Расширенный поиск

Постановление Коллегии Орловской области от 03.09.2007 № 205

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                      КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
     
     
     3 сентября 2007 г.                                          N 205
     г. Орел
     
     
     Об областной целевой  программе "Обеспечение населения  Орловской
области питьевой водой" на 2008-2010 годы
     
     
     В целях гарантированного обеспечения населения Орловской  области
питьевой  водой,  надлежащего качества,  улучшения  надежности  работы
систем   водоснабжения,   повышения  качества   предоставления   услуг
населению КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Одобрить  проект  областной  целевой  программы   "Обеспечение
населения Орловской области питьевой водой" на 2008-2010 годы.
     2. Направить  проект  данной программы  Губернатору  области  для
рассмотрения и  решения вопроса  о его направлении  в областной  Совет
народных депутатов в качестве законодательной инициативы.
     
     
     Председатель Коллегии                                 Е.С. Строев
     
     
     
                                                            Приложение
                                              к постановлению Коллегии
                                                     Орловской области
                                           от 3 сентября 2007 года 205
     
                               Паспорт
          областной целевой программы "Обеспечение населения
         Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы"
     
     Наименование Программы - Областная целевая программа "Обеспечение
населения Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы" (далее -
Программа).
     Основание для  разработки   -  Распоряжение  Коллегии   Орловской
области от 8  февраля 2007  года N 42  о разработке областной  целевой
программы "Обеспечение населения  Орловской области питьевой водой  на
2008-2010 годы".
     Период реализации Программы - 2008-2010 годы.
     Цели и задачи Программы  - Гарантированное обеспечение  населения
Орловской области питьевой водой, отвечающей гигиеническим нормативам,
увеличение  надежности   систем   водоснабжения,  повышение   качества
предоставления услуг населению.
     Основной задачей   Программы   является   реализация    комплекса
мероприятий, которые должны обеспечить:
     повышение качества   питьевой   воды  по   микробиологическим   и
физико-химическим показателям;
     сокращение непроизводительных расходов воды;
     повышение надежности систем водоснабжения;
     экономия питьевой воды;
     восстановление и  реконструкция  в  сельских  населенных  пунктах
систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии, либо подающих
воду ненадлежащего качества;
     улучшение состояния   и   обеспечение  соблюдения   режимов   зон
санитарной   охраны   и   водоохранных   зон   источников    питьевого
водоснабжения.
     Мероприятия Программы включают в себя:
     обследование и  анализ  работы существующих  коммунальных  систем
хозяйственно-питьевого   водоснабжения   с   принятием   мер   по   их
восстановлению и реконструкции в сельской местности;
     охрана и восстановление  водных объектов  - источников  питьевого
водоснабжения;
     разработка технологий по  рациональному использованию и  экономии
питьевой воды - создание пилотного проекта отработки технологий;
     совершенствование водозаборов   из  поверхностных   и   подземных
источников и  технологий подготовки  питьевой воды,  в т.ч.  внедрение
установок глубокой доочистки воды в лечебно-профилактических, школьных
и дошкольных учреждений;
     научно-исследовательские и    поисково-оценочные    работы    для
расширения  использования   подземных   вод  в   хозяйственно-питьевом
водоснабжении;
     повсеместное развитие  систем  подачи  и  распределения  питьевой
воды.
     Объем финансирования,  необходимый  для  выполнения  программы  -
     Всего 1403464,62 тысяч рублей (в ценах 2007 года),
     в том числе:
     из областного бюджета - 508152,99 тысяч рублей.
     В 2008 году - 477225,84 тысяч рублей,
     в том числе:
     из областного бюджета - 203240,76 тысяч рублей.
     в том числе:
     из областного бюджета - 168836,67 тысяч рублей,
     В 2010 году - 475052,1 тысяч рублей,
     в том числе:
     из областного бюджета - 136275,56 тысяч рублей.
     Выделение средств  из   областного   бюджета  Орловской   области
производится в  соответствии с объемами  финансовых средств,  ежегодно
утверждаемых на реализацию программы в областном законе "Об  областном
бюджете Орловской области" на соответствующий год.
     Ожидаемые конечные результаты,  важнейшие показатели Программы  -
Реализация Программы в поселениях и городах с проблемами в обеспечении
качества воды позволит за три года:
     снижение уровня  износа  объектов водоснабжения  с  57  процентов
(2007 год) до 52 процентов;
     рост доли   средств   внебюджетных  источников   в   модернизацию
коммунальной инфраструктуры с 12 процентов (2007 год) до 35  процентов
(2010 год);
     увеличение объемов добычи  питьевой  воды на  18  тысяч куб.м.  в
сутки;
     отработка инновационных    технологий    -    пилотные    проекты
строительства двух  станций  обезжелезивания общим  объемом 140  тысяч
куб.м. в сутки, установки трех станций фильтрационной очистки воды;
     повышение надежности  водоснабжения и  снижение  эксплуатационных
затрат  предприятий  за  счет  снижения  неучтенных  расходов  воды  и
сокращения расходов на устранение аварийных ситуаций;
     увеличение доли воды,  соответствующей гигиеническим  нормативам,
улучшение экологической  ситуации,  снижение заболеваемости  населения
острыми кишечными  инфекциями в  муниципальных образованиях  Орловской
области;
     создание устойчивой институциональной основы для участия частного
сектора в финансировании  проектов модернизации объектов  коммунальной
инфраструктуры и управлении объектами коммунальной инфраструктуры.
     Государственный   заказчик   Программы  -   Губернатор  Орловской
области.
     Разработчик Программы  -  Департамент  строительной  политики   и
жилищно-коммунальной политики Орловской области.
     Сроки разработки Программы - 2007 год.
     Стоимость разработки Программы - без финансовых затрат.
     Основные исполнители   и   участники  Программы   -   
     Департамент    строительной   и   жилищно-коммунальной   политики
Орловской области;
     Департамент экономической политики Орловской области;
     Департамент финансовой политики Орловской области;
     Заказчики-застройщики, подрядные   организации   и    предприятия
водопроводно-канализационного хозяйства.
     Система организации контроля за выполнением Программы -  Контроль
за   выполнением   мероприятий  Программы   осуществляет   Департамент
строительной  и жилищно-коммунальной  политики  Орловской области,  за
целевым  использованием  средств  -  Департамент  финансовой  политики
Орловской области.
     
                               Введение
                               
     Обеспечение населения Орловской области питьевой водой - одна  из
приоритетных  проблем,  решение  которой  необходимо  для   сохранения
здоровья и повышения уровня жизни населения. Необходимость ее  решения
обусловлена   повсеместным   ухудшением   состояния    водоисточников,
техническими  трудностями  получения  питьевой  воды,  соответствующей
санитарно-гигиеническим нормативам. В  настоящее время вопросы  охраны
здоровья   населения   и   обеспечения   санитарно-эпидемиологического
благополучия  на  территории  Орловской  области  имеют   приоритетное
значение.   При  этом   обеспечение   населения  питьевой   водой   из
централизованных  систем  водоснабжения  является  одной  из  ключевых
проблем, связанных  с вопросами здоровья  и благополучного  проживания
людей.
     Задача по   обеспечению   населения   питьевой   водой   является
многогранной  и  объемной,  поэтому  требует  комплексного  решения  с
помощью программно-целевого метода. Успешная реализация мероприятий по
улучшению обеспечения  населения  питьевой водой  возможна только  при
взаимодействии органов власти  на всех  уровнях, а также  концентрации
финансовых, технических  и  научных ресурсов,  что  и призвана  решить
настоящая Программа.
     Программа предусматривает   как    решение   задачи    ликвидации
сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих
технологий,  так  и  строительство  новых  объектов  водоснабжения   и
водоотведения, в  результате чего  повысятся качество  предоставляемых
услуг  населению по  водоснабжению  и водоотведению,  эффективность  и
надежность работы систем водоснабжения и водоотведения.
     
                        1. Содержание проблемы
                        
     Основным источником питьевого  водоснабжения в Орловской  области
являются подземные воды,  прогнозные эксплуатационные ресурсы  которых
превышают 2591 куб. метров в сутки для нужд населения.
     Качество воды  поверхностных  водных объектов  Орловской  области
используемых для водоснабжения  населения в  ряде случаев не  отвечает
нормативным   требованиям   к   питьевой  воде   и   оценивается   как
неудовлетворительное. Используемые  подземные  воды для  водоснабжения
населения  имеют  лучшее   качество  и  отвечают  требованиям   СанПин
2.1.4.1074-01 "Питьевая вода". Но анализы подземных вод из года в  год
подтверждают повышенные жесткость и  содержание железа. В 2006 году  в
Орле  основной  реагент  обеззараживания -  хлор  заменен  на  раствор
гипохлорита  натрия,  который  гораздо безопаснее  в  использовании  и
хранении, дает лучшие результаты по обеззараживанию.
     Кардинальное ухудшение ситуации в сфере водоснабжения произошло в
период 2000-2002   годов   в   условиях   массовой   передачи    сетей
водоснабжения   от   производственных  предприятий   в   муниципальную
собственность без увеличения финансирования коммунальных  предприятий.
В связи с этим,  основные задачи областной Концепции, разработанной  в
1998 году и направленной на  улучшение качества питьевой воды не  были
выполнены.  На  протяжении   2000-2002  г.г.  плановый  ремонт   сетей
водоснабжения   уступил  место   аварийно-восстановительным   работам.
Поэтому, начиная с  2002 года и в  современных условиях большая  часть
усилий  направлялась  и  должна   быть  направлена  в  дальнейшем   на
восстановление и реконструкцию существующих сетей водопровода.
     В соответствии  с  постановлением Главы  администрации  Орловской
области от  18 сентября  1998 N 35,  утвердившего Концепцию  программы
"Обеспечение населения Орловской области питьевой водой" на территории
Орловской области в период 1998-2006 г.г. сложились следующие основные
показатели развития отрасли водоснабжения (таблица 1):
                                                             Таблица 1
         Основные показатели развития отрасли водоснабжения.
     
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|     N     Показатели                   В разрезе лет:                 |
|                         ——————————————————————————————————————————————|
|                               1998          2000      2004     2006   |
|                               год           год        год      год   |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| 
|                                                                       |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| 
|     1  Отпуск воды           51768         49551     49776,1  53551,7 |
|        потребителям,                                                  |
|        тыс. мЗ/год                                                    |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| 
|     2  Одиночная             1230,5        1392,5    3159,2   3306,2  |
|        протяженность                                                  |
|        муниципальных                                                  |
|        сетей, км                                                      |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| 
|     3  Установленная         254,4         284,8      336,7    339,8  |
|        производственная                                               |
|        мощность                                                       |
|        насосных станций                                               |
|        1подъема.                                                      |
|        мЗ/сутки                                                       |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| 
|     4  Оборудование           95,9          95,9       89       93    |
|        муниципального                                                 |
|        жилищного фонда                                                |
|        водопроводом                                                   |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| 
|     5  Износ основных      В пределах    В пределах    69       70    |
|        фондов, %           нормативов    нормативов                   |
|                                                                       |
|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| 
     
     Положение с  обеспечением  населения  доброкачественной  питьевой
водой   в   Орловской    области   по-прежнему   вызывает    серьезную
озабоченность, несмотря  на  высокий охват  (98 %  городского  и 68  %
сельского        населения)        централизованными         системами
хозяйственно-питьевого      водоснабжения.     Многолетние      данные
социально-гигиенического  мониторинга   показывают,   что  из   общего
количества    подземных   источников    централизованного    питьевого
водоснабжения (2201) 1\5 часть (22,6 %) не отвечает санитарным  нормам
и правилам, в том числе 18,6 % из-за отсутствия зон санитарной охраны.
Наибольший  удельный вес  водоисточников,  не имеющих  зон  санитарной
охраны, характерен  для Болховского  (76 %),  Глазуновского (33,3  %),
Должанского  (70 %),  Залегощенского  (41,7  %), Колпнянского  (55  %)
районов. Отмечается наличие солей железа в концентрациях,  превышающих
предельно-допустимые в  источниках централизованного водоснабжения  на
территории  Глазуновского  района   (91,3  %),  Кромского  (75,0   %),
Орловского  (43,1 %),  Троснянского  (46,3  %),Урицкого (41,4  %)  при
среднеобластном показателе 20,2 %. Неудовлетворительное качество  воды
в местах  водозаборов по  микробиологическим показателям  периодически
отмечалось  в 15  районах  области, в  разводящей  сети в  20  районах
области.
     С каждым годом коммуникации ветшают  все больше, но из тех  труб,
которые  находятся  в  аварийном  состоянии,  сейчас  меняется  только
половина.
     Действующая в регионе система водоснабжения имеет износ более  70
% в результате чего  вода, соответствующая нормам практически по  всем
показателям,  теряет свое  качество  в  процессе  подачи по  сетям  до
конечного потребителя. Отрицательно сказывается на качестве  подземных
вод и состояние окружающей среды.
     Санитарно-техническое состояние   источников   водоснабжения    и
водопроводов оценивается как неудовлетворительное. Практически по всем
скважинам  сельских  поселений  отсутствуют  ограждения  зон  строгого
режима, скважины не оборудованы контрольно-измерительной  аппаратурой,
кранами  для отбора  проб  воды.  Территории  зон строгого  режима  не
обустраиваются, павильоны артезианских скважин замусорены, отсутствует
герметизация  оголовков  скважин,  что  приводит  к  загрязнению   вод
подземного  горизонта.  Часть   водопроводов  в  сельских   поселениях
пребывает в  нерабочем состоянии.  Около 75  % водоразборных  колонок,
установленных  на  сельских   водопроводах  находятся  в   неисправном
состоянии, часть  из них  снята с сети.  Горловины смотровых  колодцев
полуразрушены, колодцы заполнены поверхностными стоками, что  приводит
к подсосу загрязненных стоков в водопроводную сеть.
     Потери воды в  сетях коммунальных водопроводов  из-за коррозии  и
износа труб  составляют в  ряде случаев более  20 %  от общего  объема
добываемой воды из скважин, большое количество теряется в жилом  фонде
из-за утечек в санузлах и приборах водораздачи.
     Локальными источниками водоснабжения сельских населенных  пунктов
являются шахтные колодцы. Санитарно-техническое состояние  большинства
из  них  оценивается  как  неудовлетворительное.  Шахтные  колодцы  не
оборудованы   глиняными   замками,   навесами,   крышками,   бетонными
отмостками. Не проводится  ежегодная очистка колодцев  от ила и  грязи
(после весеннего паводка).
     Существующие проблемы надежного  и качественного водоснабжения  и
водоотведения создают постоянную  угрозу возникновения вспышек  острых
кишечных инфекционных заболеваний и вирусного гепатита А на территории
области   и   способствуют   распространению   инфекции.    Разводящие
водопроводные сети находятся в неудовлетворительном состоянии. Высокая
аварийность,  большой  процент  утечек воды  и  вторичное  загрязнение
транспортируемой воды усугубляют проблемы.
     По данным, полученным от администраций муниципальных образований,
всего по  области  требуют  замены 1226  километров  ветхих  аварийных
водопроводных сетей, от общей протяженности 4698 километров. Из  числа
сельских  населенных  пунктов  каждый третий  населенный  пункт  имеет
частично или полностью неработающую водопроводную сеть.
     Одной из   основных   причин   неудовлетворительного    состояния
коммунальных  систем  водоснабжения и  канализации  Орловской  области
является неблагополучное финансово-экономическое положение большинства
предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.
     Хроническое недофинансирование  отрасли обусловливает  постоянное
сокращение объемов ремонтных  работ, проведения реконструкции,  замены
изношенного   оборудования    и   ветхих    сетей   на    предприятиях
водопроводно-канализационного хозяйства.
     Остро стоит   вопрос   обеспечения   отрасли   квалифицированными
кадрами.
     Задача по  обеспечению  населения области  питьевой  водой  очень
сложна, многообразна и требует комплексного поэтапного решения.
     По экспертной  оценке потребность  в  инвестициях в  коммунальное
водопроводное  хозяйство  Орловской  области  для  решения   имеющихся
проблем  по состоянию  на  1 января  2007  года составляет  около  1,4
миллиарда рублей.
     В областном бюджете Орловской области ежегодно  предусматриваются
капитальные  вложения  в  реконструкцию  водопроводно-канализационного
хозяйства однако, только применение программно-целевого метода решения
возникших проблем позволит найти эффективные пути их решения.
     При выполнении  инвестиционных мероприятий  особенно  проблемными
вопросами остаются своевременная разработка, согласование и экспертиза
необходимой проектно-сметной документации.
     На основании  анализа  фактического  состояния   централизованных
систем хозяйственно-питьевого водоснабжения  можно сделать вывод,  что
водопроводно-канализационное хозяйство  Орловской области находится  в
неудовлетворительном состоянии. Причин этого сложного положения
     достаточно много. Не  существует отдельно  взятой меры,  принятие
которой помогло бы изменить ситуацию в отрасли. Подход к решению задач
должен  быть  комплексным  и  направлен  на  устранение  всех   причин
одновременно.
     
                      2. Цели и задачи Программы
     
     Настоящая Программа  основывается  на  результатах  исследований,
выполненных  с   учетом  рекомендаций,   изложенных  в   Постановлении
Правительства Российской  Федерации  от 06.03.98  N  292 "О  Концепции
федеральной целевой программы  "Обеспечение населения России  питьевой
водой"  и  осуществлении   первоочередных  мероприятий  по   улучшению
водоснабжения населения".
     Основанием для   разработки   Программы   является   Распоряжение
Коллегии Орловской  области от 8 февраля 2007 года  N 42 о  разработке
областной целевой программы  "Обеспечение населения Орловской  области
питьевой водой на 2008-2010 годы".
     Главными целями Программы обеспечения населения Орловской области
питьевой водой являются:
     1. Улучшение обеспечения  населения  питьевой водой  нормативного
качества и в достаточном количестве;
     2. Улучшение  на  этой  основе  состояния  здоровья  населения  и
оздоровление социально-экологической обстановки в Орловской области;
     3. Восстановление, охрана и рациональное использование источников
питьевого водоснабжения.
     Программа учитывает следующие факторы:
     1. В связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года
N 131-ФЗ "Об  общих  принципах организации  местного самоуправления  в
Российской  Федерации"   изменилась  ответственность  между   органами
местного самоуправления, регионами и федеральным центром, в том  числе
и   в  вопросах   организации   обеспечения  населения   услугами   по
водоснабжению.
     2. Финансово-экономические и организационные возможности региона.
     Основной задачей   Программы   является   реализация    комплекса
мероприятий, которые должны обеспечить:
     - охрану источников питьевого водоснабжения;
     - повышение  качества  питьевой  воды  по  микробиологическим   и
физико-химическим показателям;
     - сокращение непроизводительных расходов воды;
     - улучшение учета водопотребления;
     - повышение надежности систем водоснабжения.
     Для достижения   этих   целей   необходимо   решение   задач   по
предотвращению   загрязнения   источников   питьевого   водоснабжения,
обеспечению  их   соответствия  санитарно-гигиеническим   требованиям,
повышению   эффективности   и   надежности   функционирования   систем
водообеспечения  за  счет   реализации  водоохранных,  технических   и
санитарных мероприятий, совершенствования технологии обработки воды на
водоочистных станциях, развития систем забора, транспортировки воды  и
водоотведения,   а   также   развития   нормативно-правовой   базы   и
хозяйственного  механизма  водопользования,  стимулирующего   экономию
питьевой воды.
     Мероприятия    Программы   предусматривают   коренное   улучшение
организации питьевого водоснабжения и осуществление следующих работ:
     - экономия питьевой воды;
     - улучшение  качества  питьевой  воды  в  районах  и  городах   с
наибольшим  несоответствием  состава  используемой  воды   требованиям
гигиенических нормативов по санитарно-химическим и  микробиологическим
показателям;
     - восстановление и  реконструкция в  сельских населенных  пунктах
систем водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии, либо подающих
воду непитьевого качества;
     - ликвидация (тампонаж) выведенных из эксплуатации скважин;
     - улучшение  состояния  и  обеспечение  соблюдения  режимов   зон
санитарной   охраны   и   водоохранных   зон   источников    питьевого
водоснабжения.
     При реализации    инвестиционных    подпрограмм    должны    быть
использованы результаты  уже опробованных  опытных технологий  очистки
воды и обеспечен ввод  в эксплуатацию опытно-промышленных образцов  на
базе   новых   технологий   хозяйственно-питьевого   водоснабжения   и
водоотведения. Так, хорошо зарекомендовали себя фильтры очистки  воды,
производимые в  г. Орле  инженерно-сервисным предприятием,  технологии
очистки труб, технологии магнитной очистки воды. Одновременно в рамках
научно-технических   и   инновационных  подпрограмм   необходимы,   на
конкурсной основе, исследовательские и опытно-конструкторские  работы.
В этой  сфере  достаточно успешно  работает  ряд научных  организаций,
обеспечивающий внедрение  передовых научно-технических достижений  при
реализации инвестиционных подпрограмм на последующих стадиях. Вместе с
тем, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы  (НИОКР)
должны   осуществляться   на  конкретный   результат,   обеспечивающий
скорейшую окупаемость инвестиционных  проектов в сфере  водоснабжения.
Таким образом,  будет  обеспечено опережающее  выполнение  НИОКР и  их
своевременное внедрение в практику.
     
                  3. Основные мероприятия Программы

     Программные мероприятия направлены на реализацию задач по каждому
из направлений.   Основой   настоящей   Программы   является   система
взаимосвязанных мероприятий,  обеспечивающих необходимое количество  и
качество  водных  ресурсов   в  водоисточнике,  подготовку  воды   при
несоответствии ее качества  нормативам, подачу населению  качественной
питьевой воды в необходимом количестве.
     Основные мероприятия программы включают в себя:
     - Обследование и анализ  работы существующих коммунальных  систем
хозяйственно-питьевого   водоснабжения   с   принятием   мер   по   их
восстановлению и реконструкции в сельской местности;
     - Охрана и восстановление водных объектов - источников  питьевого
водоснабжения;
     - Разработка технологий по рациональному использованию и экономии
питьевой воды - создание пилотного проекта отработки технологий;
     - Совершенствование  водозаборов  из  поверхностных  и  подземных
источников и  технологий подготовки  питьевой воды,  в т.ч.  внедрение
установок глубокой доочистки воды в лечебно-профилактических, школьных
и дошкольных учреждений;
     - Научно-исследовательские   и  поисково-оценочные   работы   для
расширения  использования   подземных   вод  в   хозяйственно-питьевом
водоснабжении;
     - Повсеместное развитие  систем подачи  и распределения  питьевой
воды
     Финансирование программных     мероприятий      предусматривается
осуществлять  за   счет   средств  бюджетов   всех  уровней,   средств
предприятий,  а  также привлечения  средств  внебюджетных  источников.
Объем средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению  исходя
из возможностей бюджета.
     
                  3.1. Развитие систем водоснабжения
     
     Основной задачей  в  области  развития  систем  водоснабжения   в
сельской местности является  осуществление мероприятий по  обеспечению
населения водой нормативного качества.
     В 2008-2010  годах в  сельской  местности намечается  осуществить
следующие первоочередные мероприятия:
     - восстановление систем  водоснабжения,  находящихся в  нерабочем
состоянии;
     - реконструкция существующих систем водоснабжения. 
     Первоначальным  этапом  в  развитии  этих работ должно являться -
обследование   сети   водопроводов   в   муниципальных   образованиях,
составление    паспортов    и   балансов   водоснабжения,   разработка
проектно-сметной  документации,  которая является необходимым условием
для выделения бюджетных средств.
     Важным направлением   подготовительных    работ   должна    стать
реконструкция систем водоснабжения жилых  зданий прежде всего в  целях
экономии питьевой воды. На  этом этапе необходимо выполнить работы  по
реконструкции  внутридомовой  системы  водораздачи,  исключить  прямые
утечки из  труб  и запорно-регулируемой  арматуры.  Эти работы  жестко
увязаны с вопросами установки приборов учета и эксплуатации разводящих
сетей домов. От реализации программ обеспечения потребителей приборами
учета воды, ревизии систем  водоснабжения жилых зданий будет  зависеть
очередность  финансирования работ  в  части, зависящей  от  областного
бюджета.
     Осуществление мероприятий   по  строительству   и   реконструкции
централизованных систем  водоснабжения  позволит существенно  улучшить
качество  питьевой   воды,  повысить   технологическую  и   санитарную
надежность централизованных  систем водоснабжения, сократить  удельное
водопотребление  на  20-25  процентов,  увеличить  срок   эксплуатации
трубопроводов    в    2-3     раза,    улучшить    экологическую     и
санитарно-эпидемиологическую обстановку территорий поселений.
     В качестве дополнительной меры по улучшению обеспечения населения
питьевой водой рассматривается способствование созданию предприятий по
розливу питьевой  воды  на  базе  надежно  защищенных  от  загрязнения
подземных  вод.  Использование экологически  чистой  бутилированной  и
пакетированной питьевой воды может иметь существенное значение также в
чрезвычайных ситуациях.  Организация предприятий  по разливу  питьевой
воды  будет   осуществляться  коммерческими   организациями  за   счет
внебюджетных средств.
     В целях   улучшения    обеспечения    систем   коммунального    и
сельскохозяйственного водоснабжения  необходимыми для их  эксплуатации
материалами и оборудованием  следует предусмотреть развитие  мощностей
Орловских предприятий по выпуску оборудования и реагентов для  очистки
и обеззараживания питьевой воды.
     Мероприятия по   развитию   систем  водоснабжения   приведены   в
приложении N 1 к Программе.
     
      3.2. Охрана и восстановление водных объектов - источников
                       питьевого водоснабжения
     
     Неудовлетворительное состояние      водоисточников,      особенно
поверхностных,  создает  большие трудности  для  эффективного  решения
проблемы питьевого  водоснабжения населения  области. Поэтому  решение
задачи обеспечения населения питьевой водой не должно сводиться только
к водоподготовке,  развитию систем  подачи и  распределения воды.  Оно
должно быть направлено  также на  улучшение и восстановление  качества
поверхностных, а в некоторых районах и подземных вод.
     С учетом этого в Программе предусмотрены меры по:
     - очистке   и   улучшению   состояния   зон   санитарной   охраны
водоисточников;
     - обустройству  водоохранных  зон  и  прибрежных  защитных  полос
водных объектов.
     Мероприятия по  охране   и  восстановлению   водных  объектов   -
источников  питьевого  водоснабжения  приведены в  приложении  N  2  к
Программе.
     
      3.3. Разработка технологий по рациональному использованию
                       и экономии питьевой воды
     
     С целью рационального  использования и экономии  питьевой воды  в
жилищном  секторе  необходимо  проведение  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских  работ  по  модернизации  существующих   систем
водоснабжения. Целесообразны разработка и реализация пилотных проектов
по реконструкции систем водоснабжения жилых зданий,  совершенствование
и внедрение  системы  контроля за  рациональным потреблением  питьевой
воды, разработка и внедрение прогрессивных тарифов на воду.
     Необходимо     повсеместное     внедрение     систем    АСКУЭ   -
автоматизированных  систем  коммерческого учета  энергоресурсов.  Цель
внедрения - заменить локальный приборный учет воды на учет  системный.
В  2008  году будет  реализован  пилотный  проект  АСКУЭ на  одной  из
новостроек для наработки опыта эксплуатации таких систем.
     Также в   Программе   предусматривается  продолжение   работ   по
определению неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального
водоснабжения.
     Осуществление указанных    мероприятий    позволит     обеспечить
сокращение   потребления   питьевой   воды,   уменьшить   затраты   на
эксплуатацию   систем   водоснабжения   и   водоотведения,   сократить
капиталовложения на строительство  головных сооружений водопроводов  и
удельное потребление питьевой воды в коммунальном хозяйстве.
     Программой предусматривается создание  в  одном из  муниципальных
образований  области пилотного  проекта  для отработки  технологий  по
рациональному  применению  и  экономии  питьевой  воды,  положительные
результаты которого распространить на всей территории региона.
     Для консолидации научного  потенциала ежегодно будут  проводиться
Интернет-конференции на заданную тематику.
     Мероприятия по    разработке    технологий    по    рациональному
использованию и  экономии питьевой  воды приведены в  приложении N3  к
Программе.
     
        3.4. Совершенствование водозаборов из поверхностных и
      подземных источников и технологий подготовки питьевой воды
     
     В целях   повышения    эффективности   работы   водозаборов    из
поверхностных источников и снижения негативного влияния водозаборов на
биологические  ресурсы   водных   объектов  необходимо   предусмотреть
создание  и  внедрение  усовершенствованных  конструкций  водоприемных
устройств и сооружений.
     До недавнего  времени одним  из  самых распространенных  способов
обеззараживания   являлось   первичное  хлорирование   воды,   которое
позволяет  избавиться  от  нежелательных  органических  соединений   и
биологических примесей. Если ранее часто применялся газообразный  хлор
или  диоксид хлора,  то  сегодня  наиболее употребимым  реагентом  для
первичного хлорирования  считается  гипохлорит натрия.  Тем не  менее,
наличие в воде свободного  хлора влияет на органолептические  качества
воды и  может стать причиной  образования вредных  галогенорганических
соединений.    Поэтому    хлорированная   вода    может    потребовать
дополнительной обработки,  например, доочистки  на угольных  фильтрах.
Современные технологии очистки предусматривают применение озонирования
в комплексе с ультрафиолетовой обработкой воды, бактерицидная  очистка
воды перекисью водорода.
     Для улучшения  работы  водозаборов  подземных  вод  целесообразно
проведение их инвентаризации,  создание банка данных,  характеризующих
технико-экономические,    санитарно-гигиенические   и    экологические
параметры  водозаборов;  усовершенствование  конструкций  водозаборных
скважин,         фильтров,        водоподъемного         оборудования,
контрольно-измерительной аппаратуры.
     Внедрение новых  технологических  решений  по   совершенствованию
водозаборов должно проводиться только после проведения соответствующей
санитарно-гигиенической экспертизы.
     Кроме того, необходимо предусмотреть совершенствование методов  и
средств   физико-химической  и   биологической   очистки  воды   путем
использования   процессов  тонкослойного   осаждения,   интенсификации
реагентной  обработки,   новых  типов   фильтровальных  сооружений   и
фильтрующих материалов, процессов  озонирования и сорбции на  угольных
фильтрах и порошковых сорбентах, использования мембранной технологии.
     В 2008-2010  годах  предусматривается  расширение   использования
локальных групповых  установок  глубокой доочистки  воды для  питьевых
целей  в  местах  ее непосредственного  потребления.  Такие  установки
необходимо    использовать   в    первую    очередь   для    оснащения
лечебно-профилактических,    школьных   и    дошкольных    учреждений,
предприятий пищевой промышленности и общественного питания.
     Мероприятия по совершенствование  водозаборов из поверхностных  и
подземных источников и технологий подготовки питьевой воды приведены в
приложении N 4 к Программе.
     
    3.5. Научно-исследовательские и поисково-оценочные работы для
    расширения использования подземных вод в хозяйственно-питьевом
                            водоснабжении

     Обеспеченность  прогнозными эксплуатационными ресурсами подземных
вод на одного человека - 3,05 куб.м/сутки, обеспеченность разведанными
эксплуатационными   запасами   -   0,4  куб.м/сутки,  при  фактическом
потреблении  городского  жителя  -  0,32  куб.м/сутки,  сельского 0,41
куб.м/сутки.  В  эксплуатацию  не  введены разведанные в 1970-1980 гг.
месторождения  для  20 районных центров, могущие служить не только как
основной  источник  обеспечения  населения  питьевой  водой,  но и как
резервный на особый период.
     На территории области пробурено  около 5000  скважин на воду,  из
которых  порядка  2700  являются объектами  пользования,  остальные  -
резервные или заброшенные.
     В 1998-2004   гг.   силами   филиала   "Орелгеомониторинг"   ФГУП
"Геоцентр-Москва" обследовано 849  скважин на воду (467  водозаборов),
при этом выявлено 167 заброшенных скважин и 28 бесхозных, то есть 23 %
от   общего  количества   можно   предполагать,  что   из   оставшихся
необследованных  4000  скважин  около  1500  находятся  в  не   лучшем
состоянии.  Каждая  из  этих  скважин  фактический  или  потенциальный
источник загрязнения питьевых подземных вод. Таким образом:
     - Область обладает достаточными ресурсами питьевых подземных вод,
в основном,  отвечающих  по  качественным  показателям   установленным
нормативам;
     - Обеспеченность    населения   разведанными    эксплуатационными
запасами питьевых  подземных  вод высокая  и  удовлетворительная -  по
территориальной   размещенноеЩ   разведанных   источников;   основными
водоносными комплексами используемыми для снабжения населения являются
трещинно-карстовые воды  карбонатной толщи  верхнего девона  напорного
характера и безнапорные воды верхнеюрских-нижнемеловых отложений.
     - Подземные   воды   на   участках   сосредоточения    населения,
промышленных  предприятий (Орловский  промузел,  Ливенская и  Мценская
зоны и др.) подвержены химическому загрязнению техногенного  характера
за счет повышенного содержания  марганца, бора, бария, хрома, а  также
нитритов  и  нефтепродуктов. Источниками  загрязнения  являются  также
свалки  ТБО и  потери  при  использовании  химических удобрений  и  от
животноводческих комплексов;
     - Использование  разведанных эксплуатационных  запасов  подземных
вод  крайне  низкое  (22 %),  территориально  неравномерное.  Основной
водоотбор из  водоносных горизонтов  осуществляется в  густонаселенных
районах с развитой промышленностью. Лицензионно эксплуатируется  11-12
%  водозаборных  источников.  Из  разведанных  0,788  тыс.  м   /сутки
минеральных вод используется только 5,3 куб.м/сутки.
      Порядка 30 % скважин на воду заброшены, не менее четверти из них
бесхозные.
     - Для  улучшения хозяйственно-питьевого  водоснабжения  населения
области, создания условий  повсеместного и устойчивого обеспечения  за
счет подземных вод нормативного качества, в том числе на особый период
выработки предупредительных мер от  загрязнения недр и мероприятий  по
эффективному и рациональному  использованию подземных вод в  программе
предусмотрены следующие  региональные и  поисково-оценочные работы  по
подземным водам на территории Орловской области:
     - ревизионная оценка разведанных  в 1960-1970 годах,  водозаборов
централизованного обеспечения  питьевыми  подземными водами  населения
райцентров области  и оценка  возможностей освоения  неэксплуатируемых
месторождений, мониторинг состояния геологической среды на  территории
Орловской области;
     - оценка  обеспеченности   населения   ресурсами  подземных   вод
питьевого  качества,  поисково-оценочные  работы  с  целью   выявления
дополнительных источников  водоснабжения  крупных городов,  а также  в
Корсаковском и Должанском районах, где такие работы не проводились;
     - исследование процессов  формирования эксплуатационных  ресурсов
подземных  вод  в  различных  гидрогеологических  и  водохозяйственных
условиях;
     - региональная оценка эксплуатационных  ресурсов подземных вод  с
учетом природоохранных ограничений;
     - обоснование природоохранных критериев, определяющих  допустимые
нормы воздействия техногенной деятельности на подземные водные объекты
и допустимое воздействие отбора подземных вод на окружающую  природную
среду;
     - исследование закономерностей  изменения качества подземных  вод
под влиянием естественных и техногенных факторов и разработка методики
прогноза изменения их качества в типовых условиях.
     Предполагается, что   перечисленные   работы,   в   сочетании   с
мероприятиями по реконструкции  и строительству водозаборов  подземных
вод позволят увеличить  долю использования  подземных вод на  питьевые
цели,  повысить   надежность  водообеспечения  населения,   обеспечить
создание  резервных источников  водоснабжения  на случай  чрезвычайных
ситуаций.
     Мероприятия по   научно-исследовательским  и   поисково-оценочным
работам    для    расширения    использования    подземных    вод    в
хозяйственно-питьевом водоснабжении приведены в приложении N 5.
     
      3.6. Развитие систем подачи и распределения питьевой воды
     
     Главная задача в работе по развитию систем подачи и распределения
питьевой воды состоит  в  создании средств,  технологий, материалов  и
оборудования,  которые  позволят обеспечить  строительство  инженерных
сетей  и  применение  материалов нового  поколения,  имеющих  надежную
антикоррозионную защиту и высокий  срок службы, и одновременно с  этим
осуществлять поэтапно выполнение восстановительных работ на изношенных
и   вышедших   из  строя   трубопроводах.   Большинством   предприятий
коммунального  хозяйства   для   реконструкции  систем   до  сих   пор
используются стальные  трубы, срок  безаварийной эксплуатации  которых
составляет 2-3 года. Использование насосного оборудования иностранного
производства, автоматики,  арматуры, измерительного и  регулировочного
оборудования,    пластиковых,   металлопластиковых    труб    позволит
существенно  сократить   и  эксплуатационные   и  аварийные   расходы.
Например,  установка   насосной   группы  на  водозаборном  узле  в г.
Малоархангельск  с  регулируемым частотным  электроприводом  позволила
сократить расход электроэнергии более чем на 15 процентов.
     С учетом состояния трубопроводных систем необходимо провести  ряд
работ, в том числе по обеспечению повышения надежности и  устойчивости
функционирования  водопроводных  сетей путем  применения  компьютерной
техники для  совершенствования режима  подачи и  распределения воды  и
обнаружения  повреждений.  Хорошо зарекомендовало  себя  оборудование,
установленное для удаленного  управления работой водозаборного узла  в
п. Тросна с использованием канала сотовой связи.
     Кроме того,  важно  обеспечить  освоение  материалов  для  защиты
наружных  и  внутренних поверхностей  трубопроводов,  реконструкции  и
расширения водопроводных систем.
     Реализация намечаемых   исследований   и   разработок    позволит
существенно  удешевить  эксплуатацию  и  ускорить  поиски  дефектов  в
трубопроводах,  повысить   надежность  эксплуатации   и  срок   службы
подземных   трубопроводов,  обеспечить   экологическую   безопасность,
продлить  срок  службы  действующих  систем  водоснабжения,  сократить
расходы   на  электроэнергию   и   другие  эксплуатационные   затраты.
Мероприятия по развитию  систем подачи  и распределения питьевой  воды
приведены в приложениях 1, 3 и 4 к Программе.
     
                     4. Финансирование Программы
     
     Финансирование Программы  проводится  последовательно  в  течение
трёх лет (таблица 2).
     Общая потребность    затрат    на    осуществление    программных
мероприятий, на весь период реализации программы составляет 1403464,62
тысяч рублей (в ценах 2007 года), в том числе:
     в 2008 году - 477225,84 тысяч рублей,
     в 2009 году - 451186,68 тысяч рублей,
     в 2010 году - 475052,1 тысяч рублей.
     Общие сведения об источниках финансирования Программы приведены в
таблице 2.
     
                                                             Таблица 2
                                                             
    Сведения о затратах по Программе по источникам финансирования
     
|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————|
|      Источники        |       Объем финансирования по годам тыс. руб.         |
|    финансирования     |                                                       |
|                       |——————————————|————————————|————————————|——————————————|
|                       |    2008      |   2009     |   2010     |   Итого в    |
|                       |     год      |    год     |    год     |  2008-2010   |
|                       |              |            |            |    годы      |
|———————————————————————|——————————————|————————————|————————————|——————————————|
|Областной              |  203240,76   |168,836,67  | 136275,56  |  508152,99   |
|бюджет                 |              |            |            |              |
|———————————————————————|——————————————|————————————|————————————|——————————————|
|Всего по годам,        |  477225,84   | 451386,68  | 475052,1   | 1403464,62   |
|тыс. руб.              |              |            |            |              |
|———————————————————————|——————————————|————————————|————————————|——————————————|
     
                       5. Оценка эффективности
         реализации Программы, ожидаемые конечные результаты
     
     В результате реализации  настоящей  Программы значительная  часть
населения  области  будет   обеспечена  питьевой  водой   нормативного
качества,  что реально  изменит  качество жизни  в  городах и  районах
Орловской области.
     При соблюдении  графика  финансирования,  за  период   реализации
Программы  должно  быть  отремонтированы  и  реконструированы  системы
водоснабжения более чем в 150 населенных пунктах.
     Реализация Программы  в  поселениях  и  городах  с  проблемами  в
обеспечении качества воды позволит за три года:
     - снижение уровня  износа объектов водоснабжения  с 57  процентов
(2007 год) до 52 процентов;
     - рост  доли  средств  внебюджетных  источников  в   модернизацию
коммунальной инфраструктуры с 12 процентов (2007 год) до 35  процентов
(2010 год);
     - увеличение объемов добычи  питьевой воды на  18 тысяч куб.м.  в
сутки;
     - отработка   инновационных   технологий   -   пилотные   проекты
строительства двух  станции  обезжелезивания общим  объемом 140  тысяч
куб.м.  в сутки,  установка  станций  фильтрационной очистки  воды  на
объектах социальной сферы;
     - повышение надежности водоснабжения и снижение  эксплуатационных
затрат  предприятий  за  счет  снижения  неучтенных  расходов  воды  и
сокращения расходов на устранение аварийных ситуаций;
     - увеличение доли воды, соответствующей гигиеническим нормативам,
улучшение экологической  ситуации, снижение  заболеваемости  населения
острыми кишечными  инфекциями в  муниципальных образованиях  Орловской
области;
     - создание  устойчивой   институциональной  основы  для   участия
частного  сектора  в  финансировании  проектов  модернизации  объектов
коммунальной  инфраструктуры   и  управлении  объектами   коммунальной
инфраструктуры.
     Таким образом, Программа имеет  большую социальную значимость.  В
результате выполнения  программных  мероприятий значительно  улучшится
обеспечение жителей населенных  пунктов области качественной  питьевой
водой, что благотворно скажется на экологическом и  эпидемиологическом
состоянии области, здоровье граждан.
     
                 6. Организация управления Программой
                     и контроль за ее реализацией

     Государственным заказчиком Программы является Коллегия  Орловской
области.
     Управление реализацией  Программы  осуществляется   Департаментом
строительной  и   жилищно-коммунальной  политики  Орловской   области,
который в рамках текущей деятельности:
     - осуществляет  общую  координацию  работ  и  контроль  за  ходом
разработки и  реализации  градостроительной документации,  соблюдением
действующего законодательства о градостроительстве и градостроительной
деятельности,  за   ходом  строительства   и  реконструкции   объектов
водоснабжения в рамках реализации мероприятий Программы;
     - проводит необходимые  конкурсы  по выбору  исполнителя работ  в
рамках реализации Программы;
     - готовит   и   представляет   государственному   заказчику    на
утверждение задания по финансированию работ в рамках Программы;
     - готовит   проекты   необходимых   для   реализации    Программы
нормативно-правовых    документов    и   вносит,    в    установленном
законодательством  порядке,  на   утверждение  в  Коллегию   Орловской
области.
     В целях   привлечения   средств   из   внебюджетных    источников
финансирования на  реализацию Программы,  государственный заказчик  на
конкурсной основе  вправе  отобрать управляющую  организацию. Права  и
обязанности   управляющей  организации   регламентируются   договором,
заключаемым государственным заказчиком и управляющей организацией.
     Выделение средств из областного  бюджета на реализацию  программы
осуществляет  Департамент   финансовой  политики  Орловской   области.
Средства перечисляются в соответствии с утвержденными  государственным
заказчиком заданиями на финансирование.
     Контроль за   выполнением  мероприятий   Программы   осуществляет
Департамент  строительной  и жилищно-коммунальной  политики  Орловской
области, за  целевым использованием средств  - Департамент  финансовой
политики Орловской области.
     Департамент строительной    и    жилищно-коммунальной    политики
Орловской  области  ежеквартально  представляет  отчет  в  Департамент
экономической  политики Орловской  области  и  ежегодно -  в  Коллегию
Орловской области.
     Органы местного    самоуправления    самостоятельно    организуют
проведение  конкурсов   по  реализации   программных  мероприятий   на
территории   муниципалитета,   заключают   контракты   на   выполнение
программных мероприятий, осуществляют контроль за выполнением работ.
     Система управления и контроля включает:
     - непрерывное отслеживание хода реализации Программы;
     - наличие постоянной обратной  связи с исполнителями  мероприятий
Программы;
     - корректировку мероприятий Программы;
     - обеспечение  выполнения  мероприятий  Программы  финансовыми  и
другими ресурсами;
     - установление    обязательной    ежегодной    отчетности    всех
исполнителей Программы о ходе выполнения ее мероприятий.

Информация по документу
Читайте также