Расширенный поиск

Решение Областной Думы Московской области от 14.09.2005 № 5/149

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                              РЕШЕНИЕ


                   от 14 сентября 2005 г. N 5/149


    О результатах проверки Контрольно-счетной палатой Московской
областной Думы использования денежных средств, выделенных из бюджета
     Московской области Московскому областному наркологическому
                    диспансеру в 2002-2004 годах


     Московская областная Дума
     
     решила:
     
     1. Принять  к  сведению  информацию  Контрольно-счетной  палаты
Московской  областной  Думы  о  результатах  проверки  использования
денежных   средств,  выделенных   из   бюджета  Московской   области
Московскому  областному  наркологическому  диспансеру  в   2002-2004
годах, изложенную в Отчете (прилагается).
     2. Направить  Губернатору   Московской  области  Громову   Б.В.
настоящее решение и прилагаемый к нему Отчет.
     3. Контроль  за  исполнением настоящего  решения  возложить  на
Председателя Московской областной Думы Аксакова В.Е.
     
     
     И.о. Председателя
     Московской областной Думы В.К. Алексеев
     
     
                               ОТЧЕТ
           О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ
         СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ БЮДЖЕТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
              МОСКОВСКОМУ ОБЛАСТНОМУ НАРКОЛОГИЧЕСКОМУ
                    ДИСПАНСЕРУ В 2002-2004 ГОДАХ
     
     
     В соответствии  с  решением  Московской областной  Думы  от  20
апреля 2005  г. N  4/137 "О плане  работы Контрольно-счетной  палаты
Московской  областной  Думы  на   II  квартал  2005  года"   группой
консультантов Контрольно-счетной  палаты  Московской областной  Думы
Колесниковым   Л.М.  (руководитель   группы),   Гришуниным  В.А.   и
Перелыгиным Е.А. проведена проверка использования денежных  средств,
выделенных  из  бюджета Московской  области  Московскому  областному
наркологическому диспансеру в 2002-2004 годах.
     Проверка проводилась  в  Московском  областном  наркологическом
диспансере,   шести   его    структурных   подразделениях   и    ГУП
"Мособлсанавтотранс".
     Ответственными за     финансово-хозяйственную      деятельность
Московского областного наркологического диспансера являлись:
     главный врач  Котлубай   Владимир  Прокофьевич,  в   занимаемой
должности  с  1  ноября  2004   года,  до  него  -  Барков   Дмитрий
Александрович (с 01.09.2001 по 27.09.2004);
     главный бухгалтер  Конова   Елена   Леонидовна,  в   занимаемой
должности весь проверяемый период.
     В процессе проверки установлено:
     Областное государственное   учреждение   Московский   областной
наркологический   диспансер   (далее  -   МОНД)   -   некоммерческая
организация, был  образован путем выделения  из Главного  управления
здравоохранения Администрации Московской области (далее - ГУЗАМО)  в
самостоятельное учреждение с правом юридического лица (приказ ГУЗАМО
от  28.11.1997  N  121)  и  имеет  свидетельство  о  государственной
регистрации юридического лица  N 50:00:0162 от 09.04.1998,  выданное
Московской областной регистрационной палатой.
     Юридический адрес:  141200,  Московская  область,  г.  Пушкино,
Московский проспект, дом 39в.
     Почтовый адрес: 107082,  г. Москва, ул.  Большая Почтовая,  дом
40.
     В соответствии с  Уставом  МОНД, согласованным  с Комитетом  по
управлению  имуществом  Московской  области  и  утвержденным  ГУЗАМО
29.12.1997, предметом  деятельности МОНД является  восстановительное
лечение    и    диагностика   лиц,    страдающих    наркологическими
заболеваниями, а основными видами деятельности согласно лицензии  от
02.03.2004  N   999/1999,  выданной  Министерством   здравоохранения
Правительства Московской области,  со сроком  действия по 27  января
2009  г. являются  амбулаторная,  неотложная стационарная  помощь  и
наркологическая экспертиза трудоспособности.
     Министерством здравоохранения Правительства Московской  области
ежегодно утверждались для МОНД плановые показатели количества  коек,
численности персонала и посещаемости. Указанные нормативы оставались
практически неизменными  и ежегодно составляли  50 коек,  49,5-49,75
ставки врачебных должностей, 49,5-49,75 ставки среднего медицинского
персонала,  23,25-24,75   -  младшего  и   33-34,25  ставки   прочих
работников.  При  этом   фактическое  наличие  коек  в   структурных
подразделениях составляло 15 штук.
     Руководством МОНД на основании этих показателей составлялись  и
утверждались  штатные  расписания   на  содержание  персонала   всех
категорий по подчиненным  структурным подразделениям. Однако при  их
составлении должный  анализ необходимости  и возможности  содержания
тех или иных должностей  в конкретных структурных подразделениях  не
проводился.
     Так, расположенные  в   г.  Дзержинске   дневной  стационар   и
наркологический   кабинет   по  площади   выделенных   помещений   и
сложившейся практике оказания медицинской помощи позволяли содержать
3  врачебные  ставки,  3   ставки  среднего  и  2  ставки   младшего
медицинского  персонала,  а  в  штатное  расписание  включалось  7,0
врачебной  ставки,  7,25  ставки среднего  и  5,25  ставки  младшего
медицинского персонала, а также 3,5 ставки социальных работников.
     Помещения организационно-методического       (консультативного)
отдела, расположенные в арендуемом МОНД здании по адресу: г. Москва,
ул. Большая Почтовая, 40 (один кабинет - 12 кв. м и второй - 48  кв.
м, превращенный в склад),  также не обеспечивали нормальные  условия
труда 9 врачам-специалистам, 7 медицинским сестрам и специалисту  по
социальной работе. В информационно-техническом отделе, размещенном в
комнате площадью 16 кв. м,  оборудовано 4 рабочих места, а  штатными
расписаниями предусматривалось содержание 7-8 должностей.
     Указанное положение создавало возможность для нарушений штатной
дисциплины, о чем изложено ниже.
     В проверенном  периоде  в   МОНД  проводились  мероприятия   по
реорганизации структурных лечебных подразделений (см. таблицу):
     
|——————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————|
| Подразделения по Уставу МОНД         | Подразделения МОНД                    |
|                                      | на 1 января 2005 г.                   |
|——————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————|
| 1. Диспансерное отделение N 1,       | 1. Диспансерное отделение N 1,        |
| г. Королев                           | г. Пушкино                            |
|——————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————|
| 2. Диспансерное отделение N 2,       | 2. Диспансерное отделение N 2,        |
| г. Пушкино                           | г. Москва                             |
|——————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————|
| 3. Диспансерное отделение N 3,       | 3. Наркологический кабинет,           |
| г. Москва                            | г. Дзержинск                          |
|——————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————|
| 4. Наркологический                   | 4. Дневной стационар,                 |
| реабилитационный центр, г. Москва    | г. Дзержинск (3 койки)                |
|——————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————|
|                                      | 5. Отделение неотложной               |
|                                      | наркологической помощи,               |
|                                      | с. Николо-Архангельское (12 коек)     |
|——————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————|
|                                      | 6. Химико-токсикологическая           |
|                                      | лаборатория, г. Москва                |
|——————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————|
|                                      | 7. Экспертный отдел, г. Пушкино       |
|——————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————|
     
     Следует отметить,   что   после   проведения   в   2003    году
реорганизации  МОНД  (сокращение  подразделений,  объединение   ряда
подразделений и образование новых) изменения в Устав МОНД внесены не
были.
     Расход бюджетных  средств,  полученных  МОНД  от   Министерства
здравоохранения  Правительства Московской  области,  характеризуется
следующей таблицей:
     
                                                       (в тыс. руб.)
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
|   |                              | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г.  |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
|   | Профинансировано             | 11193,8 | 13141,5 | 21782,7  |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
|   | Кассовый расход              | 11193,8 | 13141,5 | 21782,7  |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
|   | В том числе:                 |         |         |          |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 1 | Оплата труда                 | 6249,4  | 6482,2  | 10465,0  |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 2 | Начисления на оплату труда   | 2236,5  | 2321,4  | 3535,0   |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 3 | Приобретение предметов       | 382,3   | 496,3   | 613,8    |
|   | снабжения и расходных        |         |         |          |
|   | материалов                   |         |         |          |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 4 | Командировки                 | -       | 16,0    | 44,0     |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 5 | Транспортные услуги          | 816,7   | 1084,0  | 3276,0   |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 6 | Услуги связи                 | 31,3    | 47,6    | 33,0     |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 7 | Коммунальные услуги          | 996,3   | 1237,0  | 1914,1   |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 8 | Прочие текущие расходы       | 39,9    | 301,4   | 269,9    |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 9 | Приобретение оборудования    | 41,4    | 135,6   | 1099,2   |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
| 10| Капитальный ремонт           | 400,0   | 1020,0  | 532,7    |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
|   |                              | 11193,8 | 13141,5 | 21782,7  |
|———|——————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
     
     Приведенные данные свидетельствуют,  что в проверенном  периоде
бюджетные  средства  в   основном  использованы  на  оплату   труда,
транспортные расходы и коммунальные услуги.
     
                      Расходы на оплату труда
     
     При проверке  организации  работы   по  начислению  и   выплате
заработной  платы работникам  МОНД  выявлены серьезные  нарушения  и
недостатки.
     Коллективный договор, разработанный в  МОНД на 2003-2006  годы,
носил формальный  характер,  не в  полной  мере отвечал  требованиям
статей 41 и  43 Трудового кодекса Российской  Федерации (далее -  ТК
РФ) и  имел грубые правовые  нарушения. Так,  в пункте 5.5  договора
указано,  что  заработная  плата  может  быть  повышена  за  высокие
показатели  в  труде,  за   эффективный  и  качественный  труд,   за
расширение зоны  обслуживания  выполняемых работ  (за счет  экономии
фонда оплаты труда).
     Однако в соответствии  с ТК  РФ  и Положением  об оплате  труда
работников  здравоохранения  (приказ  Министерства   здравоохранения
Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 15.10.1999 N  377)
первые два показателя относятся к системе премирования в  учреждении
(более  того,  по   своему  содержанию  они  идентичны),   последний
показатель относится  к системе  доплат, размеры  и условия  выплаты
которых  должны  быть  зафиксированы в  коллективном  договоре.  Что
касается  повышения  окладов   (ставок),  то  работникам  МОНД   оно
производится только  в  связи с  наличием в  их  работе опасных  для
здоровья и особо тяжелых условий труда.
     Положение о   премировании   сотрудников  МОНД   также   носило
формальный характер. Указывалось, что выплаты премий производятся за
перевыполнение  итоговых  показателей  деятельности  коллектива  (за
месяц, квартал, год), но  каких именно показателей - не  определено.
Однако в ряде случаев премирование производилось:
     - за успешную  сдачу годовой  отчетности в  налоговую службу  и
персонифицированного учета в Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации  заместителя  главного  врача  по  экономическим  вопросам
Зеленову Н.П. -  10,0 тыс. рублей, бухгалтера  Макаревич Н.И. -  8,0
тыс. рублей (приказ от 18.03.2004 N 32);
     - в  связи  с успешным  выполнением  производственного  задания
социальных работников Карпушину Л.В.  - 10,0 тыс. рублей,  Кузнецову
В.А. - 5,0 тыс. рублей и главную медицинскую сестру Кривовову Н.С. -
5,0 тыс. рублей (приказ от 19.03.2004 N 33);
     - за   успешную  сдачу   годовой   отчетности  в   Министерство
здравоохранения Правительства Московской области главного бухгалтера
Конову  Е.Л.,  начальника  отдела  кадров  Потапову  И.А.,  медбрата
Блохина А.С., заместителя  главного врача по экономическим  вопросам
Зеленову Н.П., бухгалтера Макаревич Н.И. по 3,0 тыс. рублей  каждого
(приказ от 30.01.2004 N 18). Аналогичное премирование  производилось
и в 2002-2003 годах.
     Ежегодно утверждаемый  для МОНД  Министерством  здравоохранения
Правительства Московской области фонд оплаты труда носил нормативный
характер и напрямую зависел от утвержденного главным врачом штатного
расписания, тарификационных  списков работников, расчета  положенных
повышений тарифных ставок, доплат и надбавок.
     За счет утвержденного фонда оплаты труда производилась  выплата
основной заработной  платы,  а надбавок  стимулирующего характера  и
премий в основном за счет его экономии.
     При этом  каких-либо  локальных  документов,   регламентирующих
выплату работнику надбавок  стимулирующего характера (за  расширение
зоны  обслуживания,  сложность, напряженность  и  специальный  режим
работы) с указанием  определенных критериев  для их установления,  в
МОНД не разрабатывалось, в лучшем случае руководителем  структурного
подразделения подавался  рапорт  об установлении  данных надбавок  в
процентах или  рублях  без какого-либо  обоснования (за  исключением
экспертного  отдела,  где   в  качестве  критерия  указывалась   его
неукомплектованность).  Таким   образом,  отдельным  работникам   за
"напряженность в труде" надбавка устанавливалась в размере  400-500%
от должностного оклада, а при исчерпании свободного остатка  средств
по фонду  оплаты труда  издавался приказ  о снижении  ее размера  по
указанной  причине,  т.е.  основным критерием  выплаты  надбавки  за
сложность, напряженность и специальный режим работы являлось наличие
свободного  остатка   денежных   средств  по   фонду  оплаты   труда
(экономия),   а   не   действительно   высокоэффективная    трудовая
деятельность работников.
     Анализ выплаты  указанной  надбавки  по  категориям  работников
показал,  что  наибольший  ее  размер  устанавливался   сотрудникам,
включенным в ведомость  выплаты заработной платы администрации  МОНД
(от 200 до 500%). Так, в  2003 году в виде надбавки за сложность  по
раздаточным ведомостям администрации в среднем выплачено: в январе -
321,6% от должностного оклада (тарифной ставки), в феврале - 359,0%,
в марте  - 332,9%,  в апреле  - 315,7%,  в мае  - 268,4%,  в июне  -
455,2%, в июле - 264,9%, в августе - 330,9%, в сентябре - 309,3%,  в
октябре  -  257,7%,  в  ноябре  - 257,0%,  в  декабре  -  238,4%  от
должностного оклада (тарифной ставки).
     Другим сотрудникам  только  в  январе того  же  года  указанная
надбавка   выплачена:  врачебному   персоналу   -  40,5%,   среднему
медицинскому персоналу  - 63,0%, младшему  медицинскому персоналу  -
23,9%, прочему  - 90,7%  от должностного  оклада (тарифной  ставки).
Подобная  тенденция  сохранялась  и  в  другие  месяцы  проверяемого
периода.
     Отдельным работникам сверх  ежемесячной надбавки за  сложность,
напряженность и специальный режим работы, установленной в процентах,
выплачивалась  дополнительная надбавка  к  должностному окладу  и  в
твердой  сумме  до  10500  рублей  одноразово.  Копии  приказов   на
установление  таких  надбавок  в  2002-2004  годах  прилагаются  (не
приводятся).
     На формальный подход к вопросу установления и выплаты  надбавок
стимулирующего характера указывает и тот факт, что приказом по  МОНД
от 26.05.2003 N 33 за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей,
выявленное     в      ходе      проверки     отдельных      вопросов
финансово-хозяйственной  деятельности  МОНД   контрольно-ревизионным
отделом   Министерства  здравоохранения   Правительства   Московской
области, были объявлены  выговоры главному бухгалтеру Коновой  Е.Л.,
начальнику отдела кадров Потаповой И.А. и заместителю главного врача
по экономическим вопросам Зеленовой Н.П. При этом в нарушение п. 6.4
Положения  об  оплате   труда  работников  здравоохранения   (приказ
Минздрава России от 15.10.1999 N 377) указанные надбавки им не  были
отменены, а в связи с  перерасходом фонда оплаты труда лишь  снижены
соответственно на 45,  50 и  50% от ранее  установленных 345, 325  и
350% и с ежемесячной доплатой каждому по 700 рублей. В итоге  только
за период  с мая  по декабрь 2003  года указанным  лицам в  качестве
надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы было
незаконно выплачено 63,9  тыс. рублей, 58,6  тыс. рублей, 65,6  тыс.
рублей соответственно.
     Табели учета  рабочего  времени  и  расчета  заработной  платы,
составляемые  в  МОНД,   не  соответствовали  форме,   установленной
постановлением Госкомстата России  от 06.04.2001  N 26. Кроме  того,
они   должны   составляться  уполномоченным   лицом,   подписываться
руководителем  структурного  подразделения  и  работником   кадровой
службы.   Реально    же   табели   на    организационно-методический
(консультативный)  и информационно-технический  отделы  составлялись
главной медицинской  сестрой  Кривовой Н.С.  и подписывались  бывшим
главным врачом МОНД Барковым Д.А., а в отдельных случаях начальником
отдела кадров Потаповой И.А.
     При проверке структурных подразделений МОНД в ходе беседы с  их
руководителями  и  по  полученным при  этом  письменным  объяснениям
установлено,  что  на  ряд должностей  в  этих  подразделениях  были
оформлены  лица,  фактически   должностные  обязанности  в  них   не
исполнявшие,  а заработная  плата  им со  значительными  надбавками,
доплатами  и  премиями  начислялась  и  выплачивалась  на  основании
табелей       учета       использования       рабочего       времени
организационно-методического          (консультативного)           и
информационно-технического отделов, составленных по указанию бывшего
главного  врача  МОНД  Баркова  Д.А.  главной  медицинской   сестрой
Кривовой   Н.С.  и   начальником   отдела  кадров   Потаповой   И.А.
(объяснительные прилагаются - не приводятся).
     Так, по объяснению начальника информационно-технического отдела
Пролиско Г.И., вместе с ним в проверенном периоде на 6-7  должностях
по штатному расписанию в отделе постоянно работали 3 человека, а где
работали остальные 3-4  человека и чем они  занимались, он не  знает
(объяснительная прилагается - не приводится).
     Согласно указанной  объяснительной  в  проверенном  периоде  на
различных должностях специалистов по вычислительной технике в отделе
не работали Кувшинчикова Л.В., Агуреева В.А., Жданкин В.А., Котлубай
М.И., Конов Р.Н., Афанасьев А.В., Усков Е.Н., Степин С.В., Макаревич
М.М.  и  Борисов  Д.А. Документального  подтверждения  их  работы  в
структурных подразделениях  МОНД, кроме  составленных табелей  учета
рабочего времени на весь персонал указанного отдела, не  подписанных
начальником этого отдела, не представлено. Тем не менее по карточкам
лицевых счетов (ф.  N Т-54, утвержденная постановлением  Госкомстата
России от  06.04.2001 N  26)  значится незаконно  начисленная, а  по
раздаточным ведомостям выплаченная им заработная плата: в 2002  году
- 142,7 тыс. рублей, в 2003 году - 124,6 тыс. рублей, в 2004 году  -
239,2 тыс. рублей.
     Аналогично в проверенном  периоде числились, но  не работали  в
дневном стационаре и  наркологическом кабинете (г. Дзержинск)  врачи
Рачинская  Б.Ф.  и  Гыскэ  Л.И.,  санитарка  Кокаева  Е.Г.,  санитар
Афанасьев А.А. и  социальные работники Букаров А.В.  и Гыскэ И.А.  В
качестве  документального подтверждения  якобы  их работы  в  других
структурных подразделениях имеются лишь составленные табели, которые
указаны выше. Указанным лицам незаконно начислено и выплачено в 2002
году 192,2 тыс. рублей, в 2003 году - 216,1 тыс. рублей, в 2004 году
- 218,1 тыс. рублей.
     Согласно объяснительной  записке бывшего  заместителя  главного
врача   по   организационно-методической   консультативной    работе
Мостового  С.М.   в  организационно-методическом   (консультативном)
отделе, начальником которого он одновременно являлся с февраля  2003
года по август 2004 года,  не работали врач Резник А.М.  (проходящий
действительную  военную службу  в  должности заместителя  начальника
кафедры  психиатрии  Государственного  института  усовершенствования
врачей Министерства  обороны РФ) и  медицинская сестра  Голобородько
А.Е. Однако они  незаконно включались  в табель учета  использования
рабочего времени, и  сумма выплаченной  по таким табелям  заработной
платы составила 13,2 тыс. рублей и 25,0 тыс. рублей соответственно.
     Кроме того, водители ГУП "Мособлсанавтотранс", закрепленные  за
автомобилями,  обслуживающими  МОНД,  что  подтверждается   путевыми
листами, были  также оформлены  на  работу и  в МОНД:  Левин В.В.  с
03.01.2002 как  внешний совместитель  (0,5 ставки),  а с  01.02.2002
постоянно (1,0 ставки социального работника) в дневной стационар N 2
(г. Дзержинск),  а Блохин  А.С. с  02.09.2002 на  ставку медбрата  в
организационно-методический  отдел,  а  с  02.06.2003  переведен  на
ставку медбрата в диспансерное отделение N 1 (г. Дзержинск), которым
аналогично   на   основании    табелей   учета   рабочего    времени
организационно-методического  (консультативного)  отдела   незаконно
начислялась  и   выплачивалась  заработная  плата.   Документального
подтверждения их работы в  этом отделе, кроме табеля,  составленного
главной медицинской сестрой, но не подписанного начальником  отдела,
также не представлено.  За период "работы"  в МОНД им  выплачивалась
ежемесячная надбавка за "увеличение объема работ" и за  "расширение"
от 200 до 500%, а Блохину А.С. дополнительно ежемесячно в 2003  году
700 рублей, а  в ноябре - декабре  2002 года каждому  соответственно
7500 и 9500 рублей и 7500 и 8500 рублей. Всего в проверенном периоде
Левину В.В.  и Блохину  А.С.  было незаконно  начислено и  выплачено
288,3 тыс. рублей и 365,8 тыс. рублей соответственно.
     Также в МОНД на  должности специалиста  по социальной работе  и
санитарки были оформлены  их жены  - Левина О.В.  и Блохина Н.А.,  а
мать  Блохина  А.С.,  Блохина  Т.В.,  -  на  должность   социального
работника,  которые  должностные  обязанности  не  исполняли,  а  по
объяснению  главного бухгалтера  МОНД  их "деятельностью"  руководил
лично бывший главный врач Барков Д.А. Указанным лицам была незаконно
начислена и выплачена  заработная плата в  сумме 118,5 тыс.  рублей.
Примечательно и то, что им выплачивалась надбавка за  "интенсивность
труда" в размерах  от 100 до 175%  от должностного оклада  (тарифной
ставки).
     Кроме того, на  должность  специалиста по  социальной работе  в
дневной стационар (г. Дзержинск) была оформлена с установлением 200%
надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы жена
бывшего главного врача МОНД Баркова  Д.А. - Баркова Е.В., которая  в
стационаре не работала, а на основании табелей учета и использования
рабочего времени, составленных главной медицинской сестрой  Кривовой
Н.С.    как    на    работающую    в     организационно-методическом
(консультативном)  отделе, ей  в  2004  году незаконно  начислено  и
выплачено 39,7 тыс. рублей.
     Следует отметить,  что  после   увольнения  с  работы   бывшего
главного врача МОНД Баркова Д.А. (27.09.2004) в течение трех месяцев
в  МОНД были  изданы  приказы на  увольнение  около 20  сотрудников,
числившихся  в  других  структурных  подразделениях,  но  получавших
заработную плату на  основании табелей учета использования  рабочего
времени    в   организационно-методическом    (консультативном)    и
информационно-техническом  отделах,  в  том  числе  Рачинская  Б.Ф.,
Букаров А.В., Блохина Н.А., Баркова Е.В. и другие.
     В основной  массе  личных   карточек  работников  (ф.  N   Т-2,
утвержденная постановлением Госкомстата  России от 06.04.2001 N  26)
отсутствуют  их  подписи,  подтверждающие  правильность  сведений  о
приеме (переводе) на работу, условиях оплаты, оснований увольнения и
др.
     В проверенном   периоде   имели   место   нарушения   трудового
законодательства  в  части  отзыва  сотрудников  МОНД  из  очередных
отпусков  без  последующего  предоставления  неиспользованных   дней
отпуска (приказ от 05.01.2004 N 3-к.).
     На период отпуска бухгалтера, исполняющего обязанности кассира,
кассовые операции велись лично главным бухгалтером Коновой Е.Л., что
противоречит требованиям  п.  7  Положения  о  главных   бухгалтерах
(утверждено постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 N  59
с  изменениями,  внесенными  решением  Верховного  Суда   Российской
Федерации от 17.04.2002), который такое замещение не разрешает.
     В нарушение   требований  постановления   Главы   Администрации
Московской  области от  21.06.1995  N  111-ПГ "Об  увеличении  фонда
оплаты  труда   бюджетных  учреждений  социально-культурной   сферы"
поступившие в 2004  году целевые средства  из областного бюджета  на
выплату  компенсаций  более  высокого   уровня  цен  и  тарифов   по
потребительским товарам и услугам  в городе Москве и для  социальной
защиты работников учреждений областного подчинения, расположенных на
территории г. Москвы  (стоимость проезда в транспорте,  коммунальные
услуги  и  питание),  были  израсходованы  на  выплату  надбавок  за
сложность, напряженность и специальный режим работы, расширение  зон
обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Таким образом,
сумма нецелевого использования средств областного бюджета на выплату
заработной платы  по указанному постановлению  составила 434,2  тыс.
рублей.
     В 2003  году  МОНД  получил  от  Министерства   здравоохранения
Российской    Федерации   лабораторное    оборудование    импортного
производства на сумму 4383,0 тыс. рублей для обнаружения наркотиков,
которое  в  2004  году  было  установлено  на  кафедре   клинической
лабораторной диагностики  Российского государственного  медицинского
университета. Проверкой  установлено,  что оборудование  подключено,
проверено и  готово к  эксплуатации. Для  его эксплуатации  приказом
бывшего главного  врача МОНД Баркова  Д.А. от  10.03.2004 N 30  была
открыта химико-токсикологическая лаборатория, должности персонала  в
которой  вводились   путем  замены   одних  должностей   медицинских
работников по штатному расписанию МОНД на другие. Таким образом, к 1
января  2005 года  было  укомплектовано 6  должностей,  в том  числе
заведующий лабораторией,  два врача,  три фельдшера-лаборанта,  фонд
оплаты труда которых за декабрь 2004 года составил 33,7 тыс. рублей.
     В штатном     расписании    МОНД     на     2005    год     для
химико-токсикологической    лаборатории   установлена    численность
медицинского персонала в количестве 11 единиц (списочная численность
осталась прежней  - 6 человек),  но она  не работает, поскольку  нет
договора   между    Министерством   здравоохранения    Правительства
Московской   области   и  Российским   государственным   медицинским
университетом,  в  котором  должны быть  определены  цели  и  задачи
деятельности химико-токсикологической  лаборатории, а также  порядок
расчетов за  предоставленные для  установки оборудования  помещения,
потребляемую электроэнергию, коммунальные  услуги и т.д.  Отсутствие
указанного договора  не  позволяет получить  лицензию на  проведение
лабораторных исследований  по обнаружению  наркотиков. В  результате
средства   федерального   бюджета,   затраченные   на   приобретение
указанного   оборудования   (4383,0  тыс.   рублей),   израсходованы
неэффективно.
     
                   Расходы на оплату командировок
     
     В 2004  году имел  место  нецелевой расход  бюджетных  средств,
выделенных   МОНД  на   оплату   командировок.  Так,   обществом   с
ограниченной ответственностью  Телерадиокомпания "Оптима"  (Украина,
Крым, г. Щелкино) с  19 по 27  августа 2004 года проводился  рабочий
семинар на тему  "Применение лазеров в наркологии"  и для участия  в
нем приглашался лично бывший главный врач МОНД Барков Д.А. Однако он
своим приказом от  16.08.2004 N 95 направил  для участия в  семинаре
главного бухгалтера Конову Е.Л. и числящегося в МОНД медбратом, а  в
действительности водителя "Мособлсантранса" Блохина А.С., которые  к
теме семинара отношения не имели. На основании авансовых отчетов  от
30.08.2004 N 23 и 24 им возмещены командировочные расходы  (суточные
по   курсу   валюты   Украины,  оплата   проезда,   проживание   без
предоставления  подтверждающих  документов)  по  19,8  тыс.   рублей
каждому, а всего 39,6 тыс. рублей, что составило 90% от выделенных в
2004 году МОНД средств на командировочные расходы.
     
                        Транспортные расходы
     
     Автотранспорт на  балансе  МОНД не  числился.  Для  обеспечения
уставной  деятельности в  МОНД  использовался на  договорной  основе
автотранспорт,  арендованный  в "Мособлсанавтотрансе"  (п.  Курилово
Подольского    района    Московской   области).    Сумма    средств,
израсходованных по статье  "Транспортные расходы", составила в  2002
году 1181,7 тыс.  рублей, в 2003  году - 983,7  тыс. рублей, в  2004
году - 3101,8 тыс. рублей.
     При проверке выявлено, что  руководство МОНД должного  контроля
за   использованием    арендованной    автомобильной   техники    не
осуществляло. Утвержденные  Губернатором  Московской области  лимиты
пробега автомобилей (6 тыс.  км в месяц) не соблюдались,  положенные
отметки в путевых  листах лицом,  которому выделялся автомобиль,  не
делались.  Так,  в  январе  2004 года  пробег  автомобиля  ГАЗ  3110
(госномер  У  065 МО  50)  составил  7350  км, автомобиля  ГАЗ  3102
(госномер А 098 МО 50) - 6592  км, в феврале - ГАЗ 3110 (госномер  У
065 МО 50) составил 6660 км, автомобиля ГАЗ 3102 (госномер У 323  МО
50) составил 6460 км. В марте того же года пробег пяти  арендованных
автомобилей составил  от 6440 до  10750 км,  в апреле -  от 6337  до
11970  км.  Аналогичная  картина  наблюдалась  и  в  другие   месяцы
проверенного периода.
     Ежегодными контрактами  на  аренду  автомобильного   транспорта
предусматривалось, что  автомобили  для подачи  их заказчику  должны
ежедневно выезжать  из  гаража (п.  Курилово  Подольского района)  и
возвращаться в него.
     Однако проверкой  путевых  листов  на  эксплуатируемые  в  МОНД
автомобили непосредственно в "Мособлсанавтотрансе" установлено,  что
по  просьбе  бывшего  главного врача  Баркова  Д.А.  на  автомобили,
обслуживающие  МОНД,   были  приняты   водителями  лица,   постоянно
проживающие в г. Обнинске и которым было разрешено оставлять  машины
дома.
     В результате с  марта  2003 года  для обслуживания  сотрудников
МОНД из г. Обнинска, а не из п. Курилово ежедневно выезжало от 3  до
4  машин,  тем  самым допускался  нецелесообразный  пробег,  который
регулярно  оплачивался.  На  день начала  проверки  МОНД  продолжали
обслуживать 2 автомобиля с водителями, проживающими в г. Обнинске  и
оставляющими там автомобили.
     Расстояние от гаража  "Мособлсанавтотранса" до МОНД  составляет
30-40 км,  а от  г. Обнинска  до  МОНД -  120 км  (в зависимости  от
выбранной  дороги).  Ежедневный  нецелесообразный  расход   денежных
средств по эксплуатации только одного автомобиля выражается в оплате
160-180 км пробега в день, что составляет 1,1 тыс. рублей.
     В 2004 году нецелесообразный расход по 1 поездке из г. Обнинска
в МОНД и обратно составлял 0,9 тыс. рублей.
     Кроме того, выборочная  проверка подлинных  путевых листов  (за
июль -  декабрь  2004 года)  показала,  что арендованные  автомобили
(июль -  ноябрь -  4 ед., декабрь  - 3  ед.) осуществляли  различные
поездки по территории Московской области  и в основном без заезда  в
МОНД  (Обнинск  -  Электросталь  - Обнинск,  Обнинск  -  Хотьково  -
Обнинск, Обнинск - Дмитров - Обнинск, а также в Дубну, Орехово-Зуево
и  др.),  а  в  отдельных  случаях  только  по  городу  Обнинску.  О
необходимости  таких  поездок   от  действующего  руководства   МОНД
объяснений не получено.
     
                   Расходы на коммунальные услуги
     
     Денежные средства, выделенные из бюджета Московской области  на
оплату  коммунальных  услуг,  в основном  использовались  на  оплату
аренды   помещений   для   размещения   сотрудников   МОНД   и   его
подразделений.  Так,   в  2002   году  из   поступивших  на   оплату
коммунальных  услуг  996,3  тыс. рублей  на  аренду  помещений  было
израсходовано 973,6 тыс. рублей,  или 97,7% от поступившей суммы.  В
2003 году поступило  1237,0 тыс. рублей,  а израсходовано на  аренду
помещений 1280,3 тыс. рублей, т.е.  расход в сумме 43,3 тыс.  рублей
произведен за  счет средств,  предназначенных по  смете расходов  на
другие цели. В 2004 году из поступивших 1914,1 тыс. рублей за аренду
помещений уплачено  1835,0  тыс. рублей,  или  95,9% от  поступившей
суммы.
     Следует отметить,   что   средства,   выделенные   на    оплату
коммунальных услуг,  расходовались  неэффективно и  нецелесообразно.
Так,  по   договору  аренды   помещений  от   10.06.2003  N   064-А,
заключенному  бывшим  главным  врачом  МОНД  Барковым  Д.А.  с   ОАО
"Мосэлектроприбор",   у   последнего  под   амбулаторное   отделение
медицинской реабилитации  и восстановительного лечения  арендовалось
нежилое помещение  площадью 370,0  кв.  метров с  арендной платой  в
191,3 тыс. рублей  в месяц. Срок  действия договора с  1 июля по  31
декабря 2003  года. Указанное  отделение  развернуто не  было, а  по
письму бывшего  главного врача  МОНД  Баркова Д.А.  от 02.08.2003  N
06-163 арендные отношения были прекращены, но при этом за июль  2003
года уплачена арендная плата в сумме 191,3 тыс. рублей, что является
неоправданным расходом средств бюджета Московской области.
     По договору субаренды  от 03.02.2003 N  1, заключенному  бывшим
главным  врачом  МОНД  Барковым  Д.А.  с  ООО  "Семист",   последним
сдавалось в субаренду МОНД  помещение (жилой дом), расположенное  по
адресу:    Московская     область,    Балашихинский    район,     с.
Николо-Архангельское,  д. 145,  с  прилегающей к  нему  территорией.
Арендная плата по договору  субаренды составляла 70,0 тыс. рублей  в
месяц  (арендатор   ООО  "Семист"  платило   владельцу  здания   ООО
"Авангард" 3,3  тыс. рублей  в месяц). С  1 января  2004 г.  договор
субаренды был перезаключен, а  арендная плата стала составлять  75,0
тыс. рублей  в месяц.  Бывшим главным  врачом МОНД  Барковым Д.А.  с
владельцем  здания ООО  "Авангард"  30 мая  2004  года был  заключен
договор аренды N 1-Н, размер арендной платы остался неизменным (75,0
тыс. рублей в месяц).  При этом необходимо отметить, что  договорами
субаренды    предусматривалась    оплата    коммунальных    платежей
(электроэнергия,  вода,  тепло)  и услуг  телефонной  связи  сдающей
стороной (ООО  "Семист"), а  по договору  аренды N  1-Н эти  расходы
передавались арендующей стороне.
     Перечисленными выше договорами предусматривалось, что указанное
здание сдавалось  в  аренду  (субаренду) в  целях  оказания  платных
медицинских услуг. Однако  арендуемое помещение  (жилой дом) в  2003
году пустовало (оплачена арендная плата в сумме 775,9 тыс.  рублей),
а с 1  января 2004  года в нем  было размещено отделение  неотложной
наркологической   помощи   (штатной   численностью   21,5    единицы
медицинского персонала), которое оказывало медицинскую помощь людям,
страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, до декабря 2004
года, не имея при этом лицензии на осуществление этой  деятельности.
Лицензия  не  получена  и  на  день  начала  проверки,  поскольку  в
соответствии с пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса  Российской
Федерации  размещение  собственником   в  принадлежащем  ему   жилом
помещении предприятий,  учреждений,  организаций допускается  только
после перевода такого помещения в нежилое. Так как собственник  (ООО
"Авангард") жилой  дом в  нежилое помещение  не перевел,  Московский
областной  комитет   по   лицензированию  медицинской   деятельности
отказывает в  выдаче лицензии  отделению неотложной  наркологической
помощи, и оно не работает.  За аренду указанного жилого дома в  2004
году  уплачена арендная  плата  в  сумме  516,8 тыс.  рублей.  Таким
образом, расходы  средств  бюджета Московской  области за  2003-2004
годы,  которые  составили   1292,7  тыс.  рублей,  следует   считать
нецелевыми,  поскольку  они  уплачены за  аренду  жилого  помещения,
которым   нельзя   пользоваться   для   осуществления    медицинской
деятельности. С октября  2004 года, по  решению главного врача  МОНД
Котлубай В.П.  арендная плата  ООО "Авангард"  за арендованный  МОНД
жилой дом не производилась.
     
                   Расходы на капитальный ремонт
     
     В 2002-2004  годы расходы  на  проведение капитального  ремонта
составили 1933,5 тыс.  рублей. При этом  необходимо отметить, что  в
отдельных случаях выделенные из бюджета Московской области  средства
расходовались неэффективно и нецелесообразно.
     Так, по договору от 01.06.2002 N КС 02-025, заключенному МОНД с
ООО "Крона Строй", последним должен быть проведен капитальный ремонт
полов в здании  наркодиспансера  по адресу:  Московская область,  г.
Пушкино,  Московский пр-т,  39в.  К  локальной смете  на  проведение
ремонтных  работ на  сумму  200,6 тыс.  рублей  приложен акт  приема
выполненных работ на сумму  274,9 тыс. рублей, т.е. стоимость  работ
была завышена против  договорной на 74,3 тыс.  рублей. Тем не  менее
платежными  поручениями от  13.06.2002  N 107  на  сумму 120,0  тыс.
рублей,  от  27.08.2002  N  167  на сумму  80,0  тыс.  рублей  и  от
26.06.2003 N 142 на сумму  74,9 тыс. рублей МОНД оплатил ООО  "Крона
Строй" стоимость выполненных работ.
     Осмотром здания с расположенным в нем диспансерным отделением N
1 и  по  пояснению  его  заведующего  Сысоевой  Л.Н.  (пояснительная
записка прилагается -  не приводится)  было установлено, что  ремонт
полов в этом здании в 2002-2004 годы не проводился.
     По договору  от 15.03.2004  N  13/1,  заключенному МОНД  с  ООО
"Мауэрлат", последним должен быть проведен капитальный ремонт  крыши
в этом же  здании, договорная стоимость  работ составляла 59,1  тыс.
рублей. Локальной сметой  предусматривались такие работы, как  смена
обрешетки под крышу, смена  кровли крыши, смена отливов  водосточных
труб и другие. По акту приема выполненных работ платежным поручением
от  14.04.2004 N  121  указанные работы  были  оплачены. Однако,  по
пояснению заведующего  диспансерным отделением  Сысоевой Л.Н.,  была
устранена только  протечка  кровли, возникшая  из-за падения  одного
металлического листа, другие ремонтные работы не проводились.
     По договорам от 04.11.2004  N 58 и 58  "А", заключенным МОНД  с
ЗАО  "Тепловодомер",  последним  должны  быть  выполнены  работы  по
капитальному ремонту, установке и пусконаладке узлов учета  тепловой
энергии    и   горячего    водоснабжения    в   здании    указанного
наркодиспансера.   Сметная  стоимость   работ   по  этим   договорам
составляла 98,9 тыс. рублей. Работы были приняты по акту и  оплачены
МОНД (платежные  поручения от 01.12.2004  N 276  на сумму 22,8  тыс.
рублей, от 21.12.2004  N 295 на  сумму 53,2 тыс. рублей  и N 296  на
сумму 22,9 тыс. рублей).
     Но при осмотре здания  установлено, что работы по  капитальному
ремонту  и  установке  узлов  учета  тепловой  энергии  и   горячего
водоснабжения ЗАО "Тепловодомер" не проводились.
     Таким образом,  нецелевые  расходы средств  бюджета  Московской
области,  выделенных  на  капитальный ремонт  наркодиспансера  в  г.
Пушкино, составили 432,9 тыс. рублей.
     Ни одним договором субаренды и аренды помещения (жилого  дома),
расположенного по адресу:  Московская область, Балашихинский  район,
с. Николо-Архангельское, д.  145, не  предусматривалось, что МОНД  в
качестве субарендатора, а  с мая 2004  года арендатора этого  здания
будет проводить в нем капитальный или текущий ремонт.
     Однако бывшим главным врачом МОНД Барковым Д.А. в 2003 году был
заключен ряд договоров со строительными организациями на капитальный
ремонт арендуемого здания, в том числе был возведен второй этаж,  на
что было  израсходовано 891,0  тыс. рублей.  Указанный расход  также
является  нецелевым   использованием   средств  бюджета   Московской
области.
     Общая сумма средств бюджета  Московской области, выделенных  на
капитальный ремонт,  но  использованных не  по целевому  назначению,
составила 1323,9 тыс.  рублей, или 68,5%  от выделенной в  2002-2004
годы на эти цели суммы (1933,5 тыс. рублей).
     
                               Выводы
     
     В проверенном периоде  в МОНД  допущено нецелевое  расходование
средств  бюджета Московской  области  на капитальное  строительство,
оплату коммунальных услуг на сумму 2616,6 тыс. рублей.
     Выделенные по  постановлению  Главы  Администрации   Московской
области от  21.06.1995 N  111-ПГ "Об увеличении  фонда оплаты  труда
бюджетных  учреждений социально-культурной  сферы"  и поступившие  в
2004  году  целевые  средства  из  областного  бюджета  на   выплату
компенсаций более высокого уровня  цен и тарифов по  потребительским
товарам и услугам в городе Москве и для социальной защиты работников
учреждений  областного подчинения,  расположенных  на территории  г.
Москвы  (стоимость  проезда  в  транспорте,  коммунальные  услуги  и
питание),  были  израсходованы  на выплату  надбавок  за  сложность,
напряженность   и   специальный   режим   работы,   расширение   зон
обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Таким образом,
сумма нецелевого расхода на выплату заработной платы составила 434,2
тыс. рублей.
     Нарушалось трудовое законодательство,  и незаконно  начислялась
заработная плата  лицам, которые  приказами по  МОНД зачислялись  на
работу в структурные подразделения, но фактически там не работали, а
о существовании  этих лиц  руководители соответствующих  структурных
подразделений  не знали.  Сумма  незаконно выплаченной  таким  лицам
заработной платы составила 1329,3 тыс. рублей.
     На постоянную  работу  в  МОНД  были  оформлены  водители   ГУП
"Моссаноблавтотранс", которые управляли автомобилями,  арендованными
для обслуживания сотрудников МОНД. Сумма незаконно выплаченной им  в
МОНД заработной платы составила 654,1 тыс. рублей.
     Незаконно выплачена  надбавка  за  сложность,  напряженность  и
специальный режим  работы при наличии  дисциплинарного взыскания  за
ненадлежащее исполнение  трудовых  обязанностей в  сумме 188,1  тыс.
рублей.
     Выявлен нецелевой расход денежных  средств на оплату  служебных
командировок, который составил 39,6 тыс. рублей.
     Отдельные структурные подразделения МОНД (отделение  неотложной
медицинской     помощи,    химико-токсикологическая     лаборатория)
медицинскую деятельность не осуществляли из-за отсутствия  лицензий,
дающих на  это право,  а  их персоналу  начислялась и  выплачивалась
заработная плата.
     В проверенном  периоде   неэффективно  расходовались   денежные
средства, выделенные на транспортные расходы и закупку  медицинского
оборудования.

Информация по документу
Читайте также