Расширенный поиск
Решение Областной Думы Московской области от 01.11.2000 № 4/112МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНАЯ ДУМА РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2000 г. N 4/112 О проекте закона Московской области "Об охране труда в Московской области" Московская областная Дума решила: 1. Одобрить проект закона Московской области "Об охране труда в Московской области" (приложение). 2. Образовать рабочую группу по доработке проекта закона Московской области "Об охране труда в Московской области" из депутатов: Адамова Николая Петровича - избирательный округ N 28 Жук Ивана Даниловича - избирательный округ N 21 Черкасова Николая Ивановича - избирательный округ N 5 3. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В., руководителю Государственной инспекции труда главному государственному инспектору по Московской области Венгерскому В.А., председателю МОСПС Кабановой В.В., сопредседателю Союза товаропроизводителей Московской области Смирницкому В.Н. направить своих представителей в состав рабочей группы. 4. Контроль за исполнением данного решения возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Аксакова В.Е. Председатель Московской областной Думы А.Е. Жаров Приложение к решению Московской областной Думы от 1 ноября 2000 г. N 4/112 Проект ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в области охраны труда и государственного управления охраной труда на территории Московской области в целях обеспечения конституционного права граждан на условия труда, отвечающие требованиям сохранения жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности и в связи с ней. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера применения настоящего Закона 1. Действие настоящего Закона распространяется на: 1.1. Граждан, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (работников). 1.2. Работодателей: 1.2.1. Организации всех организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области. 1.2.2. Органы государственной власти Московской области. 1.2.3. Государственные органы и учреждения, созданные для реализации отдельных функций государственного управления на территории Московской области. 1.2.4. Органы местного самоуправления в Московской области. 1.2.5. Индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, использующих наемный труд. 1.2.6. Граждан, заключающих трудовые договоры с работниками. 1.3. Членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности на территории Московской области, основанной на их личном трудовом участии. 1.4. Студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику. 1.5. Военнослужащих, направляемых на работу в организации. 1.6. Граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. 1.7. Иностранных граждан, работающих в организациях, находящихся на территории Московской области и под юрисдикцией Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора. Статья 2. Нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда 1. Государственные нормативные требования охраны труда (далее - требования охраны труда), действующие на территории Московской области, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Московской области, устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. 3. Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области в пределах своих полномочий разрабатывают нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда Московской области. Порядок разработки указанных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда Московской области, устанавливается Правительством Московской области. Профсоюзы вправе участвовать в разработке нормативных правовых актов Московской области, содержащих требования охраны труда. 4. Законы Московской области и иные нормативные правовые акты Московской области, содержащие требования охраны труда, не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Требования охраны труда, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Московской области, не должны быть ниже требований охраны труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 3. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории Московской области Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории Московской области обеспечивается согласованными действиями системы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, работодателей и их объединений, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Статья 4. Государственное управление охраной труда в Московской области 1. Государственное управление охраной труда в Московской области осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Губернатором Московской области, Правительством Московской области в пределах их полномочий. 2. К полномочиям Губернатора Московской области по охране труда относятся: 2.1. Принятие нормативных правовых актов Московской области, определяющих порядок работ по государственному управлению охраной труда в Московской области. 2.2. Создание и обеспечение условий для эффективного функционирования Координационного совета по охране труда Московской области и других органов, обеспечивающих решение вопросов в области охраны труда. 2.3. Определение порядка участия представителей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления в расследовании несчастных случаев на производстве в установленном порядке. 2.4. Осуществление сотрудничества в области охраны труда с другими субъектами Российской Федерации. 2.5. Другие полномочия, возложенные на Губернатора Московской области законодательством Московской области. 3. К полномочиям Правительства Московской области по охране труда относятся: 3.1. Реализация государственной политики в области охраны труда на территории Московской области. 3.2. Участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда. 3.3. Разработка и финансирование областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, контроль за их выполнением. 3.4. Разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда. 3.5. Определение расходов на охрану труда за счет средств областного бюджета. 3.6. Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 3.7. Организация сотрудничества в области охраны труда с другими субъектами Российской Федерации. 3.8. Организация Государственной экспертизы условий труда Московской области и сертификации работ по охране труда в организациях. 3.9. Другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда, определенные законами Московской области. 4. Правительство Московской области реализует свои полномочия в области охраны труда на принципах социального партнерства и во взаимодействии с работодателями, профсоюзами и другими общественными организациями. 5. К полномочиям центральных исполнительных органов государственной власти Московской области относятся: 5.1. Разработка программ по улучшению условий и охраны труда и определение источников их финансирования, организация контроля за их выполнением в подведомственных организациях. 5.2. Участие в разработке и реализации областных целевых программ улучшения условий и охраны труда. 5.3. Мониторинг состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях. 5.4. Участие в определении расходов на охрану труда за счет средств областного бюджета. 5.5. Распространение в подведомственных организациях передового опыта по охране труда. 5.6. Организационно - методическое руководство службами охраны труда в подведомственных организациях. 5.7. Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и организация сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. 5.8. Учет потребности и организация обеспечения средствами индивидуальной, коллективной защиты и средствами контроля производственной среды работников подведомственных бюджетных организаций. 5.9. Участие в расследовании несчастных случаев на производстве в подведомственных организациях в установленном порядке. 5.10. Участие в установленном порядке в организации проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных организаций. 5.11. Взаимодействие по вопросам улучшения условий и охраны труда с центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, ведающим вопросами охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органами местного самоуправления, профессиональными союзами и иными общественными организациями, объединениями работодателей. 5.12. Направление в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, ведающий вопросами охраны труда, обобщенных сведений о состоянии условий и охраны труда, информации о принятых мерах по обеспечению требований охраны труда в подведомственных организациях. 5.13. Формирование банка данных действующих в соответствующей отрасли нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда. 5.14. Организация доведения нормативных правовых актов по охране труда или информации об их утверждении до организаций. 5.15. Осуществление иных полномочий в части, касающейся охраны труда, предусмотренных законами Московской области и иными нормативными правовыми актами Московской области. Статья 5. Задачи органов местного самоуправления в области охраны труда 1. Задачами органов местного самоуправления в целях обеспечения реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории муниципальных образований в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Московской области в установленном порядке, являются контроль за состоянием условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний индивидуальных предпринимателей и работников организаций, расположенных на территориях муниципальных образований. 2. Органы местного самоуправления в области охраны труда: 2.1. Создают и организуют работу координационных центров (советов) по охране труда муниципальных образований. 2.2. Участвуют в разработке и реализации областных целевых программ улучшения условий и охраны труда. 2.3. Разрабатывают и утверждают программы улучшения условий и охраны труда на территории муниципальных образований, контролируют их выполнение. 2.4. Определяют расходы на охрану труда за счет средств бюджетов муниципальных образований. 2.5. Разрабатывают и осуществляют меры экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда. 2.6. Координируют работу служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципального образования. 2.7. Проводят мониторинг соблюдения требований охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципальных образований, анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2.8. Участвуют в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом на производстве, произошедших на территории муниципальных образований. 2.9. Участвуют в организации обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций, расположенных на территории муниципальных образований. 2.10. Участвуют в системе социального партнерства в области охраны труда на территории муниципальных образований Московской области. 2.11. Доводят информацию об утверждении нормативных правовых актов по охране труда до организаций, расположенных на территории муниципальных образований. 2.12. Содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2.13. Проводят мониторинг обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях. 2.14. Рассматривают обращения работодателей и работников организаций по вопросам условий труда, предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. 2.15. Консультируют работников организаций по вопросам охраны труда. 2.16. Представляют информацию в области охраны труда в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, ведающий вопросами охраны труда. 2.17. Организуют проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по охране труда. 2.18. Обеспечивают при выдаче разрешений и лицензий соблюдение требований, определенных нормативными правовыми актами по охране труда. 2.19. Организуют взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за охраной труда, общественными и другими организациями по вопросам охраны труда. 2.20. Информируют население через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда. 3. Для реализации полномочий в области охраны труда на территории муниципального образования органы местного самоуправления создают службу управления охраной труда или назначают специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. 4. Специалисты по охране труда органа местного самоуправления имеют право: 4.1. Посещать в установленном порядке организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности и проводить проверки. 4.2. Запрашивать документы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на них задач. 4.3. Запрашивать объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда. 4.4. Рекомендовать руководителям организаций отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. 4.5. Участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве. 4.6. Выдавать руководителям организаций предложения по устранению выявленных нарушений требований охраны труда по форме, установленной центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, ведающим вопросами охраны труда. 4.7. Принимать участие в организации и проведении обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Статья 6. Обеспечение охраны труда в организациях Московской области 1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда как структурного подразделения или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. 2. Служба охраны труда или специалист по охране труда непосредственно подчиняется руководителю организации. 3. На должность инженера по охране труда и других работников службы охраны труда должны назначаться лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера или специалиста по охране труда или стаж практической работы. Лица, имеющие высшее образование, но не имеющие квалификации инженера по охране труда, а также лица, назначаемые на должность инженера по охране труда и не имеющие соответствующей квалификации или опыта практической работы в этой сфере, не позднее одного месяца после назначения направляются на обучение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 4. Привлекаемые на договорной основе специалисты должны пройти специальную подготовку в порядке, определяемом Правительством Московской области. 5. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда на территории Московской области, должны пройти уведомительную регистрацию в порядке, определяемом Губернатором Московской области. 6. Результаты обследований, проведенных в установленном порядке организациями, оказывающими услуги в области охраны труда, принимаются во внимание при выдаче соответствующих заключений центральными исполнительными органами государственной власти Московской области. 7. Специалисты службы охраны труда и специалисты по охране труда, привлеченные на договорной основе, обязаны не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации по специальности. 8. Для обеспечения согласованного решения вопросов охраны труда в организациях с численностью более 10 работников создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. 9. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, обеспечивает согласованные действия работодателя и работников по обеспечению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок и информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах. 10. Членам комитета (комиссии) по охране труда предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка для участия в работе указанной комиссии (комитета). 11. Организации обязаны иметь перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов Московской области и иных нормативных правовых актов Московской области, содержащих требования охраны труда, действие которых распространяется на их производственную деятельность. Перечень определяется организациями самостоятельно на основе рекомендаций центральных исполнительных органов государственной власти Московской области. Статья 7. Обеспечение требований в области условий и охраны труда при лицензировании отдельных видов деятельности 1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется при лицензировании отдельных видов деятельности для определения соответствия условий труда работников, занятых в производственном процессе, требованиям законов и иных нормативных правовых актов по охране труда. Государственная экспертиза условий труда проводится Государственной экспертизой условий труда Московской области. Полномочия по проведению государственной экспертизы условий труда могут быть переданы органам местного самоуправления. 2. По результатам государственной экспертизы условий труда организации - соискателю лицензии выдается заключение Государственной экспертизы условий труда Московской области о соблюдении законов и иных нормативных правовых актов об охране труда. 3. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности утверждается Правительством Московской области. 4. Проведение государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности осуществляется за плату, размер которой устанавливается Правительством Московской области. 5. Средства, полученные в виде платы за рассмотрение и выдачу заключений, за исключением расходов, связанных непосредственно с выдачей заключения, зачисляются в доход областного бюджета. 6. В целях обеспечения соблюдения организациями при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих условий по охране труда организуется контроль за соблюдением организациями требований по охране труда, который осуществляется Государственной экспертизой условий труда Московской области. 7. Предложения лицензирующим органам об аннулировании или приостановлении действия лицензии по итогам проверок при установлении фактов несоблюдения установленных требований по охране труда, с учетом мнения профсоюзов, подготавливает Государственная экспертиза условий труда Московской области. Статья 8. Социальное партнерство в области условий и охраны труда 1. Система социального партнерства Московской области направлена на обеспечение взаимодействия и сотрудничества субъектов социально - трудовых отношений по реализации государственной политики, в том числе в области охраны труда. 2. Органы исполнительной власти Московской области, органы местного самоуправления, объединения работодателей и работников (профсоюзов) на основе заключения областного, областных отраслевых (межотраслевых), муниципальных и муниципальных отраслевых соглашений устанавливают единый порядок регулирования отношений в области условий и охраны труда. 3. В организациях, расположенных на территории Московской области, обязательства сторон по обеспечению здоровых и безопасных условий труда должны предусматриваться коллективными договорами и соглашениями по охране труда. Статья 9. Основные гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, и его обязанности по обеспечению охраны труда в организации 1. Работнику гарантируется право на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены. 2. Каждый работник имеет право на: 2.1. Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. 2.2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.3. Получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов. 2.4. Отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. 2.5. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя. 2.6. Обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя. 2.7. Профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда. 2.8. Запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда. 2.9. Обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда. 2.10. Участие (личное или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания. 2.11. Внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра. 2.12. Компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. 2.13. На предоставление по его требованию работодателем федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области и иных нормативных правовых актов Московской области, относящихся к его производственной деятельности. 3. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. 4. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника ему сохраняются место работы (должность) и средний заработок. 5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации 7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 8. Работник организации обязан: 8.1. Соблюдать требования охраны труда. 8.2. Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты. 8.3. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. 8.4. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления). 8.5. Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Статья 10. Основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации 1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. 2. Работодатель обязан обеспечить: 2.1. Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов. 2.2. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 2.3. Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте. 2.4. Режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. 2.5. Наличие в организации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области и иных нормативных правовых актов Московской области, содержащих требования охраны труда, действие которых распространяется на ее производственную деятельность, и предоставление их работникам по их требованию. 2.6. Разработку на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области и иных нормативных правовых актов Московской области и утверждение необходимой нормативно - технической документации, в том числе стандартов предприятия системы безопасности труда, инструкций по охране труда для работников по профессиям и видам работ и других организационно - методических документов по охране труда. 2.7. Приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. 2.8. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку знаний ими требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. 2.9. Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. 2.10. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. 2.11. Проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. 2.12. Недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний. 2.13. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. 2.14. Предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий. 2.15. Беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2.16. Выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки. 2.17. Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи. 2.18. Расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2.19. Санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. 2.20. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2.21. Ознакомление работников с требованиями охраны труда. Статья 11. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда 1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. 2. Определение соответствия проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов, разрабатываемых в организациях Московской области, требованиям охраны труда осуществляется при проведении государственной экспертизы условий труда и подготовке разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Порядок проведения соответствующей государственной экспертизы условий труда устанавливается Правительством Московской области. 3. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений Государственной экспертизы условий труда Московской области о соответствии проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, выдаваемых в установленном порядке. 4. Принятие в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов без разрешений Государственной инспекции труда в Московской области, других соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда не допускается. 5. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно - гигиеническая, медико - биологическая) оценка которых не проводилась. 6. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников. 7. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия и санитарно - эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам. Статья 12. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке, и технической документацией на используемое оборудование. 2. В отдельных случаях в соответствии с особенностями производства работодатель может по согласованию с Государственной инспекцией труда и соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом заменить один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных нормами, утвержденными в установленном порядке, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов. 3. В случаях отсутствия в утвержденных нормах средств индивидуальной защиты, непосредственно предохраняющих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, они могут быть выданы работникам на основании аттестации рабочих мест по условиям труда в зависимости от характера выполняемых работ. 4. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя. 5. Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты. Статья 13. Медицинские осмотры работников некоторых категорий 1. Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, и некоторых других, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний. 2. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. В случае необходимости по решению Правительства Московской области, на основании предложений государственной санитарно - эпидемиологической службы Московской области и органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные требования к проведению медицинских осмотров. 4. Медицинские осмотры работников производятся за счет работодателя. Без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний работники не допускаются к выполнению ими трудовых обязанностей. 5. В соответствии с коллективными договорами и с согласия работника могут проводиться дополнительные медицинские осмотры по договору с лечебно - профилактической организацией. 6. В целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно - профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций также должны проходить медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством. Статья 14. Обучение по охране труда 1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. 2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. 3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которую в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. 4. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников организаций, подконтрольных специально уполномоченным федеральным органам государственного надзора и контроля, может проводиться совместно с обучением и аттестацией работников по вопросам безопасности в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. 5. Обучение по охране труда работников организаций проводится в установленном порядке как в самой организации, так и в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, а также в организациях, имеющих соответствующее разрешение уполномоченных органов. 6. Затраты организации, направляющей работников на обучение по охране труда, учитываются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 15. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда 1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках областных целевых программ и муниципальных программ за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 2. В областной бюджет и местные бюджеты должны включаться отдельной строкой затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных учреждениях в размере не менее 0,7 процента суммы расходов на содержание работников. 3. Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. 4. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статья 16. Аттестация рабочих мест по условиям труда 1. Организации всех организационно - правовых форм и форм собственности, ведущие деятельность на территории Московской области, обязаны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. 2. Порядок организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Мониторинг проведения аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют специалисты по охране труда центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления. 4. Контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляет Государственная экспертиза условий труда Московской области. Статья 17. Соответствие рабочих мест, предоставляемых для привлечения иностранной рабочей силы, требованиям по охране труда 1. Рабочие места, предоставляемые организациями для иностранных граждан, должны соответствовать требованиям настоящего Закона. 2. Определение соответствия требованиям по охране труда рабочих мест, предоставляемых для иностранных граждан, осуществляется при проведении государственной экспертизы условий труда. Глава III. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ДЛЯ ЖЕНЩИН, МОЛОДЕЖИ И ИНВАЛИДОВ Статья 18. Охрана труда женщин и молодежи 1. На тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья. 2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Работодатель может принимать решение о применении труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет на работах (профессиях, должностях), включенных в перечни, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, при положительном заключении Государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора Московской области. Статья 19. Охрана труда инвалидов 1. При квотировании рабочих мест для инвалидов должны учитываться сведения о категориях работников, для которых имеются или создаются рабочие места, об обеспечении санитарно - гигиенических требований и рекомендаций медико - социальной экспертизы по условиям и режимам труда. 2. Программы профессионального обучения инвалидов должны быть составлены с учетом специфики условий и охраны труда различных категорий работников - инвалидов. 3. Работодатель, использующий труд инвалидов, обязан обеспечить: 3.1. Специальное профессиональное обучение инвалидов, их профессиональную и производственную адаптацию в соответствии с состоянием здоровья и заключением медико - социальной экспертизы. 3.2. Медицинский контроль за состоянием здоровья инвалидов, оказание им неотложной и амбулаторной медицинской помощи. 3.3. Создание специализированных рабочих мест для инвалидов или необходимых приспособлений для рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования, учитывающих специфику данной категории работников и рекомендации медицинских учреждений и обеспечивающих безопасность здоровья и жизни инвалидов в процессе их трудовой деятельности. 3.4. Условия труда и режимы работы в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов. 3.5. Доступную для инвалидов среду жизнедеятельности в организации, устройства и сооружения для их свободного перемещения в производственных и бытовых помещениях, на территории организации. Глава IV. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Статья 20. Государственный контроль Государственный контроль за условиями и охраной труда осуществляется Государственной экспертизой условий труда Московской области. Статья 21. Государственная экспертиза условий труда 1. Государственная экспертиза условий труда включает в себя контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях и осуществляется Государственной экспертизой условий труда Московской области. 2. Государственная экспертиза условий труда Московской области создается и функционирует в составе центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, ведающего вопросами охраны труда. 3. Положение о Государственной экспертизе условий труда Московской области утверждается Правительством Московской области. 4. Государственная экспертиза условий труда Московской области подготавливает заключения для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или прекращения деятельности ее структурных подразделений, деятельность которых осуществляется с нарушениями требований охраны труда. 5. Государственная экспертиза условий труда Московской области осуществляет государственный контроль за: 5.1. Качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. 5.2. Правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда. 5.3. Условиями и охраной труда. 5.4. Правильностью отнесения организаций и структурных подразделений к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 6. Государственная экспертиза условий труда Московской области осуществляется: 6.1. По проектам строительства новых и реконструируемых производственных объектов в части соответствия запроектированных в них условий труда нормативным требованиям безопасности. 6.2. При проведении сертификации работ по охране труда на производственных объектах на соответствие требованиям по безопасности и условиям труда. 6.3. При лицензировании отдельных видов деятельности по определению соответствия условий труда работников, занятых в этом производстве, требованиям законов и иных нормативных правовых актов по охране труда - путем подготовки соответствующих заключений. 6.4. При оценке характера и условий труда работников, которые предшествовали наступлению несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, для представления заключений в учреждения медико - социальной экспертизы. 6.5. При рассмотрении разногласий между работодателями и работниками по предоставлению компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. 6.6. По запросам: 6.6.1. Суда. 6.6.2. Органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 6.6.3. Органов управления охраной труда. 6.6.4. Работодателей и их объединений. 6.6.5. Профессиональных союзов. 6.6.6. Работников, объединений работников и иных уполномоченных работниками представительных органов. Оплата работ по экспертизе условий труда осуществляется за счет средств работодателя в порядке, устанавливаемом Губернатором Московской области. 7. Государственная экспертиза условий труда Московской области: 7.1. Участвует в установленном порядке в проведении работ, связанных с определением скидок и надбавок к страховому тарифу, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 7.2. Подготавливает заключения о соответствии проектов новой техники и технологии требованиям охраны труда. 7.3. Подготавливает заключения для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда. 7.4. Подготавливает заключения о характере и об условиях труда работников, которые предшествовали наступлению несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. 8. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно - правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию. Статья 22. Общественный контроль за охраной труда 1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками, представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством. 2. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов не позднее месяца со дня избрания обязаны пройти обучение по охране труда в установленном порядке. Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 23. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), препятствующие деятельности представителей органов государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|