Расширенный поиск

Решение Областной Думы Московской области от 22.12.1994 № 9/39

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                              РЕШЕНИЕ


                    от 22 декабря 1994 г. N 9/39


         О КОНЦЕПЦИИ И СТРУКТУРЕ УСТАВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


     Московская областная Дума
     
     решила:
     
     1. Одобрить  концепцию и  структуру  Устава Московской  области
согласно приложению.
     2. Опубликовать  концепцию   и   структуру  Устава   Московской
области, выдержки  из выступлений  депутатов (согласно  стенограммам
заседания Думы) в областных, районных и городских газетах.
     3. Рекомендовать депутатам  Московской областной Думы  провести
обсуждение концепции и структуры  Устава Московской области в  своих
избирательных округах.
     4. Поручить временной комиссии по подготовке Устава  Московской
области  провести депутатские  слушания  по обсуждению  концепции  и
структуры Устава Московской области.
     5. Поручить временной комиссии по подготовке Устава  Московской
области разработать в соответствии с концепцией и структурой  Устава
Московской области  проект Устава Московской  области и  представить
его на рассмотрение Московской областной Думы.
     6. Контроль  за  выполнением настоящего  решения  возложить  на
Председателя Московской областной Думы Воронцова А.А.


     Председатель
     Московской областной Думы А.А. Воронцов
     
     
     
     Приложение
     к решению
     Московской областной Думы
     от 22 декабря 1994 г. N 9/39


          КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА УСТАВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


     Преамбула является  декларативной   частью  Устава   Московской
области, провозглашающей:
     - граждане РФ,  проживающие на  территории Московской  области,
являются источником  (носителем) государственной  власти и  местного
самоуправления;
     - Московская областная Дума  данной народом Московской  области
властью, реализуя право законодательного (представительного)  органа
субъекта РФ, определенное  статьей 66  Конституции РФ, принимает  от
имени народа Устав Московской области;
     - Устав Московской области является Основным Законом Московской
области прямого  действия,  источником правовой  системы  Московской
области.

                РАЗДЕЛ 1. НАРОД КАК ИСТОЧНИК ВЛАСТИ

             Глава 1.1. Формы демократии и ее институты

     В данной главе устанавливаются:
     - право   народа  Московской   области   (как  неотъемлемое   и
неоспоримое)    на     непосредственное    волеизъявление     (форма
непосредственной    демократии)    и   на    формирование    органов
государственной   власти    и    местного   самоуправления    (форма
представительной демократии);
     - гарантии реализации этого права (система правовых  институтов
области, ответственность органов власти и должностных лиц);
     - правовые  институты   осуществления  формы   непосредственной
демократии, включающие:
     а) областной и местный референдумы;
     б) собрание и сход граждан;
     в) систему выборов в  органы государственной власти и  местного
самоуправления;
     г) гражданскую инициативу;
     - правовые  институты   осуществления  формы   представительной
демократии, включающие:
     а) выборные органы власти области;
     б) выборные органы местного самоуправления;
     - важными институтами демократии в целом являются все составные
части политической системы.

             Глава 1.2. Областной и местный референдумы

     В данной главе устанавливаются:
     - областной  и   местный  референдумы   (общие  положения,   их
специфика);
     - областной референдум как  один из основных источников  права,
имеющий  высшую  юридическую  силу  в  правовой  системе  Московской
области;
     - областное народное обсуждение;
     - гарантии прав граждан на референдумы;
     - вопросы, которые не могут быть вынесены на референдумы;
     - возможность  изучения   общественного  мнения  населения   по
определенным  социально -  экономическим  вопросам путем  проведения
областного народного обсуждения (консультативного референдума);
     - отсылка  к  законодательным  актам  Российской  Федерации   и
Московской области по реализации прав граждан на референдумы.

                 Глава 1.3. Гражданская инициатива
     
     В данной главе устанавливаются:
     - гарантии прав личности на гражданскую инициативу  (обращение)
в законодательный либо исполнительный орган государственной  власти,
органы местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их ведению;
     - формы гражданской  инициативы (коллективные и  индивидуальные
обращения, заявления, петиции и предложения граждан);
     - обязательность  рассмотрения гражданских  инициатив  органами
государственной власти и местного самоуправления;
     - условия   признания   гражданских   инициатив,   порядок   их
рассмотрения и принятия  решений в соответствии с  законодательством
Московской области.

 Глава 1.4. Публичный характер деятельности органов государственной
                  власти и местного самоуправления

     В данной главе устанавливается:
     - принцип   открытости   и    гласности   в   работе    органов
государственной  власти   и  местного  самоуправления,   возможность
получения информации об их деятельности;
     - гарантии  получения  информации  от  органов  государственной
власти, местного  самоуправления и  их должностных лиц,  а также  их
ответственность за непредоставление информации;
     - перечень вопросов, которые не могут быть предметом  гласности
(государственная тайна,  военная тайна и  др., установление  которых
регулируется законодательством);
     - источники,    обеспечивающие    информированность     граждан
(областные  и  местные  средства  массовой  информации,  депутатские
слушания, опубликование законопроектов, отчеты перед избирателями  и
т.п.).

    РАЗДЕЛ 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ИХ ГАРАНТИИ

     В данном разделе устанавливаются:
     - перечень прав и  свобод личности и  граждан в соответствии  с
Конституцией РФ, принципами и нормами международного права;
     - возможность  расширения  гарантий  прав и  свобод  граждан  в
социальной сфере;
     - осуществление гарантий  прав и свобод  граждан на  территории
Московской   области    обеспечивается    всей   системой    органов
государственной     власти,    законодательством     области     при
соответствующем   финансировании   за   счет   бюджета   области   и
ответственностью органов государственной власти и должностных лиц;
     - гарантированные социальные стандарты (не менее  установленных
в Российской Федерации) за счет бюджета области;
     - минимум обеспечения жизненных благ для всех граждан, а  также
система государственной поддержки малоимущих;
     - равное  право граждан  на  судебную защиту  от  неправомерных
действий органов государственной власти и их должностных лиц.

      РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Глава 3.1. Статус области как субъекта Российской Федерации

     В данной главе устанавливаются:
     - источники определения правового статуса области  (Конституция
РФ, Федеративный договор, Устав Московской области);
     - основой статуса области является право народа на  образование
системы  органов   власти,   вхождение  области   в   состав  РФ   и
делегирование  этим органам  своих  прав  (за исключением  права  на
изменение статуса области);
     - территория, правовая,  политическая и экономическая  системы,
символика как элементы статуса области;
     - принципы  самостоятельности,  равноправия области  с  другими
субъектами РФ.

              Глава 3.2. Основы государственной власти
     
     В данной главе устанавливаются:
     - цель создания  и социальная роль  государственной власти,  ее
функции, предметы ведения;
     - принципы   равноправия   и  самостоятельности   всех   ветвей
государственной власти в пределах своей компетенции;
     - система  органов   государственной   власти,  действующая   в
соответствии с законодательством РФ и Московской области, на  основе
принципа разделения властей;
     - общая  схема   системы  государственной  власти   (Губернатор
Московской области - высшее  должностное лицо в области,  Московская
областная  Дума -  законодательный  орган, Правительство  Московской
области  -  исполнительный  орган,  судебные  и   правоохранительные
органы);
     - ответственность   органов   государственной   власти    перед
населением;
     - основы государственной службы.

       Глава 3.3. Административно-территориальное устройство
     
     В данной главе устанавливаются:
     - основы   (принципы)   административно   -    территориального
устройства (уровни  власти, разграничение полномочий,  управляемость
территорий);
     - взаимосвязь административно  - территориального устройства  с
системой органов  государственной власти  и местного  самоуправления
области;
     - статус и  перечень административно  - территориальных  единиц
(районы, города с особым статусом);
     - административный центр Московской области и его статус;
     - порядок   изменения   административно   -    территориального
устройства регулируется законодательством Московской области.

   РАЗДЕЛ 4. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

             Глава 4.1. Субъекты законодательной власти
     
     В данной главе устанавливается, что субъектами  законодательной
власти являются:
     - народ, реализующий свое право на референдуме;
     - Московская областная Дума, реализующая свои полномочия  путем
принятия законов и иных нормативно - правовых актов.

      Глава 4.2. Основы деятельности Московской областной Думы
     
     В данной главе устанавливаются:
     - наименование  законодательного  органа Московской  области  -
Московская областная Дума;
     - полномочия  Московской  областной   Думы  в  соответствии   с
законодательством РФ и Московской области;
     - срок полномочий (4 года),  численный состав (50 депутатов)  и
число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе;
     - общие принципы формирования (выборы по мажоритарной системе);
     - вопросы   организационного,  правового,   информационного   и
материально - технического  обеспечения работы Московской  областной
Думы;
     - условия  правомочности,  правопреемства  и  ротации   состава
Московской областной Думы.

            Глава 4.3. Депутат Московской областной Думы
     
     В данной главе устанавливаются:
     - право   гражданина  быть   избранным   депутатом  и   условия
реализации этого права;
     - статус депутата;
     - полномочия   и   порядок   их   осуществления    определяются
законодательством РФ и Московской области;
     - полномочия депутатов  слагаются в  день первого  правомочного
заседания Московской областной Думы следующего созыва;
     - ответственность депутата перед:
     вариант 1: избирателями только своего округа, обладающими
     правом отзыва депутата;
     вариант 2: населением области через Московскую областную
     Думу.

   Глава 4.4. Нормативно-правовые акты Московской областной Думы
     
     В данной главе устанавливаются:
     - виды и  иерархическая соподчиненность  нормативно -  правовых
актов  Московской   областной  Думы   (законы  Московской   области,
законопроекты  для  внесения   в  Федеральное  Собрание  в   порядке
законодательной инициативы, положения, уставы, постановления);
     - порядок систематизации  (инкорпорации) нормативно -  правовых
актов Московской области;
     - основные правила принятия законодательных и иных нормативно -
правовых актов Московской области;
     - общие   принципы  введения   в   действие,  опубликования   и
вступления в юридическую силу  законов и иных нормативно -  правовых
актов Московской области.

    Глава 4.5. Прекращение полномочий Московской областной Думы
     
     В данной главе устанавливаются:
     - основания и  порядок прекращения полномочий  (в день  первого
правомочного заседания Московской областной Думы следующего  созыва;
путем самороспуска; в связи с недоверием Думе, выраженным населением
Московской области в результате референдума);
     - право  Губернатора  Московской   области  на  инициативу   по
проведению референдума с  вопросом о недоверии Московской  областной
Думе.

              Глава 4.6. Губернатор Московской области
     
     В данной главе устанавливаются:
     - высшим  должностным  лицом  в  Московской  области   является
Губернатор  Московской области,  избранный  путем всеобщего  прямого
тайного голосования на альтернативной основе;
     - государственно  -  правовой  статус  Губернатора   Московской
области, в соответствии  с которым  он является гарантом  соблюдения
Устава Московской области,  прав и свобод  человека и гражданина  на
территории Московской области, обеспечивает взаимодействие различных
органов государственной власти;
     - принципы выборов Губернатора Московской области;
     - текст присяги, которую приносит Губернатор Московской области
при вступлении в должность;
     - полномочия Губернатора Московской  области, в соответствии  с
которыми он:
     а) представляет Московскую область внутри области, в  субъектах
Российской Федерации, в международных отношениях;
     б) представляет   Московскую   область   в   Совете   Федерации
Федерального Собрания;
     в) представляет  Московской  областной  Думе  кандидатуру   для
назначения  на   должность  Председателя  Правительства   Московской
области;
     г) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства
Московской области;
     д) представляет  Московской  областной  Думе  кандидатуры   для
назначения на должности судей Статутного Суда Московской области;
     е) назначает и освобождает глав администраций административно -
территориальных единиц   области  по   представлению   Правительства
Московской области;
     ж) созывает первое заседание Московской областной Думы;
     з) назначает  областной  референдум  в  порядке,  установленном
законодательством;
     и) распускает  Московскую  областную Думу  и  назначает  выборы
Московской  областной  Думы  в  случае  выражения  ей  недоверия  на
областном референдуме, может  назначать выборы Московской  областной
Думы в случае ее самороспуска;
     к) вносит законопроекты в Московскую областную Думу;
     л) подписывает и обнародует законы Московской области;
     м) назначает  своего  постоянного  представителя  в  Московской
областной Думе;
     - право Губернатора Московской области на формирование аппарата
для реализации   своих   полномочий   (функций)   без   дублирования
исполнительных и  распорядительных функций Правительства  Московской
области, с финансированием расходов из областного бюджета;
     - Губернатор  Московской  области  издает  декреты  (указы)   и
распоряжения в пределах своих полномочий;
     - основания  и   порядок   досрочного  прекращения   полномочий
Губернатора  Московской области,  в  том  числе в  случае  выражения
недоверия  по   результатам  областного  референдума,   назначенного
Московской областной Думой;
     - при досрочном  прекращении полномочий Губернатора  Московской
области его обязанности на  период организации и проведения  выборов
исполняет Председатель Правительства Московской области, но не более
шести месяцев;
     - статус,   полномочия,  обязанности   Губернатора   Московской
области регулируются Уставом Московской области и  законодательством
Московской области.

            Глава 4.7. Правительство Московской области
     
     В данной главе устанавливаются:
     - Правительство    Московской    области    является    органом
государственной исполнительной власти Московской области;
     - схема   управления    Московской    областью   и    структура
Правительства    определяются    по    представлению    Председателя
Правительства Губернатором Московской области;
     - расходы   на   содержание   органов   исполнительной   власти
утверждаются Московской областной Думой;
     - в   состав    Правительства    Московской   области    входят
Председатель, его  заместители и  министры (руководители  отраслевых
ведомств области);
     - основополагающие полномочия Правительства Московской области;
     - Председатель Правительства Московской области в  соответствии
с Уставом Московской области, законодательством Московской области и
декретами  (указами)   Губернатора  Московской  области   определяет
основные направления деятельности Правительства Московской области и
организует его работу;
     - принципы формирования Правительства Московской области:
     а) Правительство  Московской  области  формирует   Председатель
Правительства Московской области;
     б) Председатель Правительства Московской области  согласовывает
с  Губернатором Московской  области  состав (кабинет)  Правительства
Московской области и представляет его Московской областной Думе  для
утверждения;
     в) Московская областная Дума  вправе принять одно из  следующих
решений:
     утвердить Правительство  Московской  области  в  представленном
составе,
     отклонить предложенный состав Правительства Московской  области
в целом,
     отклонить отдельные   кандидатуры  из   предложенного   состава
Правительства Московской области;
     - основания  и  порядок  прекращения  полномочий  Правительства
Московской области;
     - Правительство Московской области в пределах своих  полномочий
издает постановления и распоряжения.

          Глава 4.8. Схема управления Московской областью
     
     В данной главе устанавливаются:
     - основные принципы системы государственного управления:
     а) единство системы исполнительной государственной власти;
     б) вертикальная    подчиненность   структур    государственного
управления;
     - принципы  и  порядок финансирования  расходов  на  содержание
структур системы государственного управления.

  Глава 4.9. Местные органы исполнительной государственной власти
               административно-территориальных единиц

     В данной главе устанавливаются:
     - местными  органами   исполнительной  государственной   власти
являются    администрации    соответствующих    административно    -
территориальных единиц;
     - администрацию  административно   -  территориальной   единицы
возглавляет глава администрации;
     - глава администрации административно - территориальной единицы
назначается на   должность   Губернатором  Московской   области   по
представлению Правительства  Московской  области после  согласования
кандидатуры  Правительством  Московской  области  с  соответствующим
Собранием представителей;
     - сферами    действия    администраций    административно     -
территориальных единиц являются вопросы государственного  управления
(управление   областной  собственностью,   регулирование   земельных
отношений,   образование,  здравоохранение,   охрана   общественного
порядка, социальное обеспечение и др.).

Глава 4.10. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной
                       государственной власти
     
     В данной главе устанавливаются:
     - органы     законодательной    и     исполнительной     власти
взаимодействуют исходя  из принципов  разделения властей,  интересов
жителей области,  единства  целей и  задач  в решении  общеобластных
проблем;
     - правом законодательной инициативы в области обладают депутаты
Московской областной    Думы,   Губернатор    Московской    области,
Правительство Московской  области,  органы местного  самоуправления,
Статутный Суд Московской области;
     - проекты законов Московской области, подготовленные Московской
областной Думой, направляются  на заключение Губернатору  Московской
области и Правительству Московской области;
     - Губернатор Московской области обладает правом  отлагательного
вето на  законы  Московской области,  принятые Московской  областной
Думой,  которое  может  быть  преодолено  в  результате  голосования
квалифицированным большинством депутатов Московской областной Думы;
     - декреты (указы) Губернатора Московской области, постановления
Правительства Московской области направляются в Московскую областную
Думу, которая может обратиться с предложением о внесении  изменений,
дополнений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать  их
в судебном порядке;
     - при  возникновении  разногласий  используются  согласительные
процедуры,  а если  согласие  не  достигнуто, то  споры  разрешаются
Статутным Судом Московской области.

                    Глава 4.11. Судебная власть
     
     В данной главе устанавливаются:
     - система судебной власти Московской области, которая  включает
Статутный Суд, областной  суд, областной арбитражный суд,  районные,
городские суды;
     - судебная  власть  осуществляется  посредством   гражданского,
административного и уголовного судопроизводства;
     - полномочия   Московской   областной   Думы   по   участию   в
формировании составов судов;
     - численность  Статутного Суда  Московской  области (7  судей),
порядок его формирования (Губернатор Московской области представляет
в  Московскую  областную   Думу  кандидатуры  для  их   назначения),
требования  к  кандидатурам  в  состав  Статутного  Суда  Московской
области;
     - Статутный  Суд  Московской области  по  запросам  Губернатора
Московской области, Московской областной Думы, одной пятой депутатов
Московской областной Думы, Правительства Московской области, органов
местного самоуправления, общественных  объединений разрешает дела  о
соответствии Уставу Московской области:
     а) законов Московской  области,  нормативных актов  Губернатора
Московской  области,   Московской   областной  Думы,   Правительства
Московской области,
     б) договоров между органами  государственной власти и  органами
местного самоуправления области,
     в) уставов местного самоуправления;
     - Статутный Суд Московской области по жалобам на нарушение прав
и свобод граждан  проверяет соответствие  Уставу Московской  области
закона Московской области, примененного или подлежащего применению в
конкретном деле;
     - Статутный Суд Московской  области обладает правом  толкования
Устава Московской области.

       РАЗДЕЛ 5. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 5.1. Понятие местного самоуправления, его территория и статус
     
     В данной главе устанавливаются:
     - право  территориальных   общностей  (местных  сообществ)   на
местное самоуправление и конституционные гарантии этого права;
     - механизм  осуществления   права  на  местное   самоуправление
(органы   местного    самоуправления   и   формы    непосредственной
демократии);
     - порядок установления и  изменения границ территорий  местного
самоуправления;
     - правовые основы статуса Устава местного самоуправления;
     - право на местную символику;
     - право населения на организацию территориального общественного
самоуправления (уличные и  домовые комитеты,  советы микрорайонов  и
др.).

             Глава 5.2. Органы местного самоуправления
     
     В данной главе устанавливаются:
     - принцип общей компетенции органов местного самоуправления;
     - самостоятельность органов местного самоуправления в  пределах
собственной компетенции;
     - полномочия органов местного самоуправления:
     а) собственные  добровольные  полномочия   -  взятые  на   себя
полномочия,  которые не  относятся  законодательством к  полномочиям
органов государственной власти;
     б) собственные  обязательные  полномочия   -  взятые  на   себя
исключительные    полномочия,    установленные     законодательством
Московской области;
     в) делегированные   полномочия  -   полномочия,   установленные
договорами  между  органами   местного  самоуправления  и   органами
государственной власти;
     - право органов местного самоуправления на объединение;
     - самостоятельность  органов  местного самоуправления  в  части
формирования собственных административных структур;
     - правовой статус выборных  и должностных лиц органов  местного
самоуправления.

Глава 5.3. Экономическая и финансовая основа местного самоуправления
     
     В данной главе устанавливаются:
     - самостоятельность органов местного самоуправления в части:
     а) формирования, утверждения и исполнения местного бюджета;
     б) установления  и  взимания   местных  налогов  и  сборов   (в
пределах, определенных законодательством);
     в) владения,   пользования    и   распоряжения    муниципальной
собственностью;
     - принцип  соразмерности  финансовых средств  органов  местного
самоуправления их полномочиям;
     - обязанность  органов   государственной  власти  по   созданию
условий для  выравнивания  жизненного уровня  населения в  субъектах
области, по разработке механизма сбалансированности местных бюджетов
и процедур их выравнивания.

    Глава 5.4. Административный контроль и защита прав местного
                           самоуправления
     
     В данной главе устанавливаются:
     - принцип   необходимости,   правомерности   и    достаточности
административного контроля над органами местного самоуправления;
     - любой административный  контроль может осуществляться  только
на основании и в соответствии с законодательством;
     - право органов местного самоуправления на судебную защиту  для
обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий;
     - право местного  самоуправления на компенсацию  дополнительных
расходов,  возникших   в  результате   решений,  принятых   органами
государственной власти;
     - порядок отмены актов органов местного самоуправления.

       Глава 5.5. Представительное (земское) собрание района

     В данном главе устанавливаются:
     - необходимость    формирования    представительного     органа
(Представительное  собрание)  в  административно  -  территориальной
единице области;
     - состав Представительного собрания и порядок его  формирования
(органы  самоуправления   делегируют   в  состав   Представительного
собрания  равное  число  от  каждого  субъекта  самоуправления   или
пропорционально численности населения);
     - основные полномочия Представительного собрания:
     а) утверждение    нормативов    отчислений    закрепленных    и
регулирующих источников доходов,  принятие решений по  распределению
иных доходов по субъектам самоуправления;
     б) установление местных  налогов и сборов  (кроме тех,  которые
определяются непосредственно органами местного самоуправления);
     в) утверждение  планов и  программ  социально -  экономического
развития;
     г) рассмотрение  и  принятие   решений  по  вопросам   местного
хозяйства, местного транспорта, охраны общественного порядка;
     д) принятие решений о проведении районного референдума;
     - полномочия  Представительного собрания  возникают  в связи  с
делегированием    собственных     полномочий    органов     местного
самоуправления  через  своих  представителей  и  полномочий  органов
государственной власти через главу местной администрации по вопросам
совместного ведения;
     - Представительному  собранию  могут  быть  переданы  и  другие
полномочия (сверху и снизу) на основании договоров.

  РАЗДЕЛ 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     В данном разделе устанавливаются:
     - виды, состав  и субъекты  собственности, составляющей  основу
экономической системы области;
     - принципы разделения собственности на федеральную,  областную,
государственную, муниципальную и др.;
     - состав финансовых ресурсов области;
     - основные принципы бюджетного процесса;
     - принципы урегулирования бюджетных отношений между областью  и
ее субъектами;
     - основы налоговой системы.

         РАЗДЕЛ 7. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

        Глава 7.1. Воспитание, образование, наука и культура
     
     В данной главе устанавливаются:
     - основополагающая  роль   воспитания,  образования,  науки   и
культуры в  жизни  и развитии  общества, нравственном,  эстетическом
воспитании человека и гражданина;
     - принципы государственной социальной политики области:
     а) патриотизм и взаимопонимание людей;
     б) развитие  культурной   самобытности  наций  и   народностей,
проживающих на территории области;
     в) уважение религиозных убеждений и чувств граждан;
     г) гарантированность   свободы    творчества   и   всех    форм
образования;
     д) содействие раскрытию творческого потенциала граждан;
     е) обеспечение  равенства  прав  граждан,  социальных  групп  и
организаций  всех форм  собственности  в создании,  использовании  и
распространении научных, культурных и образовательных ценностей;
     ж) государственная поддержка  и  развитие системы  образования,
направленные на формирование  культурного образа жизни и  приобщение
граждан к ценностям национальной и мировой науки и культуры;
     з) исключение   монополизма   в   сфере   науки,   культуры   и
образования;
     и) сочетание бюджетных, коммерческих и благотворительных  начал
финансирования;
     к) гласность,  открытость   и   использование  различных   форм
общественного обсуждения, экспертиз и конкурсов;
     л) поощрение и налоговые льготы, способствующие деятельности  в
сфере образования, науки и культуры;
     м) обеспечение защиты творческой деятельности и ее результатов;
     - обязанности, которые возлагаются на государственные органы:
     а) определение научной и культурно - образовательной  политики,
мер  по  ее  реализации,  охране  семьи,  материнства,  отцовства  и
детства, установление льгот в этих сферах;
     б) определение  и  обеспечение  культурно  -   образовательного
минимума  жизни  населения,  введение  областного   образовательного
стандарта и лицензирование образовательных учреждений;
     в) обеспечение свободного доступа к образовательным программам,
духовным ценностям и благам науки и культуры;
     г) сохранение  и  приумножение культурного  достояния  области,
препятствование незаконному вывозу и передаче права собственности на
культурные ценности,  требование их возврата  из любого  незаконного
владения;
     д) содействие профессиональной творческой деятельности,  охране
и  защите авторских  прав,  социальному обеспечению,  страхованию  и
защите  прав  и   законных  интересов  научных  и   профессиональных
творческих работников;
     е) создание условий для  международного сотрудничества в  сфере
культуры, науки, образования и включение области в единое российское
и мировое культурное пространство.

  Глава 7.2. Здоровье населения и охрана природной среды в области
     
     В данной главе устанавливаются:
     - принципы политики области и  меры по их обеспечению в  сферах
здравоохранения и охраны природной среды:
     а) обеспечение   государственной  поддержки   системам   охраны
природы,  здравоохранения, защиты  семьи,  материнства, отцовства  и
детства,  инвалидов  и престарелых,  медицинского  и  экологического
образования и просвещения;
     б) создание  системы  стимулирования  здорового  образа   жизни
населения,  занятий  физической  культурой  и  спортом,   сохранения
благоприятной для жизни окружающей среды;
     в) обеспечение  гражданам  равных  возможностей  при  получении
медицинской помощи в любых государственных медицинских учреждениях;
     г) развитие   системы  социального   медицинского   страхования
граждан;
     д) обязательное   лицензирование   деятельности   по   оказанию
медицинских услуг;
     е) контроль   за  качеством   окружающей   природной  среды   и
рациональным использованием природных ресурсов;
     ж) предотвращение   пагубных   техногенных   последствий    для
окружающей природной среды и здоровья человека;
     з) компенсация  ущерба,  нанесенного в  результате  загрязнения
окружающей природной среды.

                    Глава 7.3. Социальная защита
     
     В данной главе устанавливаются:
     - право  граждан  на  социальную  защиту,  включая   социальное
обеспечение;
     - гарантии  малоимущим,  престарелым  и  инвалидам   социальной
защиты;
     - органы,  ответственные  за  социальную  защиту,  и  источники
финансирования соответствующих расходов.

   РАЗДЕЛ 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ
                            БЕЗОПАСНОСТИ

     В данном разделе устанавливаются:
     - надзор  за  точным  и единообразным  исполнением  законов  на
территории  области и  поддержание  обвинения в  судах  осуществляют
органы прокуратуры;
     - Прокурор   Московской   области  назначается   на   должность
Генеральным прокурором РФ по согласованию с Губернатором  Московской
области;
     - охрана  общественного порядка,  обеспечение  государственной,
общественной   и   личной   безопасности   осуществляется   органами
внутренних    дел,     органами    государственной     безопасности,
подразделениями и службами милиции общественной безопасности;
     - могут создаваться органы общественного контроля по инициативе
органов местного     самоуправления,     а     также      официально
зарегистрированных объединений граждан;
     - нотариальная деятельность  осуществляется государственными  и
частными нотариусами;
     - оказание  юридической помощи  гражданам  и юридическим  лицам
осуществляется коллегиями и  иными объединениями субъектов, а  также
отдельными  лицами,   обладающими   правом  заниматься   адвокатской
практикой.

 РАЗДЕЛ 9. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ МОСКОВСКОЙ
                              ОБЛАСТИ

     В данном   разделе  устанавливаются   положения,   регулирующие
порядок принятия Устава Московской области и порядок его изменений.

                  РАЗДЕЛ 10. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     В данном разделе  устанавливается порядок  введения в  действие
отдельных норм Устава Московской области. 

Информация по документу
Читайте также