Расширенный поиск
Постановление Коллегии Орловской области от 17.11.2006 № 243РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17 ноября 2006 г. N 243 г. Орел Об областной целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы Об областной целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" В целях успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить областную целевую программу "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" (приложение). 2. Направить указанную программу Губернатору Орловской области для рассмотрения и принятия решения о ее внесении в Орловский областной Совет народных депутатов в качестве законодательной инициативы. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии области В.А. Кочуева. Председатель Коллегии Е.С. Строев ПРОЕКТ Областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" ПАСПОРТ областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" |--------------------|------------------------------------------------| |Наименование |Областная целевая программа "Развитие | |программы |сельскохозяйственной потребительской кооперации | | |в Орловской области на 2007-2010 годы". | |--------------------|------------------------------------------------| |Основание для |1. Постановление Коллегии Орловской области от | |разработки |18 июля 2006 г. N 135 "О роли малого бизнеса в | |программы |реализации приоритетного национального проекта | | |"Развитие АПК". | | |2. Приоритетный национальный проект "Развитие | | |АПК" в Орловской области, утвержден | | |Губернатором области 5 января 2006 года. | | |3. Постановление Коллегии администрации | | |Орловской области от 29 декабря 2005 года N 194 | | |"Об утверждении плана мероприятий по реализации | | |приоритетных национальных проектов в Орловской | | |области". | | |4. Постановление Коллегии администрации | | |Орловской области от 29 марта 2006 года N 49 "О | | |мероприятиях по реализации на территории | | |области национального проекта "Эффективное | | |сельское хозяйство" | |--------------------|------------------------------------------------| |Заказчик |Губернатор Орловской области | |про граммы | | |--------------------|------------------------------------------------| |Разработчики |Департамент аграрной политики и | |программы |природопользования Орловской области | | |Департамент экономической политики Орловской | | |области Департамент финансовой политики | | |Орловской области | |--------------------|------------------------------------------------| |Основные цели |Основной целью программы развития | |программы |сельскохозяйственной потребительской кооперации | | |является стимулирование экономической | | |активности сельского населения, способствующее | | |росту занятости и увеличению его доходов, | | |увеличению объемов производства и реализации | | |продукции, повышению эффективности производства | | |продукции за счет повышения роли | | |сельскохозяйственных потребительских | | |кооперативов в обслуживании малых форм | | |хозяйствования, создания сети | | |сельскохозяйственных потребительских | | |кооперативов различного назначения, | | |формирования многоуровневой системы сельской | | |кооперации. | |--------------------|------------------------------------------------| |Основные задачи |Основными задачами программы являются: | |программы |- совершенствование нормативно-методической | | |базы, регулирующей деятельность | | |сельскохозяйственных потребительских | | |кооперативов, их союзов и ассоциаций; | | |- развитие сельскохозяйственных потребительских | | |кооперативов, облегчающих производственную | | |деятельность малым формам хозяйствования; | | |- развитие информационно-консультационного | | |обслуживания малых форм хозяйствования, | | |обучение сельских жителей вопросам создания и | | |деятельности сельскохозяйственных | | |потребительских кооперативов; | | |- кооперация малых форм хозяйствования для | | |оказания услуг населению при производстве и | | |переработке сельскохозяйственной продукции, по | | |сбыту продукции, материально-техническому | | |снабжению и кредитованию; | | |- содействие привлечению инвестиций на цели | | |формирования фонда финансовой взаимопомощи в | | |сельскохозяйственных кредитных потребительских | | |кооперативах; - совершенствование системы | | |управления в сельскохозяйственных | | |потребительских кооперативах, поддержка | | |инициативных групп сельских жителей. | |--------------------|------------------------------------------------| |Основные |Для достижения цели и решения задач программы | |мероприятия |должны быть реализованы следующие программные | |программы |мероприятия: | | |I. Совершенствование нормативно-методического | | |обеспечения деятельности малых форм | | |хозяйствования и сельскохозяйственных | | |потребительских кооперативов. | | |II. Развитие системы финансово-кредитной | | |поддержки малых форм хозяйствования и | | |сельскохозяйственных потребительских | | |кооперативов; | | |III. Улучшение информационно-консультационного | | |обслуживания и научного обеспечения. | | |IV. Обеспечение создания и организации | | |деятельности сельскохозяйственных | | |потребительских кооперативов первого и | | |последующего уровней, их союзов и ассоциаций. | | |V. Развитие системы подготовки кадров для малых | | |форм хозяйствования и сельскохозяйственных | | |потребительских кооперативов. | | |VI. Мониторинг хода выполнения и достигнутых | | |результатов выполнения программы. | |--------------------|------------------------------------------------| |Сроки и этапы |2007-2010 гг. | |реализации |Программа реализуется в 3 этапа: | |программы |1-й - подготовительный; | | |2-й - этап внедрения; | | |3-й - этап распространения. | |--------------------|------------------------------------------------| |Основные |Департамент аграрной политики и | |исполнители |природопользования Орловской области; | |программных |Департамент экономической политики Орловской | |мероприятий |области; | | |Департамент финансовой политики Орловской | | |области | |--------------------|------------------------------------------------| |Объемы и источники |Общий объем финансирования программы | |финансирования |- 371,5 млн. руб.; | |программы |в т.ч. областной бюджет - 40,3 млн. руб. | | |прогнозируемые объемы дополнительного | | |финансирования - 331,2 млн.руб. | | |Финансирование программы по годам: | | |2007 г.- 174,4 млн. руб. | | |в т.ч. областной бюджет - 13,0 млн. руб. | | |прогнозируемые объемы дополнительного | | |финансирования - 161,4 млн. руб. | | |2008 г.- 104,1 млн. руб. | | |в т.ч. областной бюджет - 13,0 млн. руб. | | |прогнозируемые объемы дополнительного | | |финансирования - 91,1 млн. руб. | | |2009 г. - 52,4 млн. руб. | | |в т.ч. областной бюджет - 7,1 млн. руб. | | |прогнозируемые объемы дополнительного | | |финансирования - 45,3 млн. руб. | | |2010 г. - 40,6 млн. руб. | | |в т.ч. областной бюджет - 7,2 млн. руб. | | |прогнозируемые объемы дополнительного | | |финансирования - 33,4 млн. руб. | |--------------------|------------------------------------------------| |Ожидаемые конечные |Результатом реализации программы будет являться | |результаты |достижение как социально значимых, так и прямых | |реализации |результатов: | |программы |1. Реализация программы позволит обеспечить | | |создание за 2006-2010 гг. 140 | | |сельскохозяйственных потребительских | | |кооперативов, в т.ч. 66 заготовительных, 26 | | |снабженческо-сбытовых, 26 перерабатывающих, 22 | | |кредитных. | | |2. Численность членов сельскохозяйственных | | |потребительских кооперативов (малых форм | | |хозяйствования и граждан, ведущих ЛПХ) | | |достигнет не менее 15 тыс. | | |3. Увеличение объемов реализации | | |сельскохозяйственной продукции, производимой в | | |КФХ и ЛПХ, в 2010 году по сравнению с 2005 | | |годом на 22 %. | | |4. Прирост численности занятого и самозанятого | | |сельского населения. | | |5. Увеличение уровня товарности | | |сельскохозяйственного производства в малых | | |формах хозяйствования не менее 10 процентных | | |пунктов. | | |6. Прирост среднегодовых доходов сельских | | |жителей не менее 80 тыс. руб. в год на | | |гражданина, занятого в личном подсобном | | |хозяйстве. | | |7. Суммарный объем паевых фондов СПоК | | |увеличится до 230 млн. руб. | | |8. Общий объем фонда финансовой взаимопомощи | | |СКПК составит 120 млн. руб. | | |9. Объем выданных займов СКПК увеличится до 145 | | |млн. руб. | |--------------------|------------------------------------------------| 1. Характеристика проблемы, на которую направлена программа За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) и личные подсобные хозяйства граждан (ЛПХ), индивидуальные предприниматели (далее - "малые формы хозяйствования"), их союзы и ассоциации, кооперативы стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом. Завершение этапа становления деятельности малых форм хозяйствования требует решения новых задач его развития, определения стратегии, соответствующей новым потребностям экономического развития страны. В Орловской области функционирует 1396 К(Ф)Х (общая площадь пашни 156,6 тыс. га, в среднем на хозяйство 112 га); 118,8 тыс. ЛПХ (74,0 тыс. га или 0,62 га на одно хозяйство). Малые формы хозяйствования выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций. КФХ и ЛПХ играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на региональном и локальных продовольственных рынках. В аграрном комплексе Орловской области удельный вес малого бизнеса в общем объеме производства продукции сельского хозяйства с каждым годом возрастает. На долю хозяйств населения в 2005 году приходилось 53,2% стоимости продукции сельского хозяйства, произведенной во всех категориях хозяйств, в том числе производство продукции животноводства составило 56,9%, а растениеводства - 50,7%. Хозяйства населения являются основными производителями картофеля (97,1%), овощей (95,2%) (приложение 1), высока их доля в производстве мяса (53,0%), молока (42,0%), яиц (65,4%) (приложение 2). Вместе с тем, решая, прежде всего, проблему собственного продовольственного обеспечения большая их часть носит натуральный потребительский характер: в 2004 году уровень товарности молока в хозяйствах населения составил 44% (по РФ - 20,1%), скота и птицы - 31,5% (по РФ - 32,9%), картофеля - 39,4% (по РФ - 10,3%), овощей - 17,6% (по РФ - 9,7%). Важную роль играют малые предприятия агробизнеса в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения. Из крупных и средних сельскохозяйственных предприятий России в период с 1990 г. по 2003 г. уволилось 5 млн. человек, и сектор КФХ, ЛПХ, малого предпринимательства сыграл роль социального амортизатора, особенно на территориях с низкой плотностью населения, где сельскохозяйственные предприятия понесли значительные потери и высок удельный вес хронически убыточных и обанкротившихся предприятий. КФХ, ЛПХ, сельские предприниматели способствуют сохранению сельского расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим. В силу того, что преобладающая часть КФХ и ЛПХ ведет менее специализированное по сравнению с крупными предприятиями аграрное производство и выращивает относительно более широкий набор сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный вклад в сохранение биоразнообразия агроценозов, обеспечение их устойчивости, улучшение экологической ситуации в сельской местности. В перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего, КФХ и высокотоварных ЛПХ) усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции "экологического сельского хозяйства", предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией). В результате реформирования неплатежеспособных крупных и средних сельскохозяйственных организаций значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в КФХ и высокотоварные ЛПХ. Особенно возрастет роль малых форм хозяйствования в районах области с низкой плотностью населения, где они выполняют селообразующие функции. В то же время, в настоящее время производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования используется недостаточно эффективно, они испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем. Во-первых, не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства. Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан. Во-вторых, фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации. В-третьих, не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания малых форм хозяйствования. В процессе хозяйственной деятельности они испытывают проблемы по снабжению качественным семенным материалом, племенным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами, имеются проблемы со сбытом произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.), недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам. В большинстве ЛПХ используются низкомеханизированные технологии, в результате высоки затраты ручного труда, что снижает конкурентоспособность производимой продукции и престижность сельскохозяйственного труда. В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации. В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность. Структурная перестройка аграрной экономики не сопровождалась адекватным развитием инфраструктуры ведения малого бизнеса и кооперативных форм хозяйствования, что создавало серьезные трудности по материально-техническому снабжению ЛПХ и КФХ, сбыту продукции, по привлечению кредитных ресурсов и, в конечном счете, стало тормозом в динамичном развитии этого сектора аграрной экономики. В результате несбалансированной политики в отношении малого бизнеса площадь пашни, обрабатываемой в ЛПХ Орловской области, сократилась со 102,9 тыс.га в 2000 году до 74,0 тыс.га на конец 2005 года (приложение 8). В ЛПХ сокращается численность крупного рогатого скота с 59,1 тыс.гол. в 2001 году до 47,9 тыс.гол. в 2005 году (приложение 7), при этом наибольшее снижение поголовья животных допущено во Мценском районе с 3,1тыс.гол. до 1,8тыс.гол., Шаблыкинском - с 1,0 тыс.гол. до 0,7 тыс.гол., Сосковском - с 1,3 тыс.гол. до 0,9 тыс.гол, Кромском - с 2,8 тыс.гол. до 1,9 тыс.гол. Численность коров в ЛПХ области за тот же период сократилась с 40,2 тыс.гол. до 27,1 тыс.гол. Наибольшее снижение поголовья коров отмечается во Мценском районе с 2,1 тыс.гол. до 1,1 тыс.гол., Шаблыкинском - с 0,9 тыс.гол. до 0,5 тыс.гол., Свердловском - с 1,4 тыс.гол. до 0,8 тыс.гол. Аналогичная тенденция и по численности свиней - за анализируемый период поголовье свиней уменьшилось на 25,7 тыс.гол. и составило в 2005 году 109,4 тыс.гол. При этом во Мценском районе численность свиней уменьшилась с 4,6 тыс.гол. до 2,1 тыс.гол., Корсаковском - с 1,8 тыс.гол. до 1,0 тыс.гол., Кромском - с 7,8 тыс.гол. до 4,4 тыс.гол., Знаменском - с 2,7 тыс.гол. до 1,6 тыс.гол. В результате уменьшения численности животных в ЛПХ сокращаются объемы производства продукции в этом секторе экономики: по сравнению с 2000 годом объем производства молока снизился на 21,1% и составил в 2005 году 123,5 тыс.т., объем производства скота и птицы в живом весе за тот же период уменьшился с 36,8 тыс.т. до 32,2 тыс.т. В последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения объемов производства продукции в КФХ, в частности, объем производства зерна по сравнению с 2000 годом увеличился в 3,2 раза и составил в 2005 году 329,9 тыс.тонн. Таким образом, в общем объеме производства доля этого сектора составила 19,8%. Вместе с тем, объемы производства продукции в КФХ недостаточны для заполнения ниши, образовавшейся с началом реформ из-за сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в крупных и средних сельскохозяйственных организациях. Выравниванию конкурентной среды в агробизнесе, созданию благоприятных экономических условий для эффективного ведения малого предпринимательства на селе будет способствовать реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК", одним из направлений которого является стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, в том числе реализация мер государственной поддержки этого сектора экономики. Цель данного направления - создание цивилизованной системы функционирования малых форм бизнеса на основе организации доступного кредитования, формирования потребительских кооперативов по сбыту и переработке продукции, материально-техническому снабжению и производственному обслуживанию и выполнению других функций. Толчок для развития субъектов малого предпринимательства как показывает мировой и отечественный опыт может дать возрождение кооперации как особой хозяйственной системы. Принципы, на которых базируется кооперация - добровольность, непосредственное участие в управлении кооперативом, равноправие и доверие, доступность для всех членов кооператива информации о его деятельности, обеспечивают ей надежность и стабильность. При этом если кооперативам оказать стартовую государственную поддержку, то малый бизнес получит мощный дополнительный ресурс развития и качественного роста. Как показывает зарубежный и отечественный опыт развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов содействует: Ц снижению производственных и трансакционных издержек сельскохозяйственных производителей и, следовательно, росту их доходов; Ц повышению надежности обслуживания и качества предоставляемых сельхозпроизводителям услуг; Ц улучшению доступа крестьян к рынкам материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и сырья и, следовательно, повышению товарности аграрного производства; Ц контролю ресурсных и продуктовых рынков со стороны сельскохозяйственных производителей; Ц существенной экономии рабочего времени у членов кооператива за счет принятия кооперативом на себя отдельных трудоёмких процессов, укреплению духа коллективизма; Ц развитию конкуренции в сфере агробизнеса, что ограничивает монополистическое поведение крупных коммерческих агропромышленных формирований; Ц сокращению потерь сельскохозяйственных производителей от диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства и услуги для сельского хозяйства и смягчению указанного диспаритета; Ц повышению качества товаров и услуг для потребителей сельскохозяйственной продукции и сырья; Ц распространению инноваций в сельском хозяйстве и других отраслях АПК, в управлении производством, бухучете, торговле и др.; Ц диверсификации сельской экономики, расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения; Ц выведению сферы услуг на селе, хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств из теневой экономики; Ц расширению налогооблагаемой базы муниципальной экономики, что укрепляет местные бюджеты и создает благоприятные условия для реформы местного самоуправления; Ц консолидации экономических и социальных интересов сельскохозяйственных производителей, росту их социального статуса, повышению эффективности аграрного лобби. Членами и клиентами сельскохозяйственных потребительских кооперативов в основном являются малые формы хозяйствования, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции. Каждый в отдельности хозяйствующих субъект производит сельскохозяйственную продукцию, как правило, в небольших объемах и в силу этого не способен выгодно для себя ее продать, эффективно использовать основные средства ввиду более высоких затрат на реализацию и материально-техническое снабжение в расчете на единицу продукции (ресурса). Незначительные объемы производства в каждом из субъектов малых форм хозяйствования ограничивают степень их доступности к рынкам снабжения и сбыта, позволяющим дороже продать продукцию и дешевле приобрести материально-технические ресурсы. Крупные торговые и снабженческие организации не хотят взаимодействовать с малыми формами хозяйствования из-за больших издержек. Такое положение приводит к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования, снижению эффективности ее производства, уменьшению занятости и доходов сельского населения. Наряду с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами функции по обслуживанию и рыночной интеграции КФХ и ЛПХ выполняет сохранившаяся с советских времен система потребительской кооперации во главе с Центросоюзом Российской Федерации. В настоящее время потребительская кооперация является важной составляющей инфраструктуры села и активно участвует в развитии агропромышленного комплекса. Она производит закупки у населения сельскохозяйственной продукции, перерабатывает и реализует ее. Получили широкое распространение различного рода неформальные объединения, имеющие сходные с кооперативами черты, которые в целом можно отнести к стихийным незарегистрированным кооперативам. Они возникают между сельскохозяйственными производителями всех форм собственности, но особенно часто - между коллективными сельскохозяйственными предприятиями и владельцами личных подсобных хозяйств, между ЛПХ в форме соседской и родственной взаимопомощи, а также между крестьянскими хозяйствами. Доступ малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, другим услугам обеспечивается путем привлечения к решению этой проблемы существующих структур: сельскохозяйственных организаций, потребительских обществ, индивидуальных предпринимателей, снабженческо-сбытовых предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. При этом в ряде муниципальных образований приведенные выше варианты достаточно хорошо развиты и адаптированы к условиям оказания услуг малым формам хозяйствования. Положительный опыт работы в этом направлении накоплен в ОАО "Молочный комбинат "Орловский", который реализует программу "Частное молоко Орловщины" по закупке молока в хозяйствах населения. Данная программа стартовала осенью 2004 года. За это время завод закупил и установил 21 танк-охладитель, 13 автомобилей УАЗ для доставки молока от населения до приемных пунктов. Объем инвестиций в 2005 году составил 20 миллионов рублей. За 2005 год заготовлено на молокоприемных пунктах 6780 тонн молока (в том числе от населения 2300 тонн). В результате реализации программы создано 63 рабочих места. В 2006 году запланировано приобрести и установить 12 танков-охладителей, 10 автомобилей УАЗ мини молоковозов. Планируется заготовить в 2006 году 9 тыс. тонн молока (в том числе от населения 3300 тонн). На осуществление этой программы завод инвестирует 10 млн. рублей. Таким образом, 33 молокоприемных пункта будут готовы к приемке молока от населения, укомплектованы кадрами, лабораторным оборудованием, специализированным автотранспортом. Общая численность занятых составит 100 человек. В 1997 году в Верховском районе образованы две структуры по закупке молока у населения в форме индивидуальных предпринимателей (И.П. Куракова Г.А. и И.П. Сазонов В.В.). И.П. Куракова Г.А. обслуживает 5 сельских администраций, на территории которых находится 640 личных подсобных хозяйств, в которых имеется 830 голов коров. В 2005 году закуплено 1600 тонн молока или в расчете на 1 корову - 1930 кг. Имеется 2 молоковоза, работают 17 молокосборщиков, 1 лаборант. И.П. Сазонов В.В. имеет 2 молоковоза, работают 17 молокосборщиков, 1 лаборант. Обслуживает личные подсобные хозяйства, в которых имеется 780 голов коров. За 2005г. И.П. Сазонов В.В. закупил 1350 тонн молока или 1730 кг на 1 корову. Сдерживающим фактором развития малого бизнеса является недоступность финансовых ресурсов для значительной части экономически активного населения и субъектов малого предпринимательства в сельской местности в действующих финансовых организациях. Действующие банковские организации не имеют в сельской местности достаточно развитой сети филиалов. Кроме того, процедура оформления банковских кредитов весьма громоздка, сложна, длительна и требует наличия залогового имущества, которого сельские заемщики чаще всего не имеют. Указанные недостатки способна устранить сельскохозяйственная кредитная кооперация. Не менее важной предпосылкой развития сельской кредитной кооперации является возможность использования в качестве инвестиционного потенциала временно свободных денежных средств населения для развития аграрной экономики и сельских территорий региона. Опыт работы СКПК "Взаимопомощь" подтверждает высокую эффективность кооперативной формы кредитования граждан. СКПК "Взаимопомощь" был создан 7 февраля 2000 г. в соответствии с постановлением Главы администрации Новосильского района Орловской области при поддержке Министерства международного развития Правительства Великобритании и администрации Орловской области. Основной деятельностью кооператива является оказание микрофинансовых услуг: предоставление займов и размещение сбережений. Первые займы СКПК "Взаимопомощь" предоставил в мае 2000 г. Всего за время работы предоставлено 3924 займа на сумму более 76 млн.руб. Первоначально в кооперативе объединились 25 пайщиков, на 1 января 2004 года участниками стали 952, а на 1 января 2005 г. - 1377 человек. В 2000 году было выдано всего 23 займа, в 2001, 2002, 2003, 2004 и в 2005 гг. число предоставленных кооперативом займов составило, соответственно, - 117, 597, 865, 1100 и 1203. В конце 2003 г. кооператив начал активную работу по принятию сбережений. На 1 января 2005 г. число пайщиков, имеющих сбережения, составило 168 человек, а общая сумма сбережений - 1 млн. 517 тыс.руб., а на 01.01.2006 г. сумма принятых сбережений составила уже 4 млн. 900 тыс.руб. Свидетельством развития и устойчивой работы кооператива является тот факт, что в 2004 году создано структурное подразделение СКПК "Взаимопомощь", которое осуществляет свою деятельность в г. Орле. В настоящее время ведется работа по расширению зоны обслуживания личных подворий, а также по оказанию других услуг населению. В настоящее время можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг: - несовершенство правовых, организационно-экономических и социальных механизмов кооперирования и интегрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в области производства и реализации продукции, материально-технического снабжения и сбыта продукции, оказания транспортных услуг и услуг по проведению полевых и уборочных работ; - низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов; - недоступность банковских кредитов, слабое развитие интегрированных систем оказания финансовых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления; - низкий уровень информированности сельского населения о преимуществах кооперации; - низкий уровень правовой культуры на селе, практическое отсутствие информированности населения о законодательных условиях деятельности; - высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты. В силу указанных выше и других факторов назрела необходимость разработки целевой программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществление которой способствовало бы облегчению доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта готовой продукции, снабжению материально-техническими ресурсами, услугам по выполнению полевых и транспортных работ, капиталу, информации и т.д. Целевая программа разработана исходя из общих целей и основных принципов социально-экономической политики области, а её реализация будет способствовать улучшению социально-экономической ситуации, росту занятости и доходов сельского населения, активизации сектора малого предпринимательства в сельской местности и повышению эффективности АПК региона в целом. Областная целевая программа позволит комплексно решать задачи по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации на основе осуществления организационных, финансово-экономических, информационных и других мероприятий, взаимоувязанных между собой по ресурсному обеспечению, исполнителям и срокам реализации. 2. Цель, задачи и этапы реализации программы Основной целью областной программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов является стимулирование экономической активности сельского населения, способствующее росту занятости и увеличению его доходов, увеличение объемов производства и реализации продукции, повышение ее эффективности, уровня занятости и доходов сельского населения путем обеспечения доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, переработке продукции и услугам за счет создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов разных видов. Цель - повышение роли сельскохозяйственных потребительских кооперативов в обслуживании малых форм хозяйствования, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного назначения, формирование многоуровневой системы сельской кооперации и за счет этого - улучшение использования ресурсного потенциала малых форм хозяйствования, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и повышение ее эффективности. Основными задачами, позволяющими достигнуть цель, поставленную программой развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, являются: Ц совершенствование правовой базы и нормативно-методического обеспечения, регулирующих деятельность малых форм хозяйствования и обеспечивающих государственную поддержку развития малых форм хозяйствования, их кооперативов, союзов и ассоциаций; Ц развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снабжению, обслуживанию, оказанию услуг и другим видам деятельности, облегчающим производственную деятельность малых форм хозяйствования; Ц развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования, обучение сельских жителей вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, новым технологиям, организации производства сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции, решению экономических и финансовых проблем, оказание юридической помощи, предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым формам хозяйствования; Ц кооперация малых форм хозяйствования для оказания услуг населению при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, сбыту этой продукции, материально-техническому снабжению; Ц создание на базе малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов демонстрационных хозяйств по различным направлениям деятельности; Ц распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, накопленного как в области, так и в других регионах России, а также в зарубежных странах; Ц содействие привлечению инвестиций на цели формирования фонда финансовой взаимопомощи в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; Ц разработка и совершенствование системы управления в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, поддержка инициативных групп сельских жителей; Ц отработка механизма создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц привлечение сельскохозяйственных потребительских кооперативов для выполнения государственного заказа. Реализация программы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации осуществляется в 3 этапа: 1. Подготовительный; 2. Внедрение; 3. Распространение. В подготовительный этап включены работы, которые должны способствовать осуществлению программы: 1. Формирование механизма управления реализацией программы. 2. Подготовка проектов разрешительно-распорядительных и законодательных документов, необходимых для реализации программы и обеспечение контроля (мониторинга) за их принятием и доведением до исполнителей и малых форм хозяйствования. 3. Обеспечение прохождения указанных выше проектов по инстанциям и доведения принятых документов до малых форм хозяйствования и кооперативов. 4. Обеспечение подготовки и тиражирования типовых учредительных и образцов локальных документов по созданию и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 5. Информационно-консультационное обеспечение малых форм хозяйствования по вопросам создания и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 6. Содействие формированию инициативных групп по организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного профиля, их информационно-консультационное сопровождение. 7. Содействие подбору специалистов для управления и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов разного профиля и их обучение. Продолжительность первого этапа составляет 4 месяца от начала реализации программы. Основными результатами реализации первого этапа являются: Ц принятые к исполнению законодательные и другие разрешительно-распорядительные документы; Ц разработанные проекты типовых учредительных и образцы внутрихозяйственных документов по созданию и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц издание информационных материалов и опубликование статей по вопросам создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц создание инициативных групп; Ц проведение семинаров и обучение специалистов. На этапе внедрения проводится непосредственно работа по обеспечению создания и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного профиля. В частности: 1. Обеспечение создания новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе содействие: Ц организации проведения предварительных собраний инициативных групп; Ц разработке учредительных документов и бизнес-планов деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц проведению учредительных собраний сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц регистрации кооперативов, изготовлению печатей и открытию счетов; Ц проведению общих собраний сельскохозяйственных потребительских кооперативов и утверждению внутренних документов. 2. Совершенствование работы ранее учрежденных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе содействие: Ц разработке бизнес-планов реорганизации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц реорганизации сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц информационно-консультационному обслуживанию. 3. Обеспечение организации деятельности вновь созданных и действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе содействие: Ц обучению персонала; Ц информационно-консультационному обслуживанию.4. Организация информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования. 5. Мониторинг деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования. 6. Разработка предложений по совершенствованию нормативной базы, позволяющих устранить выявленные в ходе реализации программы недостатки создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 7. Обеспечение создания демонстрационных сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования различного вида деятельности; 8. Подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о ходе реализации программы и ее результатах. Результатом реализации этого этапа программы будет являться достижение как социально значимых, так и прямых результатов: 1. Создание 95 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. 51 заготовительных, 7 снабженческо-сбытовых, 15 перерабатывающих, 22 кредитных. 2. Увеличение объемам реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в КФХ и ЛПХ, в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 7,1% и в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 14,6%. 3. Прирост численности занятого и самозанятого сельского населения. 4. Увеличение уровня товарности сельскохозяйственного производства в малых форм хозяйствования не менее 10 процентных пунктов. На этапе распространения предусмотрено распространение программы на муниципальные образования и населенные пункты, в которых малые формы хозяйствования еще не охвачены кооперацией. Поэтому на этом этапе обеспечивается содействие выполнению следующих работ: 1. Формированию инициативных групп по организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного профиля, их обучению и информационно-консультационному сопровождению. 2. Подбору специалистов для сельскохозяйственных потребительских кооперативов разного профиля и их обучению. 3. Созданию новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 4. Совершенствованию работы ранее созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 5. Организации деятельности вновь созданных и ранее действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 6. Обучению руководителей и специалистов разных органов управления государственной власти, малых форм хозяйствования вопросам развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 7. Информационно-консультационному обслуживанию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования. Проводится: 1. Мониторинг деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования. 2. Подготовка ежеквартальных, ежегодных и заключительного отчета о ходе реализации программы и ее результатах. Результативными показателями этапа распространения будут общие и прямые показатели выполнения программы: 1. Численность членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов - малых форм хозяйствования и граждан, ведущих ЛПХ, достигнет не менее 15 тысяч. 2. Прирост среднегодовых доходов сельских жителей достигнет не менее 80тыс.руб. в год на гражданина, занятого в личном подсобном хозяйстве. 3. Суммарный объем паевых фондов СПоК увеличится до 230 млн.руб. 4. Общий объем фонда финансовой взаимопомощи СКПК составит 120 млн.руб. 5. Объем выданных займов СКПК увеличится до 145 млн.руб. 3. Основные программные мероприятия Механизм реализации заявленных целей и задач программы - это система скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов. Для достижения цели и решения задач программы по созданию и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов должны быть реализованы следующие программные мероприятия: I. Совершенствование нормативно-методического обеспечения деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. II. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; III. Улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения. IV. Создание и организация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого и последующего уровней, их союзов и ассоциаций. V. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. VI. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. VII. Мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов выполнения программы. 3.1. Совершенствование нормативно-методического обеспечения деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Целью данного мероприятия является совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения во всех сферах системы поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, необходимых для выполнения целей программы: Ц финансово-кредитной поддержки; Ц информационно-консультационного обеспечения; Ц подготовки и повышение квалификации работников; Ц использования земли и имущества; Ц налогообложения и т.д. 3.2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Одним из главных препятствий на пути создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов является недостаток у потенциальных членов кооператива стартового капитала для покупки техники и оборудования при низком уровне доступности кредитных ресурсов коммерческих банков и отсутствие значимой государственной поддержки. Поэтому одной из основных задач программных мероприятий является формирование адекватной рынку многоканальной системы финансовой поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов за счет средств областного бюджета и дополнительных источников финансирования (федерального бюджета, муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц, инвестиционных компаний). Основными направлениями финансово-кредитной поддержки являются: Ц финансирование малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках программ поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; Ц создание гарантийного фонда по кредитам банковских и лизинговых организаций; Ц формирование целевого фонда финансово-кредитной поддержки впервые образованных сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц содействие в развитии сети кредитных кооперативов; Ц поддержка сельскохозяйственных кредитных и страховых потребительских кооперативов; Ц содействие расширению сети филиалов и дополнительных офисов коммерческих банков; Ц разработка системы финансово-кредитной поддержки, обеспечивающей взаимодействие кредитных кооперативов с коммерческими банками и малыми формами хозяйствования; Ц создание механизма квотирования ресурсов, используемых на развитие малых форм хозяйствования в сельской местности; Ц разработка нормативно-правовых документов, обеспечивающих эффективное функционирование системы финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования. Эти меры направлены на обеспечение гарантированного участия малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в программах поддержки АПК и малого предпринимательства, финансируемых из областного бюджета, создание для малых форм хозяйствования равных с крупными предприятиями условий хозяйствования, развитие конкурентной среды в АПК. 3.3. Улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения. Информационно-консультационное обеспечение малых форм хозяйствования является одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Информационное и консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусматривает: 1. Формирование на областном уровне системы информационного обеспечения малых форм хозяйствования, содержащей сведения о: Ц нормативно-правовой базе функционирования малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединениях малых форм хозяйствования; Ц существующих организациях инфраструктуры поддержки малых форм хозяйствования и характере предоставляемых ими услуг; Ц органах государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих контрольные и надзорные функции; Ц существующих организациях по обучению, оказанию информационных, консультационных, маркетинговых, финансовых, лизинговых и прочих видов услуг для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и условиях предоставления ими услуг; Ц программах и проектах развития отраслей экономики региона и муниципальных образований, условиях участия в них малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц реализуемых программах и проектах, способствующих развитию малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц проводимых конкурсах, условиях конкурсного отбора. 2. Создание пунктов коллективного доступа к системе информационного обеспечения малых форм хозяйствования. 3. Оказание консалтинговых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственным потребительским кооперативам. 4. Издание информационных материалов для малых форм хозяйствования и кооперативов, в том числе брошюр, справочников, каталогов и т.д. 5. Информационную поддержку малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов через средства массовой информации и информационную систему Интернет. Для улучшения информационно-консультационного обеспечения развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет реализовано: Ц создание единой интегрированной сети сельских информационно-консультационных служб, работающих в едином информационном и правовом поле, объединяющих кадровый и ресурсный потенциал региона; Ц развитие в сельской местности современных систем коммуникации; Ц финансовая поддержка из областного бюджета на стадии создания и развития деятельности с постепенным увеличением доли финансирования за счет доходов от оказания платных услуг; Ц организация обучения и консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, в т.ч. мелких, основанных на семейном труде. Ц обеспечение взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе кооперации, развития договорных отношений, разработки взаимовыгодных схем сотрудничества; Ц организация обратной связи посредством создания информационно-мониторинговых систем (ценовой мониторинг, финансово-экономический мониторинг, статистический мониторинг, технологический мониторинг) и предоставление сельскому населению доступа к информационным ресурсам; Ц создание в муниципальных образованиях информационно-консультационных пунктов; Ц компьютеризация служб, применение новых информационных технологий (в частности, технологии Internet, правовых и финансово-аналитических систем и др.), развитие современных средств связи; Ц техническое перевооружение существующих служб в соответствии с новыми достижениями науки и техники в области информатики: развитие систем коммуникаций, улучшение каналов связи, замена оборудования и т.д.; Ц отработка системы обмена информацией между сельскими, муниципальными, региональными и республиканскими информационно-консультационными центрами, органами управления АПК; Ц создание условий для размещения на безвозмездной основе в средствах массовой информации материалов информационно-консультационного характера, а также передового опыта; Ц создание условий для привлечения в информационно-консультационные центры высококвалифицированных специалистов в различных областях экономики и сельскохозяйственного производства; Ц организация обучения специалистов ИКЦ; Ц организация работ по созданию новых кооперативов, расширение числа членов в существующих кооперативах; Ц создание сети демонстрационных объектов по основным направлениям деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в целях демонстрации передового опыта ведения сельскохозяйственного производства, агробизнеса, апробации и распространения передовых технологий. Планируется публикация в средствах массовой информации материалов о государственной программе поддержки и развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, подготовка выпуска справочной, нормативно-методической литературы, будет расширена подписка на специализированные журналы ("Вестник кооперации", "Сельский кредит", "Вестник АККОР" и др.). В целях популяризации системы сельской кредитной кооперации в области планируется выпуск рекламных материалов и буклетов о деятельности кредитных кооперативов. Для повышения информированности населения о роли сельской кредитной кооперации в развитии сельских территорий, создания общественного мнения о кредитных кооперативах как важном финансовом институте, оказывающем большой спектр услуг сельским жителям, будут широко использоваться средства массовой информации. В рамках реализации приоритетного национального проекта ведущая роль по выполнению данного мероприятия отводится лЦентру информационного обеспечения и мониторинга реализации ПНП "Развитие АПК" ОАО "Россельхозбанк", в задачи которого входит информационное, рекламное обеспечение ПНП. Будет налажено постоянное взаимодействие областных служб с Центром. Программой предусматривается также участие в методическом, организационном и информационном обеспечении на весь период осуществления областной целевой программы Фонда развития сельской кредитной кооперации, Союза сельских кредитных кооперативов России, региональных союзов СКК, АККОР и других организаций. 3.4. Подготовка кадров для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Для успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет организована постоянно действующая система подготовки и повышения квалификации фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей, специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе сельских кредитных и страховых кооперативов, информационно-консультационных организаций, государственных и муниципальных служащих, ответственных за регулирование деятельности и поддержку малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Подготовка и переподготовка кадров для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет проводиться на базе УФГСЗ по Орловской области, ИПППК при ОрелГАУ и других организаций. В реализации данного направления будут участвовать: - "Центр информационного обеспечения и мониторинга реализации ПНП "Развитие АПК", созданный при ОАО "Россельхозбанк"|, в одну из основных задач которого входит организация учебно-просветительской, консультационной деятельности ПНП "Развитие АПК"; - учебно-консультационный центр "Кооперативный кредит" (г. Москва) и региональный учебный центр сельской кредитной кооперации, которые входят в состав национального кооперативного консорциума и организуют учебный процесс с использованием специально разработанных, обучающих материалов, привлечением подготовленных преподавателей для проведения интерактивного и дистанционного обучения актуальным проблемам создания и организации деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; - ОрелГАУ, организующий процесс подготовки специалистов для работы в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, по специальностям: финансы и кредит, бухгалтерский учет, менеджмент и др. В плане подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предусматривается: Ц подготовка кадров, в том числе на основе средств, выделяемых из федерального бюджета для организации обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности, осуществления правовой, организационно-методической поддержки начинающим предпринимателям из числа безработных и незанятых граждан; Ц повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц проведение семинаров, конференций, "круглых столов"; Ц изучение и распространение положительного опыта деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 3.5. Создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Одним из условий успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на селе является создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Система сельскохозяйственных потребительских кооперативов представляет совокупность кооперативов различных видов и уровней, в организационно-правовом и функциональном отношениях объединенных на национальном уровне, с одной стороны, в единый союз, а с другой - в хозяйственную организацию, способную взаимодействовать с зарубежными кооперативными организациями и их объединениями (союзами) и успешно конкурировать с холдингами и другими объединениями крупного бизнеса. Стратегия развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусматривает поэтапное формирование многоуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными и иными учреждениями и организациями. В рамках данного мероприятия предусмотрено выполнение следующих работ: 1. Провести оценку потребности объединения сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 2. Содействовать созданию кооперативов последующих уровней, ассоциаций, союзов и других объединений сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 3. Отработать механизмы взаимодействия между кооперативами, объединенными в ассоциации, союзы, кооперативы последующих уровней. Предусматривается формировать систему сельскохозяйственной потребительской кооперации по принципу многоступенчатой (трёх-четы рех ступенчатой) системы. Базисными организациями (организациями первого уровня) в этом случае являются местные сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В начальный период формирования системы наряду с региональными кооперативами или без их создания первичные кооперативы могут объединяться в межрайонные кооперативы (кооперативы второго уровня). На уровне области будут создаваться региональные кооперативы (кооперативы третьего уровня). Второй (третий) уровень формируется кооперативами на добровольной основе путем создания ряда кооперативных структур (региональных и межрайонных кооперативов, союза и учебно-консультационного и информационного центра). На национальном уровне - организация четвертого уровня, которая оказывает поддержку и помощь в работе организациям других ступеней. 3.6. Совершенствование механизмов использования имущества для развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Предусматривается реализовать комплекс мероприятий, способствующих упрощению доступа сельских жителей к неиспользуемым основным фондам, прежде всего к помещениям и оборудованию, повышению эффективности использования областного имущества для развития производственной деятельности существующих и вновь созданных малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В рамках данного мероприятия предусмотрено: Ц осуществить сбор и обобщение информации о неэффективно использующихся производственных мощностях крупных и средних организаций, условиях и порядке их сдачи в аренду, при этом особое внимание будет обращено на предприятия-банкроты; Ц обеспечить разработку, апробацию и внедрение механизма передачи и сдачи в аренду сельским жителям, желающим организовать или расширить производство, неиспользуемых производственных площадей и прочего имущества крупных организаций, имущества ликвидируемых организаций и незавершенных объектов производственного назначения; Ц обеспечить разработку и осуществление различных экономических схем взаимодействия между сельскохозяйственными организациями, КФХ и ЛПХ по откорму крупного рогатого скота, свиней, реализации продукции, обеспечению материально-техническими ресурсами, использованию земли, выполнению механизированных работ и т.д.; Ц обеспечить подготовку и систематическое освещение в СМИ информации о наличии и местоположении готового к сдаче в аренду и (или) продаже государственного и муниципального имущества и условий сдачи в аренду (продажи) этого имущества, о проводимых конкурсах на размещение государственного и муниципального заказа на поставку продукции и условиях участия в них малых форм хозяйствования. В результате реализации мероприятий будет достигнуто упрощение доступа сельских жителей к использованию объектов областного и муниципального имущества, расширение возможностей и повышение эффективности использования имущества для расширения обеспечения занятости и самозанятости сельских жителей, а также упрощение механизма передачи этого имущества сельским жителям в том числе, через создание на его базе демонстрационных малых форм хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 3.7. Мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов выполнения программы Предусмотрена система текущего контроля как исполнителями и заказчиком программы, так и проведение независимого мониторинга хода и достигнутых результатов реализации программы. В рамках данного мероприятия программы предусмотрено: 1. Определение периодичности сбора данных на разных уровнях реализации программы, а также системы их хранения и обновления. 2. Сбор данных. 3. Анализ данных в соответствии с разработанными методиками. 4. Социологические исследования хода выполнения программы. а) Социологические исследования в сельскохозяйственных потребительских кооперативах. б) Социологические исследования КФХ, ЛПХ и других малых форм хозяйствования. в) Комплексное обследование методом фокус-групп. 5. Монографическое обследование. 6. Обобщение результатов мониторинга и разработка предложений по совершенствованию реализации программы. 4. Обоснование ресурсного обеспечения программы Реализация мероприятий областной целевой программы подкрепляется соответствующим ресурсным обеспечением. Источниками финансирования программных мероприятий являются: - средства областного бюджета; - дополнительные источники финансирования (средства федерального и муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов, заемные средства, собственные средства участников программы). Заемные средства - кредиты банков, займы фондов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Размер заемных средств зависит от требований банков к оформлению документов, к форме и объему обеспечения возврата заемных средств. Объем собственных средств определяется с учетом возможности выделения средств участниками программы, выявленными в ходе проведения опроса, условий, на которых будут формироваться паевые взносы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, уровня доходности деятельности участников программы и т.д. Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов включает, с одной стороны, меры по поддержке малых форм хозяйствования, что содействует расширению социальной базы кооперации, с другой стороны, - собственно самих кооперативов. При этом речь идет как о выделении необходимых ресурсов, так и о совершенствовании организационно - институционального механизма их распределения, что включает меры по развитию на селе сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов и других организаций (региональных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, фондов поддержки сельского развития и др.). 1. Поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации включает: - выделение бюджетных субвенций на формирование стартового капитала кооперативов первого и второго уровней; - выделение бюджетных субсидий на возмещение процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным займам в кредитных кооперативах; - субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; - субсидирование части затрат, связанных с уплатой комиссии по договорам поручительства в обеспечение кредитов и займов, привлекаемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; - выделение гарантий Орловской области и муниципальных образований сельскохозяйственным потребительским кооперативам первого и второго уровней; - предоставление финансовой помощи вновь создаваемым кооперативам при осуществлении организационных расходов (аренда офисов, приобретение оргтехники, оплата консультантов и т.п.); - предоставление вновь создаваемым и действующим кооперативам целевых долгосрочных бюджетных кредитов; - обеспечение участия сельскохозяйственных потребительских кооперативов в получении техники и оборудования по лизингу; - обеспечение передачи в собственность или в долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд, неиспользуемого производственного и иного имущества и др.; - включение сельскохозяйственных потребительских кооперативов в региональные программы поддержки развития малого бизнеса. 2. Привлечение внебюджетных источников: - краткосрочное кредитование сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - инвестиционное кредитование сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - адресное связанное кредитование сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - рефинансирование заемного портфеля сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (выдача банком кредитов, обеспеченных залогом прав требования по договорам займов членам СКПК);- участие коммерческих банков в качестве ассоциированного члена СКПК; - бюджетное кредитование, предоставляемое сельскохозяйственному потребительскому кооперативу на возмездной и возвратной основах. Механизм реализации программы Реализация программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретные мероприятия, направленные на достижение намеченных результатов. Они включают в себя: Ц механизм управления реализацией программы; Ц механизм взаимодействия государственного заказчика и исполнителя программы. 5.1. Механизм управления реализацией программы. Исполнителями программы являются Департамент аграрной политики и природопользования Орловской области, Департамент экономической политики Орловской области, Департамент финансовой политики Орловской области. Исполнители программы несут ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяют формы и методы управления реализацией программы. Коллегия Орловской области утверждает координационный совет. Координационный совет осуществляет выработку стратегии, рассматривает подготовленные рабочей группой нормативно-правовые акты, необходимые для осуществления программы, утверждает годовые планы выполнения мероприятий программы рабочими группами, осуществляет контроль их выполнения и при необходимости инициирует корректировку планов. Задачи, решаемые координационным советом: Ц определение стратегии создания системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе; Ц разработка и предоставление на утверждение нормативных документов по созданию системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развитию малых форм хозяйствования; Ц организация информационной работы на региональном уровне; Ц организация учебных семинаров для муниципальных координационных советов, рабочих групп, специалистов потребительских кооперативов; Ц контроль создания системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц предоставление консультаций рабочей группе по вопросам создания системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц участие в проведении основных мероприятий по созданию системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (общих собраний по организации кооперативов, семинаров, конференций); Ц обеспечение взаимодействия и координация работы участников программы; Ц обобщение и распространение опыта создания системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Текущее управление реализацией программы поручается рабочей группе. Основными задачами рабочей группы являются: Ц подготовка и предоставление на рассмотрение координационному совету проектов нормативных и других документов по созданию системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развитию малых форм хозяйствования; Ц разработка стандартных образцов документов, необходимых для создания и функционирования системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развития малых форм хозяйствования; Ц разработка механизмов привлечения доступных кредитных ресурсов в сферу деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц отработка системы взаимодействия с банковскими структурами; Ц проведение учебных семинаров; Ц организация и проведение информационной работы; Ц предоставление материалов по созданию системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развитию малых форм хозяйствования федеральным, региональным и районным средствам массовой информации; Ц оказание практической помощи инициативным группам в создании системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов; Ц оказание консультационной помощи комиссиям, а также специалистам сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малым формам хозяйствования; Ц мониторинг результатов системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развития малых форм хозяйствования. Рабочая группа в первый год ее создания (для наработки опыта и мастерства) будет участвовать в основных мероприятиях на всех этапах создания системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развитии малых форм хозяйствования и оказывать инициативным группам, специалистам кооперативов разного уровня консультационную и практическую помощь. По мере накопления опыта и мастерства и увеличения числа кооперативов специалисты группы больше внимания будут уделять консультационной работе. 5.2. Механизм взаимодействия государственного заказчика и исполнителя программы Реализация программы осуществляется на основе соглашений, заключаемых исполнителями программы и участниками программных мероприятий. Заказчик программы, с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей. Заказчик программы организует экспертные проверки хода реализации программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетов регионов, конечные результаты программы. По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения по работе и финансированию программы или об их прекращении, уточнению предоставляемых льгот или применению санкций к участникам реализации программы. Исполнитель программы направляет заказчику программы: 1. Статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации программ; 2. Ежегодные доклады о ходе работ по реализации программы и эффективности использования финансовых средств, которые должны содержать: Ц сведения о результатах реализации программы за отчетный год; Ц данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств; Ц сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы; Ц сведения о соответствии фактических показателей реализации целевой программы показателям, установленным при утверждении программ; Ц информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; Ц сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов; Ц оценку эффективности результатов реализации целевой программы; Ц оценку влияния фактических результатов реализации целевой программы на развитие малых форм хозяйствования (мультипликативный эффект по результатам реализации программ). 6. Оценка социально-экономической эффективности программы 6.1. Социально-экономические последствия, возникающие при реализации программы Реализация программы в соответствии с ее стратегической целью будет способствовать повышению роли малых форм хозяйствования в обеспечении продовольственной безопасности региона, в увеличении объемов производства товарной сельскохозяйственной продукции, позволит внести соответствующий вклад в динамичное развитие сельскохозяйственного производства. Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов и предприятий по обслуживанию малых форм хозяйствования, организация их эффективной работы, рост объемов и видов оказываемых услуг позволят увеличить их долю в производстве, переработке и сбыте сельскохозяйственной продукции. Расширение системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволит: 1) защитить и реализовать экономические и социальные интересы малых форм хозяйствования посредством их самоорганизации; 2) осуществить мобилизацию и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы, особенно в первичных хозяйственных звеньях; 3) организовать эффективные кооперативные формы инфраструктуры, обслуживающие сельское хозяйство, соединяющие интересы всех участников производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; 4) увязать дифференциацию доходов сельских тружеников с результатами их деятельности, т.е. осуществить меры, способствующие достижению социальной справедливости, улучшению социального положения сельского населения и ослаблению возросшей социальной напряженности; 5) повысить занятость и доходы сельского населения. В результате реализации программы будет сформирована достаточная нормативно-методическая основа для развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, определены правовые условия их государственной поддержки. Для фермеров, владельцев ЛПХ, сельских предпринимателей будет существенно расширен доступ к финансово-кредитным ресурсам, в том числе, за счёт развития сельской кредитной и страховой кооперации. Будет налажена эффективная система сервисного обслуживания КФХ, ЛПХ, малых предприятий по сбыту их продукции, в том числе, на кооперативной основе. Сельское население существенно расширит доступ к рыночной информации, консультационным услугам, услугам по повышению квалификации. Будет создан механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, с другой. Целью создания данной системы является как обеспечение учёта интересов и потребностей малых форм хозяйствования и сельских жителей при разработке мер аграрной и социальной политики на селе, так и участие негосударственных некоммерческих организаций в финансовой поддержке своих участников. 6.2. Оценка вклада программы в экономическое развитие малых форм хозяйствования Оценка вклада программы в экономическое развитие малых форм хозяйствования определяется ее целью и основными индикаторами достижения цели программы. В данном случае это: 1. Увеличение числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов и малых форм хозяйствования, расширение размеров их производства. 2. Увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования и повышение ее эффективности. 3. Создание новых рабочих мест. 4. Повышение уровня доходов сельских жителей. 5. Сокращение масштабов безработицы. 6.2.1. Эффективность реализации программных мероприятий по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, с одной стороны, оказывает опосредованное влияние на развитие малых форм хозяйствования путем облегчения их доступа к рынкам снабжения и сбыта, услугам, с другой - оказывает прямое воздействие на сокращение масштабов безработицы, повышение занятости и доходов сельских жителей. Опосредованное влияния развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов проявляется в росте объемов производства сельскохозяйственной продукции как за счет расширения посевных площадей и поголовья скота, так и за счет повышения эффективности использования ресурсного потенциала, роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Непосредственный эффект от создания новых и расширения действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов проявляется в создании новых рабочих мест, повышении занятости и доходов, в дополнительных поступлениях в бюджет и внебюджетные фонды. 6.2.2. Экономическая эффективность от реализации программных мероприятий по росту валовой продукции за счет расширения размеров малых форм хозяйствования и повышения эффективности использования их ресурсного потенциала Организация новых и расширение размеров действующих сельскохозяйственных кооперативов позволит облегчить доступ малым формам хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услугам, что приведет к расширению размеров производства и повышению эффективности использования ресурсного потенциала, особенно земли, увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее эффективности, созданию новых рабочих мест, повышению занятости и доходов сельских жителей, увеличению поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды. Объемы реализации продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, увеличатся в 2008 году на 14,6% по сравнению с 2005 годом, а к 2010 г. - на 22%. Реализация указанного направления проекта позволит в значительной степени улучшить, а в ряде случаев - создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства; гарантированного сбыта продукции; повышения уровня товарности хозяйства; роста уровня доходности хозяйств; увеличения занятости и снижения скрытой безработицы. 6.2.3. Оценка ожидаемой экономической эффективности программы Суммарный экономический эффект от реализации программных мероприятий определяется как суммарный эффект от результатов работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Эффект от реализации направления проекта лСтимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК| можно оценить следующим образом: объемы реализации продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, увеличатся в 2007 году на 14,6% по сравнению с 2005 годом, а к 2010 г. - на 22%. Таблица 2. Целевые показатели реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Орловской области по направлению "Стимулирование развития малого бизнеса" |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Показатели | Справочно | 2006 г. | 2007г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 г. в | | | 2005 г. | | | | | | % к 2005 | | | | | | | | | г. | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Развитие | | | | | | | | | животноводства | | | | | | | | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Поголовье КРС - всего | 54157 | 55400 | 57100 | 58930 | 61000 | 62750 | 115,9 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | КФХ | 4051 | 4200 | 4500 | 4730 | 5000 | 5150 | 127,1 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | ЛПХ | 50106 | 51200 | 52600 | 54200 | 56000 | 57600 | 115,0 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | в т.ч.коров | 30893 | 31450 | 32000 | 32900 | 33700 | 34900 | 113,0 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | КФХ | 1858 | 1950 | 2000 | 2100 | 2200 | 2400 | 129,2 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | ЛПХ | 29035 | 29500 | 30000 | 30800 | 31500 | 32500 | 111,9 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Поголовье свиней | 117516 | 123400 | 130000 | 136000 | 143000 | 152000 | 129,3 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | КФХ | 6957 | 10400 | 14000 | 16000 | 18000 | 20000 | 287,5 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | ЛПХ | 110559 | 113000 | 116000 | 120000 | 125000 | 132000 | 119,4 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Валовое производство: | | | | | | | | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Молоко | 132481 | 137500 | 143200 | 147250 | 152540 | 158100 | 119,3 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | КФХ | 7095 | 7500 | 8200 | 8650 | 9240 | 10200 | 143,8 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | ЛПХ | 125386 | 130000 | 135000 | 138600 | 143300 | 147900 | 118,0 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Говядина | 16808 | 17300 | 18000 | 18900 | 19950 | 21000 | 124,9 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | КФХ | 1108 | 1300 | 1500 | 1700 | 1950 | 2200 | 198,6 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | ЛПХ | 15700 | 16000 | 16500 | 17200 | 18000 | 18800 | 119,7 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Свинина | 25705 | 29500 | 31500 | 32780 | 34250 | 36100 | 140,4 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | КФХ | 1470 | 3500 | 5000 | 5780 | 6550 | 7600 | 517,0 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | ЛПХ | 24235 | 26000 | 26500 | 27000 | 27700 | 28500 | 117,6 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Мясо птицы | 6601 | 6882 | 7610 | 8440 | 9280 | 10230 | 155,0 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | КФХ | 55 | 82 | 110 | 140 | 180 | 230 | 418,2 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | ЛПХ | 6546 | 6800 | 7500 | 8300 | 9100 | 10000 | 152,8 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Яйца | 271110 | 284000 | 350000 | 370000 | 400000 | 420000 | 154,9 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | | | | | | | | | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Развитие малых форм | | | | | | | Всего | | хозяйствования | | | | | | | 2006-2010 | | | | | | | | | гг. | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | Создание | 5 | 51 | 44 | 19 | 15 | 11 | 140 | | потребительских | | | | | | | | | кооперативов - всего | | | | | | | | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | в т.ч. | 2 | 25 | 26 | 7 | 5 | 3 | 66 | | заготовительные | | | | | | | | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | снабженческо-сбытовые | 1 | 2 | 5 | 7 | 7 | 5 | 26 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | перерабатывающие | | 11 | 4 | 5 | 3 | 3 | 26 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | кредитные | 2 | 13 | 9 | | | | 22 | |———————————————————————|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|