Расширенный поиск

Распоряжение Коллегии Орловской области от 05.06.2008 № 188-р

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                      КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
     
     
     5 июня 2008 г.                                            N 188-р
     г. Орел

       (В редакции Распоряжения Правительства Орловской области
                      от 24.12.2009 г. N 266-р)

     1. Утвердить  проект   Концепции   областной  целевой   программы
"Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в  Орловской
области на 2007 - 2010 годы" согласно приложению.
     2. Разработать    областную    целевую    программу     "Развитие
сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на
2007 - 2010 годы" (далее также - Программа).
     3. Определить ответственным за разработку и реализацию  Программы
Департамент сельского хозяйства Орловской области. (В         редакции
Распоряжения Правительства Орловской области от 24.12.2009 г. N 266-р)
     4. Определить руководителем Программы  руководителя  Департамента
сельского хозяйства Орловской области. (В     редакции    Распоряжения
Правительства Орловской области от 24.12.2009 г. N 266-р)
     
     
     Председатель Коллегии                                 Е.С. Строев
     
     

                                                            Приложение
                                               к распоряжению Коллегии
                                                     Орловской области
                                           от 5 июня 2008 года N 188-р     

                              КОНЦЕПЦИЯ
                     областной целевой программы
      "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации
               в Орловской области на 2007 - 2010 годы"
     
     1. Обоснование соответствия решаемой  проблемы и целей  областной
целевой  программы   "Развитие  сельскохозяйственной   потребительской
кооперации  в  Орловской  области  на  2007  -  2010  годы"  (далее  -
Программа)  приоритетным  задачам  социально-экономического   развития
Орловской области

     В настоящее  время   в   Орловской  области   имеется  1,3   тыс.
крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х) и 151,3 тыс. личных
подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) с общей площадью сельскохозяйственных
угодий 254,2 тыс. га. Указанные малые формы хозяйствования, их  союзы,
ассоциации и  объединения являются  неотъемлемой частью  многоукладной
сельской экономики и народного хозяйства  в целом, однако в силу  ряда
причин  их  производственный   и  социальный  потенциал   используется
недостаточно эффективно.
     Прежде всего,   это   объясняется   наличием   целого   комплекса
экономических, социальных  и правовых  проблем. К  их числу  относятся
низкий   уровень   развития   производственной   базы,   недостаточное
материально-техническое  и производственное  обслуживание,  отсутствие
эффективной  системы  сбыта  продукции,  дефицит   финансово-кредитных
ресурсов и информации о рыночной конъюнктуре, невозможность влияния на
цены из-за  малых партий реализуемой  продукции, недостаток  мощностей
для ее хранения, предпродажной подготовки, переработки и фасовки.  Это
ограничивает  доступность  рынков   снабжения  и  сбыта,  приводит   к
сокращению  объемов  производства  и  реализации  сельскохозяйственной
продукции, уменьшению занятости и доходов сельского населения. Наличие
данных негативных  факторов свидетельствует  об актуальности  вопросов
определения новых путей и стратегии развития малых форм хозяйствования
в агропромышленном комплексе.
     Как показывает  мировой и  отечественный  опыт, создание  системы
сельскохозяйственной  потребительской  кооперации  является   наиболее
приемлемым и оптимальным  вариантом решения обозначенных проблем.  При
этом  их   включение  в  программную   разработку  одновременно   дает
возможность решить следующие задачи социально-экономического  развития
Орловской области (далее также - область), указанные в статье 2 Закона
Орловской  области от  1  сентября 1997  года  N 52-ОЗ  "Об  областных
целевых программах":
     1) повышение   социально-экономического   и   научно-технического
потенциала области;
     2) выравнивание      уровня      социально-экономического       и
научно-технического развития территорий области;
     3) формирование   оптимальной   территориальной   и    отраслевой
структуры экономики  области и  ее  развитие в  соответствии с  единой
государственной и (или) областной политикой;
     4) другие задачи, способствующие повышению уровня жизни населения
области.
     
     2. Обоснование       целесообразности      решения       проблемы
программно-целевым методом

     Основными факторами, сдерживающими развитие  сельскохозяйственной
потребительской   кооперации    и   интеграцию    сельскохозяйственных
товаропроизводителей,      являются      несовершенство      правовых,
организационно-экономических  и социальных  механизмов  регулирования;
низкий  уровень  доходов  малых форм  хозяйствования,  не  позволяющий
обеспечить необходимый  стартовый  капитал; недостаточная  доступность
банковских кредитов;  слабая информированность  сельского населения  о
преимуществах   кооперации;   дефицит   квалифицированных   кадров   и
отсутствие механизма их поиска, подготовки и закрепления.
     Целесообразно решение   указанных   проблем    программно-целевым
методом посредством  выработки и проведения  системы программных  мер,
ориентированных на достижение  установленной цели, что  подтверждается
актуальностью вопросов  развития сельскохозяйственной  потребительской
кооперации.
     Применение программно-целевого    метода   позволит    обеспечить
комплексное урегулирование  наиболее  острых и  проблемных вопросов  в
сфере малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, а также
системное развитие инфраструктуры сельскохозяйственной потребительской
кооперации на основе:
     а) определения целей,  задач, состава и  структуры мероприятий  и
ожидаемых конечных результатов;
     б) концентрации материальных, финансовых  и трудовых ресурсов  на
реализации мероприятий, соответствующих  приоритетным целям и  задачам
развития многоуровневой  системы сельскохозяйственной  потребительской
кооперации;
     в) повышения эффективности  государственного  управления в  сфере
малого   предпринимательства    в    агропромышленном   комплексе    и
результативности использования бюджетных ресурсов.
     Реализация мероприятий  Программы  обеспечит  доступ  малых  форм
хозяйствования к материально-техническим, финансовым и  информационным
ресурсам, к  рынкам сбыта  продукции, улучшит  социально-экономическую
ситуацию  в регионе,  обеспечит  рост  занятости и  доходов  сельского
населения,   активизацию   малого   предпринимательства   в   сельской
местности, повышение эффективности агропромышленного комплекса в целом
на  основе   осуществления  совокупности  правовых,   организационных,
экономических  мероприятий,  согласованных  между  собой  по   срокам,
ресурсам и исполнителям.
     
     3. Характеристика  и  прогноз  развития  сложившейся   проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого
метода

     Несмотря на  наличие в  регионе  достаточно большого  числа  ЛПХ,
К(Ф)Х, иных  субъектов малого  предпринимательства в  агропромышленном
комплексе, занимаемом  ими значительном удельном  весе в  производстве
различных  видов  сельскохозяйственной  продукции  обозначенные   выше
проблемы сдерживают их дальнейшее развитие.
     При отсутствии   Программы  прогнозируется   дальнейшее   падение
численности скота в К(Ф)Х, ЛПХ региона, снижение объемов  производства
и  реализации  молока,   мяса,  овощей,  другой   сельскохозяйственной
продукции  указанными   субъектами  хозяйствования.  Это   объясняется
существенными затратами на индивидуальное производство, трудностями  в
реализации  незначительных   объемов  произведенной  малыми   партиями
продукции.      Аналогично,     деятельность      сельскохозяйственных
потребительских  кооперативов   региона  не  будет   в  должной   мере
эффективной и рентабельной без их комплексного программного развития и
стимулирования,   выполнения   определенной   системной   совокупности
скоординированных по срокам, целям, ресурсам мероприятий.
     Без использования программно-целевого  метода высока  вероятность
несоответствия  заявляемой цели  и  задач преобразований  результатам,
достигаемым  в  процессе   их  реализации.  Это  является   следствием
собственной интерпретации цели и  задач каждым из активно  действующих
субъектов. Таким образом,  при отсутствии Программы, являющейся  одним
из  основных инструментов  реализации  региональной политики  в  сфере
сельскохозяйственной  потребительской  кооперации,  невозможен  полный
охват   широкого   круга   участников  и   контроль   за   достижением
запланированных  целевых   показателей,  следовательно,   существующие
противоречия в данной области не будут устранены, а стоящие задачи  по
развитию малого  предпринимательства в  агропромышленном комплексе  не
найдут своего решения.
     
     4. Возможные  варианты  решения проблемы,  оценка  преимуществ  и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

     Решение обозначенных   проблем   возможно   исключительно   путем
использования  программно-целевого  метода  управления.  Осуществление
единичных  и разрозненных  мер  государственной поддержки  малых  форм
хозяйствования  в  агропромышленном  комплексе,  возможно,   обеспечит
кратковременный и нестабильный положительный эффект, который,  однако,
не ликвидирует  имеющиеся  негативные факторы  и  будет нивелирован  в
долгосрочной  перспективе.   При  этом   произойдет  неэффективное   и
нецелесообразное расходование бюджетных средств.
     Возможны следующие непрограммные  варианты решения проблем  малых
форм  хозяйствования  в  агропромышленном  комплексе,  сопряженные   с
определенными рисками:
     а) последовательное, невзаимосвязанное  решение основных  проблем
(может   привести   к   ухудшению  ситуации   вследствие   их   тесной
сопряженности, требующих в ряде случаев параллельного полномасштабного
решения);
     б) полное государственное бюджетное обеспечение  (нецелесообразно
в  силу   ресурсных   ограничений  региональной   экономики  и   риска
некорректного определения  потребностей,  не обеспечит  своевременного
создания "точек роста" и реализацию задачи ускоренного развития малого
предпринимательства в агропромышленном комплексе в необходимые сроки).
     По предварительной  оценке,  минимальное  ресурсное  обеспечение,
требуемое из  областного бюджета на  реализацию Программы,  составляет
40,3 млн. руб. В случае сокращения размера финансирования Программы из
областного бюджета прогнозируются значительные экономические потери  и
негативные  социальные   последствия,   невыполнение  основных   задач
Программы.
     При использовании  программно-целевого  метода  возможны   риски,
связанные:
     а) с   недостатками   в  управлении   Программой   (недостаточная
координация действий  субъектов управления,  диспропорции в  ресурсной
поддержке  мероприятий,   их   неоправданное  дублирование,   снижение
эффективности использования средств);
     б) с неверно выбранными приоритетами развития отрасли;
     в) с изменениями законодательства Российской Федерации, принципов
регулирования межбюджетных отношений в части финансирования Программы.
     В целях   минимизации   возможных   отрицательных    последствий,
связанных  с указанными  рисками,  в структуре  управления  Программой
предусмотрено создание рабочей группы по развитию сельскохозяйственной
потребительской кооперации в Орловской  области. При этом внедрение  в
систему программных действий  должных мер  контроля, анализа и  оценки
минимизирует риски неэффективного  расходования финансовых ресурсов  и
недостижения  намеченных  целевых  показателей.  В  совокупности   это
свидетельствует об очевидных преимуществах программно-целевого  метода
по сравнению с остальными.
     
     5. Ориентировочные    сроки    и    этапы    решения     проблемы
программно-целевым методом

     Программа рассчитана на 2007 - 2010 гг., реализуется в 3 этапа:
     1-й - подготовительный этап (2007 г.);
     2-й - этап внедрения (2008 - 2009 гг.);
     3-й - этап распространения (2010 г.).
     
     6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым  индикаторам
и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

     Основной целью  Программы является  стимулирование  экономической
активности  сельского  населения,  способствующее  росту  занятости  и
повышению его  доходов, увеличению объемов  производства и  реализации
продукции, работ, услуг, созданию сельскохозяйственных потребительских
кооперативов   различных   направлений   деятельности,    формированию
многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации
в Орловской области.
     К числу основных задач, позволяющих достигнуть цели, относятся:
     1) создание и совершенствование  методов и механизмов  управления
многоуровневой    системой    сельскохозяйственной     потребительской
кооперации в Орловской области;
     2) информационно-консультационное    обслуживание    и    научное
обеспечение    деятельности    сельскохозяйственных    потребительских
кооперативов;
     3) кооперация   сельскохозяйственных   товаропроизводителей   для
совместного осуществления  процессов производства, переработки,  сбыта
продукции   путем   создания   сельскохозяйственных    потребительских
кооперативов, в том числе второго и последующих уровней.
     Для оценки хода и результативности решения поставленных задач  по
ключевым     направлениям     развития     многоуровневой      системы
сельскохозяйственной потребительской  кооперации в Орловской  области,
определения  ее влияния  на  социально-экономическое развитие  региона
предлагаются следующие целевые показатели:
      а) количество  созданных  сельскохозяйственных   потребительских
кооперативов первого,  второго и  последующих уровней  с разбивкой  на
категории  по   основной  цели  деятельности   (снабженческо-сбытовые,
перерабатывающие, кредитные);
     б) удельный вес  работающих сельскохозяйственных  потребительских
кооперативов (в процентах к общему числу зарегистрированных);
     в) численность   членов   сельскохозяйственных    потребительских
кооперативов;
     г) размер  располагаемых ресурсов  домашних  хозяйств в  сельской
местности (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц);
     д) товарность молока, скота и  птицы (в живом весе) в  хозяйствах
населения, К(Ф)Х Орловской области  (реализация в процентах от  объема
производства);
     е) объем реализации продукции, работ  и услуг (выручка в  среднем
на один сельскохозяйственный потребительский кооператив).
     Предложенные целевые показатели  Программы достоверны и  доступны
для определения, совместимы с аналогичными федеральными  показателями,
соответствуют  задачам Программы,  достижимы  в результате  реализации
программных мероприятий.
     
     7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
     
     Общий объем финансирования Программы -197,58 млн. руб.;
     в т. ч. областной бюджет - 40,26 млн. руб.; прогнозируемые объемы
дополнительного финансирования - 157,32 млн. руб.
     Финансирование Программы по годам:
     2007 г. - 14,4 млн.  руб., в т.ч. областной бюджет  - 1,10   млн.
руб.;
     2008 г. - 61,18 млн. руб., в т.ч. областной бюджет  - 12,96  млн.
руб.;
     2009 г. - 57,19 млн. руб., в т.ч. областной бюджет  - 13,0   млн.
руб.;
     2010 г. - 64,81 млн. руб., в т.ч. областной бюджет  - 13,2   млн.
руб.
     
     8. Предварительная    оценка     ожидаемой    эффективности     и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     По предварительной    оценке,    ожидаемая    эффективность     и
результативность  предлагаемого   варианта   решения  проблемы   будут
выражены в достижении следующих целевых показателей:
     1) создание 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
в т. ч. 28 снабженческо-сбытовых, 11 перерабатывающих, 1 кредитного;
     2) формирование   многоуровневой   системы   сельскохозяйственной
потребительской кооперации, включающей не менее 3 сельскохозяйственных
потребительских кооперативов второго и последующих уровней;
     3) достижение  удельного  веса  работающих   сельскохозяйственных
потребительских   кооперативов   (в    процентах   к   общему    числу
зарегистрированных) до 80 %;
     4) рост численности  членов сельскохозяйственных  потребительских
кооперативов до 14 тыс. членов;
     5) повышение располагаемых ресурсов домашних хозяйств в  сельской
местности (в среднем на  одного члена домохозяйства  в месяц) на 12  %
ежегодно;
     6) увеличение товарности молока, скота  и птицы (в живом весе)  в
хозяйствах населения, К(Ф)Х Орловской области (реализовано в процентах
от объема производства) на 5 % ежегодно;
     7) прирост выручки  от продажи товаров,  продукции, работ,  услуг
(за  вычетом  НДС,  акцизов и  аналогичных  обязательных  платежей)  в
среднем на один сельскохозяйственный потребительский кооператив на  20
% ежегодно.
     
     9. Предложения по разработчикам Программы
     
     Разработчиком Программы  является Департамент  аграрной  политики
Орловской области.
     
     10. Предложения по возможным вариантам форм и методов  управления
реализацией Программы

     Контроль за  ходом  реализации  Программы  будет   осуществляться
Губернатором Орловской  области  в соответствии  с положениями  Закона
Орловской  области   от  1 сентября 1997 года  N 52-ОЗ  "Об  областных
целевых программах" и постановления  Коллегии Орловской области от  18
октября  2007 года   N  246   "О  работе  управления   государственных
инвестиций и региональных целевых программ Департамента  экономической
политики области в 2006 - 2007 годах".
     Оперативным управлением  реализации  Программы  будет  заниматься
рабочая  группа   по  развитию  сельскохозяйственной   потребительской
кооперации в Орловской области, создаваемая Руководителем Программы  и
возглавляемая Ответственным исполнителем Программы. В ее состав  будут
входить  представители  разработчика  Программы,  сельскохозяйственной
потребительской   кооперации,  кредитных   организаций,   общественных
объединений, иных заинтересованных структур.
     Основными задачами      рабочей      группы      по      развитию
сельскохозяйственной потребительской  кооперации  в Орловской  области
станут разработка стратегии создания и развития многоуровневой системы
сельскохозяйственной потребительской  кооперации в Орловской  области;
подготовка,  согласование,  актуализация нормативных  правовых  актов,
методических   документов   для   реализации   Программы;   содействие
реализации мероприятий Программы, контроль за их исполнением;  участие
в уточнении  целевых показателей  реализации программных  мероприятий,
подготовка  предложений  по  совершенствованию  механизмов  реализации
Программы.

Информация по документу
Читайте также