Расширенный поиск

Постановление Коллегии администрации Орловской области от 09.10.2003 № 158

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

               КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                      Утратил силу - Постановление
                                     Правительства Орловской области
                                         от 01.11.2013 г. N 374
     9 октября 2003 г.                                           N 158
     г. Орел


     Об Основных  направлениях  региональной  социальной  политики  по
улучшению положения детей в  Орловской  области  до  2010  года  (план
действий в области в интересах детей)


     В целях определения социальной политики  по  улучшению  положения
детей  в  Орловской  области,  в  соответствии с Федеральным Законом N
124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     Одобрить Основные направления региональной социальной политики по
улучшению  положения  детей  в  Орловской области на период до 2010 г.
(план действий в области в интересах детей).


     Председатель Коллегии                                 Е.С. Строев



                                                            Приложение
                                              к постановлению Коллегии
                                                 администрации области
                                               9 октября 2003 г. N 158

                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
            региональной социальной политики по улучшению
            положения детей в Орловской области до 2010 г.
        (план действий в Орловской области в интересах детей)

     I. Введение

     1. В  Орловской области проживает 179,5 тысячи детей и подростков
до 18 лет,  будущее которых определяется уровнем воспитания, обучения,
физического и духовного развития, подготовки к жизни.
     2. За  период с 1996 по 2001 гг.  был реализован широкий комплекс
мер,  направленный  на  защиту  детей  в  рамках  выполнения  Основных
направлений  региональной  социальной  политики по улучшению положения
детей в Орловской области  до  2000  г.  (областной  план  действий  в
интересах детей).
     Реализация мер социальной политики в отношении детей в  Орловской
области позволила обеспечить:
     - создание единой системы  динамического  наблюдения  детей  всех
возрастов в амбулаторно-поликлинических условиях;
     - улучшение материально-технической  базы  учреждений  детства  и
родовспоможения;
     - развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
     - сохранение доступа детей к системе образования;
     - создание  механизмов  профилактики  и  социальной  реабилитации
детей в условиях возникновения новых социальных рисков.
     В результате  проводимых  мероприятий  все  основные  показатели,
характеризующие  смертность  детей  первого  года  жизни,  в том числе
новорожденных,   имеют   тенденцию   к   снижению.   Удалось   снизить
заболеваемость   новорожденных   сепсисом,   гемолитической  болезнью,
респираторной патологией, заболеваемость детей туберкулезом.
     Отмечается некоторая   стабилизация   подростковой  преступности,
активно  действуют  органы  и  учреждения   системы   профилактики   и
социальной   реабилитации   детей,  находящихся  в  трудной  жизненной
ситуации.
     3. Вместе  с  тем  отмечается  рост  отклонений   и   хронической
патологии в состоянии здоровья детей,  растет заболеваемость социально
обусловленными болезнями (туберкулезом и ВИЧ/СПИДом).  Не  уменьшается
количество   социальных   сирот   и  безнадзорных  детей,  склонных  к
асоциальному поведению и  вовлекаемых  в  употребление  наркотических,
токсических, алкогольных и психотропных веществ.
     Проблемными остаются    реформирование    сети    образовательных
учреждений   для   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,    формирование    системы    постинтернатной    адаптации,
модернизация образования детей с ограниченными возможностями.
     4. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей,  снижения их
смертности,  обеспечения  базовых   социальных   гарантий   необходимы
выработка  и  осуществление стратегии противодействия новым рискам для
детей:    социальному    сиротству,    распространению     наркомании,
токсикомании,  алкоголизма, роста социально обусловленных заболеваний.
Приоритетом должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка
и развитие его потенциала.
     5. Основные  направления  региональной государственной социальной
политики в интересах детей до 2010 г.  разработаны  в  соответствии  с
рекомендациями   Основных   направлений   государственной   социальной
политики по улучшению положения детей в РФ до  2010  г.  (Национальным
планом  действий  в  интересах детей) и определяют цели и приоритетные
задачи жизнеобеспечения и защиты прав и социальных гарантий  детей  до
2010 г.


     II. Цели,   приоритеты   и   этапы   реализации   государственной
социальной политики в интересах детей до 2010 г. в Орловской области

     Целью государственной социальной политики в  интересах  детей  на
период  до  2010 г.  является создание и совершенствование необходимых
правовых,   социально-экономических,   социокультурных   условий   для
физического,  психического,  духовного,  социального,  эмоционального,
познавательного и культурного развития детей  и  реальное  обеспечение
основных гарантий прав ребенка в Орловской области на основе повышения
уровня жизни населения и модернизации экономики.
     Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению
положения детей в Орловской области до 2010 г. являются:
     - охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;
     - обеспечение качественного образования и воспитания детей;
     - улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;
     - повышение  эффективности  государственной   системы   поддержки
детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
     На первом этапе (2003-2004 гг.) выполнения  Основных  направлений
государственной  политики в интересах детей в Орловской области должны
быть  реализованы  конкретные  параметры  улучшения   жизнеобеспечения
детей,   заложенные  в  утвержденных  и  обеспеченных  финансированием
мероприятиях целевых программ.
     На втором  этапе (2005-2010 гг.) предстоит сосредоточить внимание
и  имеющиеся  ресурсы  на   повышении   качества   сфер   образования,
здравоохранения,   культуры,  досуга,  инфраструктуры  реабилитации  и
социализации детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
     Интегральным результатом  выполнения  Основных направлений должна
стать  полная  реализация  основных  прав  ребенка  в  соответствии  с
Конвенцией  о  правах ребенка на основе согласованных действий органов
власти всех уровней.


     III. Основные направления  развития  государственной  политики  в
интересах детей в Орловской области

     1. Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни

     Основополагающими задачами   в   области  охраны  здоровья  детей
являются:
     - осуществление  мер  по  обеспечению  безопасного  материнства и
рождению здоровых детей, снижению детской и материнской смертности;
     - предупреждение    и    снижение    детской   заболеваемости   и
инвалидности;
     - улучшение качественных показателей здоровья детей;
     - содействие здоровому образу жизни.
     Для решения  поставленных  задач  необходима реализация следующих
мероприятий:
     1.1. Мероприятия диагностического характера:
     - формирование  системы учета и регистров хронических заболеваний
и детской инвалидности;
     - внедрение   системы   регионального  динамического  мониторинга
беременных женщин группы высокого риска,  совершенствование  дородовой
диагностики болезней плода,  методов выхаживания новорожденных,  в том
числе недоношенных  детей,  дальнейшее  развитие  медико-генетического
консультирования, службы планирования семьи.
     1.2. Мероприятия профилактического характера:
     - совершенствование системы проведения профилактических осмотров,
диспансеризации детей, повышения их эффективности;
     - повышение  уровня   профилактики   инфекционных   и   социально
обусловленных    заболеваний,   включая   туберкулез,   наркоманию   и
алкоголизм,  ВИЧ/СПИД,  в том числе профилактика вертикальной передачи
ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;
     - совершенствование системы медицинской профилактики, в том числе
за   счет   внедрения   программ  массовой  профилактики  заболеваний,
дефицитных  состояний  (йодной   недостаточности,   поражения   зубов,
нарушения осанки, патологии зрения и др.);
     - пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного,
физического       и       психического       здоровья;      проведение
информационно-образовательных мероприятий в  области  охраны  здоровья
женщин  и  детей,  безопасного материнства,  повышение ответственности
населения за состояние своего здоровья и здоровья своих детей;
     - ранняя  профилактика нарушений репродуктивной функции у детей и
подростков;
     - разработка   и   внедрение   программы  полового  воспитания  и
просвещения детей и  подростков,  включающей  в  себя  вопросы  личной
гигиены,   профилактики   заболеваний,   передающихся  половым  путем,
полового воздержания,  воспитания  родительского  инстинкта,  привития
навыков здорового образа жизни;
     - совершенствование  методов   психопрофилактической   подготовки
матерей   и   супружеских   пар  к  рождению  ребенка  ("школ  отцов",
музыкотерапия,  индивидуальные  занятия  и  т.д.),   совершенствование
социально-психологической помощи женщинам.
     1.3. Мероприятия организационного характера:
     - осуществление  эффективных  мер  по  повышению  доступности   и
качества медицинской помощи женщинам и детям,  в том числе проживающим
в сельской местности;
     - внедрение  стандартов  диагностических и лечебных мероприятий в
учреждениях детства и родовспоможения  в  целях  обеспечения  высокого
качества   и   безопасности   медицинской  помощи  женщинам  и  детям,
реализации государственных  гарантий  по  обеспечению  жизни  и  детей
бесплатной и качественной медицинской помощью,  сохранения доступности
базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи;
     - сохранение,   поддержка   и   развитие  выездных  форм  работы,
оснащение   специализированных   педиатрических   бригад   необходимым
оборудованием, портативной медицинской техникой;
     - развитие   реабилитационной   помощи   детям   с   хроническими
заболеваниями,  детям-инвалидам в системе здравоохранения и социальной
защиты;
     - обеспечение оздоровления детей по итогам диспансеризации;
     - улучшение  оказания  своевременной  специализированной   помощи
детям, страдающим психическими и психосоматическими заболеваниями;
     - обеспечение государственных  гарантий  по  бесплатному  питанию
детей   раннего   возраста,  в  том  числе  на  сельских  территориях,
специализированными продуктами детского питания;
     - обеспечение   активного  взаимодействия  органов  и  учреждений
здравоохранения,  социальной защиты населения,  образования  и  других
заинтересованных   ведомств  в  работе  с  социально  неблагополучными
семьями по сохранению жизни и здоровья детей,  находящихся в социально
опасном положении;
     - создание условий для  жизни  и  развития  детей,  рожденных  от
ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом женщин и временно лишившихся опеки
родителей;
     - совершенствование   системы   мер   по  охране  репродуктивного
здоровья населения:
     оптимизация деятельности первичной медико-профилактической помощи
женщинам.  Улучшение  качества  и   доступности   медицинской   помощи
сельскому    населению,    укрепление   материально-технической   базы
фельдшерско-акушерских пунктов, их кадрового обеспечения;
     развитие специализированных    видов    помощи,   в   том   числе
урогинекологии,  детской и  подростковой  гинекологии,  обеспечивающих
диагностику и лечение нарушений репродуктивной функции;
     развитие службы  детской  гинекологии,   охрана   репродуктивного
здоровья подростков;
     дальнейшее развитие,    стационарозаменяющих    форм     оказания
медицинской   помощи   женщинам,  расширение  перечня  услуг,  объемов
амбулаторной  хирургической  помощи  по  коррекции  и   восстановлению
репродуктивной функции;
     внедрение новых  методов  восстановления  функции   деторождения,
внедрения  вспомогательных  репродуктивных технологий в службе семьи и
репродукции,    дальнейшее    развитие    эндоскопических     методик,
хирургической коррекции репродуктивных нарушений;
     организация Центра экстракорпорального оплодотворения;
     обеспечение высококачественных   услуг   в  области  планирования
семьи,   вовлечение   мужчин   в   решение   проблем,   повышение   их
ответственности и роли в семье;
     обеспечение женщин групп высокого  социального  риска  недорогими
бесплатными контрацептивами;
     обеспечение беременных  женщин   из   групп   социального   риска
рациональным питанием,  витаминами, препаратами железа за счет средств
целевых программ по охране здоровья женщин и детей;
     организация перинатальных  межрайонных  центров  в  гг.  Ливны  и
Мценск;
     - создание  и  внедрение  в  образовательный  процесс эффективной
системы  физического  воспитания,   ориентированной   на   особенности
развития детей и подростков;
     - обеспечение межведомственного подхода к проблеме  сохранения  и
укрепления здоровья школьников;
     - обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья детей в
системе образования:
     расширение сети  "Школ  здоровья"  на  базе   общеобразовательных
учреждений области;
     завершение апробации  и   начало   реализации   междисциплинарной
программы "Здоровье" для общеобразовательных учреждений;
     обеспечение общеобразовательных учреждений спортивным инвентарем;
     обеспечение эффективного   использования   спортивных  помещений,
сооружений в учреждениях профтехобразования для физического воспитания
обучающейся молодежи;
     проведение информационных и образовательных мероприятий в области
по   профилактике   вредных  зависимостей,  в  том  числе  наркомании,
табакокурения, алкоголизма и СПИДа;
     - укрепление местной санаторной базы;
     - укрепление материально-технической базы  учреждений  детства  и
родовспоможения,    их   финансирования,   оснащения   и   обеспечения
лекарственными средствами, санитарным транспортом;
     - решение вопросов кадрового обеспечения,  подготовки и повышения
квалификации кадров службы  детства  и  родовспоможения,  создания  им
соответствующих  трудовых  и бытовых условий,  закрепления медицинских
кадров на селе;
     - повышение  активности  образовательной  работы психиатров среди
врачей других специальностей по вопросам раннего  выявления  симптомов
нарушения  психического  здоровья детей,  в том числе при соматической
патологии.
     Механизм реализации предполагает:
     - законодательное  закрепление  правовых норм,  обеспечивающих их
выполнение;
     - адекватное финансирование предусмотренных мер:
     - источники  финансирования:   областной   бюджет,   внебюджетные
источники;
     - программно-целевой подход,  обеспечивающий выполнение  основных
задач при разработке и реализации областных целевых программ:
     "Дети Орловщины" на  2003-2006  г.г.  с  подпрограммой  "Здоровый
ребенок";
     "Основные мероприятия по охране материнства и детства";
     "Профилактика ранней   диагностики   онкологических   заболеваний
репродуктивной сферы у женщин";
     "Основные мероприятия      по      предупреждению     дальнейшего
распространения заболеваний,  передающихся половым путем на  2003-2006
гг.";
     "Молодежь Орловщины"     с     подпрограммой     "Противодействие
распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде";
     "Дети Чернобыля";
     "Онкология";
     "Сахарный диабет" 1997-2005 гг.;
     "Вакцинопрофилактика на 2000-2005 гг.";
     "Неотложные меры борьбы с туберкулезом  в  Орловской  области  на
2001-2005 гг.";
     "Анти ВИЧ/СПИД на 2001-2005 гг.";
     "Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации  на  территории  Орловской  области  бесплатной  медицинской
помощи";
     "Профилактика распространения наркомании и СПИДа".
     Выполнение указанных мер обеспечит:
     - устойчивое снижение младенческой смертности к 2005 г.  до 12,0-
13,0 на 1000 родившихся, к 2010 гг. до 11,5-12,0 на 1000 родившихся за
счет  снижения  смертности  от состояний,  возникающих в перинатальном
периоде,  врожденных аномалий,  инфекционных  заболеваний,  несчастных
случаев;
     - снижение смертности детей в возрасте до 15 лет за счет снижения
смертности   от   врожденных   аномалий,  новообразований,  несчастных
случаев, отравлений и травм;
     - снижение  материнской  смертности  к  2010  г.  до 20,0-25,0 на
100000 живорожденных за счет уменьшения частоты  осложнений  во  время
беременности и родов,  снижения смертности от акушерских кровотечений,
сепсиса, абортов и экстрагенитальной патологии;
     - снижение  абортов к 2005 г.  до 41-45,0;  к 2010 г.  до 35,0 на
1000 женщин  детородного  возраста  за  счет  обеспечения  35%  женщин
детородного возраста эффективной контрацепцией, разработки и внедрения
информационно-образовательных программ для специалистов  и  населения,
особенно подростков и молодежи;
     - обеспечение 95%  охвата иммунизацией  детей  в  соответствии  с
национальным  календарем  прививок,  снижение  заболеваемости  детей и
подростков  дифтерией,  корью,  эпидемическим   паротитом,   коклюшем,
врожденной   краснухой   до   единичных   случаев,  полная  ликвидация
заболеваемости полиомиелитом;
     - снижение уровня йододефицитных заболеваний у детей;
     - стабилизация     и     последующее     снижение     показателей
распространенности  нервно-психических  заболеваний у детей.  Снижение
распространенности  гипотиреоза  путем  полного  охвата  новорожденных
скринингом  на  гипотиреоз и продолжения массовой йодной профилактики;
предупреждение   случаев   умственной    отсталости,    связанной    с
гипотиреозом;
     - снижение   частоты   врожденных    пороков    развития    путем
совершенствования   методов  антенатальной  диагностики  и  проведения
медицинской профилактики (витаминотерапия) врожденных пороков развития
детей у всех беременных женщин;
     - сокращение    доли    ВИЧ-инфицироваиных    младенцев     путем
предоставления беременным женщинам,  посещающим женские консультации в
дородовый период, доступности мероприятий по профилактике вертикальной
передачи ВИЧ-инфекции;
     - снижение к 2010 г.  распространенности заболеваемости  детей  и
подростков в возрасте 15-17 лет по основным классам болезней.

     2. Обеспечение  качественного образования,  воспитания и развития
детей

     Основополагающими задачами в  области  обеспечения  качественного
образования, воспитания и развития детей являются:
     - реализация  прав  детей  на  гарантированное   качественное   и
общедоступное  основное  общее  образование,  среднее  (полное)  общее
образование,  начальное   профессиональное   образование   на   основе
структурного и содержательного обновления образования;
     - обеспечение прав детей на гармоничное развитие  способностей  и
интересов,  реализацию потенциальных возможностей ребенка и свободного
развития    его    личности,    социального    и     профессионального
самоопределения,  творческих  интересов,  повышения уровня физического
развития, формирования навыков здорового образа жизни;
     - системное противодействие информации,  наносящей вред здоровью,
нравственному и физическому развитию детей.
     Для решения поставленных задач необходимо  выполнение  следующего
комплекса мероприятий:
     2.1. Мероприятия,   направленные  на  реализацию  государственных
гарантий  и  качества   среднего   (полного)   общего   и   начального
профессионального образования:
     - подготовка проекта  регионального  компонента  государственного
стандарта общего образования;
     - повышение   качества   подготовки    школьников    в    системе
профессионального начального образования;
     - реализация концепции профильной школы;
     - введение    независимой    государственно-общественной   оценки
качества образования:
     создание регионального  аттестационного  центра  оценки  качества
профессионального образования;
     разработка механизма  участия  общественности  в  оценке качества
профессионального образования;
     - обеспечение   приоритетного   развития  начального  и  среднего
профессионального   образования   региона   с    учетом    потребности
регионального рынка труда;
     подготовка предложений по  оптимизации  сети  ссузов,  учреждений
начально-профессионального образования (НПО);
     развитие различных форм взаимодействия  учреждений  начального  и
среднего  профессионального  образования  и хозяйствующих субъектов по
социальному партнерству;
     - создание  условий  для  реализации стандарта среднего (полного)
общего образования в учреждениях НПО и СПО;
     - создание информационной системы учебного книгоиздания;
     - обеспечение  образовательных  учреждений   общего   образования
учебниками.
     2.2. Мероприятия,     направленные    на    развитие    личности,
профессионального и социального определения ребенка:
     - обеспечение  временного  трудоустройства  несовершеннолетних  в
летний  период,  создание  экологических  отрядов,  ремонтных  бригад,
расширение возможностей трудоустройства несовершеннолетних;
     - обеспечение прав одаренных детей на образование,  адекватное их
возможностям;
     - включение образовательных учреждений в глобальную сеть Интернет
и локальные информационные сети:
     создание регионального информационного центра;
     создание распределенного образовательного портала;
     - стимулирование  и  поддержка  деятельности детских и молодежных
общественных объединений:
     разработка на    региональном   и   местном   уровнях   механизма
взаимодействия общественных объединений с государственными органами;
     внесение поправок  в Закон Орловской области от 11.04.1997 г.  "О
региональной государственной молодежной политике в Орловской  области"
в  части  государственной  поддержки молодежных и детских общественных
объединений;
     формирование и ведение регионального реестра молодежных и детских
общественных    объединений    Орловской     области,     пользующихся
государственной поддержкой;
     формирование комплексной   системы   компьютерных   баз    данных
молодежных и детских общественных объединений;
     материальная поддержка  и  стимулирование   деятельности   кадров
молодежных и детских общественных объединений через систему конкурсов,
учреждений грантов, премий, званий, наград;
     организация и  проведение специализированных лагерных смен актива
молодежных и детских общественных объединений;
     инициирование и   поддержка  деятельности  коллегиальных  органов
(советов, ассоциаций общественных объединений), занимающихся вопросами
координации    деятельности    молодежных   и   детских   общественных
объединений;
     поддержка создания    и   деятельности   детских   и   молодежных
объединений в образовательных учреждениях разного уровня;
     - совершенствование     службы     психолого-педагогической     и
медико-социальной помощи детям:
     расширение сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
     создание службы   психолого-педагогической   и  медико-социальной
помощи,  разработка   нормативных   документов   ее   деятельности   и
методических  рекомендаций  по  проведению  аттестаций образовательных
учреждений  для  детей,  нуждающихся  в   психолого-педагогической   и
медико-социальной помощи;
     проведение ежегодных мониторингов психологического статуса детей;
     обеспечение медико-психологического  сопровождения  и специальных
условий для обучения детей с ограниченными возможностями;
     - обеспечение  доступности дополнительного образования для детей,
в том числе проживающих в сельской местности,  на основе сохранения  и
развития системы учреждений дополнительного образования;
     - развитие    системы    региональных    конкурсов,     олимпиад,
соревнований,  фестивалей,  выставок,  массовых спортивных мероприятий
для детей и подростков;
     - развитие  инфраструктуры  детского  и молодежного досуга,  сети
физкультурно-оздоровительных  и  спортивных  клубов,  детско-юношеских
спортивных  школ,  центров  для работы с детьми и подростками по месту
жительства и учебы;
     - дальнейшее  развитие  и поддержка отдыха и оздоровления детей и
подростков, в том числе в круглогодичном режиме:
     в санатории-профилактории "ОСПАЗ-Лесной";
     в санатории "Орловчанка";
     организация профильных   смен  на  базе  Центрального  планерного
аэроклуба;
     - усиление     правоприменительной     практики    в    отношении
рекламодателей,  субъектов кинопроката,  средств массовой  информации,
культивирующих насилие, жестокость, пьянство и наркоманию.
     2.3. Мероприятия,   направленные  на  укрепление  и  модернизацию
материально-технической базы образовательных учреждений,  оснащение их
современным оборудованием, приборами, материалами:
     - материально-техническое оснащение школьных новостроек,  базовых
школ   районов   и   школ-интернатов   типовыми  комплектами  учебного
оборудования и приборами  в  соответствии  с  новыми  образовательными
стандартами;
     - капитальное строительство образовательных учреждений;
     - совершенствование    механизма    самообеспечения   интернатных
учреждений за счет расширения производственной деятельности;
     - создание  попечительских  советов в образовательных учреждениях
интернатного типа;
     - осуществление  перехода  на  смешанную  систему  финансирования
учреждений  начального  профессионального  образования   из   бюджетов
различных уровней на основе соучредительства.
     Механизм реализации предполагает:
     - законодательное закрепление правовых  норм,  обеспечивающих  их
выполнение;
     - разработка и реализация областных целевых программ:
     "Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами "Дети-сироты",
"Одаренные дети";
     "Молодежь Орловщины"   с  подпрограммами  "Организация  занятости
молодежи",  "Поддержка   сельской   молодежи,   содействие   занятости
молодежи",   "Гражданско-патриотическое   и  нравственное  становление
молодежи", "Поддержка молодежных общественных объединений", "Поддержка
талантливой  творческой  молодежи",  "Развитие  молодежного  туризма и
летнего отдыха", "Развитие массового молодежного спорта";
     "Физкультура и спорт в Орловской области";
     "Подростки Орловщины";
     "Развитие туризма в Орловской области на 2001-2005 гг.";
     "Нравственно-патриотическое воспитание граждан" 1999-2005 гг.;
     "Школьный учебник";
     - финансово-экономическое обеспечение за счет средств  областного
бюджета, общественных и коммерческих организаций.
     Ожидаемые результаты реализации:
     - повышение  качества  среднего  профессионального   образования,
обеспечение   взаимодействия   образовательного  процесса  с  реальным
производством;
     - обеспечение социальной мобильности молодежи в обществе на рынке
труда;
     - расширение  доступности  и  возможностей  получения комплексной
психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с проблемами
в развитии;
     - обеспечение  условий  и  среды   для   реализации   творческого
потенциала детей и подростков;
     - сохранение и укрепление здоровья  детей  в  процессе  обучения,
увеличение  охвата  детей  массовыми  занятиями физической культурой и
спортом,  расширение возможностей для отдыха,  досуга  и  оздоровления
детей;
     - укрепление материально-технической базы учреждений образования,
совершенствование     механизмов     финансирования    образовательных
учреждений.

     3. Улучшение экономических условий жизнедеятельности детей

     Основополагающими задачами  в  области  улучшения   экономических
условий жизнедеятельности детей являются:
     - повышение уровня жизни  и  улучшение  качества  жизни  семей  с
детьми,  обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых
слоев  населения,  доступности  и  общественно  приемлемого   качества
базовых социальных услуг;
     - усиление адресной социальной поддержки малоимущих семей.
     Для этого необходимо:
     а) осуществление  мер  общеэкономического характера по сокращению
масштабов бедности и ее глубины  в  рамках  стратегии  государственной
политики,  направленной  на  последовательное  повышение  уровня жизни
населения,  радикальное снижение уровня бедности, включая: обеспечение
роста   реальных   доходов  населения  на  основе  повышения  размеров
заработной  платы,  пенсий,   пособий,   других   социальных   выплат;
проведение активной политики занятости,  создание условий для развития
эффективного   рынка   труда;   усиление   адресности   предоставления
социальных льгот и выплат;
     б) снижение   уровня    бедности    семей    с    детьми    путем
перераспределения ресурсов в пользу семей, не обладающих возможностями
для самостоятельного решения проблем;  первоочередная  государственная
поддержка социально уязвимых, многодетных и молодых семей;
     в) разработка  механизмов  материальной   поддержки   семьи   при
рождении  и  воспитании  детей в целях создания наиболее благоприятных
условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми;
     г) регулярный   пересмотр  размеров  социальных,  предоставляемых
семьям  с  детьми,  для  обеспечения   сохранения   их   покупательной
способности;
     д) обеспечение адекватных компенсационных механизмов для семей  с
детьми при реформировании системы льгот;
     е) первоочередное     обеспечение      основных      потребностей
малообеспеченных  семей с детьми,  удовлетворение потребностей детей в
этих семьях при разработке и выполнении программ социальной помощи;
     ж) сохранение  доступности  для семей оплаты пребывания ребенка в
детском дошкольном учреждении;
     з) выработка  и  повсеместное  внедрение  механизмов  и процедур,
позволяющих обеспечить необходимое содержание ребенка  родителями  при
разводе родителей или рождении ребенка вне брака.
     Механизм реализации предполагает:
     - законодательное  закрепление  правовых   норм,   обеспечивающих
выполнение мероприятий;
     - выполнение основных задач при разработке и реализации областных
целевых программ:
     "Дети Орловщины"    на    2003-2006    гг.    с    подпрограммами
"Дети инвалиды", "Здоровый ребенок";
     "Социальная защита инвалидов на 2001-2005 гг.";
     "О дополнительных   мерах   по   повышению   социального  статуса
многодетной семьи в Орловской области" и другие;
     - адекватное финансирование предусмотренных мер.
     Ожидаемые результаты реализации:
     - снижение  показателей   социального   неравенства   на   основе
перераспределения  социальных  пособий  и  социальной  помощи в пользу
малообеспеченных семей, увеличения размера адресных субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг и расширения охвата ими нуждающихся семей.

     4. Поддержка детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах

     Основополагающими задачами  поддержки детей,  находящихся в особо
сложных обстоятельствах, являются:
     - межведомственная     комплексная     профилактика     семейного
неблагополучия,   детской   безнадзорности,   социального   сиротства,
развитие  и  поддержка различных форм семейного жизнеустройства детей,
лишившихся родительского попечения;
     - создание   условий   нормальной   жизнедеятельности,   развития
индивидуальных  возможностей,  социальной  интеграции  для   детей   с
недостатками в развитии и детей-инвалидов;
     - противодействие   распространению   алкоголизма,    наркомании,
ВИЧ/СПИДа,  криминогенности  и  асоциального  поведения  в  детской  и
подростковой среде,  ресоциализация детей,  вовлеченных в  потребление
алкоголя и наркотиков, совершивших правонарушение;
     - обеспечение условий для полноценного  духовного  и  физического
развития  детей  и  семей вынужденных переселенцев и беженцев,  детей,
пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и  катастроф  и
проживающих в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой.
     Для достижения поставленных задач необходима реализация следующих
мероприятий:
     4.1. Мероприятия,    направленные   на   выявление   детей-сирот,
улучшение  условий  их  содержания  и  образования,  развитие  системы
семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
     - проведение   акции   милосердия   "За   соучастие   в   судьбах
детей-сирот"  по  оказанию  материальной,  бытовой,  правовой и другой
социальной помощи  выпускникам  школ,  ПТУ,  вузов,  ссузов  из  числа
детей-сирот в их дальнейшем жизнеустройстве;
     - обеспечение организационно-правовых основ:
     разработка и   принятие  закона  о  мерах  по  социальной  защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     закрепление правовых   норм,  обеспечивающих  улучшение  питания,
оздоровления,  организацию  летнего  отдыха  и   досуговой   занятости
детей-сирот, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей;
     - обеспечение всех нуждающихся учащихся из  числа  детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей, местами в общежитии;
     - создание системы учета  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем;
     - обеспечение  приоритета  различных  форм  семейного  устройства
детей, оставшихся без попечения родителей;
     - разработка  и   внедрение   инновационных   моделей   семейного
устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
     - внедрение программ индивидуального  комплексного  сопровождения
ребенка,  оставшегося  без  попечения родителей,  форм контроля за его
развитием,  осуществляемых  центрами  психолого-медико-социального   и
педагогического сопровождения;
     - достижение полного материального обеспечения детей, находящихся
под опекой, в приемных семьях;
     - реформирование сети образовательных учреждений для  детей-сирот
и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  с целью приближения
условий воспитания в них к семейным,  улучшения условий  содержания  и
образования воспитанников.
     4.2. Мероприятия,   направленные   на   комплексную  профилактику
семейного   неблагополучия,   детской   безнадзорности,    социального
сиротства, правонарушений несовершеннолетних:
     - обеспечение   социального   обслуживания    несовершеннолетних,
нуждающихся  в  социальной  реабилитации  на  базе  специализированных
учреждений социальной защиты населения;
     - организация              социально-педагогической             и
социально-психологической помощи родителям,  имеющим проблемных детей,
в групповых и индивидуальных формах работы;
     - проведение   смотров    специализированных    учреждений    для
несовершеннолетних и учреждений социального обслуживания семьи и детей
на   лучшую   организацию    работы    по    целевому    использованию
коррекционно-реабилитационного    оборудования,    орг-,    аудио-   и
видеотехники;
     - продолжение       социально-профилактической      работы      с
неблагополучными  семьями,  в  т.ч.  по  организации  их   социального
патронажа,  с условно осужденными подростками, с детьми, состоящими на
учете в органах внутренних дел и здравоохранения;
     - осуществление социального шефства над подростками, находящимися
в СИЗО  и  Шаховской  воспитательной  колонии:
     организация посещения   подростков,   установления  связей  с  их
родителями;
     оказание материальной помощи подросткам;
     обеспечение социального патронажа после досрочного освобождения;
     проведение областной   благотворительной   акции   "Рождество  за
решеткой";
     - организация  специализированных  смен  для  детей  с девиантным
поведением на базе оздоровительных лагерей области;
     - создание  оптимальной  сети  специализированных  учреждений для
несовершеннолетних,   нуждающихся   в   социальной   реабилитации,   и
укрепление их материальной базы:
     открытие социально-реабилитационных          центров          для
несовершеннолетних  в  районах области в соответствии с установленными
нормативами;
     укрепление научно-методической  и  нормативной  базы деятельности
специализированных учреждений для  несовершеннолетних,  нуждающихся  в
социальной реабилитации;
     - обеспечение полного  учета  несовершеннолетних,  нуждающихся  в
государственной   помощи:   не  посещающих  без  уважительной  причины
образовательные учреждения,  не имеющих постоянного места  жительства,
проживающих   в  семьях  с  неблагополучной  обстановкой,  совершивших
правонарушение;
     - проведение    комплексных    проверок   состояния   работы   по
предупреждению безнадзорности и правонарушений;
     - организация     комплексной     профилактической    работы    в
образовательных учреждениях всех типов и  видов,  в  том  числе  акций
"Милиция и дети", "Без наркотиков";
     - проведение анализа состояния работы подведомственных  служб  по
профилактике   безнадзорности   и  правонарушений  несовершеннолетних,
причин и условий, способствующих противоправному поведению подростков;
     - принятие  мер  по  устранению причин и условий,  способствующих
безнадзорности,  определению несовершеннолетних  на  постоянное  место
жительства;
     - проведение  мероприятий  по  выявлению   и   разобщению   групп
несовершеннолетних противоправной направленности;
     - привлечение волонтеров из молодежных педагогических отрядов для
работы с подростками из семей групп социального риска;
     - создание системы  социальной  реабилитации  несовершеннолетних,
освобожденных  из мест лишения свободы,  осужденных к мерам наказания,
не связанным с лишением свободы;
     - совершенствование  нормативной  правовой  базы по профилактике,
выявлению,  учету,   лечению   и   реабилитации   наркозависимости   у
несовершеннолетних и молодежи;
     - развитие     сети     реабилитационных      учреждений      для
несовершеннолетних,   злоупотребляющих  психоактивными  веществами,  и
больных наркоманией;
     - социальный патронаж одиноких матерей с детьми до 3-х лет.
     4.3. Мероприятия,   направленные   на  развитие  межведомственной
системы  выявления  отклонений  в  развитии  у  детей,  их  коррекции,
адаптации и реабилитации:
     - выявление  и  создание   банка   данных   о   семьях,   имеющих
детей-инвалидов,  детей  и  подростков  с  ограниченными возможностями
здоровья,  с целью выявления их  потребности  в  оказании  социальной,
медицинской, психологической, педагогической и материальной помощи;
     - составление и реализация индивидуальных  программ  реабилитации
детей-инвалидов:
     - медицинской,
     - социальной,
     - психолого-педагогической,
     - профессиональной;
     - формирование системы комплексного сопровождения  детей  раннего
возраста с проблемами в развитии;
     - внедрение  системы  комплексного  психолого-педагогического   и
медико-социального  сопровождения  детей с ограниченными возможностями
здоровья независимо от форм их воспитания:
     развитие служб   психолого-педагогического  и  медико-социального
сопровождения в интернатных учреждениях;
     развитие и    совершенствование    деятельности   образовательных
учреждений  для  детей,  нуждающихся  в   психолого-педагогической   и
медико-социальной помощи;
     - совершенствование  условий  обучения  детей   с   ограниченными
возможностями здоровья:
     открытие специализированных групп для детей с  диагнозом  "ранний
детский    аутизм",   "глубокая   умственная   отсталость"   на   базе
психолого-медико-социальных  центров  и   дошкольных   образовательных
учреждений;
     открытие "школы надомного  обучения  для  детей-инвалидов"  в  г.
Орле;
     организация "школ для родителей",  воспитывающих детей-инвалидов,
по  обучению их современным технологиям реабилитации с учетом диагноза
заболевания ребенка на базе отделений медико-социальной реабилитации;
     организация клубов  творческой  реабилитации для детей и их семей
на  базе  отделений  медико-социальной  реабилитации   для   детей   с
ограниченными возможностями;
     проведение спортивно-массовых соревнований,  выставок прикладного
творчества, фотовыставок работ детей с ограниченными возможностями;
     - реформирование сети интернатных учреждений для детей-инвалидов,
ориентированное   на   приоритет   медико-социальной  реабилитации,  и
максимально возможное развитие детей с тяжелыми дефектами здоровья;
     - совершенствование     условий    социально-трудовой    ситуации
воспитанников   интернатных    учреждений,    в    т.ч.    специальных
(коррекционных);
     расширение профилей трудового обучения в  школах-интернатах  VIII
вида;
     оснащение школьных     мастерских      современным      станочным
оборудованием;
     создание "Социальной деревни";
     создание специальных    (коррекционных)   групп   для   детей   с
ограниченными  возможностями   здоровья   в   учреждениях   начального
профессионального обучения;
     - развитие   системы   постинтернатной    адаптации    детей    с
ограниченными возможностями здоровья,  подготовки их к семейной жизни,
обеспечение равных условий для участия на рынке труда;
     - проведение   социально-психологической  реабилитации  детей  из
семей вынужденных переселенцев, беженцев, вынужденных мигрантов;
     - улучшение   медицинской   помощи   и  социально-психологической
реабилитации детей,  пострадавших от воздействия  радиации  вследствие
аварий и катастроф;
     - разработка и внедрение мероприятий по  повышению  экологической
грамотности,  включая вопросы экологической безопасности, в дошкольных
образовательных учреждениях и школах.
     4.4. Мероприятия,     направленные      на      совершенствование
научно-методического,     кадрового,    информационного    обеспечения
деятельности органов и учреждений, осуществляющих работу с детьми и их
родителями:
     - укрепление кадрового потенциала  специализированных  учреждений
для   несовершеннолетних   системы   образования,   здравоохранения  и
социальной защиты населения;
     - обеспечение изучения,  обобщения и распространения эффективного
опыта работы учреждений для несовершеннолетних;
     - продолжение    работы   по   повышению   квалификации   кадров,
занимающихся вопросами воспитания, обучения, коррекции, реабилитации и
адаптации несовершеннолетних.
     Механизм реализации:
     - законодательное закрепление правовых  норм,  обеспечивающих  их
выполнение;
     - реализация и разработка следующих областных целевых программ:
     "Дети Орловщины"    на    2003-2006    гг.    с   подпрограммами:
"Дети-сироты", "Дети-инвалиды";
     "Профилактика безнадзорности и правонарушений";
     "О противодействии злоупотреблений наркотическими средствами и их
незаконному обороту на 2002-2004 гг.";
     "О социальной  адаптации  лиц,  отбывших  уголовное  наказание  в
местах лишения свободы";
     "Комплексная программа борьбы с преступностью в Орловской области
на 2003-2004 гг.";
     "План координации деятельности органов и учреждений,  входящих  в
государственную  систему  профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на 2002-2003 гг.";
     "Подростки Орловщины";
     "Временная занятость несовершеннолетних";
     "Содействие занятости молодёжи Орловской области";
     "Нравственно-патриотическое воспитание граждан Орловской  области
в 1999-2005 гг.";
     "О мерах  по   противодействию   злоупотреблению   наркотическими
средствами на 2002-2005 гг.".
     "Программа постинтернатной адаптации детей-сирот" и другие;
     - адекватное финансирование предусмотренных мер.
     Ожидаемые результаты:
     - укрепление института семьи, повышение ответственности родителей
за воспитание детей;
     - сокращение безнадзорных детей с одновременным снижением тяжести
совершаемых правонарушений;
     - сокращение социального  сиротства,  развитие  к  2010  г.  сети
семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
     - расширение  обучения  детей-инвалидов  на  основе  модернизации
образования детей с ограниченными возможностями.



Информация по документу
Читайте также