Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Орловской области от 15.06.1998 № 319

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     от 15 июня 1998 года                                        N 319
     г. Орел
                                      Утратил силу - Постановление
                                    Коллегии администрации Орловской
                                     области от 13.08.2002 г. N 125

     Об утвержденни   концепции   развития   строительного   комплекса
Орловской области на 1998 - 2001 годы


     В целях  определения  перспективы  капитального  строительства  в
регионе ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Концепцию  развития  строительного комплекса Орловской области
на период 1998 - 2001 годы утвердить (прилагается).
     2. Заместителю    главы    администрации    области,   начальнику
департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кислякову
А.Г.   в  месячный  срок  разработать  и  продставить  на  утверждение
структуру управления строительным комплексом области.
     3. Горрайадминистрациям,    управлениям,    комитетам,    службам
заказчиков,  проектным,  строительно-монтажным, дорожным организациям,
предприятиям    стройиндустрии   и   промстройматериалов   разработать
мероприятия по реализации основных направлений развития  строительного
комплекса области на период 1998 - 2001 годов.
     4. Контроль за исполнением  данного  постановления  возложить  на
заместителя главы администрации области Кислякова А.Г.


     Глава администрации                                   Е.С. Строев



                                                            Утверждена
                            постановлением главы администрации области
                                              от 15 июня 1998 г. N 319

                          КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
     строительного комплекса Орловской области на 1998 - 2001 гг.

     Предлагаемая концепция развития строительного комплекса Орловской
области   разработана   в  соответствии  с  утвержденными  программами
развития  российской  экономики  и  определяет  перспективы   политики
капитального строительства в регионе на период 1998-2001 годов.

                             1. ВВЕДЕНИЕ

     Проблемы капитального  строительства   области,   рассматриваемые
ранее как составная часть технико-экономической политики,  приобретают
в   период   перехода   к   рыночной   экономике    ярко    выраженный
социально-политический  характер.  Статистический  анализ  за 1997 год
подтверждает  некоторый  прирост  капитальных  вложений  и  увеличение
удельного  веса  инвестиций  в валовом региональном продукте Орловской
области.  Значительно расширилось  привлечение  в  регион  иностранных
инвестиций.  Стало  осознанной  необходимостью  российских  и  местных
финансово-промышленных     структур     в     развитии     собственных
высокоэффективных технологий. Эти предпосылки определяют необходимость
перехода  отрасли  капитального  строительства   от   стабилизации   к
дальнейшему развитию на новой качественной основе.

      2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

     В Орловской области имеется 7  городов,  14  поселков  городского
типа,  3133  сельских населенных пункта.  Население области составляет
около 914 тыс. человек. Из них проживает: в городах - 53 %, в поселках
городского типа - 10 %, в сельских населенных пунктах - 37 %.
     К числу  насущных  проблем  относится   прежде   всего   проблема
обеспечения  жителей области жильем,  объектами градообразующей сферы:
здравоохранения,  народного   образования,   культуры,   коммунального
назначения, дорогами и пр.
     В ряде населенных пунктов обеспечение граждан этими  объектами  и
услугами  значительно ниже установленных количественных и качественных
нормативов.  Необходимость наращивания строительства  и  ввода  жилья,
объектов социального и культурно-бытового назначения очевидна.
     В то же время строительный комплекс из-за резкого падения объемов
работ  почти  в  3  раза  сократил  численность.  Многие  мощности  по
производству  строительных  материалов  и  конструкций  остановлены  и
приходят в упадок.
     Начиная с  1990  года,  из-за  резкого  сокращения  инвестиций  в
капитальное  строительство  объем  "незавершенки"  достиг критического
уровня.  Часть незавершенных строительством  зданий  и  сооружений  не
соответствует  новым требованиям СНиП и требованиям безопасности из-за
нарушений основных конструктивных элементов.

      3. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

     Целью данной    концепции    является     оптимальное     решение
взаимосвязанных проблем и задач капитального строительства области,  в
число которых входит:
     - нормативное и правовое обеспечение строительства в регионе;
     - современное архитектурно-проектное обеспечение различных  видов
жилища, объектов градообразующей сферы социального, культурно-бытового
и коммунального назначения на территории области;
     - формирование   инвестиционной   политики  и  финансовокредитных
механизмов ее реализации;
     - рациональное  использование  на территории области внебюджетных
инвестиций, а    также    инвестиций     Федерального,     областного,
муниципального  бюджетов;  концентрация  их  на  ключевых направлениях
капитального строительства с максимальным экономическим эффектом;
     - реструктуризация    и    модернизация   производственной   базы
стройиндустрии и промстройматериалов;
     - наработка   комплекса   конкретных   мероприятий   по  развитию
архитектурно-строительных  систем  нового  поколения,   обеспечивающих
широкие  возможности  комфортности  проживания при доступной стоимости
строительства и эксплуатации объектов;
     - организационно-координирующие    и   информационноаналитические
мероприятия  системного  развития  строительного  комплекса  Орловской
области;
     - получение конечных положительных результатов в каждом городе  и
сельском   населенном   пункте   в   удовлетворении  насущных  проблем
жизнеобеспечения населения области.

                 4. РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

            1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

     Самыми весомыми  аргументами  в   пользу   реформ   могут   стать
результаты  реального  улучшения жизненного уровня граждан области.  И
здесь трудно переоценить роль жилищного строительства.
     Анализ состояния  жилищного  строительства  в области показывает,
что  это  направление  экономики  и  социального  развития  переживает
серьезный кризис и требует немедленных стабилизационных мер.  Несмотря
на некоторое улучшение средней обеспеченностью жилой площадью  с  17,8
кв. м в 1991 г. до 18,8 кв. м в 1997 г., а также снижение числа семей,
состоящих на учете для получения жилья с 49,1 тыс.  в 1991 г.  до 42,0
тыс.  в 1997 г.,  острота жилищной проблемы не только не снизилась, но
еще более осложнилась из-за крайне  тяжелого  состояния  строительного
комплекса области.  В 1997 году по сравнению с 1991 годом инвестиции в
жилищное строительство снизились на 75 %,  в  результате  чего  многие
строительные  организации  и  предприятия  строительной индустрии либо
прекратили свое существование и признаны банкротами,  либо работают  с
загрузкой  на  грани банкротства.  Особо тяжелое положение сложилось с
использованием мощностей крупнопанельного домостроения (см.Таблицу 1).

                              Таблица 1
+-----------------------------------------------------------------------------------------------+
¦                                              ¦1991г.¦1992г.¦1993г.¦1994г.¦1995г.¦1996г.¦1997г.¦
+----------------------------------------------+------+------+------+------+------+------+------¦
¦Инвестиции в жилищное строителство, млн руб.  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦в сопоставимых ценах 1991 г.                  ¦ 227,4¦ 176,8¦ 175,0¦ 163,5¦ 121,3¦  84,9¦  57,4¦
+----------------------------------------------+------+------+------+------+------+------+------¦
¦Ввод в действие общей площади жилых домов     ¦ 305,7¦ 233,2¦ 228,2¦ 244,4¦ 216,1¦ 220,7¦ 141,9¦
¦тыс. кв. метров                               ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦в том числе индивидуальными эастройициками    ¦  20,1¦  13,6¦  20,1¦  36,3¦  41,7¦  48,9¦  45,1¦
+----------------------------------------------+------+------+------+------+------+------+------¦
¦Процент использования среднегодовых           ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦мощностей по выпуску отдельных видов          ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦строительных материалов:                      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦- стеновые материалы                          ¦  75,2¦  81,4¦  83,5¦  66,3¦  61,3¦  49,6¦      ¦
¦- сборные жепртбртонные кбнструкции и изделия ¦  79,2¦  63,6¦  55,3¦  39,2¦  26,3¦  23,2¦      ¦
¦- изделия крупнопанельного домостроения       ¦  73,8¦  60,2¦  61,5¦  48,1¦  30,9¦  10,3¦      ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------+

     В ходе   практической  реализации  жилищной  программы  выявилась
необходимость новых  подходов  к  ряду  проблем  жилищно-строительного
комплекса  с  целью  скорейшего  восстановления его нормальной работы.
Внесены  апробированные  на   практике   многочисленные   предложения,
направленные на совершенствование системы финансирования, кредитования
и  налогообложения  жилищного  строительства  и   жилищнокоммунального
хозяйства,  сохранение  жилищного  фонда за счет его реконструкции,  а
также улучшение архитектурно-технических и градостроительных аспектов.
Эти предложения нашли отражение в настоящем документе.
     Предусматривается два  основных  этапа  реформирования  жилищного
строительства:
     Первый этап - период 1998 - 99 годов.  Направление  инвестиций  в
незавершенное   строительство   с   целью   его   достройки,  а  также
строительство модернизированных серий  крупнопанельного  и  кирпичного
домостроения,  в  том  числе  для  групп  граждан с низкими и средними
доходами.  Кроме того  необходимо  приступить  к  восстановлению  5-ти
этажных <хрущевок> существующего жилищного фонда путем реконструкции и
расширения за счет надстроек мансардного типа.
     В этот  же  период  времени предполагается проведение интенсивных
проработок архитектурно-планировочных  и  проектных  решений  жилищной
застройки    <нового    поколения>,   строительство   и   модернизация
производственных  баз  стройиндустрии,  а  также  возведение  пилотных
вариантов зданий и сооружений по новым технологиям.
     Второй этап - период 2000 - 2001 годов. Начало массовой застройки
по  новым  технологиям  возведения зданий и инженерных коммуникаций по
всем  направлениям  жилищного  строительства,  возведение  комфортного
жилья     и     объектов     градообразующей     сферы    по    гибким
архитектурно-строительным системам и технологиям.
     В целях  повышения  социальной  направленности жилищной реформы в
области предусматривается:
     а) усиление социальной защиты малоимущих групп населения адресной
целевой поддержкой в виде субсидий на строительство  или  приобретение
жилья;
     б) улучшение жилищных условий военнослужащих,  уволенных в  запас
или отставку,  граждан, пострадавших от аварий и стихийных бедствий за
счет Федерального бюджета;
     в) развитие  эффективных  систем  целевой поддержки нуждающихся в
улучшении жилищных условий граждан при  строительстве  и  приобретении
жилья за счет выделения банковских и внебюджетных кредитов на средне -
и долгосрочной основах (системы ипотечного кредитования);
     г) строительство жилья для вынужденных мигрантов и переселенцев с
северных территорий;
     д) и, как следствие, доведение ввода в эксплуатацию общей площади
жилых домов с 240 тыс. кв. метров в 1998 году до 400 тыс. кв. метров в
2001 году.
     В процессе реализации концепции развития строительного  комплекса
необходимо основное внимание сосредоточить на следующих направлениях:
     - снижение стоимости строительства и реконструкции жилья;
     - выбор  новых  технологий  в строительстве и пути реформирования
предприятий стройиндустрии;
     - внедрение  высокоэффективных  энергосберегающих  архитектурно -
технических  решений  и  инженерных   систем   обеспечения   жилищного
строительства и пути их совершенствования;
     - совершенствование   схем   инвестирования   основных   программ
строительного комплекса;
     - корректировка  генеральных  планов  городов  в  новых  условиях
хозяйствования с учетом развития транспортной,  инженерной, социальной
инфраструктуры и других градостроительных факторов;
     - состояние   и   уровень   проектирования  кварталов  застройки,
объектов жилья и социальной сферы.
     В порядке  эксперимента  предлагается  изучить  и  внедрить  опыт
работы АОЗТ <Уральский домостроительный комбинат> и других  участников
картельного  соглашения  о совместном возведении жилья как законченной
продукции  с  использованием  передовых  технологий,  невостребованных
производственных мощностей и банковского капитала.

             2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
                   ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

     Финансово-экономические аспекты   развития   жилищностроительного
комплекса  имеют  основополагающее  значение  в осуществлении жилищной
политики.  Поэюму  изыскание   нетрадиционных   путей   и   источников
финансирования  жилищного  строительства,  реализация  мер по снижению
стоимости строительства,  реконструкции, эксплуатации и ремонта жилья,
а  также  сложившейся  практики  неплатежей  являются одним из главных
направлений работы.
     Действующие сегодня  в  Орловской  области системы финансирования
жилищного строительства ориентированы на взаиморасчеты с  потребителем
исключительно  в  период строительства жилья.  То есть в течение 10-16
месяцев строительства потребитель обязан полностью оплатить  стоимость
создаваемого  жилья.  Между  тем  уровень  доходов населения области и
резкое увеличение стоимости нового жилья  такую  схему  финансирования
делают практически неприемлемой.  В этом и заключается одна из главных
причин обострения жилищного кризиса.
     Необходимо создать   инвестиционный   сервис  в  жилищной  сфере,
позволяющий потребителю в течение 15-20 лет оплачивать свое жилище.
     Широкомасштабное развитие   в   цивилизованных  странах  получили
различные системы ипотечного кредитования, дающие человеку возможность
достаточно  быстрого  приобретения  жилья  с  оплатой его в рассрочку.
Однако данные модели в состоянии  функционировать  только  в  условиях
отлаженной, здоровой и стабильной макроэкономической ситуации. В наших
условиях  финансовой  нестабильности,  высокого  уровня   инфляции   и
процентных  ставок по кредитам,  а также непредсказуемости показателей
динамики  доходов  и  уровня  жизни   населения   наиболее   приемлема
комбинированная  система  инвестирования  строительства жилых домов,
разработанная    корпорацией    <Жилищная    инициатива>.    Программа
использования  комбинированной  системы  инвестирования  строительства
жилья одобрена Европейским и Международным Союзом инвесторов жилищного
строительства, поддержана Госстроем России, рекомендована к применению
и реализуется  в  Москве  на  территории  нескольких  Административных
округов и в других регионах России.
     В основу программы положена инвестиционная система "Комбиинвест",
которая   одновременно   аккумулирует   в  себе  как  лучшие  элементы
зарубежных систем (американская ипотека, немецкая и английская системы
стройсбережений),   так   и   элементы,   обусловленные   реальностями
российской правовой и экономической ситуации и практикой  деятельности
местных органов власти.
     Система предусматривает использование максимально широкого набора
средств, включая:
     - личные целевые вклады очередников;
     - адресные   субсидии  муниципалитетов,  федерального  бюджета  и
предприятий   по   нормативам   в   соответствии   с    постановлением
Правительства РФ N 1278 от 10.12.93 г.;
     - средства сторонних инвесторов (организаций и частных лиц);
     - средства  из  местных бюджетов от налогов,  приватизации и т.д.
(при наличии таковых);
     - средства   от   продажи   ранее  занимаемой  семьей  очередника
квартиры;
     - кредитные ресурсы.
     Программа обладает  несомненными  достоинствами  не  только   для
граждан,  но и для государства.  Для граждан она привлекательна прежде
всего тем, что:
     - предоставляет возможность получения кредита по стабильно низким
ставкам в противовес использованию дорогого коммерческого кредита;
     - сокращает сроки получения жилья;
     - дает возможность реализовать на практике обещанные государством
привилегии  и  субсидии;
     - защищает от риска с помощью страхования. Кроме того государство
получит очевидные преимущества от внедрения этой системы:
     - государство в лице местных органов власти,  поддерживая частную
инициативу, переносит ответственность на частных инвесторов;
     - органы власти на  местах  освобождаются  от  несвойственных  им
риэлтерских функций;
     - для государства создание собственности на жилую  площадь  более
выгодно,  чем строительство квартир под аренду, откуда следует высокая
эффективность вложений при относительно низких расходах;
     - и,  наконец,  отток  свободных денег населения в жилищную сферу
позволит приостановить  инфляционные  процессы,  увеличить  количество
рабочих  мест  в  связи  с  расширением  жилищного  строительства  и в
результате оздоровить экономику области.

                  К ВОПРОСЫ О СНИЖЕНИИ СЕБЕСТОИМОСТИ
                         СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ

     Одним из ключевых вопросов проблемы финансирования жилищной сферы
является    формирование    экономически    обоснованной     стоимости
строительства жилья.
     С одной стороны новые нормативные требования по  энергосбережению
и  оснащению  новейшим  инженерным  оборудованием,  лежащими  в основе
реформирования коммунального хозяйства,  должны безусловно привести  к
некоторому удорожанию стоимости строительства жилья.  И это неизбежно,
поскольку именно эти меры лежат в основе настоящей экономии, связанной
со снижением долговременных эксплуатационных затрат.
     Однако, с другой  стороны,  анализ  высокой  себестоимости  жилья
показывает,  что буквально на всех этапах ее формирования от выделения
земельного участка  и  получения  технических  условий  на  инженерное
обеспечение,   закупки   сырья   и  энергоносителей,  строительства  и
инспекционного государственного контроля до сдачи жилья и передачи  на
баланс эксплуатирующим    организациям    имеют    место    совершенно
необоснованные  затраты,  приводящие  в  конечном  итоге  к  непомерно
высоким ценам на жилищное строительство.
     В целях  снижения  стоимости  строительства   жилья,   исключения
необоснованных затрат необходимо осуществить следующие мероприятия:
     - выбор     наиболее      эффективных      объемно-планировочных,
конструктивных  и технологических решений,  выполнение проектов жилища
социального использования и  их  реализацию  подрядными  строительными
организациями  любых  форм  собственности  осуществлять  исключительно
через конкурсы и торги (тендеры);
     - исключить  факты безвозмездного изъятия органами исполнительной
власти площади жилых домов,  построенных за счет средств  населения  и
юридических лиц;
     - определить,  что   затраты,   производимые   застройщиками   на
инженерную   подготовку   площадок   строительства  (снос  строений  и
переселение  граждан  с  застраиваемых  территорий,  перенос   зеленых
насаждений    и    коммуникаций   и   пр.),   а   также   затраты   на
инженерно-транспортную и социальную  структуру  городского  хозяйства,
определяемые   техническими  условиями  на  строительство,  не  должны
превышать 10 % от стоимости строительства самих домов.
     В случаях, когда застройщикам жилья выделяются земельные участки,
полностью или  частично  в  этом  плане  обустроенные,  исполнительные
органы власти  вправе  потребовать  компенсацию  в виде перечислений в
централизованный фонд развития коммунального хозяйства либо  в  другой
форме,   определяемой   договором   между   застройщиком   и   местной
администрацией. При этом сумма  компенсационных  выплат  и  затрат  на
инженерное  обустройство  площадок  под  строительство  жилья также не
должны превышать 10 %.
     Указанные компенсационные  выплаты,  как  и затраты на инженерное
обустройство  строительных  площадок  включаются  в  сметы  строек   и
относятся на себестоимость продукции;
     - исключить практику взимания с  застройщиков  жилья  каких  либо
дотаций на его эксплуатацию:
     - установить,  что в соответствии с письмом  Минстроя  России  от
14.11.96   г.   N   БЕ-19-30/12   "Об   оплате  услуг  коммунальных  и
эксплуатационных служб по  объектам  жилищного  и  культурно  бытового
назначения" затраты,  связанные  с оплатой работ (услуг),  выполняемых
коммунальными  и  эксплуатационными  организациями,  находящимися   на
полном   хозяйственном   расчете  по  выдаче  заказчикам  и  проектным
организациям исходных данных,  технических  условий  и  требований  на
присоединение  объекта  к  инженерным  сетям  и  коммуникациям  общего
пользования,  а также  проводящих  согласование  проектных  решений  и
осуществляющих   надзорные   функции,  производятся  застройщиками  по
технически  обоснованным  ценам  в  пределах  установленных  Минстроем
России.  В  случаях,  когда  эти  услуги выполняются органами местного
самоуправления (администрациями), органами государственного контроля и
другими   заинтересованными   службами,   находящимися   на  бюджетном
финансировании, они дополнительной оплате не подлежат;
     - разрешить  застройщикам  жилья  по  согласованию  с конкретными
потребителями производить сдачу жилых домов без части отделочных работ
в квартирах, не препятствующих эксплуатации дома в целом:
     - для развития рынка  жилья  освободить  от  налога  на  прибыль,
подлежащую  зачислению  в  местный  бюджет,  застройщиков  по прибыли,
полученной от реализации жилой  площади  во  вновь  построенных  домах
(кроме  перепродавцов)  при условии направления высвобождаемых средств
на жилищное строительство;
     - установить   местную   ставку   налога   на  прибыль  для  всех
коммерческих банков в размере 5 % (вместо 30 %) по прибыли, полученной
от  представления  кредитов  и  ссуд физическим и юридическим лицам на
строительство и приобретение жилья;
     - разрешить  погашение  недоимок  по  платежам  в  местный бюджет
готовым жильем.

                 3. АРХИТЕКТУРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
               РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

     Жилая застройка    70-х   годов   является   итогом   длительного
государственного   проектирования   с   ориентацией   на   обобщенного
потребителя строительной продукции и создания равных условий для всех.
Монотонный облик жилой застройки,  стандартные малогабаритные квартиры
не  соответствуют  возросшим  требованиям  сегодняшнего  потребителя к
комфорту проживания.
     Коренные изменения в жилищной сфере обусловили новые требования к
архитектурно-техническим      характеристикам      строящегося       и
реконструируемого  жилья.  В  дореформенный период,  когда подавляющее
большинство   жилых   домов   строилось   за   счет    государственных
централизованных  капитальных  вложений  и  распределялось  бесплатно,
требования к    архитектурно-техническим     характеристикам     жилья
устанавливались   централизованно.   В   этот  период  путем  типового
крупнопанельного  домостроения  предполагалось  снизить  стоимость   и
трудоемкость строительства и увеличить ввод жилья.
     В настоящее время,  когда  жилье  строится  в  основном  за  счет
внебюджетных  средств  и  значительная  его  часть поступает в частную
собственность, требования к жилым домам в большей степени определяются
его    потребителями   и   инвесторами.   На   первый   план   выходят
потребительские качества,  функциональные  удобства   и   комфортность
проживания,   учет   природно-климатических   и  других  специфических
особенностей района и конкретного места размещения жилья, эстетические
и экологические требования.
     В настоящее  время  в  связи  с  быстрым   увеличением   цен   на
энергоресурсы   важнейшей   проблемой   в   жилищной  сфере  стало  их
рациональное  и  экономное  использование.  Ближайшая  задача  в  этом
направлении состоит  в  снижении  потребления энергии при эксплуатации
жилья минимум в 2-2,5 раза и приблизить  ее  расход  к  среднемировому
уровню. В   новом   жилищном   строительстве  эта  задача  может  быть
реализована  за  счет  архитектурно-планировочных,  конструктивных   и
организационно-технических факторов.
     Основными архитектурно-планировочными    факторами    обеспечения
энергоснабжения являются увеличение ширины корпуса зданий,  ориентация
их по сторонам света с учетом влияния господствующих ветров, повышения
компактности застройки и др.
     Основными конструктивными факторами  обеспечения  энергоснабжения
являются  применение  слоистых  конструкций  наружных  стен  и  других
конструктивных элементов на основе высокоэффективных теплоизоляционных
материалов,  обеспечивающих  экономически целесообразное сопротивление
теплопередаче,   применение   окон   с    трехслойным    остеклением,
использование  в  окнах  селективного стекла,  повышенная герметизация
проемов в наружных стенах  (дверей  входных  и  балконных),  утепление
кровель и полов первого этажа и другие.
     К организационно-техническим       факторам,       обеспечивающим
энергоснабжение     в     жилище,     следует     отнести    установку
контрольно-измерительных   и   регулирующих   приборов,    позволяющих
дополнительно экономить энергоресурсы, в том числе за счет регулировки
температуры и электроосвещения в помещениях.
     За основу архитектурно-строительных систем, применяемым в области
рекомендуется принять открытые конструктивные системы каркасного типа,
адаптированные  к  свободным  планировочным  решениям.  Кроме  больших
возможностей   объемно-планировочных   решений    каркасная    система
строительства  жилых зданий позволяет не только обеспечить практически
неограниченные возможности объемно-планировочных решений жилища,  но и
за  счет  передачи  несущих функций на каркас оставить за ограждающими
конструкциями только теплотехнические функции и тем самым  значительно
облегчить здание и снизить его стоимость.
     Такие каркасные  системы  необходимо  развивать  как  в   сборном
варианте  по  технологиям французской фирмы SARET,  так и с монолитным
каркасом, состоящим из колонн и несущей плиты.
     Важнейшей частью    реализации    жилищной   программы   является
обеспечение сохранности и обновление существующего жилищного фонда  за
счет   капитального   ремонта,  реконструкции  и  модернизации  домов,
особенно первой массовой застройки 1950-1960 гг.,  а также  уплотнения
существующей  застройки  за  счет устройства жилых вставок и пристроек
различной этажности. в том числе сети культурно-бытового обслуживания.
Это  позволит получить значительный социально-градостроительный эффект
обновления городской среды,  качественного  обновления  самого  жилья,
удовлетворяющего условиям рынка и приватизации.
     При реконструкции   не   требуется   отвода   новых   территорий,
появляется   возможность  получить  дополнительную  жилую  площадь  на
подготовленных  в  инженерном  отношении  участках   со   значительной
экономией  энергии  и  ресурсов,  что будет в 1,5-2 раза дешевле,  чем
новое  строительство.  При  этом  на   25-40   %   снижаются   расходы
материальных   ресурсов,   в  1,5  раза  -  затраты  на  строительство
инженерной инфраструктуры.
     Значительные потери  энергоносителей  имеют  место  сегодня  и  в
существующем  жилищном  фонде.  В  этой  связи  актуальной   проблемой
повышения  энергоэффективности  является  улучшение  теплозащиты  этих
зданий, к примеру, по технологии Tех-Соlоr или LOBA.
     Дополнительная теплоизоляция реконструируемых зданий с установкой
контрольно-измерительных и регулирующих приборов позволит  значительно
сократить энергопотребление.
     Основными направлениями работ по обновлению  жилых  домов  первых
массовых   серий   должны  стать  капитальный  ремонт,  обеспечивающий
сохранность зданий:  модернизация зданий,  предусматривающая частичную
перепланировку   и  переоборудование  квартир,  повышение  теплозащиты
зданий,     улучшение     архитектуры     фасадов;      реконструкция,
предусматривающая получение дополнительной площади за счет надстройки,
расшире ния зданий и пристройки новых объектов.
     При реконструкции    зданий    имеется    возможность   получения
дополнительной  площади  за  счет  надстройки  мансардного  этажа  без
больших  материальных и финансовых затрат.  Расчеты подтверждают,  что
надстройка мансардных этажей возможна с окупаемостью в 2 года и сроком
выполнения  строительных  работ  в  среднем  по одному дому не более 1
года.
     Современные технические  решения  позволяют  проводить эти работы
без отселения жильцов.  Устройство мансардных этажей при реконструкции
зданий,  а также при новом строительстве обеспечивает увеличение общей
площади дома на 10-15 %,  сокращение теплопотерь на 5-7 "/о,  снижение
себестоимости строительства на 10-15 %.

      4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
            СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ
                    ДЛЯ   ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

     Сегодняшнее состояние  базы строительной индустрии и производства
строительных  материалов  в  области  совершенно  не  отвечает   новым
архитектурно-техническим  требованиям и значительно возросшим запросам
потребительского рынка.  Задача состоит в том,  чтобы за 2-3  года  на
базе  имеющихся  мощностей внедрить новые высокоэффективные технологии
производства  строительных  материалов  и  конструкций,   которые   бы
позволили  вывести жилищное строительство области на качественно новый
уровень, отвечающий современным мировым стандартам.
      Главными звеньями   в   структурной   перестройке   строительной
индустрии    области    должны    стать    переориентация    мощностей
крупнопанельного домостроения   на   выпуск  сборного  железобетона  с
каркасной  схемой  возведения   зданий   по   Чебоксарскому   варианту
технологии французской  фирмы  "SAREF"  вместе  с  новыми технологиями
производства    наружных    ограждающих    конструкций    из    мелких
керамзитобетонных и бетонных блоков методом сухого вибропрессования по
технологиям итальянской фирмы "ROSACOMET" или других гибких  каркасных
архитектурно-планировочных систем.
     Такая комбинированная  каркасная  система  позволяет   обеспечить
значительное  снижение  материальных и энергетических затрат,  высокую
скорость строительства,  достаточно низкую себестоимость  и,  главное,
удовлетворить запросы практически любого потребителя,  поскольку имеет
неограниченные  возможности  выбора   объемно-планировочных   решений,
причем не  только  во  время  проектирования и строительства,  но и во
время эксплуатации.
     Кроме основной  продукции  стеновых  блоков технологическая линия
 приспособлена к изготовлению высококачественных  бордюров,
поребриков,    тротуарных   плиток,   лотков,   ступеней,   цветочниц,
декоративных  элементов  благоустройства  и  многих  других   изделий,
необходимых в строительстве жилья.
     Техническое перевооружение наиболее целесообразно  осуществить  в
рамках   малого  предприятия  на  остановленных  сегодня,  морально  и
технически устаревших мощностях крупно панельного  домостроения  серии
111  -  121,  размещенных в четырехпролетном промышленном здании общей
площадью 7500 кв.м.  Стоимость проекта в пределах  3,0  млн.  долларов
США.  Срок  реализации  проекта  8  месяцев  с  начала инвестирования.
Окупаемость капитальных вложений - 2 года.
     В результате переориентации неработающих мощностей завода крупных
панелей на каркасную схему возведения зданий и  сооружений,  в  основе
которой  лежит  технология  фирмы "SARET",  представляется возможность
плавного перехода от строительства жилья в крупнопанельном  исполнении
к строительству жилья, а также зданий общественного назначения: школ и
дошкольных  учреждений,  объектов  здравоохранения  с   использованием
прогрессивных европейских технологий.
     Для производства  стеновых  ограждающих  конструкций  из   мелких
блоков  методом  сухого  вибропрессования наиболее подходящий для этой
цели  местный  материал  -  керамзитовый  гравий  объемным  весом  600
кг/куб.м и фракцией от 5 до 10 мм.
     В настоящее время  продолжают  действовать  мощности  по  выпуску
керамзитового  гравия,  созданные  в  1962 году,  выпуская продукцию в
объеме 30  -  35  тыс.  куб.м  в  год,  абсолютно  не  соответствующую
действующим нормам.
     В 1989 году по  разработкам  Куйбышевского  НИИ  керамзит  начато
создание  новой  технологической линии по выпуску керамзитового гравия
мощностью 165 тыс.  куб.  м в год и стоимостью 3,6 млн. долларов США.
Однако  в  1993  году  при  освоенных  капитальных  вложениях 2,1 млн.
долларов строительство новых мощностей из-за отсутствия  средств  было
законсервировано.
     В сложившейся ситуации капитальные вложения 1,5 млн.  долларов на
завершение   создания   новой   технологической   линии  будут  высоко
эффективными,  поскольку  позволят  создать  производство,  не  только
удовлетворяющее  потребность  области  в качественном керамзите,  но и
получающее ежегодную  прибыль  от  реализации  продукции  в  1,1  млн.
долларов.
     Для решения   проблемы    наружных    ограждающих    конструкций,
удовлетворения   возросших   требований  к  архитектурным  формам,  их
разнообразию и отделке важное значение приобретает организация выпуска
высококачественных керамических изделий кирпича керамического простого
и облицовочного,  керамических блоков,  черепицы,  высококачественной
напольной плитки.  Производство этой продукции с наименьшими затратами
целесообразно организовать из глин Малоархангельского месторождения на
остановленном сегодня заводе "Монолит".
     Это предприятие имеет развитые  автомобильные  и  железнодорожные
подъезды,  котельную,  компрессорную станцию,  артезианские скважины и
насосные   станции,   центральную   распределительную    электрическую
подстанцию  и  пять  внутризаводских трансформаторных станций,  мощную
сеть инженерных  коммуникаций.  По  оценкам  специалистов  затраты  на
создание  производства  керамических  изделий на базе завода <Монолит>
составляет 10 млн. долларов. Срок реализации проекта -18 месяцев. Срок
окупаемости - 5 лет.
     Необходимо также   рассмотреть   как    альтернативный    вариант
размещения   производства   керамического   кирпича   на  Глазуновском
кирпичном заводе.
     Орловская область  относительно  не  богата  природными сырьевыми
ресурсами.  Вот почему  большое  значение  для  развития  строительной
отрасли имеет производство местных сырьевых материалов.
     В последнее  время  в   прогрессивных   европейских   технологиях
строительного   производства   получили  широкое  распространение  так
называемые "комплектные системы" немецкой фирмы "KNAUF".  Производство
комплектных систем  для  "сухого"  строительства  легких  межкомнатных
перегородок,  "сухой" отделки  любых  стен,  укладки  наливных  полов,
устройства подвесных потолков, а также производство отделочных, звуко-
и теплоизоляционных материалов основано на естественном,  экологически
чистом  минеральном  вяжущем  - гипсе.  В  г. Орле имеются мощности по
производству гипса в объеме 20 тысяч тонн в год,  но они из-за  низкой
его   потребности   на   сегодня   не   загружены   и   соответственно
малорентабельны.  В  этой  связи  в   г. Орле  созданы   благоприятные
предпосылки для размещения технологий фирмы "KNAUF", которые позволяют
наряду с решением проблем  совершенствования  строительных  технологий
решить вопрос необходимой загрузки гипсового комбината.
     Производство комплектных систем "KNAUF" в г.  Орле предполагается
разместить на имеющихся свободных производственных площадях 5184 кв. м
(два пролета 24 х 106 м), обеспеченных всеми инженерно-энергетическими
коммуникациями на территории Промбазы СПЗ.
     В связи с резким повышением требований к  тепловой  эффективности
зданий   преобладающее   развитие   должно   получить  производство  и
применение высокоэффективных утеплителей.
     В этой связи представляют большой интерес технологии производства
утеплителя на  основе   стекловолокна   финской   фирмы   "Изовер"   и
разработанное   белгородскими  технологами  пеностекло  -  эластичный,
негорючий,  экологически чистый,  мелкопористый материал в виде плит и
рулонов. Сырьем для технологий служит стеклобой.
     Следует возвратиться    к    идее    перепрофилирования     части
технологического оборудования на выпуск изделий из ячеистого бетона на
Орловском заводе силикатного кирпича.  Необходимо изучить  и  внедрить
опыт  действующих  предприятий по производству стеновых и междуэтажных
элементов из пенополистирола по  технологии  фирмы  "Пластбау"  и  ряд
других.
     В связи с тем,  что до 50 %  потерь тепла  в  зданиях  составляют
потери   через   окна   и   балконные   двери,   важнейшей   проблемой
энергоснабжения  становится  создание  производства   теплосберегающих
оконных и дверных конструкций.
     Наиболее быстро с минимальными финансовыми затратами эта проблема
решается  с  помощью технологий производства пластиковых окон немецкой
фирмы "КБЕ-оконные технологии". Конструкция окон и дверей переработана
под   российские  климатические  условия,  имеет  30-летнюю  гарантию,
сертифицирована Госстроем РФ,  апробирована на стройках  г.  Москвы  и
предполагает использование  стеклопакетов  производства "ОСПАЗ-стекло"
АО "Орловский сталепрокатный завод".
     Стоимость реализации  1  очереди  проекта на 3600 изделий в год -
120 тыс.  долларов.  Срок реализации проекта - 6 месяцев.  Окупаемость
капитальных вложений - 1,5 года.
     Создание качественного и комфортного жилья не может обойтись  без
добротных столярных конструкций и изделий. В условиях острого дефицита
лесоматериалов,  особенно  в  Орловской  области,   большое   значение
приобретают  технология  изготовления  столярных изделий и конструкций
из клееного  бруса  по  технологии  немецкой  фирмы   "HESS".   Проект
предусматривает  реконструкцию  лесопильного  цеха и производственного
корпуса для размещения на 1 этапе линии по производству клееного бруса
и  на  2-ом этапе организацию производства деревянных оконных блоков с
тройным  остеклением.  Реализация  проекта  позволит  выпускать   2500
кубических  метров клееного бруса размером 72 х 86 мм или 20000 кв.  м
оконных  блоков  европейского  качества.   Стоимость   первого   этапа
составляет 1,2 млн. долларов, второго - 0,55 млн. долларов.
     Однако уже сегодня следует обратить самое серьезное  внимание  на
модернизацию  действующих  производств  по  выпуску более качественных
деревянных столярных и погонажных изделий.
     Наиболее важной  проблемой создания и эксплуатации жилья является
его инженерное обеспечение. Только в жилых домах муниципального жилого
фонда  г.  Орла  эксплуатируется  333000  м  трубопроводов  различного
диаметра,  внутридомовых   систем   тепло-,   холодного   и   горячего
водоснабжения.  Из них 50 %  находятся в аварийном состоянии и требуют
замены.  Неудовлетворительное состояние  инженерных  сетей  и  систем,
особенно тепловых, приводят к потерям до 30 % энергоносителей.
     При таких потерях еще больше  обостряется  дефицит  воды,  тепла,
систем   канализования   и  очистки  стоков,  превращаясь  из  проблем
инженерных в серьезные социальные.
     Мировая практика  имеет  большой  опыт  решения таких задач.  Это
прежде всего   организация   производства   надежных   и   долговечных
пластиковых   и   металлопластиковых  труб  и  запорной  арматуры  для
коммуникаций водогазоснабжения,  канализации и отопления; производство
высокоэффективного  оборудования  для  автономных  систем  инженерного
обеспечения   (котлы.   водонагреватели,    теплообменники,    станции
водоснабжения  и  очистки,  электростанции,  в  том числе экологически
чистые  солнечные  и  ветряные),  а  также  производство  новых  типов
санитарно-технического   оборудования   повышенной   экономичности   и
надежности,  приборов автоматического регулирования,  контроля и учета
предоставляемых   коммунальных  услуг.  Организация  этих  производств
возможна  на  базе  остановленных  сегодня  предприятий   области   по
технологиям немецкой фирмы "Banninger",  хорошо зарекомендовавшей себя
в решении задач инженерного обеспечения жилья и  проявляющей  взаимный
интерес в создании совместных предприятий.
     Создание новых технологий в индустрии жилищного строительства  ни
в  коей  мере не означает сиюминутный отказ от старых,  но действующих
сегодня  производств.  В  разумной  степени  эти  производства  должны
поддерживаться и технически перевооружаться.
     В кирпичном  домостроении  для  создания  возможности   свободных
планировочных  решений очень важно освоить производство пустотных плит
пролетом до 9,0 м,
     С точки  зрения  скорости оборота финансовых средств и сокращения
сроков строительства крупнопанельному домостроению  нет  альтернативы,
но высокая стоимость и ограниченность планировочных решений делают его
неконкурентноспособным.  Однако  эти  недостатки   можно   значительно
снизить  при  переходе  на  выпуск  ограждающих конструкций кассетного
производства  с  последующим  нанесением  наружной   теплоизоляционной
системы типа Tex-Color.
     Кассетное производство     ограждающих     конструкций,     кроме
значительного    снижения    стоимости,    связанного   с   упрощением
технологической  схемы  производства,  уменьшением   объема   наружных
панелей и применением более дешевых бетонных смесей,  дает возможность
в серии "90" введения шага поперечных стен 4,2 м (вместо 3 и  3,6  м),
что обеспечивает широкие возможности разнообразия планировки квартир.
     В полносборной серии  "25"  с  поперечными  несущими  стенами  из
сборных  железобетонных панелей с шагом 6,4 м необходимо разработать и
внедрить уширенный шаг поперечных стен 7,2 м, который позволяет решить
планировку квартир, не уступающую кирпичным зданиям.
     В области развития монолитного домостроения хорошо зарекомендовал
себя вариант   монолитного   безригельного   каркаса   с   последующим
устройством ограждающих  конструкций  из  мелких  блоков  или  панелей
кассетного  производства  и  перегородок  с применением гипсокартонных
листов.
     Другое направление в области монолитного домостроения,  требующее
пристального  внимания,  это  применение   неснимаемой   опалубки   из
пенопласта  полистирольного.  Это  новая  теплосберегающая  технология
строительства, названная "Изодом 2000", по теплозащите, звукоизоляции,
комфортности,   простоте,  скорости  возведения  относится  к  высоким
технологиям в области строительства.

                5. СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ И
                ИНЖЕНЕРНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

     Все ранее  изложенные  архитектурно-технические аспекты настоящей
концепции в равной степени относятся к строительству  и  реконструкции
многочисленных   объектов   культуры,   образования,  здравоохранения,
бытового назначения и коммунального хозяйства с той лишь разницей, что
каждый  из  перечисленных  объектов  по-своему  индивидуален и при его
возведении к каждому из них требуется дифференцированный подход.
     Однако есть принципиальное отличие в проблемах их финансирования.
Если в жилищном строительстве в основном  вся  тяжесть  финансирования
переложена на конкретного потребителя, то в соответствии с действующим
законодательством   РФ    создание    и    развитие    социальной    и
инженерно-транспортной     инфраструктуры     является    обязанностью
государства.  Отсюда,  прежде  всего,  и  следует  исходить,  планируя
перспективы  развития  этого направления.  В условиях острого дефицита
бюджетных  источников  финансирования   необходима   наработка   новых
нетрадиционных схем       инвестирования      в      социальную      и
инженерно-транспортную инфраструктуру. И здесь коренным образом должна
измениться  роль  УКСов  местных  администраций.  Именно  УКСы  должны
обеспечить инженерную  подготовку  перспективных  площадок  застройки:
централизованный  снос  ветхих  строений  и  прокладку  внеплощадочных
инженерных  коммуникаций  по  техническим  условиям   коммунальных   и
инспектирующих  служб  с  последующей продажей подготовленных участков
застройщикам  и  компенсацией  произведенных   затрат.   Такая   схема
взаимоотношений,  поддержанная  необходимым  сводом  правил,  призвана
внести  порядок  и  системность  в  развитие  городской  и  поселковой
застройки.
     Широкое внедрение энергосберегающих мероприятий  в  строительстве
зданий   и   сооружений   создает   предпосылки   для   реформирования
жилищно-коммунального  комплекса  и  обеспечения   его   рентабельного
функционирования,  что  в свою очередь позволит инвестировать развитие
инженерной инфраструктуры за счет тарифов на оказываемые услуги.
     Рациональному расходованию  энергоресурсов  в  градостроительстве
способствуют следующие меры:
     - повышение     интенсивности    функционального    использования
пространства населенных пунктов (принцип вторичной застройки);
     - выбор оптимального сочетания тепло-, газо-, электро снабжения;
     - рациональное решение систем  распределения  энергоносителей  от
источников до потребителей;
     - применение прогрессивных конструкций наружных  трубопроводов  и
внутренней  разводки,  средств  по  индивидуальному  учету потребления
тепловой энергии, воды, газа.
     Применение вместо     существующих    внутриквартальных    систем
теплоснабжения с  центральными  тепловыми  пунктами  и  четырехтрубной
распределительной  сетью систем с индивидуальными тепловыми пунктами и
двухтрубной распределительной сетью для сложившегося централизованного
теплоснабжения  обеспечит  экономию  тепла  на 8 %  за счет сокращения
общей  длины  трубопроводов,  оснащения  современным   технологическим
оборудованием     и    средствами    автоматизации,    осуществляющими
автоматическое регулирование  температуры  воды   в   зависимости   от
температуры наружного воздуха и изменения температуры теплоносителя на
заданной программе: для жилых зданий в ночные часы, а для общественных
-   в   нерабочее   время.   Однако   в   системах   централизованного
теплоснабжения наиболее слабое звено - транспортирование теплоносителя
по  трубопроводам.  При этом теряется значительное количество тепловой
энергии,  кроме того срок службы трубопроводов незначителен.  С  целью
экономии  тепловой  энергии и увеличения срока службы трубопроводов до
20 и более лет  предлагается  постепенно,  планово  произвести  замену
существующих  тепловых сетей только на трубопроводы,  изготовленные по
новым технологиям с автоматическим слежением за увлажнением утеплителя
безканальной прокладкой в любых грунтовых условиях.
     Вторым направлением    энергосбережения    является    применение
децентрализованных  источников тепла,  применение которых может весьма
экономично дополнить централизованные системы,  особенно  в  следующих
случаях.
     - при строительстве новых и реконструкции старых зданий в местах,
где  по  планировочным,  архитектурным  или  экологическим требованиям
затруднено строительство новых котельных;
     - при  выходе  из  строя  теплотрасс в условиях,  затрудняющих их
перекладку (районы исторической застройки,  насыщенные транспортными и
инженерными  коммуникациями);
     - районы  концевых   участков   теплотрасс.
     Энергозкономичность автономных систем теплоснабжения обусловлена:
     - отсутствием  подводящих  тепловых  сетей,  в  которых  теряется
значительное количество тепловой энергии;
     - гибким автоматическим управлением тепловым режимом помещений  и
работы котельной, что устраняет нерациональный расход топлива;
     - высоким коэффициентом  полезного  действия  котельной,  который
равен 0,98.
     Рациональное сочетание  централизованного  и  децентрализованного
теплоснабжения    на   новом   технологическом   уровне,   комплексная
реконструкция жилых домов с утеплением их  ограждающих  конструкций  и
модернизацией  систем  отопления  позволит  сократить расход топлива в
коммунальной среде минимум  в  2  раза.  Для  практической  реализации
энергосбережения в жилищно-коммунальном секторе необходимо разработать
и  внедрить  документ  "Энергетический  паспорт   здания".   Он   даст
потенциальным  покупателям и жильцам конкретную информацию о том,  что
они могут ожидать от энергетической эффективности здания.  Потребитель
может делать более продуманные решения о приобретении квартиры.  Более
энергоэффективным зданиям будет  отдаваться  предпочтение  в  связи  с
малыми платежами  за  энергию.  Следовательно,  энергетический паспорт
будет обеспечивать действие  экономического  механизма  стимулирования
энергосбережения и давать объективные оценки стоимости 1 кв. м жилья.
     Индустриализация городов,  политика застройки жилых  кварталов  и
микрорайонов   на   свободных   территориях   привели  к  интенсивному
расширению границ  и,  как  следствие,  к  нерациональному  увеличению
протяженности инженерных сетей,  коммуникаций,  транспортных маршрутов
и,  в  целом,  к  неэффективной   иррациональной   системе   городской
инфраструктуры.
     Исправить это положение можно одним путем - не расширять  границы
городов и поселков области в ближайшее время.  Сосредоточить усилия на
завершении и гармонизации существующей застройки.
     Вторичная застройка,    как    основное   направление   повышения
эффективности   использования   территории,   наряду   с   уплотнением
существующей   застройки   акцентирует  активное  освоение  подземного
пространства.  Прежде всего в подземном пространстве необходимо решать
стоянки   автомобилей.   Традиционными   приемами  сооружение  гаражей
временного   типа   на   надземных   территориях   проблему   создания
цивилизованных автостоянок не решить.
     Строительство современных  многоэтажных  гаражей  требует  отвода
значительных   территорий   до  1  Га  на  500  автомобилей.  Возможна
организация автостоянок  в  цокольных  этажах  жилых  зданий  или  под
проезжей  частью  автомобильных  дорог.  При  этом  город очищается от
неорганизованных стоянок  возле  домов,  дворы  возвращаются  жильцам,
тротуары пешеходам, площадки детям, газоны зеленым насаждениям.
     В настоящее время жители г.  Орла и области испытывают недостаток
или перебои в подаче питьевой воды из-за неравномерного ее поступления
в течение суток или недостаточного напора для подачи на верхние этажи.
В то  же  время  фактический суточный расход воды на человека в 2 раза
превышает нормативный уровень.  Потеря воды в водопроводных  сетях  по
данным Госстроя РФ составляет 35-45% (в США - 12%).
     Существенное сокращение расхода питьевой  воды  можно  обеспечить
при выполнении трех условий:
     - устранение течей в подземных сетях водопровода;
     - установка счетчиков расхода воды в квартирах:
     - установки кранов с дискретными устройствами подачи воды.
     Повышение надежности  равномерной  в  течение  суток  подачи воды
потребителям необходимо решать путем устройства домовых или квартирных
емкостей  -  аккумуляторов,  оснащенных  приборами  учета и фильтрации
доочистки воды.
     Для улучшения  экологической  обстановки  и  состояния  земельных
ресурсов необходимо решить следующие проблемы:
     - закончить проведение системной инвентаризации земель,
     - разработать областной мониторинг по контролю  за  загрязненном,
захламлением,  порчей,  уничтожением  и  нерациональным использованием
земель;
     - провести   реконструкцию   свалок   ТБО.  Запустить  заводы  по
переработке твердых бытовых отходов:
     - разработать   и  провести  мероприятия  по  рекультивации  всех
имеющихся свалок;
     - выделить  земли  для  озеленения;
     - провести рекультивацию неработающих карьеров;
     - разработать паспорт образования и передвижения отходов, создать
законодательную базу по их регулированию,
     - разработать  и  утвердить  нормативы  ПДВ  в атмосферу для всех
промышленных предприятий области;
     - провести       оснащение      всех      установок      выбросов
пылегазоулавливающими установками;
     - осуществить    мероприятия    по    снижению   автотранспортных
загрязнений;
     - ввести  контроль  за передвижными источниками выделения вредных
веществ   в   атмосферу   (ввести   талоны   токсичности,   обеспечить
автотранспортные  предприятия необходимым комплектом приборов контроля
за токсичностью и дымностью отработанных газов автомобилей):
     - совершенствовать   экономический  механизм  компенсаций  ущерба
состояния окружающей среды.

            6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
                  УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

     Осуществление мероприятий,  обозначенных  в  настоящей концепции,
потребует более жесткой и квалифицированной координации действий  всех
участников строительного комплекса.
     Сегодня же в условиях кризисного  состояния  экономики  произошла
децентрализация   его   управления.  Органы  местного  самоуправления,
инвесторы,   застройщики,   заказчики,   проектировщики,   финансовые,
банковские    организации,   государственные   инспекционные   службы,
строительные организации,  предприятия стройиндустрии и  промышленных
строительных  материалов,  имеющие  различный статус и
 различные формы
собственности  от  государственной  до   отдельных   физических   лиц,
оказавшись  вместо  цивилизованного  рынка  в  стихийном,  действуют в
большинстве случаев сами по ceбe.  В борьбе за выживаемость,  в защите
своих  интересов  общая  социальная задача отошла на второй план.  Это
привело к непланомерности и непредсказуемости  развития  строительного
комплекса,   снижению   качества   проектирования   и   строительства,
непродуманности и хаотичности застроек городов и поселков  области,  в
том числе индивидуальной застройки на свободных земельных участках.
     В целях   устранения   этих   негативных   тенденций   необходимо
сконцентрировать   вопросы   перспективного   развития   строительного
комплекса,  жилищно коммунального  хозяйства,  тактических  и  текущих
вопросов  экономики  региона  в  одном  органе государственной власти.
Необходимо  создать  вертикаль   государственно-рыночного   управления
строительным комплексом области. Основой этого управления должен стать
вновь созданный  Департамент  строительства  и   жилищно-коммунального
хозяйства администрации области.
     В своей  деятельности  по   управлению   процессом   капитального
строительства Департаменту необходимо руководствоваться следующим:
     - осуществлять на коллегиальной основе  координацию  усилий  всех
участников  инвестиционного  цикла  в  реализации  областной программы
строительства;
     - создать  региональную  систему  по  проведению подрядных торгов
(тендеров) на строительство и реконструкцию всех объектов,  а также по
выполнению проектных работ:
     - каждому  новому  строительству,  реконструкции  и  техническому
перевооружению   в   области  должен  предшествовать  ряд  документов,
обосновывающих это строительство: техникоэкономическое и экологическое
обоснование, бизнес-план и т.д.;
     - совершенствовать систему экспертизы проектов  на  строительство
предприятий,  зданий,  сооружений  и  градостроительной  документации,
государственного архитектурно-строительного  надзора,  лицензирования,
сертификации строительной и проектной продукции;
     - разработать  свод  основных  правил  по  градостроительству   в
области и осуществлять контроль за их соблюдением;
     - осуществлять     руководство     разработкой     перспективной,
научно-обоснованной   схемы   развития   жилищного   и   коммунального
строительства  в  области  его   инженерного   обеспечения,   создания
необходимой инфраструктуры;
     - разработать  областную  программу  поддержки   по   привлечению
молодых   специалистов   для   работы   в   строительных  и  проектных
организациях,
     - разработать  областную  схему развития предприятий строительной
индустрии,  их   реконструкции   и   технического   перевооружения   с
использованием новейших технологий.
     - создать   региональный   информационно-консультационный   центр
маркетинговых услуг в области строительства.
     В целях выработки единой согласованной  строительной  политики  в
Департаменте  необходимо  сосредоточить  государственные  пакеты акций
проектных,  строительных, коммунальных и других организаций участников
реализации строительной  программы,  а  также  возможности  управления
государственными структурами,  службами заказчиков  и  инспектирующими
службами.
     Непосредственное управление      строительными      предприятиями
Департамент  должен  осуществлять  через своих представителей в совете
директоров этих предприятий или на иных договорных началах.
     В организационной    перестройке    нуждаются    и   строительные
организации.  Прежде всего необходимо  исключить  лишнюю  звенность  в
обеспечении   управляемости   и   замкнуть  "на  прямую"  строительные
предприятия  и  обслуживающий  их  комплекс  (механизация,  транспорт,
стройиндустрия  и  пр.).  Тем  самым добиться освобождения центральных
аппаратов  от  рутинных  проблем  управления,   разбирательств   между
дочерними  предприятиями и переориентировать их работу на перспективу:
проведение технико-экономической  политики,  основанной  на  серьедных
маркетинговых   исследованиях,   внедрение   новых   высокоэффективных
технологий.  Однако технологии сами по себе  результата  не  принесут.
Необходимо  создание  специализированных  строительных  подразделений,
использующих эти технологии с максимальным эффектом.
     Внедрение новых прогрессивных технологий в строительном комплексе
наиболее  целесообразно   проводить   в   рамках   малых   предприятий
негосударственной   формы   собственности   как   наиболее   динамично
развивающихся  структур,   активно   и   оперативно   реагирующих   на
потребительский рынок.
     Государственная поддержка       малого       предпринимательства,
благоприятный  налоговый  режим  и  предпочтительное  отношение  к ним
иностранных инвесторов значительно облегчают задачу получения льготных
кредитных   ресурсов   и,   главное,   обеспечение   их   эффективного
использования и возврата.

                            7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Наша главная задача  состоит  в  том,  чтобы  улучшение  жилищных
условий  стало  доступным  для  всех граждан Орловской области,  чтобы
комфортность проживания  сочеталась  с  комфортностью  градообразующей
сферы.
     От строителей,  проектировщиков,  архитекторов, предпринимателей,
представителей банков,  коммерческих структур, застройщиков, областных
и муниципальных органов власти зависит в первую  очередь,  удается  ли
быстро и эффективно решать эти задачи.
     Цель настоящей концепции заключается в том, чтобы продолжить путь
реформ  в  строительном  комплексе  и  выйти  в  третье  тысячелетие с
обновленной,  мощной и экономически выверенной программой капитального
строительства в Орловской области.



Информация по документу
Читайте также