Расширенный поиск
Постановление Совета народных депутатов Орловской области от 29.05.2001 № 36/677-ОСРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 мая 2001 года N 36/677-ОС г. Орел О программе "Отходы" Орловской области на 2001-2005 годы В соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Орловской области Орловский областной Совет народных депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить программу "Отходы" Орловской области на 2001-2005 годы. Председатель областного Совета народных депутатов Н.А. Володин Утверждена постановлением Главы администрации Орловской области от 14 мая 2001 г. N 226 ПРОГРАММА "ОТХОДЫ" Орловской области на 2001-2005 годы СОДЕРЖАНИЕ Введение ПАСПОРТ 1. Блок - схемы 2. Содержание проблемы 3. Цели и задачи Программы 4. Система программных мероприятий 4.1. Совершенствование системы управления обращением с отходами. 4.2. Организация сбора, обезвреживания и переработки отходов, внедрение ресурсосберегающих технологий 4.3. Мероприятия по поиску новых технологических решений переработки отходов, создающих наибольшие проблемы в Орловской области 5. Ресурсное обеспечение 6. Организация управления Программой 7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программных мероприятий. Приложение 1 Мероприятия по совершенствованию системы управления обращением с отходами Приложение 2 Мероприятия по организации сбора, обезвреживания и переработки отходов, внедрения ресурсосберегающих технологий Приложение 3 Основные направления поиска новых технологических решений переработки отходов в Орловской области. Приложение 4 Информация о технологиях переработки многотоннажных отходов, допустимых к применению и внедрению на промышленных предприятиях Орловской области Введение Загрязнение окружающей природной среды отходами сейчас является одной из самых серьезных проблем во всем мире. Территория Орловской области в этом смысле не является исключением и подвергается негативному воздействию отходов, образующихся в результате деятельности проживающих на ней людей. Наиболее опасны отходы, являющиеся результатом синтеза отсутствующих в природе соединений, которые не могут быть включены в естественный природный цикл и подлежат уничтожению только искусственным путем с применением специальных технологий. Их воздействие на биосферу непредсказуемо во времени и, поэтому, наиболее потенциально опасно. Не менее опасны отходы, являющиеся концентрированными и модифицированными природными соединениями, которые образуются и накапливаются на территории области в больших количествах. Это вызывает локальное нарушение динамического равновесия биосферы. Их разложение и преобразование естественным путем затруднено, поэтому возникает стойкое загрязнение окружающей среды. В результате их воздействия нарушаются условия нормальной жизнедеятельности живых организмов и растений, что вызывает мутации и может приводить к их гибели. Основополагающим требованием к деятельности в сфере обращения с отходами должно быть обязательное обеспечение экологической безопасности при проявлении любых опасных свойств отходов. В настоящее время нет единых подходов к оценке комплексного воздействия отходов на окружающую среду и каких либо систем мониторинга этого воздействия. Нормативная база как федерального, так и регионального уровня разрознена, частично устарела и не содержит конкретных механизмов выполнения тех или иных нормативных требований. Оптимальным для сохранения качества окружающей природной среды является путь изменения технологий производства. При этом, либо внедряется безотходное производство, либо изменяется структура отходов и они становятся менее опасными, пригодными для дальнейшей переработки в продукцию хозяйственного назначения. В условиях отсутствия дефицита первичного сырья и свободного установления цен на готовую продукцию производители не всегда заинтересованы в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств или изменения технологии производства. Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее эффективных видов сырья для уже существующих производств по его переработке (макулатура, текстиль), а так же для поставки на экспорт (цветной металл). Однако, любые отходы, образующиеся в сфере материального производства, а также в сфере услуг и быта, должны рассматриваться как вторичное сырье. К решению этих задач должны быть привлечены как предприятия, являющиеся источниками образования опасных отходов, так и специализированные предприятия по переработке отходов. При общем понимании проблемы как конкретными исполнителями так и в целом населением будет достигнут переход региона к экологобезопасному устойчивому развитию. Однако, менталитет населения в настоящее время не позволяет кардинально решить проблему загрязнения окружающей природной среды отходами. В этой связи, не меньшее внимание должно быть уделено экологическому воспитанию и образованию населения. Таким образом, решение проблемы, имеющей особую значимость для функционирования экономики, социального развития и условий проживания населения, осуществление единой государственной политики в сфере обращения с отходами на региональном уровне требуют применения программного подхода. Программа "Отходы" Орловской области на 2001 2005 годы (далее Программа) подготовлена в соответствии с Постановлением Главы Администрации Орловской области от 13 июня 2000 г. N 294 "О мерах по упорядочению работы с отходами производства и потребления". Программа предлагает систему и определяет мероприятия по оптимизации обращения с отходами в Орловской области на 2001 2005 годы и ставит задачу разработки мероприятий по продолжению решения этой проблемы на последующие годы. ПАСПОРТ Программы "Отходы" Орловской области на 2000 - 2005 годы ______________________________________________________________________ Показатель Содержание показателя Наименование Программа "Отходы" Орловской области на 2001 - 2005 Программы годы Основание для Постановление Главы Администрации Орловской области разработки от 13 июня 2000 г. N 294 "О мерах по упорядочению Программы работы с отходами производства и потребления" Государственный Комитет природных ресурсов Орловской области заказчик Программы Разработчик Межведомственная рабочая группа по разработке областной программы "Отходы", созданная постановлением Главы администрации Орловской области от 13.06.2000 года N 294; Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами (НИЦПУРО) при Минэкономики России и Госкомэкологии России. Цели и задачи Целью Программы является стабилизация и Программы оздоровление окружающей природной среды на территории Орловской области за счет вовлечения промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов в хозяйственный оборот, оптимизации обращения с ними. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: - совершенствование системы управления обращением с отходами в Орловской области с учетом развития рыночных отношений и стратегии устойчивого развития; - создание индустрии переработки промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, а также внедрение ресурсосберегающих технологий; - поиск новых более эффективных технологических решений по переработке многотоннажных отходов, создающих наибольшие экологические проблемы в области. Сроки и этапы 2001-2005 годы. реализации программы Перечень Мероприятия по совершенствованию системы управления Программных обращения с отходами, в том числе: мероприятий - совершенствование организационного, нормативно- правового, методического и информационного обеспечения обращения с отходами; - созданию экономического механизма, обеспечивающего мотивацию формирования природоохранной индустрии на основе использования вторичных ресурсов; - осуществление подготовки и переподготовки специалистов в области обращения с отходами. Мероприятия по созданию производственной базы сбора, обезвреживания и переработки отходов, внедрению ресурсосберегающих технологий (47 инвестиционных проектов). Мероприятия по поиску новых более эффективных технологических решений по переработке отходов, создающих наибольшие проблемы в Орловской области, к которым прилагается информация о технологиях переработки многотоннажных отходов, содержащая 230 предложений. Исполнители Органы областной администрации, администрации г. мероприятий Орла, крупные промышленные предприятия области, программы государственные и муниципальные предприятия системы "Жилкомхоз", другие предприятия и организации области независимо от форм собственности. Объемы и В целом на реализацию программы на 2001-2005 г.г. источники потребуется 189,6 млн. руб. в том числе за счeт: финансирования - средств областного бюджета 6,8 млн. руб; - средств областного экологического фонда 1,5 млн. руб; - средств предприятий 176 млн. руб; - других источников финансирования 5,3 млн. руб. Мероприятия по совершенствованию системы управления обращением с отходами, а также по поиску новых технологических решений переработки отходов, создающих значительные экологические и экономические проблемы в регионе, осуществляются областными органами административного управления в порядке выполнения ими служебных обязанностей. Из средств, выделяемых этим органам на проведение научно-исследовательских работ и оказание услуг, предусматривается финансирование разработок нормативно-правовых и методических документов, а также формирования баз данных сторонними организациями (научно-исследовательскими институтами). Ожидаемые Совершенствование системы управления обращением с результаты отходами в Орловской области, для обеспечения реализации более благоприятных условий сокращения нормативов Программы образования отходов и вовлечения неиспользуемых отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Создание производственных мощностей для переработки 9 видов отходов мощностью 400 тыс. т /год. Вывоз с полей фильтрации 1 млн. т отходов сахарного производства для экологически безопасного использования на сельскохозяйственных полях. Ввод в действие двух очистных сооружений сточных вод на промпредприятиях, реконструкция и обустройство двух объектов размещения отходов, рекультивация двух объектов размещения отходов. Экономия первичного сырья и материалов до 300 тыс. т в год. Создание около 300 новых рабочих мест. Предотвращенный ущерб окружающей природной среде составит 1,4 млрд. руб. в год. Система контроля Контроль за исполнением программы возлагается на за Межведомственный координационный совет по Программе исполнением "Отходы" Орловской области на 2001-2005 г.г., Программы состоящий из специалистов администрации области, Комитета природных ресурсов, Госсанэпиднадзора и предприятий, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. 1. Блок - схемы 2. Содержание проблемы Сложившаяся в Орловской области ситуация в сфере образования, использования, обезвреживания и размещения отходов способствует дальнейшему наращиванию уровня загрязнения окружающей природной среды, что представляет реальную угрозу здоровью населения, в особой мере будущих поколений. При этом теряются большие материально-сырьевые ресурсы, которые могли бы быть вовлечены в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья и в значительной степени снизить нагрузку на природно-сырьевой комплекс. Количество образования отходов в год характеризуется величиной более 1 млн. тонн промышленных и 320 тыс. тонн твердых бытовых отходов. Средний уровень использования промышленных отходов в хозяйственных целях составляет около 29%, переработка ТБО не организована. Из-за низкого уровня использования отходов происходит их накопление на полигонах и свалках. Объем накопления промышленных отходов достиг 23 млн. тонн, ТБО 15 млн. тонн. Неиспользуемые отходы размещены на 31 свалках и полигонах, 30 из которых не удовлетворяют экологическим и санитарным требованиям. Многие из них переполнены, не имеют проектной документации, надежных изолирующих экранов, очистных сооружений. Имеет место прием запрещенных токсичных отходов. Все это создает серьезную опасность окружающей природной среде. Достаточно часто допускается несанкционированное размещение отходов на открытом рельефе местности, в лесополосах, в зеленых зонах населенных пунктов. Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды отходами оценивается в 3 млрд. рублей в год, потери материально-сырьевых ресурсов от малого использования отходов в хозяйственных целях составляет около 1,5 млрд. рублей в год. Суммарный экологический ущерб от загрязнения отходами окружающей природной среды за последние 10 лет составил 32 млрд. рублей. Объём материально-сырьевых ресурсов, содержащихся в накопленных отходах, - 20 млрд. руб. Многие виды вторичного сырья, содержащиеся в отходах на полигонах и свалках, уже потеряли пригодность к переработке, однако металлосодержащие отходы по-прежнему могут рассматриваться в качестве вторичных источников сырья. В числе наиболее важных проблем в сфере обращения с отходами необходимо выделить: образование и накопление неиспользуемых многотоннажных отходов производства на крупных предприятиях области; негативное воздействие крупных объектов размещения промышленных и бытовых отходов на окружающую природную среду; большое количество несанкционированных свалок бытовых отходов (особенно в жилом секторе индивидуальной застройки, в районе садово-огородных товариществ, гаражных кооперативов); попадание на свалки и полигоны ТБО совместно с производственным и бытовым мусором большого количества опасных отходов (в том числе промасленной ветоши, отработанных аккумуляторов, гальванических элементов, ртутьсодержащих ламп, отходов лакокрасочных материалов, биологических отходов и т.д.). В числе основных источников образования многотоннажных отходов, оказывающих наибольшее воздействие на окружающую природную среду, необходимо выделить: предприятия алюминиевого производства ОАО "Мценский завод вторичных медных сплавов" и ОАО "Мценский алюминий". Образование алюминийсодержащих шлаков составляет на них 90,7 тыс. т / год, накоплено в Думчинском шламоотвале - 3 млн. т, на полигоне "Воинский" 70 тыс. т; ОАО ОСПаЗ образование железосодержащих шламов составляет 6,3 тыс. т / год, их накопление достигло 2,2 млн. т. Имеет место загрязнение подземных питьевых вод солями тяжелых металлов, содержащихся в этих шламах (в Лебедянско-Плавском водоносном горизонте района, примыкающем к Северному водозаборному узлу г. Орла). Помимо этого образуются СОЖ 0,67 тыс. т / год, и промасленные отходы 0,25 тыс. т / год; предприятия машиностроительного производства (ЗАО "ОРЛЭКС", ЗАО "Научприбор", ОАО "Автоагрегат" и др.), на которых образуется около 0,5 млн. т / год гальваношламов отходов 2-4 классов опасности; ЗАО "МЗАЛ" - образует 5,6 тыс. т / год горелой земли; Отрадинский и Колпнянский сахарные заводы - сбрасывают в окружающую природную среду 22 тыс. т / год дефеката и 13,5 тыс. т / год отходов извести. Всего объём дефеката, накопленный этими предприятиями на полях фильтрации, составляет более 1,0 млн. т. Особую группу загрязнителей окружающей природной среды отходами составляют предприятия системы очистки канализационных стоков. Образование осадков очистных сооружений на предприятиях этого вида в городах Орел, Ливны и Мценск составляет около 20 тыс. т в год, накоплено на иловых картах 0,4 млн. т. За последние годы обострилась проблема обращения с ртутьсодержащими отходами. Только в 1998-1999 г.г. было предотвращено попадание в окружающую природную среду 128 кг "бесхозной" ртути и 52 ртутьсодержащих приборов. В сельском хозяйстве области существует проблема, связанная с наличием запрещенных и пришедших в негодность пестицидов объемом более 300 тонн, наибольшее количество их в Глазуновском (28 тонн), Свердловском (24 тонны), Колпнянском (22,2 тонн) районах. Выявлены случаи, когда пришедшие в негодность пестициды хранились под открытым небом, зачастую не была обеспечена их сохранность СПК "Тагино" Глазуновского района, СПК "Рудневское", СПК "Щигровское" Болховского района, ООО "Надежда" Сосковского района, ЗАО "Восход" Орловского района. Аналогичные случаи были зарегистрированы в хозяйствах Кромского района (СПК "Ленина", им. К. Маркса, "Путь к рассвету"), Троснянского района (СПК "Заря", "Суворова", "Октябрь"). Имели место факты вывоза пестицидов в лесополосу, закапывания в почву. Такие нарушения были обнаружены и устранены в ООО "Сабурово" Орловского района, ТНВ "Глебовское" Н-Деревеньковского района, "Конезавода № 15" Болховского района, в Дмитровском районе и др. В связи с происходящими в сельском хозяйстве изменениями организационно-правового характера и значительными экономическими трудностями хозяйств, основная часть складов для хранения пестицидов подвергается разрушению, их количество из года в год уменьшается. Так, если в 1996 году склады для хранения пестицидов имели 83,7% хозяйств, то в 1999 году 75,1%, из них 31,4% не отвечают санитарным нормам. Основными причинами создавшихся проблем обращения с отходами являются: - несовершенство системы управления обращением с отходами; низкий технический и технологический уровень производства, способствующий образованию большого количества отходов; недостаток производственных мощностей по переработке отходов в качестве вторичного сырья, в то время, как технологические решения известны по существу на все виды отходов; низкий уровень природозащитных мер на полигонах и свалках отходов, во многих случаях такие меры вообще не предпринимаются. В условиях наметившегося с 2000 года подъема материального производства, если не изменить отношения к проблеме, следует ожидать роста объемов образования отходов и их размещения на полигонах и свалках ориентировочно на 3-5% в год. Соответственно будет возрастать и уровень негативного воздействия отходов на окружающую природную среду, что увеличивает угрозу экологической безопасности в области. Значительные масштабы проблемы обращения с отходами и наличие угрозы экологической безопасности свидетельствуют о необходимости решения этих проблем программными средствами. 3. Цели и задачи Программы Целью настоящей Программы является рациональное использование природных ресурсов и на этой основе стабилизация и оздоровление окружающей природной среды на территории Орловской области за счет вовлечения промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов в хозяйственный оборот, оптимизации обращения с ними. Для достижения этой цели Программой предусмотрено решение следующих задач: совершенствование системы управления обращением с отходами в Орловской области с учетом развития рыночных отношений и стратегии устойчивого развития; создание индустрии переработки промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, а также внедрение экологически чистых технологий; поиск новых более эффективных технологических решений переработки проблемных отходов на территории области. Срок выполнения программы устанавливается на период 2001-2005 г.г., с последующей разработкой новых программных мероприятий по выполнению поставленных задач на период 2006-2010 г.г. Набор программных мероприятий и объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке в зависимости от финансовых возможностей и изменений в нормативно-правовых документах, регламентирующих обращение с отходами в Российской Федерации и Орловской области. 4. Система программных мероприятий 4.1. Совершенствование системы управления обращением с отходами. В качестве цели совершенствования системы государственного управления обращением с отходами ставится задача по созданию организационных, нормативно-правовых и экономических условий для: - снижения нормативов образования отходов; - наращивания объемов их использования в качестве вторичного сырья; - сокращения потоков складирования отходов на полигоны и свалки; - предотвращения попадания опасных отходов на полигоны и свалки ТБО; - снижения уровня воздействия объектов хранения и захоронения отходов на окружающую природную среду. Решение этой задачи предполагается осуществить за счет совершенствования организационного, нормативно-правового, методического и информационного обеспечения управления обращением с отходами, создания системы экономических стимулов для развития индустрии переработки отходов в качестве вторичного сырья, осуществления комплекса мероприятий по подготовке и переподготовке кадров по управлению обращением с отходами (Приложение 1). В рамках совершенствования организационного обеспечения управления обращением с отходами предусматривается создание центра, осуществляющего деятельность по формированию индустрии переработки отходов. Для концентрации финансовых средств, их использования в целях реализации Программы и при условии принятия соответст вующих законода тельных актов на федеральном уровне, может быть создан страховой природоохранный Фонд. Планируется установить новый порядок удаления ТБО на захоронение, предусматривающий предварительную сортировку отходов с целью извлечения содержащихся в них полезных компонентов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. В 2001 году технологию предварительной сортировки ТБО предполагается внедрить на полигоне ТБО г. Орла. Значительное внимание уделяется вовлечению в процесс организации переработки промышленных отходов непосредственно крупных предприятий, являющихся основными загрязнителями окружающей природной среды. Программой предусмотрена разработка ими планов мероприятий по сокращению образования отходов, организации их переработки или сбыта в качестве вторичного сырья, осуществлению природоохранных мер по снижению уровня воздействия объектов накопления и хранения отходов на окружающую природную среду. К числу таких предприятий отнесены: ОАО ОСПаЗ, ОАО "Мценский алюминий", Отрадинский сахарный завод, Колпнянский сахарный завод, Автосельмаш, АООТ "Этанол", ЗАО "МЗАЛ", ОАО "МЗВМС", ЗАО "ОРЛЭКС", ЗАО "Научприбор", ОАО "Автоагрегат", ОАО "Дормаш", Ливенское УПП ВОС, АООТ "Орелтекмаш", Орловский часовой завод, ОАО Стекломаш", ОАО "Орелпродмаш", "Ливенский машзавод", УДПП "Орелоблводоканал", МПП ВКХ "Водоканал" (г. Орел), МП "Водоканал" (г. Мценск), МП ВКХ "Водоканал" (г. Ливны), АООТ "Сыродельный комбинат", спиртзаводы, крупные животноводческие комплексы и предприятия сельского хозяйства. В области совершенствования нормативно-правового и методического обеспечения намечены следующие мероприятия: - разработка и ввод в действие "Правил обращения с отходами в Орловской области", которые будут регламентировать обращение с отходами на протяжении всего цикла от их образования до использования или до захоронения, как с позиций охраны окружающей природной среды, так и ресурсосбережения; - разработка и ввод в действие "Инструкции по взиманию платы за размещение отходов в Орловской области", регламентирующей дифференцированный порядок взимания платы и методику расчета платежей за размещение отходов применительно к условиям Орловской области; - разработка "Рекомендаций для предпринимателей по организации производств переработки отходов", в которых предполагается изложить организационные, нормативно-правовые, экономические и технологические аспекты создания производств по сбору и переработке отходов, что должно способствовать облегчению решения организационных и технических вопросов при создании таких производств; - подготовка Постановления Главы администрации Орловской области "О совершенствовании управления обращением с отходами в Орловской области", в котором будет определена политика администрации области по решению проблемы отходов на ближайший пятилетний период, даны поручения областным органам административного управления в части формирования индустрии переработки отходов, а также задания крупнейшим загрязнителям окружающей природной среды по решению проблем обращения с отходами. Кроме того, этим Постановлением должны быть введены в действие подготовленные в 2000-2001 годах нормативные документы, в том числе "Правила обращения с отходами в Орловской области", "Инструкция по взиманию платы за размещение отходов", "Инструктивно-методические указания по проведению инвентаризации образования, использования и размещения отходов в Орловской области" и др. В области совершенствования информационного обеспечения ставятся две основные задачи: - совершенствование государственного мониторинга и контроля за обращением с отходами; - оказание информационной поддержки предпринимателям и органам административного управления при организации новых производств по переработке отходов, внедрению ресурсосберегающих технологий. Для решения этих задач предусматривается три проекта: - создание областной системы учета образования, использования и размещения отходов; - паспортизация объектов размещения отходов; - создание и организация ведения базы данных по технологиям переработки отходов. Во исполнение Постановления Главы Администрации Орловской области от 13 июня 2000 года № 294 "О мерах по упорядочению работы с отходами производства и потребления" особое внимание планируется уделить созданию экономического механизма, обеспечивающего мотивацию развития природоохранной индустрии на основе использования вторичных ресурсов. Для реализации этой задачи в 2000-2002 годах предусматриваются следующие мероприятия: - организация ярмарки инвестиций в ресурсосберегающие технологии; - разработка рекомендаций по расширению рынка сбыта вторичного сырья и продукции с его использованием в Орловской области; - разработка рекомендаций по созданию типовых механизмов организации рентабельной переработки отходов, способствующих повышению инвестиционной привлекательности проектов в этой области. В области подготовки и переподготовки кадров предусмотрено проведение комплекса мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов в области обращения с отходами на базе Государственных технического и аграрного университетов. Перечень изложенных в этом разделе программных мероприятий предусматривается ежегодно корректировать и дополнять при планировании ассигнований на текущий год. 4.2. Организация сбора, обезвреживания и переработки отходов, внедрение ресурсосберегающих технологий Мероприятия по организации сбора, обезвреживания и переработки отходов, внедрению ресурсосберегающих технологий представлены в Программе набором 48 инвестиционных проектов, финансируемых главным образом за счет средств предприятий промышленного и коммунально-бытового сектора (Приложение 2). Программой предусматривается разработка следующих вопросов. Организация переработки промышленных многотоннажных отходов: - железосодержащих шламов ОАО ОСПаЗ; - алюминийсодержащих шламов Думчинского шламоотвала. Создание производственных мощностей по переработке традиционных видов вторичного сырья: - изношенных шин на МУП "Орелгордорремстрой"; - резиносодержащих отходов на АО "Автоагрегат"; - полимерных отходов на АО "Протон"; - полимерных отходов на АО "Ливныпластик". Строительство и обустройство очистных сооружений производственных и бытовых стоков: - на АООТ "Гамма"; - на Орловском отделении железной дороги; - на МУ ЖКП "Знаменское". Строительство и обустройство объектов размещения отходов: - на АО "Автоагрегат"; - на ОАО "Орловский завод дорожных машин"; - на МПП ВКХ "Орелводоканал". Организация хозяйственного использования отходов, содержащихся на объектах их размещения, рекультивация, ликвидация заполненных объектов и мест размещения отходов: - на Отрадинском сахарном заводе; - на ОАО "Орловский завод дорожных машин"; - на МП "Водоканал" г. Ливны. Организация сбора и переработки нефтесодержащих отходов: - на ОАО "Орелнефтепродукт"; - на АО "Завод им. Медведева"; - на ОАО "Погрузчик". Организация сбора и переработки ртутьсодержащих отходов на ООО "ЭКОНИС". Организация переработки ТБО, рекультивация полигонов и свалок ТБО, в том числе создание центра промышленной сортировки ТБО в г. Орле, а также рекультивация, начиная с 2005 года, переполненного полигона ТБО г. Орла с последующей утилизацией биогаза на ЗАО "Экология". Внедрение ресурсосберегающих проектов: - на ЗАО "Орлэкс"; - на ОАО ОСПаЗ; - на ОАО "Орловский электромеханический завод". Организация сбора и обезвреживание биологических отходов - Ветсанутильзавод "Орловский". 4.3. Мероприятия по поиску новых технологических решений переработки отходов, создающих наибольшие проблемы в Орловской области Постановка задачи поиска новых технологических решений переработки отходов обусловлена тем, что применяемые и планируемые к внедрению в 2000-2005 годах технологии переработки многотоннажных отходов характеризуются значительно меньшей экономической эффективностью в сравнении со стоимостью содержащихся в них полезных компонентов, таких как железо, алюминий и тяжелые металлы, органическое сырье для производства сельскохозяйственных удобрений. Кроме того, предусматриваемые разделом 3.2 Программы инвестиционные проекты охватывают не все виды отходов, создающих большие экологические и экономические проблемы. В этой связи, в рамках данного раздела Программы, предусматривается поиск новых технологических решений переработки следующих видов отходов: алюминийсодержащих шлаков, железосодержащих шламов, илового осадка очистных сооружений, отходов гальванического производства, отходов пищевой промышленности, макулатуры и твердых бытовых отходов (Приложение 3). К программе прилагается информация о технологиях переработки многотоннажных отходов, для применения и внедрения на промышленных предприятиях области, содержащая 250 предложений, которые можно принимать в процессе развития Программы. (Приложение 4). Поиск новых технологических решений будет проводиться за счёт средств предприятий при участии областного экологического фонда согласно планов организационно-технических мероприятий, разработка которых предусмотрена разделом 1.3. На основе найденных технологических решений должны быть подготовлены технико-экономические обоснования инвестиционных проектов для включения в программу работ по разделу 3.2. "Создание производств по сбору, обезвреживанию и переработке отходов, внедрению ресурсосберегающих технологий". 5. Ресурсное обеспечение Ответственными исполнителями программных мероприятий являются: по мероприятиям в области совершенствования системы управления обращением с отходами органы областной администрации в соответствии со своими полномочиями (согласно Приложению 1); по инвестиционным проектам предприятия сферы материального производства и услуг, на которых будут осуществляться программные мероприятия (согласно Приложению 2); по поиску новых более эффективных технологических решений переработки отходов Орёл ГТУ, Орёл ГАУ, Комитет природных ресурсов совместно с предприятиями, на которых образуются отходы, создающие значительные экологические проблемы. Финансовые ресурсы планируются в Программе только на выполнение инвестиционных проектов. Суммарный объем ассигнований предусматривается в сумме 189,6 млн. руб., в том числе за счет областного бюджета 6,8 млн. руб., областного экологического фонда 1,5 млн. руб., собственных средств предприятий 176 млн. руб., других источников 5,3 млн. руб. Мероприятия по совершенствованию системы управления обращением с отходами, а также по поиску новых технологических решений переработки отходов, создающих значительные экологические проблемы в регионе, осуществляются областными органами административного управления в порядке выполнения ими служебных обязанностей. Для финансирования услуг сторонних организаций (научно-исследовательских институтов) по разработке нормативно-правовых и методических документов, а также формированию баз данных предусматривается использование финансовых ресурсов, выделяемых этим органам на проведение научно-исследовательских работ и оказание услуг. 6. Организация управления Программой Государственным заказчиком Программы является Комитет природных ресурсов. Общая координация выполнения программных мероприятий возлагается на "Центр по управлению в области обращения с отходами" (создание которого предусматривается разделом 1.1 Программы - "Совершенствование системы управления обращением с отходами"). Контроль за деятельностью Центра будет осуществлять Межведомственный координационный совет, который должен быть сформирован из представителей администрации области, Комитета природных ресурсов, Госсанэпиднадзора и специалистов предприятий, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. "Центр по управлению в области обращения с отходами" готовит ежегодные отчеты о ходе выполнения Программы, бюджетные заявки на финансирование мероприятий Программы в текущем году, а также предложения по корректировке Программы. Организацию выполнения программных мероприятий по совершенствованию системы управления обращением с отходами, а также необходимых для этого научно-исследовательских работ осуществляют ответственные исполнители: Комитет природных ресурсов, Управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры областной администрации, Управление экономического анализа и прогнозирования областной администрации, Областной центр рыночных отношений "Развитие", ГУП "Орелоблжилкомхоз", Орелгоскомимущество. 7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программных мероприятий. Реализация программных мероприятий позволит создать более благоприятные организационные, нормативно-правовые и экономические условия для снижения нормативов образования отходов и вовлечения неизбежно образующихся отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Будет создана информационная база для управления обращением с отходами, а также для информационного обеспечения рынка вторичного сырья в Орловской области, улучшатся нормативно-правовые и экономические условия для привлечения инвестиций в развитие рынка вторичного сырья. К 2005 году будут созданы новые производственные мощности по переработке 400 тыс. т отходов в год, в том числе: - отходов первого класса опасности (ртутьсодержащих ламп) 25 т/год; - отходов второго класса опасности более 1 тыс. т/год; - отходов четвертого класса опасности около 350 тыс. т/год, (включая алюминийсодержащие шламы 40 тыс. т/год, твердые бытовые отходы более 700 тыс. м3). Это позволит сократить поступление отходов в окружающую природную среду на 400 тыс. т/год и экономить первичное сырье и материалы в количестве до 300 тыс. т/год. Будет организован вывоз 1 млн. т отходов с полей фильтрации сахарных заводов для экологически безопасного использования на сельскохозяйственных полях. Осуществится комплекс мероприятий по вводу в действие новых очистных сооружений сточных вод промпредприятий (две установки), реконструкции объектов размещения отходов (два объекта), рекультивации свалок промышленных и бытовых отходов (два объекта). Снижение ущерба окружающей природной среде от реализации Программы составит 1,4 млрд. руб. Будет создано 300 новых рабочих мест. Приложение 1 Мероприятия по совершенствованию системы управления обращением с отходами ____________________________________________________________________________________________________________________________ N Наименование мероприятий Срок Ответственный Примечание п/п испол- за исполнение нения ____________________________________________________________________________________________________________________________ 1. Организационные мероприятия 1.1. Создание центра по 2000 Комитет природных ресурсов, Орган осуществляющий координацию и контроль управлению Управление промышленности, деятельности деятельностью в Орловской производственной предприятий в области обращения с отходами. области и научно-технической в сфере обращения с инфраструктуры отходами областной администрации, Орелгоскомимущество, ГУП "Орелоблжилкомхоз", Областной центр рыночных отношений "Развитие" 1.2. Внедрение в сложившуюся 2001-200 Комитет природных ресурсов, Предварительная сортировка ТБО позволит систему 5 ГУП "Орелоблжилкомхоз", выделить удаления и захоронения ТБО Областной центр рыночных ценные компоненты для использования в на отношений качестве полигонах и свалках этапа "Развитие". вторичного сырья и сократить потоки предварительной складирования сортировки отходов с целью отходов на полигонах и свалках на 20-30%. извлечения Вырученные из них вторичного сырья. от реализации вторичного сырья средства могут быть использованы для развития индустрии переработки отходов. В качестве первого этапа решения этой задачи предусматривается внедрение предварительной сортировки ТБО в г. Орле. 1.3. Разработка предприятиями 2001 ОАО ОСПаЗ, Разработку предприятиями планов мероприятий области АО "Мценский алюминиевый завод", (или планов ЗАО "Экомал", программ) следует рассматривать как одну из организационно-технических Отрадинский сахарный завод, форм мероприятий (или программ) Колпнянский их вовлечения в процесс управления по сахарный завод, Автосельмаш, ограничением сокращению образования АООТ "Этанол", воздействия образующихся отходов на отходов, ЗАО "МЗАЛ", окружающую организации их переработки ОАО "МЗВМС", природную среду, путем изменения или ЗАО "ОРЛЭКС", технологических сбыта в качестве вторичного ЗАО "Научприбор", процессов в направлении уменьшения объемов сырья, ОАО "Автоагрегат", образования осуществлению Ливенское УППВОС, отходов, включения в технологический природоохранных АООТ "Орелтекмаш", процесс мер по снижению уровня Орловский часовой завод, ОАО производства, линий по переработке отходов, воздействия Стекломаш", организации объектов накопления и ОАО "Орелпродмаш", сбора собственных отходов и их сбыта. хранения "Ливенский мехзавод", отходов на окружающую УДПП "Орелоблводоканал", МППВКХ природную "Водоканал" среду. (г. Орел), МП "Водоканал"(г. Мценск), МП ВКХ "Водоканал"(г. Ливны), АООТ "Сыродельный комбинат", Спиртзаводы, Крупные животноводческие комплексы и предприятия сельского хозяйства. 2. Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения 2.1 Разработка и ввод в 2001 Комитет природных ресурсов, Нормативно-правовой документ, действие Управление регламентирующий "Правил обращения с экономического анализа и обращение с отходами на территории отходами прогнозирования Орловской в Орловской области". администрации области. области, в том числе учет и отчетность, сбор, транспортировку и трансграничное перемещение, переработку и сбыт отходов в качестве вторичного сырья, размещение отходов на объектах накопления, временного хранения и захоронения. 2.2. Разработка и ввод в 2001 Комитет природных ресурсов, Устанавливает дифференцированный порядок действие Управление экономического анализа взимания "Инструкции по взиманию и и методику расчета платежей за размещение платы прогнозирования администрации отходов за размещение отходов в области, (с учетом возможности использования отходов Орловской Областной центр рыночных в области". отношений качестве вторичного сырья). "Развитие". 2.3. Разработка "Рекомендаций 2001 Комитет природных ресурсов, Методические рекомендации для для Областной центр рыночных предпринимателей предпринимателей по отношений и органов административного управления, организации "Развитие", содержащие производств переработки Управление экономического анализа организационные, правовые, экономические и отходов". и технологические прогнозирования администрации аспекты организации переработки отходов. области. 2.4. Подготовка Постановления 2001 Управление промышленности, Основные направления политики Администрации Главы производственной Орловской администрации Орловской и научно-технической области по решению проблемы обращения с области инфраструктуры отходами, "О совершенствовании областной администрации, поручения областным органам управления Управление экономического анализа административного обращением с отходами в и управления в части формирования индустрии Орловской прогнозирования областной переработки области". администрации, отходов, задания крупнейшим загрязнителям Комитет природных ресурсов, окружающей Областной центр госсанэпиднадзора, природной среды по решению проблем Главное управление по делам ГО и обращения ЧС. с отходами в области, ввод в действие подготовленных нормативно-правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в области (п.п. 2.1; 2.2). 3. Информационное обеспечение управления обращением с отходами. Методическое и программное обеспечение 3.1. Создание областной системы 2001-200 Комитет природных ресурсов. осуществления учета 2 инвентаризации отходов в источниках их образования, использования образования, и а также учета образования, использования и размещения отходов. размещения отходов на областном уровне управления с целью ведения мониторинга обращения с отходами и информационного обеспечения рынка вторичного сырья (с использованием современной вычислительной техники и программных средств). 3.2. Паспо Думчинский шламоотвал 2001 ЗАО "ЭКО-МАЛ" Разработка и согласование экологических ртиза паспортов ция на крупные объекты размещения отходов, что об. позволит разме оценить ресурсы вторичного сырья, щ. содержащегося отход в накопленных отходах, их потребительские ов. свойства, уровень воздействия объектов размещения отходов на окружающую природную среду. шламоотвал ОСПаЗ ОАО "ОСПаЗ" шламонакопитель ОСПаЗ ОАО "ОСПаЗ" полигон "Воинский" ЗАО "ЭКО-МАЛ" иловые карты МПП ВКХ "Водоканал" г. Орел "Орелводоканал" иловые карты МП "Водоканал" г. Ливны "Ливныводоканал" иловые карты МП "Водоканал" г. Мценск "Мценскводоканал" свалка жидких отходов районные МУРЭП поля фильтрации администрация района Хотынецкого района поля фильтрации администрация района Кромского района поля фильтрации ОАО "Отрада-сахар" Отрадинского сахарного завода Мценский МУРЭП Мценского района накопитель-жижесборник Ливенский накопитель- МУРЭП Ливенского района жижесборник полигон ТБО г. Орла "Спецавтобаза" Казначеевская свалка ОАО "ОСПаЗ" ОСПаЗ свалка г. Мценска МУРЭП Мценского района свалка г. Ливны МУРЭП Ливенского района свалка п. Колпна МУРЭП Колпнянского района свалка п. Болхов МУРЭП Болховского района 3.3. Создание и организация 2000-200 Комитет природных ресурсов. Создание и ведение базы данных по ведения 1 технологиям базы данных по технологиям и оборудованию по переработке отходов переработки позволит отходов. обеспечить информационную поддержку предпринимателям и органам административного управления при организации новых производств по переработке отходов и внедрению ресурсосберегающих технологий 3.4. Подготовка прогноза 2001 Комитет природных ресурсов, Оценка влияния образующихся и накопленных изменения областной центр за качества природной среды в Госсанэпиднадзора, предыдущие годы отходов на динамику Орловской ГУ по делам ГО и ЧС, состояния области от воздействия областной центр окружающей природной среды в Орловской отходов гидрометеорологии. области, на период до 2010 года. что необходимо для обоснования мер государственного управления в этой сфере в расчете на ближайшие 10-15 лет. 4. Создание экономического механизма, обеспечивающего мотивацию формирования природоохранной индустрии на основе использования вторичных ресурсов. 4.1. Организация ярмарки 2000 Управление экономического анализа Одна из форм оказания финансовой поддержки инвестиций и предпринимателям, в ресурсосберегающие прогнозирования областной внедряющим ресурсосберегающие технологии технологии администрации, (на Областной центр рыночных конкурсной основе). отношений "Развитие". Управление промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры областной администрации, Комитет природных ресурсов. 4.2. Разработка рекомендаций по 2001 Управление экономического анализа Анализ особенностей рынка сбыта вторичного расширению и сырья рынка сбыта вторичного прогнозирования областной и продукции с его использованием в сырья администрации, Орловской и продукции с его Управление промышленности, области, оценка потенциальных возможностей использованием производственной его в Орловской области и и научно-технической расширения. Стимулирование спроса на создания инфраструктуры продукцию механизма получения областной администрации, изготовленную с использованием отходов. государственного Областной (муниципального) заказа на центр рыночных отношений продукцию "Развитие", получаемую от переработки Комитет природных ресурсов, отходов. ОАО "Орловская промышленная компания". 4.3. Разработка рекомендаций по 2001-200 Управление экономического анализа Рекомендации по использованию созданию 2 и административных, механизмов организации прогнозирования областной нормативных и экономических инструментов рентабельной администрации, государственного переработки отходов, Управление промышленности, регулирования для организации рентабельной способствующих производственной переработки повышению инвестиционной и научно-технической отходов, в т.ч. государственного или привлекательности инфраструктуры муниципального проектов в этой области. областной администрации, заказа, льготного кредитования и Областной налогообложения, центр рыночных отношений льгот по платежам за природные ресурсы и за "Развитие", размещение Комитет природных ресурсов. отходов, ускоренной амортизации. 4.4. Формирование фонда 2001-200 Управление промышленности, Ежегодно, без образования юридического поддержки 5 производственной лица, инвестиций на создание и научно-технической за счет бюджетных средств Орловской области индустрии инфраструктуры и переработки вторичного областной администрации, городов области, а также средств областного сырья. Областной экологического центр рыночных отношений фонда, других источников. "Развитие", Комитет природных ресурсов. 5. Подготовка и переподготовка кадров. 5.1. Проведение мероприятий по 2001-200 Управление общего и Комплекс мероприятий по подготовке и подготовке 5 профессионального переподготовке и переподготовке образования администрации области, специалистов в области охраны окружающей специалистов Комитет природных ресурсов. природной в области обращения с среды по программам Государственных отходами. технического и аграрного университетов. ____________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение 2 Мероприятия по организации сбора, обезвреживания и переработки отходов, внедрения ресурсосберегающих технологий ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ N Наименов Срок Объем Освоено Плановый объем работ Источники финансирования п/п ание Наименование выполнен финансир средств предприя природоохранного ия ования, на тия мероприятия всего 1.01.200 (тыс. 0 руб.) (тыс. руб.) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2001 2002 2003 2004 2005 Собстве Республ Обл. Экофонд Др. нные икански бюджет источни средств й ки а бюджет ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Организация переработки промышленных многотоннажных отходов 1 ОАО Утилизация 2000 420 0 420 0 0 0 0 420 0 0 0 0 ОСПаЗ железосодержащих шламов. (договор с НПФ "Экотон") 2 ЗАО Переработка отвальных 2005 123960 22660 22660 22660 22660 22660 22660 123960 0 0 0 0 "ЭКО-МАЛ солевых " алюминийсодержащих шлаков Думчинского отвала и реализация их, как сырьевого компонента, на цементные заводы для производства цемента. Создание производственных мощностей по переработке традиционных видов вторичного сырья 3 МУП Организация 2004 1400 0 350 350 350 350 0 1400 0 0 0 0 "Орелгор централизованного дор-рем- сбора изношенных шин и строй" отходов полимерных материалов Организация 2002 600 0 300 300 0 0 0 600 0 0 0 0 производства по переработке резиносодержащих отходов Установка оборудования 2001 100 0 100 0 0 0 0 100 0 0 0 0 для производства товарной продукции из полученного сырья 4 АО Отработка техпроцесса с 2002 5 0 0 5 0 0 0 5 0 0 0 0 "Протон" целью использования измельчённых отходов пластмасс в качестве добавки в первичный материал при литье деталей текущего процесса. Внедрение дробильных 2001 5 0 5 0 0 0 0 5 0 0 0 0 машин для измельчения отходов пластмасс 5 АО Отработка технологии 2001 3 0 3 0 0 0 0 3 0 0 0 0 "Ливныпл производства астик" каналов связи из отходов п/э производства газовых труб Освоение производства 2000 3 0 3 0 0 0 0 3 0 0 0 0 по переработке отходов ПВХ в "шифер" Приобретение линии для 2001 600 0 600 0 0 0 0 600 0 0 0 0 производства трёхслойной полистирольной и полипропиленовой плёнок Отработка технологии 2001 3 0 3 0 0 0 0 3 0 0 0 0 соэкструзивной ленты с применением отходов УПМ. Отработка технологии 2001 3 0 3 0 0 0 0 3 0 0 0 0 производства "стаканчиков" из ленты с добавкой отходов УПМ. 6 АО Организация участка 2004 53 53 0 0 0 0 53 53 0 0 0 0 "Автоагр переработки егат" отходов РТИ. Строительство и обустройство очистных сооружений производственных и бытовых стоков 7 АООТ Строительство и пуск в 2001 6300 1200 5100 0 0 0 0 6300 0 0 0 0 "Гамма" промышленную эксплуатацию микрофильтрационной установки для глубокой очистки промышленных сточных вод 8 Орловско Строительство очистных 2002 900 125 100 300 375 0 0 900 0 0 0 0 е сооружений отделени от пункта промывки е грузовых Московск вагонов ой железной дороги 9 МУ ЖКП Реконструкция очистных 2001 290,25 0 190,0 100,25 0 0 0 0 100,25 190 0 0 "Знаменс сооружений кое" 1.ОСП "Орловская" 2000 32,0 0 32,0 0 0 0 0 0 32,0 0 0 0 2. СПК "Куликовский" Строительство и обустройство объектов размещения отходов 10 АО Строительство карт на 2004 600 0 300 0 0 300 0 600 0 0 0 0 "Автоагр участке егат" захоронения промышленных отходов 11 ОАО Проектирование и 2001 300 0 100 200 0 0 0 300 0 0 0 0 "Орловск строительство ий временных хранилищ завод отходов дорожных (лакокрасочных, гальванических машин" и пр.) 12 МПП ВКХ Разработка проекта 2001 500 0 500 0 0 0 0 250 0 0 250 0 "Орелвод строительства оканал" полигона обезвоженного осадка очистных сооружений г. Орла Строительство полигона 2003 1500 0 0 700 800 0 0 0 0 1500 0 0 обезвоженного осадка очистных сооружений г. Орла Окончание строительства 2004 2500 0 500 500 1000 500 0 0 0 0 0 2500 каскадов новых иловых площадок на искусственном основании очистных сооружений г. Орла. Рекультивация, ликвидация заполненных объектов и мест размещения отходов, организация хозяйственного использования содержащихся в них отходов 13 Отрадинс Организация вывоза и 2005 1500 0 300 300 300 300 300 1500 0 0 0 0 кий экологически сах.з-д безопасного использования дефеката с полей фильтрации завода Использование извести 2005 7800 0 1300 1300 1300 1300 1300 7800 0 0 0 0 для получения строительных материалов 14 ОАО Рекультивация свалки 2005 500 15 100 100 100 100 100 200 0 0 300 0 "Орловск отходов ий литейного производства завод на дорожных территории завода, определение машин" объемов и технических возможностей вывоза отходов с территории завода 15 МП Утилизация осадка 2002 250 26 130 94 0 0 0 180 0 0 70 0 "Водокан сточных ал" вод городских очистных г. сооружений Ливны 16 Орловска Строительство 2004 3037 215 613 600 600 600 409 3037 0 0 0 0 я шламоуплотнительной ТЭЦ станции Организация переработки нефтесодержащих и ртутьсодержащих отходов 17 ОАО Утилизация отработанных еже-годн 0 0 0 0 0 0 0 900 0 0 0 0 "Орелнеф нефтепродуктов о тепродук т" 1 категории 30 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 2 категории 810 135,0 135,0 135,0 135,0 135,0 135,0 3 категории 60 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 18 АО Очистка и 2000 35 20 15 0 0 0 0 35 0 0 0 0 "Завод восстановление им. отработанных масел Медведев а" 19 ОАО Введение в эксплуатацию 2003 20 5 5 5 5 0 0 20 0 0 0 0 "Погруз- сепараторной чик" установки для очистки масел. 20 ООО Организация сбора и 2005 2121,9 56,9 225 240 480 560 560 2121,9 0 0 0 0 "ЭКО-НИС вывоза " ртутьсодержащих отходов на объекты их переработки Приобретение и ввод в 2002 160 0 0 160 0 0 0 160 0 0 160 0 эксплуатацию установки по утилизации ртутьсодержащих отходов Организация переработки ТБО, рекультивация полигонов и свалок ТБО 21 ЗАО Проектирование и 2001 7150 0 550 900 1400 1800 2500 4825 0 0 830 1495 "Экологи введение я" в эксплуатацию центра промышленной селекции переработки и утилизации отходов производства и потребления Рекультивация 2005 1900 0 0 0 0 0 1900 1000 0 0 100 800 существующего полигона и установка оборудования для извлечения биогаза Внедрение ресурсосберегающих проектов 22 ЗАО Организация 2001 188 0 188 0 0 0 0 188 0 0 0 0 "Орлэкс" централизованного участка промывки титановой стружки Совершенствование 2001-200 450 0 90 90 90 90 90 450 0 0 0 0 технологических 5 процессов с целью сокращения норм расхода материалов Внедрение метода 2002 30 14 8 8 0 0 0 30 0 0 0 0 удаления ионов тяжелых металлов и шестивалентного хрома с помощью погружного электромеханического модуля после ванн хроматирования 23 ОАО Внедрение механического 2001 600 0 600 0 0 0 0 600 0 0 0 0 ОСПаЗ удаления окалины с катанки Разработка проекта и 2002 6120 0 120 6000 0 0 0 6120 0 0 0 0 приобретение купоросной установки 24 ОАО Внедрение новой II кв. 663 398 265 0 0 0 0 663 0 0 0 0 "Орловск технологии 2000 ий нанесения порошковых элек-тро покрытий механиче на детали ский завод" Замена стеклянных II кв. 16 16 0 0 0 0 0 16 0 0 0 0 деталей 2000 на пластмассовые в технологии изготовления воздухоочистителей Организация сбора и обезвреживание биологических отходов 25 Ветсанут Реконструкция завода 2001 4095 0 4095 0 0 0 0 0 0 4095 0 0 ильзавод "Орловск ий" Организация пунктов 2001 1000 0 1000 0 0 0 0 0 0 1000 0 0 сбора биологических отходов с последующим обезвреживанием либо захоронением в специально оборудованных местах ИТОГО: 189328,2 24900,9 41023 35000,25 29610 28710 30022 176105, 132,25 6785 1710 4795 9 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение 3 Основные направления поиска новых технологических решений переработки отходов в Орловской области. ________________________________________________________________________________________________________________________ N Наименование Направление поиска решения Количество, Показатели экологического и отходов тыс. тонн экономического эффекта ________________________________________________________________________________________________________________________ 1 Алюминий содержащие Организация производства дорогостоящих 3 000 Предотвращенный экологический шлаки материалов, ущерб таких как коагулянт (оксихлорид - 486 млн. руб. алюминия), дефолиант и др., имеющих потенциальный рынок сбыта в регионе 2 Железосодержащие 1. Поиск методов переработки и 160 Примерная стоимость сурика, шламы использования содержащегося шламоотвала ОСПаЗ железосодержащих шламов в качестве в шламе, составляет примерно 500 сырья млн. для получения красок. руб. 2. Поиск и внедрение технологических Предотвращенный экологический решений ущерб по снижению нормативов образования 26 млн. руб. железосодержащих шламов метизного производства 3. Разработка и внедрение технологии получения ферритов из железосодержащих шламов 4. Разработка и внедрение технологии Предотвращенный экологический утилизации ущерб отработанных травильных растворов с 400 тыс. руб. целью Экономический эффект 3825 тыс. сокращения объёмов железосодержащих руб. шламов 3 Железосодержащие 1. Поиск новых методов переработки 2000 Предотвращенный экологический шламы железосодержащих ущерб шламонакопителя шламов 210 млн. руб. ОСПаЗ 2. Разработка и внедрение технологии обезвоживания солесодержащих отходов. 4 Иловый осадок Организация переработки и 1200 Предотвращенный экологический очистных использования в хозяйственных целях ущерб сооружений 195 млн. руб. 5 Отходы Организация обезвреживания, подбор и Ежегодно Предотвращенный экологический гальванического внедрение более ущерб производства технологий переработки с учетом 1 162 тыс. руб. особенностей регионального рынка сбыта 6 Отходы пищевой Организация переработки и Ежегодно более Предотвращенный экологический промышленности использования в хозяйственных целях 700 ущерб (барда, сыворотка) 110 млн. руб. 7 Макулатура бумажная Организация переработки в продукцию, Ежегодно 0,4 Предотвращенный экологический специальная пользующуюся ущерб спросом в регионе 65 тыс. руб. 8 Твердые бытовые Рекультивация перегруженных свалок и 200 Стоимость ежегодно захораниваемого отходы локализация вторичного их вредного воздействия на окружающую сырья составляет более 110 млн. природную руб. среду. Организация сортировки. Предотвращенный экологический Строительство ущерб новых полигонов и обустройство 6 млн. руб. действующих. Приложение 4 Информация о технологиях переработки многотоннажных отходов, допустимых к применению и внедрению на промышленных предприятиях Орловской области Вид Объёмы Наименование Основные РАзработчик Почтовый индекс, Стадия отхода отходов технологии, технико-экономические технологии или адрес и телефон готовности продукции характеристики Наименование (факс) технологии к технологии, предприятия, применению оборудования организации, где она внедрена _____________________________________________________________________________________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 _____________________________________________________________________________________________________________________________ Алюминийсоде 3 млн. т Изготовление сырья для Удаление сильвенита ЗАО "ЭКО-МАЛ" Орловская обл., Внедрённая ржащие цементных заводов (флюса) г. технология отходы и пылеобразного шлака, Мценск, извлечение Автомагистраль металлического алюминия и алюмосодержащих соединений Коагулянт Продукт для очистки и Комитет природных г. Орел, ул. Технология осветления ресурсов Комсомольская, разработана воды и промышленных 33 и предлагается к стоков применению Дефолиант Технология находится в Комитет природных г. Орел, ул. Технология стадии ресурсов Комсомольская, находится разработки для 33 в стадии применения разработки в сельском хозяйстве Изготовление краски Масляная краска Комитет природных г. Орёл, ул. Технология (сурик) ресурсов Комсомольская разработана , 33 и предлагается к применению Железосодерж 2 млн. т Изготовление Прочностные Комитет природных г. Орёл, ул. Технология ащие силикатного кирпича характеристики ресурсов Комсомольская разработана отходы соответствуют ГОСТу , 33 и предлагается к ОСПаЗ применению Изготовление Коэффициент Комитет природных г. Орёл, ул. Технология теплоизоляционного теплопроводности ресурсов Комсомольская разработана материала значительно ниже , 33 и предлагается к стандартных применению материалов Переработка различных Керамика пигменты, "ЭКЗОТЕРМ", НПЦ, 140056, МО, Технология металлсодержащих специальная керамика Люберецкого г.Дзержинский разработана отходов (фильтры, НПО "Союз" Люберецкого р-на, и предлагается к футеровки, ул.Советская, применению теплозащитные 6 (095) 551781 покрытия) Разработка технологий "Дон", НПО 344010, г. Технология по Ростов-на-Дону, разработана обезвреживанию пер. Соборный, 72 и предлагается к гальваношламов (8632) применению 323664, 328833, ф324842 Технология и Стройматериалы "ЭПРОМ", ОАО 394033, г. Технология оборудование бетонные Воронеж, разработана по использованию изделия и керамический ул. Остужева, 45 и предлагается к гальваношламов кирпич 235988, применению в композиции ф/т(0732) 231542 строительных материалов Отработанные Переработка отходов на Переработка жидких и "Экоспектр", ООО 398005, г.Липецк, Внедренная базе твердых НПП ул.Осипенко, технология технологичес доменной печи отходов, содержащих 15, а/я1044 кие соли (0742) 436012 растворы тяжелых металлов Технология Извлечение не менее "Ижевский 425034, г.Ижевск, Внедренная (проектирование 85% радиозавод", ул.Базисная,19 технология и поставка меди ОАО (3342) 239535 оборудования) извлечения меди из отработанных растворов производства печатных плат, медь Установки регенерации Производительность "МЕМБРАНЫ",АО,НПП 600016, Внедренная соляной -0,3м3/час, "Барометрическая г.Владимир, технология кислоты из выход соляной кислоты Технология", ул.Фрунзе,77 отработанных -90%, дочернее (0922)234665, травильных растворов, концентрация общество АО 276439, кислота регенерированной "Полимерсинтез" ф234665 соляная кислоты -16-24%, Мощность-165-170 кВт, площадь-210м2, высота-11м Электрохимический Производительность - Экспериментально-о 125047, г.Москва, Внедренная модуль до пытный 1-я технология глубокой очистки 10м3/час, завод РХТУ Миусская ул., 3 сточных Мощность-0.5-1кВтч/м3, им.Менделеева (095) 9785974, вод от ионов тяжелых стоимость модуля - от ф9731014 металлов 25 тыс. руб. Гальваношлам 1,8 млн. Электролизная Производительность Производственное 614030, г. Технология ы т установка установки: объединение Пермь-30 разработана для получения медной по выпуску медной "Камкабель" 731820 и предлагается к фольги, фольги применению медная фольга, - 12,8 кг/час; по восстановленный выпуску полиэтилен полиэтилена -30 кг/час Пигменты Переработка-4-6 т/мес "ЭКЗОТЕРМ", НПЦ, 140056, МО, Внедренная Люберецкого г.Дзержинский технология НПО "Союз" Люберецкого р-на, ул.Советская, 6 (095) 5517811 Стройматериалы, Переработка, Открытое 394033, г. Внедренная пигменты объем переработки - акционерное Воронеж, технология для керамики 4000 общество "Эпром" ул. Остужева, 45 т/год ф/т231542 Утилизация Переработка Научно-производств г.Москва, Внедренная гальваношламов енный ул.Покровка, технология строительно-технол 38а огический (095) 9175326, центр, ТОО 9170145 Утилизация Переработка "Областной 410003, Внедренная гальваношламов, научно-производств г.Саратов, технология нефтешламов через енный Волочаевский керамзитовое центр пр-зд, производство "Экологическая д.5 альтернатива"" (8452) 724544 Установка регенерации Производительность-100 "Вторнефтепродукт" 117463,г.Москва, Технология масел л/час, , проезд разработана холодильных машин выход ГАО Карамзина, 9 и предлагается к УРМХМ-1,6М, регенерированного 4223000, применению масла ХА-23, ХА-30 масла - не менее 78%, 4218255, ф4222966 мощность-20кВт, персонал-1чел., масса уст-ки-2,5 т, площадь-10 м2 Переработка Переработка ОХТЗ г.Москва, Внедренная гальваношламов Лихоборская технология наб.,11 1547101 Переработка Переработка ТОО "НПО г.Москва Внедренная гальваношламов Технологический 9175326, 5825647 технология Центр" Сушка гальваношламов с Краситель для Фирма "Накал" 650006, Кемерово, Внедренная получением санитарного ул.1-я технология красителя для фаянса Стахановская, 1 санитарного 221613 фаянса. Термическая технология Приготовление шихты, УНИХИМ 620014, Внедренная переработки варка г.Екатеринбург, технология хромсодержащих шламов, стекла при 1450 С0, ул.8Марта, 5 шлакоситаллы кристаллизация (3432) 512847 для наружной облицовки и термообработка(850-950 С0), типовая линия 1,62 млн. м2 плит (47,2 тыс. т) Технология и Модули "ВНИИЭТО", фирма 109052, г.Москва, Внедренная оборудование производительностью "Термоэкология" ул.Нижегородская, технология 0,7;2,5; 10; 25 тыс. т 29 /год; 2789623 потребляемая мощность - 100,250,1000, 1800 кВт; расход воздуха -800,500,3000, 9000нм3/час; персонал-20, 10, 18, 44 чел. Технология Переработка "Автоагрегат", 303800, г.Ливны, Внедренная ОАО Орловской обл., технология ул.Индустриальная, 2а (08677) 32769, 32490, ф33191 Технология переработки Мощность - не менее ИЧП "Березка" 428000, Чувашская Внедренная отработанного 200 Республика, технология электролита м3/ год, площадь-6 м2, г.Чебоксары, хромирования установка ул.К.Маркса,56, под ключ-50 тыс. руб. офис 54 ф22-01-57 Технология термической Термическая обработка НИЦПУРО, 141006, г.Мытищи, Внедренная переработки, с УНИКУМ-ТРЕЙД Олимпийский технология добавка в асфальт получением порошка для пр-т, 42 добавки 5836583, 4489278 в асфальт в количестве до 2,5% Технология термической Производительность-2,5т Акционерное 129827, г.Москва, Внедренная переработки /сутки; общество ул.Годовикова, технология гальваноотходов при площадь-200-500м2; "Лотос-Прим" 9 950 потребляемая 2877687 С0 (хром, никель) с мощность 1100 кВт/ч; получением персонал-10 металла чел; рентабельность - 30-300% Масла 2,1 тыс. Установка регенерации Производительность-100 "Вторнефтепродукт" 117463,г.Москва, Технология тонн масел л/час, , проезд разработана РМ-100М мощность-32-кВт, ГАО Карамзина, 9 и предлагается к персонал-1чел.; применению масса уст-ки-3,0 т, площадь-10м2 Процесс регенерации Масла, компоненты ЦЕНТРАЛЬНАЯ 103718, г.Москва, Технология отработанных индустриальных ТОПЛИВНАЯ Славянская разработана смазочных масел и моторных масел КОМПАНИЯ площадь, 2/5 и предлагается к "Всероссийский 7558282, применению НИИ по 2615202, переработке ф7558283, нефти", ОАО 3611285 Установка регенерации Производительность-20-5 "Вторнефтепродукт" 117463,г.Москва, Технология моторных 0 , проезд разработана масел УРММ-50, масла л/час, выход ГАО Карамзина, 9 и предлагается к моторные регенерированного 4223000, применению масла, не менее-65%, 4218255, ф4222966 мощность-23,3кВт, персонал-1чел., масса уст-ки-1,4т, площадь-70м2 Установки переработки Переработка Научно-техническая г. Москва, ул. Технология отработанных Ленская, разработана масел фирма 10, к.1 4713289, и предлагается к ф4713289 применению Обезвреживание Расход "Эконафта" - Фирма "Инстэб" г. Курск, ул. Технология нефтеотходов 0,3 Белинского, разработана и маслоотходов с -1,0 т на тонну 24а 21174, ф23369 и предлагается к помощью отходов. применению препарата "эконафт" Гранулы не смачиваются методом водой, адсорбции морозоустойчивы, устойчивы к разложению Очистка Производительность по Акционерное г. Москва 4997315 Технология маслосодержащих воде общество разработана эмульсий, отработанных - 6 м3 /час "Гемма ЛТД" и предлагается к СОЖ, применению масел, лакокрасочных эмульсий методом флотации Очистка грунтов без Производительность-до Красноармейский 141260, Технология использования 5т/час, научно-исследовате Московская разработана вредных веществ и мощность-100кВт, льский обл., г. и предлагается к растворителей, расход институт Красноармейск, применению отходы не образуются, воды-1,5м3/час, механизации ул. Центральная, цикл возможно 1 водооборота замкнут, создание стационарных 5841692, ф9052443 нефтепродукты и мобильных установок Нефтеотходы 2,1 тыс. Регенерация Производительность по Научно-производств 600016, г. Технология тонн отработанных воде енное Владимир, разработана водомасляных эмульсий, - 6 м3 /час объединение ул. Фрунзе, 77 и предлагается к ультрафильтрат материалоемкости, "Полимерсинтез" 34665 применению установленная мощность - 89 кВт, производственная площадь - 160 м2 Очистка грунтов Очистка Красноармейский 141260, Технология загрязненных научно-исследовате Московская разработана нефтепродуктами льский обл., г. и предлагается к институт Красноармейск, применению механизации ул. Центральная, 1 5841692, 5841643, (096)ф9052443 Переработка Переработка Совместное 443010, г.Самара, Технология нефтешламов Российско-австрийс ул.Куйбышева, разработана кое 145 334508 и предлагается к предприятие применению "Каг-эко-ойл" Комплексная линия Переработка БашНИИНП 450036, г.Уфа, Технология переработки ул.Инициативная, разработана нефтешламов 12 и предлагается к применению Безотходная технология Компостирование в НИИ "Геодезия" 141260, МО, Технология компостирования, буртах г.Красноармейск, разработана удобрения, до 15т/сутки, пр.Испытателей, и предлагается к органическое вермикомпостирование-с1 14 применению удобрение, компост т 5841602 (биогумус) сырья до 450кг биогумуса и 40 кг товарных червей, энергозатраты-2кВт, биогазовая технология-15т сырья/сутки, 15т органических удобрений, 700м3 биогаза, разрабатывается установка для садовых участков Разработка технологий НИИ 142450, МО, п.Ст. Технология обезвреживания сельскохозяйственн Купавна, разработана и утилизации жидких ых Ногинский р-н, и предлагается к органических сточных вод ул.Советская, применению отходов "Прогресс" 1а 5240976 Разработка технологий Обезвреживание Научно-исследовате 603600, г.Нижний Внедренная обезвреживания нефтяных льский Новгород, технология и утилизации нефтяных шламов институт химии пр.Гагарина, 23, шламов Нижегородского корп.5 Государственного (8312) 658042, университета 658162ф, им.Н..Лобачевского ф356480, Комплекс технических Эффективный препарат "Биотехинвест", (095) 1356519 Внедренная решений для НПП технология с применением биодеградации бактериального нефтепродуктов, препарата "Деворойл" препарат нетоксичен, имеется разрешение Госсанэпиднадзора РФ, экологически безвреден Технология и Моющее средство ТМС "Петровский 197022, Внедренная самоочищающееся "УБОН-Д" мост", г.С-Петербург, технология моющее средство для позволяет эффективно фирма а/я 78 очистки отмывать (812) 2349254,ф от нефтепродуктов от нефтепродуктов, 2345670 препарат сертифицирован, отмыв безотходен, экологически и санитарно безопасен, 100% биоразлагаем, пожарно безопасен, отмыв происходит в замкнутом цикле Установка для Производительность по Научно-производств 600016, г. Внедренная регенерации воде енное Владимир, технология отработанных - 6 м3/час, объединение ул. Фрунзе, 77 водомасляных установленная "Полимерсинтез" 34665 эмульсий мощность - 89 кВт, производственная площадь - 160 м2 Организация участка по Переработка масел "Химмотолог", ОАО 398059, г.Липецк, Внедренная переработке безотходным НПП ул.Фрунзе, технология отходов масел, реагентным методом 21 качественные (0742) 456921, эмульсолы, 456160, консервационные 456190, ф456176 жидкости, котельное топливо Технология очистки Очистка СОЖ ГосНИИ "Кристалл" 606007, Внедренная отработанных мембранными Нижегородская технология смазочно-охлаждающих фильтрами. Площадь обл., жидкостей фильтрации-6-48м2, г.Дзержинск, Удельная ул.Зеденая, 6 производительность (8313) 598121, по фильтрату-40-60 546709, л/час, ф546501, 598184 остаточное содержание нефтепродуктов-5-10мг/л Органические 781, 170 Биогумусногазовая Переработка Проектно-конструкт Московская обл., Технология тыс. установка, орская г.Истра, разработана тонн биоустановка для технологическая пос. Октябрьский и предлагается к переработки лаборатория 49068 применению отходов ферм, биопереработки птицефабрик органических отходов Переработка осадка Производительность-90 Муниципальное 141260 Моск. Технология очистных т/год предприятие Обл., разработана сооружений в компост. в помещении, на ЖКХ г.Красноармейск, и предлагается к Заполнение открытой г.Красноармейска ул.Чкалова, применению наполнителя с площадке-210 т/год, 14 5841680, добавлением общее (8253)72410, навоза и растений производство-300т/год, ф72063 (эйхорнии), мощность-1140кВт/год, полив водой и отопление-1591ГКал/час( поддержание зимой), температуры, водопотребление-144м3/г влажности, од, рН, просев дождевых персонал-4чел, червей, стоимость отделение субстрата с оборудования-9238руб, червями, окупаемость-2года сушка, фасовка, упаковка. Удобрения: органическое удобрение, компост (биогумус) Полимерная крошка Переработка Акционерное 355, г. Внедренная общество Ставрополь, технология открытого типа пр. Кулакова, 26 производственно-ко 763107, 766205, ммерческая ф2766456 фирма "Вторма" Безотходная технология Компостирование в НИИ "Геодезия" 141260, МО, Внедренная компостирования, буртах г.Красноармейск, технология органическое до 15т/сутки, пр.Испытателей, 14 удобрение, вермикомпостирование-с1 5841602 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|