Расширенный поиск

Решение Областной Думы Московской области от 04.04.2001 № 23/130

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                              РЕШЕНИЕ


                    от 4 апреля 2001 г. N 23/130


  О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА 1999 ГОДА
 НЕБАНКОВСКОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ
                   "ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАСЧЕТНАЯ ПАЛАТА"

       (В редакции Решения Областной Думы Московской области
                     от 11.04.2001 г. N 8/132)


     Московская областная Дума
     
     решила:
     
     1. Принять к сведению информацию Контрольно - счетной палаты  о
результатах проверки использования  денежных средств, выделенных  из
областного  бюджета  1999 года  небанковской  кредитной  организации
закрытому  акционерному  обществу  "Центральная  расчетная  палата",
изложенную в справке (приложение).
     2. Обратить  внимание  Губернатора Московской  области  Громова
Б.В.:
     2.1. На нецелевое использование средств областного бюджета 1999
года на  содержание  небанковской  кредитной  организации  закрытого
акционерного общества  "Центральная  расчетная палата",  а также  на
выкуп долга, образовавшегося в результате ее деятельности начиная  с
1994 года.
     2.2. На несоответствие отчетных данных о расходовании бюджетных
средств за   1999   год,   представленных   небанковской   кредитной
организацией закрытым  акционерным обществом "Центральная  расчетная
палата" в инспекцию Министерства  Российской Федерации по налогам  и
сборам  N  8  по  Западному  административному  округу  г.   Москвы,
фактическому их расходованию.
     2.3. На отсутствие  контроля со  стороны Министерства  финансов
Московской   области   за  использованием   небанковской   кредитной
организацией закрытым  акционерным обществом "Центральная  расчетная
палата" выделенных в  1999 году  бюджетных средств и  неистребование
отчетности об их расходовании.
     3. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В.:
     3.1. Разработать программу  по  совершенствованию и  укреплению
платежно - расчетной дисциплины в Московской области.
     3.2.(Исключен  -  Решение  Областной  Думы  Московской  области
от 11.04.2001 г. N 8/132)
     3.2. Проинформировать до 1  мая 2001 года Московскую  областную
Думу о принятых мерах по реализации настоящего решения.
     4. Контроль  за  исполнением настоящего  решения  возложить  на
Председателя Московской областной Думы Жарова А.Е.
     (Нумерация пунктов в редакции Решения Областной Думы Московской
области от 11.04.2001 г. N 8/132)


     И.о. Председателя
     Московской областной Думы В.Е. Аксаков



     Приложение
     к решению
     Московской областной Думы
     от 4 апреля 2001 г. N 23/130


                              СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ
   ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА 1999 ГОДАНЕБАНКОВСКОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
   ЗАКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАСЧЕТНАЯ ПАЛАТА"


     В соответствии  с  решением  Московской областной  Думы  от  11
октября  2000 года  N  22/109  консультантами Контрольно  -  счетной
палаты Ананьевым  В.Н. и  Павлюковым В.П.  в ноябре  - декабре  с.г.
проведена  проверка использования  денежных  средств, выделенных  из
областного  бюджета  1999 года  небанковской  кредитной  организации
закрытому акционерному обществу "Центральная расчетная палата".
     Ответственными за  финансово  -  хозяйственную  деятельность  в
проверяемом периоде являлись:
     - генеральный  директор  -  Тростянецкая М.А.,  в  должности  с
20.01.96 по 25.02.99, затем Ионов  В.В. с 26.02.99 по 15.06.2000,  в
настоящее время - Чмирев С.В.;
     - главный  бухгалтер  - Борисова  Л.Б.,  исполняла  обязанности
главного бухгалтера с  20.08.96 по 02.03.2000,  в настоящее время  -
и.о. главного бухгалтера Зюзина О.А.
     В ходе проверки установлено:
     Небанковская кредитная    организация   закрытое    акционерное
общество "Центральная  расчетная  палата" (далее  -  ЦРП) создана  в
качестве  закрытого  акционерного  общества  в  1992  году  решением
собрания учредителей (протокол  от 11.03.92 б/н) и  зарегистрирована
Московской регистрационной палатой 02.06.92.
     В течение всей деятельности ЦРП в ее устав вносились  изменения
и дополнения,  связанные с изменением  формы собственности,  которые
были  согласованы   с   Банком  России   в  порядке,   установленном
инструкцией  Банка  "О   порядке  применения  федеральных   законов,
регламентирующих  процедуру  регистрации  кредитных  организаций   и
лицензирование банковской деятельности" от 23.07.98 N 75-И.
     ЦРП имеет  лицензию  от  30.07.97  N  33/3-К  на  осуществление
следующих банковских операций со  средствами в рублях и  иностранной
валюте:
     - открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
     - осуществление расчетов  по поручению юридических  лиц, в  том
числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
     - купля - продажа иностранной валюты в безналичной форме;
     - выдача банковских гарантий.
     Во исполнение постановления  Губернатора Московской области  от
21.09.98 N 276-ПГ "Об  ЗАО "Центральная расчетная палата  Московской
области в целях совершенствования и укрепления платежно -  расчетной
дисциплины, решения финансово  - экономических проблем в  Московской
области Фондом  имущества  Московской области  были приобретены  380
акций  ЦРП  из  500 выпущенных  номинальной  стоимостью  100  рублей
каждая. При этом уставный капитал ЦРП составил 50,0 тыс. рублей.
     Таким образом,  в  уставном   капитале  ЦРП  76%  (380   акций)
принадлежат Фонду имущества Московской области, 6% (30 акций) -  АКБ
"Национальный  банк   взаимного  кредита",   1%  (5   акций)  -   АБ
"Международный банк сотрудничества "ОргБанк", 1% (5 акций) - КБ "МБО
ОргБанк" и 15% (75 акций)  - выкупленные у акционеров и  находящиеся
на балансе ЦРП.
     В то же  время  следует отметить,  что  Федеральным законом  от
02.12.90  N  395-1  "О  банках и  банковской  деятельности"  ст.  11
установлено,  что средства  федерального  бюджета и  государственных
внебюджетных  фондов не  могут  быть использованы  для  формирования
уставного капитала кредитной организации.
     Распоряжением Губернатора  Московской  области  от  22.03.99  N
182-РГ  в целях  обеспечения  нормального функционирования  ЦРП  без
достаточных  оснований  было  предусмотрено  в  проекте   областного
бюджета выделение средств в размере  42965,0 тыс. рублей, из них  на
выкуп долгов (убытков) 9000,0 тыс.  рублей и 33965,0 тыс. рублей  на
содержание по  смете ЦРП  и ее отделений,  что и  нашло отражение  в
Законе Московской области N  26/99-ОЗ "Об областном бюджете на  1999
год".  Во   исполнение  этого   распоряжения  между   Правительством
Московской области и  ЦРП был заключен  договор о целевом  бюджетном
финансировании ЦРП на сумму 42965,0 тыс. рублей, а не на  выполнение
работ или оказание услуг, т.е. фактически за счет средств областного
бюджета предусматривалось содержание коммерческой структуры и, кроме
того,   запланировано   выделение    средств   на   выкуп    долгов,
образовавшихся в результате деятельности ЦРП начиная с 1994 года.
     Кроме того, следует отметить,  что цели приобретения акций  ЦРП
Московской   областью,   указанные   в   постановлении   Губернатора
Московской  области  N  276-ПГ,  не  достигнуты,  так  как   открыли
расчетные счета  в ЦРП  только 16  бюджетных организаций  Московской
области, из которых  только по  пяти счетам осуществлялось  движение
средств, а именно:
     - Министерство финансов Московской области;
     - ГУП "Издательский дом "Подмосковье";
     - Московское областное фармацевтическое управление;
     - Министерство  сельского  хозяйства и  пищевой  промышленности
Московской области (бюджетный счет по капвложениям);
     - Комитет по физкультуре, спорту и туризму Московской области.
     Сумма оборота по  всем счетам  указанных организаций  составила
всего 88,1 млн. рублей,  или менее 0,8% расходов областного  бюджета
за 1999 год.
     По мнению Контрольно - счетной палаты расходы бюджетных средств
на содержание ЦРП и оплату их долга можно оценить как нецелевые, так
как ст.  11040  (прочие  текущие  расходы)  бюджетной  классификации
Российской Федерации, по  которой осуществлялось финансирование,  не
предусмотрены  расходы  на  содержание организаций  по  смете  и  на
выплату их долга.
     Согласно Закону  Московской области  N  26/99-ОЗ "Об  областном
бюджете на 1999 год" на  расходы ЦРП в 1999 году было  запланировано
выделение средств областного бюджета в сумме 42965,0 тыс. рублей,  в
том числе по защищенным статьям 3225,1 тыс. рублей и по незащищенным
- 39739,9 тыс. рублей.
     Фактическое финансирование в  1999 году  составило 8500,0  тыс.
рублей, в  том числе  целевым порядком на  содержание организации  -
3225,1 тыс. рублей.
     Отчет об использовании средств областного бюджета за 1999 год в
документах организации отсутствовал, Минфином Московской области  не
истребовался, как  это  было предусмотрено  п.  2.7 указанного  выше
договора о целевом бюджетном финансировании ЦРП. Отсутствие контроля
со  стороны  Минфина  за  расходованием  бюджетных  средств  ЦРП   и
представлением отчетности  привело к  искажению данных  расходования
бюджетных  средств,  представленных  Минфином  в  проект  закона   и
принятых впоследствии в Законе  Московской области N 37/2000-ОЗ  "Об
исполнении областного  бюджета за  1999 год". При  этом в  указанном
Законе  сумма  фактического  финансирования ЦРП  в  1999  году  была
показана  как  полностью  израсходованная,  что  не  соответствовало
действительности.
     Годовой отчет об использовании  средств областного бюджета  был
представлен только в  период проверки в декабре  2000 года на  сумму
6601,6  тыс.  рублей,   а  оставшиеся  неиспользованными   бюджетные
средства 1999 года в сумме  1898,4 тыс. рублей были израсходованы  в
первом полугодии 2000 года.
     Согласно данным бухгалтерского учета и представленного в период
проверки отчета  об  использовании  бюджетных  средств   поступившие
средства в 1999 году расходовались по двум направлениям:
     - собственное содержание  ЦРП -  2368,3 тыс.  рублей, при  этом
целевое  финансирование  на  ее  содержание  составило  3225,1  тыс.
рублей;
     - погашение убытка, связанного  с основной деятельностью ЦРП  в
предыдущие годы, - 4233,3 тыс. рублей.
     Согласно смете, на целевое финансирование расходов в 1999  году
ЦРП было истребовано 42965,0 тыс. рублей (приложение к  распоряжению
Губернатора Московской области  от 22.03.99  N 182-РГ) и  фактически
израсходовано в 1999 году:

                                                     (в тыс. рублей)
+----------------------+-------------+--------------+------------+
|Наименование          |Предусмотрено|Фактически    |В процентах |
|расходов              |по смете     |израсходовано |            |
+----------------------+-------------+--------------+------------+
|Фонд оплаты труда     |  2338,0     |   721,8      |   30,8     |
|Начисления на зарплату|   897,1     |   302,6      |   33,7     |
|Оплата коммун. услуги |  1997,0     |   415,5      |   20,1     |
|арендная плата        |             |              |            |
|Оплата услуг связи    |   170,0     |   147,4      |   86,7     |
|Оплата транспортных   |   816,0     |   126,0      |   15,4     |
|услуг                 |             |              |            |
|Аудиторские услуги    |   209,0     |   170,7      |   81,6     |
|и публикация отчета   |             |              |            |
|Расходы               | 19993,9     |    86,3      |    0,04    |
|по программному       |             |              |            |
|обеспечению           |             |              |            |
|Прочие расходы        |   753,9     |   398,0      |   52,8     |
+----------------------+-------------+--------------+------------+
|Итого на содержание   | 27175,0     |  2368,3      |    8,7     |
+----------------------+-------------+--------------+------------+
|Выкуп долгов (убытков)|  9000,0     |  4233,3      |   47,0     |
|Затраты на содержание |  6790,0     |     -        |    -       |
|отделов (филиалов)    |             |              |            |
+----------------------+-------------+--------------+------------+
|Всего расходов        | 42965,0     |  6601,6      |    0,15    |
+----------------------+-------------+--------------+------------+
|Фактич. финансир.     |             |  8500,0      |            |
|в 1999 г.             |             |              |            |
+----------------------+-------------+--------------+------------+
|Неиспользованный      |             |  1898,4      |            |
|остаток бюджетных     |             |              |            |
|средств               |             |              |            |
+----------------------+-------------+--------------+------------+

     Исходя из данных таблицы затраты на содержание ЦРП в 1999  году
составили 8,7% от  запланированных по смете,  или 2368,3 тыс.  руб.,
при целевом финансировании только  по защищенным статьям (на  оплату
труда) - 3235,1 тыс. рублей. Основными причинами низкого  исполнения
сметы явились завышение плановых сумм, ограниченное финансирование и
неполная укомплектованность организации специалистами.
     Согласно штатному    расписанию,   утвержденному    генеральным
директором ЦРП 26 февраля  1999 г., в организации  предусматривалось
35  человек, фактически  в  течение года  содержалось  от 10  до  15
человек.
     Оплата труда   специалистам    ЦРП   (согласно    постановления
Губернатора Московской области  от 11.11.98 N 349-ПГ)  производилась
применительно   к  условиям   оплаты   труда,  предусмотренным   для
государственных   служащих   Московской   области   по   одноименным
должностям,  что   формально  явилось   вмешательством  в   действия
акционерного общества.
     Необходимо отметить, что  израсходованные бюджетные средства  в
отдельных регистрах бухгалтерского учета  не учитывались, а учет  их
производился совместно  с  израсходованными собственными  средствами
ЦРП,  что  значительно  затрудняло  проверку  использования  средств
областного  бюджета  по  целевому  назначению.  На  эти   недостатки
указывалось  и при  проведении  проверки Главным  управлением  Банка
России по Московской области.
     Другое направление в  расходовании  средств областного  бюджета
было связано с неустойчивым  финансовым положением ЦРП и  погашением
убытков  по основной  деятельности  в  предыдущие годы,  которые  по
состоянию  на  01.01.99  составили  13,1 млн.  рублей,  а  с  учетом
предполагаемых  убытков  от  реализации  ГКО  и  имеющихся   средств
резервного фонда,  направляемых  на погашение  убытков,  в смете  на
истребование средств  областного  бюджета на  покрытие убытков  было
запланировано 9,0 млн. рублей.
     Всего в 1999 году на  погашение убытков было направлено  4233,3
тыс.  рублей,  из  которых  2273,7  тыс.  рублей  были   перечислены
организациям, перед которыми ЦРП  являлась должником, а 1959,6  тыс.
рублей были оплачены векселями.
     В целях  совершенствования работы  с  клиентами и  упорядочения
погашения  долга,  в соответствии  с  действующим  законодательством
Российской  Федерации,  регулирующим  порядок  выпуска  и  обращения
векселей,  ЦРП в  счет  погашения долга  были  выпущены в  обращение
простые  векселя  на  общую  сумму  3535,6  тыс.  рублей  со  сроком
погашения  с  января  по  декабрь  1999  года  (протокол   заседания
правления  небанковской   кредитной  организации  ЗАО   "Центральная
расчетная палата"  от 1  сентября 1998 г.).  Векселя были  размещены
среди организаций, перед которыми ЦРП являлась должником.
     Погашение векселей осуществлялось  по заявлениям организаций  -
векселедержателей. Данные о погашении векселей приведены в таблице:

                                                     (в тыс. рублей)
+----------+----------------+--------------+----------+------------+
|N векселей| Сумма  векселей|Срок погашения|Фактически|Номер и дата|
|          |                |              |погашено  |платежного  |
|          |                |              |          |поручения   |
+----------+----------------+--------------+----------+------------+
|N 1       |    665,0       |15.01.99      |29.03.99  |N 487       |
|          |                |              |          |от 29.03.99 |
|N 2       |    335,0       |30.01.99      |29.03.99  |N 489       |
|          |                |              |          |от 29.03.99 |
|N 3       |    171,6       |15.07.99      |17.08.99  |N 657       |
|          |                |              |          |от 17.08.99 |
|N 6       |    788,0       |01.10.99 -    |15.09.99  |N 689       |
|          |                |230,0         |          |от 15.09.99 |
|          |                |01.10.99 -    |10.12.99  |N 798       |
|          |                |558,0         |          |от 10.12.99 |
+----------+----------------+--------------+----------+------------+
|Всего     |   1959,6       |              |          |            |
+----------+----------------+--------------+----------+------------+

     Остальные два векселя  (N 4  и 5)  на общую  сумму 1576,0  тыс.
рублей  были  погашены  с  нарушением  сроков  погашения  в   первом
полугодии 2000 года за счет остатка бюджетных средств 1999 года.
     Кроме того, в 2000 году за счет средств областного бюджета 1999
года были погашены остатки  на счетах клиентов  на сумму 218,4  тыс.
рублей, а  104,0 тыс. рублей  были использованы  на оплату услуг  по
аудиторской проверке.
     В целом финансовое положение ЦРП  по итогам работы в 1999  году
было неустойчивым. Основной причиной неустойчивой работы организации
явилось  наличие  убытка  от  деятельности  в  предыдущие  годы,   в
результате  чего  ЦРП  испытывала  недостаток  собственных   средств
(капитала), а  в отдельные  периоды  (июнь -  октябрь) его  величина
имела отрицательное значение.
     По состоянию на 1 января 2000 года непогашенный убыток составил
6,4 млн. рублей. Этот  факт объясняется отсутствием в  Правительстве
Московской  области  согласованной  с  Московской  областной   Думой
программы  совершенствования  и  укрепления  платежно  -   расчетной
дисциплины  с использованием  ЦРП,  а  в результате  этого  вложение
бюджетных средств как в уставный капитал, так на содержание и  выкуп
долга   ЦРП,  не   вполне   обоснованно   и  не   принесло   должной
эффективности.

                               Выводы

     Финансирование ЦРП  как  коммерческой структуры  из  областного
бюджета 1999 года  проводилось без  достаточных оснований, а  расход
средств ЦРП  осуществлялся на  цели, не  соответствующие ст.  111040
(прочие   текущие   расходы)  бюджетной   классификации   Российской
Федерации, по  которой  Законом Московской  области  N 26/99-ОЗ  "Об
областном бюджете на 1999 год" финансировалась ЦРП.
     Постановление Губернатора Московской области  N 276-ПГ "Об  ЗАО
"Центральная  расчетная палата  Московской  области", во  исполнение
которого был приобретен контрольный  пакет акций ЦРП, фактически  не
выполнено в части проведения расчетов бюджетных средств через ЦРП.
     В Правительстве Московской области отсутствовала  согласованная
с   Московской  областной   Думой   программа  совершенствования   и
укрепления платежно - расчетной дисциплины с использованием ЦРП, и в
соответствии с  этим  расходование средств  областного бюджета  1999
года  на  финансирование   деятельности  ЦРП   и  оплату  ее   долга
экономически необоснованно.
     Минфином Московской  области   не  осуществлялся  контроль   за
целевым расходованием бюджетных средств ЦРП, не был истребован отчет
о  расходовании средств  за  1999 год,  в  результате чего  допущено
искажение отчетности  (остаток бюджетных  средств на  1 января  2000
года на  сумму 18938,4  тыс.  рублей на  счете ЦРП  был показан  как
израсходованный), соответственно  неправильно определены расходы  по
защищенным статьям.
     Фактически из  предусмотренных  Законом  Московской  области  N
26/99-ОЗ "Об областном бюджете на 1999 год" бюджетных средств ЦРП  в
сумме  42965,0 тыс.  рублей  выделено  8500,0 тыс.  рублей,  которые
соответственно израсходованы на цели, предусмотренные  распоряжением
Губернатора Московской области от 22.03.99  N 182-РГ, в 1999 году  -
6601,6 тыс. рублей, в 2000 году - 1898,4 тыс. рублей.
     В ЦРП  израсходованные  бюджетные средства  не  учитывались  на
отдельных регистрах  бухгалтерского учета,  что затрудняло  проверку
использования средств по предназначению.

Информация по документу
Читайте также