Расширенный поиск
Постановление Коллегии Орловской области от 31.07.2006 № 153РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 31 июля 2006 г. N 153 г. Орел О новой редакции областной целевой программы "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года" В целях успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить новую редакцию областной целевой программы "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года" (приложение). 2. Направить указанную программу Губернатору Орловской области для рассмотрения и принятия решения о ее внесении в Орловский областной Совет народных депутатов в качестве законодательной инициативы. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии области В.А. Кочуева. Председатель Коллегии Е.С. Строев Приложение к постановлению Коллегии области от 31 июля 2006 г. N 153 проект ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О внесении изменения в Закон Орловской области "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года" Статья 1. Внести в статью 1 Закона Орловской области от 30 декабря 2004 года N 477-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года" (Собрание нормативных правовых актов Орловской области. 2005. Вып. 25. С. 423) изменение, изложив областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" в следующей редакции: "ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА" Паспорт областной целевой программы "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА" ----------------T----------------------------------------------------¬ ¦Наименование ¦ областная целевая программа "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ¦ ¦программы ¦СЕЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА" ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦Основание ¦ Распоряжение Коллегии администрации Орловской ¦ ¦для разработки ¦области N 179 от 11.08.2003 г. ¦ ¦программы ¦ ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦Заказчик ¦ Губернатор Орловской области ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦Основной ¦ Департамент аграрной политики и ¦ ¦разработчик ¦природопользования Орловской области ¦ ¦программы ¦ ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦Цель программы ¦ развитие социальной сферы и инженерной ¦ ¦ ¦инфраструктуры районов области; ¦ ¦ ¦ создание правовых и экономических условий для ¦ ¦ ¦перехода к устойчивому социально-экономическому ¦ ¦ ¦развитию сельских районов области; ¦ ¦ ¦ расширение рынка труда в сельской местности и ¦ ¦ ¦обеспечение его привлекательности; ¦ ¦ ¦ создание основ для повышения престижности ¦ ¦ ¦проживания в сельской местности ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦Сроки ¦ I этап 2004 - 2005 годы ¦ ¦реализации ¦ II этап 2006 - 2010 годы ¦ ¦программы ¦ ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦Основные ¦ мероприятия сгруппированы по следующим ¦ ¦мероприятия ¦направлениям: ¦ ¦программы ¦ жилищное строительство, обеспечение доступным ¦ ¦ ¦жильем молодых семей и молодых специалистов, ¦ ¦ ¦образование, здравоохранение, культура, ¦ ¦ ¦торгово-бытовое обслуживание, ¦ ¦ ¦информационно-консультационное обеспечение ¦ ¦ ¦сельского населения, электрификация, газификация, ¦ ¦ ¦водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное ¦ ¦ ¦строительство. ¦ ¦ ¦ Реализация мероприятий обеспечит: ¦ ¦ ¦ улучшение жилищных условий сельского ¦ ¦ ¦населения; ¦ ¦ ¦ улучшение состояния здоровья сельского ¦ ¦ ¦населения за счет повышения доступности и качества ¦ ¦ ¦первичной медико-санитарной помощи; ¦ ¦ ¦ сохранение и развитие базы для занятий ¦ ¦ ¦физической культурой и спортом в целях формирования ¦ ¦ ¦здорового образа жизни сельского населения, ¦ ¦ ¦профилактики правонарушений, наркомании и ¦ ¦ ¦алкоголизма; ¦ ¦ ¦ повышение образовательного уровня учащихся ¦ ¦ ¦общеобразовательных учреждений в сельской ¦ ¦ ¦местности, приведение качества образования в ¦ ¦ ¦соответствие с современными требованиями; ¦ ¦ ¦ активизацию культурно-досуговой деятельности ¦ ¦ ¦на селе; ¦ ¦ ¦ развитие и расширение ¦ ¦ ¦информационно-консультационного обслуживания ¦ ¦ ¦сельского населения; ¦ ¦ ¦ повышение уровня и качества электро-, водо- и ¦ ¦ ¦газоснабжения сельских поселений, обеспечение их ¦ ¦ ¦телефонной и телекоммуникационной связью; ¦ ¦ ¦ расширение сети и благоустройство сельских ¦ ¦ ¦автомобильных дорог с твердым покрытием; ¦ ¦ ¦ повышение уровня занятости сельского населения ¦ ¦ ¦на основе сохранения и создания рабочих мест ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦Исполнители ¦ Департамент аграрной политики и ¦ ¦мероприятий ¦природопользования Орловской области, ¦ ¦программы ¦ Департамент строительной и жилищно-коммунальной ¦ ¦ ¦политики Орловской области, ¦ ¦ ¦ Департамент социальной политики Орловской ¦ ¦ ¦области, ¦ ¦ ¦ Департамент внешнеэкономических связей ¦ ¦ ¦Орловской области, ¦ ¦ ¦ Департамент экономической политики Орловской ¦ ¦ ¦области. ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦Объем и ¦ I этап 2004 - 2005 годы - общая сумма расходов ¦ ¦источники ¦на реализацию Программы - 481,0 млн. рублей, в том ¦ ¦финансирования ¦числе: ¦ ¦программы ¦ средства областного бюджета -164,5 млн. рублей ¦ ¦ ¦(34 процента); ¦ ¦ ¦ объем дополнительного финансирования - 316,5 ¦ ¦ ¦млн. рублей (66 процентов) ¦ ¦ ¦ II этап 2006 - 2010 годы - общая сумма ¦ ¦ ¦расходов на реализацию Программы - 3982,6 млн. ¦ ¦ ¦рублей, в том числе: ¦ ¦ ¦ средства областного бюджета - 1553,4 млн. ¦ ¦ ¦рублей (39 процентов); ¦ ¦ ¦ прогнозируемые объемы дополнительного ¦ ¦ ¦финансирования 2429,2 млн. рублей (61 процентов) ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦Ожидаемые ¦ реализация Программы позволит: ¦ ¦результаты ¦ улучшить жилищные условия почти 920 сельских ¦ ¦ ¦семей; ¦ ¦ ¦ обеспечить доступным жильем 1705 молодых семей ¦ ¦ ¦и молодых специалистов, изъявивших желание ¦ ¦ ¦проживать в сельской местности; ¦ ¦ ¦ довести уровень обеспеченности коммунальными ¦ ¦ ¦услугами до 45 процентов; ¦ ¦ ¦ повысить уровень газификации домов (квартир) ¦ ¦ ¦природным газом до 100 процентов; ¦ ¦ ¦ улучшить снабжение сельских потребителей ¦ ¦ ¦электроэнергией, довести электропотребление на ¦ ¦ ¦бытовые цели до 0,66 мВт.ч на ¦ +---------------+----------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ улучшить снабжение сельских потребителей ¦ ¦ ¦электроэнергией, довести электропотребление на ¦ ¦ ¦бытовые цели до 0,66 мВт.ч на душу населения; ¦ ¦ ¦ довести долю обучающихся в благоустроенных ¦ ¦ ¦общеобразовательных учреждениях в первую смену до ¦ ¦ ¦1771 места; ¦ ¦ ¦ повысить уровень обеспеченности детскими ¦ ¦ ¦дошкольными учреждениями до 50 процентов; ¦ ¦ ¦ повысить уровень обеспеченности больничными ¦ ¦ ¦местами до 70 койко-мест на 10 тыс. человек в ¦ ¦ ¦Болховском, Троснянском и Сосковском районах, ¦ ¦ ¦амбулаториями - до 100 посещений в смену на 10 тыс. ¦ ¦ ¦жителей; ¦ ¦ ¦ повысить уровень обеспеченности клубными ¦ ¦ ¦учреждениями до 210 мест на 1 тыс. человек; ¦ ¦ ¦ улучшить информационно-консультационное ¦ ¦ ¦обслуживание сельского населения; ¦ ¦ ¦ привлечь к регулярным занятиям физической ¦ ¦ ¦культурой и спортом 35 процентов учащейся сельской ¦ ¦ ¦молодежи и 22 процента работающих в сельской ¦ ¦ ¦местности; ¦ ¦ ¦ расширить сеть комплексных организаций ¦ ¦ ¦торгово-бытового обслуживания до 2-3 на каждый ¦ ¦ ¦район области; ¦ ¦ ¦ повысить уровень обеспеченности сельского ¦ ¦ ¦населения питьевой водой через систему водопровода ¦ ¦ ¦протяженностью 204,1 км; ¦ ¦ ¦ обеспечить ввод 4996 телефонных номеров; ¦ ¦ ¦ привести в нормативно-техническое состояние ¦ ¦ ¦456 км автомобильных дорог и расширить сеть ¦ ¦ ¦автомобильных дорог общего пользования, связывающих ¦ ¦ ¦сельские населенные пункты, на 110 км; ¦ ¦ ¦ сохранить на объектах социальной сферы и ¦ ¦ ¦инженерной инфраструктуры 704 рабочих места и ¦ ¦ ¦дополнительно создать 770 рабочих мест. ¦ L---------------+----------------------------------------------------- I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Площадь Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. км, численность населения по состоянию на 1 января 2004 г. 850,0 тыс. человек, из них в сельской местности проживает 307,8 тыс. человек или 36,2%. Плотность населения 34,4 человек на кв. км (27 место по Российской Федерации и 14 - по Центральному Федеральному округу). Природно-климатические условия Орловской области благоприятны для развития сельского хозяйства, область производит 1,3% валовой продукции сельского хозяйства по Российской Федерации и 5,7% - по Центральному Федеральному округу. Сельское хозяйство является составной частью экономики региона. Здесь сконцентрированы 9,8% основных производственных фондов, производится около 18,0% валового регионального продукта, доля поступления налогов от сельскохозяйственных организаций составляет 0,8%. Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельскохозяйственными производителями (сельскохозяйственные организации, личные подсобные хозяйства граждан, крестьянские (фермерские) хозяйства) в 2003 году составил 13,3 млрд. рублей. На долю личных подсобных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 56,9% производства мяса, 45,2% - молока, 63,7% - яиц, 97,4% - валового сбора картофеля, 88,5% - овощей. По сравнению с 2002 годом увеличился индекс физического объема сельскохозяйственного производства на 0,9%, выпуск продукции пищевыми и перерабатывающими организациями на 25%. Динамика объема продукции сельского хозяйства в Орловской области (в организациях всех категорий) (млн. рублей) -------------------------T-------T------T------T------T------T------¬ ¦ ¦ 1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦ ¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ +------------------------+-------+------+------+------+------+------+ ¦Продукция сельского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------+------+------+------+------+------+ ¦В фактических ценах ¦3103,6 ¦7368 ¦9567 ¦11317 ¦14032 ¦13289 ¦ +------------------------+-------+------+------+------+------+------+ ¦В % к предыдущему году ¦ 101 ¦ 91 ¦ 144 ¦ 97 ¦ 109 ¦ 105 ¦ +------------------------+-------+------+------+------+------+------+ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+-------+------+------+------+------+------+ ¦Растениеводство ¦ 102 ¦ 82 ¦ 172 ¦ 96 ¦ 112 ¦ 107 ¦ +------------------------+-------+------+------+------+------+------+ ¦Животноводство ¦ 99 ¦ 106 ¦ 99 ¦ 99 ¦ 104 ¦ 102 ¦ L------------------------+-------+------+------+------+------+------- В сельском хозяйстве около 73% сельскохозяйственных угодий находятся в частной собственности. На начало 2003 года в области осуществляют деятельность 248 сельскохозяйственных организации, имеющих 1623,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 12 государственных и муниципальных предприятия. Функционируют 1436 крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми закреплено 142,4 тыс. га земель. Развитие фермерского движения дает возможность наиболее активной части сельского населения реализовывать свои предпринимательские способности. В собственности граждан находится 1411,3 тыс. га, или 73% всех сельскохозяйственных угодий области, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства - 82,8 тыс. га на 149 тыс. семей. Земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в собственности граждан, на 93% (1319,1 тыс. га) состоят из долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных (207,3 тыс. га). Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствовало сохранению социальной стабильности на селе. В 2003 году крупные и средние сельскохозяйственные организации области получили прибыль в размере 397,2 млн. рублей, уровень рентабельности составил 9%. Количество прибыльных сельскохозяйственных организаций увеличилось с 88 в 1997 году до 198 а 2003 году (74% от общего количества сельскохозяйственных организаций). В 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличилось производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств: сахарной свеклы - 42%, картофеля - 33,6%, овощей открытого грунта - 22%. Доля области в производстве зерна в целом по России составляет 2,3%, Центральному Федеральному округу - 111,9%, картофеля соответственно - 2,4% и 7,6%. Производство продуктов животноводства (кроме шерсти) в 2003 году по сравнению с 2002 годом во всех категориях хозяйств увеличилось. И это произошло в основном за счет роста продуктивности. Так, среднегодовой надой молока на корову составил 3099 кг, что на 195 кг выше урожая 2002 года, среднегодовая яйценоскость кур-несушек составила 233 штуки против 227 в предыдущем году. В сельскохозяйственных организациях повысилась среднесуточные привесы молодняка. Увеличение производства продуктов животноводства привело к росту их потребления на душу населения. Потребление на душу населения мяса в 2003 году составило 80 кг - на 12 кг больше, чем в 200 году, молока и молочных продуктов - 232 кг (больше на 7 кг), яиц - 258 штук (больше на 12 штук). Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Стержнем развития сельских территорий должно стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села. В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль государства в области социального развития районов Орловской области, что предполагает существенную корректировку всей аграрной политики в целях поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селе. К началу 2004 года в сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация. В Орловской области наблюдается сокращение сельского населения с 339,0 тыс. человек (1990 г.) до 307,8 тыс. человек (начало 2004 г.). На начало 2004 г. экономически активная часть сельского населения 134,7 тыс. человек, безработных - 9,5 тыс. человек, пенсионеров - 128,6 тыс. человек. За последние десять лет сократилось число сельских населенных пунктов на 21 (с 3075 в 1990 г. до 3054 в 2003 г.), из них в 1792 населенных пунктах проживает от 6 до 100 человек, в 703 населенных пунктах - от 101 до 3000 человек и только в 1 населенном пункте проживает до 5000 человек. 92% сельского жилого фонда находится в частном секторе, который не имеет элементарных коммунальных удобств за исключением газоснабжения, а 8 % жилого фонда составляет государственное, муниципальное, общественное и коллективное жилье, которое обеспечено водопроводом - 43%, канализацией - 39%, центральным отоплением - 65%, ваннами - 30%, газом - 88%, горячим водоснабжением - 30% и напольными электроплитами - 0,2%. В среднем по Орловской области на 3054 сельских поселений приходится 485 школ, 160 детских дошкольных учреждений, 519 клубов, т.е. на 100 сельских поселений по Орловской области приходится 16 школ против 32 школ в среднем по России, 5 детских учреждений против 26, 17 клубов против 42. Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10 - 20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения. Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий. За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Благоустроенные населенные пункты в селе сократились. Если в 1990 году было обеспечено водопроводом 1445 населенных пунктов, то в 2003 году 1260, канализацией - в 1990 году 167 населенных пунктов, в 2003 году - 144. За последние годы число лечебных учреждений (оказывающих стационарную помощь) в сельской местности сокращается, так с 2000г. их количество уменьшилось с 48 до 37 в 2003 году. Обеспеченность больничными койками на 10000 населения в среднем по Орловской области в 1990 г. - 141,7 коек (в сельской местности - 104 коек), в 2003 г. - 115,5 коек (в сельской местности - 72,3 койки). Так практически во всех ЦРБ на одну койку приходится 3,5 - 4 кв.м при норме не менее 7 кв.м, но особенно сложное положение создалось в Троснянской, Краснозоренской, Знаменской, Сосковской, Корсаковской, Волховской ЦРБ, где на одну койку приходится даже менее 3 кв. м. Все это происходит при стабильной тенденции к росту госпитализации от 18,9 в 2000 году до 21,5 на 100 человек в 2003 году и устойчивым ростом общей заболеваемости взрослого населения с 1293,9 в 2000 г. до 1337,5 на 1000 населения в 2003 г. Обеспеченность врачами всех специальностей на 10 000 человек в 1990 г. - 33,8, в сельской местности - 17,7, а в 2003 г. - 37,6, в сельской местности - 17,0. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась. Сеть дошкольных образовательных учреждений в Орловской области по сравнению с 1990 годом сократилась на 62 процентов. Сельских общеобразовательных школ в области 485, из них 135 школам требуется капитальный ремонт, 20 школ находится в аварийном состоянии. Школ, имеющих все виды благоустройства - 276, имеющих водопровод - 351, центральное отопление - 443, канализацию - 281. В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования. За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1990 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составил 1933 человека, то в 2003 году - только 1500 человек. За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось с 720 (1990 г.) до 500 (2003 г.), киноустановок с 532 (1990 г.) до 16 (2003 г.), библиотек - с 471 (1990 г.) до 446 (2003 г.). Библиотечный фонд составляет 3,5 млн. экземпляров. В ряде сельских районов кинопоказ полностью прекращен. Учреждения культуры на селе испытывают потребность в квалифицированных кадрах. специалистах, владеющих основами менеджмента, маркетинга, компьютерными технологиями. Удельный вес штатных работников культуры с высшим и средним образованием составляет: библиотекарей - 83,7%, клубных работников - 73%, преподавателей школ дополнительного образования - 100%. В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 44,1 процента. Осталось менее половины организаций общественного питания по сравнению с 1990 годом. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть организаций бытового обслуживания. Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20 - 25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год. За период с 1997 г. по 2003 г. введено в действие в сельской местности 5039 км межпоселковых и распределительных газопроводов. Жилой фонд в сельской местности газифицирован на 88 процента. Централизованное водоснабжение существует в 1260 сельских поселений, где проживает 43 процента сельского населения Орловской области. С 1991 г. по 1999 г. введено в действие водопроводных сетей протяженностью 87,8 км, в 2000 г. не проложено ни одного километра водопровода. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно. Сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля. Сельские телефонные станции используются на 78 процента. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях имеет 41,9 тыс. номеров. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья сельские поселения остаются без автобусного сообщения. В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения. Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние 13 лет увеличилась в 2,8 раза (с 1734 до 4934 человек), что в расчете на 1 тыс. человек составляет 24,5 или в 1,6 раза выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни сельского населения составляет 63 года против 66,6 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Среднегодовая численность работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве в 1991 году, составляла 93,9 тыс. человек, а в 2003 году составила 83,0 тыс. человек. Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий. Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной Областной целевой программы "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года" по Орловской области обусловлена: 1) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением; 2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на областном уровне, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей; 3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий. В современных условиях необходима государственная поддержка районам области для проведения социальных реформ и удовлетворения основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса области. II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Цель программы - развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры районов области; создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию районов области. расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности Орловской области. Задачи программы: стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности; повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест. Основные пути решения программных задач: приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства районов области на областном и местном уровнях; разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований; повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования организаций интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности; разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям; удешевление сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве; создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других источников дополнительного финансирования, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур; формирование правового и методического обеспечения социального развития села. Сроки и этапы реализации Программы (2004 - 2010 годы): I этап - 2004 - 2005 гг.; II этап -2006 -2010 гг. Предусматривается, что Программа будет осуществляться в 2 этапа. На I этапе (2004 - 2005 годы) была обеспечена подготовка организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий установленных законодательством Российской Федерации. На II этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда. В реализации I этапа Программы (2004 - 2005 годы) приняли участие 24 муниципальных района области, В 2004 - 2005 годах на реализацию мероприятий Программы было выделено 481,0 - млн. рублей, из них: средств областного бюджета - 164,5 млн. руб.; средств дополнительного финансирования - 316,5 млн. руб. Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета, основными приоритетными направлениями I этапа Программы (2004 - 2005 годы) были определены жилищное строительство, газификация. Водоснабжение и строительство автомобильных дорог в сельской местности. Оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств федерального бюджета, предоставляемого сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. За счет всех источников финансирования введено 31,25 тыс. кв. м жилья, 271 сельская семья смогла улучшить свои жилищные условия. За 2 года введено в действие 328,5 км распределительных газовых сетей, газифицировано 52 сельских населенных пункта. Объем средств областного бюджета в финансировании указанных мероприятий составил 19,3 млн. руб. (28%). Введено в действие 8,4 км локальных водопроводов, обеспечено водой 4 сельских населенных пункта, объем средств областного бюджета составил 6,0 млн. руб. (37,5%). III. Мероприятия Программы Программа призвана способствовать реализации задач в области социально-экономических отношений, и включает мероприятия по научному, организационному и финансовому обеспечению реализации Программы за счет бюджета Орловской области и дополнительного финансирования. Мероприятия по научному обеспечению реализации Программы включают разработку новых технических подходов и технологий жилищного строительства, инженерного обустройства районов области, новых проектных решений по объектам жилищного, социально-культурного назначения с учетом развития фермерства и малого предпринимательства несельскохозяйственного характера, мониторинг процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы сельских поселений, и подготовку предложений и рекомендаций по их регулированию. Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры районов области, а также новое строительство. Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий регионального и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе. Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи. 1. Развитие жилищного строительства в сельской местности Программа предусматривает для улучшения жилищных условий сельских граждан: формирование финансовых, организационных и кредитно финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования; привлечение дополнительного финансирования в жилищное строительство в сельской местности. Выполнение мероприятий согласно Приложению 1 позволит: повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности; обеспечить доступность жилья для сельских граждан с невысокими доходами; сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования; привлечь для финансового обеспечения источники дополнительного финансирования и кредиты коммерческих банков. 2. Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе Предполагается, что участниками мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе на добровольной основе могут быть соответственно: Семья, в которой возраст одного из супругов не превышает 30 лет, один из супругов или супруги являются гражданами Российской Федерации, работают ил изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или организациях социальной сферы села и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении, либо неполная семья, которая состоит из одного молодого родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного и более детей, при условии, что родитель работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или организациях социальной сферы села и которая постоянно проживает или изъявила желание жить в сельской местности, не имеет жилья или нуждается в улучшении жилищных условий в сельском поселении; Граждане Российской Федерации возраст которых не превышает 30 лет и которые закончили высшее (среднее, начальное) профессиональное образовательное учреждение (далее - образовательное учреждение), получили диплом (документ) государственного образца о высшем (среднем, начальном) профессиональном образовании, либо являются учащимися последнего курса образовательного учреждения и изъявили желание не менее 5 лет работать в организациях агропромышленного комплекса или организациях социальной сферы села в соответствии с полученной квалификацией, либо работают после окончания образовательного учреждения в организациях агропромышленного комплекса или организациях социальной сферы села, не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий в сельском поселении. Предполагается, что средства областного бюджета для реализации указанных мероприятий будут предоставляться на безвозвратной основе молодым семьям и молодым специалистам при условии софинансирования ими или работодателями этих мероприятий в объеме не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Расчетную стоимость строительства (приобретения) жилья, используемую для расчета субсидии предлагается определять исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и средней рыночной стоимости одного кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории Орловской области, утвержденной органом исполнительной власти Орловской области. Предполагается, что распределение средств областного бюджета по муниципальным образованиям для реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе будет осуществляться исходя из критериев оценки уровня трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций, числа сельских молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, дифференциации стоимости квадратного метра по Орловской области и доли вклада муниципальных образований в общий объем сельскохозяйственного производства области. Для оценки эффективности указанных мероприятий предусматривается осуществление исследований по изменению уровня трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций по сельским районам области, рынка труда в сельской местности, возрастной и образовательной структуры специалистов, занятых в экономике села, уровня экономической активности сельского населения. Оценка и результаты исследований будут включаться в ежегодный доклад о ходе реализации Программы и при необходимости являться основанием для внесения предложений о корректировке механизма реализации мероприятий Программы. Выполнение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе согласно Приложению 2 позволит: улучшить жилищные условия молодых семей и молодых специалистов на селе; создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи; повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села; создать условия для улучшения демографической ситуации. 3. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности Для реализации в сельской местности повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия: всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах; создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся; более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений села в квалифицированных кадрах. Выполнение мероприятий согласно Приложению 3 позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями. В области будет построено 15 школ на 1771 место. В сфере образования будет сохранено 114 рабочих мест и создано 138 рабочих мест. 4. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности Для осуществления Программы в сельской местности предполагается развитие сети учреждений здравоохранения и совершенствование первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи: укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов; обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативно правового, материально технического и кадрового обеспечения; совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи (дневные стационары и стационары на дому); укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики; развитие института врача общей практики (семейный врач). В результате реализации мероприятий согласно Приложению 4 будет введено в действие районных и участковых больниц на 162 койко-мест, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями даст увеличение на 250 посещений в смену, будет восстановлена сеть фельдшерско-акушерских пунктов. В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий: создание условий для занятий физической культурой, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий; создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью. В сфере сельского здравоохранения, физкультуры и спорта будет сохранено 247 рабочих мест и создано 105 рабочих мест. 5. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности В области развития культуры Программой предусматривается сохранение и развитие культурно-досуговой деятельгости в сельской местности, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам. В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия: проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры; повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры в сельской местности; создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности; привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры; возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований; сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек; улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок. Реализация мероприятий согласно Приложению 5 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию. В результате развития сельских учреждений культуры будет оснащено не менее 100 модельных сельских библиотек компьютерной техникой, средствами доступа к Всемирной глобальной сети Интернет, программным обеспечением. Созданы передвижные клубные, библиотечные и музейные учреждения, оснащенные необходимым культурно-информационным оборудованием (автоклубы, библиобусы, передвижные музеи). В селе Хотимль-Кузьменково Хотынецкого района будет создан историко-культурный центр. 6. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности В разделе предусматриваются мероприятия, направленные на комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания населения в районах области и обеспечение возможности приобретения товаров и услуг по месту жительства. Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности: развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения; организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений; расширение сети организаций общественного питания. Реализация мероприятий согласно Приложению 6 позволит обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг Будет введено в действие организаций розничной торговли и общественного питания 89 единиц, сохранено 36 и создано 44 рабочих места. 7. Развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности Развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания сельского населения будет вестись по следующим направлениям: организация сельскохозяйственного производства; правовое, производственное и техническое консультирование, оказание практической помощи в области маркетинга, менеджмента и других областях, связанных с рыночными преобразованиями в экономике. Предусматриваются следующие мероприятия в области развития информационно-консультационного обслуживания в сельской местности: создание сельских информационно-консультационных центров; предоставление информации о новых методах хозяйствования и технологиях и рекомендации по их применению; организация правового, производственного и технического консультирования; проведение семинаров и курсов по организации несельскохозяйственных видов деятельности. Реализация мероприятий согласно Приложению 7 позволит: создать условия для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания; повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов; создать условия для расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения занятости сельского населения. В сфере информационно-консультационного обслуживания сельского населения будет открыто 3 сельских информационно-консультационных центра и создано 6 рабочих мест. 8. Развитие электрических сетей в сельской местности Для создания комфортных социально-бытовых условий жизни в сельской местности предусматривается развитие электрических сетей, обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей. Рекомендуется провести следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности: обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства; повысить качество потребляемой на селе электроэнергии. Реализация мероприятий согласно Приложению 8 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения сельской местности благодаря реконструкции и техническому перевооружению ВЛ 0,4 кВ (180 км), ВЛ 6-10 кВ (210 км) и сохранить 53 рабочих места. 9. Развитие газификации в сельской местности Для развития в области газификации предусматривается повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности. Программа предполагает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности: осуществить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в районах области; повысить уровень газификации жилого фонда в сельской местности; внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива; повысить эффективность использования природного газа. Выполнение мероприятий согласно Приложению 9 позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Будет газифицировано 9170 единиц домов (квартир). Реализация мероприятий позволит сохранить в системе газификации села 59 рабочих мест и создать дополнительно 22 рабочих места. 10. Развитие водоснабжения в сельской местности Главными задачами развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение. Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению сельских населенных пунктов: строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения; монтаж и ввод в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания воды; проведение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию отечественных технологий и оборудования нового поколения. Выполнение мероприятий согласно Приложению 10 позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой благодаря вводу в действие локальных водопроводов протяженностью 204,1 км и 48 водозаборов, сохранить в системе водоснабжения села 18 рабочих мест и создать дополнительно 177 рабочих места. 11. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности Для развития телекоммуникационных сетей в сельской местности предусматривается обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами. Программа предполагает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей: внедрение предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования; поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные; улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи; осуществление проектирования, разработки, испытания и внедрения новых средств телекоммуникаций и информационных услуг. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно Приложению 11 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта вводом в действие емкостей телефонной сети на 4996 номеров и создать 38 новых рабочих мест. 12. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности согласно Приложению 12 включают приведение в нормативно-техническое состояние ведомственных автомобильных дорог протяженностью 428 км, вводом в действие автомобильных дорог общего пользования протяженностью 456 км, позволяющие сохранить 33 рабочих места. IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Орловской области и источников дополнительного финансирования. Общий объем финансирования Программы в 2004 - 2005 годах составил 481,0 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Орловской области - 164,5 млн. рублей (34 процента) и объемов дополнительного финансирования - 316,5 млн. рублей (66 процентов). Объем финансирования II этапа Программы расчитан исходя из результатов реализации мероприятий I этапа Программы. Средства, выделяемые на реализацию Программы в объеме согласно приложению N 13 определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство. Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, не завершенных строительством, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности. Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих необходимое нормативно - правовое сопровождение социальных преобразований на селе, определены в сумме 3208 тыс. рублей Мероприятия в области научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ согласно Приложению 14 позволят разработать научные и практические рекомендации по развитию жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности и осуществить экспериментальные проекты комплексной застройки села. V. Механизм реализации Программы Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком с участием заинтересованных органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления (по согласованию). Государственный заказчик Программы осуществляет: нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы; разработку методических материалов для исполнителей Программы в Орловской области и районах области; организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы; мониторинг реализации Программы с целью распространения положительного опыта; координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы; контроль за целевым использованием бюджетных средств. VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Управление реализаций Программы осуществляет управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области. Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловской области обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, выполнению соглашений с муниципальными образованиями о финансировании программных мероприятий за счет средств муниципальных образований и внебюджетных источников. VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы Реализация Программы "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года" позволит: улучшить жилищные условия почти 920 сельских семей, обеспечить доступным жильем молодых семей и молодых специалистов 1705 и довести уровень обеспеченности коммунальными услугами до 45%; довести уровень газификации сельских поселений природным газом до 100%, улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, довести электропотребление на бытовые цели до 0,66 мВт*ч на душу населения; повысить долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях на 1771 место; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 50%; повысить уровень обеспеченности больничными койками до 70 койко-мест в Волховском, Троснянском, Сосковском районах, амбулаториями до 100 посещений в смену; довести уровень обеспеченности клубными учреждениями до 210 мест на 1 тыс. человек; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35% учащихся сельской молодежи и 22% работающих в сельской местности; расширить сеть комплексных организаций торгово-бытового обслуживания до 2-3 на каждый район области; повысить уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой через систему водопровода протяженностью 204,1 км; обеспечить ввод 4996 телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 456 км автомобильных дорог и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты на 110 км; сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 704 места и дополнительно создать 770 рабочих мест. В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей. В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения, снижение уровня безработицы в результате сохранения на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 704 рабочих места, создания дополнительных 770 рабочих мест и получения сельским населением дополнительных доходов. В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий. Экономическая эффективность от реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20 - 25 процентов на основе: улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий; сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью; сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке. Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия. При разработке проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства на селе уже на стадии проработки технико-экономического обоснования этих проектов будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищном строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|