РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области
от 06.12.2017 г. № 511
3 сентября 2007 г. N 204
г. Орел
О Концепции обеспечения населения Орловской области питьевой
водой
Коллегия Орловской области постановляет:
1. Одобрить концепцию обеспечения населения Орловской области
питьевой водой согласно приложению.
2. Департаменту строительной и жилищно-коммунальной политики
Орловской области (Вельковский Е.Н.) разработать на базе концепции
проект областной целевой программы "Обеспечение населения Орловской
области питьевой водой на 2008-2010 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возлагается
на заместителя Председателя Коллегии, руководителя Департамента
строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области Е.Н.
Вельковского.
Председатель Коллегии Е.С. Строев
Приложение
к постановлению Коллегии
Орловской области
от 3 сентября 2007 года N 204
Концепция
обеспечения населения Орловской области питьевой водой
I. Характеристика проблемы
Обеспечение населения Орловской области питьевой водой является
одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для
сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня
жизни населения.
В соответствии с постановлением Главы администрации Орловской
области от 18 сентября 1998 г. N 35, утвердившего Концепцию программы
"Обеспечение населения Орловской области питьевой водой" на территории
Орловской области в период 1998-2006 г.г. сложились следующие основные
показатели развития отрасли водоснабжения:
|———————————————————————————————————————————————————————————————————|
| N Показатели В разрезе лет: |
| ——————————————————————————————————————————|
| 1998 2000 2004 2006 |
| год год год год |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————|
| |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 1 Отпуск воды 51768 49551 49776,1 53551,7 |
| потребителям, |
| тыс. куб.м/год |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 2 Одиночная 1230,5 1392,5 3159,2 3306,2 |
| протяженность |
| муниципальных |
| сетей, км |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 3 Установленная 254,4 284,8 336,7 339,8 |
| производственная |
| мощность |
| насосных станций |
| 1 подъема, |
| т. куб.м/сутки |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 4 Оборудование 95,9 95,9 89 93 |
| муниципального |
| жилищного фонда |
| водопроводом, % |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 5 Износ основных В В 69 70 |
| фондов, % пределах пределах |
| нормативов нормативов |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————|
Из приведенной таблицы следует, что кардинальное изменение
ситуации в сфере водоснабжения произошло в период 2000-2002 годов в
условиях массовой передачи сетей водоснабжения от производственных
предприятий в муниципальную собственность без увеличения
финансирования коммунальных предприятий. В связи с этим, основные
задачи Концепции, разработанной в 1998 году и направленной на
улучшение качества питьевой воды не были выполнены. На протяжении
2000-2002 г.г. плановый ремонт сетей водоснабжения уступил место
аварийно-восстановительным работам. Поэтому, начиная с 2002 года и в
современных условиях большая часть усилий направлялась и должна быть
направлена в дальнейшем на восстановление и реконструкцию существующих
сетей водопровода.
В период 2004-2006 г.г. увеличение объемов отпуска воды
потребителям связано с ростом объемов ввода жилья, развитием
производственных предприятий в рамках инвестиционных проектов,
реализуемых на территории региона. Вместе с тем, в связи с высоким
уровнем износа сетей на долю утечек приходится около 10 %.
Рассмотрение проблем питьевого водоснабжения в современных
условиях также нужно проводить с учетом новых (отличных от имевшихся в
1998 году) для области факторов:
изменения в распределении ответственности за водоснабжение между
федеральным центром, регионом, муниципалитетами и, соответственно,
изменения в схемах финансирования и появления частных операторов в
этом сегменте рынка;
планирование увеличения доли индивидуальной застройки вблизи
крупных городов;
внедрение новых технологий производства питьевой воды в системах
централизованного водоснабжения, что в десятки раз повышает ее
стоимость.
Основным источником питьевого водоснабжения в Орловской области
являются подземные воды, прогнозные эксплуатационные ресурсы которых
превышают 2591 куб. метров в сутки для нужд населения.
Качество воды поверхностных водных объектов Орловской области
используемых для водоснабжения населения в ряде случаев не отвечает
нормативным требованиям к питьевой воде и оценивается как
неудовлетворительное. Используемые подземные воды для водоснабжения
населения имеют лучшее качество и отвечают требованиям СанПин
2.1.4.1074-01 "Питьевая вода". Но анализы подземных вод из года в год
подтверждают повышенные жесткость и содержание железа. В 2006 году в
Орле основной реагент обеззараживания - хлор заменен на раствор
гипохлорита натрия, который гораздо безопаснее в использовании и
хранении, дает лучшие результаты по обеззараживанию.
Положение с обеспечением населения доброкачественной питьевой
водой в Орловской области по-прежнему вызывает серьезную
озабоченность, несмотря на высокий охват (98 % городского и 68%
сельского населения) централизованными системами
хозяйственно-питьевого водоснабжения. Многолетние данные
социально-гигиенического мониторинга показывают, что из общего
количества подземных источников централизованного питьевого
водоснабжения (2201) 1/5 часть (22,6 %) не отвечает санитарным нормам
и правилам, в том числе 18,6 % из-за отсутствия зон санитарной охраны.
Наибольший удельный вес водоисточников, не имеющих зон санитарной
охраны, характерен для Болховского (76 %), Глазуновского (33,3 %),
Должанского (70 %), Залегощенского (41,7 %), Колпнянского (55 %)
районов. Отмечается наличие солей железа в концентрациях, превышающих
предельно-допустимые в источниках централизованного водоснабжения на
территории Глазуновского района (91,3 %), Кромского (75,0 %),
Орловского (43,1 %), Троснянского (46,3 %), Урицкого (41,4 %) при
среднеобластном показателе 20,2 %. Неудовлетворительное качество воды
в местах водозаборов по микробиологическим показателям отмечалась в 15
районах области, в разводящей сети в 20 районах области.
С каждым годом коммуникации ветшают все больше, но из тех труб,
которые находятся в аварийном состоянии, сейчас меняется только
половина. Связано это с недостаточным финансированием, из-за чего
страдает и качество воды.
Действующая в регионе система водоснабжения имеет износ более 57
% в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем
показателям, загрязняется при подаче по этим сетям до конечного
потребителя. Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и
состояние окружающей среды. Например, рядом с Окским и Октябрьским
водозаборами в городе Орле, в других муниципальных образованиях
находятся стихийные свалки бытового мусора.
Санитарно-техническое состояние источников водоснабжения и
водопроводов оценивается как неудовлетворительное. Практически по всем
скважинам сельских поселений отсутствуют ограждения зон строгого
режима, скважины не оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой,
кранами для отбора проб воды. Территории зон строгого режима не
обустраиваются, павильоны артезианских скважин замусорены, отсутствует
герметизация оголовков скважин, что приводит к загрязнению вод
подземного горизонта. Часть водопроводов в сельских поселениях
пребывает в нерабочем состоянии. Около 75% водоразборных колонок,
установленных на сельских водопроводах находятся в неисправном
состоянии, часть из них снята с сети. Горловины смотровых колодцев
полуразрушены, колодцы заполнены поверхностными стоками, что приводит
к подсосу загрязненных стоков в водопроводную сеть.
Потери воды в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и
износа труб составляют в ряде случаев более 20% от общего объема
добываемой воды из скважин, а также большое количество теряется в
жилом фонде из-за утечек в санузлах и приборах водораздачи.
Другими источниками водоснабжения сельских населенных пунктов
являются шахтные колодцы. Санитарно-техническое состояние большинства
из них оценивается как неудовлетворительное. Шахтные колодцы не
оборудованы глиняными замками, навесами, крышками, бетонными
отмостками. Не проводится ежегодная очистка колодцев от ила и грязи
(после весеннего паводка).
Главами сельских поселений не разработаны программы
производственного контроля качества питьевой воды из шахтных колодцев.
В муниципальных образованиях отсутствуют муниципальные программы
улучшения водоснабжения, тогда как проблемы улучшения водоснабжения
населения и качества питьевой воды имеют первостепенное значение и
требуют комплексного решения.
Концепция обеспечения населения Орловской области питьевой водой
(далее - Концепция) определяет основные направления программных
мероприятий и механизмы их реализации.
II. Цели, сроки и этапы реализации
Главными целями обеспечения населения Орловской области питьевой
водой являются улучшение обеспечения населения питьевой водой
нормативного качества и в достаточном количестве; улучшение на этой
основе состояния здоровья населения и оздоровление
социально-экологической обстановки в Орловской области;
восстановление, охрана и рациональное использование источников
питьевого водоснабжения.
Для достижения этих целей необходимо решение задач по
предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения,
обеспечению их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям,
повышению эффективности и надежности функционирования систем
водообеспечения за счет реализации водоохранных, технических и
санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на
водоочистных станциях, развития систем забора, транспортировки воды и
водоотведения, а также развития нормативноправовой базы и
хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию
питьевой воды.
Достижение этих целей предусматривается в несколько этапов.
На первом этапе (2008-2010 г.г.) намечается коренное улучшение
организации питьевого водоснабжения и осуществление следующих
мероприятий:
экономия питьевой воды;
улучшение качества питьевой воды в районах и городах с наибольшим
несоответствием состава используемой воды требованиям гигиенических
нормативов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;
восстановление и реконструкция в сельских населенных пунктах
систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии, либо подающих
воду непитьевого качества;
ликвидация (тампонаж) выведенных из эксплуатации скважин;
улучшение состояния и обеспечение соблюдения режимов зон
санитарной охраны и водоохранных зон источников питьевого
водоснабжения.
На втором этапе (2011-2013 г.г.) следует расширить работы по
восстановлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения
городов и сельских населенных пунктов, а также по охране и улучшению
состояния водных объектов - источников питьевого водоснабжения.
На третьем этапе (2014-2015 г.г.) - завершить наиболее
капиталоемкие мероприятия, которые позволят обеспечить качественное
улучшение водоснабжения населения.
В основу планирования мероприятий первого, второго и третьего
этапов необходимо заложить данные лабораторных исследований качества
питьевой воды подаваемой населению из водоисточника и разводящей
водопроводной сети каждого конкретного населенного пункта, с учетом
экспертной оценки его технического состояния.
Также должна быть предусмотрена разработка и реализация
инвестиционных, научно-технических и инновационных подпрограмм.
На первом этапе при реализации инвестиционных подпрограмм должны
быть использованы результаты уже опробованных опытных технологий
очистки воды и обеспечен ввод в эксплуатацию опытно-промышленных
образцов на базе новых технологий хозяйственно-питьевого водоснабжения
и водоотведения. Так, хорошо зарекомендовали себя фильтры очистки
воды, производимые в г. Орле инженерно-сервисным предприятием,
технологии очистки труб, технологии магнитной очистки воды.
Одновременно в рамках научно-технических и инновационных подпрограмм
необходимы, на конкурсной основе, исследовательские и
опытно-конструкторские работы. В этой сфере достаточно успешно
работает Орловский региональный Центр Энергосбережения ОрелГТУ при
поддержке Орловского Академцентра РААСН, обеспечивающий внедрение
передовых" научно-технических достижений при реализации инвестиционных
подпрограмм на последующих стадиях. Вместе с тем, НИОКР должны
осуществляться на конкретный результат, обеспечивающий скорейшую
окупаемость инвестиционных проектов в сфере водоснабжения. Таким
образом, будет обеспечено опережающее выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и их
своевременное внедрение в практику.
III. Инвестиционные подпрограммы
1. Развитие систем водоснабжения
В городах и населенных пунктах Орловской области эксплуатируется
1260 систем централизованного водоснабжения (водопроводов).
Используемые технологии водоподготовки в условиях продолжающегося
ухудшения качества воды на выходе не обеспечивают подготовку питьевой
воды до нормативных требований. Таким образом, целесообразно
осуществлять работы по очистке воды не только на стадии ее добычи, но
и у конкретных потребителей.
Общая протяженность водоводов и уличной водопроводной сети в
городах и поселках городского типа составляет около 5000 километров,
из которых в ветхом состоянии находятся 1400 километров, что
обусловливает значительные утечки воды и ухудшение ее качества. В
сельских населенных пунктах каждый третий населенный пункт имеет
частично или полностью неработающую водопроводную сеть.
Для решения указанных проблем необходимо предусмотреть
осуществление следующих мер:
строительство и реконструкция водопроводных сооружений;
реконструкция систем водоснабжения жилых зданий;
реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций.
Особое внимание следует уделить расширению использования подземных
вод. Это диктуется необходимостью обеспечения резервного водоснабжения
населенных пунктов на случай чрезвычайных ситуаций и в первую очередь
относится к крупным населенным пунктам. Первоначальным этапом в
развитии этих работ должна являться разработка проектно-сметной
документации, которая является необходимым условием для выделения
средств федерального бюджета.
Важным направлением работ должна стать реконструкция систем
водоснабжения жилых зданий прежде всего в целях экономии питьевой
воды. На первом этапе необходимо выполнить работы по реконструкции
внутридомовой системы водораздачи, исключить прямые утечки из труб и
запорно-регулируемой арматуры.
Реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций
должны проводиться на основе новых современных технологий
приготовления питьевой воды. Осуществление мероприятий по
строительству и реконструкции централизованных систем водоснабжения
позволит, существенно улучшить качество питьевой воды, повысить
технологическую и санитарную надежность централизованных систем
водоснабжения, сократить удельное водопотребление на 20-25 процентов,
увеличить срок эксплуатации трубопроводов в 2-3 раза, улучшить
экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку территорий
поселений.
Основной задачей в области развития систем водоснабжения в
сельской местности является осуществление мероприятий по обеспечению
населения водой нормативного качества.
В 2008-2010 годах в сельской местности намечается осуществить
следующие первоочередные мероприятия:
восстановление систем водоснабжения, находящихся в нерабочем
состоянии;
реконструкция существующих систем водоснабжения.
Среди мер, позволяющих улучшать качество питьевого водоснабжения,
существенное значение будут иметь меры по улучшению состояния зон
санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, включающие:
проведение обследования состояния первого пояса зон санитарной охраны,
их восстановление; осуществление работ по предотвращению фильтрации
вод из хвостохранилищ (в районах, граничащих с Курской областью),
шламохранилищ, накопителей отходов животноводческих комплексов во
втором и третьем поясах зон санитарной охраны; вынос из второго пояса
зон санитарной охраны особо опасных загрязняющих объектов (свалок,
полигонов твердых отходов и т.д).
В качестве дополнительной меры по улучшению обеспечения населения
питьевой водой рассматривается способствование созданию предприятий по
розливу питьевой воды на базе надежно защищенных от загрязнения
подземных вод. Использование экологически чистой бутилированной и
пакетированной питьевой воды может иметь существенное значение также в
чрезвычайных ситуациях.
Организация предприятий по разливу питьевой воды будет
осуществляться коммерческими организациями за счет внебюджетных
средств.
В целях улучшения обеспечения систем коммунального и
сельскохозяйственного водоснабжения необходимыми для их эксплуатации
материалами и оборудованием следует предусмотреть развитие мощностей
Орловских предприятий по выпуску оборудования и реагентов для очистки
и обеззараживания питьевой воды.
2. Охрана и восстановление водных объектов -
источников питьевого водоснабжения
Одной из главных причин загрязнения водных объектов является
ежегодное поступление в них большого количества неочищенных
загрязненных сточных и ливневых вод.
Основными загрязняющими веществами, поступающими в водные объекты
со сточными водами, являются нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые
органические вещества, соединения фосфора, азота, тяжелые металлы и
токсичные химические вещества.
Кроме контролируемых сбросов, в поверхностные водные объекты
поступает значительное количество органических и взвешенных веществ,
минеральных удобрений и ядохимикатов, смываемых с водосборных
территорий талыми и дождевыми водами, а также вредных веществ,
выбрасываемых в атмосферу промышленными предприятиями.
Резко возросло бактериальное загрязнение поверхностных водоемов.
В значительной степени это связано с ежегодно увеличивающимся числом
аварийных сбросов неочищенных сточных вод, крайне неудовлетворительным
состоянием канализационных коллекторов и нарушением в большинстве
случаев режима обеззараживания стоков, сбрасываемых предприятиями
коммунального хозяйства.
Неудовлетворительное состояние водоисточников, особенно
поверхностных, создает большие трудности для эффективного решения
проблемы питьевого водоснабжения населения области. Поэтому решение
задачи обеспечения населения питьевой водой не должно сводиться только
к водоподготовке, развитию систем подачи и распределения воды. Оно
должно быть направлено также на улучшение и восстановление качества
поверхностных, а в некоторых районах и подземных вод.
С учетом этого необходимо предусмотреть меры по:
очистке и улучшению состояния зон санитарной охраны
водоисточников;
обустройству водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных
объектов.
IV. Научно-технические и инновационные подпрограммы
1. Разработка технологий по рациональному
использованию и экономии питьевой воды
С целью рационального использования и экономии питьевой воды в
жилищном секторе необходимо проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по модернизации существующих систем
водоснабжения. Целесообразны разработка и реализация пилотных проектов
по реконструкции систем водоснабжения жилых зданий, совершенствование
и внедрение системы контроля за рациональным потреблением питьевой
воды, разработка и внедрение прогрессивных тарифов на воду.
Необходимо повсеместное внедрение систем АСКУЭ -
автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов. Цель
внедрения - заменить локальный приборный учет воды на учет системный.
Предполагается в 2008 году реализовать пилотный проект АСКУЭ на одной
из новостроек для наработки опыта эксплуатации таких систем.
Хорошо зарекомендовали себя частотные преобразователи,
устанавливаемые на водопроводных насосных станциях области.
Прямой учет мощности насосного оборудования в установках
мембранной очистки воды показал, что существует прямая зависимость
между потреблением энергии и качеством воды. Это является
дополнительным стимулом использовать современное насосное
оборудование, так как в отдельных случаях его доля в энергозатратах
доходит до 90 %.
Также необходимо продолжить работу по определению неучтенных
расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения в
соответствии с Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от
20.12.2004 года N 172.
Осуществление указанных мероприятий позволит обеспечить
сокращение потребления питьевой воды, уменьшить затраты на
эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения, сократить
капиталовложения на строительство головных сооружений водопроводов и
удельное потребление питьевой воды в коммунальном хозяйстве.
В связи с этим, необходимо, в одном из муниципальных образований
области создать пилотный проект для отработки технологий по
рациональному применению и экономии питьевой воды, положительные
результаты которого распространить на всей территории региона.
2. Совершенствование водозаборов из поверхностных и подземных
источников и технологий подготовки питьевой воды
В целях повышения эффективности работы водозаборов из
поверхностных источников и снижения негативного влияния водозаборов на
биологические ресурсы водных объектов необходимо предусмотреть
создание и внедрение усовершенствованных конструкций водоприемных
устройств и сооружений.
До недавнего времени одним из самых распространенных способов
обеззараживания являлось первичное хлорирование воды, которое
позволяет избавиться от нежелательных органических соединений и
биологических примесей. Если ранее часто применялся газообразный хлор
или диоксид хлора, то сегодня наиболее употребимым реагентом для
первичного хлорирования считается гипохлорит натрия. Тем не менее,
наличие в воде свободного хлора влияет на органолептические качества
воды и может стать причиной образования вредных галогенорганических
соединений. Поэтому хлорированная вода может потребовать
дополнительной обработки, например, доочистки на угольных фильтрах.
Современные технологии очистки предусматривают применение озонирования
в комплексе с ультрафиолетовой обработкой воды, бактерицидная очистка
воды перекисью водорода.
Для улучшения работы водозаборов подземных вод целесообразно
проведение их инвентаризации, создание банка данных, характеризующих
технико-экономические, санитарно-гигиенические и экологические
параметры водозаборов; усовершенствование конструкций водозаборных
скважин, фильтров, водоподъемного оборудования,
контрольно-измерительной аппаратуры.
Внедрение новых технологических решений по совершенствованию
водозаборов должно проводиться только после проведения соответствующей
санитарно-гигиенической экспертизы.
Кроме того, необходимо предусмотреть совершенствование методов и
средств физико-химической и биологической очистки воды путем
использования процессов тонкослойного осаждения, интенсификации
реагентной обработки, новых типов фильтровальных сооружений и
фильтрующих материалов, процессов озонирования и сорбции на угольных
фильтрах и порошковых сорбентах, использования мембранной технологии.
В подпрограмме должны быть предусмотрены:
комплекс мероприятий по защите подземных вод от истощения и
загрязнения, в том числе и освоение методов повышения санитарной
надежности водозаборных сооружений и улучшения качества отбираемой
воды;
разработка комплекса гигиенических требований к методам анализа,
устройствам и материалам для подготовки питьевой воды в рамках
мониторинга качества питьевой воды;
использование блочных водоочистных установок малой
производительности;
создание автоматизированных банков данных по системам
централизованного водоснабжения;
освоение новых и усовершенствование существующих технологий
подготовки питьевой воды;
разработка технических решений по реконструкции и строительству
станций очистки воды.
В 2008-2010 годах предусматривается расширение использования
локальных групповых установок глубокой доочистки воды для питьевых
целей в местах ее непосредственного потребления. Такие установки
необходимо использовать в первую очередь для оснащения
лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений,
предприятий пищевой промышленности и общественного питания. Также
необходимо организовать контроль за каждым источником
децентрализованного водоснабжения в населенных пунктах Орловской
области.
3. Научно-исследовательские и поисково-оценочные работы для
расширения использования подземных вод в хозяйственно-питьевом
водоснабжении
Вся территория области (за исключением листа N 37-XXXI) покрыта
геологической, групповой гидрогеологической и инженерно-геологической
съемкой масштаба 1:200000, выполненной в основном в 1950-1960 годах.
Позднее (1962-1989 гг.) проведены крупномасштабные
геолого-гидрогеологические, комплексные гидрогеологические и
инженерно-геологические съемки масштаба 1:50000 центральной части
области на территориях Волховского, Дмитровского, Знаменского,
Мценского, Орловского и Урицкого районов.
В 1970-х годах выполнены работы по региональной оценке
эксплуатационных запасов подземных вод, были оценены ресурсы основных
эксплуатируемых водоносных комплексов верхнеюрских-нижнемеловых толщ и
карбонатных трещинно-карстовых толщ верхнего девона
(задонско-оптуховский и воронежско-ливенский комплексы). В 1993-1997
гг. и 1997-2001 гг. проведены геоэкологические исследования
(картографирование территории) в масштабе 1:500000 и 1:200000
(Орловско-Мценского промрайона). Ресурсы подземных вод, используемые
населением области для хозяйственно-питьевого водоснабжения,
оценивались в 1960-1970 и конце 90-х годов. Общее количество
прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод по области
составляет 2590, 7 тыс. м /сутки, из них надежно обеспеченных - 2375,7
тыс. м/сутки при общей потребности населения в питьевой воде ~ 364,75
тыс. м/сутки. Основная часть запасов и наиболее защищенная приурочена
к водоносным комплексам верхнего девона и составляет 2447,4 тыс. м/
сутки (95,2 % общих ресурсов). Наиболее высокая обеспеченность
ресурсами северная часть области Мценский и Новосильский районы
(величина модуля прогнозных ресурсов 2,8-3,2 л/с кв.км), наиболее низкие
модули на южных окраинах области - 2,07 л/с кв.км (Должанский,
Колпнянский, Малоархангельский районы).
Используемые для водоснабжения водоносные комплексы надежно или
условно защищены. Воды напорные, напоры местного характера, так как
единый для всей территории региональный водоупор отсутствует. По
химическому составу воды юрских и меловых отложений характеризуются
как гидрокарбонатные магниево-кальциевые, гидрокарбонатные
кальциево-натриевые с сухим остатком от 0,3 до 0,6 г/л и содержанием
железа с концентрацией, превышающей 2,5 ПДК. Подземные воды девонских
отложений по своему составу преимущественно гидрокарбонатные,
магниево-кальциевые и гидрокарбонатно-сульфатные кальциево-магниевые с
сухим остатком 0,3-0,8 г/л и превышением ПДК по минерализации на 2-10
%. Наибольшую опасность для ресурсного потенциала подземных вод и
обеспечения населения питьевой водой на территории области
представляет их загрязнение. Причины загрязнения могут быть природными
(естественные, геологические), в связи с наличие источников
антропогенного загрязнения, и техническим состоянием водозаборов
(скважин). Хозяйственно-бытовое загрязнение свойственно в основном
фунтовым водам. Промышленное загрязнение отмечается в грунтовых и
напорных водах промышленных районов. Для напорных вод характерно
загрязнение некондиционными природными водами, подтягивающимися, как
правило, в результате интенсивной эксплуатации. Загрязненные
водоносные горизонты выводятся из эксплуатации.
В центральной части области (Орловский промрайон) содержание
железа по водозаборным скважинам достигает 1,2-3,1 ПДК, показатель
общей жесткости - 10,32-14,3 моль/дм. Отмечается повышенное содержание
нитратов (до 3,1 ПДК), марганца (до 5,2 ПДК), бора (до 16 ПДК), бария
(до 5 ПДК), нефтепродуктов (до 3 ПДК). По водозаборам г. Мценска
обнаружена высокая концентрация хрома шестивалентного - от 1,0 до 4,6
ПДК (ПДК=0,05 мг/л). Источниками загрязнения подземных вод являются
расположенные здесь промышленные предприятия и свалки ТБО, сбросы
сточных вод. Следует отметить, что, проведенными в 1990-1992 годах
предприятием "Геокомплекс" (г. Воронеж) работами по теме "Оценка
состояния здоровья детского населения и состояния окружающей среды г.
Ливны Орловской области" выявлено повышенное содержание в почвах
свинца, цинка, меди. В 1991 году Госкомгидрометом СССР издана
полистная карта радиоактивного загрязнения территории Орловской
области цезием-137" масштаба 1:200000.
Одним из источников загрязнения являются заброшенные бесхозные
скважины. Благоприятные условия для загрязнения основных водоносных
горизонтов возникают за счет перетекания вод незащищенных вышележащих
горизонтов и вод, привлекаемых из поверхностных водотоков, вследствие
образования региональных воронок депрессии в связи со значительными
нагрузками по водоотбору на централизованных водозаборах. Так, в
центре Орловского месторождения сработка уровня подземных вод
достигает 58 метров, а размеры депрессионной воронки 48X66 км. В целом
санитарно-техническое состояние источников питьевого водоснабжение и
их использование следует оценить как неудовлетворительное.
К пескам ряжского горизонта среднего девона приурочены
слабоминерализованные лечебно-столовые подземные воды. Воды вскрыты
пятью скважинами в районе г. Орла (три скважины), Мценска и на участке
Орловское Полесье в Хотынецком районе.
Обеспеченность населения области эксплуатационными ресурсами и
запасами подземных вод. Доля использования подземных вод в общем
балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения населения области
составляет 100 %. Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод
области составляют 2,59 млн. куб.м/сутки (0,95 куб.км/год), общая
сумма оцененных эксплуатационных запасов - 724,88 тыс. куб.м/год,
в том числе прошедшие государственную экспертизу - 476,71 тыс. куб.м/
сутки по состоянию на 01.01.2007 г. Основная часть запасов - 721,38
тыс. куб.м/сутки приходится на основные верхнедевонские комплексы
подземных вод. Всего разведано 47 участков подземных вод, из них
эксплуатируются 22, по 28 из них утверждены запасы ГКЗ и ТКЗ,
остальные приняты НТС геологических организаций (экспедиций). Работы
выполнены ОАО "Орелгеология" - общее количество извлекаемой воды
составляет 243,74 тыс. куб.м/сутки, в том числе на участках с
разведанными запасами - 153,85 тыс. куб.м/сутки (21 % от разведанных).
Кроме того, 89,89 тыс. куб.м/сутки отбирается по водозаборам,
работающих на неутвержденных запасах. Обеспеченность прогнозными
эксплуатационными ресурсами подземных вод на одного человека - 3,05
куб.м/сутки, обеспеченность разведанными эксплуатационными запасами -
0,4 куб.м/сутки, при фактическом потреблении городского жителя -
0,32 куб.м/сутки, сельского 0,41 куб.м/сутки. В эксплуатацию не
введены разведанные в 1970-1980 гг. месторождения для 20 районных
центров, могущие служить не только как основной источник обеспечения
населения питьевой водой, но и как резервный на особый период.
Всего охвачено централизованным водоснабжением около 60 % населения,
остальные используют одиночные подземные источники.
На территории области пробурено около 5000 скважин на воду, из
которых порядка 2700 являются объектами пользования, остальные -
резервные или заброшенные.
В 1998-2004 гг. силами филиала "Орелгеомониторинг" ФГУП
"Геоцентр-Москва" обследовано 849 скважин на воду (467 водозаборов),
при этом выявлено 167 заброшенных скважин и 28 бесхозных, то есть 23 %
от общего количества можно предполагать, что из оставшихся
необследованных 4000 скважин около 1500 находятся в не лучшем
состоянии. Каждая из этих скважин фактический или потенциальный
источник загрязнения питьевых подземных вод.
Таким образом:
Область обладает достаточными ресурсами питьевых подземных вод, в
основном, отвечающих по качественным показателям установленным
нормативам;
Обеспеченность населения разведанными эксплуатационными запасами
питьевых подземных вод высокая и удовлетворительная - по
территориальной размещенности разведанных источников; основными
водоносными комплексами используемыми для снабжения населения являются
трещинно-карстовые воды карбонатной толщи верхнего девона напорного
характера и безнапорные воды верхнеюрских-нижнемеловых отложений.
По условиям защищенности от загрязнения выделяются:
- надежно защищенные подземные воды - участки развития пресных
напорных вод (запад, юго-запад области) и минеральных;
- условно защищенные - воды безнапорных горизонтов на участках
склонов и водоразделов;
- незащищенные - участки долин рек, где, в основном,
сосредоточены крупные групповые водозаборы.
По химическому составу воды гидрокарбонатные магниево-калыдиевые,
гидрокарбонатные кальциево-натриевые гидрокарбонатно-сульфатные
кальциево-магниевые с сухим остатков 0,3-0,8 г/л и превышением ПДК по
минерализации на 2-10 %, содержанием железа до 1,2-3,1 ПДК.
Подземные воды на участках сосредоточения населения, промышленных
предприятий (Орловский промузел, Ливенская и Мценская зоны и др.)
подвержены химическому загрязнению техногенного характера за счет
повышенного содержания марганца, бора, бария, хрома, а также нитритов
и нефтепродуктов. Источниками загрязнения являются также свалки ТБО и
потери при использовании химических удобрений и от животноводческих
комплексов;
Использование разведанных эксплуатационных запасов подземных вод
крайне низкое (22 %), территориально неравномерное. Основной водоотбор
из водоносных горизонтов осуществляется в густонаселенных с развитой
промышленностью районах. Лицензионно эксплуатируется 11-12 %
водозаборных источников. Из разведанных 0,788 тыс. м /сутки
минеральных вод используется только 5,3 куб.м/сутки.
Порядка 30 % скважин на воду заброшены, не менее четверти из них
бесхозные.
Для улучшения хозяйственно-питьевого водоснабжения населения
области, создания условий повсеместного и устойчивого обеспечения за
счет подземных вод нормативного качества, в том числе на особый период
выработки предупредительных мер от загрязнения недр и мероприятий по
эффективному и рациональному использованию подземных вод необходимо
предусмотреть следующие региональные и поисково-оценочные работы по
подземным водам на территории Орловской области:
ревизионная оценка разведанных в 1960-1970 годах, водозаборов
централизованного обеспечения питьевыми подземными водами населения
райцентров области и оценка возможностей освоения неэксплуатируемых
месторождений, мониторинг состояния геологической среды на территории
Орловской области;
оценка обеспеченности населения ресурсами подземных вод питьевого
качества, поисково-оценочные работы с целью выявления дополнительных
источников водоснабжения крупных городов, а также в Корсаковском и
Должанском районах, где такие работы не проводились;
исследование процессов формирования эксплуатационных ресурсов
подземных вод в различных гидрогеологических и водохозяйственных
условиях;
региональная оценка эксплуатационных ресурсов подземных вод с
учетом природоохранных ограничений;
обоснование природоохранных критериев, определяющих допустимые
нормы воздействия техногенной деятельности на подземные водные объекты
и допустимое воздействие отбора подземных вод на окружающую природную
среду;
исследование закономерностей изменения качества подземных вод под
влиянием естественных и техногенных факторов и разработка методики
прогноза изменения их качества в типовых условиях.
Предполагается, что перечисленные работы, в сочетании с
мероприятиями по реконструкции и строительству водозаборов подземных
вод позволят увеличить долю использования подземных вод на питьевые
цели, повысить надежность водообеспечения населения, обеспечить
создание резервных источников водоснабжения на случай чрезвычайных
ситуаций.
4. Развитие систем подачи и распределения питьевой воды
Главная задача в работе по развитию систем подачи и распределения
питьевой воды состоит в создании средств, технологий, материалов и
оборудования, которые позволят обеспечить строительство инженерных
сетей и применение материалов нового поколения, имеющих надежную
антикоррозионную защиту и высокий срок службы, и одновременно с этим
осуществлять поэтапно выполнение восстановительных работ на изношенных
и вышедших из строя трубопроводах. Большинством предприятий
коммунального хозяйства для реконструкции систем до сих пор
используются стальные трубы, срок безаварийной эксплуатации которых
составляет 2-3 года. Использование насосного оборудования иностранного
производства, автоматики, арматуры, измерительного и регулировочного
оборудования, пластиковых, металлопластиковых труб позволит
существенно сократить и эксплуатационные и аварийные расходы.
Например, установка насосной группы на водозаборном узле в г.
Малоархангельск с регулируемым частотным электроприводом позволила
сократить расход электроэнергии более чем на 15 процентов.
С учетом состояния трубопроводных систем необходимо провести ряд
работ, в том числе по обеспечению повышения надежности и устойчивости
функционирования водопроводных сетей путем применения компьютерной
техники для совершенствования режима подачи и распределения воды и
обнаружения повреждений. Хорошо зарекомендовало себя оборудование,
установленное для удаленного управления работой водозаборного узла в
п. Тросна с использованием канала сотовой связи.
Кроме того, важно обеспечить освоение материалов для защиты
наружных и внутренних поверхностей трубопроводов, реконструкции и
расширения водопроводных систем.
Реализация намечаемых исследований и разработок позволит
существенно удешевить эксплуатацию и ускорить поиски дефектов в
трубопроводах, повысить надежность эксплуатации и срок службы
подземных трубопроводов, обеспечить экологическую безопасность,
продлить срок службы действующих систем водоснабжения, сократить
расходы на электроэнергию и другие эксплуатационные затраты.
V. Нормативно-правовое обеспечение
Сегодня менее чем в половине регионов России утверждены программы
обеспечения населения питьевой водой. Анализ причин сложившегося в
настоящее время положения в отрасли показал, что образовался разрыв
между нормированием и реализацией принятых нормативов. Принятие новых
документов не сопровождалось не сопровождалось созданием эффективной
системы контроля за их выполнением. В 2008-2010 годы, необходимо
разработать нормативные правовые документы по методам подготовки и
средствам контроля качества и транспортировки питьевой воды,
стимулирования рационального использования и экономии водных ресурсов.
Не менее необходима отработка системы договоров между потребителем и
поставщиком услуг в соответствии с Правилами предоставления
коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением
Правительства от 23 мая 2006 года N 307.
Предусматривается продолжить работы по совершенствованию
нормативной базы в целях повышения технологической и санитарной
надежности систем и сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения
городов и сельских населенных пунктов. На сегодня из 27 муниципальных
образований комплексные программы улучшения водоснабжения утверждены
всего в 16 районах.
Особое внимание должно быть уделено концессионному механизму
передачи, использования и модернизации систем водоснабжения частным
оператором в соответствии с утвержденным законодательством.
Привлечение инвестиций в экономику Орловской области, обеспечение
эффективного использования имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений
и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых
потребителям является приоритетным направлением. Необходимо устранить
существующие пробелы в законодательстве Орловской области для
определения четких правил работы на основе концессионных договоров.
Еще одним резервом привлечения средств является плата за
подключение, в том числе вновь создаваемых объектов недвижимости, а
также формирование и представление на утверждение инвестиционных
программ предприятиями коммунального сектора, что сформирует средства
на развитие и улучшение коммунальной инфраструктуры, для чего
необходима разработка методологии и рекомендаций по их формированию.
Данная составляющая должна быть объективна и экономически обоснована,
поскольку оказывает влияние на конечную цену квадратного метра
строящегося жилья.
VI. Ресурсное обеспечение и механизм реализации программных
мероприятий
В целях реализации определенных Концепцией мероприятий и
подпрограмм по исполнению 1 этапа работ по обеспечению населения
Орловской области питьевой водой разрабатывается областная целевая
программа "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на
2008-2010 годы". Финансирование программных мероприятий
предусматривается осуществлять за счет средств бюджетов всех уровней,
средств предприятий, а также привлечения средств внебюджетных
источников. Объем средств областного бюджета подлежит ежегодному
уточнению исходя из возможностей бюджета.
При формировании затрат капитального характера на осуществление в
2008-2010 годах работ по обеспечению населения Орловской области
питьевой водой предполагается учитывать следующие параметры
финансирования работ за счет средств областного бюджета:
в 2008 году в размере не более 43 процентов общего объема
средств, необходимых для их осуществления;
в 2009 году в размере не более 35 процентов общего объема
средств, необходимых для их осуществлении;
в 2010 году в размере не более 27 процентов общего объема
средств, необходимых для их осуществления.
Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики
Орловской области для привлечения средств федерального бюджета на
наиболее крупные и социально значимые объекты ежегодно принимает
участие в конкурсе, проводимым федеральным заказчиком подпрограммы
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" - федеральным
Агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ. При
соответствии стройки условиям конкурса и ее включению в ФЦП "Жилище",
средства областного бюджета, предусмотренные на данный объект,
приводятся в соответствии с параметрами софинансирования,
утвержденными в подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры":
в 2008 году до 12 процентов от общего объема средств, необходимых
для строительства объекта;
в 2009 году до 10 процентов от общего объема средств, необходимых
для строительства объекта;
в 2010 году до 7,5 процентов от общего объема средств,
необходимых для строительства объекта.
Данные параметры соответствуют условиям финансирования, принятым
в подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы,
утвержденной Правительством РФ.
Средства областного бюджета могут использоваться в форме
государственной поддержки следующих мероприятий в порядке приоритета:
совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам
водоснабжения;
реконструкция и строительство уникальных систем водоснабжения и
водоотведения в крупных населенных пунктах;
реконструкция и строительство в сельской местности систем
водоснабжения, требующих больших капитальных вложений (межрайонные
групповые водопроводы и станции по очистке воды);
строительство сооружений и установок водоснабжения в контейнерном
и блочно-модульном исполнении;
работы по модернизации важнейших источников питьевого
водоснабжения;
проведение исследований и разработок по определению технических
условий, регламентов, методов эксплуатации оборудования в системах
водоснабжения;
разработка новых технологий, материалов, приборов и оборудования
для водообеспечения.
Государственным заказчиком целесообразно определить Департамент
строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области.
Функции государственных заказчиков мероприятий местного значения
следует возложить на органы местного самоуправления при условии
разработки и реализации, на базе настоящей Концепции, муниципальной
программы обеспечения населения питьевой водой.
Финансирование работ за счет областного бюджета будет
осуществляться целевым назначением через государственных заказчиков.
Отбор предложений по реализации отдельных инвестиционных
проектов, а также по выполнению научно-исследовательских работ должен
осуществляться на конкурсной основе в соответствии с утвержденным
порядком закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.
VII. Оценка социально-экономической эффективности
Эффективность реализации Концепции и использования выделенных с
этой целью средств обеспечивается за счет:
программно-целевого подхода к решению вопроса обеспечения
населения питьевой водой;
исключения возможности нецелевого использования бюджетных
средств;
прозрачности прохождения средств бюджетов всех уровней;
привлечения средств внебюджетных источников;
создания эффективных механизмов оценки и управления
инвестиционными рисками.
Оценка эффективности работы будет осуществляться на основе
следующих индикаторов:
улучшение качества питьевой воды;
снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры;
увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объеме
инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Успешное выполнение мероприятий позволит обеспечить к 2010 году:
снижение уровня износа объектов водоснабжения с 57 процентов
(2007 год) до 52 процентов;
рост доли средств внебюджетных источников в модернизацию
коммунальной инфраструктуры с 12 процентов (2007 год) до 35 процентов
(2010 год);
повышение качества и надежности водоснабжения;
улучшение экологической ситуации в муниципальных образованиях
Орловской области;
создание устойчивой институциональной основы для участия частного
сектора в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной
инфраструктуры и управлении объектами коммунальной инфраструктуры.