Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Орловской области от 19.06.2015 № 187-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 19
июня 2015 г. № 187-р г.
Орёл В
соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления», в целях реализации распоряжения
Правительства Орловской области от 28
января 2015 года № 22-р: 1. Утвердить
прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в
Орловской области на период до 2020 года. 2. Контроль
за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора и Председателя
Правительства Орловской области А. Ю. Бударина. Исполняющий
обязанности Председателя
Правительства Орловской области А.Ю.
Бударин Приложение к распоряжению Правительства Орловской области от 19 июня 2015 г. № 187-р Концепция обращения с отходами
производства и потребления в Орловской области на
период до 2020 года 1. Общие положения Концепция обращения с отходами производства и
потребления в Орловской области на период до 2020 года (далее – Концепция)
разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10
января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681 «Об утверждении правил
обращения с отходами производства и потребления в части осветительных
устройств, электрических лам, ненадлежащие сбор, накопление, использование,
обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение
вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»,
приказом Минприроды России от 14 августа 2013 года № 298 «Об утверждении
комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в
Российской Федерации», постановлением Правительства Орловской области от 15
декабря 2012 года № 471 «Об утверждении государственной программы Орловской
области «Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов
и экологическая безопасность Орловской области на 2013–2016 годы». В настоящей Концепции используются следующие
понятия: 1) отходы производства и потребления (далее – ОПиП, отходы) – вещества или предметы, которые образованы в
процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе
потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат
удалению; 2) твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) –
отходы, образующиеся в жилых помещениях
в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои
потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых
помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным
отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам,
образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; 3) норматив накопления твердых коммунальных
отходов – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся за
единицу времени; 4) система обращения с ОПиП
и ТКО – организация деятельности хозяйствующих субъектов, органов
государственной власти специальной компетенции Орловской области и органов
местного самоуправления Орловской области по сбору, накоплению,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов,
государственное управление и контроль за соблюдением установленных норм и
правил в области обращения с ОПиП и ТКО, сбор информации
в области обращения с отходами, меры экономического регулирования в указанной
области, вовлечение населения в деятельность по ресурсосбережению и уменьшению
образования твердых коммунальных отходов, включая организацию раздельного сбора
отходов; 5) сбор отходов – прием или поступление отходов
от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки,
утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; 6) накопление отходов – временное складирование
отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках),
обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны
окружающей среды и законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации,
обезвреживания, размещения, транспортирования; 7) транспортирование отходов – перемещение
отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка,
находящегося в собственности физического лица или в собственности юридического
лица, или в собственности индивидуального предпринимателя, либо
предоставленного им на иных правах; 8) обработка отходов – предварительная
подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку,
очистку; 9) утилизация отходов – использование отходов
для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая
повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по
прямому назначению (рециклинг), их возврат в
производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также
извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); 10) обезвреживание отходов – уменьшение массы
отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая
сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях
снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую
среду; 11) размещение отходов – хранение и захоронение
отходов; 12) хранение отходов – складирование отходов в
специализированных объектах сроком более чем шесть месяцев в целях утилизации,
обезвреживания, захоронения; 13) захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей
утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных
веществ в окружающую среду; 14) норматив образования отходов – установленное
количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; 15) лимит
на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов
конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на
установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической
обстановки на данной территории; 16) оператор по обращению с твердыми
коммунальными отходами – индивидуальный
предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО; 17) региональный оператор по обращению с
твердыми коммунальными отходами – оператор по обращению с ТКО – юридическое
лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов,
которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности
регионального оператора. Цель разработки Концепции – определение основных
направлений совершенствования региональной системы обращения с ОПиП и ТКО, обеспечивающих минимизац
ию воздействия отходов на окружающую среду,
максимальное вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика,
металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные
автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных
источников сырья, материалов, полуфабрикатов, повышение экологической
безопасности населения Орловской области и снижение ущерба, причиняемого окружающей
среде в процессе обращения с ОПиП и ТКО, путем
модернизации существующей в Орловской области системы сбора, накопления,
транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов,
создание эффективной системы управления и благоприятного инвестиционного
климата. В соответствии с этой целью в Концепции
сформулированы основные задачи: 1) создание эффективной системы управления в
области обращения с ОПиП и ТКО, основанной на
требованиях действующего законодательства Российской Федерации; 2) обеспечение экологической и
санитарно-эпидемиологической безопасности при обращении с ОПиП
и ТКО; 3) внедрение механизмов экономического
регулирования деятельности по обращению с ОПиП и ТКО
и совершенствование ценообразования при обращении с отходами; 4) совершенствование нормативно-правового
регулирования деятельности по обращению с ОПиП и ТКО; 5) создание условий для привлечения средств
частных инвесторов в сферу обращения с ОПиП и ТКО; 6) осуществление строительства в Орловской
области заводов по переработке ОПиП и ТКО и других
объектов обращения с отходами с применением технологий максимального
использования вторичных ресурсов и минимального воздействия на окружающую
среду; 7) организация информационно-просветительской
деятельности по формированию экологической культуры и культуры обращения с
отходами. Решение указанных задач должно обеспечить: 1) сокращение образования ОПиП
и ТКО; 2) кратное увеличение объемов ОПиП и ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве
дополнительных материальных и энергетических ресурсов; 3) обращение с ОПиП и
ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства; 4) снижение экологической нагрузки на окружающую
среду при обращении с отходами; 5) уменьшение количества ОПиП
и ТКО, направляемых на захоронение; 6) ликвидацию несанкционированного размещения ОПиП и ТКО; 7) уменьшение площадей, занятых под объекты
размещения ОПиП и ТКО; 8) достоверность и доступность информации в
области обращения с ОПиП и ТКО. 2. Состояние и проблемы
в сфере обращения с ОПиП и ТКО В настоящее время деятельность
жилищно-коммунального хозяйства в области управления ОПиП
и ТКО сопровождается значительными потерями ресурсов, а также увеличением
загрязнения окружающей среды. По статистическим данным, за 2013 год на
территории Орловской области образовалось 1 567,7 тыс. тонн отходов. В настоящее время конечным этапом обращения с ОПиП и ТКО в Орловской области является захоронение, что
влечет за собой безвозвратную потерю порядка 85,0 тыс. тонн макулатуры, 17,0
тыс. тонн черных и цветных металлов, 27,0 тыс. тонн полимерных материалов, 17,0
тыс. тонн стекла. Преобладание удаления ТКО посредством захоронения и нарушение
экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет
к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и
среду обитания, в том числе: 1) загрязнение и захламление земель; 2) загрязнение верхних водоносных горизонтов
токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения
ТКО; 3) выделение больших объемов биогаза, содержание
в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению
климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ОПиП и ТКО; 4) негативное воздействие на среду обитания при
возгорании полигонов (задымление). Анализ деятельности в области обращения с
отходами позволяет выявить следующие проблемы, тормозящие реализацию
государственной политики в области обращения с отходами и приводящие к
постоянному росту экологической нагрузки на окружающую среду: 1. На этапе сбора ОПиП
и ТКО: 1) устаревший контейнерный парк и наличие бесконтейнерного, почасового сбора ТКО; 2) отсутствие системы раздельного сбора ценных
компонентов ОПиП и ТКО; 3) отсутствие организации сбора опасных отходов,
в том числе ртутьсодержащих отходов, от
населения; 4) отсутствие договорных отношений между
физическими и юридическими лицами – образователями
отходов и организациями, осуществляющими сбор и вывоз ОПиП
и ТКО, а также правовых рычагов воздействия на недобросовестных лиц – образователей отходов (в т. ч. жителей частного сектора,
индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, гаражно-строительных
кооперативов и т. д.); 5) низкий уровень экологической культуры
населения и отсутствие заинтересованности в решении вопросов в области
обращения с отходами; 6) значительное превышение реально собираемых
объемов ОПиП и ТКО над законодательно утвержденными
нормами образования. 2. На этапе транспортирования ОПиП и ТКО: 1) неэффективное использование транспортных
средств при большом плече перевозки; 2) устаревший транспортный парк; 3) наличие недобросовестных перевозчиков. 3. На этапе обработки, утилизации и
обезвреживания ОПиП и ТКО: 1) отсутствие сортировки отходов с выделением
фракций в зависимости от класса опасности с последующей раздельной утилизацией; 2) отсутствие рынка вторичного сырья и вторичной
продукции; 3) отсутствие системы экономических льгот для
предприятий-переработчиков вторичных ресурсов. 4. На этапе размещения ОПиП
и ТКО: 1) захоронение как основной способ размещения с ОПиП и ТКО; 2) исчерпание полигонами ТБО и ПО в Орловской
области своих ресурсов, их эксплуатация с нарушением природоохранного
законодательства; 3) наличие стихийных свалок в регионе; 4) нарушение эстетического облика населенных
пунктов и прилегающих к ним территорий в результате захламления земель; 5) дополнительные затраты бюджетных средств на
ликвидацию стихийных свалок в регионе. Указанные проблемы осложняются отсутствием
нормативно-правовой основы для практического внедрения системы. Существующая система учета и контроля за
образованием и обращением с отходами не позволяет из-за своей децентрализации
получать достоверную информацию о фактических объемах образования отходов, а
также исключить несанкционированное их размещение. Принимаемые организационные и практические меры
по стабилизации и оздоровлению окружающей среды от отходов не приводят к
значительному эффекту по следующим причинам: 1) отсутствие единой идеологии в системе сбора,
обработки, утилизации и обезвреживания ОПиП и ТКО; 2) неудовлетворительная координация работ; 3) недостаточный объем финансирования; 4) отсутствие эффективного экономического
механизма с целью стимулирования создания производств по переработке ОПиП и ТКО, ресурсосбережения, внедрения экологически
чистых технологий и сокращения количества производимых отходов. 3. Предлагаемые пути и
методы решения проблем в сфере обращения 1. Совершенствование нормативно-правового
регулирования деятельности по обращению с ОПиП и ТКО:
принятие к 1 января 2016 года в соответствии с законодательством Российской
Федерации нормативных правовых актов Орловской области, устанавливающих правила
осуществления деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. 2. Создание эффективной системы управления в
области обращения с ОПиП и ТКО: 2.1. К 1 января 2016 года: 1) разработка и
утверждение органами исполнительной государственной власти Орловской области
региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО; 2) принятие уполномоченным органом
исполнительной государственной власти Орловской области территориальной схемы
обращения с отходами, в том числе с ТКО; 3) установление нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и
утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и
среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах,
подлежащих региональному государственному экологическому надзору; 4) установление нормативов
накопления ТКО; 5) разработка и утверждение порядка
сбора ТКО (в том числе раздельного сбора); 6) осуществление приема отчетности
об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов,
представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего
предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых
образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному
экологическому надзору, и установление порядке ее представления и контроля; 7) разработка и утверждение порядка
заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти
Орловской области и региональным оператором по обращению с ТКО, условий
проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования ТКО; 8) утверждение инвестиционных и
производственных программ операторов по обращению с ТКО, осуществляющих
регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО; 9) определение в программах
социально-экономического развития Орловской области прогнозных показателей и
мероприятий по сокращению количества ТКО, предназначенных для захоронения. 2.2. Привлечение инвестиционных
денежных средств для целевого финансирования мероприятий по созданию и
модернизации систем обращения с ОПиП и ТКО. 3. Создание и развитие
инфраструктуры экологически безопасного сбора, транспортирования, обработки,
утилизации, обезвреживанию, размещения ОПиП и ТКО: 1) строительство и развитие
межмуниципальных транспортно-логистических объектов
для предварительной подготовки ОПиП и ТКО к конечному
удалению, включающих обустроенные площадки для сбора и накопления отходов и
мусороперегрузочные станции, как системы централизованного сбора и обработки ОПиП и ТКО для максимального разделения потоков вторичных
материальных ресурсов и «неделовой» части отходов, позволяющее максимально
оптимизировать транспортную составляющую обращения с отходами; 2) утверждение схем генеральной
очистки и режима удаления ОПиП и ТКО всеми муниципальными
образованиями Орловской области; 3) создание законодательно
закрепленного реестра мест расположения контейнерных площадок на территории
муниципальных образований Орловской области (в том числе на территории частного
сектора городских округов), устранение нарушений установленных санитарным
законодательством требований по согласованию мест размещения площадок и их
оборудованию; 4) обеспечение экологической
безопасности при хранении и захоронении отходов, оптимальная эксплуатация
полигонов захоронения отходов, в том числе: осуществление производственного
лабораторного контроля состава отходов, состояния подземных грунтовых вод,
атмосферного воздуха, организация на полигонах моек специализированного
автотранспорта, пунктов радиационного контроля, дератизационных
мероприятий; 5) организация утилизации
медицинских и биологических отходов; 6) проведение работ по
инвентаризации имеющихся запасов непригодных препаратов, выявление и ликвидация
мест их несанкционированного складирования, обезвреживание пестицидов,
непригодных к дальнейшему использованию по назначению; 7) организация централизованного
сбора от населения ртутьсодержащих отходов; 8) усиление государственного и
муниципального контроля (надзора) за обращением с ОПиП
и ТКО, применение мер административной ответственности; 9) создание и развитие рынка
вторичного сырья и ее продукции; 10) поэтапное введение запрета на
захоронение отходов, не прошедших предварительную подготовку к дальнейшей
утилизации, в том числе сортировку, разборку, очистку, а также отходов, которые
могут быть использованы в качестве вторичного сырья, – к 1 января 2017 года; 11) создание и внедрение системы
селективного (раздельного) сбора отходов, обеспечивающей максимальное выделение
вторичного сырья более высокого качества, а также извлечение опасных для
дальнейшей переработки токсичных компонентов; 12) мониторинг и анализ
морфологического состава образующихся отходов в целях оптимизации системы
раздельного сбора отходов; 13) обеспечение новейших
научно-технических достижений для обеспечения экономически эффективной
утилизации. 4. Обеспечение экологической и
санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, транспортировании,
обезвреживании и захоронении с ОПиП и ТКО: выявление
и ликвидация свалок, создание условий, исключающих их появление, рекультивация
полигонов захоронения ОПиП и ТКО, не соответствующих
требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей
среды (г. Мценск, 5. Внедрение механизмов
экономического регулирования деятельности по обращению с ОПиП
и ТКО: 1) экономическое стимулирование
раздельного сбора ТКО и сокращение их объемов, поступающих на захоронение; 2) разработка системы предоставления
(в зависимости от состояния рынка и региональной политики) налоговых, кредитных
и иных льгот субъектам предпринимательской деятельности в случае утилизации ими
ОПиП и ТКО; использования малоотходных технологий;
участия в сборе, заготовке и поставке вторичного сырья; 3) установление дифференцированных
земельных налогов при размещении объектов для обращения с ОПиП
и ТКО в зависимости от назначения объекта (по сбору и утилизации, по
обезвреживанию, по захоронению). 6. Совершенствование к 1 января 2016
года системы ценообразования при обращении с ОПиП и
ТКО: 1) утверждение предельных тарифов в
области обращения с ТКО; 2) разработка и утверждение порядка
осуществления уполномоченными органами исполнительной власти Орловской области
государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством
тарифов; 3) определение долгосрочных
параметров регулирования тарифов. 7. Развитие системы экологической и
гигиенической культуры, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ОПиП и ТКО: 1) внедрение инновационных методов
информационной и пропагандистской работы с населением по вопросам обращения с ОПиП и ТКО; 2) формирование и повышение
экологической и гигиенической культуры населения; 3) оперативное
информационно-методическое обеспечение в области изменений экономических
механизмов в системе управления ОПиП и ТКО. 4. Ожидаемые результаты В результате реализации предложенных мероприятий
достигаются следующие цели: 1) оздоровление окружающей среды на территории
Орловской области, прилегающих территорий и акваторий; 2) улучшение качества жизни населения за счет
снижения риска эпидемиологической опасности, улучшения качества атмосферного
воздуха, улучшение рекреационных показателей Орловской области; 3) привлечение в отрасль перспективных
участников рынка; 4) повышение эффективности системы обращения с
отходами за счет создания оптимальных маршрутов движения отходов по территории
Орловской области и контроля за их перемещением; 5) сокращение площадей, занятых
несанкционированным размещением отходов; 6) достижение наиболее полной утилизации
образующихся ОПиП и наиболее полного их вовлечения во
вторичный оборот, переработки и использования в качестве вторичных материальных
или энергетических ресурсов; 7) снижение объемов отходов, поступающих на
захоронение, за счет извлечения вторичных материальных ресурсов; 8) размещение отходов, не подлежащих переработке,
обезвреживанию и использованию, на полигонах, удовлетворяющих
экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям; 9) увеличение сроков службы полигонов за счет
снижения объемов размещаемых отходов. 5. Оценка эффективности
реализуемых мероприятий в сфере обращения с ОПиП и
ТКО на территории Орловской области Эффективность предпринимаемых мер оценивается по
динамике обращения с отходами на территории Орловской области с использованием
показателей, отражающих результаты деятельности: 1) по количеству образующихся ОПиП и ТКО за единицу времени (календарный год, тонн); 2) по количеству захороненных ОПиП и ТКО за единицу времени (календарный год, тонн); 3) по количеству утилизированных
(использованных) ОПиП и ТКО за единицу времени
(календарный год, тонн); 4) по рациональному использованию земель при
размещении ОПиП и ТКО. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|