новой экспозиции; - определение будущего посетителя; - анализ степени научной разработки предложенной темы; - изложение ведущих идей, основных проблем и особенностей содержания новой экспозиции; - краткую тематическую структуру; - определение принципов и методов построения экспозиции; - анализ помещения будущей экспозиции; - требования и рекомендации к архитектурно-художественному решению, музейному оборудованию. 8. На основании научной концепции и детального изучения объекта творческой группой (художниками, дизайнерами) разрабатывается генеральное решение экспозиции. Генеральное решение разрабатывается для экспозиций с количеством залов не менее четырех и общей площадью не менее 300 кв. м. При меньших экспозиционных площадях научная концепция разрабатывается в указанном выше составе, а архитектурно-художественное проектирование осуществляется в два этапа, начиная с эскизного проекта, которому, как и при генеральном решении, должна предшествовать рабочая стадия изучения объекта продолжительностью не более двух месяцев, подтверждаемая рабочим дневником и почасовым табелем. В генеральном решении определяются основные художественные принципы построения конкретной музейной экспозиции: - раскрытие художественными средствами идейного и научного содержания экспозиции (основная художественная идея); - художественный образ; - план размещения основных тем по залам (пространственное построение), с предлагаемым маршрутом осмотра; - размещение основных ведущих экспонатов; - основное цветовое решение экспозиции и принципы освещения; - общее решение оборудования и отдельных установок; - предложения о материалах для оформления интерьера и изготовления оборудования; - применение аудиовизуальных и технических средств, информационных технологий. Генеральное решение обсуждается и утверждается на заседании Ученого совета музея при обязательном участии представителя комитета по культуре и туризму Рязанской области, представителя организации-исполнителя. На Ученый совет генеральное решение представляется в следующем составе: - план территории музея с размещением крупногабаритных экспонатов, декоративных элементов, объектов архитектурного и природного окружения, если решение комплексное и делается на весь музей; - планы экспозиционных залов с размещением основных тем и вариантами экспозиционных маршрутов; - макет экспозиционных залов, дающий общее представление об объемно-пространственном решении экспозиции; - пояснительная записка об основных архитектурно-художественных принципах построения и раскрытия идейно-научного содержания экспозиции. Утверждение генерального решения оформляется протоколом. 9. Утверждение генерального решения является основанием для составления администрацией музея письма-заказа и заключения договора с организацией-исполнителем на дальнейшее проектирование и художественно-оформительские работы по созданию экспозиции, с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Заказы на изготовление экспозиционного оборудования могут размещать как музей, так и организация-исполнитель. Руководитель творческой группы художников в приложении к письму-заказу составляет описание работ по дальнейшим этапам проектирования экспозиции, ее оформлению и монтажу. В связи с существующими требованиями и методологией построения музейных экспозиций, а также необходимостью обеспечения сохранности музейных ценностей (экспонатов) к работе по созданию и художественному оформлению музейных экспозиций государственных музеев должны привлекаться профессиональные художники-оформители, дизайнеры. 10. В соответствии с письмом-заказом и описанием работ организация-исполнитель составляет сметно-финансовый расчет и договор с музеем, а также договор с членами группы художников (художником). Договор с музеем утверждается обеими сторонами и служит основанием для открытия финансирования, которое в случае большого объема работ может включать авансирование работ творческой группы (художника). 11. Основными документами для эскизного проектирования являются расширенная тематическая структура и генеральное решение экспозиции. Работа над эскизным проектом - это уточнение предложений генерального решения, их детализация и углубление. Расширенная тематическая структура рассматривается и утверждается в установленном порядке. Одновременно, если возникает необходимость, разрабатывается план дополнительного комплектования. 12. Эскизный проект целесообразнее осуществлять в графическом варианте. Выполняя развертки отдельных залов, художники (художник) могут взять крупный масштаб и достигнуть более точной прорисовки тематических комплексов и экспонатов, чем в макете. На стадии разработки эскизного проекта подлежат решению следующие вопросы: - окончательное распределение площадей тематических разделов, тем и подтем экспозиции с маршрутом ее осмотра; - размещение всех ведущих экспонатов и методы их показа, расстановка музейного оборудования; - окончательное объемно-пространственное и цветовое решение экспозиции; - освещение залов экспозиции и отдельных экспонатов; - принципиальное решение конструкций оборудования и объемных декоративных элементов; - размещение аудиовизуальных и технических средств, информационных технологий; - оформление прилегающей территории музея с размещением крупногабаритных экспонатов и декоративных элементов, если проект делается на весь музей. Эскизный проект обсуждается на Ученом совете музея с обязательным приглашением представителей организации-исполнителя и автора проекта, утверждается протоколом. Эскизный проект представляется в следующем составе: - план территории музея с размещением крупногабаритных экспонатов и декоративных элементов, а также архитектуры и природного окружения, если проект делается на весь музей; - план экспозиционных залов с размещением основных разделов и тем, ведущих экспонатов, основной экскурсионный маршрут; - перспективы каждого зала в цвете (не менее одной перспективы на зал); - развертки всех стен, фрагменты и разрезы экспозиционных залов; - дневник по изучению объекта в часовом исчислении с приложением табеля работ, утвержденного администрацией музея. В случае необходимости доработки по замечаниям музейных и профильных специалистов эскизный проект подлежит доработке и дополнительному обсуждению на Ученом совете музея. При повторном отклонении эскизного проекта специалистами, по инициативе заказчика, договор с исполнителем может быть расторгнут. При положительной оценке эскизного проекта Ученым советом и утверждении его заказчиком определяется категория его сложности и сумма оплаты на основании действующих расценок. 13. Основным рабочим документом для технического и рабочего (техно-рабочего) проектирования является тематико-экспозиционный план (ТЭП), в котором на основе развернутой тематической структуры детально определяется содержание каждого тематического комплекса, включая состав экспонатов и весь текстовый материал, а также документация для создания научных реконструкций и научно-вспомогательных материалов. Тематико-экспозиционный план обсуждается Ученым советом музея, рецензируется специалистами в установленном порядке и утверждается директором музея. Тематико-экспозиционный план допустимо составлять после окончания художественного проектирования (для которого основанием служат все предыдущие проектные документы и раскладки). В этом случае в ТЭП указываются уже принятые композиционные и оформительские решения. Такой порядок способствует ускорению процесса подготовки экспозиции, так как дает возможность, не дожидаясь окончательной редакции ТЭП, начать ремонтно-строительные работы и изготовление оборудования. В процессе проектирования возможно составление "сценария", в котором объединяются документы научного и художественного проектирования, изложенные в литературной форме, раскрываются принципы и приемы научных и архитектурно-художественных решений, уделяется особое внимание средствам эмоционального воздействия на посетителя. Сценарий составляется авторами экспозиции, но не является обязательным элементом проектирования экспозиции. 14. Техническое и рабочее (техно-рабочее) проектирование является заключительной стадией создания архитектурно-художественного проекта. Оно заключается в разработке художником (художниками) совместно с конструкторами, инженерами, экспозиционерами музея комплекса документации, необходимой для сборки экспозиционного оборудования, осветительной аппаратуры и технических средств, системы отопления, вентиляции, охранной и пожарной сигнализации. В состав техно-рабочей документации входят: - авторские разработки художественно-конструкторных решений оборудования и креплений отдельных экспонатов, прокладки коммуникационных линий для освещения (светотехнический проект), авторские предложения к инженерным решениям отопления, вентиляции и пожарно-охранной сигнализации; - рабочие чертежи на все конструкторские элементы и все виды музейного оборудования; - разработки специальной технической документации на системы технических средств, применяемых в экспозиции; - эскизы макетов, диорам, научно-вспомогательного иллюстрированного материала, живописных панно, монументально-декоративных элементов оформления экспозиции музея; - полный набор монтажных листов на экспозицию. Монтажные листы исполняются в масштабе 1:10. В особых случаях, на отдельные многокомпонентные комплексы, по просьбе заказчика, они могут быть исполнены в масштабе 1:1. Техническая и рабочая документация рассматривается и утверждается в указанном выше порядке. 15. Во время ремонтно-строительных работ в экспозиционных помещениях и монтажа оборудования изготавливаются и приобретаются макеты, научно-вспомогательный иллюстративный материал, монументально-декоративные элементы оформления музея. Эти работы производятся силами организации-исполнителя, осуществляющей создание музейной экспозиции, при привлечении специальных мастерских, а также творческой группой художников при постоянном авторском надзоре ее руководителя. До начала монтажа экспозиции должна быть выполнена основная часть шрифтовых работ. 16. Монтаж экспозиции ведется специальной группой монтажников, а в случае ее отсутствия - авторским коллективом экспозиционеров и художников. Авторский надзор художника-автора проекта оплачивается на основании расценок на художественно-оформительские работы по утвержденному администрацией музея табелю. 17. Ответственность за качество проведенных работ по созданию экспозиции или реэкспозиции несет непосредственно организация-исполнитель, а также лица, ответственность которых, определяется действующими инструкциями и данным Положением. 18. Вновь созданная экспозиция может быть открыта для посетителей только после ее приемки специальной комиссией. Для приема новой экспозиции приказом органа культуры, в ведении которого находится музей, создается комиссия в составе представителей органов культуры, музеев, организации-исполнителя, художественно-творческих организаций, профильных научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, общественных организаций, других заинтересованных учреждений и ведомств, а также представителей организации, рецензирующей научную документацию по созданию экспозиции. Схема анализа экспозиции должна содержать следующие разделы: - Тема экспозиции. - Предметная основа экспозиции. Типы экспонируемых музейных предметов, наличие воспроизведений. Кино-, фото-, аудиовизуальные материалы, компьютерные технологии и установки. Научно-вспомогательные материалы. - Помещение, в котором размещена экспозиция: современное, историческое, мемориальное, памятник архитектуры, построенное специально под экспозицию, приспособлено, музеефицировано. - Тип сочетания экспонатуры и экспозиционного помещения: контрастный, нейтральный, гармоничный. - Доминантные экспонаты. - Скрытый фон экспозиции. Турникеты, кассеты и т.д. - Этикетаж. - Цвет, свет, оборудование в экспозиции. - Информационная насыщенность. Развеска, расположение экспозиционных комплектов. - Маршрут (линейный, кольцевой, сложный). - Система ориентации посетителей в музее (планы, тексты, указатели, системы аннотаций, наличие автогида и путеводителя). - Принципы построения экспозиции. - Метод построения экспозиции. - Экспозиционные приемы. - Кому адресована экспозиция. - Коммуникативность экспозиции. - Насколько удалось экспозиционерам донести свой замысел до посетителя. Прием экспозиции оформляется протоколом. Решение комиссии оформляется соответствующим актом, который хранится в архиве музея. Копия акта приемки экспозиции направляется в комитет по культуре и туризму Рязанской области. 19. Открытие экспозиции сопровождается составлением научными сотрудниками музея охранно-топографической описи. Проектная документация в установлены сроки сдается в научный архив музея. Один экземпляр проектной документации сохраняется в экспозиционном отделе как справочный аппарат. 20. Полный финансовый расчет с производственно-художественной и иной организацией-исполнителем, и соответственно с творческой группой художников (художником) производится после приема экспозиции вышеуказанной комиссией. 21. При проведении работ по научному и архитектурно-художественному проектированию, построению и художественному оформлению вновь создаваемых экспозиций директоры государственных музеев должны руководствоваться данным Положением. 22. При объявлении торгов и заключении договоров на проектирование и создание музейных экспозиций в требованиях конкурсной документации к исполнителям (участникам торгов) следует ссылаться на данное Положение как на документ, регламентирующий порядок выполнения заявленных работ. 23. Контроль за проведением работ по созданию новых экспозиций музеев области осуществляется отделом комитета, курирующего работу музеев Рязанской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|