Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Орловской области от 17.03.2000 № 21/396-ОС

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

             ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     от 17 марта 2000 года                                 N 21/396-ОС
     г. Орел


     Об отчете Контрольно-счетной палаты Орловской области за 1999 год


     В   соответствии  со  статьей  29  Закона  Орловской  области  "О
Контрольно-счетной  палате  Орловской  области",  Орловский  областной
Совет народных депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 
     1. Утвердить отчет Контрольно-счетной палаты Орловской области по
итогам работы за 1999 год (прилагается). 
     2.  Контрольно-счетной  палате Орловской области проинформировать
областной  Совет  народных  депутатов  в первом полугодии 2000 года об
устранении выявленных в ходе проверок нарушений. 
     3.  Контрольно-счетной  палате  в  соответствии  со ст. 21 Закона
Орловской области  "О  Контрольно-счетной  палате Орловской области" в
случае     необходимости     передавать     материалы    проверок    в
правоохранительные органы для принятия мер. 
     4.  В  целях  более  эффективной работы Контрольно-счетной палаты
Орловской области Комитету по бюджету, налогам и экономической реформе
областного  Совета  народных  депутатов совместно с Контрольно-счетной
палатой  Орловской  области  внести  изменения  и  дополнения  в Закон
Орловской  области  "О  Контрольно-счетной  палате  Орловской области"
N 13-ОЗ от 23 августа 1996 года. 


     Председатель областного
     Совета народных депутатов                            Н.А. Володин



                                                            Приложение
                                 к постановлению Орловского областного
                                             Совета народных депутатов
                                        N 21/396-ОС от 17.03.2000 года

                               ОТЧЕТ
            по итогам работы Контрольно-счетной палаты
                   Орловской области за 1999 год

     Образование Контрольно-Счетной палаты в Орловской области вызвано
необходимостью   реально   и   объективно   осуществлять  контроль  за
исполнением   областного   бюджета,   областных  внебюджетных  фондов,
проверки эффективности и целесообразности расходования государственных
средств и использования областной (государственной) собственности. 
     Контрольно-счетная  палата  Орловской  области является постоянно
действующим   органом   финансового  контроля,  деятельность  которого
регулируется  Законом о счетной палате, который был принят в 1996 году
и  вступил  в  силу  в  октябре  1998  года.  Сегодня  КСП  -  это ряд
направлений контрольной деятельности. 
     Всю   совокупность   проводимых   Счетной   палатой   контрольных
мероприятий можно разделить на несколько групп. 
     Первая   группа   касается  контроля  за  исполнением  областного
бюджета. 
     Вторая   -   контроля  за  исполнением  бюджетов  государственных
внебюджетных  фондов  (территориальный фонд обязательного медицинского
страхования, дорожный фонд). 
     Третья  группа  мероприятий  включает  контроль за использованием
областной (государственной) собственности. 
     Четвертую  группу  образуют  контрольные мероприятия по поручению
областного  Совета  народных депутатов, Главы администрации области, а
также ревизии, предпринимаемые по инициативе самой Счетной палаты. 
     Без  сомнения,  важнейшим по значимости направлением деятельности
Счетной  палаты  является  контроль за исполнением областного бюджета,
который предопределен законодательством. 
     Кроме  этого,  более  половины  мероприятий  занимают  проверки и
ревизии. 
     Особое  внимание  в  бюджетной  политике  привлекают межбюджетные
отношения. 
     Между   бюджетами  вышестоящего  и  нижестоящего  территориальных
уровней  продолжает  существовать  тесная  взаимосвязь  через  систему
отчислений  от  государственных  налогов и доходов, финансовую помощь,
выделяемую для сбалансированности бюджетов нижестоящего уровня. 
     Несовершенство   законодательной   базы   межбюджетных  отношений
порождают  бюджетные  привилегии  отдельных  территорий.  Именно формы
правовой  асимметрии  приводят  к  дестабилизации  и  напряженности  в
бюджетной   системе   области,   созданию  условий  для  нецелевого  и
неэффективного       использования       государственных      средств,
бесконтрольности. 
     Помимо   этого   отсутствие   законодательно   -  правовых  норм,
устанавливающих   ответственность   должностных  лиц  за  невыполнение
законов  о бюджете, законов, регламентирующих вопросы передачи средств
финансовой   помощи   регионам   из   областного  бюджета  приводит  к
неэффективному  расходованию  средств  финансовой помощи из областного
бюджета на местах, усложнению контрольной деятельности. 
     Контрольно-счетная     палата     считает,     что    присутствие
государственной   власти   должно   ощущаться   везде,  где  действует
государственный бюджет. 
     Анализ  исполнения бюджетов за 1998 год, I, II, III кварталы 1999
года показал: 
     В  целом  по  характеру  финансируемых  расходов областной бюджет
носит социальную направленность. 
     Имеются   нарушения   в   равномерности  финансирования  отраслей
бюджетной сферы. 
     Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.
     Практика  применения  зачетов,  которая доказала возможные потери
средств  областного бюджета вследствие их масштабного использования, а
также искажение государственной отчетности. 
     При проверке целевого использования бюджетных средств в областном
противотуберкулезном  диспансере  было установлено. Проводится зачет -
гасятся  налоги  одной  компании,  за  которые та в свою очередь через
торговую  фирму  Орелмоспрод-инвест  поставляет материалы на сумму 1,4
млн.  рублей,  одновременно  на эту же сумму передается финансирование
Управлению  здравоохранения,  хотя  задолженности  между ними не было.
Торговая    фирма    только    должна    поставить    на   эту   сумму
товарно-материальные  ценности  (краску,  обои, лаки). И только спустя
год торговая фирма поставляет материалы, но уже по завышенным ценам. 
     Разве  это  не потери средств в областном бюджете, и не искажение
государственной  отчетности,  когда  налоги  закрыты,  но  не погашены
плательщиком,  когда финансирование списано, но не получено. Сегодня в
области  разработан  и  действует  порядок проведения зачетов, который
утвержден  Главой  администрации  области  Е.С. Строевым от 1 сентября
1999  года.  Наряду  с  этим опять же при проверках встречаются факты,
когда  нет  задолженности между бюджетополучателем, а зачет проводится
когда  не  соблюдается спецификация на указанную поставку тех или иных
материальных  ценностей,  не  соблюдаются  цены. Например: по ОПО Союз
Орловщины которому засчитаны налоги в сумме 85 тыс. рублей. За которые
он  поставляет  областной специальной библиотеке для слепых автомашину
марки  УАЗ-39099,  стоимостью  74 тыс.рублей и двигатель стоимостью 11
тыс.рублей.  Фактически он им поставил автомашину другой марки (31514)
приобретенную  за  75  тыс.рублей;  накрутил  свою  наценку  в 10 тыс.
рублей, а двигатель вообще не поставил. 
     Далее  по  анализу  исполнения бюджета. Счетная палата предлагает
управлению  финансов  совместно  с  КСП  и  областным Советом народных
депутатов  разработать  и утвердить структуру и периодичность отчетных
документов   об   исполнении  областного  бюджета.  Баланс  финансовых
ресурсов   области   должен   сопровождаться  подробной  пояснительной
запиской,  раскрывающей  характеристику  обоснования  составляющих его
частей. Отсутствуют такие показатели, как недоимка в областной бюджет,
наличие  неиспользованных  бюджетных  средств  на  счетах предприятий,
организаций, учреждений, наличие задолженности по ссудам. 
     Динамика  неиспользованных остатков бюджетных средств показала их
рост  на  счетах одних и тех же предприятий. Этот показатель хорош для
нашей области, но не для Минфина. 
     Управлению финансов предложено усилить контроль за использованием
бюджетных   средств  и  урегулированию  неиспользованных  остатков  по
состоянию  на  отчетные  даты.  Учитывая  этот фактор и рост налогов в
истекшем году Орловская область из дотационной может перейти в доноры.
     В  1999  году  КСП  проведена  21 проверка. Охвачено контрольными
мероприятиями 82 объекта контроля всех уровней. Из них по запросам - 9
проверок, плановых - 12. 
     По  результатам  ревизий  и  проверок представлялась информация в
областной Совет народных депутатов, Главе администрации области для их
рассмотрения  и  принятия  мер.  В  адрес  руководителей  предприятий,
организаций  и учреждений направлены представления для принятия мер по
устранению  выявленных  нарушений. Я не ставлю своей задачей подробное
перечисление всех результатов проверки, но наиболее серьезные назову. 
     Плановая   проверка   организации   финансирования   и   целевого
использования  средств  областного  бюджета по статьям Здравоохранение
Кинематография,    за    1997-1999    гг.    (проверялись    областной
противотуберкулезный   диспансер,   ОАО   Орелкиносервис,   Управление
финансов   и   налоговой  политики  администрации  области,  встречные
проверки  на  ряде предприятий) установила: слабый контроль со стороны
управления   здравоохранения  за  расходованием  бюджетных  средств  в
областном  противотуберкулезном диспансере. В результате чего допущено
нецелевое  использование  средств  областного  бюджета  в  сумме  78,2
тыс.руб.  Кроме  того  необходимо восстановить в областном бюджете или
зачесть в счет текущего финансирования 173,4 тыс. руб. 
     При проверке ОАО Орелкиносервис выявлено:
     -  незаконное списание денежных средств в сумме 82,5 тыс. руб. на
текущий ремонт кинотеатров; 
     -  нецелевое  использование средств областного бюджета выделенных
на  поддержку  сельской киносети в сумме 85 тыс. руб., из которых 24,8
тыс. руб. перечислены за пределы России и остались неистребованными: 
     -  неэффективное  использование  свободных площадей в кинотеатрах
города  Орла. От аренды площадей шести кинотеатров за два года получен
всего один миллион рублей. 
     При   плановой   проверке  соблюдения  порядка  предоставления  и
погашения    бюджетных    ссуд   (проверялись   ОАО   Погрузчик,   ОАО
Орелхлебопродукт,   АООТ   Ливныхлебопродукт,  ПК  Орловский  комбинат
хлебопродуктов, ОАО Хлебная база N 106, ОО ФПМП) установлено: 
     Областным  фондом поддержки малого предпринимательства в сентябре
1997  года АО Погрузчик выделен льготный кредит в сумме 5 млн. руб. на
пополнение  оборотных  средств предприятия, приобретение оборудования.
Фактически  на  указанные  цели пошло 4 млн. руб. Кредит до настоящего
времени  не  погашен.  Учитывая  нестабильную финансовую обстановку на
предприятии    в   проверяемом   периоде   в   финансово-хозяйственной
деятельности установлены нарушения. 
     Проверка  бюджетных  средств  выделенных  АО Орелхлебопродукт для
закупок  зерна  урожая  1993  года  в федеральный и региональный фонды
показала:   за   акционерным   обществом   Ливныхлебопродукт  значится
задолженность  в сумме 3,6 млн. руб., которая до настоящего времени не
оформлена,  не  пролонгирована, и не возвращена администрации области.
После   проведенной  проверки  в  Орловском  комбинате  хлебопродуктов
выявлена  задолженность  в  сумме  244312  рублей, которая перечислена
управлению  финансов. Однако до настоящего времени эта сумма не учтена
в   управлении   финансов.   Деньги  поступили  на  внебюджетный  счет
управления  финансов.  Через  АО  Орелхлеборпродукт  на  4,7 млн. руб.
передано   области   зерна   для  компенсации  затрат  на  комбикорма,
приобретаемые      животноводческими      комплексами,      племенными
животноводческими хозяйствами области. 
     Выборочная  проверка  показала, что получателями дотации являлись
не   только   птицефабрики,  животноводческие  комплексы  и  племенные
животноводческие  хозяйства,  но  и  ряд  других,  а  также фермерские
крестьянские   хозяйства,  которые  получив  это  зерно,  тут  же  его
продавали этим же элеваторам с дисконтом до 50 %. 
     Кроме  того  не отдано зерна хозяйствам Хлебной базой N 106 111,5
тонн  пшеницы,  АООТ  Ливныхлебопродукт  130 тонн на общую сумму 377,2
тыс.рублей. 
     Плановая   проверка   сохранности,   эффективности  использования
областной  (государственной)  собственности,  поступлений  в областной
бюджет  средств,  полученных  от  распоряжения имуществом области и от
управления  объектами  областной  собственности  (проверялся областной
комитет  по управлению государственным имуществом) показала: комитетом
не   представлен  реестр  областной  (государственной)  собственности,
который бы позволил определить размер потенциальных площадей пригодных
и  предусмотренных  для сдачи их в аренду, а так же исследовать баланс
доходов   и  потерь  областного  бюджета  от  использования  имущества
находящегося  в областной (государственной) собственности. В имеющихся
сведениях  о  174  предприятиях  и учреждениях находящихся в областной
(государственной)   собственности   и   51  предприятии  имеющих  долю
государственной   собственности   в  уставном  капитале  выявлено  ряд
замечаний,    которые    свидетельствуют    о   недостаточной   работе
представителей  государства  по  управлению областной собственностью в
хозяйствующих субъектах. 
     Не   отработан   механизм  контроля  за  поступлением  средств  в
областной  бюджет  по  доходам  от  сдачи  в  аренду  государственного
имущества  между  управлением финансов и комитетом по имуществу, когда
договора аренды находятся в комитете по имуществу, деньги поступают на
счета  финуправления,  а инвентаризация задолженности не проводится ни
по основным платежам, ни по уплате пеней и штрафов. 
     При  проверке  по  запросу  областного  Совета народных депутатов
эффективности  использования  государственной  собственности  в здании
расположенном  по  адресу:  г. Орел,  ул. Комсомольская,  231 выявлена
бесконтрольность по фактам свершения сделок с недвижимым имуществом со
стороны комитета по управлению государственным имуществом города Орла.
     Материал ранее рассматривался на заседании областного Совета.
     Все  эти  факторы  создают  условия  для хищений, злоупотреблений
бюджетных   средств,   а  также  ведут  к  отчуждению  государственной
собственности. 
     Плановая   проверка  межбюджетных  отношений  которые  охватывают
вопросы   перечисления   трансфертов,  переданных  в  ведение  органов
местного   самоуправления   (проверялись   администрации   Ливенского,
Болховского,  Орловского районов и города Ливны, встречные проверки на
предприятиях) показала: 
     всеми  районами  выполнен  и  перевыполнен  план  по  собственным
доходам  за  1998  год,  но  несмотря на это им передано сверхплановых
дотаций:  г.  Ливны  -  13,7 млн.руб., Ливенскому району 6,4 млн.руб.,
Орловскому району - 5,5 млн.руб., Болховскому - 4,2 млн.руб. 
     В свою очередь руководством на местах самостоятельно регулируются
и расходуются муниципальные бюджеты. 
     Ливенский   район   представляет   налоговые   льготы  финансово-
устойчивым   предприятиям:   заводу   Этанол  в  сумме  257  тыс.руб.,
сыродельному  заводу - 445,6 тыс.руб., Управавтодор - 276, 6 тыс.руб.,
уменьшая  свои доходы на 1 млн.руб., тогда как расходы на неработающее
население в сумме 2,1 млн.руб остались не профинансированными. 
     По   городу  Ливны  допущено  нецелевое  использование  бюджетных
средств в сумме 114 тыс.руб. 
     По Болховскому району незаконное перечисление бюджетных средств в
сумме  725  тыс.руб.  как  экономии  по  смете расходов. Фактически по
представленным  отчетам  Болховского Роно экономии по статьям расходов
не установлено, а наоборот допущен перерасход бюджетных средств; 
     -  42  тыс.руб.  перечислены  для  приобретения  жилья  работнику
районного  суда  на  возвратной основе, которые также не восстановлены
Управлением юстиции. 
     В    вышеперечисленных    муниципальных    образованиях   открыты
внебюджетные    счета,   на   которых   аккумулируются   средства   от
административных  сборов  и  штрафов, которые использовались по своему
усмотрению. 
     По  Орловскому  району  допущено  отвлечение бюджетных средств из
оборота  предназначенных  для  финансирования  плановых мероприятий на
выдачу  ссуд  и  погашение  кредитов за предприятия получившие его под
гарантию  администрации,  а  также  нецелевое  использование бюджетных
средств. Всего на сумму 973,9 тыс.руб. 
     Плановая  проверка  целевого  использования  бюджетных  средств в
ОГУПП    и    Орелоблжилкомхоз    (проверялись   МУЖКП   Дмитровского,
Залегощенского  Болховского, Кромского, Знаменского районов, ОАО ООЦРО
"Развитие") показала: 
     за  полтора  года  из  областного  бюджета  передано  в  ОГУПП
Орелоблжилкомхоз - 67,1 млн.руб., из них зачетами 60 %.
     На   1  января  1999  года  в  ОГУПП  остались  неиспользованными
бюджетные средства в сумме 364,9 тыс.руб. выделенные на: 
     - ремонтно-восстановительные   работы   по  сетям  водопровода  и
канализации в КХ им. Бадаева Хотынецкого района - 103, 3 тыс.руб.; 
     - строительство бань - 110,6 тыс.руб.;
     - строительство  котельной  администрации - 16  тыс.руб. и жилого
дома в пос. Глазуновка - 135 тыс.руб. 
     При  проверке  поставок угля предприятиям, учреждениям  бюджетной
сферы выявлен ряд нарушений:  когда ни поставки,  ни реализация угля в
бухгалтерском  учете  не  отражены . В связи с этим Контрольно-счетная
палата вынуждена провести встречные проверки на местах в пяти районных
муниципальных   жилищно-коммунальных   предприятиях.  Основной  акцент
которых  поставлен  на  полноту  поставки  и правильности формирования
отпускной цены угля для предприятий социальной сферы. 
     Где  установлено,  в целом политика по отражению в учете твердого
топлива  на  местах  (районных  МУЖКП),  а  также  его  финансирования
диктовалась    областным    предприятием    ОГУПП    Орелоблжилкомхоз.
Свидетельством этого являются документы, такие как накладные на отпуск
угля,  сведения  на реализацию топлива, заверенные руководством ОГУПП,
акты реализации угля потребителям. 
     Бухгалтерский  учет  на  местах не обеспечивает раздельного учета
отработанного   времени   в   разрезе   выполняемых   видов  работ,  а
соответственно и фактических затрат. 
     До настоящего времени нет акта сверки расчетов на поставку угля в
количестве  13341  тонн  между  ОАО Развитие, ОГУПП Орелоблжилкомхоз и
поставщиком фирмой Дик. 
     В  феврале  2000  года  проведены  повторные  проверки  в МУП ЖКХ
Дмитровского,  Болховского  районов,  где  до  настоящего  времени  не
принято   соответствующих  мер  по  устранению  выявленных  нарушений.
Главный   бухгалтер  Болховского  МУП  ЖКХ  отстранена  от  занимаемой
должности. 
     Проверка   по   ОГУПП  Орелоблжилкомхоз  не  закончена.  Учитывая
изложенные   факты   Контрольно-счетной   палате  необходимо  провести
проверку  списания  финансирования  по  поставкам  топлива  в  разрезе
потребителей. 
     По  внеплановой  проверке исполнения муниципальными образованиями
Законов   Орловской   области   О   бюджете   территориального   фонда
медицинского  страхования на 1998 год - 1999 год. (Проверялись: ТФОМС,
администрация  г.  Ливны,  г.  Мценска,  Ливенского,  Краснозоренского
районов)  материал  Вами  рассматривался ранее на заседании областного
Совета. 
     Дополнительно необходимо сообщить, по настоящее время не погашена
задолженность  администрацией  г.Орла  по платежам за 1998 год в сумме
16,6 млн.руб., за 1999 год - 17,3 млн.руб. 
     Внеплановая  проверка  целевого  использования  бюджетных средств
выделенных  управлению капитального строительства г. Орла для объектов
социального назначения на 1997-1999 гг. (Проверялись: УКС г. Орла, ОАО
ООЦРО "Развитие") показала: 
     за  период  с 1997  по  1999  гг. УКСу г. Орла передано бюджетных
средств в сумме 8,6 млн.рублей на строительство: 
     - поликлиники  медобъединения им. Боткина - 2,1 млн.руб.
     - ЖСК  Дружба  - 3,8 млн.руб.
     - жилой дом микрорайон Центральный (пер. Речной) - 2 млн.руб.
     - Архиерейский дом - 0,35 млн.руб.
     - пристройка к школе N 24 - 0,075 млн.руб.
     - реконструкция тепломагистрали по ул. Пороховой - 0,3 млн.руб. 
     Необходимо   отметить,   что   расчеты   за   выполненный   объем
строительно-монтажных   работ   УКСом  производятся  не  с  подрядными
организациями,  а  по  их  письмам  -  третьим  лицам,  такая практика
расчетов  существует уже на протяжении нескольких лет , заведомо путая
и расчеты и контроль за использованием бюджетных денег. 
     УКСом  г.  Орла  и  ОГУПП  "Орелоблжилкомхоз"  в  настоящее время
руководствуются  распоряжением  подписанным  и.о.  Главы администрации
области  т. Юдиным N 10-р от 14.01.93 г., где сказано, что по стройкам
финансируемым  за счет средств областного бюджета на содержание службы
заказчика производятся отчисления в размере 3,14%. 
     Сложным  остается  вопрос, связанный с контролем по использованию
бюджетных  средств передаваемых негосударственным предприятиям, где не
предусмотрено   ведение  раздельного  учета  собственных  и  бюджетных
средств,  в  связи  с чем Счетная палата сталкивается с необходимостью
проводить  сплошную  документальную  проверку  финансово-хозяйственной
деятельности таких организаций. На что уходит масса времени. 
     В прошедшем году сотрудники КСП не имели нормального доступа ни к
информационным   материалам,   доступным   пользователям  сети,  ни  к
консультационно-справочным   системам   Консультант-Плюс   и   местное
законодательство,   что   осложнило  работу  КСП.  В  настоящее  время
Контрольно-счетной  палатой  приобретены и установлены два компьютера,
подключены  в локальную сеть здания администрации, регулируется вопрос
о   ежемесячном  представлении  информации  по  исполнению  областного
бюджета для создания информационной базы данных КСП. 
     Учитывая  разъездной  характер работы, ведение делопроизводства -
документооборот Счетной палаты за 1999 год составил 218 документов, из
них: 
     - поручения   председателя    КПС   на   проведение   контрольных
мероприятий - 21 
     - исходящие служебные документы  - 129
     - входящие служебные документы   - 68.
     В  течение  отчетного  периода  велась  работа  по  координации и
взаимодействию   контрольной  деятельности  на  территории  области  с
государственными  контрольными  органами, а так же с выездом в Счетную
палату  РФ,  Счетную палату Владимирской области, г. Санкт-Петербурга,
где   предложено   взаимное   сотрудничество   в   сфере   контрольной
деятельности,   участие   в   семинарах.   На   сегодняшний   день   в
Контрольно-счетной   палате  работают  четыре  человека.  Нам  удалось
собрать коллектив специалистов с многолетним стажем работы по профилю.
Но этого недостаточно. 
     Деятельность  Счетной палаты не осталась не замеченной в области.
Администрацией   области   принимаются   меры   по  результатам  наших
контрольных   мероприятий.   К   сожалению  надо  констатировать,  что
материалы  в средствах массовой информации не всегда отражают существо
результатов  наших  проверок.  В  этой  связи  хотелось  бы предложить
областному  Совету  народных  депутатов совместно с Контрольно-счетной
палатой краткое изложение итогов законченных проверок Счетной палатой,
что  с  одной стороны явилось бы хорошим подспорьем в работе депутатов
на   местах,   а   с   другой   стороны   такая  правдивая  информация
способствовала  бы  подъему авторитета самой Контрольно-счетной палаты
Орловской области. 
     В   силу  проблем  на  правовой  базе,  определяющей  ее  статус,
особенностями   контрольно-ревизонной   деятельности  Счетной  палаты,
обеспечивающей порядок работ, необходимо внести изменения и дополнения
в  Закон  Орловской  области  О  Контрольно-счетной  палате  Орловской
области, принятого в 1996 году. 
     Необходимо также рассмотреть вопрос по организации взаимодействия
и  координации контрольной деятельности всех государственных структур,
находящихся   на   территории   Орловской   области   и   занимающихся
контрольно-ревизионной    деятельностью   в   части   планирования   и
организации  проведения  проверок  и  ревизий  по  времени и субъектам
контроля. 
     Такая  тесная  кооперация  сослужит  хорошую  службу  экономике и
финансовой системе области. 


     Председатель Контрольно-счетной
     палаты Орловской области                         В.Н. Толстошеина


Информация по документу
Читайте также