Расширенный поиск
Закон Рязанской области от 25.01.1996 б/нЗ А К О Н Рязанской области Утратил силу - Закон Рязанской области от 26.10.2004 г. N 117-ОЗ О выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления принят Рязанской областной Думой 25 января 1996 г. Настоящим законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и законодательными актами Рязанской области устанавливается порядок организации выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Рязанской области. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия и термины В настоящем Законе используются термины и понятия, содержание и смысл которых полностью соответствует содержанию и смыслу терминов и понятий используемых в Конституции Российской Федерации, федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 года N 56-ФЗ и федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ. Статья 2. Принципы участия граждан в муниципальных выборах Граждане Российской Федерации,обладающие избирательным правом и постоянно проживающие на территории Рязанской области участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным или многомандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с настоящим Законом. Статья 3. Избирательные права граждан Право избирать в представительные органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день голосования 18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования. Право быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, обладающему избирательным правом, достигшему ко дню голосования 18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования не менее одного года. Право быть избранным главой муниципального образования принадлежит гражданину, отвечающему вышеперечисленным требованиям, но достигшему ко дню голосования 21 года. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Срок назначения выборов Дата выборов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления назначается представительным органом местного самоуправления не позднее 70 дней до дня выборов. Выборы депутатов и должностных лиц местного самоуправления проводятся не позднее первого воскресенья после истечения срока полномочий указанных органов местного самоуправления. Сообщение о дне выборов публикуется в средствах массовой информации. Глава II. Избирательные округа, избирательные участки, списки избирателей Статья 5. Образование избирательных округов Избирательные округа по выборам в представительные органы местного самоуправления определяются территориальными избирательными комиссиями на основе данных, предоставляемых исполнительными органами местного самоуправления и образуются представительными органами местного самоуправления не позднее 60 дней до дня выборов. Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей публикуются не позднее пяти дней со дня принятия решения об их образовании. Многомандатные избирательные округа образуются в границах отдельных или граничащих между собой нескольких населенных пунктов, микрорайонов, кварталов и других территорий. Избирательные округа создаются с равным числом избирателей и допускаемым отклонением от средней нормы представительства избирателей до 10 процентов. При выборах главы муниципального образования территория муниципального образования составляет один округ. Статья 6. Образование избирательных участков Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня выборов решениями глав местного самоуправления муниципальных образований из расчета не более 3000 избирателей на один участок. Избирательные участки образуются в городских и сельских поселениях, других населенных пунктах, с учетом местных и иных условий с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях могут образовываться избирательные участки в тот же срок. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Списки избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий публикуются главами местного самоуправления в местной печати в течение трех дней после принятия решения. Статья 7. Списки избирателей Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании данных об избирателях, предоставляемых исполнительными органами муниципальных образований. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списках указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес места жительства избирателя. Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить гражданам возможность ознакомления со списками избирателей. Избиратели, проживающие на территории избирательного участка и не включенные в списки избирателей, включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или удостоверения личности. Каждый гражданин Российской Федерации,обладающий избирательным правом в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно. Глава III. Избирательные комиссии Статья 8. Система избирательных комиссий Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований осуществляют: - территориальные избирательные комиссии муниципального образования; - окружные избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии; - избирательная комиссия Рязанской области. Статья 9. Статус избирательных комиссий При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения,организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно , а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий. Статья 10. Формирование территориальных избирательных комиссий Территориальная избирательная комиссия формируется в количестве 7-15 членов с правом решающего голоса не позднее чем за 65 дней до дня выборов в муниципальных образованиях представительными органами местного самоуправления. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в установленный срок или если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится главой местного самоуправления. При определении кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Каждый зарегистрированный кандидат в депутаты и кандидат на должность главы муниципального образования вправе назначить по одному члену территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 11. Формирование окружных избирательных комиссий При проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления могут создаваться окружные избирательные комиссии. Окружная избирательная комиссия в этом случае формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления в количестве 7-15 членов с правом решающего голоса не позднее чем за 60 дней до дня выборов. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав окружной избирательной комиссии в установленный срок либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией. При определении кандидатур в состав окружной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя, секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Каждый зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления вправе назначить по одному члену окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Окружная избирательная комиссии не образуется при проведении выборов главы муниципального образования. В этом случае и в случае отсутствия окружных избирательных комиссий при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления их полномочия выполняют соответствующие территориальные комиссии. Статья 12. Формирование участковых избирательных комиссий Участковая избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления муниципального образования в количестве 7-15 членов с правом решающего голоса не позднее чем за 45 дней до дня выборов. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Каждый зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа и кандидат на должность главы местного самоуправления вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию. Статья 13. Статус члена избирательной комиссии Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты в депутаты представительных органов и кандидаты на должность главы местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать на заседаниях избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов. При принятии решения члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока ее полномочий по решению органа его назначившего,в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признание члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов в соответствии с федеральными законами не может быть привлечен без согласия прокурора (района, города) к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемом в судебном порядке. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначаемого кандидатом, победившим на выборах, продолжаются до окончания регистрации кандидатов при очередных выборах на следующий срок. Полномочия остальных членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования результатов выборов. Срок полномочий членов окружной и участковой избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий. Статья 14. Полномочия территориальной избирательной комиссии 1. Территориальная избирательная комиссия: а) руководит деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий; б) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований; в) определяет границы избирательных округов; г) устанавливает единую нумерацию избирательных округов и избирательных участков; д) формирует составы окружных и участковых избирательных комиссий в случаях, указанных в настоящем законе; е) регистрирует выдвинутых кандидатов на должность глав муниципальных образований и кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления в случае выполнения полномочий окружной избирательной комиссии, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения; ж) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех избирательных объединений и кандидатов; з) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и контролирует их целевое использование; и) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов; к) устанавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их изготовления и хранения; л) утверждает текст бюллетеня по выборам главы муниципального образования и депутатов представительного органа местного самоуправления в случае выполнения ими полномочий окружной избирательной комиссии; м)обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими окружных и участковых избирательных комиссий; н) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов и публикует сообщения о зарегистрированных кандидатах в представительные органы местного самоуправления и кандидатах на должность главы муниципального образования; о) получает от окружных (участковых) избирательных комиссий протоколы о результатах выборов ( об итогах голосования) в органы местного самоуправления; п) подводит итоги выборов в целом и публикует их в местной печати; р) выдает избранным депутатам представительного органа местного самоуправления и главе муниципального образования соответствующее удостоверение; с) обеспечивает проведение повторных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования в установленных настоящим законом случаях; т) обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов в архивы; у) рассматривает заявления (жалобы) на решения и действия окружных и участковых комиссий и принимает по ним решения; ф)осуществляет полномочия окружных избирательных комиссий в случае их отсутствия; х) организует проведение повторных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления вместо выбывших; ц) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия территориальной избирательной комиссии прекращаются с прекращением полномочий представительного органа муниципального образования. Статья 15. Полномочия окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия: а) координирует деятельность участковых избирательных комиссий; б)осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на территории своего избирательного округа; в) регистрирует кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов; д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов в данном округе и контролирует их целевое использование; е) утверждает текст бюллетеня для голосования по соответствующему избирательному округу; ж) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; з) получает от участковых избирательных комиссий протоколы об итогах голосования и определяет результаты выборов; и) рассматривает заявления (жалобы) на решение и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает после избрания депутата по данному округу и официального опубликования результатов выборов. Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: а) оповещает население о месте нахождения, телефоне участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне и месте голосования; б) составляет списки избирателей по избирательному участку; в) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов на территории участка в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом; д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов; ж) проводит подсчет голосов, определяет итоги голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в окружную или территориальную избирательную комиссию; з) рассматривает заявления (жалобы) по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов. Статья 17. Полномочия избирательной комиссии Рязанской области Избирательная комиссия Рязанской области: а) утверждает образцы печатей избирательных комиссий; б) оказывает территориальным избирательным комиссиям методическую помощь; в) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и законности при подготовке и проведении выборов; г) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. Статья 18. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. В день голосования на избирательных участках в помещениях окружных и территориальных избирательных комиссий с момента начала работы избирательных комиссий и до окончания оформления выборных документов об итогах голосования вправе присутствовать по одному наблюдателю от каждого кандидата. Предварительного уведомления о направлении наблюдателя на избирательный участок и в окружные и территориальные избирательные комиссии не требуется. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, чьи интересы он представляет, с указанием фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, или наименование избирательной комиссии куда он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности,его заменяющего). Наблюдатели вправе: знакомиться со списками избирателей; обращаться к председателю участковой избирательной комиссии или к заместителю председателя с предложениями и замечаниями; обжаловать действия (бездействия) участковой избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию. Вмешательство наблюдателей в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Статья 19. Организация работы избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Решения окружной (территориальной) избирательной комиссии о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными или повторных выборов принимаются на заседаниях комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования также принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Решения комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии, не согласный с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме изложить особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за 3 дня до выборов и в день выборов - немедленно. При принятии решений избирательными комиссиями в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии и передаются для публикации в средствах массовой информации в пятидневный срок. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий. Избирательные комиссии на период подготовки и проведения выборов могут в установленном порядке привлекать для работы в них до двух членов комиссии с освобождением их от основной работы. Оплата труда в этом случае производится в пределах выделенных избирательным комиссиям бюджетных средств. На каждом заседании комиссии ведется протокол. Протокол должен содержать данные, позволяющие установить правомочность каждого принятого комиссией решения. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии, а в случае отсутствия секретаря - председательствующим и одним из присутствующих членов комиссии. Решение избирательной комиссии, противоречащее законам либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. ГЛАВА IY.ВЫДВИЖЕНИЕ, РЕГИСТРАЦИЯ И СТАТУС КАНДИДАТОВ Статья 20. Право выдвижения кандидатов Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления начинается со дня опубликования списков избирательных округов и заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Выдвижение кандидатов на должность главы муниципального образования начинается со дня опубликования постановления о назначении выборов и заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Право выдвижения кандидатов принадлежит соответствующим городским и районным избирательным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, устав которых предусматривает участие в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 21. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями Решения о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы муниципального образования от избирательных объединений принимаются на собраниях и конференциях избирательных объединений с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Решение избирательного объединения о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием, заверяется печатью и направляется в соответствующую территориальную или окружную избирательную комиссию. В трехдневный срок окружная или территориальная избирательные комиссии рассматривают и выдают уполномоченному представителю избирательного объединения заверенные копии списка кандидатов в депутаты представительного органа. Избирательные объединения могут выдвигать кандидатами в депутаты представительного органа местного самоуправления и на должность главы муниципального образования лиц, не являющихся членами этих объединений. Избирательное объединение вправе выдвигать в каждом из избирательных округов не более одного кандидата. Статья 22. Самовыдвижение кандидата в депутаты представительного органа и на должность главы муниципального образования Самовыдвижение кандидата в депутаты представительного органа проводится путем сбора не менее 15 подписей под заявлением кандидата о своем выдвижении, а на должность главы муниципального образования не менее - 50 подписей граждан, проживающих на территории соответствующего избирательного округа. В трехдневный срок после получения заявления кандидата окружная или территориальная избирательные комиссии рассматривает и выдает кандидату в депутаты представительного органа или на должность главы муниципального образования письменное подтверждение о принятии документов. Отказ в выдаче письменного подтверждения о приеме документов может быть обжалован в судебном порядке. Статья 23.Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа и на должность главы муниципального образования непосредственно избирателями проводится на собраниях избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства,на которых должно присутствовать не менее чем 15 граждан, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, при выдвижении кандидатом в депутаты и не менее 50 избирателей при выдвижении главы муниципального образования. В протоколе о выдвижении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания, к нему прикладывается список присутствующих на собрании избирателей. В трехдневный срок после получения протокола собрания окружная или территориальная избирательные комиссии рассматривают и выдают уполномоченному представителю группы избирателей решение о регистрации инициативной группы, письменное подтверждение о принятии документов. Отказ в выдаче письменного подтверждения о приеме документов и выдаче решения о регистрации инициативной группы может быть обжалован в судебном порядке. Статья 24. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата начинается с момента выдачи соответствующей избирательной комиссией письменного подтверждения о принятии документов. Правом сбора подписей обладает любой избиратель соответствующего избирательного округа. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где сбор подписей не запрещены законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 1,2 к настоящему закону. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Если подписи собираются в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, кроме данных, указанных в подписном листе, указывается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18-лет дополнительно день и месяц), адрес, серию и номер паспорта или иного документа,удостоверяющего его личность. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку одного и того же кандидата только один раз. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов. Статья 25. Регистрация кандидатов Для регистрации кандидатов требуется собрать в его поддержку два процента подписей от общего количества избирателей округа. Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю избирательного объединения или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, а также кандидаты, выдвинутые в избирательных округах. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия может привлекать к проверке подписных листов специалистов. Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы муниципального образования только в одном избирательном округе. Кандидаты регистрируются соответственно окружной или территориальной избирательной комиссией при представлении необходимых документов, в том числе и заявления кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Необходимые для регистрации кандидатов материалы должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов,а в многомандатном избирательном округе менее двух сверх установленного числа мандатов,выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Окружная или территориальная избирательные комиссии в течение пяти дней со дня принятия документов проверяют соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и принимают решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в трехдневный срок после регистрации сообщаются средствам массовой информации. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его доверенному лицу копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и настоящего закона. Статья 26. Права и обязанности кандидатов и их доверенных лиц Все кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления или на должность главы муниципального образования обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты после регистрации и до официального опубликования результатов выборов по их личным заявлениям могут освобождаться от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведение выборов, выплачивает денежную компенсацию в размере трехкратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда для кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципального образования и в размере среднемесячной оплаты труда длякандидатов на должность главы муниципального образования, но не более десятикратной, установленной законом минимальной месячной оплаты труда. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе , а также работающие в средствах массовой информации после их регистрации на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей с сохранением среднемесячной заработной платы и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Кандидаты не могут по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (района, города) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию , осуществившую регистрацию кандидата. Кандидат вправе не позднее чем за 3 дня до дня выборов снять свою кандидатуру. В случае, если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия может отнести на его счет соответствующую часть расходов на предвыборную кампанию. Кандидат может иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. На период избирательной кампании работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их личным заявлениям неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. ГЛАВА Y.ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 27. Общие условия проведения предвыборной агитации Граждане Российской Федерации и избирательные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы муниципального образования. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы и органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 28. Проведение предвыборных собраний, встреч с избирателями Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для встреч кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы муниципального образования и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации. Предвыборные митинги вне помещений организуются и проводятся в порядке установленном действующим законодательством. Проведение агитации в помещениях избирательных комиссий и избирательных участков запрещается. Статья 29. Предвыборная агитация через средства массовой информации Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления и на должность главы муниципального образования имеют право выступать в средствах массовой информации. Порядок указанных выступлений кандидатов устанавливается территориальной избирательной комиссией по согласованию с руководством средств массовой информации и должен обеспечивать получение равного доступа (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям) к средствам массовой информации. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы или органы местного самоуправления, учреждения, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального, областного или местного бюджетов должны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех зарегистрированных кандидатов. Статья 30. Распространение агитационных печатных материалов Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления и на должность главы муниципального образования, избирательные объединения, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных материалов запрещается. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, возбуждающих социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, с согласия собственника или владельца этих объектов, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Статья 31. Сроки проведения агитационной кампании Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы муниципального образования и прекращается за один день до выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. ГЛАВА YI.ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 32. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в представительные органы местного самоуправления и на должность главы муниципального образования проводятся за счет средств, выделенных из соответствующего местного бюджета. Средства, выделенные из местного бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями. Территориальная избирательная комиссия предоставляет отчет о расходовании средств, выделенных из местного бюджета, представительному органу местного самоуправления не позднее одного месяца после официального опубликования результатов выборов. Статья 33. Избирательные фонды кандидатов Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств: средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией из поступивших в ее распоряжение бюджетных средств и добровольных пожертвований юридических лиц; собственных средств кандидата; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических лиц. Сумма пожертвований одного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы муниципального образования не может превышать десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Сумма пожертвования одного юридического лица не может превышать 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Не допускаются пожертвования кандидатам со стороны: - иностранных государств, организаций и граждан; - лиц, не имеющих гражданства; - российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов; - юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации; - международных организаций и международных общественных движений; - органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций; - воинских частей, военных учреждений и организаций; - благотворительных и религиозных объединений. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать 1000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов. Если добровольные пожертвования поступили в избирательный фонд кандидатов от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования либо в превышающих предусмотренные настоящей статьей размерах, кандидаты обязаны незамедлительно вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Статья 34. Порядок создания избирательных фондов Средства избирательных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации. Право распоряжаться средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно сформировавшему этот фонд кандидату. Учреждения Сберегательного банка Российской Федерации открывают зарегистрированным кандидатам на основе письменного сообщения из соответствующей избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. Все поступившие денежные средства на счета избирательных фондов зачисляются в рублях. Перечисление указанных средств в иностранной валюте запрещается. При внесении добровольных пожертвований в избирательный фонд кандидата лицо, их вносящее, должно указать свою фамилию, имя и отчество; место постоянного жительства и данные паспорта или удостоверения личности. Учреждения банков обязаны по письменному запросу территориальной или окружной избирательной комиссии предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на временных счетах избирательных фондов кандидатов. Все финансовые операции со специальными временными счетами избирательных фондов прекращаются в день выборов. Территориальная избирательная комиссия может на основании ходатайства продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. Со дня открытия счета информация о поступлении денежных средств должна быть доступной для ознакомления любым заинтересованным лицам. Статья 35. Порядок расходования средств избирательных фондов кандидатов Денежные средства избирательных фондов, поступивших на специальный временный счет в учреждение Сберегательного банка, могут направляться на выпуск и распространение агитационных материалов, оплату объявлений, помещаемых в средствах массовой информации, выступлений кандидатов, а также на другие целевые мероприятия по предвыборной агитации. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается территориальной избирательной комиссией. Не позднее 30 дней после окончания выборов кандидат обязан представить в территориальную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается в соответствии с законодательством. Территориальная избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда кандидата возвращаются территориальной избирательной комиссии в размере, пропорциональному размеру денежных средств, выделенных кандидату из соответствующего бюджета. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после окончания выборов с разрешения территориальной избирательной комиссии возвращаются пропорционально размерам вложенных средств организациям и лицам, осуществившим пожертвования. Невозвращенные средства взыскиваются в соответствии с действующим законодательством. ГЛАВА YII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ Статья 36. Помещения для голосования Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковой избирательной комиссии исполнительными органами соответствующего муниципального образования. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования, оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается. В помещении для голосования, либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются: образцы заполненных избирательных бюллетеней, информационные материалы обо всех баллотирующихся кандидатах. В информационных материалах не должны содержаться агитационные призывы. Образец заполненного избирательного бюллетеня не должен содержать фамилии кандидатов. Статья 37. Избирательный бюллетень Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа. Избирательные бюллетени содержат в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов, даты их рождения, занимаемые ими должности (род занятий), места жительства кандидатов, а также записи о принадлежности кандидатов к каким-либо избирательным объединениям или о их независимом статусе. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени должны быть подготовлены территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от соответствующих комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу лицевой стороны избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию соответственно территориальной или окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. Статья 38. Досрочное голосование Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной территориальной (за 15 дней до выборов), участковой (за 3 дня до дня выборов) избирательной комиссии. При этом не должна быть нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует досрочно, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются печатью данной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной, окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются печатью. Территориальная или окружная избирательная комиссия передают список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня выборов. В случае досрочного голосования секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями и списка проголосовавших избирателей из территориальной или окружной избирательной комиссии, делает в соответствующей строке списка избирателей запись "досрочное". Статья 39. Порядок голосования О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны известить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения. Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 22 часов. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. Сам избиратель или по его желанию член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносит в список избирателей серию и номер паспорта избирателя, получившего бюллетень. Избиратель расписывается за получение избирательного бюллетеня, а член комиссии расписывается за его выдачу. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетени избиратель ставит крест или любой другой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательный ящик должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случае нарушения порядка он вправе обратиться к представителям правоохранительных органов с требованием о наведении порядка. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии для всех присутствующих в помещении для голосования обязательны. В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, то он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей в графе "Особые отметки". Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей и с использованием специального переносного избирательного ящика. Количество переносных избирательных ящиков на избирательном участке определяется территориальной избирательной комиссией. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования (на дому) должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После подписания заявления избиратель получает избирательный бюллетень, делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей в графе "Особые отметки" делается отметка о том,что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключить возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией. ГЛАВА YIII.ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ. Статья 40. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица находящиеся в помещении для голосования. Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения подсчитывают, и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находящиеся в переносных избирательных ящиках, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными и погашаются. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени не установленной формы, то есть не изготовленные официально, не заверенные печатью окружной или участковой избирательной комиссии и подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а так же избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых любой знак (знаки) представлен более чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов и избирательные объединения. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При подсчете голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии определяют и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные: а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей дополнительно внесенных в список; б) число избирательных бюллетеней полученных участковой избирательной комиссией; в) число избирательных бюллетеней выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; г) числа погашенных избирательных бюллетеней; д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; . е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования (на дому); ж) число избирательных бюллетеней содержащихся в избирательных ящиках; з) число действительных избирательных бюллетеней; и) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; к) число голосов избирателей поданных за каждого кандидата; л) число голосов поданных против всех кандидатов. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в трех экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании протокола об итогах голосования член участковой избирательной комиссии, не согласный с его содержанием, вправе изложить в письменной форме особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в соответствующую окружную или территориальную избирательную комиссию. К нему прилагаются заявления (жалобы) о нарушении настоящего закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения комиссии. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями списком членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального опубликования результатов выборов. Статья 41. Определение результатов выборов Окружная или территориальная избирательные комиссии на основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления путем сложения в них данных устанавливают результаты выборов по избирательному округу. О результатах выборов составляет в трех экземплярах протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. В протокол заносятся следующие данные: - число участковых избирательных комиссий на основании которых составлен данный протокол; - число бюллетеней полученных окружной избирательной комиссией; - суммарные данные по позициям содержащимся в протоколах участковых избирательных комиссий; - признание избранным кандидата получившего наибольшее число голосов. При этом по многомандатному избирательному округу, в зависимости от числа депутатских мандатов, депутатами становятся те из них, кто набрал наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей. Остальные, получившие не менее пяти процентов голосов от принявших участие в голосовании, считаются избранными резервными депутатами. При равенстве голосов избранным считается кандидат зарегистрированный ранее; - признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; - признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей округа, внесенных в списки. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной или территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе изложить в письменной форме особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Один экземпляр протокола окружной избирательной комиссии вместе с протоколом участковых избирательных комиссий, заявлениями (жалобами) о нарушении настоящего Закона, поступившими в окружную избирательную комиссию, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, а другой - предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации и вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении результатов выборов, хранится в окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий. В тех случаях, когда функции окружной избирательной комиссии выполняет территориальная избирательная комиссия, она составляет протокол только территориальной избирательной комиссии. Статья 42. Установление и опубликование результатов выборов Итоги голосования по каждому избирательному участку, общие итоги выборов в представительные органы и на должность главы муниципального образования в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставлять для ознакомления любому избирателю, наблюдателю или представителю средств массовой информации. Территориальные избирательные комиссии направляют общие данные об итогах выборов по избирательным округам, в средства массовой информации в течение 15 дней после окончания выборов. Территориальная избирательная комиссия может признать выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установить, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Статья 43. Использование автоматизированной информационной системы В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использование автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. С момента начала голосования и до момента подписания протокола соответствующей территориальной избирательной комиссией автоматизированная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации. Данные о ходе и итогах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной системы и лицом, ответственным за введение информации. Статья 44. Регистрация избранных депутатов представительных органов и глав муниципальных образований Окружная или соответствующие территориальные избирательные комиссии после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом представительного органа местного самоуправления или главой муниципального образования. После подведения итогов выборов окружная (территориальная) избирательная комиссия производит при условии соблюдения требований, установленных частью второй настоящей статьи, выдачу избранному депутату или главе муниципального образования удостоверения об избрании. Глава IX. Разрешение жалоб. Ответственность за нарушение избирательного законодательства Статья 45. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по заявлениям (жалобам), поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлениях (жалобах), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу заявления (жалобы). Статья 46. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и законодательства о выборах Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов или установления результатов выборов или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, либо работе избирательных комиссий или членов избирательной комиссии, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы муниципального образования, либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие статус доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей или условия проведения предвыборной агитации, либо совершающие иные нарушения законодательства о выборах, несут административную или уголовную ответственность. Глава X. Повторные выборы. Выборы депутатов представительных органов и глав муниципальных образований вместо выбывших Статья 47. Повторные выборы Если выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными,а по многомандатному избирательному округу и в случае, когда количество избранных депутатов оказалось меньше числа депутатских мандатов,территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости формирования окружной и участковой избирательных комиссий в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках по спискам избирателей составленным для проведения первоначальных выборов. Повторные выборы проводятся не позднее чем через 60 дней после первоначальных выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления или на должность главы муниципального образования и другие мероприятия проводятся в порядке установленном настоящим Законом с сокращением сроков избирательных действий на одну треть. Повторные выборы считаются состоявшимися если в них приняло участие не менее 25 процентов избирателей округа. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати. Статья 48. Выборы депутатов представительных органов и глав муниципальных образований вместо выбывших В случае досрочного прекращения полномочий депутатов и избранных глав муниципальных образований территориальная избирательная комиссия назначает в течение тридцати дней в соответствующем избирательном округе выборы депутатов или главы муниципального образования вместо выбывших. Указанный порядок проведения выборов депутатов вместо выбывших сохраняется в многомандатных избирательных округах при отсутствии резервных депутатов. При наличии резервных депутатов выборы депутатов вместо выбывших не проводятся. В этих случаях на очередном заседании представительного органа принимается решение о передаче депутатского мандата резервному депутату, получившему наибольшее число голосов по сравнению с другими резервными депутатами, избранного по данному округу. Если до окончания установленного срока полномочий представительного органа местного самоуправления или главы муниципального образования остается менее 6 месяцев досрочные выборы депутатов или главы муниципального образования не проводятся. Глава XI. Заключительные и переходные положения Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 50. Срок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципального образования первого созыва Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, а также выборы должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, в которых отсутствует представительный орган местного самоуправления, назначаются Рязанской областной Думой не позднее 70 дней до дня выборов. Глава администрации области Г.К.Меркулов Приложение N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением__________________________________________________________________________ кандидатом ___________________________________________________________________________ (указывается: в депутаты соответствующего представительного органа ______________________________________________________________________________________ местного самоуправления либо на должность главы муниципального образования) гражданина ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) родившегося __________________________________________________________________________ работающего __________________________________________________________________________ проживающего в _______________________________________________________________________ ----T---------------T----------T-------------T-----------------T------------T---------¬ ¦ N ¦ Фамилия, имя, ¦ Дата ¦ Адрес места ¦ Серия и номер ¦ Дата ¦ Подпись ¦ ¦ ¦ отчество ¦ рождения ¦ жительства ¦ паспорта или ¦ подписания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заменяющего его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документа ¦ ¦ ¦ +---+---------------+----------+-------------+-----------------+------------+---------+ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------+----------+-------------+-----------------+------------+---------+ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+---------------+----------+-------------+-----------------+------------+---------- Подписной лист удостоверяю: _____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ (Фамилия,имя,отчество,место жительства,серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный избирательного объединения: ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________ (Фамилия,имя,отчество,место жительства,серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного избирательного объединения) (Подпись и дата) Приложение N 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом ______________________________________________________________________________________ (указывается: в депутаты соответствующего представительного органа ______________________________________________________________________________________ местного самоуправления либо на должность главы муниципального образования) гражданина ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) родившегося __________________________________________________________________________ работающего __________________________________________________________________________ проживающего в _______________________________________________________________________ ----T---------------T----------T-------------T-----------------T------------T---------¬ ¦ N ¦ Фамилия, имя, ¦ Дата ¦ Адрес места ¦ Серия и номер ¦ Дата ¦ Подпись ¦ ¦ ¦ отчество ¦ рождения ¦ жительства ¦ паспорта или ¦ подписания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заменяющего его ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документа ¦ ¦ ¦ +---+---------------+----------+-------------+-----------------+------------+---------+ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------+----------+-------------+-----------------+------------+---------+ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+---------------+----------+-------------+-----------------+------------+---------- Подписной лист удостоверяю: ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ (Фамилия,имя,отчество,место жительства,серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный инициативной группы избирателей или кандидат __________________________ ______________________________________________________________________________________ (Фамилия,имя,отчество,место жительства,серия и номер паспорта или заменяющего его документа) (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|