Расширенный поиск
Закон Рязанской области от 01.06.1995 б/нЗАКОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ О выборах депутатов областной Думы Принят Рязанской областной Думой 1 июня 1995 г. Глава I. Общие положения Статья 1. Законодательство о выборах депутатов в областную Думу Выборы депутатов в Рязанскую областную Думу осуществляются на Основе Конституции Российской Федерации, федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящего закона, а также других нормативных правовых актов Рязанской области, регулирующих порядок организации и проведения выборов. Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе В настоящем законе используются следующие термины: выборы депутатов Рязанской областной Думы - действия граждан Российской Федерации, проживающих на территории Рязанской области, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти области по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, согласованию и подведению его итогов и другие избирательные действия, осуществляемые в соответствии с федеральным и областным законодательством; избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Рязанской области избирать и быть избранными в законодательный (представительный) орган государственной власти - областную Думу; гарантии избирательных прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан; активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Рязанской области, избирать депутатов в Рязанскую областную Думу; пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации проживающих на территории Рязанской области быть избранными в Рязанскую областную Думу; избиратель - гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Рязанской области, обладающий активным избирательным правом; избирательные комиссии - комиссии, организующие проведение выборов депутатов в Рязанскую областную Думу; кандидат - кандидат в депутаты Рязанской областной Думы, избираемой гражданами Российской Федерации, проживающий на территории Рязанской области и обладающий пассивным избирательным правом; избирательные объединения - областные структурные подразделения общефедеральных политических партий, движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, областные политические партии и движения, иные областные общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в управлении юстиции администрации области и предусматривают участие в выборах в органы государственной власти области; избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений; список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (избирательным блоком) по выборам в Рязанскую областную Думу; предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (список кандидатов). Статья 3. Принципы выборов 1. Выборы депутатов Рязанской областной Думы проводятся на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым в соответствии с настоящим законом. 2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Рязанской области, участвуют в выборах депутатов областной Думы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 3. Участие граждан в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также на их свободное волеизъявление. Статья 4. Назначение выборов 1. Выборы депутатов в Рязанскую областную Думу назначаются решением областной Думы не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий депутатов областной Думы. 2. В случае не принятия областной Думой соответствующего решения, глава администрации области не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий депутатов областной Думы принимает постановление о назначении выборов. 3. Сообщение о дне выборов публикуется в областной печати. Статья 5. Избирательное право 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18-летнего возраста и проживающий на территории Рязанской области вправе избирать депутатов в Рязанскую областную Думу. 2. Депутатом Рязанской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21-летнего возраста и проживающий на территории Рязанской области не менее 1 года 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Статья 6. Несовместимость статуса депутата областной Думы с должностным положением или деятельностью в государственных или иных органах 1. Депутат областной Думы не может быть одновременно депутатом иных представительных органов, органов местного самоуправления. 2. Депутаты областной Думы, работающие на профессиональной штатной основе, не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Кандидат в депутаты, должность которого или род занятий, несовместимы со статусом депутата областной Думы, дает в областную избирательную комиссию письменное обязательство об увольнении в случае избрания депутатом Думы. Глава II. Избирательные округа и избирательные участки Статья 7. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов депутатов Рязанской областной Думы на территории области образуются избирательные округа. Избирательные округа образуются областной избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня выборов на основании представляемых главами администраций городов (областного значения) и районов данных о численности избирателей, проживающих на соответствующих территориях. 2. Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям: а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов и в отдаленных сельских не более 15 %; б) территориальное единство: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно - территориальное деление. 3. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются областной избирательной комиссией и утверждаются Рязанской областной Думой. 4. Описание избирательных округов с указанием их границ и численности избирателей публикуется областной избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Статья 7. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов Рязанской областной Думы образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главами районных и городских (областного значения) администраций по согласованию с окружными избирательными комиссиями не позднее чем за 50 дней до дня выборов. 2. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований: а) из расчета не более 3000 избирателей на один участок; б) соблюдение границ административно - территориального деления и создания максимальных удобств для избирателей; в) недопустимости пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков. 3. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. 4. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного проживания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения. 5. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Глава III. Списки избирателей Статья 8. Порядок составления списка избирателей 1. Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главами местной администрации, в участковые избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня выборов. 2. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной избирательной комиссией, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. 3. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей) . В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которыми в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. 4. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в расположении воинских частей, составляются на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. 5. Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно - профилактических учреждениях, составляется на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. 6. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Статья 9. Порядок включения граждан в списки избирателей 1. В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право избирать депутатов Рязанской областной Думы. 2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главами городских (районного значения), поселковых и сельских администраций по состоянию на 1 января и на 1 июля каждого года. 3. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 4. Граждане, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно - профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, включаются в списки избирателей по месту их нахождения. 5. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. 6. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой - либо иной причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их местожительство на территории данного избирательного участка. Статья 10. Обжалование ошибок в списке избирателей 1. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать не включение его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Заявление об ошибке или неточности в списке избирателей подается в участковую избирательную комиссию. 2. В течение 24 часов с момента подачи заявления участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно. Глава IV. Избирательные комиссии Статья 11. Система избирательных комиссий Организацию подготовки и проведения выборов в Рязанскую областную Думу обеспечивают избирательные комиссии: Рязанская областная избирательная комиссия; Окружные избирательные комиссии; Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; Участковые избирательные комиссии. Статья 12. Порядок формирования Рязанской областной избирательной комиссии 1. Рязанская областная избирательная комиссия является постоянно действующей, срок полномочий которой четыре года. 2. Рязанская областная избирательная комиссия является юридическим лицом, имеет расчетный счет в банке, гербовую печать и штампы. 3. Избирательная комиссия состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса. 4. Формирование комиссии осуществляется Рязанской областной Думой и администрацией Рязанской области на основе паритетного представительства с учетом предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту их работы, учебы и жительства, при этом половина членов комиссии назначается областной Думой, вторая половина - администрацией области. 5. Положение о Рязанской областной избирательной комиссии утверждается постановлением Рязанской областной Думы. Статья 13. Полномочия Рязанской областной избирательной комиссии Рязанская областная избирательная комиссия: обеспечивает организацию подготовки и проведения выборов депутатов областной Думы; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и законности при подготовке и проведении выборов; осуществляет координацию деятельности избирательных комиссий на территории Рязанской области; назначает членов окружных избирательных комиссий; устанавливает единую нумерацию избирательных участков по округам; регистрирует избирательные блоки; утверждает форму избирательных бюллетеней и обеспечивает их изготовление; распределяет между окружными избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств на территории Рязанской области; назначает дату повторных выборов депутатов областной Думы; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. Статья 14. Порядок формирования окружных избирательных комиссий 1. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Рязанской областной Думы образуются в каждом избирательном округе областной избирательной комиссией. 2. Члены окружных избирательных комиссий назначаются не позднее чем за 65 дней до дня выборов в количестве 9-13 человек из числа кандидатур, предложенных общественными объединениями, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, собраниями военнослужащих, собраниями избирателей по месту жительства. В случае, если общественными объединениями, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, собраниями военнослужащих, собраниями избирателей по месту жительства не внесены в установленный срок предложения по составу окружной избирательной комиссии, то формирование окружной избирательной комиссии производится областной избирательной комиссией самостоятельно. 3. Председатель, заместитель председателя, секретарь избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов окружной избирательной комиссии. 4. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. Полномочия членов окружных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов. Статья 15. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия: осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории избирательного округа; руководит работой территориальных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения; регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в депутаты; распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному округу; утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по избирательному округу и обеспечивает снабжение избирательными бюллетенями участковых избирательных комиссий; устанавливает результаты выборов по избирательному округу, передает их в областную избирательную комиссию; контролирует обеспечение территориальных и участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов; обеспечивает передачу в архив документации, связанной с организацией и проведением выборов; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) территориальных и участковых избирательных комиссий; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством; окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий областной Думы. Статья 16. Порядок формирования территориальных (районных и городских) избирательных комиссий 1. Территориальные (районные, городские) избирательные комиссии образуются не позднее чем за 60 дней до дня выборов депутатов в составе председателя, его заместителя, секретаря и 5-9 членов. Состав территориальной (районной, городской) избирательной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя, секретарь территориальной (районной, городской) избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. 2. При определении кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы, службы, месту жительства. 3. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной (районной, городской) избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной (районной, городской) избирательной комиссии производится Рязанской областной избирательной комиссией. 4. После регистрации кандидата в депутаты избирательное объединение (избирательный блок), выдвинувшее кандидата или сам кандидат в депутаты вправе назначать в каждой территориальной избирательной комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса, полномочия которого заканчиваются после опубликования итогов выборов на соответствующей территории. 5. В случае совпадения границ избирательного округа с административными границами района, территориальная избирательная комиссия может не образовываться, а ее полномочия передаются окружной избирательной комиссии. Статья 17. Полномочия территориальной (районной, городской) избирательной комиссии Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия: осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов на соответствующей территории; содействует работе участковых избирательных комиссий; совместно с окружной избирательной комиссией на соответствующей территории обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов в депутаты; организует доставку бланков и другой выборной документации, а также бюллетеней участковым избирательным комиссиям; оказывает организационно - техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; устанавливает итоги голосования на соответствующей территории и передает протоколы об итогах голосования в окружную избирательную комиссию; контролирует расходование денежных средств, выделенных на проведение выборов; осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством. Статья 18. Порядок формирования участковых избирательных комиссий 1. Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов 5-11 членами комиссии. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. 2. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту работы, учебы, жительства. 3. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной (районной, городской) избирательной комиссией. 4. В случае, если главы городских (районного значения), поселковых, сельских администраций не внесли предложений по составу участковых избирательных комиссий в установленный срок, формирование участковых избирательных комиссий производится территориальной избирательной комиссией самостоятельно. 5. После регистрации кандидата избирательное объединение (избирательный блок), выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить по одному члену комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию того избирательного округа, где этот кандидат зарегистрирован. В день голосования каждое избирательное объединение (избирательный блок) и каждый кандидат в депутаты также вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, которые вправе присутствовать в помещении избирательного участка с начала голосования до подписания протокола участковой избирательной комиссии. Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; составляет списки избирателей по избирательному участку; проводит ознакомление со списком избирателей, рассматривает заявление об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; организует составление дополнительного списка избирателей по избирательному участку; обеспечивает подготовку помещений для проведения голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; организует голосование в день выборов, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. 2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов. Статья 20. Статус члена избирательной комиссии 1. Члены избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии. 2. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 3. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. 4. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 5. Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. 6. Члены избирательной комиссии во время проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Статья 21. Организация работы избирательных комиссий 1. Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. 2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса, а также председатель комиссии либо его заместитель. 3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем, а в его отсутствие заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 4. По решению окружной избирательной комиссии, утвержденному областной избирательной комиссией, председатель (его заместитель), секретарь и отдельные члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней. 5. По решению территориальной избирательной комиссии, утвержденному соответствующей окружной избирательной комиссией, председатель или отдельные члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 45 дней. 6. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей территориальной избирательной комиссией, председатель или секретарь, или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней. 7. Оплата работы освобожденных членов комиссии производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий. 8. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Статья 22. Решения избирательных комиссий 1. Решение избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 2. Решение избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 3. Решения избирательной комиссии подписываются председательствующим на заседании, председателем (заместителем председателя) и секретарем комиссии. 4. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 5. Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий. 6. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. 7. Решения избирательных комиссий доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации в недельный срок. Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях соответствующих избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Статья 24. Взаимодействие избирательных комиссий с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. Статья 25. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия (или бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 2. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. 3. Решения по жалобам, поступившим в вышестоящую избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а за 5 дней до дня выборов и в день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 4. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Глава V. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты областной Думы Статья 26. Право выдвижения кандидатов 1. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям (избирательным блокам) и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 27. Избирательные блоки 1. Избирательные блоки образовываются не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями. 2. Общественные объединения, входящие в избирательный блок, не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. 3. Избирательные блоки создаются на совместных конференциях общественных объединений. 4. Избирательные блоки регистрируются областной избирательной комиссией. Регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после представления в областную избирательную комиссию совместного решения данных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместной конференции общественных объединений. Статья 28. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями 1. Выдвижение кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы производится на конференциях избирательных объединений с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат. Избирательное объединение вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. 2. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. 3. Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатами в депутаты областной Думы лиц, не являющихся членами входящих в него общественных объединений. Статья 29. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями 1. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и проживающий на территории Рязанской области не менее 1 года, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в депутаты областной Думы в окружную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. Заявление должно быть подписано не менее 50 избирателями, проживающими в данном избирательном округе. 2. Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в окружную избирательную комиссию и от имени группы избирателей, проживающих в данном избирательном округе, численностью не менее 50 человек. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей. В заявлении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), место жительства и сведения об уполномоченном представителе группы избирателей с указанием фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта. 3. В трехдневный срок после получения заявления о выдвижении кандидата окружная избирательная комиссия рассматривает и выдает кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменное подтверждение о принятии документов. Отказ в выдаче письменного подтверждения о принятии документов может быть обжалован в областную избирательную комиссию или суд. Статья 30. Представление списков кандидатов и документов избирательных объединений в областную избирательную комиссию 1. Списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по избирательным округам, представляются уполномоченными представителями соответствующих избирательных объединений в областную избирательную комиссию. В списках указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства каждого кандидата. Одновременно со списками представляются копии свидетельств о регистрации общественных объединений, их устава, решение о создании избирательного блока, а также решение и протокол конференции общественного объединения, на котором были выдвинуты кандидаты , и оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения. 2. Областная избирательная комиссия рассматривает в трехдневный срок представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения заверенные копии списков кандидатов. 3. Отказ в приеме документов и выдаче копий списков кандидатов может быть обжалован в областном суде, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок. Статья 31. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями 1. Избирательное объединение вправе начать сбор подписей со дня выдачи областной избирательной комиссией заверенных копий списков кандидатов. 2. Подписи должны собираться только в таких местах, в такое время и таким образом, которые гарантируют отсутствие принуждения. 3. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением в избирательном округе, в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства, а также принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению. 4. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество , серию и номер паспорт либо заменяющего его документа. 5. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвигающего кандидатов. Статья 32. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями 1. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня выдачи окружной избирательной комиссией кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждения о приеме документов. 2. Подписные листы изготовляются по форме, утвержденной областной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и название избирательного округа, в котором он выдвигается. 3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение. 4. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта либо заменяющего его документа и кандидатом. Статья 33. Регистрация кандидата в депутаты Рязанской областной Думы 1. Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты Рязанской областной Думы только по одному избирательному округу. 2. Для регистрации кандидатов, баллотирующихся в избирательных округах от избирательных объединений (блоков), уполномоченные представители этих объединений или сами кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до дня выборов подписные листы, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному округу, а также решение избирательного объединения о выдвижении этого кандидата по данному избирательному округу. 3. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями округа представляет в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу. 4. Для регистрации кандидата в его поддержку должно быть собрано не менее двух процентов подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. 5. Окружная избирательная комиссия при приемке подписных листов удостоверяет каждый подписной лист своей печатью и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. 6. Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. 7. При проверке избирательными комиссиями правильность оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, а также кандидаты, выдвинутые в избирательных округах. 8. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей, избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. 9. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в областной суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней. Решение по результатам ее рассмотрения является окончательным. 10. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Зарегистрированные списки кандидатов и данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. 11. В случае, если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению областной избирательной комиссии области на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанных в настоящем Законе. Глава VI. Статус кандидатов в депутаты Статья 34. Равенство кандидатов в депутаты 1. Все кандидаты в депутаты областной Думы обладают равными правами и несут равные обязанности. 2. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. 3. Кандидаты в депутаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлены в командировку, призваны на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов. 4. Кандидат в депутаты не может быть привлечен без согласия прокурора Рязанской области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. В случае необходимости привлечения к ответственности кандидата в депутаты об этом должна быть извещена избирательная комиссия, осуществившая регистрацию кандидата. Статья 35. Права и обязанности кандидатов в депутаты 1. После регистрации кандидат в депутаты по его письменному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока окружная избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем десятикратный размер минимальной заработной платы. 2. Кандидаты в депутаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в избирательной компании в обязательном порядке освобождаются от выполнения своих служебных обязанностей и не вправе использовать преимущество своего служебного положения. 3. Кандидат в депутаты со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов имеет право на территории соответствующего округа бесплатно пользоваться любым видом общественного транспорта, за исключение такси и заказных рейсов. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским и пригородным общественным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) на территории всего города. В случае, если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов избирательного округа, в котором он баллотируется, кандидат вправе в течение указанного периода на три бесплатных поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) или на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в избирательный округ и обратно. 4. Кандидат вправе не позднее чем за три дня до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, окружная избирательная комиссия может отнести на счет кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные кандидату средства на предвыборную кампанию. Статья 36. Доверенные лица кандидата в депутаты 1. Кандидат в депутаты может иметь до 5 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. 2. Доверенные лица получают от соответствующей окружной избирательной комиссии удостоверение и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На этот период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. 3. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Глава VII. Предвыборная агитация Статья 37. Предвыборная агитация. Сроки ее проведения 1. Избиратели и общественные объединения вправе вести агитацию "за" или "против" кандидатов через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. 2. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по московскому времени накануне дня, предшествующего дню выборов. 3. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения,прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. 4. В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления при исполнении ими служебных обязанностей. 5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях. 6. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. Статья 38. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями 1. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. 2. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. 3. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Ходатайства окружных избирательных комиссий о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 3-дневный срок. Статья 39. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. Средства массовой информации, одним из учредителей или совладельцев которых являются органы государственной власти и местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджета области или местного бюджета, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов. 2. Кандидат имеет право выступать в средствах массовой информации, в том числе на государственном телевидении и радио. Порядок указанных выступлений кандидатов устанавливается областной избирательной комиссией и должен обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям). 3. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе на государственных, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. 4. Журналист, являющийся кандидатом, либо доверенным лицом кандидата, обязан приостанавливать свое участие в подготовке передач на телевидении и радио в качестве журналиста. 5. Периодические печатные издания, учрежденные органами представительной, исполнительной, судебной власти исключительно для опубликования их официальных сообщений и материалов нормативных и иных актов, не вправе опубликовывать агитационные материалы кандидатов в депутаты и избирательных объединений, избирательных блоков. Статья 40. Распространение агитационных печатных материалов 1. Избирательные объединения, кандидаты в депутаты вправе выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 3. Запрещается вывешивание печатных и иных агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. 4. Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. Глава VIII. Финансирование выборов Статья 41. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов областной Думы, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из областного бюджета. Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. 2. Средства на проведение выборов депутатов областной Думы, выделенные из областного бюджета,поступают в распоряжение областной избирательной комиссии и в десятидневный срок распределяются ею между окружными избирательными комиссиями. 3. Порядок перечисления денежных средств окружным избирательным комиссиям устанавливается областной избирательной комиссией. Статья 42. Избирательные фонды кандидатов в депутаты Рязанской областной Думы 1. Кандидаты в депутаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. 2. Избирательные фонды могут состоять из следующих денежных средств: - средств, выделенных кандидату в депутаты соответствующей избирательной комиссией на предвыборную агитацию из поступивших в ее распоряжение бюджетных средств и добровольных пожертвований юридических лиц; - собственных средств кандидата в депутаты; - средств, выделенных кандидату в депутаты выдвинувшим его избирательным объединением (избирательным блоком); - добровольных пожертвований физических лиц. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 %, международных организаций и международных общественных движений, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций. 3. Кандидатам в депутаты запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисляемых в их избирательные фонды. Если кандидат в депутаты использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисленных в его избирательный фонд, соответствующая избирательная комиссия вправе отменить решения о регистрации кандидата. 4. Кандидаты в депутаты обязаны в пятидневный срок сообщать окружным избирательным комиссиям данные о поступивших в их фонд пожертвованиях. 5. Избирательное объединение (избирательный блок), выдвинувшее кандидата в депутаты, может перечислить в избирательный фонд кандидата денежные средства в размере, не превышающем 1000 минимальных заработных плат. 6. Кандидат в депутаты может перечислить в свой избирательный фонд денежные средства в размере не превышающем 50 минимальных заработных плат. 7. Добровольные пожертвования физического лица не должны превышать 25-кратного размера минимальной заработной платы. 8. Информация о текущих добровольных пожертвованиях юридических лиц должна предоставляться соответствующей избирательной комиссией для ознакомления любому гражданину, имеющему право избирать депутатов областной Думы. 9. Учреждения Сберегательного банка Российской Федерации обязаны открыть зарегистрированным кандидатам в депутаты с письменного разрешения окружной избирательной комиссии специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не зачисляются и не выплачиваются. 10. Учреждения банков обязаны по письменному запросу областной избирательной комиссии или окружных избирательных комиссий предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на временных счетах избирательных фондов кандидатов. 11. Все финансовые операции с временными счетами избирательных фондов прекращаются в день проведения выборов. Областная избирательная комиссия может на основании ходатайств кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. Статья 43. Порядок учета расходования денежных средств и финансовая отчетность 1. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается областной избирательной комиссией области. 2. Не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов по округу кандидат обязан представить в областную избирательную комиссию области финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 3. Остатки денежных средств на счетах кандидатов в депутаты после завершения выборов перечисляются кандидатами пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования, с разрешения областной избирательной комиссии. Глава IX. Голосование и определение результатов выборов Статья 44. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой районной, городской, поселковой, сельской администрации. Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здание (помещение) у частных собственников. Оплата и возмещение расходов производится избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией информационный стенд с образцом заполнения избирательного бюллетеня и информацией обо всех баллотирующихся в соответствующем избирательном округе кандидатах, с указанием выдвинувших их избирательных объединений или групп избирателей. Статья 45. Избирательные бюллетени 1. Форма избирательного бюллетеня устанавливается областной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной избирательной комиссией. 2. Избирательная комиссия Рязанской области обеспечивает изготовление и доставку избирательных бюллетеней окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Избирательные бюллетени должны поступать в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 4 дня до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней не может превышать число избирателей, включенных в списки, более чем на два процента. 3. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии либо подписи двух ее членов или окружной избирательной комиссии (в случае досрочного голосования в помещении окружной избирательной комиссии). 4. Образцы подписей на избирательных бюллетенях утверждаются решением участковой избирательной комиссии. Решение об утверждении подписей на избирательных бюллетенях вывешивается на стенде в избирательном участке. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию окружной или областной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо областная избирательная комиссия изготавливает новые избирательные бюллетени. Статья 46. Требования к избирательному бюллетеню 1. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа. 2. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 3. Избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчество всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов, их дату рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительство. По заявлению кандидата в депутаты в избирательном бюллетене указывается принадлежность к политической партии или общественному движению. Справа, напротив фамилии каждого кандидата, размещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 4. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке заполнения бюллетеня. Статья 47. Голосование 1. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. 2. Голосование проводится, как правило, в один из выходных дней с 7 до 21 часа по местному времени. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. 3. В 7 часов утра, в день выборов, председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям, пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии достает из сейфа конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, сверяет их количество с отметками "досрочно" в списке избирателей, объявляет об этом членам участковой избирательной комиссии и наблюдателям, после чего конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в ящик для голосования. Только после этого председатель комиссии приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию. 4. На избирательном участке в день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, кандидатами в депутаты, доверенные лица кандидатов. 5. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц недопускается. 6. Для выборов в Рязанскую областную Думу каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Избирательные бюллетени выдаются только членами участковой избирательной комиссии на основании списков избирателей избирательного участка по предъявлению избирателем паспорта или либо заменяющего его документа. При этом членом участковой избирательной комиссии проставляется в списке избирателей серия и номер паспорта или заменяющего его документа и ставится подпись члена комиссии выдавшего избирательный бюллетень. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя в получении бюллетеней". 7. Избирательные бюллетени заполняются в специальной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, наблюдателем или доверенным лицом кандидата. 8. В избирательном бюллетене по выборам депутата в Рязанскую областную Думу избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном против строки "Против всех кандидатов". Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. 9. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещения для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии или заранее. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно искажения волеизъявления избирателей. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатель. 10. На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, в воинских частях, в больницах, в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список. 11. Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушили тайну голосования или пытались повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 48. Досрочное голосование 1. Избиратель, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. 2. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который сам заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать окружной или участковой избирательной комиссии. 3. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию за 3 дня до выборов. 4. В случае досрочного голосования избирателя в окружной (после поступления из окружной комиссии запечатанного конверта с бюллетенями) или участковой избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой постоянно проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись "досрочное" и расписывается. Конверты с избирательными бюллетенями хранятся на избирательном участке в сейфе до дня выборов. Голосование избирателей в воинских частях и труднодоступных и отдаленных населенных пунктах области по решению областной избирательной комиссии может быть проведено досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов. Статья 49. Подсчет голосов на избирательном участке 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. 2. Участковая избирательная комиссия по спискам избирателей устанавливает число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список, а так же число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно. 3. Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, если они находятся в помещении для голосования,подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования. После чего председатель участковой комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: а) В начале производится подсчет голосов избирательных бюллетеней находящихся в переносных ящиках. (Число бюллетеней в переносных ящиках не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка). В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. б) Затем производится подсчет избирательных бюллетеней в стационарных ящиках. 4. На основании бюллетеней находящихся в избирательных ящиках, комиссия устанавливает число избирательных бюллетеней содержащихся в избирательных ящиках, число действительных и недействительных избирательных бюллетеней; число голосов, поданных за каждого кандидата отдельно и число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты. 5. Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, то есть те, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них, а также избирательные бюллетени не имеющие печати окружной или участковой избирательной комиссии, либо подписей двух членов участковой избирательной комиссии. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковых избирательных комиссий. Избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные не официально, не учитываются при определении результатов голосования. 6. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол. Статья 50. Требования к протоколу участковой избирательной комиссии 1. В протокол вносятся следующие данные: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; фамилии и инициалы (а при их совпадении - иные данные) внесенных в бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из кандидатов; число голосов, поданных против всех кандидатов. 2. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член избирательной комиссии, не согласный с содержанием протокола в целом или отдельным его положением, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 3. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания вместе с приложенными к нему жалобами и заявлениями, поступившими в избирательную комиссию в день голосования, принятыми по ним решениями, а также особым мнением членов участковой избирательной комиссии незамедлительно направляются в соответствующую районную (городскую) избирательную комиссию с последующей передачей в окружную избирательную комиссию. 4. Вторые экземпляры протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, хранятся у секретаря до окончания ее работы. Участковая избирательная комиссия передает избирательную документацию, включая избирательные бюллетени, в райгорадминистрацию не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов. 5. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Статья 51. Установление итогов голосования территориальными (районными, городскими) избирательными комиссиями 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных территориальная (районная, городская) избирательная комиссия устанавливает итоги голосования на территории района (города). 2. По итогам голосования территориальная (районная, городская) избирательная комиссия составляет протоколы, в которые заносятся данные о количестве участковых избирательных комиссий на территории района (города); количестве протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляются настоящие протоколы, а также суммарные данные по позициям содержащимся в протоколах участковых избирательных комиссий. 3. Протоколы составляются в двух экземплярах и подписывается всеми членами территориальной (районной, городской) избирательной комиссии. Член комиссии, не согласный с содержанием протокола в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 4. Первый экземпляр протокола территориальной (районной, городской) избирательной комиссии после его подписания с приложенными к нему жалобами и заявлениями, поступившими в избирательную комиссию в день голосования, принятыми по ним решениями, а также особым мнением членов комиссии незамедлительно направляются в окружную избирательную комиссию. 5. Вторые экземпляры протокола вместе со списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов в депутаты и избирательных объединений, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих при установлении итогов голосования и составления протоколов, комиссии, хранятся у секретаря до окончания ее работы. Статья 52. Определение результатов выборов в избирательном округе 1. На основании первых экземпляров протоколов участковых и территориальных (районных, городских) избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. 2. Избранным по избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что это число голосов превышает число голосов, поданных "Против всех кандидатов". В случае, если наибольшее число голосов, полученных кандидатом, равно числу голосов, поданных против всех кандидатов, кандидат считается избранным. При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. 3. Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны недействительными более чем на половине избирательных участков. 4. Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты, превышает число голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 35 процентов зарегистрированных избирателей. 5. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. Результаты выборов по округу рассматриваются на заседании окружной избирательной комиссии и заносятся в протокол. Статья 53. Требования к протоколу окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов по избирательному округу, в который вносятся следующие данные: общее число участковых избирательных комиссий в округе; число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол; общее число избирателей по избирательному округу, внесенные в списки избирателей; общее число бюллетеней, выданных участковыми избирательными комиссиями; общее число бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; число погашенных бюллетеней; число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно и вне помещений для голосования; число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число действительных бюллетеней; число недействительных бюллетеней; фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них; число голосов, поданных против всех кандидатов; фамилия, имя, отчество избранного депутата. 2. Протоколы составляются в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Член комиссии, не согласный с содержанием протокола в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 3. Первый экземпляр протокола вместе с протоколами участковых избирательных комиссий и протоколами районных, городских избирательных комиссий незамедлительно направляется в областную избирательную комиссию. 4. Второй экземпляр протокола хранится у секретаря комиссии, к которому прилагаются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования, и принятые по ним решения, а также особые мнения членов окружной избирательной комиссии. 5. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. 6. Вся документация окружных, территориальных (районных, городских) и участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - до объявления даты следующих выборов. Статья 54. Установление общих итогов выборов и их опубликование 1. На основании первых экземпляров протоколов окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Рязанской областной Думы областная избирательная комиссия не позднее чем через 5 дней после дня выборов определяет общие итоги выборов. 2. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации. 3. Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. 4. Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах избирательной комиссии соответствующего уровня, о результатах выборов и протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов. Статья 55. Регистрация избранных депутатов 1. Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее чем через пять дней после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов. 2. Регистрацию избранного депутата в Рязанскую областную Думу производит избирательная комиссия Рязанской области, которая в 10-и дневный срок со дня избрания, выдает ему удостоверение об избрании. Глава X. Повторные выборы, выборы вместо выбывших депутатов Статья 56. Повторные выборы 1. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, областная избирательная комиссия в двухнедельный срок назначает повторные выборы, определяет конкретные сроки избирательных действий. 2. Областная избирательная комиссия может в случае необходимости принять решение о формировании новых окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе. Статья 57. Проведение выборов депутатов областной Думы вместо выбывших 1. В случае досрочного выбытия депутата Рязанской областной Думы областная избирательная комиссия назначает в двухнедельный срок новые выборы по избирательному округу в соответствии с настоящим Законом. 2. Если до конца срока полномочий Рязанской областной Думы остается менее 6 месяцев, выборы депутата областной Думы не проводятся. Глава XI. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Статья 58. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению права избирать и быть избранным в Рязанскую областную Думу, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах в депутаты или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Глава XII. Заключительные положения Статья 59. Введение в действие настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава Администрации области Г.К.Меркулов 1 июня 1995 года Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|