Расширенный поиск
Указ Губернатора Орловской области от 08.10.2012 № 406РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГУБЕРНАТОР ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УКАЗ 8 октября 2012 г. N 406 г. Орел Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Орловской области на 2012-2017 годы В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Орловской области на 2012-2017 годы. 2. Контроль за исполнением указа возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина. Губернатор Орловской области А.П. Козлов Приложение к указу Губернатора Орловской области от 8 сентября 2012 г. N 406 Стратегия действий в интересах детей Орловской области на 2012-2017 годы I. Введение На протяжении последних лет проблема защиты прав детей стала приоритетной в сфере социальной политики государства. В рамках очередного этапа социально-экономического развития Орловской области актуальным является разработка и принятие Стратегии действий в интересах детей в Орловской области на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия). Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы её реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Инструментами практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральной программы "Дети России", региональной программы "Дети Орловщины". В регионе усовершенствована региональная законодательная база по реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, создан институт уполномоченного по правам ребенка, действует единый номер детского телефона доверия, проведена широкомасштабная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, предоставляет необходимые государственные услуги женщинам и детям, пострадавшим от насилия, бюджетное учреждение "Кризисный центр помощи женщинам и детям "Орловский". В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, увеличения количества принятых в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем уменьшается численность детского населения Орловской области. У значительной части обучающихся в образовательных учреждениях обнаруживаются хронические заболевания. Остро стоят проблемы распространенности вредных привычек у детей и подростков. По данным на 1 сентября 2012 года на учетах в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов состоят 994 несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа, в том числе: 238 - употребляющих спиртные напитки, 10 - употребляющих наркотические и токсические вещества, 178 - совершивших общественно опасные деяния до достижения уголовно наказуемого возраста, 37 - осужденных к условной мере наказания. Основная доля потребительских расходов в многодетных семьях приходится на покупку продуктов питания - 40 %, на покупку непродовольственных товаров - 32 %, на оплату услуг - 27 %. В семьях с одним ребенком - 29 %, 48 % и 21 % соответственно. Многодетные семьи не могут позволить себе расходы на услуги учреждений культуры, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные услуги и оплачивают только жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта. Интересы детей должны стать основными при принятии стратегических решений, при достижении гражданского согласия. Это особенно важно в современном обществе, когда все еще идет процесс поиска социальных ориентиров, ценностей, национальной идеи. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требуют принятия неотложных мер по улучшению положения детей. Настоящая Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка. 1. Основные проблемы в сфере детства Основными проблемами в сфере детства являются: 1. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. 2. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). 3. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. 4. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, их затрагивающих. 2. Ключевые принципы Стратегии Ключевыми принципами Стратегии являются: 1. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В регионе необходимо создавать условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. 2. Сбережение здоровья каждого ребенка. В регионе будут приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. 3. Особое внимание уязвимым категориям детей. Необходимо разрабатывать и внедрять особые формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции их в общество. 4. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком. Формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями. Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства. II. Семейная политика 1. Краткий анализ ситуации Укрепление института семьи, духовно-нравственных традиций семейных отношений является одним из ключевых факторов, определяющих нормальное развитие общества, его устойчивость к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Трансформация института семьи сопровождается повышением уровня социального неблагополучия, деградацией традиционных ценностей, социальным сиротством. На учете в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения области по состоянию на 1 июля 2012 года состоит 1349 семей, в которых проживает 2300 детей, находящихся в социально опасном положении, что составляет соответственно 1,4 % от общего числа семей с детьми и 1,7 % от общего числа несовершеннолетних детей, проживающих в Орловской области. 2. Основные задачи семейной политики 1. Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода. 2. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми как в городской, так и в сельской местности. Формирование рынка социальных услуг через привлечение негосударственных учреждений к социальному обслуживанию семей с детьми. 3. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним. 4. Профилактика семейного неблагополучия, основанная на его раннем выявлении, индивидуализированной помощи семье, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Помощь оказывается на межведомственной основе, с учетом приоритета воспитания ребенка в родной семье. 5. Повышение престижа многодетных семей в обществе. 3. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми 1. Регулярное осуществление предусмотренных законодательством выплат семьям, имеющим детей (в том числе многодетным, семьям одиноких родителей). 2. Формирование системы мониторинга и статистического учета по предоставлению мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. 3. Оказание адресной помощи малообеспеченным семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. 4. Развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи. 4. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей 1. Разработка и внедрение учреждениями социального обслуживания семьи и детей программ, направленных на пропаганду ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей. 2. Повышение доступности и качества оказания государственных социальных услуг семьям с детьми. 3. Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми. 4. Продолжение общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. 5. Формирование: действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием заинтересованных учреждений; полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей. 6. Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших. 5. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства 1. Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родительских прав (при участии органов образования, здравоохранения, службы занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи. 2. Развитие служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад. 3. Обеспечение: беспрепятственного доступа женщин с детьми, несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, к получению необходимых социальных услуг в кризисном центре помощи женщинам и детям; внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми в учреждениях социального обслуживания населения. 4. Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений в развитии и несовершеннолетия матерей. 6. Ожидаемые результаты 1. Снижение: уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности; численности семей, находящихся в социально опасном положении. 2. Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. 3. Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях. III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей 1. Краткий анализ ситуации По состоянию на 1 сентября 2012 года в Орловской области в дошкольных образовательных учреждениях воспитываются 29 694 ребенка. Охват детей дошкольным образованием составляет 58 %. По данным территориального органа Росстата по Орловской области по состоянию на 1 января 2012 года очередность в дошкольные учреждения составляет 11 119 детей в возрасте от 0 до 7 лет (по оперативным данным на 1 сентября 2012 года - 6 664 ребенка). Для повышения доступности дошкольного образования для детей необходимо развитие всех его форм: семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка, а также развитие негосударственного сектора. Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. По состоянию на 1 сентября 2012 года в Орловской области действуют 411 общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, из них: 403 муниципальных, 4 областных (в том числе 3 вечерние при исправительных учреждениях) и 4 негосударственных общеобразовательных учреждения с общей численностью обучающихся 71 228 человек. Кроме того, программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования реализуются в 4 образовательных учреждениях интернатного типа, в которых обучаются 613 человек. Система общего образования в Орловской области развивается в соответствии с основными направлениями, определенными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", комплексом мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" и областными целевыми программами в сфере образования. В рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Предстоит серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам. 2. Основные задачи в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей 1. Обеспечение: доступного качественного образования для всех категорий обучающихся; возможности выбора индивидуальной траектории обучающимися через развитие предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также интеграцию и кооперацию с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования; безопасных условий пребывания учащихся в общеобразовательных учреждениях. 2. Поддержка талантливых детей и молодежи. 3. Повышение профессиональной компетенции учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. 4. Развитие школьной инфраструктуры. 5. Введение во всех школах Орловской области государственных образовательных стандартов общего образования. 6. Формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, соответствующей потребностям рынка труда региона. 7. Развитие системы оценки качества образования. Предполагается совершенствование системы внешнего оценивания Единого государственного экзамена, новой формы итоговой аттестации в 9 классах. 8. Внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений. 3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования 1. Строительство новых детских садов, реконструкция действующих учреждений дошкольного образования, создание дополнительных мест путём рационального использования имеющихся площадей, развития вариативных форм дошкольного образования. 2. Реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование). 3. Обеспечение: реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования; предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях. 4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи 1. Сохранение и развитие сети детских образовательных учреждений в сферах искусства и культуры, физической культуры и спорта. 2. Организация: мастер-классов с участием ведущих специалистов системы художественного образования ведущих образовательных учреждений Российской Федерации, выдающихся музыкантов, хореографов, художников-практиков; творческих школ и пленэров для одаренных детей. 3. Проведение концертов стипендиатов различных уровней. 4. Обеспечение: выдвижения одаренных детей и талантливых студентов на получение стипендии Губернатора Орловской области, Министерства культуры Российской Федерации и гранта Президента Российской Федерации в рамках национального проекта "Поддержка талантливой молодежи"; информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодёжи. 5. Дальнейшее совершенствование олимпиадного движения. 6. Развитие современных форм доступного образования, включая дистанционное, в работе с одарёнными детьми. 7. Проведение для детей и молодёжи межрегиональных, областных фестивалей, конкурсов и акций различной направленности. 5. Меры, направленные на совершенствование методов воспитания и социализацию детей 1. Разработка региональной стратегии совершенствования методов воспитания как составной части реализации государственной политики. 2. Обеспечение развития научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений. 3. Внедрение: современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации; эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей. 4. Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учреждениях для воспитания и социализации детей. 6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей 1. Разработка и внедрение региональных требований к образовательным программам дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности. 2. Участие в разработке нормативно-правовой базы в целях введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговых услуг по месту жительства. 3. Оказание поддержки музейным учреждениям, школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков, развитие разнообразных форм туризма и краеведения, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно-значимой деятельности. 5. Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей. 6. Доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе. 7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детей 1. Внедрение: программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию; системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды в учреждениях образования, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей. 2. Использование правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики. 3. Стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет. 8. Ожидаемые результаты деятельности в сфере обеспечения доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей 1. Укрепление материально-технической базы учреждений образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, ликвидация ветхих и аварийных объектов, в которых располагаются учреждения образования. 2. Повышение: эффективности использования бюджетных средств в сфере образования; доступности, качества, открытости сферы образования для всех заинтересованных сторон. 3. Совершенствование учебно-методической базы в соответствии с современными требованиями, внедрение принципов государственно-общественного управления; модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования (обновление оборудования столовых и спортзалов, автопарка, компьютерной техники, организация дистанционного образования, повышение эффективности использования энергетических ресурсов). 4. Обеспечение: условий, гарантирующих сохранение здоровья детей, защиту прав личности, психологический комфорт и безопасность участников образовательного процесса; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в рамках перехода образовательных учреждений Орловской области к реализации федеральных государственных образовательных стандартов; государственной поддержки талантливой молодёжи в целях развития творческого, научного и профессионального потенциала, повышения конкурентоспособности на рынке труда, содействия вовлечению в инновационную деятельность. 5. Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. 6. Внедрение системы экономической и социальной мотивации труда работников образования, гибкой системы заработной платы преподавателей, выводящей ее на уровень средней заработной платы по экономике региона и стимулирующей качество работы. 7. Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях. 8. Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности. 9. Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации. 10. Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям. IV. Совершенствование организации педиатрической помощи 1. Краткий анализ ситуации В 2011 году рождаемость в Орловской области составила 10,5 детей на 1000 человек, за истекший период 2012 года родилось 8204 ребенка. Показатель заболеваемости среди детей первого года жизни составил 3209, среди подросткового населения - 2184,7. Структура заболеваемости подростков в течение последних трех лет остается примерно одинаковой: на первом месте болезни органов дыхания, на втором - болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем - травмы и отравления, на четвертом - болезни мочеполовой системы, на пятом - болезни костно-мышечной системы. На 1 января 2012 года 2886 человек имеют статус ребенка-инвалида. Показатель детской инвалидности на 1000 детей соответствующего возраста составил 21,5. Около 70 % из них проживают в семьях, остальные - в доме ребенка, в интернатах. Особого внимания требуют проблемы профилактики алкоголизма и табакокурения, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ детьми и подростками. 2. Основные задачи в сфере охраны здоровья детей 1. Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. 2. Развитие подростковой медицины, стимулирование потребности в здоровом образе жизни. 3. Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями. 4. Формирование: современной модели организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных, лечебных, лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. 3. Меры по совершенствованию оказания медицинской помощи детям и подросткам 1. Совершенствование: нормативного правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям; системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи. 2. Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий оказания медицинской помощи детям. 3. Создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка. 4. Обеспечение: психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах; возможности экстренной транспортировки больных детей из труднодоступных районов и организация доступа врачей в такие районы для профилактической работы с детьми; родильных домов необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики; повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением соответствующей информации кандидатам в опекуны и усыновители. 5. Осуществление: комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности; необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения. 6. Развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям. 7. Изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, обеспечение их предоставления нуждающимся в них детям, сокращение времени ожидания такой помощи и лечения. 8. Распространение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейном воспитании. 9. Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних. 4. Меры по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и подростков 1. Обеспечение: реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних; информирования о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через службу детского телефона доверия; доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни; культурного, здорового досуга детей и подростков, в том числе в рамках реализации государственных целевых программ. 2. Развитие волонтерского движения в целях формирования у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получения поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью. 3. Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди школьников и молодежи. 4. Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять осознанный выбор в вопросах здорового образа жизни. 5. Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, отказавшихся от курения, употребления алкогольной продукции. 6. Активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ. 7. Распространение здоровьесберегающих методик, технологии "Школа здоровья" во всех образовательных учреждениях, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 8. Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций. 5. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 1. Развитие экономичных форм оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков. 2. Совершенствование на региональном уровне системы координации деятельности соответствующих государственных органов и организаций. 3. Разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере. 6. Меры по формированию культуры здорового питания у детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка 1. Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования. 2. Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных, реабилитационных и санаторно-курортных учреждениях. 7. Ожидаемые результаты в сфере деятельности по охране здоровья детей 1. Снижение показателей младенческой и детской смертности. 2. Доступность и своевременность предоставления для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья. 3. Получение комплексных медицинских услуг детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях. 4. Сокращение числа детей и подростков, употребляющих психотропные вещества. 5. Сокращение числа детей и подростков, являющихся носителями ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, в том числе получивших их в медицинских учреждениях. 6. Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей. 7. Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие методики обучения, технологию "Школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. 8. Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсичные вещества. 9. Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей. 10. Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом. 11. Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях. V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства 1. Краткий анализ ситуации К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов. В Орловской области на 1 сентября 2012 года насчитывается 2775 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 1635 находятся на воспитании в семьях, в том числе: 1310 детей - под опекой (попечительством), 325 - в приемных семьях. В интернатных учреждениях области и в учреждениях профессионального образования обучаются и воспитываются 1140 детей, оставшихся без попечения родителей. В системе образования Орловской области функционируют 19 государственных учреждений коррекционно-реабилитационной направленности: 6 детских домов; 4 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2 общеобразовательные школы-интерната, реализующие образовательные потребности детей из малообеспеченных, многодетных, неполных семей; 7 специальных (коррекционных) школ-интернатов. В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с активным развитием семейных форм устройства детей, при относительной сохранности контингента специальных (коррекционных) учреждений. В учреждениях воспитывается 1890 человек, из которых: 503 ребенка-инвалида; 910 воспитанников имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В негосударственном общественном образовательном учреждении "Детская деревня SOS-Лаврово" 70 детей-сирот из разных районов области адаптируются в рамках модели семейного воспитания. Около 200 детей-инвалидов воспитываются в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения Орловской области. Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в учреждениях интернатного типа общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией их выпускников, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях. 2. Основные задачи по созданию равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства 1. Обеспечение: приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду; всесторонней поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни. 2. Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Создание: системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов-интернатов системы социальной защиты населения для их социализации в обществе; системы ранней профилактики инвалидности у детей. 3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи. 2. Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, путём расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям. 3. Применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители. 4. Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа. 5. Создание: системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребёнка; областной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников из числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников детских домов-интернатов системы социальной защиты населения к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них. 7. Внедрение технологии "социальных лифтов" для выпускников детских домов-интернатов системы социальной защиты населения в системе образования и при трудоустройстве. 8. Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, с учетом современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций. 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Приведение регионального законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов и иными правовыми актами. 2. Обеспечение: замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов; равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка, осуществления стационарными учреждениями системы социальной защиты населения контроля выбора образовательного учреждения и формы обучения для воспитанников; укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; возможного трудоустройства (в том числе поддерживаемого) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование; равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению. 3. Создание: единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребёнку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечение их участия в культурной и в спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; системы творческой реабилитации и вовлечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом. 4. Обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребёнка-инвалида и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе; 5. Предоставление более качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями в областном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями. 6. Внедрение: эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование; современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжёлыми множественными нарушениями. 7. Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающейся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах. 8. Создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников. 9. Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала. 5. Ожидаемые результаты деятельности по созданию равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства 1. Увеличение: доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 85 - 90 %; доли детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 50 % числа выпускников детских интернатных учреждений, обеспеченных жильём, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям. 2. Сокращение: случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе из числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации; времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в образовательных учреждениях). 3. Создание: в детских интернатных учреждениях условий для полноценного развития и образования воспитанников; инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трёх лет, получивших реабилитационные услуги. 4. Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 %. VI. Создание системы защиты и обеспечения прав детей в сфере правосудия и исполнения наказаний 1. Краткий анализ ситуации Ежегодно сотни детей в Орловской области вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По данным на 1 сентября 2012 года на территории Орловской области в отношении детей совершено 486 преступлений, 385 из которых составляет неуплата родителями алиментов на их содержание. Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни и здоровья детей совершается в семье. Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. В первом полугодии 2012 года названными комиссиями проведено 306 заседаний, рассмотрено 664 вопроса, касавшихся как организации воспитательно-профилактической работы, так и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. На заседаниях заслушано более 250 отчетов должностных лиц, обеспечивающих воспитание, содержание и обучение детей и подростков. Реализуя правозащитную функцию, комиссии муниципальных образований регулярно принимали меры по защите прав несовершеннолетних на образование, труд, жилье. В отчетном полугодии комиссиями было рассмотрено 1492 дела по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе 123 - по представлениям образовательных учреждений, 34 - по представлениям учреждений системы социальной защиты населения, 1210 - по представлениям УМВД России по Орловской области. В результате проведенной работы возвращены в образовательные учреждения 24 учащихся, временно трудоустроены 1106 несовершеннолетних. Однако, несмотря на значительный объем проделанной работы, в области не снижается количество преступлений, совершенных в отношении детей, отмечается рост подростковой преступности. 2. Основные задачи деятельности по обеспечению прав детей в сфере правосудия и исполнения наказаний 1. Введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей. 2. Создание: эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей; системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. 3. Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. 3. Меры, направленные на профилактику правонарушений, совершенных несовершеннолетними 1. Проведение: социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов; научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания. 2. Создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением. 3. Развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия. 4. Организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении. 5. В целях совершенствования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. 4. Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период 1. Организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания. 2. Разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда. 3. Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом. 5. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия 1. Развитие сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия. 2. Содействие создаваемому некоммерческому партнерству "Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" в целях объединения усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также повышения эффективности деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей. 6. Ожидаемые результаты деятельности по обеспечению прав детей в сфере правосудия и исполнения наказаний 1. Создание: эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах; государственно-общественного механизма реализации о правах ребенка. 2. Повышение: уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми-жертвами насилия социально-психологической помощи качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы. 3. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей. 4. Расширение: практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка; спектра мер воспитательного характера, применяемых по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. VII. Создание действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни и в решении вопросов, затрагивающих их интересы 1. Краткий анализ ситуации Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы. В Орловской области действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежный парламент. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Однако в Орловской области, как и в Российской Федерации в целом, право детей на участие в судебном или административном разбирательстве реализуется слабо в связи с недостаточным развитием необходимой федеральной нормативной правовой базы. 2. Основные задачи деятельности по обеспечению участия детей в общественной жизни и в решении вопросов, затрагивающих их интересы 1. Снижение уровня правового нигилизма среди несовершеннолетних, а также специалистов, работающих с несовершеннолетними. 2. Привлечение детей и подростков к участию в общественной жизни. 3. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека. 4. Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни. 5. Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. 6. Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. 7. Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей. 3. Первоочередные меры 1. Внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний. 2. Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации. 3. Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет. 4. Обеспечение мониторинга участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. 4. Ожидаемые результаты 1. Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. 2. Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет. VIII. Механизм реализации Стратегии Стратегия реализуется во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года. Координирующим органом является Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012-2014 годах и второй - в 2015-2017 годах. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|