Расширенный поиск

Решение Областной Думы Московской области от 03.11.2004 № 23/115

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                              РЕШЕНИЕ


                    от 3 ноября 2004 г. N 23/115


 О разработке комплекса мероприятий по одновременному оздоровлению,
   психологическому и предметно-ориентированному развитию детей,
 одаренных в сфере естественных и гуманитарных наук и искусств, на
                              2005 год


     Заслушав информацию Комитета по научно-промышленному  комплексу
Московской  областной   Думы  о   результатах  проведения   органами
государственной  власти   Московской   области,  органами   местного
самоуправления,  заинтересованными  организациями,   осуществляющими
свою  деятельность  на  территории  Московской  области,   комплекса
мероприятий  по  одновременному  оздоровлению,  психологическому   и
предметно-ориентированному  развитию   детей,   одаренных  в   сфере
естественных и  гуманитарных наук  и искусств, в  2002-2004 годах  и
перспективах  указанной   деятельности  на   2005  год,   Московская
областная Дума
     
     решила:
     
     1. Принять     к     сведению    информацию     Комитета     по
научно-промышленному   комплексу   Московской   областной   Думы   о
результатах проведения  органами  государственной власти  Московской
области,   органами   местного   самоуправления,   заинтересованными
организациями,  осуществляющими  свою  деятельность  на   территории
Московской   области,   комплекса  мероприятий   по   одновременному
оздоровлению, психологическому и предметно-ориентированному развитию
детей,  одаренных  в  сфере  естественных  и  гуманитарных  наук   и
искусств, в 2002-2004 годах и перспективах указанной деятельности на
2005 год (приложение).
     2. Предложить  Губернатору  Московской  области  разработать  и
внести  на рассмотрение  Правительства  Московской области  комплекс
мероприятий    по    организации    одновременного     оздоровления,
психологического   и  предметно-ориентированного   развития   детей,
одаренных в сфере  естественных и гуманитарных  наук и искусств,  на
2005 год.
     3. Предложить  Комитету  по  научно-промышленному  комплексу  и
Комитету  по  вопросам  бюджета,  финансовой  и  налоговой  политики
Московской  областной  Думы  в рамках  работы  над  проектом  закона
Московской области "Об  областном бюджете  на 2005 год"  разработать
предложения,   предусматривающие   направление   на   финансирование
указанных в пункте 2 настоящего решения мероприятий денежных средств
в размере 10000 тыс. рублей.
     4. Предложить   депутатам   Московской   областной   Думы   при
разработке  мероприятий   по   предложениям  (наказам)   избирателей
предусмотреть  расходы  в  размере   200  тыс.  рублей  от   каждого
избирательного округа  на указанные  в пункте  2 настоящего  решения
мероприятия.
     5. Предложить  органам  местного  самоуправления  муниципальных
образований   Московской   области  предусмотреть   направление   на
финансирование указанных в  пункте 2 настоящего решения  мероприятий
денежных средств в размере 5% от общего объема средств, направляемых
на  финансирование   мероприятий   по  организации   оздоровительной
кампании  детей  и  подростков  из  местных  бюджетов  муниципальных
образований Московской области.
     6. Контроль  за  исполнением настоящего  решения  возложить  на
первого заместителя Председателя Московской областной Думы Алексеева
В.К.


     Председатель
     Московской областной Думы В.Е. Аксаков



     Приложение
     к решению Московской
     областной Думы
     от 3 ноября 2004 г. N 23/115


                             ИНФОРМАЦИЯ
             КОМИТЕТА ПО НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ
    МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ
        ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРГАНАМИ
     МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
     ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ
          ОБЛАСТИ, КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОДНОВРЕМЕННОМУ
    ОЗДОРОВЛЕНИЮ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ И ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ
           РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ, ОДАРЕННЫХ В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ
         И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И ИСКУССТВ, В 2002-2004 ГОДАХ
         И ПЕРСПЕКТИВАХ УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2005 ГОД


     Информируем о  результатах  первого общеобластного  проекта  по
одновременному        оздоровлению,        психологическому        и
предметно-ориентированному  развитию   детей,   одаренных  в   сфере
естественных и гуманитарных наук и искусств.
     Творческий потенциал  детей   (очевидно,  реализуемый  при   их
хорошем здоровье) стратегически важен как для общекультурного, так и
инновационного постиндустриального развития области, поэтому главной
задачей  проекта  является  формирование  в  муниципалитетах   групп
позитивно  ориентированных  молодежных  лидеров,  подготовленных   к
конструктивному  взаимодействию  и  эффективной  командной   работе,
обладающих  креативным  мышлением,  широким  кругозором  и  навыками
научных исследований и  другой инновационной деятельности на  основе
современных методов.
     В проекте  впервые  удалось объединить  оздоровление  одаренных
детей  в  летних и  зимних  лагерях  (в  т.ч. санаторного  типа)  со
стимулированием   процесса    перехода   на   активное    позитивное
саморазвитие в условиях специально подготовленных смен.
     Теоретико-методологические основы    проекта   базируются    на
наследии выдающегося отечественного  психолога Л.С. Выготского и,  в
частности, на  разработках  Лаборатории психопедагогики  образования
Московской  области.  Образовательно-научная часть  профильных  смен
осуществлялась   в   разное   время   сотрудниками    Международного
университета  природы,  общества и  человека  "Дубна",  Коломенского
государственного педагогического института, Высшей школы экономики и
других ведущих вузов России.
     Методические подходы, базирующиеся на:
     - создании  особой  среды постоянного  "игрового"  общения  как
самих одаренных детей, так и с "состоявшимися людьми" из персонала -
специально отобранными высококвалифицированными учеными, педагогами,
психологами, а  также  регулярно -  с  успешными учеными,  деятелями
культуры, политиками и бизнесменами;
     - удовлетворении желания самоутверждения одаренных детей  через
настоящие  научные  исследования,  овладевание  самыми  современными
информационными и компьютерными  технологиями, а также  иностранными
языками;
     - психологических приемах повышения самоуважения и  уверенности
в себе, качества межличностного общения и командной деятельности,
     - показали  высокую  эффективность, что  позволило  большинству
ребят перейти в качественно новое состояние - активного  позитивного
саморазвития. При этом дети  воспринимали участие в этих сменах  как
поощрение и  наладили общение,  в  том числе  через Интернет,  после
завершения смен.
     Проект был   поддержан   Комитетом   по    научно-промышленному
комплексу,  а  по  итогам  2003  года  -  Председателем   Московской
областной Думы В.Е. Аксаковым и Губернатором Московской области Б.В.
Громовым и развивался следующим образом:

|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Время        | Специализация          | Детский        | Количе-  | Количество |
| проведения,  | профильных смен        | оздорови-      | ство     | территорий |
| количество   | (ИТ - информационные   | тельный        | участни- | Московской |
| смен         | технологии, А -        | лагерь         | ков,     | области -  |
|              | английский язык)       |                | человек  | участников |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2002, | "Теремок Талантов" -   | "Премьера",    | 300      | 8          |
| 2 смены      | мастер-классы для      | г. Анапа       |          |            |
|              | детей, одаренных в     |                |          |            |
|              | области искусств.      |                |          |            |
|              | 1-я смена:             |                |          |            |
|              | хореография,           |                |          |            |
|              | театральное            |                |          |            |
|              | мастерство,            |                |          |            |
|              | хореографические       |                |          |            |
|              | ансамбли, балетный     |                |          |            |
|              | класс, техника         |                |          |            |
|              | дыхания, риторика,     |                |          |            |
|              | корректирующая         |                |          |            |
|              | гимнастика.            |                |          |            |
|              | 2-я смена:             |                |          |            |
|              | экспериментальный      |                |          |            |
|              | театр, школа гитары,   |                |          |            |
|              | хореография,           |                |          |            |
|              | вокальная студия,      |                |          |            |
|              | детский театр мод      |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2003, | "Эпоха Империи" -      | "Премьера",    | 300      | 9          |
| 2 смены      | мастер-классы для      | г. Анапа       |          |            |
|              | детей, одаренных в     |                |          |            |
|              | области искусств:      |                |          |            |
|              | - хореография (танцы   |                |          |            |
|              | народов мира,          |                |          |            |
|              | классический танец);   |                |          |            |
|              | - театральное          |                |          |            |
|              | мастерство:            |                |          |            |
|              | эстрадная миниатюра,   |                |          |            |
|              | пластика/пантомима;    |                |          |            |
|              | - вокал (хоровое,      |                |          |            |
|              | фольклор, эстрада)     |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2003, | "Планета Будущего" -   | "Черноморец",  | 600      | 9          |
| 4 смены      | для детей, одаренных   | г. Анапа       |          |            |
|              | в области наук.        |                |          |            |
|              | 1-я смена: физика      |                |          |            |
|              | звука, физика моря,    |                |          |            |
|              | астрономия, ИТ.        |                |          |            |
|              | 2-я смена: экология    |                |          |            |
|              | Черного моря,          |                |          |            |
|              | аналитическая химия,   |                |          |            |
|              | биоакустика,           |                |          |            |
|              | геология, ИТ,          |                |          |            |
|              | психотренинг, А.       |                |          |            |
|              | 3-я смена:             |                |          |            |
|              | занимательная          |                |          |            |
|              | физика,                |                |          |            |
|              | математическое         |                |          |            |
|              | моделирование,         |                |          |            |
|              | акустика, ИТ.          |                |          |            |
|              | 4-я смена:             |                |          |            |
|              | исторический театр,    |                |          |            |
|              | психология,            |                |          |            |
|              | журналистика, школа    |                |          |            |
|              | мировой культуры       |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Зима - 2004, | "Наука и Космос" -     | "Звенигород",  | 300      | 21         |
| 1 смена      | для детей, одаренных   | Московская     |          |            |
|              | в области наук:        | область        |          |            |
|              | астрономия, ИТ,        |                |          |            |
|              | космическая биология,  |                |          |            |
|              | экология Земли         |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2004, | "Приключения           | "Премьера",    | 150      | 7          |
| 1 смена      | оранжевой Планеты" -   | г. Анапа       |          |            |
|              | мастер-классы для      |                |          |            |
|              | детей, одаренных в     |                |          |            |
|              | области искусств:      |                |          |            |
|              | хореография,           |                |          |            |
|              | актерское мастерство,  |                |          |            |
|              | фольклор, вокал,       |                |          |            |
|              | КВН-класс, клуб        |                |          |            |
|              | поэтов                 |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2004, | "Вавилон-5" - для      | "Жемчужина     | 600      | 17         |
| 4 смены      | детей, одаренных в     | Анапы",        |          |            |
|              | области наук.          | г. Анапа       |          |            |
|              | 1 смена:               |                |          |            |
|              | навигационные          |                |          |            |
|              | системы                |                |          |            |
|              | (математические        |                |          |            |
|              | модели), астрономия,   |                |          |            |
|              | физика песка, физика   |                |          |            |
|              | моря, акустика, ИТ,    |                |          |            |
|              | А.                     |                |          |            |
|              | 2 смена: тайны         |                |          |            |
|              | алхимии, флора и       |                |          |            |
|              | фауна Кубани,          |                |          |            |
|              | геология, экология     |                |          |            |
|              | Черного моря, ИТ,      |                |          |            |
|              | психология.            |                |          |            |
|              | 3-я смена: ИТ -        |                |          |            |
|              | трехмерное             |                |          |            |
|              | моделирование, веб-    |                |          |            |
|              | дизайн, графика,       |                |          |            |
|              | статистические         |                |          |            |
|              | программы, А.          |                |          |            |
|              | 4-я смена: история     |                |          |            |
|              | древних цивилизаций,   |                |          |            |
|              | археология, школа      |                |          |            |
|              | журналистики,          |                |          |            |
|              | происхождение слов,    |                |          |            |
|              | ИТ, А                  |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2004, | "Детская Академия      | "Пущино",      | 180      | 13         |
| 2 смены      | Наук" - для детей из   | Московская     |          |            |
|              | малообеспеченных       | область        |          |            |
|              | семей: биология,       |                |          |            |
|              | биофизика, биохимия,   |                |          |            |
|              | астрономия - 6         |                |          |            |
|              | уникальных             |                |          |            |
|              | практикумов в НИИ      |                |          |            |
|              | РАН, 12 лекций         |                |          |            |
|              | докторов наук и 8      |                |          |            |
|              | экскурсий,             |                |          |            |
|              | активизация интереса   |                |          |            |
|              | к образованию          |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2004, | "Простые сложности     | "Лесные        | 100      | 7          |
| 1 смена      | природы" - для детей,  | Поляны",       |          |            |
|              | одаренных в области    | Московская     |          |            |
|              | наук, из               | область        |          |            |
|              | малообеспеченных       |                |          |            |
|              | семей.                 |                |          |            |
|              | Экологическая          |                |          |            |
|              | смена: целебные        |                |          |            |
|              | растения (навыки       |                |          |            |
|              | сбора), редкие и       |                |          |            |
|              | ядовитые растения,     |                |          |            |
|              | природное              |                |          |            |
|              | ориентирование,        |                |          |            |
|              | птицы (орнитология),   |                |          |            |
|              | природные красители    |                |          |            |
|              | (сбор и техника        |                |          |            |
|              | приготовления),        |                |          |            |
|              | происхождение          |                |          |            |
|              | народных примет        |                |          |            |
|              | (погода),              |                |          |            |
|              | биомониторинг малых    |                |          |            |
|              | рек Подмосковья        |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2004, | "Тропами царства       | "Лесные        | 100      | 8          |
| 1 смена      | Берендея" - для        | Поляны",       |          |            |
|              | детей, одаренных в     | Московская     |          |            |
|              | области искусств, из   | область        |          |            |
|              | малообеспеченных       |                |          |            |
|              | семей: история и       |                |          |            |
|              | культура древней       |                |          |            |
|              | Московии: фольклор,    |                |          |            |
|              | традиции, народные     |                |          |            |
|              | праздники, прикладное  |                |          |            |
|              | искусство, русские     |                |          |            |
|              | сказки и               |                |          |            |
|              | мифотворчество, все    |                |          |            |
|              | возможности            |                |          |            |
|              | искусства в борьбе     |                |          |            |
|              | за мир, разработанные  |                |          |            |
|              | самими ребятами        |                |          |            |
|              | в виде проектов        |                |          |            |
|              | "Солнце мира",         |                |          |            |
|              | "Мама", "Школа мира",  |                |          |            |
|              | "Язык мира", "Танец    |                |          |            |
|              | мира"                  |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2004, | "Оранжеландия" - для   | "Тесна",       | 125      | 11         |
| 1 смена      | детей, одаренных в     | Московская     |          |            |
|              | области искусств, из   | область        |          |            |
|              | малообеспеченных       |                |          |            |
|              | семей. Особенность     |                |          |            |
|              | программы -            |                |          |            |
|              | специальные методики   |                |          |            |
|              | работы с детьми        |                |          |            |
|              | девиантного            |                |          |            |
|              | поведения. Мастер-     |                |          |            |
|              | классы: прикладные     |                |          |            |
|              | ремесла, школа игры    |                |          |            |
|              | на гитаре,             |                |          |            |
|              | психологический        |                |          |            |
|              | театр, рисование в     |                |          |            |
|              | технике "граффити",    |                |          |            |
|              | восточный танец,       |                |          |            |
|              | RnB/dance.             |                |          |            |
|              | Спецтренинг по         |                |          |            |
|              | профилактике           |                |          |            |
|              | патологических         |                |          |            |
|              | зависимостей           |                |          |            |
|              | "Спасибо, нет!"        |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|————————————————|——————————|————————————|
| Лето - 2004, | "Театральная           | "Исаакиевское  | 200      | 17         |
| 1 смена      | Завалинка" - для       | озеро",        |          |            |
|              | детей, одаренных в     | Московская     |          |            |
|              | области искусств:      | область        |          |            |
|              | репетиционная смена    |                |          |            |
|              | сборного концерта к    |                |          |            |
|              | 75-летию Московской    |                |          |            |
|              | области. 12 мастер-    |                |          |            |
|              | классов по всем        |                |          |            |
|              | основным жанрам        |                |          |            |
|              | искусства по 4         |                |          |            |
|              | блокам: хореография,   |                |          |            |
|              | вокал, актерское       |                |          |            |
|              | мастерство,            |                |          |            |
|              | прикладное             |                |          |            |
|              | творчество;            |                |          |            |
|              | областной пленэр       |                |          |            |
|              | (акварель)             |                |          |            |
|——————————————|————————————————————————|———————————————||—————————||————————————|
| Итого                                                 | 2955     |             |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————————|—————————————|

     Приводятся диаграммы количества территорий - участников и детей
- участников проекта (по годам).

     Увеличение в 4,8 раза количества детей - участников проекта,  в
2,5 раза  - числа  муниципалитетов  (при стремлении  к участию  всех
территорий, вовлеченных в проект ранее), высокий конкурс при  отборе
участников, проведение более 150 групповых  научно-исследовательских
работ, возникновение групп активных сторонников развития проекта как
среди детей,  так и среди  преподавателей областных  образовательных
учреждений - эти и другие факторы свидетельствуют об успехе пилотной
части  проекта  и  начале  формирования  постоянно  действующего  на
территории    Подмосковья    образовательно-развивающего    процесса
поддержки одаренных детей.
     В ходе   работы   в   2004   году   был   разработан   механизм
многоканального финансирования  проекта за счет  средств на  детское
оздоровление:
     - местных   бюджетов   муниципальных   образований   Московской
области;
     - областного бюджета - для детей из малообеспеченных семей;
     - Московского   областного   регионального   отделения    Фонда
социального  страхования Российской  Федерации  -  в том  числе  для
детей, нуждающихся в санаторном лечении;
     - профсоюзных организаций и благотворительных фондов.
     Следующим этапом       проекта       является        разработка
теоретико-методологического      и      организационно-методического
обоснования развития проекта,  а также создание условий  постоянного
общения  его   участников,  в  т.ч.   через  Интернет,   организация
"детского"  .исследовательского  процесса  в  научных   организациях
области и различных  мероприятий в  период между сменами,  кадрового
обеспечения. Эти  предложения авторов проекта  получили поддержку  в
виде Московского областного гранта на  2005 год, а для решения  этих
задач на базе центра, осуществлявшего проект в 2002-2004 гг., создан
областной  Координационный   центр  социальной  поддержки   молодежи
(КЦСПМ).
     Следует отметить,   что    областными   целевыми    программами
предусмотрена поддержка одаренных детей, однако до начала реализации
проекта целенаправленного отбора детей,  одаренных в области наук  и
искусств, и организации специальных лагерных смен не проводилось.
     Комитет благодарит   депутатов   Московской   областной   Думы,
оказавших  поддержку проекту,  и  считает целесообразным  предложить
всем  депутатам  принять  участие  в  развитии  проекта,  для   чего
необходимо   совместно    с    органами   местного    самоуправления
муниципальных образований, входящих в избирательные округа:
     - организовать работу по  выявлению детей, одаренных в  области
искусств, гуманитарных и естественных наук;
     - проводить  отбор одаренных  детей  для участия  в  профильных
сменах, при этом депутатское участие - гарантия объективного отбора,
поскольку конкурс достигает 10 человек на путевку;
     - включить   в  расходы   на   финансирование  мероприятий   по
предложениям (наказам)  избирателей по округу  затраты на  частичную
(около  15%)  оплату  пребывания  детей  в  лагере  за   организацию
специальной программы  для одаренных  детей. Суммы  в 200000  рублей
достаточно, чтобы в  профильных сменах  от округа участвовало  около
100 одаренных детей в год;
     - принимать  участие  в  организации  в  округах   деятельности
одаренных  детей,  в  т.ч.  участников  профильных  смен  после   их
завершения;
     - привлечь к участию в проекте представительные органы власти в
округе.
     Комитет считает,  что   данные  предложения  хорошо   дополняют
недавние     инициативы     Московской     областной     Думы     по
духовно-нравственному   воспитанию   детей   и   молодежи,   которые
распространяются в этом случае и на трудовую сферу.

Информация по документу
Читайте также