Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Орловской области от 23.06.2011 № 272-рРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 23 июня 2011 г. N 272-р г. Орел Во исполнение поручения Губернатора Орловской области от 28 сентября 2010 года N 740-10-к и в целях эффективного развития системы оздоровления и отдыха детей в Орловской области: 1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы". 2. Департаменту образования, культуры и спорта Орловской области (Г.А. Казначеева) разработать проект долгосрочной областной целевой программы "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы". 3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина. Председатель Правительства Орловской области А.П. Козлов Приложение к распоряжению Правительства Орловской области от 23 июня 2011 г. N 272-р КОНЦЕПЦИЯ долгосрочной областной целевой программы "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы" Инициативная группа. 1. Руководитель инициативной группы: Казначеева Галина Анатольевна - руководитель Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, тел. 47-55-58. 2. Члены инициативной группы: Мартынова Татьяна Валентиновна - начальник управления образования и молодёжной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, тел. 47-55-00; Воробьева Татьяна Анатольевна - руководитель управления социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, тел. 45-30-18; Захарченко Геннадий Леонидович - руководитель Управления Роспотребнадзора по Орловской области, тел. 42-37-94; Ульчонок Ирина Анатольевна - заместитель начальника управления образования и молодёжной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, тел. 47-55-52; Переверзева Елена Николаевна - заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Орловской области, тел. 41-83-45; Орлова Людмила Николаевна - заместитель начальника отдела по образованию, культуре, спорту, молодёжной политике и туризму областного Совета народных депутатов, тел. 47-53-77; Крючкова Галина Михайловна - главный специалист управления образования и молодёжной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, тел. 76-40-20. Орловская область 2011 год I. Анализ проблемной ситуации Обеспечение доступного и качественного отдыха и оздоровления детей является одним из важных направлений социальной политики в Орловской области. Сложились положительные традиции в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Организованными формами отдыха и оздоровления охвачены практически все дети, а каждый пятый ребенок вовлечен в две и более формы. Процессы, которые ранее традиционно определялись как ограниченные во времени, фрагментарные ("летняя оздоровительная кампания", "каникулярный отдых"), рассматриваются сегодня как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс организации оздоровления и отдыха детей и подростков. Сформировалось представление о сфере оздоровления и отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части образовательного процесса. Развитие системы детского загородного отдыха началось с середины 90-х годов прошлого века, когда большинство учреждений были переданы в областную собственность, что предотвратило их полное разрушение. В настоящее время в Орловской области 17 детских загородных оздоровительных учреждений, из них 12 - в государственной, 1 - в муниципальной собственности, 4 - ведомственных. В инфраструктуру детского отдыха и оздоровления включены также образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, организующие на своей базе оздоровительные лагеря с дневным пребыванием (в 2010 году - 430 лагерей), активные формы отдыха, экономичные по затратам, но эффективные по воспитательным и оздоровительным возможностям (630 палаточных лагерей, оборонно-спортивных лагерей, лагерей труда и отдыха, трудовых бригад, экологических отрядов). Система отдыха и оздоровления детей и подростков представляет собой совокупность взаимодействующих: учреждений, оказывающих услуги по оздоровлению и отдыху детей, независимо от организационно-правовых форм, типов и видов учреждений; оздоровительных, образовательных, культурно-досуговых программ различного уровня и направленности, утвержденных в установленном порядке, реализуемых данными учреждениями; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области оздоровления и отдыха детей и подростков; органов исполнительной власти Орловской области специальной компетенции, территориальных федеральных органов исполнительной власти Орловской области, осуществляющих управление в сфере отдыха и оздоровления детей. Организация отдыха и оздоровления детей понимается как совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков , соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований. Организации (учреждения) отдыха детей и их оздоровления - это организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления: детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы). Учреждения отдыха детей и их оздоровления могут быть стационарными, (специально созданными с целью обеспечения отдыха детей и их оздоровления и временно приспособленными (в том числе передвижными, палаточными с круглосуточным или дневным пребыванием на базе образовательных, досуговых, спортивных учреждений). В Орловской области осуществляется координация деятельности в сфере отдыха и оздоровления посредством участия всех заинтересованных ведомств в работе Межведомственного совета по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области, районных, городских межведомственных комиссий. Определены органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченные в сфере отдыха и оздоровления детей, - Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области. В связи с изменением механизма финансирования детской оздоровительной кампании приняты Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года N 1021-ОЗ "Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области", постановление Правительства Орловской области от 27 февраля 2010 года N 56 "О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области в 2010 году", постановление Правительства Орловской области от 3 марта 2011 года N 62 "О мерах по организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области в 2011 году", которые разделяют полномочия в сфере оздоровления и отдыха детей между органами государственной власти Орловской области и органами местного самоуправления. Во исполнение данных нормативных правовых актов, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2010 года N ПР-1726 по итогам совещания об организации летнего отдыха детей и подростков 8 июня 2010 года Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области, Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области совместно с Управлением Роспотребнадзора по Орловской области, Главным управлением МЧС по Орловской области, Управлением внутренних дел по Орловской области, органами местного самоуправления, оздоровительными учреждениями, предприятиями, общественными организациями проведены плановые мероприятия по организации оздоровления и отдыха детей и подростков Орловской области. Решаются такие задачи, как: 1) сохранение и развитие сети детских загородных оздоровительных учреждений; 2) обеспечение доступности оздоровления и отдыха для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 3) создание и совершенствование безопасных условий оздоровления и отдыха детей; 4) развитие активных экономичных форм оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи; 5) реализация программ деятельности оздоровительных лагерей различных видов, включающих оздоровительный, воспитательный, образовательный компоненты, способствующие социальной адаптации, выявлению и развитию способностей, положительных личностных качеств детей и подростков. Целевые расходы консолидированного бюджета Орловской области на детскую оздоровительную кампанию, начиная с 2003 года, увеличивались ежегодно на 5-10 %. Однако, в 2010 году в связи с отменой полномочий фонда социального страхования по оплате детских путевок, они составили 171,4 млн руб. (91 % от уровня 2009 года). Несмотря на полностью выполненные обязательства по расходованию средств областного бюджета (39,2 млн руб.) и федерального бюджета (38,0 млн руб.) и их увеличению по сравнению с 2009 годом на 13 и 57 % соответственно, не выполнены плановые показатели финансирования за счет местных бюджетов (58,3 млн руб. вместо 72,0 млн руб.). Финансирование детских путевок в загородные оздоровительные учреждения и лагеря с дневным пребыванием осуществляется за счет областного бюджета отдельной строкой на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей (в 2010 году - 32 млн руб.); осуществляются субсидии местным бюджетам на условиях долевой оплаты путевок (в 2010 году - 2,9 млн руб.) и увеличиваются ежегодно на 10 %. В 2010 году различными формами отдыха и оздоровления охвачено 87 500 детей и подростков, что на 3 % меньше 2009 года. Достаточно незначительное уменьшение охвата достигнуто за счет увеличения активных малозатратных форм отдыха на 10 %, сохранения охвата детей отдыхом в детских загородных оздоровительных лагерях на уровне прошлого года. Однако количество детей, оздоровленных в санаториях области, сократилось на 47 %, в оздоровительных учреждениях за пределами области - на 29 %. В целях реализации прав детей на отдых и оздоровление значительно расширился перечень категорий детей, которым оплачиваются путевки за счет областного бюджета. Помимо традиционных расходов на отдых и оздоровление воспитанников детских домов и школ-интернатов оплачиваются путевки: детям, состоящим в диспансерной группе учета по хроническому заболеванию в учреждениях здравоохранения Орловской области; детям, обучающимся в областных государственных учреждениях, в лагеря с дневным пребыванием, организованные на базе этих учреждений; одаренным детям, обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, детям - членам областных общественных детских, молодежных организаций на профильные смены в учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей, и в палаточные лагеря. В плановом порядке осуществляются мероприятия по текущему ремонту детских загородных оздоровительных учреждений, по устранению нарушений, выявленных надзорными органами. В рамках областных целевых программ "Развитие образования Орловской области на 2006-2010 годы", "Комплексная программа по вопросам гражданской обороны, защиты населения на территории Орловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности людей на водных объектах на 2007-2011 годы" детским загородным оздоровительным центрам выделено в течение 2008-2010 годов около 4 млн руб. на обеспечение пожарной безопасности, вывод в единую диспетчерскую дежурную службу "01" . Обновление материальной базы оздоровительно-образовательных центров осуществляется за счет бюджетного финансирования (ежегодно около 500 тыс. руб.) и средств оздоровительных учреждений, полученных за детские путевки, и направляемых на текущий ремонт зданий и коммуникаций (ежегодно около 900 тыс. руб.), приобретение оборудования (ежегодно около 700 тыс. руб.). Однако большинство оздоровительных учреждений всех видов не соответствуют современным санитарным требованиям, потребностям детей и родителей, а также национальному стандарту Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (ГОСТ Р 52887-2007). Осуществляется работа по кадровому обеспечению детских загородных оздоровительно-образовательных учреждений. В плановом порядке проводятся семинары-совещания для руководителей, организованы круглогодичные занятия со студентами - будущими вожатыми, что является "школой" освоения новых педагогических технологий педагогики каникул. Полностью укомплектован штат временного обслуживающего персонала. Около 500 студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования привлекается ежегодно в качестве вожатых, воспитателей, что помогает молодым людям обогащать опыт по выбранной специальности, дает материальную поддержку. Деятельность оздоровительных учреждений всех видов осуществляется в целях сохранения и укрепления физического и духовного здоровья детей, формирования толерантности этнического и культурного многообразия России, развития познавательной активности, интеллектуальных способностей, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактики вредных зависимостей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эффективно реализованы вариативные образовательные, воспитательные программы детских загородных оздоровительных учреждений. Отдых в загородных оздоровительных учреждениях остается популярным у населения: наполняемость санаториев в 2010 году составила 100 %, оздоровительных лагерей - 97 %, это больше чем в 2009 году. Увеличивается количество путевок, приобретаемых родителями за полную стоимость (319 путевок в лагеря и 232 путевки в санатории области). Растет популярность профильных смен, лагерей, деятельность которых осуществляется на основе образовательных и развивающих программ. Спрос на интересную и полезную программу пребывания детей в лагере растет и нередко превышает спрос на комфортабельные условия проживания. По данным Управления Роспотребнадзора по Орловской области эффективность оздоровления детей в 2010 году в загородных учреждениях составила 97,5 %. Усилено внимание к обеспечению безопасности детей, пребывающих в оздоровительных учреждениях всех видов, эта работа носит системный, плановый характер. Благодаря скоординированным действиям заинтересованных ведомств и служб, оздоровительных учреждений в течение последних 5 лет не произошло чрезвычайных ситуаций, пожаров, в которых пострадали дети, случаев массовых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, правонарушений в отношении детей, дорожно-транспортных происшествий при перевозке детей к месту отдыха. В условиях социально-экономической нестабильности принимаются меры для обеспечения доступного и качественного детского отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для организации адресной, дифференцированной поддержки семей, пострадавших от экономического кризиса. Бесплатные путевки в оздоровительные учреждения различных видов получили 20 727 детей, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, что составляет 53 % от общего количества охваченных данными формами отдыха, а также 3464 воспитанника детских домов и школ-интернатов. Сотрудники предприятий бюджетной сферы получили 684 путевки в загородные оздоровительные лагеря (центры) на условиях 90 % оплаты за счет местных бюджетов. 180 подростков, состоящих на учете в правоохранительных органах, участвовали в программах социальной реабилитации, военно-патриотического воспитания, общественно полезной деятельности лагеря "Юный десантник", проводимых на базе спортивно-оздоровительного лагеря "Мечта". Традиционными стали допризывные сборы юношей с дефицитом массы тела, которые проводятся весной и осенью в детском санатории "Орловчанка" при участии военного комиссариата Орловской области, в целях оздоровления и военно-технической подготовки для 240 человек. Оплата путевок осуществляется за счет областного бюджета. По-прежнему востребованной среди родителей формой оздоровления детей являются лагеря с дневным пребыванием, которые организованы в целях социальной поддержки семей, профилактики безнадзорности детей, особенно в первый месяц лета (охват 37 % школьников). Подростки активно участвуют в малозатратных формах отдыха и оздоровления, содействующих социальной адаптации детей и подростков (охват 67 %). Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченными в сфере отдыха и оздоровления детей, проводится работа по популяризации различных видов отдыха и оздоровления в Орловской области, повышению привлекательности загородных оздоровительных учреждений, по разъяснению нового механизма детской оздоровительной кампании среди населения. В рамках мероприятий областной комплексной программы "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы" на эти цели выделено 4,5 млн руб. Вместе с тем, принимаемых мер недостаточно для обеспечения в полной мере потребности в доступном и качественном отдыхе и оздоровлении детей в Орловской области. Вопрос организации отдыха и оздоровления детей в связи с большой социальной значимостью находится под постоянным контролем Президента Российской Федерации Д. А. Медведева (перечни поручений по вопросам организации детского оздоровительного отдыха от 15 июня 2010 года N Пр-1726 и от 24 ноября 2010 года N Пр-3418), Губернатора Орловской области А. П. Козлова и Правительства Орловской области. Таким образом, разработка и принятие долгосрочной областной целевой программы "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы" (далее - Программа) позволит выполнить задачи по созданию условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей Орловской области для повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг. Программа будет основана на принципах: признания важности организации отдыха и оздоровления для реализации законных прав ребенка; понимания необходимости оптимальной государственной поддержки системы оздоровления и отдыха детей; повышения ответственности органов власти всех уровней за организацию оздоровления и отдыха детей и подростков, активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства с заинтересованными ведомствами, организациями, учреждениями, целенаправленной координации деятельности. Реализация Программы будет способствовать: 1) развитию всех форм отдыха и оздоровления детей, в том числе семейного отдыха в загородных оздоровительных учреждениях; 2) развитию материальной базы загородных оздоровительных учреждений; 3) совершенствованию механизма организации детской оздоровительной кампании на областном и муниципальном уровнях, разработке нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы отдыха и оздоровления детей; 4) расширению различных форм обеспечения отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в приемных, опекунских семьях, в семьях усыновителей; 5) рациональному подходу к определению категорий граждан, на которые распространяется порядок льготного обеспечения детскими путевками; 6) развитию организационных структур по обеспечению координации детской оздоровительной кампании на различных уровнях; 7) активизации информационной работы среди населения с использованием всех средств массовой информации, включая интернет-ресурсы; 8) совершенствованию комплекса услуг, оказываемых детям оздоровительными учреждениями различных видов; 9) разработке и реализации нормативных документов, устанавливающих меры дополнительной социальной поддержки для сотрудников детских загородных оздоровительных учреждений. Концепция Программы представляет собой систему положений, принципов, приоритетных направлений и основных механизмов ее реализации и учитывает потребность активизации действий органов власти, согласования государственных и общественных интересов в обеспечении поддержки и оптимизации системы оздоровления и отдыха детей и подростков. Концепция Программы учитывает сложившийся в Орловской области опыт решения проблем организации оздоровления и отдыха детей и подростков, выполняет функцию ориентира для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, всех заинтересованных организаций в стимулировании их активности в данной сфере. Основанием для разработки концепции Программы являются: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области"; Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года N 1021-ОЗ "Об основах организации отдыха и оздоровления детей в Орловской области"; постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей". II. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом Наряду с положительным опытом в работе по организации оздоровления и отдыха детей и подростков Орловской области имеется и ряд недостатков, снижающих показатели эффективности: а) недостатки нормативной базы, финансового обеспечения, выявленные при апробации нового механизма финансирования и организации детской оздоровительной кампании в большинстве муниципальных образований, ограничивающие права детей на доступный и качественный отдых; б) несоответствие материально-технической базы ряда загородных оздоровительных учреждений, несмотря на определенные улучшения, современным требованиям и запросам детей, родителей. Отсутствует разрешение органов Госпожнадзора на работу санатория-профилактория "Мценск", не соответствует требованиям техническое состояние линий электропередач в центре "Солнечный" (потребность средств областного бюджета - 500 тыс. руб.), находится в аварийном состоянии котельная в центре "Ёлочка" (потребность средств областного бюджета - 15 800 тыс. руб.), имеются предписания надзорных органов по текущему ремонту учреждений (потребность средств областного бюджета - 5 000 тыс. руб.). Отсутствует транспорт, специально оборудованный для перевозки детей, что затрудняет транспортное и экскурсионное обслуживание детей в загородных оздоровительных лагерях; в) недостаток денежных средств в бюджетах различных уровней: на обеспечение льготными путевками детей, состоящих в диспансерной группе учёта по хроническому заболеванию в учреждениях здравоохранения. Количество детей, состоящих в диспансерной группе учета по хроническому заболеванию в учреждениях здравоохранения и нуждающихся в оздоровлении в санаторно-оздоровительных учреждениях области и за ее пределами, составляет более 15 тысяч человек в год. В 2010 году оздоровлено всего 2 % детей, что в 2 раза меньше чем в 2009 году; на обеспечение льготными путевками детей в загородные оздоровительные учреждения. Количество детей, нуждающихся в оздоровлении в загородных оздоровительных лагерях (центрах), составляет более 18 тысяч человек в год. В 2010 году оздоровлено 10,4 тысячи детей (58 %); г) недостатки в объеме и качестве предлагаемых детям оздоровительными учреждениями услуг (обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, медицинские, образовательные, психологические, информационные, правовые услуги, услуги по организации культурно-досуговой деятельности, в сфере физической культуры и спорта); д) отсутствие четкой классификации и строгого учёта активных малозатратных форм отдыха и оздоровления детей; е) недостаток в квалифицированных педагогических и медицинских кадрах из-за низкой заработной платы, несопоставимой со степенью ответственности за сохранение жизни и здоровья детей, физическое и эмоциональное состояние детей в условиях круглосуточно функционирующего временного детского коллектива. Необходимость концептуального подхода к развитию отдыха и оздоровления детей в Орловской области обусловлена тем, что проблемы в этой сфере носят системный характер, и особенно в последнее время обнаруживаются противоречия между имеющимися условиями для реализации прав детей на доступный и качественный отдых и потребностями детей, родителей, педагогов. Проведенный анализ состояния системы отдыха и оздоровления детей в Орловской области позволил сделать вывод, что программно-целевым методом могут быть решены проблемы, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития системы: 1. Согласование действий органов государственной исполнительной власти Орловской области, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, надзорных органов, заинтересованных ведомств, общественных организаций в рамках взаимосвязанных программ позволит: а) определить единые подходы к механизму организации детской оздоровительной кампании; отдельным категориям детей, которым предоставляются меры социальной поддержки в сфере отдыха и оздоровления; доле оплаты детской путевки из средств местных и областного бюджетов; б) отладить чёткую систему взаимодействия, мониторинга; в) обеспечить текущий и капитальный ремонт, улучшение материальной базы, создание безопасных и комфортных условий пребывания детей в загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждениях в целях увеличения их наполняемости с 95 до 100 %; г) расширить спектр профильных 12-дневных смен для одарённых детей и активистов детских общественных организаций, проводить целевые смены для старшеклассников с организацией трудовой деятельности, смены "Школа безопасности", "Юный спасатель", "Юный пожарный", "Юный водник" совместно с Главным управлением МЧС по Орловской области, "Юный инспектор дорожного движения" совместно с УВД по Орловской области, увеличить количество участников профильных смен (в настоящее время спрос детей и родителей удовлетворён не более чем на 50 %); д) привести в соответствие санитарным требованиям и нормам палаточные лагеря, лагеря труда и отдыха, которые достаточно широко распространены, но являются по своей сути туристскими походами и трудовыми бригадами. 2. Подготовка, переподготовка, стимулирование творческой деятельности кадров детских загородных оздоровительных учреждений, осуществляемые в рамках мероприятий Программы, позволят повысить уровень готовности руководителей детских оздоровительных учреждений, педагогических и медицинских кадров к реализации современных подходов к организации отдыха и оздоровления детей, к оказанию полноценного спектра услуг, к мониторингу эффективности реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных программ. Для успешного решения указанных проблем необходимо использовать программно-целевой метод, который показал свою эффективность в проведении мероприятий по модернизации системы образования Орловской области и по готовности системы образования к адекватным ответам на экономические и социальные вызовы времени, по развитию других социально значимых направлений социальной политики Орловской области. Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на реализацию первоочередных направлений развития системы оздоровления и отдыха детей, в первую очередь для усиления материально-технической базы и создания безопасных условий пребывания детей в загородных оздоровительных учреждениях, улучшение качества оздоровительно-образовательных услуг, оказываемых детям, информационное и программно-методическое обеспечение, подготовку квалифицированных кадров. Вместе с тем, необходимо сохранение целевого финансирования детских путёвок отдельной защищенной строкой из бюджетов всех уровней. В целях развития системы оздоровления и отдыха детей в Орловской области необходимо систематизировать скоординированную работу, осуществляемую заинтересованными ведомствами и службами в целях сохранения и увеличения показателей охвата детей, обеспечения доступного, качественного, безопасного оздоровления и отдыха. В случае отказа от использования программно-целевого метода оздоровительные учреждения различных видов в рамках текущего финансирования не смогут эффективно осуществлять мероприятия по совершенствованию качества услуг по оздоровлению и отдыху детей, уменьшится охват детей и подростков организованными формами отдыха в загородных оздоровительных учреждениях, снизится доля населения, удовлетворённого организацией отдыха и оздоровления детей и подростков. Также вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать: разрозненность действий органов исполнительной власти Орловской области и органов местного самоуправления, влекущая снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих задач в сфере отдыха и оздоровления детей; неэффективное использование бюджетных средств. В условиях экономического кризиса устойчивое развитие сферы отдыха и оздоровления детей невозможно обеспечить без внедрения эффективных механизмов взаимодействия всех заинтересованных организаций, учреждений, ведомств, а также установления единой системы показателей эффективности. Программные показатели и индикаторы сформированы на основании данных по показателям результативности деятельности оздоровительных учреждений (оздоровительный эффект, диагностика образовательной деятельности), муниципальных образований (отчеты о подготовке, ходе, итогах детской оздоровительной кампании), заинтересованных ведомств (информация о подготовке к детской оздоровительной кампании и ее итогах), органов исполнительной власти Орловской области (ежемесячный, квартальный мониторинг Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), на основе анализа общественного мнения (отзывы детей, родителей, публикации в СМИ, Интернете). В целях получения информации при разработке Программы планируется использование форм статистической отчётности и мониторинговых исследований по определённым направлениям развития системы оздоровления и отдыха детей. III. Цели и задачи Программы Общей целью Программы является создание условий для успешной реализации стратегических направлений развития системы отдыха и оздоровления детей Орловской области посредством повышения качества и эффективности предоставляемых детям и подросткам оздоровительных услуг. Целями и задачами Программы являются: Цель 1. Обеспечение доступности различных форм отдыха и оздоровления для детей Орловской области от 4 до 17 лет. Задачи: а) создание нормативной правовой базы, обеспечивающей гарантии на доступный отдых всех детей Орловской области, особую поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; б) обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти Орловской области, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, органов местного самоуправления в определении отдельных категорий детей, которым могут быть оказаны меры социальной поддержки в качестве полной либо частичной оплаты путевок; в) выделение финансовых средств на оплату детских путёвок в бюджетах всех уровней отдельной защищённой строкой; г) создание условий для увеличения наполняемости загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждений, для круглогодичного функционирования учреждений, имеющих соответствующую базу; д) обеспечение организации санаторного лечения хронически больных детей на Черноморском побережье России. Цель 2. Совершенствование системы управления сферой отдыха и оздоровления, взаимодействия заинтересованных ведомств. Задачи: а) развитие структуры органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей; б) внедрение единых подходов к мониторингу и анализу деятельности учреждений, органов управления в сфере отдыха и оздоровления детей; в) организация оптимального межведомственного взаимодействия через активизацию деятельности Межведомственного совета по организации оздоровления и отдыха детей и подростков; г) содействие в разработке и реализации муниципальных программ отдыха и оздоровления детей. Цель 3. Создание безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей. Задачи: а) проведение паспортизации детских оздоровительных учреждений всех видов; б) текущий и капитальный ремонт оздоровительных учреждений всех видов, модернизация материально-технической базы в соответствии с требованиями санитарного законодательства, пожарной и электробезопасности, безопасности на водных объектах; в) обновление технологического, медицинского, спортивного, игрового оборудования, оборудования для организации образовательной и культурно-досуговой деятельности в загородных оздоровительных учреждениях; г) совершенствование транспортного обслуживания детей, отдыхающих в загородных оздоровительных учреждениях, обеспечение комплексных мер безопасности при перевозке детей к местам отдыха и обратно; д) увеличение объема и улучшение качества предлагаемых детям оздоровительными учреждениями медицинских, образовательных, психологических, информационных, правовых услуг, услуг по организации культурно-досуговой деятельности, в сфере физической культуры и спорта; е) приведение в соответствие с санитарными правилами и нормами обустройства палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха; ж) организация профилактической работы с детьми в оздоровительных учреждениях всех видов. Цель 4. Развитие и совершенствование форм организации детской оздоровительной кампании. Задачи: а) развитие и внедрение новых образовательных программ, программ тематических смен в оздоровительных учреждениях всех видов; б) создание условий для полноценного отдыха подростков 16-18 лет, организация каникулярного отдыха школьников старшего возраста, учащихся в возрасте до 18 лет учреждений начального и среднего профессионального образования; в) совершенствование систем поддержки одарённых детей, активистов детских общественных организаций, "трудных подростков", дошкольников, детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере отдыха и оздоровления; г) совершенствование организации и содержания деятельности в активных малозатратных формах отдыха, привлечение к участию в них до 70 % школьников; д) разработка и внедрение методик оценки эффективности и качества оздоровительной, воспитательной, образовательной деятельности оздоровительных учреждений, развитие единой системы оценки качества. Цель 5. Обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей квалифицированными кадрами. Задачи: а) подготовка и переподготовка административных, педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений с учётом современных управленческих, педагогических, оздоровительных технологий; б) развитие дополнительных мер социальной поддержки педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений; в) совершенствование научно-методического и информационно-методического обеспечения деятельности педагогических работников оздоровительных учреждений всех видов; г) создание службы юридического сопровождения деятельности детских загородных оздоровительных учреждений; д) стимулирование творческого поиска инновационных подходов к сфере отдыха и оздоровления детей; е) обмен опытом работы сотрудников оздоровительных учреждений всех видов. Цель 6. Информационное обеспечение детской оздоровительной кампании, популяризация и повышение привлекательности различных форм отдыха и оздоровления. Задачи: а) активизация взаимодействия органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей, оздоровительных учреждений со средствами массовой информации для создания положительного общественного мнения о сфере отдыха и оздоровления детей в Орловской области; б) организация разъяснительной работы с населением о сети учреждений отдыха и оздоровления Орловской области, реализуемых ими программах, порядке приобретения путёвок и источниках их оплаты; в) популяризация и активизация деятельности загородных оздоровительных учреждений; г) создание интернет-сайтов детских загородных оздоровительных учреждений. Для оценки эффективности реализации Программы предлагается использовать целевые индикаторы и показатели эффективности, представленные в приложении 1. IV. Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в бюджетной сфере на областном и муниципальном уровнях, экономическая и социальная значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения при вовлечении в совместную скоординированную деятельность всех участников реализации Программы. Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться согласно перечню мероприятий Программы. Финансирование мероприятий Программы, осуществляемое за счет средств областного бюджета, ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год. По предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 20 млн рублей7(1). _________________________ (1) Возможна корректировка в связи с условиями наполняемости бюджета. Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по видам расходов представлены в приложении 2. Финансирование мероприятий, включенных в Программу, предполага-ется направить: а) на совершенствование механизмов организации и мониторинга эффективности детской оздоровительной кампании в Орловской области; б) создание условий для обеспечения доступного и качественного отдыха и оздоровления детей Орловской области в возрасте 4-17 лет; в) текущий и капитальный ремонт, укрепление материально-технической базы детских загородных оздоровительных учреждений в соответствии с современными требованиями; г) обеспечение безопасных условий пребывания детей в оздоровительных учреждениях всех видов, в активных малозатратных формах отдыха; д) осуществление дополнительных мер социальной поддержки педагогическим, медицинским работникам загородных оздоровительных учреждений; е) подготовку и переподготовку, методическое сопровождение кадров сферы отдыха и оздоровления детей; ж) организацию и проведение профильных, специализированных смен для различных категорий детей, детей с родителями; з) проведение конкурсов среди оздоровительных учреждений различных видов, педагогических работников; и) осуществление информационно-пропагандистской деятельности для популяризации системы отдыха и оздоровления детей. Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляют Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, контрольное управление Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, Контрольно-счётная палата Орловской области. V. Предложения по механизму формирования и составу программных мероприятий В основу механизма формирования и реализации мероприятий Программы заложены следующие принципы: консолидации усилий органов государственной исполнительной власти Орловской области, органов местного самоуправления, надзорных органов, общественных организаций, оздоровительных учреждений всех видов для развития приоритетных направлений сферы отдыха и оздоровления детей в Орловской области; обеспечения эффективного использования средств областного бюджета в соответствии с установленными целями и задачами Программы; проведения ряда мероприятий в рамках текущего финансирования оздоровительных учреждений. Мероприятия Программы должны носить самостоятельный характер. Особое внимание будет уделено исключению дублирования мероприятий, выполняемых в рамках других разрабатываемых и действующих областных программ. Разработка мероприятий, требующих финансирования в рамках Программы, будет осуществляться в соответствии с целями Программы и будет направлена на решение поставленных задач. 1. В целях обеспечения доступности различных форм отдыха и оздоровления для всех детей Орловской области предусматривается формирование электронной базы данных о нормативных актах в сфере отдыха и оздоровления детей Орловской области, муниципальных образований; текущий и капитальный ремонт загородных оздоровительных и санаторно-оздоровительных учреждений для увеличения их проектной наполняемости; проведение семинаров для руководителей, специалистов муниципальных органов по организации отдыха и оздоровления детей; организация санаторного лечения хронически больных детей на Черноморском побережье России. 2. В целях совершенствования системы управления сферой отдыха и оздоровления, взаимодействия заинтересованных ведомств предусматривается развитие структуры органов государственной исполнительной власти Орловской области, уполномоченных в сфере отдыха и оздоровления детей; проведение мониторинга и анализа деятельности учреждений, органов управления в сфере отдыха и оздоровления детей; организация деятельности Межведомственного совета по организации оздоровления и отдыха детей и подростков. 3. В целях создания безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей предусматривается проведение паспортизации детских оздоровительных учреждений всех видов; модернизация материально-технической базы в соответствии с требованиями санитарного законодательства, пожарной и электробезопасности, безопасности на водных объектах; приобретение технологического, медицинского, спортивного, игрового оборудования, оборудования для организации образовательной и культурно-досуговой деятельности в загородных оздоровительных учреждениях; приобретение автобусов для детских загородных оздоровительных учреждений; приобретение оборудования, туристского снаряжения, инвентаря для приведения в соответствие с санитарными правилами и нормами обустройства палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха; организация вневедомственной охраны загородных оздоровительных учреждений в течение летнего сезона; проведение тематических Дней безопасности в загородных оздоровительных учреждениях. 4. В целях развития и совершенствования форм организации детской оздоровительной кампании предусматривается проведение профильных специализированных смен с организацией трудовой деятельности для подростков 16-18 лет, для одарённых детей, активистов детских общественных организаций, "трудных подростков", дошкольников и детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере отдыха и оздоровления с родителями; проведение областного туристского слета школьников, слетов участников трудовых объединений школьников, природоохранных объединений; разработка методик оценки эффективности и качества оздоровительной, воспитательной, образовательной деятельности оздоровительных учреждений. 5. В целях обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей квалифицированными кадрами предусматривается проведение курсов повышения квалификации, постоянно действующих семинаров административных, педагогических, медицинских работников загородных оздоровительных учреждений; организация инструктивно-методических сборов для вожатых - студентов учреждений высшего и среднего педагогического образования; введение дополнительных надбавок педагогическим, медицинским работникам загородных оздоровительных учреждений за интенсивность и напряженность труда; разработка и издание сборников по научно-методическому и информационно-методическому обеспечению деятельности педагогических работников оздоровительных учреждений всех видов; создание службы юридического сопровождения деятельности детских загородных оздоровительных учреждений; проведение конкурсов профессионального мастерства работников оздоровительных учреждений; программ воспитательной, психолого-педагогической, оздоровительной работы с детским коллективом; проведение фестиваля загородных оздоровительных лагерей для обмена опытом работы. 6. В целях информационного обеспечения детской оздоровительной кампании, популяризации и повышения привлекательности различных форм отдыха и оздоровления предусматривается издание буклетов, печатной продукции для учреждений, организаций, населения о сфере детского отдыха и оздоровления Орловской области; проведение ежегодной ярмарки путевок в загородные оздоровительные учреждения области; проведение областного конкурса "Лучшее оздоровительное учреждение"; опубликование итогов конкурсов в средствах массовой информации; создание интернет-сайтов детских загородных оздоровительных учреждений. Для успешного воплощения настоящей концепции необходима разработка Программы как комплекса мероприятий, конкретизирующих излагаемые в концепции положения и обеспечивающих их внедрение в практику. VI. Предложения по составу участников Программы |—————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Руководитель | заместитель Председателя Правительства Орловской области, | | программы | руководитель блока социального развития | |—————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | | |—————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Разработчики | Департамент образования, культуры и спорта Орловской области | | программы | (основной разработчик); | | | Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области | | | | | | Департамент образования, культуры и спорта Орловской области | | Ответственный | | | исполнитель | Департамент здравоохранения и социального развития Орловской | | программы | области; | | Список | Управление Роспотребнадзора по Орловской области (по согласованию); | | исполнителей | Главное Управление МЧС Российской Федерации по Орловской области (по | | программных | согласованию); | | мероприятий | Управление внутренних дел по Орловской области (по согласованию); | | | Комитет по образованию, культуре, спорту, молодежной политике и | | | туризму областного Совета народных депутатов (по согласованию); | | | Федерация профсоюзов Орловской области (по согласованию); | | | органы местного самоуправления (по согласованию); | | | областные государственные образовательные учреждения дополнительного | | | образования детей детские оздоровительно-образовательные | | | (профильные) центры; | | | областное государственное учреждение здравоохранения "Детский | | | санаторий "Орловчанка"; | | | областное государственное учреждение "Центр социальной профилактики | | | и реабилитации инвалидов "Березка"; | | | учреждения, оказывающие услуги по отдыху и оздоровлению детей (по | | | согласованию); | | | учреждения социального обслуживания; | |—————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | центры занятости населения; | | | областное государственное образовательное учреждение дополнительного | | | профессионального образования (повышения квалификации) специалистов | | | "Орловский институт усовершенствования учителей"; | | | областные государственные образовательные учреждения для детей-сирот | | | и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные | | | (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, | | | воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; | | | областное государственное общеобразовательное учреждение "Мезенский | | | лицей"; | | | областные общественные детские, молодёжные организации (по | | | согласованию) | | | | |—————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|