Расширенный поиск
Закон Рязанской области от 15.01.2007 № 12-ОЗЗАКОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Об утверждении областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007-2009 годах" (В редакции Законов Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ; от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ; от 07.09.2009 г. N 101-ОЗ) Принят Рязанской областной Думы от 20 декабря 2006 года Статья 1 Утвердить областную целевую программу "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" согласно приложению к настоящему Закону. Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Рязанской области Г.И.Шпак от 15 января 2007 года N 12-ОЗ Приложение к Закону Рязанской области "Об утверждении областной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" Областная целевая программа "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" Паспорт Программы --------------------------T------------------------------------------------------------------------¬ ¦Наименование программы ¦областная целевая программа "Улучшение экологической обстановки в¦ ¦ ¦Рязанской области в 2007 - 2009 годах" (далее - Программа) ¦ +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦Конституция Российской Федерации; ¦ ¦ ¦Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением¦ ¦Основания для разработки¦Правительства РФ от 31 августа 2002 года N 1225-р; | | Программы |Федеральный закон от 4 мая 1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного | | |воздуха"; | | |Федеральный закон от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и| | |потребления"; | | |Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей | | |среды"; | ¦ ¦Закон Рязанской области "Об охране окружающей среды на территории¦ ¦ ¦Рязанской области"; ¦ +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦Государственный заказчик¦Правительство Рязанской области ¦ ¦Программы ¦ ¦ +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦Основной разработчик¦управление природопользования Рязанской области ¦ ¦Программы ¦ ¦ +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦Цель Программы ¦обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую¦ ¦ ¦среду за счет улучшения экологической обстановки в Рязанской области ¦ +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦улучшение состояния природных систем, поддержание их целостности и¦ ¦ ¦жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития Рязанской области,¦ ¦ ¦повышения качества жизни населения области; ¦ | |повышение уровня управления в сфере обращения с отходами производства и| | |потребления; | ¦Задачи Программы ¦участие в финансировании строительства объектов размещения отходов ¦ ¦ ¦производства и потребления; ¦ ¦ ¦осуществление мер по сохранению и восстановлению экосистем; ¦ ¦ ¦развитие системы экологического воспитания и образования; ¦ +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦подпрограмма "Долевое участие в разработке и реализации имеющих¦ ¦ ¦территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на¦ ¦ ¦улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение¦ ¦ ¦экологической безопасности населения"; ¦ ¦Перечень подпрограмм ¦подпрограмма "Участие в финансировании строительства и реконструкции¦ ¦ ¦природоохранных объектов"; ¦ ¦ ¦подпрограмма "Развитие экологического воспитания и образования, издание¦ ¦ ¦специальной литературы" ¦ | |подпрограмма "Охрана атмосферного воздуха" | +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦управление природопользования Рязанской области *; ¦ ¦Исполнители Программы ¦министерство природопользования и экологии Рязанской области; ¦ ¦ ¦органы местного самоуправления (по согласованию); ¦ | |организации различных форм собственности, выигравшие конкурс, аукцион | | |------------------------------------------------------------------------| | |* - до утверждения структуры испольнительных органов госудаственной | | |власти Рязанской области в 2008 году | +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦Сроки реализации¦2007 - 2009 годы ¦ ¦Программы ¦ ¦ +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦общий объем финансирования настоящей Программы на 2007-2009 годы -159 ¦ ¦ ¦340,559980,6 тыс.рублей за счет средств Экологического фонда Рязанской области,¦ ¦ ¦в том числе по годам: ¦ ¦Источники и объемы¦2007 год - 32 359,9 тыс. руб. ¦ ¦финансирования Программы ¦2008 год - 67 000,0 тыс. руб. ¦ ¦ ¦2009 год - 59 980,6 тыс. руб. ¦ ¦ ¦Объемы расходов на финансирование Программы носят прогнозный характер ,¦ | |соответствующий минимальному уровню обеспечения финансирования Программы| ¦ ¦и подлежат уточнению при утверждении расходов на реализацию мероприятий¦ ¦ ¦Программы в рамках Закона Рязанской области об областном бюджете на | | |очередной финансовый год,а также при внесении в него изменений в течение¦ | |финансового года. | +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦улучшение экологической обстановки на территории Рязанской области; ¦ ¦ ¦снижение вредного воздействия отходов производства и потребления на | | |окружающуюреду и здоровье человека; ¦ ¦Ожидаемые результаты¦повышение уровня безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений; ¦ ¦реализации Программы ¦снижение рисков антропогенного воздействия на окружающую среду; ¦ ¦ ¦развитие региональной системы мониторинга состояния окружающей среды; ¦ ¦ ¦улучшение качества окружающей среды обитания; ¦ ¦ ¦повышение экологической культуры населения области ¦ +-------------------------+------------------------------------------------------------------------+ ¦Контроль за целевым¦контроль за целевым и эффективным использованием средств областного¦ ¦использованием средств¦бюджета, направленных на реализацию Программы, осуществляют: ¦ ¦областного бюджета,¦Рязанская областная Дума; ¦ ¦направленных на¦Счетная палата Рязанской области; ¦ ¦реализацию Программы ¦министерство финансов Рязанской области; ¦ ¦ ¦министерство природопользования и экологии Рязанской области ¦ L-------------------------+------------------------------------------------------------------------- (В редакции Законов Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ; от 07.09.2009 г. N 101-ОЗ) 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения На территории Рязанской области зарегистрировано более 27 тыс. предприятий. В общей структуре промышленных производств значительная доля приходится на нефтеперерабатывающие, машиностроительные, металлургические, химические, лесоперерабатывающие и другие отрасли. Современные экологические проблемы в Рязанской области связаны с рядом ее специфических особенностей, к которым относятся: концентрация основной части населения в городах и поселках городского типа; наличие развитой промышленности, нередко размещенной без учета экологических ограничений и ее специализации; низкий процент переработки отходов производства и потребления; захоронение промышленных и бытовых отходов Рязанской области и г. Рязани в качестве основного способа их утилизации. Указанные особенности развития Рязанской области обусловили исключительно высокий уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду и как результат этого: сверхнормативное (для водоемов рыбохозяйственного назначения) загрязнение рек в Рязанской области сточными водами; образование зон устойчивого и сверхнормативного загрязнения атмосферного воздуха; образование несанкционированных свалок отходов производства и потребления. Начавшийся экономический рост в Рязанской области может ухудшить экологическую обстановку и увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Поэтому необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального природопользования и охраны окружающей среды на среднесрочную перспективу. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы. Принятие настоящей Программы на 2007-2009 годы позволит приступить к решению приоритетных задач в области охраны окружающей среды Рязанской области, осуществление которых направлено на обеспечение состояния благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, растительного и животного мира, улучшение состояния здоровья населения. 2. Цель и задачи Программы Целью Программы является обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду за счет улучшения экологической обстановки в Рязанской области. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: улучшение состояния природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития Рязанской области, повышения качества жизни населения области; повышение уровня управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, участие в финансировании строительства объектов размещения отходов производства и потребления; строительство объектов размещения отходов производства и потребления; формирование и обеспечение функционирования территориальной системы экологического мониторинга Рязанской области; восстановление загрязненных водных объектов методом их очистки и благоустройства; строительство и реконструкция природоохранных объектов; осуществление мер по сохранению и восстановлению экосистем; подготовка и издание специальной литературы в целях распространения экологических знаний среди населения Рязанской области; развитие системы экологического воспитания и образования. (В редакции Закона Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ) 3. Структура Программы Программа состоит из четырех подпрограмм, характеризующих основные направления действия Программы:(В редакции. Вступает в силу с 1 января 2009 года - Закон Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) 1) "Долевое участие в разработке и реализации имеющих территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" согласно приложению 1 к настоящей Программе; 2) "Участие в финансировании строительства и реконструкции природоохранных объектов" согласно приложению 2 к настоящей Программе; (Утратил силу. Вступает в силу с 1 января 2009 года - Закон Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) 4) "Развитие экологического воспитания и образования, издание специальной литературы" согласно приложению 4 к настоящей Программе; 5) "Охрана атмосферного воздуха" согласно приложению 5 к настоящей Программе. Каждая подпрограмма включает перечень мероприятий по реализации основных направлений подпрограммы, установленных в соответствующих приложениях 1-5 к настоящей Программе. Конкретный перечень мероприятий по реализации основных направлений подпрограмм на очередной финансовый год разрабатывается министерством природопользования и экологии Рязанской области в период формирования проекта областного бюджета на очередной финансовый год на основе сложившейся экологической, социально-экономической ситуации на территории Рязанской области. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) При формировании перечня мероприятий по каждой подпрограмме на очередной финансовый год учитываются сведения о месте и сроках проведения каждого мероприятия, ожидаемых результатах, финансовом обеспечении мероприятия, наличие проектно-сметной документации и положительных заключений, необходимых государственных экспертиз, готовность органов местного самоуправления оказать финансовую и организационную поддержку реализации проекта. Кроме того, учитываются заявки глав муниципальных образований области, предложения Правительства Рязанской области и депутатов Рязанской областной Думы по улучшению экологической обстановки в Рязанской области. Подготовленный перечень мероприятий по подпрограммам Программы с объемами финансирования по ним в форме приложения к проекту закона об областном бюджете на очередной финансовый год направляется министерством природопользования и экологии Рязанской области в Правительство Рязанской области для последующего внесения Губернатором Рязанской области на рассмотрение в Рязанскую областную Думу в составе указанного закона. С момента вступления в силу закона об областном бюджете на очередной финансовый год указанное приложение становится неотъемлемой частью настоящей Программы. (В редакции Законов Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ; от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) 4. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования настоящей Программы на 2007-2009 годы - 159340,5 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе по годам: (В редакции Законов Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ; от 07.09.2009 г. N 101-ОЗ) 2007 год - 32 359,9 тыс. руб. 2008 год - 67 000,0 тыс. руб. 2009 год - 59980,6 тыс. руб. (В редакции Законов Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ; от 07.09.2009 г. N 101-ОЗ) Объемы финансирования Программы на 2007-2009 годы носят прогнозный характер, соответствующий минимальному уровню обеспечения финансирования Программы, и подлежат уточнению при утверждении расходов на реализацию мероприятий Программы в рамках Закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также при внесении в него изменений в течение финансового года. Предложения об объемах финансирования Программы и ее структурных единиц - подпрограмм и мероприятий на очередной финансовый год вместе с перечнем мероприятий подпрограмм Программы вносятся в форме приложения к проекту закона об областном бюджете. Приложение по распределению средств на реализацию настоящей Программы, ее подпрограмм и мероприятий утверждается соответствующей статьей закона об областном бюджете на очередной финансовый год. (В редакции Закона Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ) 5. Механизм реализации Программы Реализация Программы предусматривает участие исполнительных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления (по согласованию), организаций различных форм собственности, выигравших конкурс (тендер) или аукцион на выполнение ремонтно-строительных работ или мероприятий, включенных в данную Программу. Денежные средства из областного бюджета, предусмотренные на реализацию Программы, министерством финансов Рязанской области направляются в министерство природопользования и экологии Рязанской области. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) На выполнение работ по строительству полигонов твердых бытовых отходов и объектов инженерной защиты территорий от наводнений по подпрограмме "Участие в финансировании строительства и реконструкции природоохранных объектов" бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются субсидии из областного Фонда софинансирования расходов. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Реализация Программы осуществляется на основании государственных и муниципальных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке министерством природопользования и экологии Рязанской области, исполнительными органами местного самоуправления с исполнителями строительно-монтажных работ, или мероприятий, предусмотренных Программой. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) По итогам выполнения строительно-монтажных работ и мероприятий Программы, выполненных за счет средств областного бюджета, исполнительные органы местного самоуправления ежемесячно представляют в министерство природопользования и экологии Рязанской области отчеты об использовании средств областного бюджета. К отчетам прилагаются материалы результатов проведенных конкурсов (аукционов). (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Министерство природопользования и экологии Рязанской области, исполнительные органы местного самоуправления обеспечивают целевое и эффективное использование средств областного бюджета в пределах лимитов, утвержденных Законом Рязанской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Министерство природопользования и экологии Рязанской области обеспечивает координацию деятельности непосредственных исполнителей строительно-монтажных работ или мероприятий Программы. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Министерство природопользования и экологии Рязанской области использует полученные бюджетные средства строго по целевому назначению в пределах лимитов, предусмотренных областным бюджетом. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Проведение конкурсов или аукционов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и нормативными правовыми актами Рязанской области. Подрядные организации осуществляют выполнение строительно-монтажных работ на основании утвержденной проектно-сметной документации в полном соответствии с условиями заключенных государственных контрактов в сроки, определенные графиками производства работ. Организации-исполнители осуществляют реализацию мероприятий на основании смет в полном соответствии с условиями заключенных государственных контрактов в сроки, определенные календарными планами выполнения мероприятий. Подрядные организации и организации-исполнители вправе привлекать для выполнения определенных видов работ сторонние организации, если условиями государственных контрактов не предусмотрено иное. Приемка и оплата выполненных работ производятся после проверки соответствия фактически выполненных объемов работ документам установленной формы (на основании актов о приемке работ, которые подписываются сторонами государственного или муниципального контракта). Проверка объемов работ, выполненных по муниципальному контракту, заключенному в рамках настоящей Программы и финансируемому из областного Фонда софинансирования социальных расходов, осуществляется с участием представителя министерства природопользования и экологии Рязанской области. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) (В редакции Законов Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ; от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) 6. Контроль за реализацией Программы Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Рязанской области, в которое министерство природопользования и экологии Рязанской области в установленном порядке направляет отчеты о ходе реализации Программы. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета в установленном порядке осуществляют: Рязанская областная Дума; Счетная палата Рязанской области; министерство финансов Рязанской области (в отношении контроля за операциями с бюджетными средствами главного распорядителя, которым является министерство природопользования и экологии Рязанской области); (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) министерство природопользования и экологии Рязанской области (в отношении контроля подрядных организаций и организаций - исполнителей в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, представления отчетности, качества и своевременного исполнения мероприятий). (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Контроль за исполнением Программы включает в себя: периодичную отчетность о реализации программных мероприятий; контроль за рациональным использованием выделяемых финансовых средств; контроль за сроками выполнения мероприятий; контроль за качеством реализуемых мероприятий. 7. Оценка эффективности реализации Программы Реализация мероприятий настоящей Программы позволит обеспечить: улучшение экологической обстановки на территории Рязанской области с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды; абзац;(Исключен - Закон Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ) снижение сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты; повышение уровня безопасности эксплуатации гидроузлов и гидротехнических сооружений; развитие системы экологического образования, воспитания и информированности населения; снижение рисков антропогенного воздействия на окружающую среду. Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые показатели и индикаторы в соответствии с приложением 6 к настоящей Программе. Оценка эффективности реализации Программы производится министерством экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области по результатам ее выполнения. (Дополнен - Закон Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Приложение 1 к областной целевой программе "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" Подпрограмма "Долевое участие в разработке и реализации имеющих территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения" 1. Анализ исходного состояния проблемы Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации. Наиболее крупные промышленные предприятия размещены в г. Рязани, Пронском, Касимовском, Сасовском, Скопинском и Михайловском районах. В условиях реформирования экономики, наметившегося подъема производства вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Состояние окружающей среды в Рязанской области остается напряженным, а уровень ее загрязнения - высоким. Для получения достоверных данных о качестве окружающей среды и антропогенном воздействии хозяйствующими субъектами в ходе проведения мероприятий государственного экологического контроля требуется проведение количественного химического анализа проб природной и сточной вод (влияние сточных вод на открытые водные источники, проверка эффективности очистных сооружений ЖКХ и промышленных предприятий), воздуха (выявление нарушений норм предельно допустимых выбросов предприятиями Рязанской области), почв (выявление загрязненности грунтов с целью оценки влияния хозяйственной деятельности и дальнейшей их рекультивации), отходов (установление класса опасности отходов для принятия мер по их утилизации). Серьезной проблемой остается вопрос захоронения пестицидов и агрохимикатов с истекшими сроками хранения, пришедших в негодность. Всего на территории области на складах хозяйств различных форм собственности хранятся более 500 тонн просроченных, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов. С каждым годом проблема их захоронения принимает все более острый характер ввиду разрушения тары, в которой они хранятся, крайне неудовлетворительного санитарно-технического состояния складских помещений, их доступности для посторонних лиц. Современное состояние большинства водных объектов и прибрежных территорий не соответствует действующим экологическим и градостроительным требованиям. Анализ качества воды водных объектов в г. Рязани свидетельствует, что содержание ряда загрязняющих веществ (нефтепродукты, БПК) в водных объектах стабильно превышает даже нормативы культурно-бытового водопользования. Основные загрязнения поступают в малые реки города через городскую водосточную сеть и непосредственно по рельефу местности с городских территорий. Уровень очистки поверхностных сточных вод на существующих инженерных сооружениях недостаточен, а их фактическая эффективность не обеспечивает нормативное качество воды в водных объектах. Большинство существующих очистных сооружений технически устарели и нуждаются в реконструкции. Реализация мероприятий подпрограммы позволит в значительной степени улучшить экологическое состояние окружающей среды Рязанской области. (В редакции Закона Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ) 2. Основные цели и задачи подпрограммы Стабилизация и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности и содействие в улучшении здоровья населения Рязанской области. Осуществление контроля и мониторинга природной среды для подготовки необходимых мероприятий, программ, исключающих негативное воздействие деятельности человека на природную среду. Утилизация пестицидов, соблюдение правил и норм по охране окружающей среды в местах их размещения, внедрение современных технологий по обезвреживанию и утилизации пестицидов. 3. Перечень мероприятий по реализации подпрограммы Перечень мероприятий по реализации подпрограммы предусматривает проведение имеющих территориальное значение мероприятий по следующим основным направлениям улучшения качества окружающей природной среды: абзац;(Исключен - Закон Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ) водные объекты: мониторинг источников загрязнения, проведение лабораторных исследований, участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) почвы: проведение лабораторных исследований; разработка генеральных схем по очистке территории Рязанской области; утилизация вредных веществ (просроченных, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов), осуществление технического надзора за выполнением работ по утилизации вредных веществ; (В редакции Закона Рязанской области от 07.09.2009 г. N 101-ОЗ) сохранение биоразнообразия на территории Окского БГПЗ; (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Абзац. (Утратил силу - Закон Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) охрана объектов животного мира, охрана и воспроизводство рыбных запасов на территории Рязанской области; мероприятия по поддержанию и сохранению системы особо охраняемых природных территорий регионального значения; Абзац. (Утратил силу - Закон Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) обследование редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, обитающих (произрастающих) на территории Рязанской области. (Дополнен - Закон Рязанской области от 07.09.2009 г. N 101-ОЗ) 4. Оценка эффективности осуществления подпрограммы Улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности и содействие в улучшении здоровья населения Рязанской области. Осуществление контроля и мониторинга природной среды для подготовки необходимых мероприятий, программ, исключающих негативное воздействие деятельности человека на природную среду. Утилизация пестицидов, соблюдение правил и норм по охране окружающей среды в местах их размещения, внедрение современных технологий по обезвреживанию и утилизации пестицидов. Приложение 2 к областной целевой программе "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" Подпрограмма "Участие в финансировании строительства и реконструкции природоохранных объектов" 1. Анализ исходного состояния проблемы Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты в 2005 г. составил 172,59 млн. куб. м. Из них загрязненных - 19,96 млн. куб. м, нормативно-очищенных - 100,78 млн. куб. м. По данным статистической отчетности основные объемы сточных вод сбрасываются непосредственно в реку Оку (56,5%). По притокам реки Оки ситуация выглядит следующим образом: река Проня - 25%, река Пара - 9%, река Мокша - 4%, река Листвянка - 3%, река Трубеж - 2,5%. По многолетним данным мониторинговых исследований поверхностных водных объектов, выполненных Рязанской гидрохимической лабораторией ФГВУ "Центррегионводхоз", в устьевом створе вода реки Трубеж соответствовала четвертому классу качества воды. Под влиянием сбросов сточных вод река по всему течению (длина 10 км) не соответствует рыбохозяйственным категориям по многим нормируемым показателям Состав сточных вод, поступающих в реку Трубеж, характеризуется экстремально высокими концентрациями загрязняющих веществ - азота аммонийного, нефтепродуктов, сульфидов, железа, меди, хрома. Сложившаяся в Рязанской области ситуация в сфере образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения опасных отходов ведет к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию энергетических и природных ресурсов, значительному экономическому ущербу, оказывает негативное воздействие на окружающую среду и представляет реальную угрозу здоровью населения области. В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" на территории области в 2005 году образовалось 1127 тыс. тонн отходов производства и потребления в год, в т.ч. по классам опасности: ---------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ Образование, использование и обезвреживание ¦ ¦ отходов производства и потребления по классам опасности ¦ ¦ (тыс. тонн) ¦ +-------------------------------------T--------------------T--------------------T------------------+ ¦ ¦ Образование ¦ Использование ¦ Обезвреживание ¦ ¦ ¦ отходов ¦ отходов ¦ отходов ¦ +-------------------------------------+--------------------+--------------------+------------------+ ¦Отходы ¦ 0,036 ¦ 0 ¦ 0,042 ¦ ¦I класса опасности ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+--------------------+--------------------+------------------+ ¦Отходы ¦ 2,826 ¦ 0, 227 ¦ 0,102 ¦ ¦II класса опасности ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+--------------------+--------------------+------------------+ ¦Отходы ¦ 119,065 ¦ 83,684 ¦ 0,060 ¦ ¦III класса опасности ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+--------------------+--------------------+------------------+ ¦Отходы ¦ 565,633 ¦ 108,874 ¦ 0,0007 ¦ ¦IV класса опасности ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------+--------------------+--------------------+------------------+ ¦Отходы ¦ 437,456 ¦ 107,118 ¦ 0,172 ¦ ¦V класса опасности ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------------------------+--------------------+--------------------+------------------- Существующая в Рязанской области система обезвреживания ТБО основана на захоронении подавляющего большинства отходов на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках. На территории Рязанской области эксплуатируются 3 полигона и 141 санкционированная свалка твердых бытовых отходов, на которых утилизировано около 5 млн. тонн отходов. Из-за отсутствия финансирования не завершены работы по строительству полигонов ТБО в г. Сасово, г. Скопине, р.п. Пителино. Необходимо решение вопросов по реконструкции существующей свалки ТБО в г. Рязани, по строительству полигонов бытовых отходов в Сасовском, Клепиковском, Рыбновском, Рязанском районах. Актуальной задачей является разработка проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО в районах области, не имеющих полигонов бытовых отходов. Требует решения проблема утилизации биологических отходов. В настоящее время в области имеются 284 места захоронения и обеззараживания трупов павших животных (224 скотомогильника и 60 биотермических ям), из них лишь 5 скотомогильников и биотермических ям соответствуют действующим ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Большинство мест захоронения не обустроены или требуют капитального ремонта. Захоронение производится населением стихийно. В Спасском районе отсутствуют биотермические ямы и скотомогильники, в Новодеревенском, Ермишинском, Сапожковском районах имеется по 1 биотермической яме, не соответствующей вышеуказанным правилам, в Пронском районе 9 скотомогильников и 5 ям Беккари подлежат закрытию. Существующее положение в Рязанской области со сбором, утилизацией и уничтожением биологических отходов является потенциальным источником распространения возбудителей инфекционных болезней животных, заболевания людей зооантропонозными инфекциями, загрязнения окружающей среды. На территории Рязанской области насчитываются 395 гидроузлов (порядка 1200 гидротехнических сооружений). Техническое состояние большей части гидротехнических сооружений не отвечает установленным требованиям Особенно тяжелое положение на водохозяйственных объектах сельхозпредприятий: 38 гидроузлов находятся в предаварийном и аварийном состоянии, 80 гидроузлов требуют ремонта, 3 - в нерабочем состоянии (разрушены), 262 - со сроками эксплуатации 20-30 лет и требуют значительных средств для приведения их в удовлетворительное техническое состояние. Из общего числа гидроузлов собственность установлена на 29 гидроузлах. Длительные сроки эксплуатации, отсутствие материальных средств на проведение профилактических мероприятий для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений привели к неудовлетворительному техническому состоянию многих из этих сооружений, которые представляют опасность для жизни и здоровья населения области, хозяйственных объектов и окружающей среды, особенно в экстремальных условиях пропуска половодий и возникновения техногенных аварий и катастроф. Реализация мероприятий подпрограммы позволит в значительной степени улучшить экологическое состояние окружающей среды области. 2. Основные цели и задачи подпрограммы Оздоровление экологической обстановки на территории Рязанской области, улучшение качества среды обитания, снижение негативного влияния на здоровье населения, снижение объема сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты в пойме реки Оки, утилизация опасных отходов в местах несанкционированного размещения за счет строительства и реконструкции природоохранных объектов: гидротехнических, очистных сооружений, полигонов ТБО, канализационных систем Реабилитация загрязненных водотоков и водоемов путем их очистки и благоустройства. 3. Перечень мероприятий по реализации подпрограммы Перечень мероприятий по реализации подпрограммы предусматривает проведение мероприятий межмуниципального и регионального (областного) характера по следующим основным направлениям: строительство природоохранных объектов в целях улучшения качества окружающей среды; реконструкция и капитальный ремонт наиболее изношенных очистных сооружений с целью предотвращения аварийного загрязнения водотоков и водоемов, в том числе межрайонных очистных сооружений; строительство, реконструкция и ремонт канализационных коллекторов, в том числе межрайонных, прорывы которых представляют наибольшую угрозу для природных комплексов территории и санитарно-эпидемиологического благополучия проживающего на ней населения; реабилитация загрязненных водотоков и водоемов путем их очистки и благоустройства; ремонт и строительство гидротехнических сооружений в целях защиты населения от подтоплений и в рекреационных целях; берегоукрепление водных объектов, восстановление других природных объектов на территории Рязанской области; (В редакции Закона Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ) проектирование и строительство полигонов твердых бытовых отходов, имеющих межмуниципальное значение; рекультивация свалки твердых бытовых отходов; противофильтрационные мероприятия на санкционированных свалках; ликвидация несанкционированных свалок; проведение технического обследования конструкций зданий; разработка, корректировка проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт природоохранных объектов; осуществление функций заказчика-застройщика, в том числе осуществление технадзора за строительством природоохранных объектов. (В редакции Закона Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) 4. Оценка эффективности осуществления подпрограммы Оздоровление экологической обстановки на территории Рязанской области. Строительство и реконструкция канализационных очистных сооружений и сетей канализации в городах и районах области ведут к достижению необходимого качества воды в реках за счет снижения уровня загрязнений и обеспечения очистки попадающих в водоток сточных и сбросных вод, а также восстановлению самоочищающей способности водотока, достижению нормативного качества воды. Строительство очистных сооружений является достаточно эффективным мероприятием по улучшению качественных характеристик поверхностного стока. Качество поверхностного стока напрямую зависит от уровня благоустройства и санитарного состояния территории города, района, поскольку его формирование происходит непосредственно на территориях города, района в пределах границ водосборных бассейнов. Поэтому очистка территорий населенных пунктов от бытовых отходов является чрезвычайно актуальной для снижения негативного влияния на качество стока, формирующегося на территориях. Осуществление мероприятий по очистке ложа прудов ведет к реабилитации загрязненных водотоков, благоустройству прудов. Осуществление мероприятий по проектированию, ремонту и строительству гидротехнических сооружений защищает население от подтоплений, дает возможность использования водоемов в рекреационных целях. Приложение 3 к областной целевой программе "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" (Утратил силу. Вступает в силу с 1 января 2009 года - Закон Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Приложение 4 к областной целевой программе "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" Подпрограмма "Развитие экологического воспитания и образования, издание специальной литературы" 1. Анализ исходного состояния проблемы Экологическая безграмотность, утилитарное отношение к природе, неумение и нежелание прогнозировать последствия своей деятельности поставили человеческое общество под угрозу самоуничтожения. Вместе с тем потребность человека жить в экологически благоприятной среде, сохраняя и поддерживая ее, является наиболее важной. Поэтому приоритетное развитие экологического образования направлено на лимитирование своих потребностей по отношению к природе. В человеческом обществе необходимо формировать экологическое мышление, чему должен способствовать процесс непрерывного экологического воспитания и образования. Центральное место в системе экологического образования занимают детские образовательные учреждения. Как показывает практика, именно дети в возрасте от 3 до 16 лет наиболее восприимчивы к знаниям о природе. Поэтому их активность необходимо направлять на изучение взаимоотношений всех компонентов природы. Этому способствуют мероприятия, проводимые областным эколого-биологическим центром, городской станцией юных натуралистов и рядом других образовательных учреждений. Мероприятия в рамках Дней защиты от экологической опасности направляют внимание всех слоев населения на решение проблем экологической направленности не только в мировом масштабе, но и в отношении своего конкретного места проживания. Дни защиты от экологической опасности в Рязанской области проводятся с 1995 года. В 2006 году было выделено 150,0 тыс. руб. Эти средства были направлены в организации, школы г. Рязани и Рязанской области на проведение таких акций и праздников как "День Земли", "День воды", "День птиц", "Возродим наш парк", "В мире цветов", "Чистый город", "Природа родного края", "Цветочный калейдоскоп", "Украшаем нашу Землю", "Дизайн школьного участка", "Мы чистим и украшаем окружающий мир", а также организацию ряда бесед и лекций по экологической теме. Многие детские сады и школы произвели озеленение своих территорий. В рамках Дней защиты от экологической опасности проведены научно-практическая конференция, посвященная Международному Дню охраны окружающей среды, смотр-конкурс материалов СМИ на лучшее освещение экологической тематики, областной слет юных экологов, летняя комплексная биоэкологическая экспедиция в Михайловский район, обследование ООПТ "Темгеневские известняки" в Сасовском районе. Подготовлены к изданию "Школьный дневник наблюдений за природой Рязанской области" и выпуск газеты "Зеленый луч", посвященный итогам Дней защиты от экологической опасности в 2006 году. Специалисты сфер охраны окружающей среды, образования и воспитания отмечают потребность в специальной литературе экологической направленности на основе материалов о состоянии окружающей среды Рязанской области. Это позволило бы более качественно и эффективно осуществлять профессиональную деятельность по изучению состояния окружающей природной среды и активизировать процесс экологического образования и воспитания подрастающего поколения. 2. Основная цель и задачи подпрограммы Цель - повышение экологической культуры населения Рязанской области. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: развивать систему экологического воспитания и образования молодежи; улучшать информированность населения об экологических проблемах; издавать специальную литературу. 3. Перечень мероприятий по реализации подпрограммы Перечень мероприятий по реализации подпрограммы предусматривает проведение мероприятий по следующим основным направлениям: подготовка, распространение через средства массовой информации экологических знаний среди населения Рязанской области, экологическому воспитанию и практическому обучению детей школьного возраста и молодежи, навыкам и методам применения экологических знаний; издание книг; проведение конференций; проведение областных экологических мероприятий; финансирование деятельности по экологическому образованию и воспитанию; финансирование экологических проектов. 4. Оценка эффективности осуществления подпрограммы Проведение мероприятий подпрограммы предполагает ежегодно: широкое освещение экологических проблем в средствах массовой информации: выпуск в эфир более 900 телевизионных и радиоинформационных передач 10-ю телевизионными и 31 радиостанциями городов, районов, предприятий и учебных заведений; в более 40 номерах областных и районных газет, сборниках и журналах общим тиражом около 2 млн. экземпляров публикация более 2000 статей; участие в экологических мероприятиях более 300 тысяч человек, более 1200 предприятий и организаций, более 1100 школ, дошкольных и образовательных учреждений; проведение конференций, выставок и конкурсов на экологические темы; выполнение исследовательских работ школьниками по экологии растений и животных; организацию трудовых десантов в особо охраняемые природные территории федерального и областного значения; подготовку и издание методической литературы по исследовательской деятельности учащихся; подготовку и издание специальной литературы; организацию эколого-биологической школы-лагеря. Приложение 5 к областной целевой программе "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007-2009 годах" Подпрограмма "Охрана атмосферного воздуха" 1. Анализ исходного состояния проблемы Согласно данным Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова город Рязань входит в число тридцати самых загрязненных городов России. Приоритетными веществами, загрязняющими атмосферный воздух, являются окислы азота, пыль, углеводороды, сернистый газ и фенолы. В Рязанской области на состояние атмосферного воздуха оказывают влияние следующие негативные факторы: высокая техногенная нагрузка, обусловленная концентрацией на территории Рязанской области промышленных производств, включая экологически опасные производства; использование устаревших производственных технологий и оборудования, высокая ресурсо- и энергоемкость производства; наличие крупных транспортных магистралей; высокие темпы развития транспортной инфраструктуры, включая различные виды транспорта, в том числе речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, среди которых приоритетным источником загрязнения является автотранспорт; близость промышленно развитых регионов. Атмосферный воздух в наибольшей степени загрязняют предприятия: электроэнергетики, нефтехимической и химической промышленности, транспорта и связи. Предприятиями города Рязани в атмосферу выбрасывается более 37%, Пронского района более 36%, Михайловского района более 10% и Касимовского района более 5% от общего количества выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников Рязанской области. Выбросы вредных веществ в атмосферу по районам Рязанской области (тыс. тонн) ------T----------------------T--------T-------T----------T-------T------¬ ¦ N ¦ Наименование районов ¦2002 г. ¦2003 г.¦ 2004 г. ¦2005 г.¦ 2006 ¦ ¦ п/п ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ г. ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦1 ¦Ермишинский ¦ 0,105 ¦ 0,111 ¦ 0,088 ¦ 0,073 ¦0,024 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦2 ¦Захаровский ¦ 0,129 ¦ 0,129 ¦ 0,082 ¦ 0,093 ¦0,093 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦3 ¦Кадомский ¦ 0,391 ¦ 0,435 ¦ 0,399 ¦ 0,279 ¦0,127 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦4 ¦Касимовский ¦ 4,406 ¦ 5,457 ¦ 4,86 ¦ 7,784 ¦6,812 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦5 ¦Клепиковский ¦ 0,105 ¦ 0,099 ¦ 0,073 ¦ 2,203 ¦2,348 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦6 ¦Кораблинский ¦ 0,365 ¦ 0,307 ¦ 0,222 ¦ 0,305 ¦0,371 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦7 ¦Милославский ¦ 0,258 ¦ 0,212 ¦ 0,263 ¦ 0,375 ¦0,261 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦8 ¦Михайловский ¦ 11,429 ¦11,028 ¦ 12,14 ¦14,195 ¦13,598¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦9 ¦Новодеревенский ¦ 0,107 ¦ 0,107 ¦ 0,096 ¦ 0,096 ¦0,044 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦10 ¦Пителинский ¦ 0,072 ¦ 0,094 ¦ 0,103 ¦ 0,023 ¦0,018 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦11 ¦Пронский ¦ 39,372 ¦36,276 ¦ 37,998 ¦51,784 ¦40,384¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦12 ¦Путятинский ¦ 0,35 ¦ 0,273 ¦ 0,248 ¦ 0,324 ¦0,545 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦13 ¦Рыбновский ¦ 0,491 ¦ 0,485 ¦ 0,437 ¦ 0,432 ¦0,434 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦14 ¦Ряжский ¦ 0,232 ¦ 0,283 ¦ 0,187 ¦ 0,330 ¦0,329 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦15 ¦Рязанский ¦ 2,631 ¦ 2,336 ¦ 2,384 ¦ 2,756 ¦2,305 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦16 ¦Сапожковский ¦ 0,048 ¦ 0,05 ¦ 0,018 ¦ 0,012 ¦0,004 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦17 ¦Сараевский ¦ 0,147 ¦ 0,148 ¦ 0,125 ¦ 0,078 ¦0,007 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦18 ¦Сасовский ¦ 0,529 ¦ 0,584 ¦ 0,302 ¦ 0,353 ¦0,596 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦19 ¦Скопинский ¦ 0,668 ¦ 0,688 ¦ 0,663 ¦ 0,733 ¦0,602 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦20 ¦Спасский ¦ 1,73 ¦ 2,808 ¦ 3,017 ¦ 0,466 ¦0,233 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦21 ¦Старожиловский ¦ 1,297 ¦ 2,717 ¦ 1,254 ¦ 3,158 ¦2,511 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦22 ¦Ухоловский ¦ 0,085 ¦ 0,076 ¦ 0,042 ¦ 0,047 ¦0,016 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦23 ¦Чучковский ¦ 0,932 ¦ 1,125 ¦ 0,251 ¦ 0,180 ¦0,197 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦24 ¦Шацкий ¦ 0,104 ¦ 0,079 ¦ 0,048 ¦ 0,067 ¦0,058 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦25 ¦Шиловский ¦ 1,068 ¦ 0,866 ¦ 0,837 ¦ 0,631 ¦0,621 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦26 ¦ г. Рязань ¦ 52,475 ¦50,972 ¦ 50,883 ¦52,275 ¦57,218¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦27 ¦ г. Касимов ¦ 0,982 ¦ 0,981 ¦ 0,841 ¦ 0,908 ¦0,859 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦28 ¦ г. Сасово ¦ 0,595 ¦ 0,574 ¦ 0,595 ¦ 0,716 ¦0,529 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦29 ¦ г. Скопин ¦ 0,31 ¦ 0,451 ¦ 0,457 ¦ 0,437 ¦0,265 ¦ +-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------+ ¦ ¦Рязанская область ¦ 121,4 ¦ 119,7 ¦ 118,9 ¦ 140,8 ¦131,40¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6 ¦ L-----+----------------------+--------+-------+----------+-------+------- Значительная часть загрязнения атмосферного воздуха происходит за счет выбросов от автомобильного транспорта. Отработавшие газы автотранспорта включают до 200 различных химических соединений и представляют особую опасность при длительном воздействии на организм человека. Как для любого промышленного и административного центра для г. Рязани характерен интенсивный рост количества автотранспортных средств. По данным ГИБДД УВД по Рязанской области количество единиц автотранспорта за 2006 год всего по области составило 334,8 тыс. ед., в том числе по г. Рязани составило 164,7 тыс. ед. (49,2% от общего количества автотранспортных средств). Загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов, в большей степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Для предотвращения возникновения высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) необходимо регулирование выбросов вредных веществ в атмосферу с учетом прогноза НМУ. Вместе с тем на территории Рязанской области слабо развита сеть стационарных постов наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Действуют только 4 поста сети Росгидромета в городе Рязани. В других населенных пунктах Рязанской области стационарные посты наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха отсутствуют. 2. Основная цель и задачи подпрограммы Целью подпрограммы является оздоровление окружающей среды и ее составной части - атмосферного воздуха, направленное на обеспечение экологической безопасности, благоприятных условий жизнедеятельности человека, улучшение здоровья населения. Для достижения цели подпрограммы необходимо решение следующих задач: формирование и обеспечение функционирования территориальной системы экологического мониторинга Рязанской области; контроль за организацией работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; получение полной и достоверной информации в режиме реального времени, необходимой для осуществления эффективного регулирования антропогенного воздействия на объекты окружающей среды; координация деятельности юридических и физических лиц в области охраны атмосферного воздуха, создание региональной системы экономического стимулирования природоохранной деятельности организаций всех сфер хозяйственной деятельности в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. 3. Перечень мероприятий по реализации подпрограммы Перечень мероприятий по реализации подпрограммы предусматривает проведение мероприятий по следующим основным направлениям: приобретение и монтаж автоматических стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории Рязанской области; приобретение передвижной лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха; реализация контрольных мероприятий за внедрением в производство новых технологий и технологических процессов, обеспечивающих снижение загрязнения атмосферного воздуха; контроль выполнения организациями Рязанской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий; разработка и реализация региональной системы экономического стимулирования природоохранной деятельности организаций всех сфер хозяйственной деятельности в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предусматривающей в том числе предоставление налоговых льгот и субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с внедрением передовых эффективных технологий и получением реальных результатов по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до уровня ниже предельно-допустимых нормативов. участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха. (Дополнен - Закон Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) 4. Оценка эффективности осуществления подпрограммы Реализация мероприятий подпрограммы позволит: разработать законодательные, нормативные акты Рязанской области, методические, справочные и информационные документы областного уровня в сфере охраны атмосферного воздуха; улучшить качество атмосферного воздуха за счет сокращения объемов валовых выбросов загрязняющих веществ; обеспечить развитие многофункциональной сети мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды на территории Рязанской области. (В редакции Закона Рязанской области от 11.12.2007 г. N 190-ОЗ) Приложение 6 к областной целевой программе "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007- 2009 годах" Целевые индикаторы и показатели к областной целевой программе "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007- 2009 годах" на 2009 год -------------------------------T--------T---------------T------------------¬ ¦Наименование целевого ¦Ед. изм.¦Значение ¦Прогнозируемое ¦ ¦индикатора показателя ¦ ¦целевого ¦изменение целевых ¦ ¦ ¦ ¦индикатора, ¦показателей за ¦ ¦ ¦ ¦показателя ¦2009 год ¦ +------------------------------+--------+---------------+------------------+ ¦1. Подпрограмма "Долевое участие в разработке и реализации имеющих ¦ ¦территориальное значение мероприятий, проектов, направленных на улучшение ¦ ¦качества окружающей природной среды и обеспечение экологической ¦ ¦безопасности населения" ¦ +------------------------------T--------T---------------T------------------+ ¦1.1. Снижение количества ¦% ¦36 ¦Снижение ¦ ¦просроченных, пришедших в ¦ ¦ ¦просроченных, ¦ ¦негодность пестицидов и ¦ ¦ ¦пришедших в ¦ ¦агрохимикатов в связи с их ¦ ¦ ¦негодность ¦ ¦утилизацией ¦ ¦ ¦пестицидов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦агрохимикатов: с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦400 тонн до 255 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тонн ¦ +------------------------------+--------+---------------+------------------+ ¦1.2. Увеличение площади особо ¦% ¦10 ¦Увеличение площади¦ ¦охраняемых природных ¦ ¦ ¦ООПТ регионального¦ ¦территорий (ООПТ) ¦ ¦ ¦значения: со ¦ ¦регионального значения в ¦ ¦ ¦187,21 тыс. га до ¦ ¦Рязанской области ¦ ¦ ¦205,84 тыс. га ¦ +------------------------------+--------+---------------+------------------+ ¦2. Подпрограмма "Участие в финансировании строительства и реконструкции ¦ ¦природоохранных объектов" ¦ +------------------------------T--------T---------------T------------------+ ¦2.1. Увеличение количества ¦% ¦17 ¦Увеличение на 5 ¦ ¦муниципальных образований, ¦ ¦ ¦ед. муниципальных ¦ ¦обеспеченных сооружениями ¦ ¦ ¦образований, ¦ ¦(полигонами) для захоронения ¦ ¦ ¦обеспеченных ¦ ¦ТБО (по отношению к общему ¦ ¦ ¦полигонами ТБО; ¦ ¦количеству муниципальных ¦ ¦ ¦Рыбновский р-н, г.¦ ¦образований) ¦ ¦ ¦Касимов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Касимовский р-н, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦г. Сасово, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Сасовский р-н ¦ +------------------------------+--------+---------------+------------------+ ¦2.2. Снижение количества ¦% ¦3 ¦Снижение ¦ ¦гидротехнических сооружений ¦ ¦ ¦количества ГТС, ¦ ¦(ГТС), требующих ремонта, в ¦ ¦ ¦требующих ¦ ¦целях защиты населения от ¦ ¦ ¦капитального ¦ ¦подтопления и в рекреационных ¦ ¦ ¦ремонта: со 100 ¦ ¦целях ¦ ¦ ¦ед. до 97 ед. ¦ +------------------------------+--------+---------------+------------------+ ¦3. Подпрограмма "Развитие экологического воспитания и образования, издание¦ ¦специальной литературы" ¦ +------------------------------T--------T---------------T------------------+ ¦3.1. Тираж изданий специальной¦экз. ¦750 ¦Увеличение тиража ¦ ¦литературы в целях ¦ ¦ ¦изданий: с 650 ¦ ¦распространения экологических ¦ ¦ ¦экз. до 750 экз. ¦ ¦знаний ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+--------+---------------+------------------+ ¦4. Подпрограмма "Охрана атмосферного воздуха" ¦ +------------------------------T--------T---------------T------------------+ ¦4.1. Степень охвата ¦% ¦75 ¦Увеличение ¦ ¦территориальными системами ¦ ¦ ¦количества ¦ ¦мониторинга атмосферного ¦ ¦ ¦стационарных ¦ ¦воздуха территории города ¦ ¦ ¦постов наблюдения ¦ ¦Рязани ¦ ¦ ¦за уровнем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦загрязнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦атмосферного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воздуха на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Рязани: с 2 ед. до¦ ¦ ¦ ¦ ¦З ед. (при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦необходимости 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ед. постов для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦100%-ой степени ¦ ¦ ¦ ¦ ¦охвата) ¦ L------------------------------+--------+---------------+------------------- (Дополнен - Закон Рязанской области от 24.12.2008 г. N 197-ОЗ) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|