Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Орловской области от 27.02.2004 № 25/480-ОС

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

             ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     от 27 февраля 2004 года                               N 25/480-ОС
     г. Орел
     
     
     О законодательной   инициативе   Орловского   областного   Совета
народных  депутатов  в  Государственной  Думе  Федерального   Собрания
Российской  Федерации  о  проекте  федерального  закона  "О   внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных
видов деятельности"
     
     
     В соответствии со  статьей 104  Конституции Российской  Федерации
Орловский областной Совет народных депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Внести в порядке законодательной инициативы в  Государственную
Думу Федерального  Собрания Российской  Федерации проект  федерального
закона  "О внесении  изменений  и дополнений  в  Федеральный закон  "О
лицензировании отдельных видов деятельности".
     2. Направить проект федерального  закона "О внесении изменений  и
дополнений  в  Федеральный  закон "О  лицензировании  отдельных  видов
деятельности" в Правительство Российской Федерации на заключение.
     3. Предложить депутату Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации   И.Я.  Мосякину   и   членам  Совета   Федерации
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  П.А.  Меркулову,   С.Е.
Щеблыгину представлять  Орловский областной  Совет народных  депутатов
при рассмотрении в  Федеральном Собрании Российской Федерации  проекта
федерального закона "О внесении  изменений и дополнений в  Федеральный
закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
          

     Председатель областного
     Совета народных депутатов                            Н.А. Володин
     


                                                                Проект

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


     О внесении  изменений  и   дополнений  в  Федеральный  закон   "О
лицензировании отдельных видов деятельности "


     Статья 1
     Внести в Федеральный  закон  от 8  августа 2001  г.  N 128-ФЗ  "О
лицензировании     отдельных     видов     деятельности"     (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001,  N 33, ст. 3430; 2002,  N
11, ст. 1020; N 12, ст. 1093; N 50, ст. 4925; 2003, N 2, ст. 169; N 9,
ст. 805; N 11, ст. 956) следующие изменения и дополнения:
     1. Статью 8 изложить в следующей редакции:
     "Статья 8. Срок действия лицензии
          Срок действия лицензии  не может  быть менее  чем пять  лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен на такой же
срок по заявлению лицензиата.
     Продление срока  действия   лицензии  осуществляется  в   порядке
переоформления   документа,   подтверждающего  наличие   лицензии.   В
продлении срока действия лицензии  может быть отказано, если за  время
действия лицензии были установлены грубые или неоднократные  нарушения
лицензиатом лицензионных требований и условий.
     Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности  может
быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.".
     2. Статью 10 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
     "адреса обособленных   подразделений   лицензиата,   на   которых
осуществляется лицензируемый вид деятельности.";
     3. В статье 11:
     пункт 2 изложить в следующей редакции:
     "2. При   переоформлении   документа,   подтверждающего   наличие
лицензии,  лицензирующий  орган  вносит  соответствующие  изменения  в
документ,  подтверждающий  наличие  лицензии,  и  в  реестр  лицензий.
Переоформление    документа,   подтверждающего    наличие    лицензии,
осуществляется в течение  десяти дней  со дня получения  лицензирующим
органом  соответствующего  заявления  и  документов,   предусмотренных
настоящей статьей.".
     4. В статье 13:
     пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
     "Решение о приостановлении  действия  лицензии, об  аннулировании
лицензии или о направлении  в суд заявления об аннулировании  лицензии
направляются по последнему  известному лицензирующему органу адресу  и
считаются доставленными, хотя  бы лицензиат по  этому адресу более  не
находится или не проживает.";
     пункт 7 изложить в следующей редакции:
     "7. Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предметам
ведения иных  органов  государственной   власти  и  органов   местного
самоуправления, не входящим в лицензионные требования и условия.".
     5. В статье 14:
     в пункте 2 абзац пятый дополнить словами следующего содержания:
     "и предоставления документа  о внесении  платы за  предоставление
информации, содержащейся в реестре лицензий.".
     6. В статье 15 абзацы 1-2 изложить в следующей редакции:
     "За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении
или о продлении срока действия лицензии взимается лицензионный сбор  в
размере 300 рублей.
     За предоставление  и   за  продление   срока  действия   лицензии
взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.".
     7. В статье 17:
     в пункте 1 следующие абзацы исключить:
     "эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
     эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
     эксплуатация химически опасных производственных объектов;
     деятельность по  разведению  племенных животных  (за  исключением
случая,  если указанная  деятельность  осуществляется для  обеспечения
собственных    нужд    юридического    лица    или     индивидуального
предпринимателя);
     деятельность по производству и использованию племенной  продукции
(материала)  (за  исключением  случая,  если  указанная   деятельность
осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица  или
индивидуального предпринимателя);
     деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
     публичный показ  аудиовизуальных  произведений,  если   указанная
деятельность осуществляется в кинозале;
     деятельность по продаже прав на клубный отдых";
     дополнить абзацем следующего содержания:
     "эксплуатация опасных производственных объектов".
     8. Дополнить статьей 17.1 следующего содержания:
     "Статья 17.1.   Ответственность   лицензирующих  органов   и   их
должностных  лиц  при  осуществлении  лицензирования  отдельных  видов
деятельности
     1. Лицензирующие  органы   и   их  должностные   лица  в   случае
ненадлежащего   исполнения    своих   обязанностей   при    проведении
лицензирования отдельных видов деятельности и в случае  противоправных
действий  (бездействия)   несут  ответственность   в  соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     2. О   мерах,  принятых   в   отношении  виновных   в   нарушении
законодательства Российской  Федерации  должностных лиц  лицензирующих
органов,  лицензирующие  органы  в  течение  месяца  обязаны  сообщить
юридическому лицу  и  (или) индивидуальному  предпринимателю, права  и
законные интересы которых нарушены.".
     
     Статья 2
     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  с  момента   его
официального опубликования.
     Президенту Российской   Федерации  и   Правительству   Российской
Федерации привести  свои нормативные  правовые акты  в соответствие  с
настоящим Федеральным законом.
     
     
     Президент Российской Федерации                         В.В. Путин
     

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                    к проекту федерального закона
        "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
           "О лицензировании отдельных видов деятельности"

     Действующий Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ  "О
лицензировании отдельных видов деятельности" представляет собой  новый
этап  развития системы  лицензирования.  Закон предусматривает  отмену
лицензирования  более  200   видов  деятельности,  определяет   единый
перечень  из  120   видов  деятельности,  подлежащих   лицензированию,
уточняет   и   упрощает   процедуры  лицензирования,   в   том   числе
устанавливает базовый перечень  документов, необходимых для  получения
лицензии,  строго  регламентирует  возможность  расширения  указанного
перечня,  увеличивает  срок  действия  лицензии.  Закон  устанавливает
единый порядок лицензирования  на территории Российской Федерации  для
видов деятельности, перечисленных в нем.
          Однако, несмотря  на   то,   что  Закон   во  многом   решил
поставленные  перед  ним  задачи, в  нем  остались  неурегулированными
некоторые процедурные моменты,  связанные с предоставлением  лицензии,
продлением    срока    ее   действия,    переоформлением    документа,
подтверждающего  наличие   лицензии,  и  др.   Кроме  того,   критерии
определения лицензируемых видов деятельности, установленные статьей  4
Закона,  позволяют   осуществить   дальнейшее  сокращение   количества
лицензируемых видов деятельности.
     Предлагаемый законопроект   основан   на   анализе   десятилетней
практики  лицензирования   отдельных  видов  деятельности   субъектами
Российской Федерации. Кроме того, в нем предпринята попытка  обобщения
рациональных  предложений,  выработанных при  обсуждении  действующего
Закона   на  межрегиональных   совещаниях   лицензирующих  органов   и
рассмотрении проектов изменений  в законодательство о  лицензировании,
подготовленных Минэкономразвития  России в  соответствии с  поручением
Правительства Российской Федерации от 15  мая 2003 г. (протокол N  17,
раздел I, пункт 3).
     Законопроектом предусматривается:
     - сокращение количества лицензируемых видов деятельности;
     - уточнение  процедур   получения,  продления  и   переоформления
лицензии;
     - обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов;
     - уточнение  порядка   осуществления   контроля  за   соблюдением
лицензионных требований и условий, процедуры приостановления  действия
лицензии.
     1. Сокращение количества лицензируемых видов деятельности
     Анализ действующего законодательства о лицензировании и  практики
его  применения   показывает,  что  при   отнесении  некоторых   видов
деятельности  к  перечню  лицензируемых не  были  соблюдены  положения
статьи  4  Федерального  закона  N  128-ФЗ,  устанавливающей  критерии
определения лицензируемых видов деятельности.
     Многие из    видов    деятельности   попадают    под    процедуру
лицензирования  необоснованно,  поскольку их  осуществление  не  несет
угрозу здоровью граждан и  безопасности государства. Это прежде  всего
относится  к  деятельности   по  разведению  племенных  животных,   по
производству  и  использованию племенной  продукции,  по  производству
элитных семян,  по  публичному показу  аудиовизуальных произведений  в
кинозалах и по продаже прав на клубный отдых.
     В отдельных сферах существует необходимость получения  нескольких
лицензий  при  осуществлении   одного  вида  деятельности.   Например,
организации,  осуществляющие  переработку  нефти,  вынуждены  получать
лицензии на  переработку, на  хранение, на  транспортировку нефти,  на
эксплуатацию пожароопасных  объектов и  на эксплуатацию  взрывоопасных
производственных объектов.
     В целях  снятия  необоснованных  административных  барьеров  и  в
соответствии с названными выше критериями законопроект предусматривает
упразднение лицензирования 8 видов деятельности.
     2. Уточнение  процедур  получения,  продления  и   переоформления
лицензии
     2.1. Действующая  редакция  статьи  8  Закона  о   лицензировании
предусматривает  возможность  продления  срока  действия  лицензии  по
заявлению   лицензиата.    Установлено,   что   процедура    продления
осуществляется  в  порядке переоформления  документа,  подтверждающего
наличие  лицензии.  Однако  действующий  Закон  оставляет  нерешенными
следующие процедурные моменты:
     - на какой срок продлевается действие лицензии - на год, на пять,
десять лет, бессрочно?
     -  существуют  ли  основания  для  отказа  в  продлении  действия
лицензии?
     - какая плата взимается за продление срока действия лицензии?
     В целях   урегулирования   указанных   выше   вопросов   проектом
уточняется процедура  продления лицензии: определен  срок, на  который
продлевается лицензия, вводится норма об отказе в продлении лицензии в
случае  выявления  грубых  или  неоднократных  нарушений   лицензиатом
лицензионных  требований  и   условий  во  время  действия   лицензии,
устанавливается лицензионный сбор за продление действия лицензии.
     2.2. Основной    задачей    системы    лицензирования    является
предотвращение нанесения ущерба  правам, законным интересам,  здоровью
граждан,  обороне и  безопасности  государства. Поэтому  осуществление
лицензируемой деятельности  возможно только  при условии  соответствия
соискателя лицензии  (лицензиата),  а также  используемых им  объектов
лицензионным требованиям и условиям  (см. ст. 2,  п. 3 ст. 9  Закона).
При этом Закон не предусматривает указание в самой лицензии на объекты
лицензиата,  на  которых  осуществляется  лицензируемая  деятельность.
Неурегулированность вопроса приводит к тому, что лицензиат, получивший
федеральную лицензию на  осуществление какого-либо вида  деятельности,
начинает осуществлять  деятельность  по всей  стране  на объектах,  не
соответствующих лицензионным  требованиям и условиям  (яркий пример  -
игорный бизнес).
     Исходя из  указанных   соображений,  проектом   предусматривается
добавление адресов обособленных  подразделений лицензиата, на  которых
осуществляется   лицензируемый   вид   деятельности,   к    сведениям,
содержащимся в документе, подтверждающем наличие лицензии.
     2.3. Согласно    действующей     редакции    Закона     процедура
переоформления лицензии сведена только  к внесению изменений в  реестр
лицензий (статья  11). При этом  существенно осложняется  деятельность
органов государственного  контроля и надзора,  которые могут  получить
информацию о  переоформлении  лицензии не  из  самого бланка  лицензии
(например,  при  проведении  проверок),  а  только  после  направления
письменного запроса в лицензирующий орган.
     В этой связи проект  уточняет процедуру переоформления  лицензии:
вводится  норма  о  внесении  соответствующих  изменений  в  документ,
подтверждающий    наличие    лицензии,    фиксируется    необходимость
представления  наряду  с  заявлением всех  предусмотренных  для  этого
случая документов  (документа  о внесении  платы  за переоформление  и
документов,  подтверждающих  соответствующие  изменения,  или   утрату
документа, подтверждающего наличие лицензии).
     3. Обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов
     В действующей редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. N
128-ФЗ "О  лицензировании  отдельных  видов  деятельности"  определены
обязанности и ответственность соискателя лицензии и лицензиата.
     Вводимые законопроектом нормы  об ответственности  лицензирующего
органа  и  его  должностных   лиц  за  нарушение  законодательства   о
лицензировании  призваны  способствовать  снижению   административного
давления на бизнес,  усилению ответственности лицензирующих органов  и
их должностных лиц за принятие решений.
     4. Уточнение  порядка   осуществления  контроля  за   соблюдением
лицензионных требований и условий, процедуры приостановления  действия
лицензии
     4.1. Пунктом 7  статьи 13 Федерального  закона "О  лицензировании
отдельных видов деятельности"  предусмотрено, что лицензирующий  орган
не  вправе  проводить  проверки  по  предмету  ведения  иных   органов
государственной власти и органов местного самоуправления.
     Вместе с  тем,  положениями  о  лицензировании  отдельных   видов
деятельности  устанавливаются   лицензионные  требования  и   условия,
связанные с  компетенцией  иных органов  государственной власти.  Так,
Положением    о    лицензировании    фармацевтической    деятельности,
утвержденным постановлением Правительства РФ  от 01.07.2002 г. N  489,
установлено, что  одним из лицензионных  требований при  осуществлении
фармацевтической    деятельности    является    наличие     помещений,
соответствующих санитарным правилам. Аналогичное лицензионное  условие
содержится в  Положениях  о лицензировании  деятельности, связанной  с
оборотом наркотических  средств и  психотропных веществ,  утвержденных
постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 г. N 454.
     Отметим, что в соответствии со  статьей 2 Федерального закона  "О
лицензировании    отдельных    видов    деятельности"    лицензионными
требованиями и условиями являются те требования и условия,  выполнение
которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого  вида
деятельности. Очевидно, что соблюдение санитарных норм является  одним
из  ключевых  требований   при  осуществлении  указанных  выше   видов
деятельности,  и  именно  поэтому такое  требование  было  включено  в
лицензионные условия.
     Приведем конкретный   пример.   При   проверке   фармацевтической
деятельности    аптеки,   осуществляющей    изготовление    стерильных
лекарственных средств  (растворов для  внутривенных инъекций,  глазных
капель  и т.п.),  лицензирующим  органом выявляются  грубые  нарушения
Инструкции  по  санитарному   режиму  аптечных  организаций   (аптек),
утвержденной приказом  Минздрава РФ  от 21.10.97  г. N  309. В  аптеке
проводился косметический  ремонт отдельных  помещений, в  связи с  чем
асептический блок  (в котором  осуществляется изготовление  стерильных
лекарственных препаратов)  был  перемещен из  изолированного отсека  в
помещение, не исключающее перекрещивание "чистых" и "грязных"  потоков
- нарушение  пункта  4.1. указанной  выше Инструкции.  Соответственно,
употребление гражданами лекарственных  средств, изготовленных в  таком
помещении, не  отвечающем требованиям стерильности,  может привести  к
непоправимому ущербу для здоровья. Применение же лицензирующим органом
санкции  приостановления действия  лицензии  (либо направления  в  суд
заявления  об  аннулировании  лицензии) может  быть  опротестовано  на
основании пункта 7 статьи 13 Федерального закона "О  лицензировании|",
поскольку  соблюдение санитарных  норм  относится к  предмету  ведения
органов государственного санэпиднадзора.
     Соответственно, законопроектом   предлагается  ограничить   право
лицензирующих органов по проведению проверок по предметам ведения иных
органов государственной власти, но только в том случае, когда предметы
ведения иных органов государственной власти не отнесены к лицензионным
требованиям и условиям.
     4.2. Законопроект  содержит  положение,  уточняющее   компетенцию
лицензирующих органов  в части осуществления  контроля за  соблюдением
лицензионных требований и условий.
     Действующий Закон  о   лицензировании   (см.  ст.   9,  ст.   11)
предусматривает представление в  лицензирующий орган сведений о  месте
нахождения (месте жительства) лицензиата. Однако арбитражная  практика
лицензирующих   органов   показывает,    что   зачастую   решения    о
приостановлении действия  лицензии,  об аннулировании  лицензии или  о
направлении заявления об аннулировании лицензии в суд, направляемые  в
адрес  лицензиата,   возвращаются  с  отметкой   почтовой  службы   об
отсутствии  адресата по  указанному  адресу. Отсутствие  подтверждения
доставки  может  привести  к  оспариванию  факта  направления  решений
лицензирующего органа  в адрес лицензиата.  Поэтому проектом  вводится
аналогичная  арбитражному  процессуальному  законодательству  норма  о
надлежащем  уведомлении  при   направлении  лицензиату  информации   о
приостановлении, аннулировании или  о направлении  в суд заявления  об
аннулировании лицензии.
           

                               ПЕРЕЧЕНЬ
      актов федерального законодательства, подлежащих признанию
       утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
     или принятию в связи с принятием данного Федерального закона

     Реализация данного  Федерального  закона  не  потребует   отмены,
приостановления,   изменения,   дополнения   действующих   нормативных
правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.


                 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
                    к проекту федерального закона
        О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
           "О лицензировании отдельных видов деятельности "

     Реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не
потребует дополнительных  финансовых  затрат из  средств  федерального
бюджета.
     
     
     

Информация по документу
Читайте также