Расширенный поиск
Постановление Коллегии администрации Орловской области от 23.03.2004 № 52РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области от 25.09.2012 г. N 339 23 марта 2003 г. N 52 г. Орел О реализации областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2001-2005 гг." В целях создания в Орловской области современного, конкурентоспособного туристического комплекса, вносящего вклад в развитие экономики региона, повышения качества обслуживания туристов и организации государственного контроля за осуществлением туристической деятельности КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Информацию начальника управления по туризму и краеведению В.А. Ливцова принять к сведению. 2. Одобрить Концепцию дальнейшего развития сферы туризма в Орловской области (приложение). 3. Управлению по туризму и краеведению (В.А. Ливцов) на основании данной Концепции разработать проект областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2006-2011 гг.", обратив особое внимание на развитие природно-экологического, культурного и социального туризма. 4. Управлению финансов и налоговой политики (В.Ф. Курганников) внести поправки в Закон Орловской области "Об областном бюджете на 2004 год" об увеличении финансирования на 2004 год областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2001 - 2005 годы" на 500 000 рублей. 5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на члена Коллегии, первого заместителя Губернатора области В.А. Кочуева. Председатель Коллегии Е.С. Строев Приложение к постановлению Коллегии администрации Орловской области от от 23 марта 2004 г. N 52 КОНЦЕПЦИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (подготовительный этап разработки областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2006-2011 гг.") СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. Цели и задачи концепции 2. Развитие туристской инфраструктуры на основных туристических маршрутах области 3. Активизация деятельности региональных туристических фирм 4. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере развития туризма 5. Продвижение регионального туристического продукта на общероссийский рынок 6. Социально-экономическая эффективность концепции: ожидаемые результаты 1. ВВЕДЕНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ. Концепция дальнейшего развития сферы туризма в Орловской области (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии и является подготовительным этапом для разработки областной целевой программы "Развитие туризма в Орловской области на 2006-2011 гг.". Концепция носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс развития в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования. Приоритетным в концепции рассматривается развитие внутреннего и въездного туризма, под которыми понимается временное пребывание в Орловской области граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в туристско-экскурсионных, оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма в 2003 году составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов, или 7,9 процента), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания, компьютеров и офисного оборудования, топлива. Средние темпы роста туризма составили в 1950-2003 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Российская туристская отрасль обеспечивает работой около 1,5 млн. человек. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики. Важнейшими факторами развития туризма (как отрасли экономики) являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет регионам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются: защита прав туристов и интересов производителей туристского продукта, всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Формы такой поддержки многообразны: от прямых инвестиций, направляемых на развитие материальной базы и инфраструктуры туризма, расходов на поддержку кадров, научное и программно-информационное обеспечение, продвижение межрегионального туристского продукта на мировой рынок, до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма. Анализ современного состояния внутреннего рынка туристских услуг Орловской области свидетельствует о положительных тенденциях развития туристского комплекса, однако его уровень, как по качественным, так и по количественным характеристикам недостаточен. Именно поэтому существует необходимость активизации деятельности по развитию отрасли, для чего в качестве основы разработана данная концепция. Ее главная цель - создание в области современного конкурентоспособного туристского комплекса, максимально обеспечивающего развитие экономики и социальной сферы региона. Развитие внутреннего туризма в регионе преследует следующие основные подцели: рост налоговых поступлений в консолидируемый бюджет области; привлечение дополнительных инвестиций в экономику области; рост объемов оказания туристско-экскурсионных услуг гражданам РФ и иностранным гражданам; качественные и структурные изменения на региональном рынке труда, связанные как с развитием туристской отрасли, так и с отраслями, зависящими от уровня развития и потребностей туристской инфраструктуры; улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона; улучшение материально-технической базы туризма, реконструкция и модернизация регионального гостиничного фонда. Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития внутреннего туризма требует решения следующих задач: создание благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры Орловской области; создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма; корректировка действующего законодательства в части, касающейся развития туризма; проведение активной рекламно-маркетинговой деятельности по продвижению регионального турпродукта; формирования современной статистики туризма, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику области. 2. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА НА ОСНОВНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТАХ ОБЛАСТИ Последствия политического кризиса, вызванного распадом Советского Союза, и связанные с ним экономическая и структурная перестройка, а также глубокий экономический и социальный кризис, не могли не привести к резкому обострению проблем туристкой сферы. Произошло снижение как числа туристских гостиниц и туристских баз, так и еще более значительное сокращение числа обслуженных туристов. Недостаточно развитая инфраструктура обслуживания является отрицательным фактором для всех регионов РФ. В связи с этим туристский потенциал используется ограниченно, в маршрутные программы преимущественно вводится показ историко-культурных памятников, почти не используется природный потенциал, фестивальный, ярмарочный. Это делает туристские программы приема однотипными. Вместимость туристских учреждений сократилась примерно в 1,5 раза. При этом сохранилась и даже обострилась проблема неупорядоченности сети туристских объектов в регионах РФ, ее крайне неравномерное распределение. Не используются уникальные туристские местности и ресурсы непосредственно в регионах массового проживания населения. Достаточно сказать, что в России насчитывается более 500 малых и средних исторических городов, которые могли бы стать местными центрами туристского развития. Однако не более 30 из числа таких городов имеют туристскую инфраструктуру, необходимую для приема туристов. Строительство новых туристских объектов в различных регионах России пока представлено лишь единичными примерами. Материальная база туризма, которая и в прошлые годы была недостаточно развита, к настоящему времени характеризуется высокой степенью морального и физического износа, дефицитом современных средств размещения и общей неразвитостью туристской инфраструктуры. Ввиду отсутствия капитальных вложений на подавляющем большинстве туристских объектов прекращены строительные работы и работы по реконструкции объектов размещения и обслуживания туристов. Не ведется перевооружение или совершенствование их материально-технической базы. Во многих туристских и курортных районах сложилась аварийная ситуация с водопроводными и канализационными системами, значительно снизился объем работ по благоустройству территории. По современным оценкам до 80% материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте, в модернизации или функциональной реконструкции. Особое влияние на развитие отрасли туризма оказали изменения, коснувшиеся вопросов собственности, и преобразования в структуре органов управления этой отраслью. Процесс экономических преобразований привел к созданию как крупных, так и мелких негосударственных коммерческих структур на базе бывших учреждений профсоюзов и других ведомств. Приватизация в туризме имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Недостатки видны сразу, и один из самых существенных - слом старой системы управления и разрыв сложившихся связей. Ставшие самостоятельными, туристские предприятия оказались оторванными друг от друга и органов управления отраслью, которые утратили действовавшие ранее рычаги влияния, а новые не успели наработать. Разрыв связей значительно затруднил функционирование объектов туристской инфраструктуры. Кроме того, предприятия туристской инфраструктуры, пользуясь экономической и политической нестабильностью, а также несоответствием правовой базы существующей действительности, уменьшают отчисления в бюджет. Это еще более сокращает и без того сузившуюся экономическую базу внутреннего туризма. В настоящее время потребление услуг размещения характеризуется низкой требовательностью к уровню сервиса адекватно минимизации цены тура. Заполняются преимущественно внеклассные гостиницы, общежития и иные низко уровневые средства размещения. Это явление возрождает традиции гостиничного сервиса советского периода и отрицательно влияет на его развитие и становление сервиса европейского уровня, формирует устойчивые традиции потребления услуг низкого уровня и стоимости. Развитие инфраструктуры туристской отрасли Орловской области требует особого внимания со стороны государственных органов. Здесь интересен опыт создания так называемых туристских зон, под которыми понимается территория, на которой развитие туристской инфраструктуры является приоритетным по отношению к другим отраслям деятельности. Туристская зона - это благоустроенная территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, и другие объекты и услуги. В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, включающий такие элементы как: осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, участие в фестивалях и праздниках, а также питание, размещение, услуги гида, транспорт, автостоянки, туалеты и т.д. Для развития системы визуальной ориентации в городе Орле необходимо произвести установку стационарных карт-схем с указанием туристских достопримечательностей, объектов показа и турмаршрутов, вывесок направления движения и названия улиц за счет средств получаемых городской администрацией за размещение наружной рекламы. Развитие материально-технической базы - не менее важный аспект современной туристской отрасли. В настоящее время в области действует 10 гостиничных хозяйств и 5 санаториев и пансионатов. Общая вместимость номерного фонда рассчитана на одновременный прием более 2 200 человек. Однако основной проблемой для Орловской области, как и для других регионов РФ, является то, что практически все гостиницы были построены в 50-80 годы, а некоторые из них ни разу капитально не ремонтировались. В области нет гостиницы классом выше, чем 2 звезды. Не велика их загрузка, большая часть которой производится за счет размещения спортсменов на время проведения соревнований. Несмотря на строительство двух новых мини-гостиниц (на трассе Орел - Мценск и в городе Ливны), региональный гостиничный фонд сегодня уже не соответствует жестким европейским стандартам, много номеров не имеют полного комплекта удобств (гостиницы "Орел", "Русь", "Мценск", "Ливны"). Необходима его реконструкция, модернизация и переоснащение номеров за счет средств собственников гостиниц. Имеется потребность в строительстве частных минигостиниц в непосредственной близости от основных объектов туристско-экскурсионного показа. В целях развития материально-технической базы туризма, управлением по туризму был произведен подбор и согласование с городской администрацией мест на территории г. Орла для строительства новых гостиниц. Данные об этом были включены в федеральный список инвестиционных проектов. Управлением создан областной информационный банк проектов в туристской отрасли, часть которых ежегодно представляется на областной ярмарке инвестиций. В настоящий момент совместно с ООО "Экострой-Орел" ведется подготовка нормативно-правовой базы для строительства современной гостиницы со спортивным комплексом в г. Орле. В целях развития системы средств размещения на территории областного центра существует необходимость создания туристско-гостиничного холдинга (ОАО), куда могли бы войти муниципальная гостиница "Русь", профсоюзная гостиница "Салют". Однако на сегодняшний момент руководство города и профсоюзов не заинтересовано в такой структуре, что сдерживает как развитие регионального туризма, так с самих гостиничных комплексов. В настоящее время перспективным выглядит развитие туристских средств размещения и инфраструктуры на таких областных турмаршрутах как: Орел - Национальный парк "Орловское Полесье", Орел - Мценск - Спасское-Лутовиново, Орел - Болхов. В Национальном парке "Орловское Полесье" активно развивается туристская инфраструктура и служба приема в гостиничном комплексе и кафе на озере Центральное (ООО "Ресторанно-гостиничный комплекс "Орловское Полесье"). Подготовлен план развития туристско-экскурсионной деятельности на объектах парка, реализация которого позволит в 2005-2006 гг. открыть новые объекты показа и экскурсионные маршруты, существенно улучшив туристскую инфраструктуру Полесья. Среди этих объектов такие памятники археологии как: городища Радовище и Хотимль-Кузьменково, группа селищ Булатово, курганный могильник, а также деревня Девять Дубов и село Льгов. Для туристов в парке уже закуплен спортинвентарь, оборудованы игровые площадки, созданы пункты проката, на дорогах установлены знаки-указатели и карты-схемы. Целесообразно продолжить работу по развитию туристской инфраструктуры парка и в первую очередь гостиницы и кафе на озере Центральное, для чего необходимо строительство там универсальной спортивной площадки, сауны, комплекса для стрельбы по тарелкам, приобретение микроавтобуса для проведения экскурсий, оборудования для конференц-зала (возможность проведения семинаров и конференций). На территории самого парка в местах наибольшего посещения туристов, необходима установка дополнительных платных стационарных и передвижных био-туалетов, изготовление сувенирной продукции и установка киосков для торговли ими. Перспективной выглядит возможность развития агротуризма - расселения туристов в домах в сельской местности на территории парка. На маршруте Орел-Мценск-Спасское-Лутовиново необходимо произвести комплекс, работ направленных на развитие туристской инфраструктуры Мценского района области. Перспективным могло бы быть строительство мини гостиницы на 40-50 мест в непосредственной близости от государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", а также в самом городе Мценске. Имеется необходимость в строительстве оборудованных стоянок туристских автобусов с соответствующей инфраструктурой (туалеты, киоски сувениров, пункты общественного питания). На маршруте Орел - Болхов существует хорошая возможность для развития паломнического туризма. Однако к ряду объективных сложностей можно отнести то, что в городе Болхове не существует современного гостиничного комплекса туристского класса, оборудованного всеми необходимыми удобствами, для приема экскурсантов и паломников. Одной из самых серьезных проблем на этом направлении является низкое качество дорог, которое создает трудности для проезда туристических автобусов. В Болхове не развита должным образом система общественного питания, нет туристических стоянок с санитарными зонами. Не налажена торговля сувенирной продукцией. Развитие туристской инфраструктуры в районах области позволит существенно расширить географию туристических маршрутов, создать новые рабочие места, повысить привлекательность области в туристском плане. Здесь существенную роль в совершенствовании качества гостиничных услуг может сыграть введенная Министерством экономического развития и торговли единая общероссийская система классификации гостиниц, которая сможет ускорить проведение мероприятий по реконструкции гостиниц для получения новых, признанных мировой туриндустрией, "звезд". Так же перспективным выглядит взаимодействие с Координационным Советом по развитию туриндустрии ассоциации "Центрально-Черноземная". Через данный Совет имеется возможность привлечения крупных российских и иностранных инвесторов для строительства и реконструкции гостиниц в Орловской области. 3. АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ФИРМ Туристическая отрасль на Орловщине начала развиваться в 60-х годах и первоначально была представлена тремя крупными организациями: Бюро путешествий и экскурсий, "Интурист", Бюро молодежного туризма "Спутник". Профсоюзное бюро путешествий занималось массовым туризмом и организацией отдыха для граждан на территории Советского Союза, деятельность "Интуриста" была ориентирована на прием иностранных туристов, а "Спутник" организовывал турпоездки для молодежи. В советском туризме всегда была сильная социальная составляющая. Около 90% путевок выкупалось через профсоюзы и органы социальной защиты. В настоящее время в Орловской области действует 34 турфирмы, в том числе две в районах: Мценском и Ливенском. Именно такое активное развитие туристского бизнеса требует усиления взаимодействия госорганов управления туризмом с региональными туристическими предприятиями, осуществляющими непосредственный прием и обслуживание организованных тургрупп и туристов-индивидуалов. Такое сотрудничество является одной из основных задач проведения государственной политики, в сфере туризма, направленной на развитие современных рыночных отношений в отрасли. Спрос на потребительском рынке является важнейшим мобилизующим фактором. Будущее туризма на 70-80% - это рынок местных потребителей, и только на 20-30% - это иностранные туристы. Поэтому необходимо улучшать стандарт обслуживания местных и иногородних туристов областными турорганизациями, в том числе и потребителей социального туристского продукта. Межрегиональный внутренний туризм оправдывает усилия, необходимые для его развития, только тогда, когда он обеспечивает доступ к туристским услугам значительной части населения, позволяя развивать массовый туризм. Однако, именно массовый туризм, ранее существовавший в нашей стране, в наибольшей мере ощутил негативные последствия, связанные с изменением экономической и политической системы. Перестройка экономики страны внесла значительные изменения в туристскую сферу. По сути, из явления социального туризм превратился в явление экономическое, однако последнее пока еще не признается на государственном уровне. Ностальгия, оставшаяся у части населения по "старым временам", в том числе и в туризме, требует возврата к старой системе социального туризма. Однако, возвращение к той системе невозможно, во-первых, по экономическим причинам - отсутствием необходимых средств в государственном бюджете, политическим - курс на реформы, приватизацию и рынок изменили роль государства и требуют поиска новых финансово-экономических рычагов для проведения социальной политики, и в-третьих, по причинам психологического порядка: потребители услуг стали предъявлять больше требований к качеству обслуживания и структуре предложения. Туристская отрасль столкнулась с целым рядом проблем, связанных с изменением экономических условий функционирования сферы при сохранении основного ее предназначения - обеспечивать полноценный отдых населения и организацию досуга. Однако исчезла экономическая значимость туристской отрасли, ее социальную наполняющую посчитали возможным "отложить" до более благоприятных времен. К концу столетия в России сложилась парадоксальная ситуация: российские туристы, тратящие большие суммы денег в мировых туристских центрах, стали там желанными гостями, в то время как туристские объекты в центре России страдают от отсутствия контингента и приходят в упадок. Российская Федерация - одна из немногих стран мира, имеющая общее отрицательное сальдо платежного баланса, в том числе и по статье "туризм". Причины этих негативных явлений: отсутствие согласованной федеральной и региональной координации деятельности различных элементов современного туристского комплекса; отставание нормативно-правовой базы туристской отрасли от изменений, произошедших в организации и экономике туристского обслуживания; обострение финансовых проблем функционирования туристской отрасли, вызванных прекращением государственного финансирования отрасли; нерешенность проблем налогового регулирования и различие подходов к налогообложению туристских учреждений; отсутствие государственных гарантий и льгот затрудняет поиск инвесторов, без чего невозможно развитие материально-технической базы туристской отрасли; отсутствие системы мероприятий, делающих услуги российских туристских предприятий доступными всему населению страны; постоянно растущие тарифы на энергоносители, транспорт, аренду, продукты питания, другие услуги, а также прекращение дотаций туристским учреждениям и их недостаточное финансирование со стороны различных ведомств или фондов, приводящее к росту цен на туристские путевки; отставание изменений менталитета руководителей туристских предприятий от темпов экономических перемен в стране: в то время как под влиянием иностранных партнеров уже сложилась и действует рыночная система коммерциализации туристского продукта, отечественные туристские предприятия живут "по-старому", перекладывая финансовые издержки взаиморасчетов с агентской сетью на потребителя; всевозрастающая стоимость транспортных услуг, очень сильно сказывающаяся на объемах туристских поездок. Резко сократился пассажиропоток на авиационном транспорте, закрылись многие экскурсионные речные маршруты. В связи с растущей стоимостью бензина, запасных частей, сервиса и осложнением криминальной ситуации на дорогах сократились поездки и на личном транспорте; сокращение времени отдыха. Для большей части населения просто не хватает денежных средств на весь период отпуска, тем более на качественный отдых, эти лица вынуждены часть отпускного времени проводить дома или заниматься дополнительной трудовой деятельностью. Прекращение дотаций со стороны профсоюзов и фондов социального страхования вызвало резкое сокращение потока внутренних неэкономических туристов, так как повышение стоимости туристских услуг на фоне значительного снижения жизненного уровня основной части населения не позволяет основной его части пользоваться услугами туристских предприятий. Кроме того, рост стоимости других жизненно важных товаров и услуг отодвинули для большей части населения страны спрос на туристские услуги в отложенный спрос. В итоге по данным социологических исследований потребность в туристском отдыхе среди остальных первоочередных потребностей человека опустилась на самый низкий уровень. Рекреационная активность населения Орловской области ______________________________________________________________________ Виды отдыха % от числа опрошенных ______________________________________________________________________ 1. Не выезжали из дома на отдых 52,9 2. Отдых на даче, в деревне 36,3 3. Российский санаторий, пансионат, другое учреждение отдыха 5,7 4. Самодеятельный турпоход 3,7 5. Отдых "дикарем" на курорте 2,6 6. Отдых за рубежом, не пользуясь услугами турфирм 1,7 7. Самостоятельная экскурсионная поездка в другой город 1,6 8. Отдых за рубежом, пользуясь услугами турфирм 1,3 9. Иным образом 1,4 ______________________________________________________________________ Молодежь, дети, пенсионеры, инвалиды и другие незащищенные категории населения оказались практически полностью исключенными из сферы туризма. Вместе с тем на эти категории населения по различным оценкам приходится от 30% до 60% потенциальных потребителей туристских услуг в РФ. Разброс данных оценок достаточно велик (в 2 раза), однако, разработчики концепции склонны считать, что контингент социального туризма в настоящее время близок к верхнему обозначенному пределу, т.е. к 60%, учитывая незначительную прослойку (8-10%) части населения, имеющей высокие доходы. Однако туристским фирмам и гостиничных хозяйствам не следует ставить задачу огульного увеличения количественных показателей приема, а первоочередного улучшения качественных показателей обслуживания существующего потока и туристских прибытий в достижении среднеевропейского норматива расходов туриста в местности приема. Следствием улучшения качества обслуживания будет естественное увеличение туристских потоков и прибытий в туристские центры России в целом и Орловской области в частности. Для координации туристской деятельности и работы турорганизаций, по инициативе управления по туризму создана областная межведомственная комиссия. Так в 2003 году проведено 8 заседаний комиссии, на которых были выданы лицензии 13 фирмам (2002 г. - 12). Комиссией проводятся проверки турпредприятий, в ходе которых выявлены и устранены нарушения договорной практики, случаи работы без сертификатов соответствия. Были выявлены и более серьезные нарушения. Так поставлено на учет 8 преступлений по части 3 статьи 159 УК РФ по уголовному делу в отношении директора ООО "Кордон" за совершение мошенничества при оказании туруслуг. Размер причиненного материального ущерба составил 156 861 руб., который возмещен. В 2003 году в ходе проверки орловского филиала брянской турфирмы "Парадиз" были выявлены нарушения, повлекшие возбуждение трех уголовных дел по факту мошенничества. Причиненный гражданам ущерб полностью возмещен. Концепцией будет и в дальнейшем продолжена работа по координации и контролю за деятельностью турорганизаций, максимально обеспечивающая интересы турфирм и защиту прав потребителей турпродукта. Взаимодействие с туристскими фирмами будет продолжено по линии кадровой подготовки. В 2003 году создана кафедра сервиса и туризма на факультете естественных наук госуниверситета. Студенты проходят преддипломную практику в ведущих турфирмах и гостиницах области. Управлением по туризму осуществляется государственная экспертиза качества образовательных услуг в сфере туризма, рецензирование дипломных работ студентов, в составе комиссии ведется прием государственных экзаменов. В настоящее время на факультете по туристским специальностям обучается около 200 человек, ежегодно выпускается до 50 студентов, которые трудоустраиваются в турфирмы, ресторанно-гостиничные хозяйства города и области. На базе факультета туризма ОГУ создана первая в области студенческая туристская фирма. В Орле открыт филиал Российской международной академии туризма, с правами научно-практической лаборатории, который будет заниматься подготовкой кадров для коммерческого туризма. Ежегодно для туристских фирм области проводятся семинары и научно-практические конференции, на которых затрагиваются актуальные вопросы развития современной туристской отрасли, планируется организация краткосрочных курсов повышения квалификации на базе ОГУ. 4. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА Межрегиональное и международное взаимодействие в сфере развития туристической индустрии Орловской области имеет важное значение, как для туристических организаций региона, работающих с конечными потребителями турпродукта, так и для государственных органов власти, курирующих сферу, так как экономика регионального туризма является частью экономики единого межрегионального хозяйственного комплекса. Экономика регионального туризма должна учитывать следующие специфические особенности: межрегиональные и международные экономические связи; региональную организацию хозяйств туристской сферы; природно-ресурсный потенциал региона; тенденции изменения трудовых ресурсов, вопросы демографических проблем и их влияния на развитие производительных сил туристской сферы в регионе; стартовый уровень экономики туристской сферы в регионах РФ в период становления и развития рыночных отношений; пути рационализации, направления структурной перестройки экономики регионального туризма. Понимание этого позволяет строить государственную политику развития туристской сферы в регионах РФ с учетом: определения основных мест и направлений размещения производительных сил регионального туристского бизнеса; развития и расширения туристского бизнеса по региону, определения его места в хозяйственном комплексе региона; определения основных задач долгосрочной региональной политики в сфере туризма на перспективу. В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономического развития регионов путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой - обеспечение индивидуальной заинтересованности регионов в таком развитии при использовании института частной собственности. Для Орловской области одним из направлений межрегионального сотрудничества может стать разработка межрегионального туристского продукта. Мировая практика свидетельствует о важнейшей роли туризма, основанного на использовании элементов исторической народной жизни как с точки зрения получения дохода, так и обеспечения условий для воссоздания естественной жизнеспособной исторической среды. Тенденции к возрождению интереса к самобытной народной культуре, проявляющиеся в последние годы не только в нашей стране, но и на Западе, должны не только учитываться, но и браться за основу при разработке нового туристского предложения. Культурный и народно-этнографический аспект может быть положен в основу развития следующих видов межрегионального туризма в Центральном федеральном округе: 1.1. Познавательно-деловой туризм, рассчитанный на бизнесменов и иных специалистов, и сочетающих возможности расширения деловых контактов с отдыхом и знакомством с жизнью местного населения. Поскольку их основной интерес стимулируется потребностью в отдыхе и развлечениях, то у этой категории туристов наибольшей популярностью будет пользоваться фольклорно-песенный, танцевальный элемент и наиболее престижные предметы народных промыслов в качестве сувениров. 1.2. Инсентив, или поощрительный туризм, основанный как на коллективных посещениях регионов России с экскурсионными целями, так и на поездках работников предприятий и учреждений в туристские зоны для отдыха; перспективность этого вида туризма определяется также, в основном, структурой потребительского спроса на туристские услуги; 1.3. Специализированный туризм: 1.3.1. Научный и учебный туризм, предполагающий обучение реставрации памятников, изучение этнографии, истории, проведение археологических экспедиций, а также другие разновидности специализированного туризма; 1.3.2. Религиозный туризм, широко распространенный в мировой туристской практике и вполне перспективный для регионов с их комплексами монастырей и т.д., как способствующий их возрождению. Развитию межрегионального религиозного туризма способствует наличие большого количества религиозных святынь как на территории Орловской области, так и соседних регионов. 1.4. Культурно-познавательный туризм, основанный на неослабевающем интересе к огромному познавательному потенциалу Орловской области и соседних регионов, включающему многочисленные памятники природы (Национальный парк "Орловское Полесье"), архитектуры, истории, литературы, археологии, а также малые исторические города и сельские поселения с включением в программу пребывания участие в праздниках, обрядах и пр. Поддержание технического состояния памятников и объектов показа. Проведение историко-архитектурной оценки объектов показа. Использование объектов исторического наследия при формировании турпрограмм. 1.5. Маршруты выходного дня. Развитие этого вида туризма в сочетании с популяризацией старинных обрядов, праздников, быта и культуры русского народа особенно удачно будет развиваться на самостоятельных объектах, строительство которых предусматривалось различными программами развития туризма (строительство туристских деревень). 1.6. Этнографический туризм, основанный на интересе потенциального потребителя к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Наиболее перспективно в этом плане использование исторических построек в качестве живых декораций для проведения мероприятий, основанных на элементах народной культуры и быта. Богатые основы для развития данного вида туризма заложены на территории Национального парка "Орловское Полесье". 1.7. Событийный туризм, опирающийся на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием культурной или спортивной жизни. Формирование программы событийного туризма (фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевого события (событий) года и своевременное информирование о нем. 1.8. Экотуризм, к разновидности которого следует отнести пребывание туристов в условиях деревенского быта. Такой вид туризма может развиваться в полузабытых ныне деревнях, располагаемых в пределах экологически чистых территорий. Данный вид туризма относится к мелкомасштабным типам туристского развития и заключается в обеспечении отдыха небольших групп туристов, приезжающих в традиционные, чаще всего удаленные деревни и живущих в постройках, которыми владеют и управляют местные деревенские жители. 1.9. Этнический туризм также служит фактором развития, учитывая прошлое нашей страны, когда многим людям пришлось эмигрировать, и теперь люди едут в места, где когда-то жили их предки. 1.10. Музейный туризм как система взаимодействия музеев в области культурного туризма, которая предусматривает: 1.10.1. разработку перспективной программы, объединяющей деятельность музеев; 1.10.2. разработку и реализацию музейных туров; 1.10.3. введение культурных акций в турпрограммы; 1.10.4. создание эффективных форм сотрудничества музеев с турфирмами (туроператор + музей); 1.10.5. введение новых форм туристского обслуживания (единый музейный билет) 1.10.6. использование гибкой ценовой политики и др. Другим перспективным направление развития межрегиональных связей в сфере туризма для Орловской области является работа в составе Координационного Совета по развитию туризма Ассоциации "Центрально-Черноземная". В настоящее время в состав Совета входят 24 региона: 18 областей ЦФО и 6 регионов из других округов. Орловская область входит в руководящий орган Совета. В 2003 году состоялось 3 заседания Совета, одно из которых в декабре в Орле. Оно получило высокую оценку со стороны участников и средств массовой информации. В рамках деятельности Координационного Совета уже проведена совместная работа по выпуску полиграфической продукции, размещению рекламы в СМИ и участию в туристских выставках. Готовится программа развития туризма в ЦФО до 2010 года. Работа в Координационном Совете позволит привлечь в область дополнительные инвестиции, направленные на развитие туризма, в том числе по строительству средств размещения. Хорошим примером межрегионального и международного взаимодействия в области развития туризма является ежегодное проведение в Орле российской ярмарки молодежных инициатив и туристических программ, на которую регулярно приезжают представители российских регионов, Украины и Белоруссии. В настоящее время подписано соглашение о сотрудничестве с региональными государственными органами этих стран, курирующими сферу туризма. Осуществляется взаимодействие с иностранными партнерами по линии организации совместных проектов в области туризма при поддержке регионального бюро ТАСИС в Орле. Дальнейшее развитие межрегиональных отношений открывает дополнительные возможности для становления туристской деятельности по следующим направлениям: 1. Создание нормативно-правовой базы и основ системы регулирования туристской деятельности на уровне субъектов РФ. Разработка и внедрение межрегионального нормативного документа "Правила оказания туристских услуг в регионах России". Исключение противоречивых и взаимоисключающих положений из большого числа уже принятых нормативных актов в сфере туризма и гостеприимства. 2. Разработка межрегиональных соглашений, регулирующих налогообложение, имущественные отношения, внешнеэкономическую деятельность, порядок перемещения туристов, вопросы природопользования, охраны памятников истории и культуры и другие вопросы, регламентирующих туристскую деятельность 3. Организация разработки и внедрения добровольной сертификации по системе качества. Требования к туристским фирмам будут перечислены в нормативном документе - "Правилах оказания туристских услуг в регионах России". Турфирмы, которые выполнят множество условий, чтобы соответствовать требованиям сертификации, получат не только специальные сертификаты, дающие им моральное преимущество на рынке перед другими фирмами, но и определенные льготы по налогообложению и др. 4. Создание системы добровольного страхования ответственности турагентств и туроператоров перед своими клиентами в аккредитованных страховых компаниях с целью повышения ответственности поставщиков турпродуктов и туруслуг, а также исключения массовых нарушений прав туристов из практики туристской деятельности. 5. Система мер по материальной поддержке фирм, работающих на прием туристов: льготная арендная плата на землю, муниципальное имущество, льготные тарифы на коммунальные услуги и т.д. 6. Разработка фискальной политики, направленной на увеличение отчислений в областной бюджет по налогам и сборам за счет роста предприятий и реструктуризации их налоговых платежей. Всестороннее изучение и возможное последующее введение единого налога на вмененный доход туристских предприятий: "оптового" - регрессивного, в зависимости от запланированного количества обслуживаемых туристов за год, и "розничного" - на каждую турпутевку на одного туриста. 7. Внесение изменений в федеральный и местный бюджеты (Налоговый Кодекс РФ и бюджеты регионов РФ) по установлению льгот налогооблагаемой базы для турфирм, основным направлением деятельности которых является развитие приоритетных видов туризма - въездного, внутреннего и социального. 8. Предоставление налоговых льгот на капиталовложения и расширенное воспроизводство материальной базы и всей инфраструктуры приема туристов. Сокращение отчислений по НДС и налогу на прибыль, если разница в выплате этого налога направлена на развитие внутреннего и въездного туризма. 9. Предоставление налоговых и таможенных льгот на приобретение оборудования для гостиниц, туристского транспорта и других объектов туристской инфраструктуры. 10. Полное отнесение рекламных расходов на себестоимость услуг тех предприятий, чья деятельность связана с приемом и обслуживанием российских и иностранных туристов. 11. Стимулирование инвестиционной активности в сфере туризма. Кредитная политика Администраций субъектов РФ должна привлечь дополнительные ресурсы для финансирования туристских проектов. Назначение уполномоченных банков, занимающихся развитием туризма в городе. Гарантии по обязательствам отдельных кредиторов. Участие в совместных проектах с инвесторами. Создание базового пакета инвестиционных проектов развития инфраструктуры туризма в регионах РФ. 12. Предусмотреть комплекс мероприятий, которые сформировали бы гарантированную базу партнерских отношений для туроператоров регионов, и тем самым способствовали бы повышению качества обслуживания туристов. 13. Внедрение новых систем управления и технологий обслуживания в гостиничном хозяйстве. Комплексное межрегиональное взаимодействие будет содействовать развитию туризма в нашей области, а также в приграничных областях, укрепляя сотрудничество, как на государственном уровне, так и между коммерческими организациями - субъектами туристского бизнеса. 5. ПРОДВИЖЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА НА ОБЩЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК Несмотря на хорошо развитую туристскую сферу с сильной социальной составляющей, в Советском Союзе органами управления туризмом уделялось очень мало внимания продвижению туристского продукта. В дополнительной рекламе не было необходимости, так как загруженность объектов размещения, туристских баз, санаториев и гостиниц и так приближалась к стопроцентной. В настоящее время в Российской Федерации рекламе и продвижению туристского продукта уделяется гораздо большее внимание. Издается огромное количество рекламной продукции на различных носителях, снимаются фильмы, осуществляется участие во всех ведущих мировых туристских выставках. Именно поэтому одной из основных задач развития туризма в Орловской области также является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения существующего туристического продукта на внутреннем и международном рынках. А выполнение указанной задачи требует: разработки и реализации рекламно-информационных программ по внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для Орловской области и России в целом, а также проведение регулярных рекламноинформационных кампаний в средствах массовой информации, как на региональном, так и на федеральном уровне; издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной сувенирной и рекламно-информационной продукции; размещения наружной рекламы; организации и проведения туристических выставок, участия в выставках в других регионах; создания и постоянного обновления официального туристского Интернет сайта; организации сети информационных центров для российских и иностранных туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке управления по туризму и краеведению; проведения для журналистов ознакомительных поездок по туристическим центрам Орловской области; организации выездных презентаций туристических возможностей региона в основных регионах, направляющих туристов на Орловщину. Для привлечения большего числа иногородних туристов управление ежегодно принимает участие в крупнейших российских выставках таких как: "Путешествие и туризм", турвыставка правительства Москвы, ярмарка "Отдых", участие на которых стало возможным на стенде Департамента туризма Минэкономразвития РФ без затрат из областного бюджета. В общей сложности на этих выставках на стенде Орловской области побывало более 1000 профессиональных посетителей и представителей турфирм из более чем 50 регионов России. Совместно с управлением по делам молодежи в Орле ежегодно проводится российская ярмарка молодежных инициатив и туристических программ, в которой принимают участие более 60 организаций из различных субъектов РФ, Украины и Белоруссии. В популярном туристском журнале "Турбизнес" заместителем руководителя Департамента туризма Минэкономразвития РФ Разживиным В.М. отмечено, что данная специализированная выставка "пропагандирует туристские возможности регионов России" и входит в число 10 ведущих. В 2003 году информация о туристских ресурсах бесплатно для области размещена в 20 общероссийских туркаталогах и журналах таких как: "Гостиницы и курорты", "Турбизнес", "Туристские фирмы России", каталоге турресурсов Центрального федерального округа (на английском языке). В журнале "Туризм: практика, проблемы, перспективы" бесплатно была опубликована статья о туристских возможностях "Орловского Полесья". В средствах массовой информации области в течение последних лет проводится широкомасштабная рекламная кампания парка. В рекламных акциях задействуются телерадиокомпании "ОГТРК" (размещение рекламы на канале ОРТ), "Ва-Банк плюс" (размещение рекламы на канале РТР), "Истоки", радиостанции "Европа Плюс", "Хит FM", "Серебряный дождь", газеты "Поколение", "Орловская правда", еженедельники "Просторы России" и "Эксперт Орел". На улицах города Орла размещено шесть рекламных банеров, один из которых по кафе на озере Центральное. Продолжается размещение информации о туристских ресурсах области в сети Интернет. За 2003 год на сайте управления отмечено более 5 000 посещений. Изданы рекламные буклеты "Орловская область: туризм и отдых", Национальный парк "Орловское Полесье", впервые буклет о гостинице на озере Центральное. Размещалась реклама на телевидении и радио, в печатных СМИ области и соседних регионов. В августе прошлого года по линии взаимодействия с Советом по туризму Ассоциации "Центрально-Черноземная" организован бесплатный рекламный тур для журналистов телекомпании ТВЦ, по результатам которого был подготовлен и показан рекламный фильм о турресурсах области. Необходимо дальнейшее усиление работы по рекламно-информационному продвижению областного турпродукта на российский рынок для чего предусмотрено расширение географии участия в турвыставках, проведение выездных семинаров для турфирм соседних регионов, издание новых образцов полиграфической и рекламной продукции, карт-схем городов области с указанием туристских достопримечательностей, объектов показа и турмаршрутов. 6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ: ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Важнейшим результатом осуществления концепции развития туризма станет создание в Орловской области современной, технически оснащенной туристской индустрии, способной удовлетворить потребности как российских, так и иностранных граждан. Комплексное выполнение намеченных концепцией мероприятий приведет к пополнению доходной части областного бюджета за счет роста налоговых поступлений, укреплению материальной базы туризма, росту комфортабельности средств размещения, расширению многообразия туристских маршрутов. В свою очередь формирование туристского комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие таких отраслей экономики как транспорт, пищевая промышленность, торговля, производство товаров народных промыслов, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства. Реализация программы станет немаловажным фактором решения проблемы занятости в регионе. В результате осуществления программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурно-исторического и природного наследия области, прежде всего в таких важнейших центрах развития туризма как природный парк "Орловское Полесье", государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", древние города Орел, Болхов, Мценск. Ежегодный доход консолидированного бюджета области от предприятий туриндустрии может составлять порядка 20-25 миллионов рублей в год, что подтверждается ежегодно собираемыми статистическими данными. На каждый вложенный государством в туротрасль рубль в 2003 году получена отдача в 50-кратном размере, а общие показатели роста турпотоков превысили запланированные первым этапом областной целевой программы развития туризма в 4,1 раза, а сбора налогов в 12 раз. Намеченные в концепции меры должны обеспечить значительное увеличение притока российских и иностранных туристов в Орловскую область, в результате чего будет происходить постепенное восстановление баланса въездного и выездного туризма с перспективой на преобладание въездного. Увеличение совокупного потока туристов за счет реализации мероприятий концепции может составить 15 - 18 % в год. В свою очередь рост обслуживания туристов повлияет в сторону увеличения на процент заполняемости гостиниц г. Орла и области. Положительный социальный эффект концепции заключается в ежегодном появление в Орловской области 70-80 рабочих мест в сфере туризма, обслуживания, общественного питания, гостиничном хозяйстве, а также в создании условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, расширении кругозора и контактов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|