Расширенный поиск
Решение Областной Думы Московской области от 29.05.1996 № 6/92МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНАЯ ДУМА РЕШЕНИЕ от 29 мая 1996 г. N 6/92 ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Положение с обращением отходов в Московской области остается неудовлетворительным. На территории Московского региона ежегодно накапливается около 6 млн. тонн твердых бытовых и более 20 млн. тонн промышленных, в том числе токсичных и радиоактивных, отходов. В настоящий период заводские методы обезвреживания и переработки твердых бытовых и большей части промышленных отходов в Московской области не применяются. Отходы размещаются на 46 полигонах и более 200 санкционированных и несанкционированных свалок, в различных хранилищах и могильниках, что отрицательно воздействует на окружающую среду и ухудшает санитарно - эпидемиологическую обстановку в Московской области. С 1996 года подлежат закрытию 18 отработанных полигонов и около 100 свалок, что определяет необходимость строительства новых полигонов и выполнения комплекса мероприятий по рекультивации отработанных полигонов и свалок. Совместным постановлением Правительства Москвы и Московской области от 20.09.94 N 790-14 одобрена программа строительства в период 1995-2000 гг. пяти первоочередных комплексов по переработке 1680 тыс. тонн ТБО на территории Московской области. Постановлениями Правительства Московской области от 22.01.96 N 5 и Правительства Москвы от 22.04.95 N 377 "О региональной программе развития централизованной переработки и размещения промышленных отходов" указывается на необходимость подготовки для всего Московского региона схемы, предусматривающей создание на территории Московской области специализированных полигонов для размещения отходов и производств по их переработке, а также создание финансового механизма для привлечения внебюджетных средств и полной самоокупаемости проектов, одобрена программа на 1995-1998 и последующие годы строительства 20 предприятий по переработке различных отходов. Реализация планируемых мероприятий и программ затруднена недостаточным экономическим, правовым и организационным обеспечением порядка обращения с отходами. Серьезным препятствием при разработке и реализации региональных программ является отсутствие нормативных актов, регулирующих взаимоотношения Москвы и Московской области по размещению и переработке отходов всех видов, образующихся в Москве и области, плате за загрязнение окружающей среды, механизму финансовых вложений в объекты по размещению и переработке отходов, компенсации социальных издержек. Учитывая необходимость безотлагательного решения проблемы санитарной очистки городов, населенных пунктов и территории Московской области в целом от отходов производства и потребления, упорядочения системы паспортизации, сбора, накопления, сертификации, утилизации и захоронения отходов с учетом интересов территорий, Московская областная Дума решила: 1. Предложить Главе Администрации Московской области: 1.1. Разработать и представить на утверждение Московской областной Думе региональную комплексную систему мероприятий (программу) по обращению с отходами производства и потребления, генеральную схему размещения специализированных и лицензируемых предприятий по паспортизации, сбору, накоплению, сертификации, переработке и захоронению отходов с целью оздоровления окружающей среды и рационального эффективного использования отходов на основе концептуальных положений о промышленной переработке отходов с получением сертифицируемой товарной продукции, отвечающей интересам территорий (приложение 1). 1.2. Разработать систему организационного и экономического обеспечения реализации указанной программы. 1.3. Совместно с комиссией по использованию природных ресурсов (Красненькова Л.М.) внести в Московскую областную Думу предложения по разработке законодательных актов, постановлений и нормативных документов, создающих нормативно - правовую базу комплексной системы мероприятий по обращению с отходами в Московской области, регулирующих отношения между Москвой и Московской областью в сфере обращения с отходами. 1.4. Разработать и реализовать план первоочередных мероприятий на 1996-1997 гг., обеспечивающих с соблюдением установленного порядка эксплуатацию и реконструкцию действующих полигонов, строительство новых полигонов ТБО. 2. Поручить комиссии по использованию природных ресурсов (Красненькова Л.М.): 2.1. Обеспечить контроль за исполнением расходной части бюджета на 1996 г., касающейся капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов по захоронению и переработке отходов. 2.2. Утвердить рабочую группу для подготовки проектов законодательных актов, постановлений и нормативных документов, научно - технической, методической и информационной координации работ в области обращения с отходами (приложение 2). Предложить Главе Администрации Московской области направить своих представителей для участия в рабочей группе. 2.3. Совместно с администрацией г. Пущино организовать предварительную экспертизу технической документации, представленной австрийской фирмой "FMW", с целью определения технологической и экологической эффективности, перспективности предложенных решений по брикетированию промышленных отходов и их сжиганию совместно с ТБО. Изыскание средств на оплату работ по подготовке экспертного заключения оставить на усмотрение администрации г. Пущино. 3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Председателя Московской областной Думы Воронцова А.А. И.о. Председателя Московской областной Думы Н.Я. Кечкин Приложение 1 к решению Московской областной Думы от 29 мая 1996 г. N 6/92 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА 1. Исходные положения Актуальность решения проблем обращения с отходами производства и потребления как в России в целом, так и в Московском регионе не вызывает сомнения. Территория Московского региона площадью около 47000 кв. км с населением более 17 млн. человек характеризуется высокой степенью концентрации промышленного производства. Из 11 млн. тонн промышленных отходов, ежегодно образующихся на предприятиях Москвы, 4,3 млн. тонн составляют инертные твердые отходы (золы, шлаки, горелые земли, отходы стекла, бумаги, резины, полимерных материалов, строительные отходы, древесина и др.) и 1,7 млн. тонн - токсичные твердые, пастообразные и жидкие отходы (гальвано - шлаки и электролиты, масло- и нефтепродукты, органические растворители, лакокрасочные отходы. химреактивы, люминесцентные лампы и др.). На территории области ежегодно образуется свыше 1,4 млн. куб. м промышленных отходов, состав которых также разнообразен и характеризуется значительными количествами токсичных веществ. По некоторым оценкам, объемы промышленных отходов Московского региона сравнимы с объемами отходов таких индустриальных стран, как ФРГ, Франция, Великобритания. Около 50% промышленных отходов г. Москвы перерабатывается. Промотходы предприятий Московской области в основном не перерабатываются. В настоящий период организованы переработка и утилизация некондиционной ртути в г. Лыткарино (ТОО "Мерком"), кордовой резины в Ногинском районе, прорабатывается вопрос об организации сбора аккумуляторного лома. В предыдущий период были созданы общегородские полигоны для захоронения токсичных (Загорск) и гальванических (Лутошкино) отходов, предприятия по термическому обезвреживанию осадков станций аэрации и отработанных нефтепродуктов (Люберцы). Основные объемы промышленных отходов предприятий Московского региона вывозятся на свалки в большей части несанкционированные, захораниваются на территории предприятий, сливаются в канализацию. Положение осложняется отсутствием в Московском регионе организованной системы сбора, обезвреживания, захоронения, переработки, утилизации промышленных отходов, особенно 1 и 2 класса опасности, что приводит к отрицательным экологическим последствиям, резко ухудшает условия обитания. Известные в настоящее время многочисленные эффективные технологии подготовки и переработки различных видов отходов остаются невостребованными. Основными причинами сложившегося положения являются: - чрезвычайно высокая концентрация промышленных производств; - низкая степень использования сырья на промышленных предприятиях; - отсутствие действенного правового и экономического обеспечения экологизации производств, предусматривающей использование малоотходных технологий, максимально технически и экономически возможную утилизацию отходов различного вида и безопасное захоронение неутилизированных отходов; - отсутствие системно - комплексного подхода решения проблемы; - отсутствие системы учета и контроля образования, сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов; - отсутствие информационного обеспечения, что не позволяет организациям и предприятиям получить необходимые сведения о средствах и методах утилизации отходов, потребностях территорий в сырье или продукции утилизации, объемах и поставках отходов, местах их образования, накопления и др. Постановлениями Правительства Московской области от 22.01.96 N 5 и Правительства Москвы от 22.04.95 N 377 "О региональной программе развития централизованной переработки и размещения промышленных отходов" указывается на необходимость подготовки для всего Московского региона схемы, предусматривающей создание на территории Московской области специализированных полигонов для размещения отходов и производств по их переработке, а также создание финансового механизма для привлечения внебюджетных средств и полной самоокупаемости проектов, одобрена программа на 1995-1998 и последующие годы строительства более 20 предприятий по переработке различных отходов. На территории Московского региона ежегодно накапливается около 19 млн. куб. м (5 млн. тонн) бытовых отходов. В настоящий период часть твердых бытовых отходов в г. Москве может перерабатываться промышленными методами на двух мусоросжигательных и одном мусороперерабатывающем заводах. Заводские методы переработки и обезвреживания ТБО в Московской области не применяются. Предприятиями коммунального хозяйства вывозится и размещается на 46 полигонах суммарной площадью 355 га около 6 млн. куб. м ТБО. Остальные объемы ТБО вывозятся на свалки. На территории области размещено 200 свалок, в том числе 96 действующих, общей площадью 700 га. Выявлено около 100 несанкционированных свалок. Из 43 полигонов, находящихся на балансе ПТО городского хозяйства, только два полигона построены по проектам. Большая часть действующих полигонов подлежит закрытию или реконструкции. Планируется строительство ряда новых полигонов. Совместным постановлением от 20.09.94 N 790-14 Правительств Москвы и Московской области одобрена на период 1995-2000 гг. программа строительства на территории Московской области пяти первоочередных комплексов по переработке ТБО. Общая мощность комплексов - 1680 тыс. тонн, в том числе объем ТБО, принимаемых от Москвы, - 990 тыс. тонн, от Московской области - 690 тыс. тонн. Поступили предложения от различных зарубежных фирм на совместное с российскими организациями проведение работ по экологически безопасному захоронению и утилизации ТБО (в некоторых случаях с использованием промотходов). Однако реализация принятых программ и решений по экологически безопасному захоронению и утилизации ТБО и промотходов даже на первых этапах, как-то: разработка ТЭО, выполнение изыскательских работ, разработка проектной документации, отвод земельных участков и др. - сдерживается по различным причинам. В целом в Московском регионе сложилась крайне сложная ситуация с захоронением и утилизацией отходов производства и потребления. Захоронение и утилизация промышленных и твердых бытовых отходов могут выполняться совместно: во многих случаях при захоронении в полигонах инертные промотходы применяются для послойной изоляции ТБО; при сжигании ТБО могут использоваться в качестве основного топлива специальным образом подготовленные промотходы. Сходны также причины, определяющие неблагоприятную ситуацию с промышленными и бытовыми отходами. Поэтому представляется целесообразным по ряду позиций совместное решение проблем захоронения и утилизации промышленных и бытовых отходов на основе концептуальных положений, определяющих стратегические и тактические уровни комплексной системы мероприятий. 2. Концептуальные положения и стратегия управления промышленными и твердыми бытовыми отходами В качестве концептуальных могут рассматриваться следующие положения: 1. Промышленные и твердые бытовые отходы должны максимально полно утилизироваться промышленными методами с учетом технических возможностей, экономической целесообразности и экологической безопасности на приемлемом уровне. 2. Направление утилизации и глубина переработки местных промышленных и твердых бытовых отходов зависит от интересов территории; полученная продукция преимущественно должна использоваться на территории. 3. В зависимости от объемов и экономической целесообразности первичная подготовка или глубокая переработка промышленных отходов с получением товарной продукции производится на предприятии, где эти отходы образуются. В случае нецелесообразности подготовки и переработки промотходов на самом предприятии эти отходы доставляются на специальные районные (межрайонные) пункты приема и переработки отходов. 4. Размещение специализированных районных (межрайонных) пунктов приема и переработки промышленных отходов, предприятий по переработке твердых бытовых отходов на территории Московского региона зависит от возможности и целесообразности концентрации тех или иных видов отходов, экологического состояния среды и ее способности воспринять дополнительную нагрузку, наличия земельных участков, пригодных для сооружения этих объектов. 5. Захоронение промышленных и твердых бытовых отходов производится при строгом соблюдении установленных норм и правил. Полигоны, хранилища и другие объекты захоронения различных видов отходов размещаются на территории Московского региона с учетом обеспечения экологической безопасности, наличия пригодных для сооружения этих объектов земельных участков, экономической целесообразности. 6. Проблема обезвреживания, утилизации, экологически безопасного захоронения промышленных и твердых бытовых отходов решается поэтапно, с учетом актуальности и приоритетности поставленных задач. Совместно с администрациями районов, населенных пунктов с привлечением заинтересованных организаций разрабатывается комплексная программа реализации принятой концепции. Реализация программы по захоронению и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов требует правового, организационного, экономического, научно - технического, образовательно - просветительского и информационного обеспечения. Под правовым обеспечением понимается разработка законодательных актов, директивных, инструктивных и нормативных документов, регулирующих отношения в области образования, утилизации и захоронения отходов. Под организационным обеспечением понимается создание или определение структур управления, производства и контроля. В структуре контроля целесообразно создать фискальную службу - экологическую инспекцию - возможно, при городских и районных комитетах охраны окружающей среды, сформированную из специально подготовленных (в экологическом, правовом и экономическом отношении) специалистов, для контроля учета, сбора, обезвреживания, захоронения и утилизации отходов, наделенную достаточными полномочиями для воздействия на нарушителей установленного порядка. Под экономическим обеспечением понимается создание экономического механизма, стимулирующего предприятия к экологизации производства, рациональному использованию природных ресурсов, определяющего выделение и накопление денежных средств для осуществления принятых программ по сбору, обезвреживанию, захоронению и утилизации отходов, способствующего повышению эффективности таких производств. Под научно - техническим обеспечением понимается выявление или разработка средств и методов экологизации производства, т.е. технических и технологических решений по малоотходным, ресурсосберегающим производствам, очистке стоков и выбросов, обезвреживанию, захоронению и утилизации отходов, рекультивации нарушенных земель, средствам и методам контроля и оценки состояния окружающей среды и ее элементов. Под образовательно - просветительным обеспечением понимается система мероприятий для достижения необходимого уровня экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов. Особое внимание следует уделить средствам массовой информации. Под информационным обеспечением понимается создание банка данных по образованию различного вида промышленных и твердых бытовых отходов, системам их учета, сбора и накопления, по технологиям и оборудованию для обезвреживания, размещения, захоронения и утилизации отходов, об экологическом состоянии и потребностях территорий Московского региона во вторичном сырье - продуктах утилизации отходов, необходимого и достаточного для принятия обоснованных управленческих и технико - технологических решений. К категории информационного обеспечения следует также отнести издание рекламно - информационных бюллетеней для рынка экологических работ. Структура целевой комплексной программы может включать в себя следующие блоки: 1. Блок правового обеспечения, в котором предусмотрены разработка законодательных актов, постановлений, разработка и утверждение в установленном порядке пакета нормативных документов, в том числе, возможно: - закона Московской области "Об отходах производства и потребления"; - о порядке учета накопления, размещения, нейтрализации, захоронения и утилизации промышленных отходов различного вида; - о системе раздельного сбора, размещения и утилизации твердых бытовых отходов; - о системе управления и контроля обезвреживания и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов; - положение об экологической инспекции; - об экономических льготах для предприятий, занятых в сфере обращения с отходами; - о структуре и размере тарифа на удаление промышленных и твердых бытовых отходов; - о лицензировании предприятий и организаций, специализирующихся в сфере обращения с отходами; - о паспортизации (сертификации) веществ (материалов); - о регулировании взаимоотношений между Москвой и Московской областью в сфере обращения с отходами производства и потребления. 2. Блок организационного обеспечения, предусматривающий создание соответствующих структур управления, контроля и производства в сфере сбора, обезвреживания, переработки и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов. 3. Блок информационного обеспечения, в котором предусматривается создание банков данных: - об образовании и накоплении промышленных отходов различного вида и твердых бытовых отходов; - об экологическом состоянии территорий; - о потребностях территорий в сырьевых материалах и продукции утилизации отходов; - о наличии и размещении действующих или законсервированных установок и производств по переработке отходов; - о размещении и состоянии полигонов, свалок, хранилищ, могильников и др. (санкционированных и несанкционированных); - о результатах геологических исследований и наличии перспективных земельных участков, пригодных для размещения объектов по захоронению и утилизации отходов; - по технологиям и оборудованию для накопления, обезвреживания, переработки, утилизации и захоронения отходов различного вида. 4. Блок анализа и принятия решений. В результате анализа объективной информации и на основе принятой концепции разрабатываются и принимаются управленческие решения стратегического и тактического уровня, в том числе: - по размещению и мощности объектов накопления, обезвреживания или утилизации (при установленном направлении утилизации) отходов различного вида на территории Московского региона с учетом экологических возможностей и экономической целесообразности; - по приоритетности направлений и этапности мероприятий по обезвреживанию и утилизации отходов с учетом степени их воздействия на окружающую среду, эффективности технологий, экономической возможности; - по реализации этапов единой программы, программ тактического уровня или комплекса мероприятий локального значения с учетом их актуальности; - по совершенствованию известных или разработке новых технических средств и технологических решений для экологически безопасного и экономически эффективного обезвреживания или утилизации отходов. 5. В блоке реализации целевой комплексной программы предусматривается выделение структур управления, контроля, производства и научно - технического обеспечения с четким определением прав и обязанностей. Предусматривается, что на первом этапе разработки концепции и целевой комплексной программы специализированным службам Администраций Москвы и Московской области следует определить состав исполнителей, в том числе координатора работ. Целесообразно для научно - технического обеспечения подготовки концепции и целевой комплексной программы привлечь Академию коммунального хозяйства и институт "Гипрокоммунстрой" как организации, накопившие огромный опыт по рассматриваемой проблеме. Подготовка и реализация целевой программы возможны только при соответствующем финансировании. Однако системный подход при реализации научно обоснованных решений в рамках целевой программы позволит использовать выделяемые денежные средства наиболее рационально, не допустить их распыления и обеспечить достижение поставленной цели. Приложение 2 к решению Московской областной Думы от 29 мая 1996 г. N 6/92 РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИ КОМИССИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ +--------------------------------------------------------------------+ |N Фамилия, имя Организация | |пп отчество | +--------------------------------------------------------------------+ | 1 2 3 | +--------------------------------------------------------------------+ | 1. Абрамов АКХ | | Николай Федорович | | 2. Бабак ЦРГЦ "Геоцентр - Москва" | | Владимир Владимирович | | 3. Бахталовский ММА "Экоресурсы" | | Андрей Игоревич | | 4. Белов Московская областная Дума, | | Александр Иванович комиссия по использованию | | природных ресурсов, | | депутат | | 5. Бернадинер НПО "Техэнергоимпром" | | Михаил Наумович | | 6. Ваклюк АОЗТ "Экотех" | | Юрий Владимирович | | 7. Гусев Московская областная Дума, | | Александр Константинович комитет по экономической | | реформе, депутат | | 8. Евдокимов Московская областная Дума, | | Геннадий Михайлович комитет по законодательству, | | вопросам власти, местного | | самоуправления, связям с | | общественными организациями | | и средствами массовой | | информации, депутат | | 9. Ефименко Московский Центр гидро- | | Николай Владимирович метеорологии | | Госкомгидромета | |10. Зерков Администрация Московской | | Николай Васильевич области, администрация по | | землепользованию и экологии, | | управление рационального | | природопользования | |11. Иткин Московская областная Дума, | | Борис Аронович комитет по экономической | | реформе, консультант | |12. Костовецкий Московская областная Дума, | | Виктор Петрович комиссия по использованию | | природных ресурсов, | | консультант | |13. Крельман Институт "Гипрокоммунстрой" | | Эрнест Борисович | |14. Кужев АО "ИНЭК", представитель | | Аркадий Александрович администрации по | | коммунальному хозяйству, | | транспорту и связи | | Администрации Московской | | области | |15. Лебедев Научно - внедренческий центр | | Виктор Николаевич (НВЦ) "ММА "Экоресурсы" | |16. Мирный АКХ | | Александр Наумович | |17. Нестеров Мособлкомприрода | | Владимир Александрович | |18. Падалко ООО "Эковтормет" | | Олег Вадимович | |19. Плущевский Всероссийский НИЦ | | Михаил Борисович стандартизации веществ и | | материалов Госстандарта РФ | |20. Расторгуев ГМУ "Водгео" | | Александр Владимирович | |21. Русаков НИИ экологии человека, | | Николай Васильевич гигиены окружающей среды | |22. Симанков Московская областная Дума, | | Виктор Иванович комитет по вопросам | | бюджета, финансовой и | | налоговой политики, главный | | специалист | |23. Труфанов ТОО "Геотехнология" | | Алексей Алексеевич | |24. Улицкий ВИЦ стандартизации, | | Владимир Анатольевич сертификации, | | информатизации...веществ | | и материалов | |25. Федотова Фонд "Экомедиа" | | Ирина Михайловна | |26. Чекмарев Центр Госсанэпиднадзора | | Олег Михайлович медицинского центра при | | управлении делами | | Президента РФ | |27. Чумаков ММА "Экоресурсы" | | Александр Николаевич | |28. Шанин НПО "Родон" | | Олег Борисович | |29. Юдин | | Анатолий Григорьевич ГГП "Экотехпром" | +--------------------------------------------------------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|