Расширенный поиск
Постановление Министерства образования Рязанской области от 18.07.2012 № 9РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 июля 2012 г. N 9 Об утверждении Порядка организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и Программы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей В соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации министерство образования Рязанской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Порядок организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 1. Программу подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 2. 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 года. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя министра образования Рязанской области С.В. Меринову. И.о. министра образования Рязанской области О.С. Щетинкина Приложение N 1 к Постановлению министерства образования Рязанской области от 18 июля 2012 г. N 9 Порядок организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей 1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации и определяет порядок подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее соответственно - подготовка, граждане). 2. В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации. 3. Проведение подготовки осуществляется по программе подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее - программа). 4. Подготовка граждан осуществляется органами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Рязанской области (далее - органы опеки и попечительства). 5. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей подготовка может осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отобранными в соответствии с Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 N 334. 6. Проведение подготовки граждан является обязательным условием для получения заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным воспитателем. 7. Проведение подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства или уполномоченными организациями по Договору о проведении подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Договор), согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. 8. Основанием для заключения Договора является заявление гражданина, поданного в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, с просьбой пройти подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Заявление), согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. 9. К Заявлению прилагается копия паспорта (документа, его заменяющего). 10. В случае осуществления подготовки уполномоченными организациями органом опеки и попечительства выдается гражданину направление органа опеки и попечительства для подготовки гражданина, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Направление), согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. 11. После заключения Договора гражданин участвует в проведении занятий согласно графику, указанному в Договоре. 12. По окончании подготовки гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 13. Подготовка гражданина осуществляется без взимания платы. Приложение N 1 к Порядку организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Договор о проведении подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Договор) "___"_______20___ г. ________________________________________________________________________, (наименование органа опеки и попечительства (уполномоченной организации)) в лице _________________________________________________________________, (Ф.И.О. руководителя органа опеки и попечительства (уполномоченной организации)) действующего на основании _______________________________________________ ________________________________________________________________________, (реквизиты, наименование документа, на основании которого действует руководитель органа опеки и попечительства (уполномоченной организации)) с одной стороны и гражданин ____________________________________________, (фамилия, имя, отчество) с другой стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем: 1. Предмет Договора Предметом Договора является проведение подготовки гражданина, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидат), по Программе подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа). 2. Права и обязанности органа опеки и попечительства (уполномоченной организации) 2.1. Орган опеки и попечительства (уполномоченная организация) имеет право: 2.1.1. Комплектовать группы кандидатов для прохождения обучающего курса Программы; 2.1.2. В ходе реализации Программы консультировать кандидатов индивидуально; 2.1.3. Прекратить в одностороннем порядке действие Договора в случае неявки кандидата на занятия в течение длительного периода времени без уважительных причин; 2.2. Орган опеки и попечительства (уполномоченная организация) обязан: 2.2.1. Установить график занятий кандидата в рамках реализации Программы. 2.2.2. Создать необходимые условия для обучения кандидатов. 2.2.3. Качественно предоставить услуги по реализации Программы. 3. Права и обязанности кандидата 3.1. Кандидат имеет право: 3.1.1. Предварительно ознакомиться с содержанием Программы. 3.1.2. Участвовать в составлении графика занятий. 3.2. Кандидат обязан: 3.2.1. Добросовестно посещать занятия согласно установленному графику:_________________________________________________________________ 3.2.2. Выполнять рекомендации специалистов в ходе реализации Программы. 3.2.3. Соблюдать режим проведения занятий. 4. Срок действия Договора 4.1. Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и заключается сроком на ______________________________________. 4.2. Договор может быть расторгнут по инициативе кандидата на основании его заявления с указанием причины. 4.3. По окончании прохождения Программы кандидату выдается свидетельство, о прохождении подготовки по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 4.4. Договор составлен в двух экземплярах для каждой из сторон, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. 5. Реквизиты и подписи сторон Орган опеки и попечительства Кандидат (уполномоченная организация) Ф.И.О.: ___________________________ ____________________________ ___________________________________ Местонахождение: ___________________________________ ____________________________ Паспорт: серия _______ N __________ ____________________________ выдан _____________________________ Подпись руководителя: дата выдачи _______________________ ____________________________ Подпись: __________________________ м.п. "___"__________20___ г. "___"________20__ г. Приложение N 2 к Порядку организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей В орган опеки и попечительства ___________________________________ (наименование организации) от ________________________________ ___________________________________ (фамилия, имя, отчество гражданина) Заявление гражданина, выразившего желание пройти подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Я, ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) гражданство _______, документ, удостоверяющий личность __________________ _________________________________________________________________________ (когда и кем выдан) место жительства ________________________________________________________ (адрес места жительства) прошу организовать мне подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по программе, подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Подпись __________ Дата _____________ Приложение N 3 к Порядку организации подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Руководителю ________________________________ (наименование уполномоченной организации) _____________________________________________ (фамилия, имя, отчество руководителя) от руководителя органа опеки и попечительства _____________________________________________ (наименование органа опеки и попечительства) _____________________________________________ (фамилия, имя, отчество руководителя) Направление органа опеки и попечительства для подготовки гражданина, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Прошу организовать подготовку гражданина, _______________________________ ________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество гражданина) проживающего по адресу _________________________________________________, выразившего желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание: усыновить, под опеку, попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание (нужное подчеркнуть). Подпись __________ Дата _____________ Приложение N 2 к Постановлению министерства образования Рязанской области от 18 июля 2012 г. N 9 Программа подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа) 1. Общие положения 1. Программа разработана в целях подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - подготовка граждан). 2. Для целей настоящей Программы используются понятия: замещающие родители - усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели; замещающие семьи - семьи усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитывающие детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; службы сопровождения замещающих семей - организации, осуществляющие во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальную и психолого-педагогическую помощь и поддержку замещающим семьям. 3. Учебно-тематический план Программы: Г———T————————————————————————————————————T——————————————————————————————————————T——————————————————¬ |NN |Темы |Количество часов |Форма контроля | |пп | +——————————————————————————————————————+ | | | |всего |в том числе | | | | | +———————————————————————————————+ | | | | |теоретические |практические | | | | | |занятия |занятия | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |1 |2 |3 |4 |5 |6 | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |1 |Введение в курс подготовки граждан |3 |2 |1 |структурированное | | | | | | |интервью | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |2 |Содержание и цели программы |3 |2 |1 | | | |подготовки граждан | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |3 |Проблема подбора семьи и ребенка. |4 |2 |2 | | | |Потребности развития приемного | | | | | | |ребенка. Компетенции (ценности, | | | | | | |знания и умения) по его воспитанию и| | | | | | |понятие о мотивации приемных | | | | | | |родителей | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |4 |Основы законодательства Российской |3 |3 | | | | |Федерации об устройстве детей, | | | | | | |оставшихся без попечения родителей, | | | | | | |на воспитание в семьи граждан | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |5 |Родительские и профессиональные роли|4 |2 |2 | | | |замещающей семьи и ее дальнейшее | | | | | | |взаимодействие с другими | | | | | | |организациями, предоставляющими | | | | | | |услуги детям и семьям | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |6 |Анкетирование и тестирование граждан|3 | |3 |заключение по | | | | | | |результатам | | | | | | |диагностики | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |7 |Особенности развития ребенка |6 |3 |3 | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |8 |Жестокое обращение с ребенком и его |4 |1 |3 | | | |последствия для развития ребенка | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |9 |Особенности развития ребенка, |2 |1 |1 | | | |оставшегося без попечения родителей | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |10 |Представление о семье как о |16 |2 |14 | | | |развивающей системе. Роль семьи в | | | | | | |обеспечении потребностей развития | | | | | | |ребенка | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |11 |Адаптация ребенка и замещающей семьи|4 |1 |3 | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |12 |Трудное поведение приемного ребенка,|4 |1 |3 | | | |навыки управления трудным поведением| | | | | | |ребенка | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |13 |Особенности полового воспитания |2 |1 |1 | | | |приемного ребенка | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |14 |Особенности состояния здоровья |2 |2 | | | | |детей-сирот и детей, оставшихся без | | | | | | |попечения родителей | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |15 |Обеспечение безопасной среды для |4 |1 |3 | | | |ребенка. Охрана здоровья ребенка | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |16 |Интегративный |6 | |6 | | | |обучающе-психологический тренинг | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |17 |Подведение итогов освоения курса |1 | |1 | | | |подготовки граждан, итоговые | | | | | | |рекомендации по приему ребенка в | | | | | | |семью | | | | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |18 |Итоговая аттестация |1 | |1 |собеседование | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ |19 |Всего |72 |24 |48 | | +———+————————————————————————————————————+——————+————————————————+——————————————+——————————————————+ 1. Программа тем Тема 1. Введение в курс подготовки граждан. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот). Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание). Их отличия и особенности. Процедура устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке граждан (далее - уполномоченные организации). Процесс и этапы подготовки граждан. Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Услуги, предоставляемые службами сопровождения замещающих семей. Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания приемного ребенка в замещающей семье. Основы безопасного воспитания ребенка. Организация контроля воспитания и содержания ребенка в замещающей семье. Тема 2. Содержание и цели программы подготовки граждан. Содержание и цели Программы. Понятие обучающее - психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения обучающее-психологического тренинга. Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - граждане), осваивающих курс подготовки замещающих родителей, и членов их семьи (далее - участники тренинга). Содержание обучающее-психологического тренинга. Правила работы участников тренинга в группе. Знакомство участников тренинга. Ожидания и опасения участников тренинга. Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития приемного ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации замещающих родителей. Проблема подбора семьи и ребенка (чувства граждан и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи). Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей. Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание гражданами необходимости их обеспечивать. Оценка гражданами своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы. Компетенции граждан по воспитанию ребенка. Необходимость оценки гражданами имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций. Знания и умения, необходимые гражданину. Тема 4. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к гражданам в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых гражданами для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем, патронатным воспитателем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов гражданами. Права и обязанности граждан. Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи. Поиск и подбор ребенка для принятия в замещающую семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организациями для детей-сирот. Правила посещения организаций для детей-сирот. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка, оставшегося без попечения родителей. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства. Перечень документов, передаваемых замещающей семье организацией для детей-сирот, органом опеки и попечительства. Права замещающего родителя, материальное обеспечение замещающей семьи, льготы. Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) замещающим родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка, оставшегося без попечения родителей. Порядок осуществления контроля условий жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля воспитания ребенка, переданного в замещающую семью. Правовые последствия семейного воспитания приемных детей - имущественные и личные неимущественные права и обязанности замещающих родителей. Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при устройстве ребенка в замещающую семью. Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным и региональным законодательством. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. Ответственность замещающих родителей. Информирование замещающей семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг в месте проживания данной семьи. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи, патронатного воспитания. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Тема 5. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. Родительские и профессиональные функции замещающей семьи. Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей со службой сопровождения замещающих семей. Отношение замещающей семьи к родителям и близким родственникам приемного ребенка и их взаимодействие. Восстановление родственных связей. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и близкие родственники - служба сопровождения замещающих семей - замещающая семья). Взаимодействие замещающих семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой. Тема 6. Анкетирование и тестирование граждан. Анкетирование и тестирование проводится с использованием следующих материалов: а) анкеты, опросника для граждан, структурированного интервью "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей" (изучение мотивов, пожеланий и ресурсов семьи - материальных, социальных и психологических условий в семье, которые способствуют воспитанию ребенка); б) методики "Сознательное родительство" (изучение осознанности всех компонентов родительства: родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль семейного воспитания, родительское отношение, Овчарова Р.В.); в) методики "Измерение родительских установок и реакций" (Овчарова Р.В.); г) методики "Диагностика уровня эмпатических способностей" (В.В. Бойко); д) проективного цветового теста М. Люшера (диагностика нервно-психического состояния, Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И.); е) методики "Определение деструктивных установок в межличностных отношениях" (В. В. Бойко); ж) проективной методики исследования личности "Hand-тест" (Курбатова Т.Н., Муляр О.И.); з) фрустрационного теста Розенцвейга (диагностика реакций в ситуации конфликта, Ясюкова Л.А.); и) проективных рисуночных методик "Рисунок семьи" (Романова Е.С., Потемкина О.Ф.), "Дерево, люди, жизнь" (Чепик Ю.И.) (изучение представления о различных аспектах семейной жизни). По результатам проведенного психодиагностического обследования составляется заключение о психологической готовности гражданина принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью. Тема 7. Особенности развития ребенка. Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей. Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка. Тема 8. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие. Дихотомия "жертва-агрессор". Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания. Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития. Оценка гражданином своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. Тема 9. Особенности развития ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей. Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и близких родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Формирование детской привязанности. Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности"). Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Тема 10. Представление о семье как о развивающей системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. Семейная система. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Шаблон проектирования семейного взаимодействия. Стабильность семейных отношений граждан и возможность их развития. Семейная история и ее обсуждение. Построение семейной генограммы. Обсуждение с гражданами распределения ролей в семье. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи гражданина. "Система поддержки" и ресурсы семьи. Личная и семейная ситуация граждан в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения. Опыт воспитания родных и приемных детей в семье гражданина. Понимание всеми членами семьи гражданина проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Самооценка граждан. Составление "Карты семьи". Роль сотрудничества членов семьи граждан в процессе воспитания ребенка. Родительские ожидания и разочарования. Тема 11. Адаптация ребенка и замещающей семьи. Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают замещающие родители в связи с появлением в семье приемного ребенка. Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми. Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции. Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками). Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный. Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений. Понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление замещающими родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении "Книги жизни ребенка". Тема 12. Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления трудным поведением ребенка. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними. Взаимодействие с разными категориями приемных детей (агрессивными, тревожными, гиперактивными, аутичными и др.). Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание замещающими родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы. Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты. Тема 13. Особенности полового воспитания приемного ребенка. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье. Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте. Защита ребенка от сексуального насилия. Тема 14. Особенности состояния здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности состояния здоровья детей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, детей, изъятых из неблагополучных семей. Генетическая наследственность. Корректируемые и некорректируемые заболевания детей. Тема 15. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни. Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Оказание доврачебной помощи детям. Тема 16. Интегративный обучающее-психологический тренинг. Обобщающее групповое занятие активной формы "Тренинг родительской компетентности". Проведение практических упражнений, дискуссий, ролевых игр и других активных форм, направленных на интеграцию полученных знаний, умений, навыков участников тренинга. Тема 17. Подведение итогов освоения курса подготовки граждан, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью. Обсуждение результатов освоения курса подготовки граждан, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса. Оценка степени усвоения курса подготовки граждан. Результаты заключения психодиагностического обследования о готовности граждан к приему ребенка на воспитание. 2. Итоговая аттестация Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования. Подготовка граждан завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|