Расширенный поиск
Постановление Коллегии администрации Орловской области от 09.10.2003 № 158РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратил силу - Постановление Правительства Орловской области от 01.11.2013 г. N 374 9 октября 2003 г. N 158 г. Орел Об Основных направлениях региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2010 года (план действий в области в интересах детей) В целях определения социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области, в соответствии с Федеральным Законом N 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ: Одобрить Основные направления региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области на период до 2010 г. (план действий в области в интересах детей). Председатель Коллегии Е.С. Строев Приложение к постановлению Коллегии администрации области 9 октября 2003 г. N 158 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2010 г. (план действий в Орловской области в интересах детей) I. Введение 1. В Орловской области проживает 179,5 тысячи детей и подростков до 18 лет, будущее которых определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития, подготовки к жизни. 2. За период с 1996 по 2001 гг. был реализован широкий комплекс мер, направленный на защиту детей в рамках выполнения Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2000 г. (областной план действий в интересах детей). Реализация мер социальной политики в отношении детей в Орловской области позволила обеспечить: - создание единой системы динамического наблюдения детей всех возрастов в амбулаторно-поликлинических условиях; - улучшение материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения; - развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; - сохранение доступа детей к системе образования; - создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков. В результате проводимых мероприятий все основные показатели, характеризующие смертность детей первого года жизни, в том числе новорожденных, имеют тенденцию к снижению. Удалось снизить заболеваемость новорожденных сепсисом, гемолитической болезнью, респираторной патологией, заболеваемость детей туберкулезом. Отмечается некоторая стабилизация подростковой преступности, активно действуют органы и учреждения системы профилактики и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3. Вместе с тем отмечается рост отклонений и хронической патологии в состоянии здоровья детей, растет заболеваемость социально обусловленными болезнями (туберкулезом и ВИЧ/СПИДом). Не уменьшается количество социальных сирот и безнадзорных детей, склонных к асоциальному поведению и вовлекаемых в употребление наркотических, токсических, алкогольных и психотропных веществ. Проблемными остаются реформирование сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование системы постинтернатной адаптации, модернизация образования детей с ограниченными возможностями. 4. Наряду с решением задач улучшения здоровья детей, снижения их смертности, обеспечения базовых социальных гарантий необходимы выработка и осуществление стратегии противодействия новым рискам для детей: социальному сиротству, распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма, роста социально обусловленных заболеваний. Приоритетом должны стать профилактика всех форм неблагополучия ребенка и развитие его потенциала. 5. Основные направления региональной государственной социальной политики в интересах детей до 2010 г. разработаны в соответствии с рекомендациями Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 г. (Национальным планом действий в интересах детей) и определяют цели и приоритетные задачи жизнеобеспечения и защиты прав и социальных гарантий детей до 2010 г. II. Цели, приоритеты и этапы реализации государственной социальной политики в интересах детей до 2010 г. в Орловской области Целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 г. является создание и совершенствование необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Орловской области на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики. Приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2010 г. являются: - охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; - обеспечение качественного образования и воспитания детей; - улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. На первом этапе (2003-2004 гг.) выполнения Основных направлений государственной политики в интересах детей в Орловской области должны быть реализованы конкретные параметры улучшения жизнеобеспечения детей, заложенные в утвержденных и обеспеченных финансированием мероприятиях целевых программ. На втором этапе (2005-2010 гг.) предстоит сосредоточить внимание и имеющиеся ресурсы на повышении качества сфер образования, здравоохранения, культуры, досуга, инфраструктуры реабилитации и социализации детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Интегральным результатом выполнения Основных направлений должна стать полная реализация основных прав ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка на основе согласованных действий органов власти всех уровней. III. Основные направления развития государственной политики в интересах детей в Орловской области 1. Охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни Основополагающими задачами в области охраны здоровья детей являются: - осуществление мер по обеспечению безопасного материнства и рождению здоровых детей, снижению детской и материнской смертности; - предупреждение и снижение детской заболеваемости и инвалидности; - улучшение качественных показателей здоровья детей; - содействие здоровому образу жизни. Для решения поставленных задач необходима реализация следующих мероприятий: 1.1. Мероприятия диагностического характера: - формирование системы учета и регистров хронических заболеваний и детской инвалидности; - внедрение системы регионального динамического мониторинга беременных женщин группы высокого риска, совершенствование дородовой диагностики болезней плода, методов выхаживания новорожденных, в том числе недоношенных детей, дальнейшее развитие медико-генетического консультирования, службы планирования семьи. 1.2. Мероприятия профилактического характера: - совершенствование системы проведения профилактических осмотров, диспансеризации детей, повышения их эффективности; - повышение уровня профилактики инфекционных и социально обусловленных заболеваний, включая туберкулез, наркоманию и алкоголизм, ВИЧ/СПИД, в том числе профилактика вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку; - совершенствование системы медицинской профилактики, в том числе за счет внедрения программ массовой профилактики заболеваний, дефицитных состояний (йодной недостаточности, поражения зубов, нарушения осанки, патологии зрения и др.); - пропаганда здорового образа жизни, в том числе репродуктивного, физического и психического здоровья; проведение информационно-образовательных мероприятий в области охраны здоровья женщин и детей, безопасного материнства, повышение ответственности населения за состояние своего здоровья и здоровья своих детей; - ранняя профилактика нарушений репродуктивной функции у детей и подростков; - разработка и внедрение программы полового воспитания и просвещения детей и подростков, включающей в себя вопросы личной гигиены, профилактики заболеваний, передающихся половым путем, полового воздержания, воспитания родительского инстинкта, привития навыков здорового образа жизни; - совершенствование методов психопрофилактической подготовки матерей и супружеских пар к рождению ребенка ("школ отцов", музыкотерапия, индивидуальные занятия и т.д.), совершенствование социально-психологической помощи женщинам. 1.3. Мероприятия организационного характера: - осуществление эффективных мер по повышению доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям, в том числе проживающим в сельской местности; - внедрение стандартов диагностических и лечебных мероприятий в учреждениях детства и родовспоможения в целях обеспечения высокого качества и безопасности медицинской помощи женщинам и детям, реализации государственных гарантий по обеспечению жизни и детей бесплатной и качественной медицинской помощью, сохранения доступности базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи; - сохранение, поддержка и развитие выездных форм работы, оснащение специализированных педиатрических бригад необходимым оборудованием, портативной медицинской техникой; - развитие реабилитационной помощи детям с хроническими заболеваниями, детям-инвалидам в системе здравоохранения и социальной защиты; - обеспечение оздоровления детей по итогам диспансеризации; - улучшение оказания своевременной специализированной помощи детям, страдающим психическими и психосоматическими заболеваниями; - обеспечение государственных гарантий по бесплатному питанию детей раннего возраста, в том числе на сельских территориях, специализированными продуктами детского питания; - обеспечение активного взаимодействия органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования и других заинтересованных ведомств в работе с социально неблагополучными семьями по сохранению жизни и здоровья детей, находящихся в социально опасном положении; - создание условий для жизни и развития детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом женщин и временно лишившихся опеки родителей; - совершенствование системы мер по охране репродуктивного здоровья населения: оптимизация деятельности первичной медико-профилактической помощи женщинам. Улучшение качества и доступности медицинской помощи сельскому населению, укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов, их кадрового обеспечения; развитие специализированных видов помощи, в том числе урогинекологии, детской и подростковой гинекологии, обеспечивающих диагностику и лечение нарушений репродуктивной функции; развитие службы детской гинекологии, охрана репродуктивного здоровья подростков; дальнейшее развитие, стационарозаменяющих форм оказания медицинской помощи женщинам, расширение перечня услуг, объемов амбулаторной хирургической помощи по коррекции и восстановлению репродуктивной функции; внедрение новых методов восстановления функции деторождения, внедрения вспомогательных репродуктивных технологий в службе семьи и репродукции, дальнейшее развитие эндоскопических методик, хирургической коррекции репродуктивных нарушений; организация Центра экстракорпорального оплодотворения; обеспечение высококачественных услуг в области планирования семьи, вовлечение мужчин в решение проблем, повышение их ответственности и роли в семье; обеспечение женщин групп высокого социального риска недорогими бесплатными контрацептивами; обеспечение беременных женщин из групп социального риска рациональным питанием, витаминами, препаратами железа за счет средств целевых программ по охране здоровья женщин и детей; организация перинатальных межрайонных центров в гг. Ливны и Мценск; - создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков; - обеспечение межведомственного подхода к проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников; - обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья детей в системе образования: расширение сети "Школ здоровья" на базе общеобразовательных учреждений области; завершение апробации и начало реализации междисциплинарной программы "Здоровье" для общеобразовательных учреждений; обеспечение общеобразовательных учреждений спортивным инвентарем; обеспечение эффективного использования спортивных помещений, сооружений в учреждениях профтехобразования для физического воспитания обучающейся молодежи; проведение информационных и образовательных мероприятий в области по профилактике вредных зависимостей, в том числе наркомании, табакокурения, алкоголизма и СПИДа; - укрепление местной санаторной базы; - укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, их финансирования, оснащения и обеспечения лекарственными средствами, санитарным транспортом; - решение вопросов кадрового обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров службы детства и родовспоможения, создания им соответствующих трудовых и бытовых условий, закрепления медицинских кадров на селе; - повышение активности образовательной работы психиатров среди врачей других специальностей по вопросам раннего выявления симптомов нарушения психического здоровья детей, в том числе при соматической патологии. Механизм реализации предполагает: - законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение; - адекватное финансирование предусмотренных мер: - источники финансирования: областной бюджет, внебюджетные источники; - программно-целевой подход, обеспечивающий выполнение основных задач при разработке и реализации областных целевых программ: "Дети Орловщины" на 2003-2006 г.г. с подпрограммой "Здоровый ребенок"; "Основные мероприятия по охране материнства и детства"; "Профилактика ранней диагностики онкологических заболеваний репродуктивной сферы у женщин"; "Основные мероприятия по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передающихся половым путем на 2003-2006 гг."; "Молодежь Орловщины" с подпрограммой "Противодействие распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде"; "Дети Чернобыля"; "Онкология"; "Сахарный диабет" 1997-2005 гг.; "Вакцинопрофилактика на 2000-2005 гг."; "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Орловской области на 2001-2005 гг."; "Анти ВИЧ/СПИД на 2001-2005 гг."; "Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Орловской области бесплатной медицинской помощи"; "Профилактика распространения наркомании и СПИДа". Выполнение указанных мер обеспечит: - устойчивое снижение младенческой смертности к 2005 г. до 12,0- 13,0 на 1000 родившихся, к 2010 гг. до 11,5-12,0 на 1000 родившихся за счет снижения смертности от состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий, инфекционных заболеваний, несчастных случаев; - снижение смертности детей в возрасте до 15 лет за счет снижения смертности от врожденных аномалий, новообразований, несчастных случаев, отравлений и травм; - снижение материнской смертности к 2010 г. до 20,0-25,0 на 100000 живорожденных за счет уменьшения частоты осложнений во время беременности и родов, снижения смертности от акушерских кровотечений, сепсиса, абортов и экстрагенитальной патологии; - снижение абортов к 2005 г. до 41-45,0; к 2010 г. до 35,0 на 1000 женщин детородного возраста за счет обеспечения 35% женщин детородного возраста эффективной контрацепцией, разработки и внедрения информационно-образовательных программ для специалистов и населения, особенно подростков и молодежи; - обеспечение 95% охвата иммунизацией детей в соответствии с национальным календарем прививок, снижение заболеваемости детей и подростков дифтерией, корью, эпидемическим паротитом, коклюшем, врожденной краснухой до единичных случаев, полная ликвидация заболеваемости полиомиелитом; - снижение уровня йододефицитных заболеваний у детей; - стабилизация и последующее снижение показателей распространенности нервно-психических заболеваний у детей. Снижение распространенности гипотиреоза путем полного охвата новорожденных скринингом на гипотиреоз и продолжения массовой йодной профилактики; предупреждение случаев умственной отсталости, связанной с гипотиреозом; - снижение частоты врожденных пороков развития путем совершенствования методов антенатальной диагностики и проведения медицинской профилактики (витаминотерапия) врожденных пороков развития детей у всех беременных женщин; - сокращение доли ВИЧ-инфицироваиных младенцев путем предоставления беременным женщинам, посещающим женские консультации в дородовый период, доступности мероприятий по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции; - снижение к 2010 г. распространенности заболеваемости детей и подростков в возрасте 15-17 лет по основным классам болезней. 2. Обеспечение качественного образования, воспитания и развития детей Основополагающими задачами в области обеспечения качественного образования, воспитания и развития детей являются: - реализация прав детей на гарантированное качественное и общедоступное основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование на основе структурного и содержательного обновления образования; - обеспечение прав детей на гармоничное развитие способностей и интересов, реализацию потенциальных возможностей ребенка и свободного развития его личности, социального и профессионального самоопределения, творческих интересов, повышения уровня физического развития, формирования навыков здорового образа жизни; - системное противодействие информации, наносящей вред здоровью, нравственному и физическому развитию детей. Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующего комплекса мероприятий: 2.1. Мероприятия, направленные на реализацию государственных гарантий и качества среднего (полного) общего и начального профессионального образования: - подготовка проекта регионального компонента государственного стандарта общего образования; - повышение качества подготовки школьников в системе профессионального начального образования; - реализация концепции профильной школы; - введение независимой государственно-общественной оценки качества образования: создание регионального аттестационного центра оценки качества профессионального образования; разработка механизма участия общественности в оценке качества профессионального образования; - обеспечение приоритетного развития начального и среднего профессионального образования региона с учетом потребности регионального рынка труда; подготовка предложений по оптимизации сети ссузов, учреждений начально-профессионального образования (НПО); развитие различных форм взаимодействия учреждений начального и среднего профессионального образования и хозяйствующих субъектов по социальному партнерству; - создание условий для реализации стандарта среднего (полного) общего образования в учреждениях НПО и СПО; - создание информационной системы учебного книгоиздания; - обеспечение образовательных учреждений общего образования учебниками. 2.2. Мероприятия, направленные на развитие личности, профессионального и социального определения ребенка: - обеспечение временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период, создание экологических отрядов, ремонтных бригад, расширение возможностей трудоустройства несовершеннолетних; - обеспечение прав одаренных детей на образование, адекватное их возможностям; - включение образовательных учреждений в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети: создание регионального информационного центра; создание распределенного образовательного портала; - стимулирование и поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений: разработка на региональном и местном уровнях механизма взаимодействия общественных объединений с государственными органами; внесение поправок в Закон Орловской области от 11.04.1997 г. "О региональной государственной молодежной политике в Орловской области" в части государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений; формирование и ведение регионального реестра молодежных и детских общественных объединений Орловской области, пользующихся государственной поддержкой; формирование комплексной системы компьютерных баз данных молодежных и детских общественных объединений; материальная поддержка и стимулирование деятельности кадров молодежных и детских общественных объединений через систему конкурсов, учреждений грантов, премий, званий, наград; организация и проведение специализированных лагерных смен актива молодежных и детских общественных объединений; инициирование и поддержка деятельности коллегиальных органов (советов, ассоциаций общественных объединений), занимающихся вопросами координации деятельности молодежных и детских общественных объединений; поддержка создания и деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях разного уровня; - совершенствование службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям: расширение сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; создание службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, разработка нормативных документов ее деятельности и методических рекомендаций по проведению аттестаций образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; проведение ежегодных мониторингов психологического статуса детей; обеспечение медико-психологического сопровождения и специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями; - обеспечение доступности дополнительного образования для детей, в том числе проживающих в сельской местности, на основе сохранения и развития системы учреждений дополнительного образования; - развитие системы региональных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, выставок, массовых спортивных мероприятий для детей и подростков; - развитие инфраструктуры детского и молодежного досуга, сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства и учебы; - дальнейшее развитие и поддержка отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе в круглогодичном режиме: в санатории-профилактории "ОСПАЗ-Лесной"; в санатории "Орловчанка"; организация профильных смен на базе Центрального планерного аэроклуба; - усиление правоприменительной практики в отношении рекламодателей, субъектов кинопроката, средств массовой информации, культивирующих насилие, жестокость, пьянство и наркоманию. 2.3. Мероприятия, направленные на укрепление и модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, оснащение их современным оборудованием, приборами, материалами: - материально-техническое оснащение школьных новостроек, базовых школ районов и школ-интернатов типовыми комплектами учебного оборудования и приборами в соответствии с новыми образовательными стандартами; - капитальное строительство образовательных учреждений; - совершенствование механизма самообеспечения интернатных учреждений за счет расширения производственной деятельности; - создание попечительских советов в образовательных учреждениях интернатного типа; - осуществление перехода на смешанную систему финансирования учреждений начального профессионального образования из бюджетов различных уровней на основе соучредительства. Механизм реализации предполагает: - законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение; - разработка и реализация областных целевых программ: "Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами "Дети-сироты", "Одаренные дети"; "Молодежь Орловщины" с подпрограммами "Организация занятости молодежи", "Поддержка сельской молодежи, содействие занятости молодежи", "Гражданско-патриотическое и нравственное становление молодежи", "Поддержка молодежных общественных объединений", "Поддержка талантливой творческой молодежи", "Развитие молодежного туризма и летнего отдыха", "Развитие массового молодежного спорта"; "Физкультура и спорт в Орловской области"; "Подростки Орловщины"; "Развитие туризма в Орловской области на 2001-2005 гг."; "Нравственно-патриотическое воспитание граждан" 1999-2005 гг.; "Школьный учебник"; - финансово-экономическое обеспечение за счет средств областного бюджета, общественных и коммерческих организаций. Ожидаемые результаты реализации: - повышение качества среднего профессионального образования, обеспечение взаимодействия образовательного процесса с реальным производством; - обеспечение социальной мобильности молодежи в обществе на рынке труда; - расширение доступности и возможностей получения комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии; - обеспечение условий и среды для реализации творческого потенциала детей и подростков; - сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения, увеличение охвата детей массовыми занятиями физической культурой и спортом, расширение возможностей для отдыха, досуга и оздоровления детей; - укрепление материально-технической базы учреждений образования, совершенствование механизмов финансирования образовательных учреждений. 3. Улучшение экономических условий жизнедеятельности детей Основополагающими задачами в области улучшения экономических условий жизнедеятельности детей являются: - повышение уровня жизни и улучшение качества жизни семей с детьми, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения, доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг; - усиление адресной социальной поддержки малоимущих семей. Для этого необходимо: а) осуществление мер общеэкономического характера по сокращению масштабов бедности и ее глубины в рамках стратегии государственной политики, направленной на последовательное повышение уровня жизни населения, радикальное снижение уровня бедности, включая: обеспечение роста реальных доходов населения на основе повышения размеров заработной платы, пенсий, пособий, других социальных выплат; проведение активной политики занятости, создание условий для развития эффективного рынка труда; усиление адресности предоставления социальных льгот и выплат; б) снижение уровня бедности семей с детьми путем перераспределения ресурсов в пользу семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения проблем; первоочередная государственная поддержка социально уязвимых, многодетных и молодых семей; в) разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении и воспитании детей в целях создания наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми; г) регулярный пересмотр размеров социальных, предоставляемых семьям с детьми, для обеспечения сохранения их покупательной способности; д) обеспечение адекватных компенсационных механизмов для семей с детьми при реформировании системы льгот; е) первоочередное обеспечение основных потребностей малообеспеченных семей с детьми, удовлетворение потребностей детей в этих семьях при разработке и выполнении программ социальной помощи; ж) сохранение доступности для семей оплаты пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении; з) выработка и повсеместное внедрение механизмов и процедур, позволяющих обеспечить необходимое содержание ребенка родителями при разводе родителей или рождении ребенка вне брака. Механизм реализации предполагает: - законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих выполнение мероприятий; - выполнение основных задач при разработке и реализации областных целевых программ: "Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами "Дети инвалиды", "Здоровый ребенок"; "Социальная защита инвалидов на 2001-2005 гг."; "О дополнительных мерах по повышению социального статуса многодетной семьи в Орловской области" и другие; - адекватное финансирование предусмотренных мер. Ожидаемые результаты реализации: - снижение показателей социального неравенства на основе перераспределения социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных семей, увеличения размера адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и расширения охвата ими нуждающихся семей. 4. Поддержка детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах Основополагающими задачами поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, являются: - межведомственная комплексная профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, развитие и поддержка различных форм семейного жизнеустройства детей, лишившихся родительского попечения; - создание условий нормальной жизнедеятельности, развития индивидуальных возможностей, социальной интеграции для детей с недостатками в развитии и детей-инвалидов; - противодействие распространению алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа, криминогенности и асоциального поведения в детской и подростковой среде, ресоциализация детей, вовлеченных в потребление алкоголя и наркотиков, совершивших правонарушение; - обеспечение условий для полноценного духовного и физического развития детей и семей вынужденных переселенцев и беженцев, детей, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и катастроф и проживающих в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой. Для достижения поставленных задач необходима реализация следующих мероприятий: 4.1. Мероприятия, направленные на выявление детей-сирот, улучшение условий их содержания и образования, развитие системы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: - проведение акции милосердия "За соучастие в судьбах детей-сирот" по оказанию материальной, бытовой, правовой и другой социальной помощи выпускникам школ, ПТУ, вузов, ссузов из числа детей-сирот в их дальнейшем жизнеустройстве; - обеспечение организационно-правовых основ: разработка и принятие закона о мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закрепление правовых норм, обеспечивающих улучшение питания, оздоровления, организацию летнего отдыха и досуговой занятости детей-сирот, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей; - обеспечение всех нуждающихся учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местами в общежитии; - создание системы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем; - обеспечение приоритета различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; - разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; - внедрение программ индивидуального комплексного сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, форм контроля за его развитием, осуществляемых центрами психолого-медико-социального и педагогического сопровождения; - достижение полного материального обеспечения детей, находящихся под опекой, в приемных семьях; - реформирование сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью приближения условий воспитания в них к семейным, улучшения условий содержания и образования воспитанников. 4.2. Мероприятия, направленные на комплексную профилактику семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних: - обеспечение социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации на базе специализированных учреждений социальной защиты населения; - организация социально-педагогической и социально-психологической помощи родителям, имеющим проблемных детей, в групповых и индивидуальных формах работы; - проведение смотров специализированных учреждений для несовершеннолетних и учреждений социального обслуживания семьи и детей на лучшую организацию работы по целевому использованию коррекционно-реабилитационного оборудования, орг-, аудио- и видеотехники; - продолжение социально-профилактической работы с неблагополучными семьями, в т.ч. по организации их социального патронажа, с условно осужденными подростками, с детьми, состоящими на учете в органах внутренних дел и здравоохранения; - осуществление социального шефства над подростками, находящимися в СИЗО и Шаховской воспитательной колонии: организация посещения подростков, установления связей с их родителями; оказание материальной помощи подросткам; обеспечение социального патронажа после досрочного освобождения; проведение областной благотворительной акции "Рождество за решеткой"; - организация специализированных смен для детей с девиантным поведением на базе оздоровительных лагерей области; - создание оптимальной сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и укрепление их материальной базы: открытие социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в районах области в соответствии с установленными нормативами; укрепление научно-методической и нормативной базы деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; - обеспечение полного учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной помощи: не посещающих без уважительной причины образовательные учреждения, не имеющих постоянного места жительства, проживающих в семьях с неблагополучной обстановкой, совершивших правонарушение; - проведение комплексных проверок состояния работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений; - организация комплексной профилактической работы в образовательных учреждениях всех типов и видов, в том числе акций "Милиция и дети", "Без наркотиков"; - проведение анализа состояния работы подведомственных служб по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, причин и условий, способствующих противоправному поведению подростков; - принятие мер по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, определению несовершеннолетних на постоянное место жительства; - проведение мероприятий по выявлению и разобщению групп несовершеннолетних противоправной направленности; - привлечение волонтеров из молодежных педагогических отрядов для работы с подростками из семей групп социального риска; - создание системы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; - совершенствование нормативной правовой базы по профилактике, выявлению, учету, лечению и реабилитации наркозависимости у несовершеннолетних и молодежи; - развитие сети реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, и больных наркоманией; - социальный патронаж одиноких матерей с детьми до 3-х лет. 4.3. Мероприятия, направленные на развитие межведомственной системы выявления отклонений в развитии у детей, их коррекции, адаптации и реабилитации: - выявление и создание банка данных о семьях, имеющих детей-инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, с целью выявления их потребности в оказании социальной, медицинской, психологической, педагогической и материальной помощи; - составление и реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов: - медицинской, - социальной, - психолого-педагогической, - профессиональной; - формирование системы комплексного сопровождения детей раннего возраста с проблемами в развитии; - внедрение системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от форм их воспитания: развитие служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в интернатных учреждениях; развитие и совершенствование деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; - совершенствование условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: открытие специализированных групп для детей с диагнозом "ранний детский аутизм", "глубокая умственная отсталость" на базе психолого-медико-социальных центров и дошкольных образовательных учреждений; открытие "школы надомного обучения для детей-инвалидов" в г. Орле; организация "школ для родителей", воспитывающих детей-инвалидов, по обучению их современным технологиям реабилитации с учетом диагноза заболевания ребенка на базе отделений медико-социальной реабилитации; организация клубов творческой реабилитации для детей и их семей на базе отделений медико-социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями; проведение спортивно-массовых соревнований, выставок прикладного творчества, фотовыставок работ детей с ограниченными возможностями; - реформирование сети интернатных учреждений для детей-инвалидов, ориентированное на приоритет медико-социальной реабилитации, и максимально возможное развитие детей с тяжелыми дефектами здоровья; - совершенствование условий социально-трудовой ситуации воспитанников интернатных учреждений, в т.ч. специальных (коррекционных); расширение профилей трудового обучения в школах-интернатах VIII вида; оснащение школьных мастерских современным станочным оборудованием; создание "Социальной деревни"; создание специальных (коррекционных) групп для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях начального профессионального обучения; - развитие системы постинтернатной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки их к семейной жизни, обеспечение равных условий для участия на рынке труда; - проведение социально-психологической реабилитации детей из семей вынужденных переселенцев, беженцев, вынужденных мигрантов; - улучшение медицинской помощи и социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий и катастроф; - разработка и внедрение мероприятий по повышению экологической грамотности, включая вопросы экологической безопасности, в дошкольных образовательных учреждениях и школах. 4.4. Мероприятия, направленные на совершенствование научно-методического, кадрового, информационного обеспечения деятельности органов и учреждений, осуществляющих работу с детьми и их родителями: - укрепление кадрового потенциала специализированных учреждений для несовершеннолетних системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения; - обеспечение изучения, обобщения и распространения эффективного опыта работы учреждений для несовершеннолетних; - продолжение работы по повышению квалификации кадров, занимающихся вопросами воспитания, обучения, коррекции, реабилитации и адаптации несовершеннолетних. Механизм реализации: - законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих их выполнение; - реализация и разработка следующих областных целевых программ: "Дети Орловщины" на 2003-2006 гг. с подпрограммами: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды"; "Профилактика безнадзорности и правонарушений"; "О противодействии злоупотреблений наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2002-2004 гг."; "О социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы"; "Комплексная программа борьбы с преступностью в Орловской области на 2003-2004 гг."; "План координации деятельности органов и учреждений, входящих в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2002-2003 гг."; "Подростки Орловщины"; "Временная занятость несовершеннолетних"; "Содействие занятости молодёжи Орловской области"; "Нравственно-патриотическое воспитание граждан Орловской области в 1999-2005 гг."; "О мерах по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами на 2002-2005 гг.". "Программа постинтернатной адаптации детей-сирот" и другие; - адекватное финансирование предусмотренных мер. Ожидаемые результаты: - укрепление института семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей; - сокращение безнадзорных детей с одновременным снижением тяжести совершаемых правонарушений; - сокращение социального сиротства, развитие к 2010 г. сети семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - расширение обучения детей-инвалидов на основе модернизации образования детей с ограниченными возможностями. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|