Расширенный поиск

Постановление Коллегии Орловской области от 10.11.2008 № 344

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 
                      КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
     
          Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области
                                                   от 10.06.2013 № 186
 
     10 ноября 2008 г.                                           N 344
     г. Орел
     
     
     О Концепции  областной  целевой программы  "Модернизация  системы
образования Орловской области на 2009-2010 гг."
     
     
     В целях эффективной  модернизации  системы образования  Орловской
области Коллегия постановляет:
     1. Утвердить Концепцию областной целевой программы  "Модернизация
системы  образования  Орловской  области на  2009-2010  гг."  согласно
приложению.
     2. Департаменту социальной  политики  (В.В. Поляков)  разработать
проект областной целевой  программы "Модернизация системы  образования
Орловской области на 2009-2010 гг.".
     3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя  Председателя Коллегии  Орловской  области -  руководителя
Департамента социальной политики Орловской области В.В. Полякова
     
     
     Председатель Коллегии                                 Е.С. Строев
     
     
     
                                                            Приложение
                                              к постановлению Коллегии
                                                     Орловской области
                                            от 10 ноября 2008 г. N 344
          
                                 КОНЦЕПЦИЯ
                        ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
          "Модернизация системы образования Орловской области
                            на 2009-2010 годы"
     
     I. Обоснование соответствия решаемой  проблемы и целей  областной
целевой программы "Модернизация системы образования Орловской  области
на  2009-2010  годы"  приоритетным  задачам   социально-экономического
развития Орловской области (далее - Программа)
     
     Основанием для разработки  Концепции областной целевой  программы
"Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы"
(далее - Концепция)  являются: Закон Российской  Федерации от 10  июля
1992 года  N 3266-1 "Об  образовании", Закон  Орловской области от  22
августа  2005 года  N  533-ОЗ "Об  образовании  в Орловской  области",
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г.
N  848     мерах  государственной  поддержки  субъектов   Российской
Федерации, внедряющих  комплексные проекты модернизации  образования",
постановление Коллегии Орловской области от  27 октября 2008 г. N  331
"Об утверждении примерного положения об установлении новой  отраслевой
системы  оплаты  труда  работникам  муниципальных  общеобразовательных
учреждений", распоряжение  Коллегии Орловской области  от 15  сентября
2008 г. N  310-р, распоряжение Коллегии Орловской  области от 03  июня
2008 г. N 187-р.
     Под модернизацией   системы    образования   Орловской    области
понимается совокупность  мер политического,  социально-экономического,
научного и  организационно-управленческого характера, направленных  на
решение  комплексных задач  в  сфере повышения  качества  образования,
социальной    защищенности     педагогов,    реструктуризации     сети
образовательных          учреждений,          расширения          форм
общественно-государственного управления образовательными процессами.
     Осуществление этих мер будет способствовать:
     1) повышению качества образования;
     2) росту заработной платы работников образовательной сферы;
     3) эффективному  использованию  средств  бюджета  на   реализацию
полномочий в сфере образования и воспитания детей;
     4) оптимизации сети  образовательных  учреждений и  качественному
улучшению их материально-технической и методической базы;
     5) введению  новых форм  общественно-государственного  управления
образованием, достижению принципов открытости и гласности в реализации
направлений Программы;
     6) созданию  перспективных  условий для  дальнейшей  модернизации
системы образования в период 2011-2015 гг.
     Концепция Программ разработана в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Орловской области, учитывает основные положения
Стратегии социально-экономического  развития   Орловской  области   на
долгосрочную перспективу, а также демографическую ситуацию в регионе.
     Проект соответствует    региональным    приоритетам    в    сфере
образования:
     - развитие  интеллектуального   и  профессионального   потенциала
региона как основы повышения уровня и качества жизни;
     - доступность    качественного    образования    для     успешной
самореализации личности;
     - обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;
     - повышение социального статуса педагогического работника;
     - инновационное развитие системы образования;
     - оптимизация и развитие сети образовательных учреждений.
     Концепция Программы  модернизации системы  образования  Орловской
области представляет  собой: комплекс задач  региональной политики  по
формированию   доступной,    качественной   и   эффективной    системы
образования.
     Целью Концепции является повышение качества образовательных услуг
посредством:
     - приведения содержания и  качества образования в соответствие  с
современными и прогнозируемыми потребностям регионального рынка  труда
и личности;
     - обеспечения доступности качественного образования независимо от
места жительства;
     - концентрации и эффективного использования кадровых,  финансовых
и материальных ресурсов.
     Задачи, решение которых должно обеспечить достижение поставленной
цели, раскрываются в следующих направлениях:
     а) рост заработной платы  педагогических работников, связанный  с
введением новых систем оплаты труда;
     б) повышение качества образовательных услуг путем введения единой
независимой системы оценки качества образования;
     в) создание  условий  для обучения,  соответствующих  современным
требованиям, путем развития сети общеобразовательных учреждений;
     г) обеспечение государственно-общественного характера  управления
образованием.
     Основными принципами реализации Концепции на территории Орловской
области являются:
     1) комплексный подход к реализации проекта;
     2) учет   интересов  всех   социальных   групп,  проживающих   на
территории  области, в  том  числе  в разрезе  каждого  муниципального
образования;
     3) правовое обеспечение проводимых изменений;
     4) поэтапное осуществление преобразований, проводящихся в щадящем
режиме с учет интересов всех социальных групп;
     5) информированность и открытость проводимых мероприятий.  Решить
указанные проблемы призвана областная целевая программа  "Модернизация
системы образования Орловской области на 2009-2010 годы"
     
     II. Обоснование      целесообразности      решения       проблемы
программно-целевым методом
     
     Существующие механизмы  реализации  государственной  политики   в
области  образования  не  дают  ожидаемых  результатов,  несмотря   на
относительно  возросший  в  последние  годы  объем  финансирования   и
внимание со стороны государственных органов.
     Недостаточно эффективно   осуществляется   взаимодействие   между
областными органами исполнительной  государственной власти и  органами
местного самоуправления муниципальных образований.
     Действующее областное     законодательство,      регламентирующие
деятельность  в  сфере   образования,  не   в  полной  мере   отражает
современные   процессы  реорганизации   и   модернизации  системы   и,
вследствие этого,  не приносит должных  результатов. Решение  вопросов
динамичного развития системы  образования в Орловской области  требует
комплексного  подхода.  В  этой связи  разработка  Программы  является
оптимальным решением проблемы.
     Цели, задачи   и   основные  направления   реализации   Программы
позволяют  учесть все  инновационные  аспекты развития  образования  в
Орловской области.
     В рамках  Программы  определяются показатели,  которые  позволяют
ежегодно оценивать результаты реализации  тех или иных мероприятий  по
этапам Программы.
     
     III. Характеристика  и прогноз  развития  сложившейся ситуации  в
рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
     
     В предыдущих  разделах  Концепции  отражены  основные  негативные
тенденции и проблемы в сфере образования Орловской области.
     Основополагающими причинами разработки данной Концепции являются:
     - сохраняющаяся  на  протяжении  10 лет  тенденция  к  сокращению
численности  учащихся  общеобразовательных  учреждений  в  среднем  на
1000-1200 человек  в год  и, как  следствие, острый  дефицит кадров  в
различных сферах деятельности;
     - ежегодный рост расходов бюджета региона на осуществление  целей
и   выполнение   задач   дошкольного,   общего,   дополнительного    и
профессионального образования при сохранении низкой средней заработной
платы  работников системы  образования  (6500 рублей)  и  неоправданно
высоких средних  расходов  на содержание  одного  учащегося (до  36000
рублей);
     - отсутствие  эффективной  системы поощрения  работников  системы
образования в вопросах  результативности обучения и воспитания,  равно
как и конкурентных отношений внутри системы;
     - необходимость    дифференцированного   подхода    к    вопросам
материально-технического      и      методического       сопровождения
образовательного  и  воспитательного  процесса,  регулирование  данных
отношений посредством создания базовых школ и округов;
    - пассивное участие общественности в решении вопросов деятельности
образовательных учреждений, отсутствие единой региональной базы данных
системы образования,     индикативных    показателей     эффективности
деятельности образовательных учреждений.
     При сохранении   сложившихся   тенденций  в   сфере   образования
неизбежно:  дальнейшее  обострение кадровой  проблемы;  рост  расходов
бюджета  на  оказание  образовательных  услуг  населению  области  при
сохранении посредственного качества данных услуг; неоправданно высокая
доля  расходов на  содержание  ребенка в  образовательном  учреждении;
инертное  развитие инновационных  методик,  форм  и приемов  работы  с
детьми;  сохраняющаяся   тенденция   низкой  социальной   защищенности
работников педагогических профессий.
     В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных
проблем программно-целевым методом  приведет  к инерционному  развитию
всей образовательной отрасли  региона, утрате передовых  инновационных
позиций в сфере образования, снижению качества образовательных услуг.
     
     IV. Возможные  варианты решения  проблемы,  оценка преимуществ  и
рисков, возникающих при различных, вариантах решения проблемы
     
     Качественный анализ,  проведенный  в  течение  2007-2008   годов,
позволяет определить  перечень проблем  системы образования  Орловской
области и спланировать пути их решения на ближайшую перспективу.
     Демографическая составляющая характеризуется  как регрессивная  и
связана с  сокращением рождаемости.  С 1999 года  в области  произошло
уменьшение учащихся  1-х классов  на 30  %. Как  следствие, за  период
2006-2008   годов    наблюдается    ежегодное   сокращение    учащихся
общеобразовательных учреждений на 1 200 человек. Это, в свою  очередь,
порождает проблемы, связанные с наполняемостью классов, распределением
почасовой нагрузки педагогов,  числом выпускников школ и  студенческой
молодежи.  В конечном  итоге,  наблюдается  дефицит рабочих  кадров  в
отраслях производства  региона. Стабилизация демографической  ситуации
прогнозируется лишь в 2012 году на уровне 2002 года.
     Соотношение учащихся:  общеобразовательных  учреждений  (далее  -
школ) в городе и не селе примерно одинаково и составляет 36 766  детей
в городе (49 %) и 38 595  детей на селе (51 %). Наполняемость школ  от
проектной нормы в городской местности составляет 86,5 %, в сельской  -
52,3 %.
     При этом в  муниципальных образованиях,  имеющих одинаковую  сеть
школ, существенно различается структура  фонда оплаты труда и  расходы
на  одного  обучающегося   (стоимость  обучения  одного   обучающегося
колеблется от 680 до 9120 рублей в городе и от 935 до 36 000 рублей  в
сельской местности).
     Число обучающихся на одного педагога неравномерно  распределяется
в  разных  муниципальных  образованиях области:  от  6  обучающихся  в
сельской местности  до 13 обучающихся  в городах.  При этом не  всегда
большой объем расходов,  связанных с содержанием одного  обучающегося,
гарантирует  высокие   качественные  показатели  предоставляемых   ему
образовательных услуг.
     В среднем   по   Орловской   области   наполняемость   класса   в
муниципальных  общеобразовательных  школах  стабильно  сохраняется  на
уровне 15  обучающихся: в  городе - 20,6  обучающихся, на  селе -  8,3
обучающихся.
     Среднеотраслевая заработная плата составляет 6,4 тыс. рублей, что
на 25  %  ниже   среднеобластной.  Заработная  плата   педагогического
работника с  20-летним стажем  и  нагрузкой 18  часов в  неделю при  1
квалификационной категории  в  сельской школе  не  превышает 7,5  тыс.
рублей (с учетом 25  %-й надбавки за  работу в сельской местности).  В
городской школе такой педагогический  работник будет получать на 30  %
меньше   при   двусменном   режиме  работы.   При   этом   коэффициент
совместительства на протяжении 5 лет остается на уровне 1,5.
     Действующий механизм оплаты  труда  педагогического работника  по
единой   тарифной   сетке    не   дает   возможности    стимулирования
образовательной и воспитательной  деятельности, т.к. надтарифный  фонд
образовательного учреждения составляет не  более 25 % от фонда  оплаты
труда.
     При этом существующая  система  доплат и  надбавок фактически  не
учитывает такие важные  характеристики педагогического работника,  как
стаж работы, качество образовательных услуг, ученые степени.
     Особенностью региональной системы образования является то, что  в
ней   доминирует   сельская   общеобразовательная   школа:   из    525
функционирующих общеобразовательных учреждений  450 (84 %)  составляют
сельские общеобразовательные учреждения, в  которых обучается 51 %  от
общей численности  контингента школьников.  В настоящее  время из  450
сельских школ:
     - 42 школы - с численностью менее 10 обучающихся;
     - 43 школы - с численностью от 10 до 20 обучающихся;
     - 158 школ - с численностью от 20 до 50 обучающихся;
     - 101 школа - с численностью от 50 до 80 обучающихся;
     - 106 школ - с численностью от 80 и более обучающихся.
     При этом качественные показатели работы сельских  малокомплектных
школ характеризуются следующими чертами:
     - более низкие  результаты  ЕГЭ в  сравнении со  среднеобластными
показателями;
     - более изношенная материально-техническая и  учебно-методическая
база, не обновлявшаяся на протяжении последних 15 лет;
     - обострение  кадровой  проблемы:  13,6  %  работающих  педагогов
пенсионного возраста, 36,7 % - в возрасте 48-52 лет;
     - высокие затраты  на  обучение одного  обучающегося  (до 36  000
рублей);
     - низкая организация безопасности образовательного процесса.
     При этом  сельские  малокомплектные школы  содержат  значительный
штат обслуживающего и вспомогательного персонала.
     Однако неверным  представляется  суждение  о  том,  что  массовая
ликвидация сельских малокомплектных школ может привести к значительной
экономии бюджета.
     При сопоставлении  данных  текущих  расходов   консолидированного
бюджета  в  отдельных  районах  области  с  затратами  на   проведение
оптимизации  сети  образовательных  учреждений  путем  их   сокращения
(ликвидации) установлено среднее увеличение бюджетных затрат на  20-30
%.
     Следует добавить,   что   при   реализации   такого   подхода   к
реформированию системы  образования неизбежно значительное  социальное
напряжение, связанное с оттоком детей и молодежи из села.
     Конструктивно решить эти и ряд других проблем системы образования
области возможно  путем  проведения поэтапной  модернизации,  основные
направления которой позволят:
     - оптимизировать сеть  образовательных  учреждений области  через
реорганизацию малокомплектных школ;
     - преобразовать  сеть   сельских  школ,  обеспечив   качественные
необходимые  условия   для  обучения  и   воспитания  детей   сельской
местности;
     - создать  механизм   взаимосвязи  финансирования  учреждения   и
качества образовательных услуг, предоставляемых каждому  обучающемуся,
стимулировать работу образовательных учреждений по повышению  качества
образования.
     Таким образом,  для  того  чтобы  улучшить  показатели   качества
образования и социальной защищенности педагогов области, целесообразно
реализовывать Программу по предложенному варианту.
     
     V. Ориентировочные    сроки    и    этапы    решения     проблемы
программно-целевым методом
     
     Реализация Программы рассчитана на 2 года. Промежуточный контроль
реализации Программы  будет  осуществляться  Департаментом  социальной
политики,  Департаментом   финансовой   политики  Орловской   области,
Контрольно-счетной палатой Орловской области.
     В целом Программа состоит из следующих блоков:
     - организационно-кадровая   и   правовая   работа,   методическое
сопровождение проекта;
     - введение   отраслевой   стимулирующей  системы   оплаты   труда
работников образования (ОСОТ);
     - реструктуризация и развитие сети общеобразовательных учреждений
региона для  обеспечения   условий   получения  качественного   общего
образования независимо от места жительства;
     - развитие региональной системы оценки качества образования;
     - расширение общественного участия в управлении образованием.
     Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.
     1) первый этап  (2009  год) -  к  исполнению положений  Программы
модернизации   системы   образования   приступают   27   муниципальных
образований области,  реализующих  с 1  января  2009 года  направления
модернизации   системы   образования   на   базе   общеобразовательных
учреждений.
     С этого  же  периода времени  реализуется  комплекс  практических
мероприятий:
     - по  переходу  на  отраслевую систему  оплаты  труда  работников
общеобразовательных учреждений,  образовательных учреждения для  детей
дошкольного и младшего школьного возраста области;
     - оптимизации сети сельских  малокомплектных школ с  численностью
менее 10 учащихся;
     - развитию  региональной системы  оценки  качества образования  и
переходу  к   итоговой   аттестации  выпускников   общеобразовательных
учреждений в форме ЕГЭ;
     - определению    базовых    муниципальных     общеобразовательных
учреждений  в объеме  50  % от  контрольных  показателей 2010  года  в
соответствии  с  примерным положением  о  базовом  общеобразовательном
учреждении, утверждаемом Коллегией Орловской области, и формированию 8
образовательных округов;
     - расширению     общественного      участия     в      управлении
общеобразовательным  учреждением  через создание  управляющих  советов
(советов  учреждений)  в   соответствии  с  примерным  положением   об
управляющем совете  (Совете  учреждения) образовательного  учреждения,
утверждаемом Коллегией Орловской области;
     2) второй этап (2010  год) - реализация направлений  модернизации
системы образования в государственных и муниципальных  образовательных
учреждениях всех типов и видов.
     С этого же периода реализуется комплекс практических мероприятий:
     - по  переходу  на  отраслевую систему  оплаты  труда  работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений всех  типов
и видов;
     - оптимизации сети сельских  малокомплектных школ с  численностью
менее 20 учащихся; оптимизации  сети учреждений начального и  среднего
профессионального образования;
     - определению    базовых    муниципальных     общеобразовательных
учреждений в объеме 100 % от контрольных показателей 2010 года;
     - развитию  региональной системы  оценки  качества образования  и
реализации штатной процедуры  итоговой аттестации выпускников в  форме
ЕГЭ;
     - расширению общественного  участия в управлении  образовательным
учреждением через создание управляющих советов (Советов учреждений)  в
образовательных учреждениях всех типов;
     - формированию     банка     данных     базовых     муниципальных
общеобразовательных     учреждений      и     реализации      программ
материально-технического и учебно-методического оснащения;
     - реализации   индикативной    методики   оценки    эффективности
деятельности образовательных учреждений области.
     
     VI. Предложения  по  целям  и  задачам  Программы,  а  также   по
показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы
     
     Целью Программы    является    осуществление    комплекса    мер,
направленных на создание условий для повышения доступности и  качества
предоставляемых населению области образовательных услуг посредством:
     - приведения   содержания  и   качества   общего  образования   в
соответствие современным  и прогнозируемым потребностям  регионального
рынка труда и личности;
     - обеспечения   доступности  качественного   общего   образования
независимо от места жительства;
     - концентрации и эффективного использования кадровых,  финансовых
и материальных ресурсов.
     Для достижения указанных  целей  Программой определены  следующие
задачи:
     - создание    в    Орловской   области    оптимальных    условий,
способствующих   развитию    системы   доступного   и    качественного
образования;
     - оптимизация структуры сети образовательных учреждений с  учетом
экономической специфики области;
     - развитие системы оценки качества образования;
     - расширение   форм    общественного    участия   в    управлении
образованием;
     - создание  оптимальных   условий  для  социальной   защищенности
работников  системы  образования  через  введение  отраслевой  системы
оплаты труда;
     - оптимизация бюджетных расходов в целях качественной организации
учебно-воспитательного процесса.
     Для контроля  промежуточных  и  конечных  результатов  реализации
Программы по направлениям будут использоваться следующие показатели:
     1) динамика роста заработной платы работников образования;
     2) динамика наполняемости классов общеобразовательных учреждений,
комплектования групп     учреждений     начального     и      среднего
профессионального образования;
     3) сокращение числа школ с количеством учащихся до 20 человек;
     4) оптимизация   сети    учреждений   общего,    дополнительного,
коррекционного и начального профессионального образования;
     5) увеличение  доли выпускников,  сдавших  итоговую аттестацию  в
форме ЕГЭ;
     6) увеличение   доли   выпускников,   удовлетворенных   качеством
полученного образования;
     7) создание   базовых  образовательных   учреждений,   оснащенных
современным оборудованием  и  реализующих комплексные  образовательные
проекты.
     
     VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
     
     Средства областного   бюджета,  предусмотренные   на   реализацию
мероприятий Программы,  будут направлены на  выплату заработной  платы
работникам общеобразовательных учреждений, рассчитанную по  отраслевой
стимулирующей    методике;     приобретение    школьных     автобусов,
учебно-наглядного и  методического материала, оборудования  предметных
кабинетов;   модернизацию   регионального   центра   оценки   качества
образования;  стимулирование   на   конкурсной  основе   муниципальных
образований, активно внедряющих направления Программы.
     Финансовое обеспечение  программы будет  осуществляться  согласно
перечню мероприятий программы, в пределах бюджетных лимитов  2009-2010
гг., объем которых подлежит ежегодному уточнению с учетом прогноза цен
на соответствующий период.
     
     VIII. Предварительная   оценка,    ожидаемой   эффективности    и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы
     
     Ожидаемая эффективность и  результативность реализации  Программы
будет  оцениваться  ежегодно.  По показателю  "Переход  на  отраслевую
систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений" размер
среднеотраслевой  заработной  платы  должен составить  10  000  рублей
против 6 400 рублей (данные 2007 года). Показатель "Реорганизация сети
малокомплектных школ" должен  соответствовать значению 440  учреждений
против 525, что означает  сокращение путем реорганизации (слияния)  85
общеобразовательных учреждений  с  численностью детей  до 20  человек;
создание  150  базовых  школ  в  8  образовательных  округах  области,
организацию  подвоза  учащихся   и  обеспечение  оптимальных   условий
обучения  через  модернизацию материально-технической  и  методической
базы  учреждений  данной  категории.  Показатель  "Повышение  качества
образования" предполагает  увеличение доли  выпускников школ,  сдавших
итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, до 90 %, выбравших 3 и более экзамена
для сдачи в форме ЕГЭ, до 60 %. Конечный показатель  удовлетворенности
качеством  полученного образования  должен  составить  не менее  60  %
против     действующих      37      %.     Показатель      "Расширение
общественно-государственного  управления  образованием"   предполагает
введение   института  управляющего   Совета   школы  в   150   базовых
образовательных   учреждениях,    реализацию   процедуры    ежегодного
публичного доклада, работу телефона доверия и создание интернет-сайтов
в  образовательных  учреждениях,  активно  участвующих  в   реализации
направлений Программы.
     
     IX. Предложения по разработчикам  и заказчикам областной  целевой
Программы
     
     Губернатор Орловской области, являясь государственным  заказчиком
Программы, определяет  основное содержание  направлений и  мероприятий
Программы,  их  соответствие  программным  целям  и  задачам,  создает
условия для реализации программных мероприятий. К разработке Программы
предполагается   привлечь  экономистов,   социологов,   представителей
ведомственных   институтов   и   образовательных   учреждений.   Также
предполагается привлечь  внешние научно-исследовательские институты  и
организации,  занимающихся  изучением и  реализацией  проектов  данной
тематики.  Это  позволит   не  только  уточнить  отдельные   положения
Программы, но и согласовать те проекты, к финансированию которых будут
привлечены областные структуры.
     
     X. Предложения по возможным  вариантам форм и методов  управления
реализацией областной целевой Программы
     
     Управление реализацией   Программы  и   контроль   за  ходом   ее
исполнения осуществляется Департаментом социальной политики  Орловской
области,   Департаментом   финансовой  политики   Орловской   области,
Контрольно-счетной палатой Орловской  области. К участию в  реализации
Программы привлекаются органы государственной власти области и  органы
местного самоуправления.
     Механизм управления  Программой   включает  в  себя   организацию
планирования,   реализации,   корректировки  и   контроля   исполнения
предусмотренных Программой мероприятий.
     Заказчик и основной  разработчик Программы ежегодно  осуществляют
корректировку Программы и затрат  на программные мероприятия с  учетом
выделенных на ее реализацию бюджетных средств.
     Контроль за целевым использованием бюджетных средств,  выделяемых
на реализацию Программы, осуществляют Департамент социальной политики,
Департамент финансовой политики Орловской области,  Контрольно-счетная
палата Орловской области.
 


Информация по документу
Читайте также