Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Орловской области от 19.07.1994 № 229

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                      Утратил силу - Постановление
                                     Правительства Орловской области
                                          от 17.01.2013 г. N 2
     19 июля 1994 года                                           N 229
     г. Орел


     Об  экологическом  образовании  и  воспитании  учащейся  молодежи
области


     В целях осуществления  непрерывного экологического образования  и
воспитании  подрастающего  поколения, повышения  уровня  экологической
культуры среди населения области:
     1. Принять  предложения  комитета  по высшей  школе  и  народному
образованию,  комитета  экологии  и природных  ресурсов  и  областного
совета Всероссийского общества  охраны природы  о внедрении в  области
непрерывного экологического образования учащейся молодежи.
     2. Утвердить программу  экологического  образования и  воспитания
учащейся молодежи области на 1994-1995 годы (прилагается).
     3. Главам администрации городов и районов обеспечить разработку и
выполнение соответствующих  мероприятий экологического  образования  и
воспитания   учащейся   молодежи   с   учетом   местных   особенностей
экологических проблем
     4. Редакциям  областных, городских  и  районных газет,  Орловской
государственной телерадиокомпании освещать ход и выполнение  программы
экологического образования и воспитания учащейся молодежи.


     Глава администрации                                   Е.С. Строев




                                                            Утверждена
                            постановлением главы администрации области
                                              от 19 июля 1994 г. N 299


                              ПРОГРАММА
               Экологического образования и воспитания
             учащейся молодежи области на 1994-1995 годы


                           г. Орел, 1994 г.



                               ВВЕДЕНИЕ
     За последние   годы   в    Орловской   области   в    организации
экологического образования и воспитания в системе формального обучения
наметился  ряд  положительных  моментов:  идет  процесс   экологизации
существующих учебных  дисциплин,  разнообразнее становится  содержание
дополнительного  экологического  образования,  его  форм  и   методов,
проводится  обмен  опытом  методики  преподавания  основ  экологии  на
совещаниях и  конференциях, в  ВУЗах области  начала внедряться  новая
интегрированная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности".
     Формирование экологической культуры  ведется  по самым  различным
направлениям:  информирование  населения  о  состоянии   экологической
обстановке в  области, проблемах  экологии  и путях  их решения  через
средства  массовой  информации,  чтение  лекций,  проведение  бесед  и
консультаций, создание лекториев, школ знаний о природе, экологических
клубов,  организация  кинофестивалей  и  выставок  по  природоохранной
тематике, осуществление практических акций по оздоровлению  окружающей
среды.  И  все  же,  до  сих  пор  в  области  не  сложилась   система
непрерывного экологического образования и воспитания.
     Данная программа направлена на улучшение этой работы и состоит из
2-х частей:   теоретической   и   плана   мероприятий   по   улучшению
экологического образования и воспитания учащейся молодежи на 1994-1995
годы.

      I. Роль экологического образования и воспитания в процессе
               формирования культуры природопользования
     Среди многих проблем охраны окружающей природной среды,  наиболее
важной   по   своей   значимости   является   проблема    формирования
экологической   культуры,    которую   нередко   называют    культурой
природопользования.
     Во все времена  человечество связывало свои  надежды с  развитием
цивилизации,  создание  которой виделось  путем  ускоренного  развития
науки и  техники. При  этом человеческая  деятельность развивалась  на
основе   представления  о   неограниченности   природных  ресурсов   и
безграничной способности природы к самоочищению.
     Воспитанию же  духовности,   нравственного  начала  в   человеке,
отодвигалось  на   задний   план.  В   итоге  человечество   построило
цивилизацию  в  основе  которой  лежит  общество  потребления  с   его
социальным эгоизмом, жестокостью по отношению к природе и человеку,  И
в  настоящее  время  человечество  подходит  к  пределам   допустимого
давления  на  среду  своего   обитания,  за  порогом  которого   лежат
экологические катастрофы.
     Разумеется основную  социальную  ответственность  за   обострение
экологической ситуации  в  России несут  системы  власти и  управления
обществом, но вместе  с тем, ухудшение  среды обитания в  значительной
мере связано с элементарной безграмотностью населения: с  неосторожным
и недальновидным, а нередко  даже беспечным и преступным отношением  к
природе,  с  губительным   воздействием  на  природные  комплексы,   с
безответственностью  большинства  руководителей,  обязанных  по  долгу
службы заботится  об  экологичности вверенных  им предприятий.  Именно
низкая   культура   природопользования  является   одной   из   причин
потребительского отношения к природе.
     Формирование экологической    культуры,    бережное,    вдумчивое
отношение к природе  возможно лишь  при резком подъеме  экологического
образования и воспитания, которое  должно сыграть свою роль для  того,
чтобы были понятны стоящие перед человечеством вопросы, и чтобы все те
кто  имеет  отношение  к окружающей  среде  были  вооружены  знаниями,
навыками и концепциями, которые могут изменить к лучшему  существующее
положение. Следовательно, роль экологического образования и воспитания
в  решении  проблем   охраны  природной   среды  и  использовании   ее
возможностей является решающей. Оно должно быть включено в рамки  всей
системы формального образования  на всех  уровнях в целях  обеспечения
необходимых    знаний    и   навыков    в    вопросах    рационального
природопользования.
     Конечная цель  образования и  воспитания  по вопросам  окружающей
среды  заключается в  том,  чтобы  представить учащимся  и  студентам,
населению области возможность понять сложный характер окружающей среды
и необходимость осуществлять свою деятельность таким образом, что  оно
согласовывалось с ней.
     Экологическое образование  и  воспитание  должно   придерживаться
целостного подхода,  который предполагает рассмотрение  экологических,
социальных,  культурных и  др.  аспектов конкретных  проблем.  Однако,
рассматриваемые  проблемы  должны  быть теми  с  которыми  обучающиеся
сталкиваются у себя дома, в  обществе, стране, и они должны помочь  им
приобрести знания и  навыки, необходимые для  решения этих проблем.  В
силу  того,  что  они  носят  междисциплинарный  характер,  а  так  же
приближают обучение к охране окружающей среде и к жизни, экологическое
образование и воспитание может сыграть важную роль в обновлении систем
всего образования.

       II. Задачи просвещения в области охраны окружающей среды
     Важнейшее место   в   экологическом  образовании   и   воспитании
отводится  просвещению  в  области охраны  окружающей  среды,  которое
представляет   собой  процесс,   включающий   выработку  у   обучаемых
определенной школы  ценностей  и уточнение  некоторых представлений  с
целью  пробудить  у  них  способность  и  стремление  к  пониманию   и
правильной оценке взаимоотношений  человека с природой. Просвещение  в
области  окружающей   среды  представляет  собой   один  из   способов
достижения целей, которые ставит перед собой охрана окружающей среды.
     Основными задачами  просвещения   в   области  окружающей   среды
являются:
     1. Осознание проблем охраны окружающей среды
     Пробудить у каждого учащегося сознательное отношение и интерес  к
глобальным проблемам окружающей среды.
     2. 3нания в области окружающей среды
     Сообщать обучаемым  основную  информацию  об  окружающей   среде,
экологической обстановке в регионе, о связанных с ней проблемах и  той
ответственной роли, которую призван играть в этой области человек.
     3. Воспитание реакции на окружающую среду
     Привить учащимся чувство социальной значимости проблем окружающей
среды, глубокий интерес к этим проблемам и четко осознанное стремление
своим поступкам способствовать  сохранению  и оздоровлению  окружающей
среды.
     4. Развитие умений и навыков
     Выработать у учащихся  умение и навыки,  необходимые для  решения
проблем окружающей среды.
     5. Развитие критического  отношения к обучению  в области  охраны
окружающей среды
     Научить учащихся  правильно  оценивать  мероприятия  и  программы
обучения  в  области  охраны   окружающей  среды  на  базе   критериев
экологического, экономического, социального и эстетического характера.
     6. Воспитание активности по отношению к окружающей среде
     Воспитать у  обучаемых  чувство ответственности  и  готовность  к
немедленным действиям в случае необходимости принятия определенных мер
для  решения тех  или  иных вопросов  связанных  с защитой  окружающей
среды.

  III. Принципы организации просвещения в области охраны окружающей
                                среды
     Поскольку обучение  в   области  окружающей   среды  ведется   на
протяжении всей жизни человека, любое мероприятие этого профиля должно
быть рассчитано на обучаемых всех возрастов и организовано так,  чтобы
материал   подавался  с   учетом   логической  последовательности,   а
знакомство с каждым понятием из области окружающей среды происходило в
тот момент, когда обучаемые были бы в наибольшей степени  подготовлены
к эго восприятию и усвоению.
     Цель каждого  мероприятия  -  пробуждение  интереса  и  выработка
постоянно растущей сознательности обучаемых по вопросам экологии.
     1. Всякое мероприятие должно сочетать в себе науки общественные и
науки о жизни, отводя  должное место в  процессе обучения и  выработке
умения разбираться в социальных вопросах.
     2. Желательно, чтобы  проводимые  мероприятия позволили  человеку
изучать на  месте среду обитания  той группы  населения, к которой  он
принадлежит.
     3. Проводимые  мероприятия  должны  выделять  проблемы   местного
значения  с  тем,  чтобы  пробудить  заинтересованность  обучаемых   и
вооружить их средствами необходимыми для изучения настоящих и
будущих проблем экологии данного региона. При этом не следует упускать
из виду проблемы национального и глобального характера.
     4. Учащимся  рекомендуется  отводить  активную  роль  в  процессе
обучения. Нормирование  у каждого  из них  той или  иной точки  зрения
должно быть результатом его личного опыта и собственных размышлений, а
не усвоения готовых выводов.
     5. Мероприятия  подобного рода  должна  стать школой  постоянного
совершенствования обучающего  персонала, развивать любознательность  и
готовность  к  восприятию   нового  и  способствовать  повышению   его
педагогического мастерства в области окружающей среды.

         IV. Постоянная учеба (переподготовка) преподавателей
     Только в  последнее  время  в  большинстве  стран  мира  осознали
включение курса,  просвещения  в области  окружающей  среды в  учебные
программы  педагогических  вузов.  Следовательно,  большое  количество
учителей, которым ныне поручено осуществление этого вида  просвещения,
не  получили   никакой  подготовки  по   этой  сложной   межотраслевой
дисциплине. При организации их переподготовки нужно иметь в виду,  что
они делятся на две совершенно различные категории:
     1. преподавателей,  не  получивших  во время  учебы  в  институте
никакой подготовке по линии просвещения окружающей среды;
     2. преподавателей получивших некоторую подготовку в этой области.
     Как тем,  так и  другим  необходима переподготовка,  но  учителям
первой категории следует прибегнуть к программе, которая была схожей с
программой начальной подготовки.
     Пополнение знаний процесс постоянный, он должен привести к  тому,
чтобы учителя прониклись идеей просвещения в области окружающей  среды
и чтобы у них  действительно возникло постоянное стремление  заботится
об охране природных ресурсов.
     Поэтому ввести:
     1. Программы прямой переподготовки:
     - семинары
     - летние курсы
     - коллоквиумы
     - встречи со специалистами  профессионально связанными с  охраной
окружающей среды
     - лектории и школы знаний о природе
     - учебные поездки с целью обогащения знаний о других экосистемах.

     2. Программа подготовки с помощью средств информации
     Для постоянного   совершенствования   профессионального    уровня
преподавателей необходимо всестороннее использование различных средств
информации. Телевидение,  радио,  специальные журналы  и др.  печатные
органы  -  все  это   относительно  быстрые  и  эффективные   средства
пополнения знаний о проблемах экологии и путях их решения.

     3. Обмен информации
     Изучение новейших методов обучения в области окружающей среды.



Информация по документу
Читайте также