Расширенный поиск
Решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево от 26.06.2008 № 910/77МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ОРЕХОВО-ЗУЕВО СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РЕШЕНИЕ от 26 июня 2008 г. N 910/77 Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие сети общеобразовательных учреждений городского округа Орехово-Зуево на 2008-2010 годы" В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", постановлением Правительства Московской области от 26.04.2007 N 314/16 "О комплексном проекте модернизации образования Московской области в рамках приоритетного национального проекта "Образование", а также соглашением от 16.07.2007 N 151 между Министерством образования Московской области и городским округом Орехово-Зуево о взаимодействии в реализации регионального комплексного проекта модернизации образования Совет депутатов городского округа Орехово-Зуево решил: 1. Утвердить муниципальную целевую программу "Развитие сети общеобразовательных учреждений городского округа Орехово-Зуево на 2008-2010 годы". 2. Направить данное решение на подписание главе городского округа В.А. Кудинову. 3. Опубликовать данное решение в СМИ. Председатель Совета депутатов В.В. Киселев Утверждена решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 26 июня 2008 г. N 910/77 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОРЕХОВО-ЗУЕВО НА 2008-2010 ГОДЫ" Паспорт программы |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Наименование | Муниципальная целевая комплексная программа развития сети | | программы | общеобразовательных учреждений г.о. Орехово-Зуево на | | | 2008-2010 гг. | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Основание для | - Закон Московской области "Об образовании"; | | разработки | - среднесрочная программа социально-экономического | | программы | развития Московской области до 2010 года; | | | - Постановление Правительства Российской Федерации от | | | 30.12.2006 N 848 "О мерах государственной поддержки | | | субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные | | | проекты модернизации образования"; | | | - постановление Правительства Московской области от | | | 26.04.2007 N 314/16 "О комплексном проекте модернизации | | | образования Московской области в рамках приоритетного | | | национального проекта "Образование"; | | | - соглашение от 16.07.2007 N 151 между Министерством | | | образования Московской области и городским округом | | | Орехово-Зуево о взаимодействии в реализации регионального | | | комплексного проекта модернизации образования; | | | - решение муниципального государственно-общественного | | | Совета по развитию образования городского округа | | | Орехово-Зуево N 2 от 23.04.2008 | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Основная цель | Содействовать обеспечению социально востребованного | | программы | уровня доступности и качества образования в сочетании с | | | его экономической эффективностью | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Конкретная цель | Привести сеть ОУ в оптимальное состояние, обеспечивающее | | программы | доступность и качество образования в сочетании с его | | | экономической эффективностью | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Задачи | - оценка эффективности реализовывавшейся стратегии | | программы | развития МОС в целом и по отдельным направлениям, | | | выявление проблем развития сети в контексте общего | | | развития системы образования; | | | - определение и описание образа желаемого будущего | | | состояния муниципальной системы образования, результатов | | | реализации основных направлений модернизации образования | | | в аспекте развития сети ОУ; | | | - описание стратегии и тактики действий, обеспечивающих | | | наиболее эффективное решение структурных проблем, стоящих | | | перед муниципальной системой образования, и достижение | | | желаемых результатов; | | | - обеспечение комплексного характера мер, направленных на | | | решение приоритетных проблем развития образования, и | | | системность ожидаемых изменений, их увязывание с итогами | | | осуществления других направлений модернизации | | | образования; | | | - создание условий для включения общественности, | | | институтов гражданского общества в обсуждение и решение | | | ключевых проблем развития сети ОУ в городе | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Заказчик | Администрация г.о. Орехово-Зуево | | программы | | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Разработчики | Муниципальная стратегическая команда | | программы | | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Исполнители | Управление образования администрации г.о. Орехово-Зуево, | | программы | МОУ дополнительного профессионального образования | | | "Методический центр повышения квалификации педагогических | | | работников" г.о. Орехово-Зуево, МУ Управление | | | бухгалтерского учета и отчетности муниципальных | | | учреждений образования г.о. Орехово-Зуево, ОУ г.о. | | | Орехово-Зуево | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Сроки | 2008-2010 гг. | | реализации | | | программы | | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Этапы | Мониторинг потребностей в развитии сети ОУ. | | реализации | Уточнение оптимальных моделей развития сети ОУ. | | программы | Мониторинг ресурсной базы сети ОУ | | 1-й этап - | | | 2008 г. | | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2-й этап - 2009 | Корректировка профессиональной курсовой подготовки кадров | | г. | для реализации данной программы. | | | Разработка и утверждение нормативно-правовых актов | | | муниципального уровня, регламентирующих практику развития | | | сети ОУ. | | | Корректировка положений программы развития сети ОУ | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3-й этап - 2010 | Реализация данной программы развития сети ОУ. | | гг. | Приведение состава и структуры сети ОУ в оптимальное | | | состояние | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Ожидаемые | - улучшение качественных показателей образования; | | образовательные | - повышение мотивации обучения; | | результаты | - обеспечение полноты предоставляемых сетью | | реализации | образовательных услуг с учетом их территориальной | | программы | доступности; | | | - повышение адекватности образовательных услуг сетевых | | | элементов потребностям учащихся разного возраста; | | | - рационализация использования ресурсов сети | | | общеобразовательных учреждений; | | | - создание лучших условий для реализации следующих | | | показателей: | | | - обеспечение психофизической безопасности учащихся и | | | комфортных условий образовательного процесса; | | | - обеспечение пространственной доступности | | | услуг, предоставляемых сетью; | | | - реализация возможности выбора индивидуальной | | | образовательной траектории в образовательном учреждении; | | | - профилизация образования на старшей ступени школы; | | | - обеспечение необходимой концентрации и целевого | | | распределения ресурсов | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Порядок и | Бюджет Московской области, бюджет г.о. Орехово-Зуево, | | источники | средства грантовых программ и проектов, другие источники | | финансирования | | | программы | | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Порядок | Общий контроль за ходом реализации программы осуществляют | | контроля и | администрация г.о. Орехово-Зуево, Управление образования | | отчетности по | администрации г.о. Орехово-Зуево, муниципальный | | программе | государственно-общественный Совет по развитию образования | | | городского округа Орехово-Зуево | |———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————| Введение Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при одновременном повышении эффективности использования ресурсов. При этом перед отечественным образованием стоят не только задачи обновления целей, содержания, используемых технологий обучения, воспитания и развития личности, но и задачи совершенствования управления на всех уровнях, в том числе обеспечения стратегического управления на муниципальном уровне. Актуальность проблемы Одной из важнейших управляемых переменных образовательной системы, разумное воздействие на которую может обеспечить существенный прогресс в развитии образования, является сеть общеобразовательных учреждений, справедливо рассматриваемая как ключевой ресурс системы. В качестве исходных оснований для принятия управленческих решений о развитии сети, предпосылок для разработки муниципальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в городе можно рассматривать, в частности: - необходимость модернизации существующей сети общеобразовательных учреждений и соответствие ее возможностей образовательным актуальным и перспективным потребностям населения; - изменение демографической ситуации в городе; - недостаточно рациональное использование образовательных ресурсов территории (зданий, сооружений и т.д.), ведущее к значительному удорожанию образовательных услуг; - недостаток современных образовательных ресурсов (оснащенность предметных кабинетов, спортивных залов и т.д.). Важнейшим стратегическим целевым ориентиром процесса развития сети общеобразовательных учреждений является обеспечение: - качества образования, т.е. достижение соответствия результатов образования, а также его процесса и условий запросам личности, семьи, общества, государства, рынка труда; - доступности образования, т.е. предоставление всему населению города реальных возможностей реализации права на получение образовательных услуг требуемого уровня; - эффективности образования, т.е. достижение рациональности использования ресурсов и оптимального соотношения результатов системы образования с затратами на его содержание. Представляемая программа развития сети общеобразовательных учреждений (ОУ) в г.о. Орехово-Зуево подготовлена на основании: - стратегии социально-экономического развития г.о. Орехово-Зуево до 2020 года и среднесрочной Программы на 2009-2012 гг.; - среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года; - Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования"; - постановления Правительства Московской области от 26.04.2007 N 314/16 "О комплексном проекте модернизации образования Московской области в рамках приоритетного национального проекта "Образование"; - соглашения от 16.07.2007 N 151 между Министерством образования Московской области и городским округом Орехово-Зуево о взаимодействии в реализации регионального комплексного проекта модернизации образования. Предпосылки разработки программы При разработке программы развития сети ОУ в г.о. Орехово-Зуево исполнители опирались: - на итоги анализа опыта реализации проектов и программ реструктуризации сети МООУ в субъектах РФ, участвовавших в федеральном эксперименте по данной теме, в том числе в Московской области; - на итоги анализа потребностей муниципальной образовательной системы города в развитии сети ОУ; - на научные рекомендации по разработке целевых программ развития образования и его отдельных подсистем, в том числе рекомендации общего типа, касающиеся подходов к целевому программированию развития в целом, и рекомендации конкретного типа, прямо предполагающие разработку и осуществление проектов и программ реструктуризации сети МООУ, разработанные в ИУО РАО и АСОУ МО (Программа реструктуризации сети образовательных учреждений в Московской области. Рекомендации по внедрению моделей и программ реструктуризации сети образовательных учреждений / Сост. А.М. Моисеев, С.Г. Косарецкий, К.А. Коротков). Данная программа - целевая комплексная программа развития сети муниципальных общеобразовательных учреждений в г.о. Орехово-Зуево Московской области (далее - Программа) рассматривается как детально спланированный для эффективной практической реализации комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам, ориентированных на эффективное решение задач развития муниципальной образовательной системы за счет обеспечения изменений в составе, структуре и потенциале сети учреждений, обеспечиваемых соответствующими изменениями в организационно-правовых и финансово-экономических механизмах, ресурсной базе, отношениях, системе управления. Реализации Программы как системы целеустремленных действий предшествуют ее разработка, принятие и утверждение как стратегического управленческого документа, содержащего описание мероприятий по развитию системы с их ресурсным обеспечением. В этом аспекте Программа определяется как главный стратегический документ, обеспечивающий управляемое развитие сети ОУ, переход сети ОУ из существующего состояния в новое, более близкое к оптимальному. Состоятельность Программы как стратегического документа обеспечивается: - опорой основных мероприятий Программы на стратегический анализ внешней и внутренней среды образовательной системы, социальным заказом на образование, выявлением ключевых потребностей и проблем развития сети как важной переменной системы; - выработкой и включением в Программу наиболее значимых, приоритетных задач и направлений модернизации сети ОУ и стратегических действий по их реализации; - выработкой стратегических целей Программы и стратегий их реализации как основы для более конкретных тактических планов действий; - поддержкой Программы со стороны администрации города, Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области и Муниципального государственно-общественного Совета по развитию образования городского округа Орехово-Зуево; - механизмами участия общественности в управлении образованием, развитием практики публичной отчетности и общественного наблюдения, способными обусловить широкое привлечение власти, бизнеса, гражданского общества к созданию стратегических партнерств для комплексного решения актуальных задач развития сети ОУ. Программа является основным инструментом реализации государственной политики в области развития сети ОУ на муниципальном уровне, средством управления общим инновационным развитием муниципальной системы образования. С управленческой точки зрения Программа представляет собой комплекс стратегических и тактических управленческих решений, обеспечивающих инновационное развитие образования (в аспекте развития сети ОУ). Разработка и осуществление Программы понимаются как определенный крупный инновационный образовательный и социальный проект, требующий для эффективного управления использования подходов проектного менеджмента. Программа разрабатывается с учетом и на основе стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, с ориентацией на обеспечение максимально широкого спектра образовательных, социокультурных и социально-экономических эффектов. Программа является также инструментом обеспечения согласования и преемственности деятельности регионального, муниципального и институционального уровней управления образованием по планомерному развитию сети ОУ г.о. Орехово-Зуево в общем контексте целей модернизации общего образования. Основная цель Программы - содействовать обеспечению социально востребованного уровня доступности и качества образования (улучшение условий обучения, питания, медицинского обслуживания) в сочетании с его экономической эффективностью. Конкретная цель Программы (как комплекса спланированных и планомерно реализуемых мероприятий, очерчивающего границы ответственности ее исполнителей) - привести сеть ОУ в оптимальное состояние, обеспечивающее доступность и качество образования в сочетании с его экономической эффективностью. Задачи Программы Настоящая Программа предназначена для достижения обозначенной выше цели через решение комплекса взаимосвязанных задач, среди которых: - оценка эффективности реализовывавшейся стратегии развития муниципальной системы образования в целом и по отдельным направлениям, выявление проблем развития сети в контексте общего развития системы образования; - определение и описание образа желаемого будущего состояния муниципальной системы образования, результатов реализации основных направлений модернизации образования в аспекте развития сети ОУ; - описание стратегии и тактики действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение структурных проблем, стоящих перед муниципальной системой образования, и достижение желаемых результатов; - обеспечение комплексного характера мер, направленных на решение приоритетных проблем развития образования, и системность ожидаемых изменений, их увязывание с итогами осуществления других направлений модернизации образования; - создание условий для включения общественности, институтов гражданского общества в обсуждение и решение ключевых проблем развития сети ОУ в городе. Предмет Программы Предметом настоящей Программы является разработка и представление комплекса мероприятий, обеспечивающих основы оптимизации сети ОУ в г.о. Орехово-Зуево через целеустремленное и планомерное изменение ее структуры и потенциала (реструктуризацию). Информационно-аналитическое и прогностическое обоснование Программы В данном разделе Программы излагаются основные информационные итоги анализа состояния и прогнозирования тенденций изменения системы образования г.о. Орехово-Зуево в аспекте развития сети ОУ. При проведении анализа и прогнозирования исполнители опирались на определенные критерии принятия решений об изменениях (развитии сети). Критерии принятия управленческих решений о реструктуризации сети ОУ Под критериями развития сети ОУ понимаются критерии, на основании которых субъекты управления могут принимать решения об определенных изменениях сети. Решение принимается, если значение критерия существенно отклоняется от норматива, устанавливаемого органами управления образованием. 1. Несоответствие (нехватка или существенный избыток) количества ученических мест в ОУ, входящих в сеть, имеющимся нормативам. 2. Неэффективное соотношение числа обучающихся в расчете на одного учителя в ОУ, входящих в сеть. 3. Неэффективная (недостаточная или избыточная) наполняемость классов в ОУ, входящих в сеть, по ступеням образования. 4. Перегрузка школы, высокий коэффициент сменности занятий, входящих в сеть. 5. Высокая стоимость содержания части школьных зданий с учетом стоимости оплаты коммунальных услуг. 6. Нерациональная (избыточная или недостаточная) доля в муниципальной образовательной системе учреждений повышенного статуса. 7. Нерациональное распределение профилей обучения (в старших классах основной ступени и на старшей ступени общего образования). 8. Неэффективность использования наиболее квалифицированных педагогических кадров. 9. Несоответствие уровня материально-технического оснащения школы СанПиН и требованиям к качеству образования. 10. Недостаточная доля в муниципальной образовательной системе школьников (%), обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих следующим требованиям к условиям образовательного процесса: - соответствие оборудования общеобразовательного учреждения рекомендуемому "Перечню учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений" <1>; - укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими соответствующую квалификацию, по каждому из предметов базисного учебного плана; - полное соответствие всем требованиям СанПиН; - наличие высокоскоростного (не асимметричного) доступа в сеть Интернет. -------------------------------- <1> Письмо Департамента государственной политики и образования Минобрнауки России от 1 апреля 2005 г. N 03-417 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды, значимых для сети ОУ При проведении анализа исполнители опирались на данные государственной статистики, результаты опросов, проведенных в муниципальных образованиях, и другие информационные источники. Орехово-Зуево - город областного подчинения, центр Орехово-Зуевского района, расположен в 89 км к востоку от Москвы. На территории города проживают 121964 человека, в том числе мужчин - 53135, женщин - 68829, численность постоянного населения моложе трудоспособного возраста - 24,4 тыс. и старше трудоспособного возраста - 29,2 тыс. Численность населения города стабильна, что объясняется миграционным приростом, компенсирующим естественную убыль населения. В целом город привлекателен для внешних мигрантов: быстрорастущая торговля, жилищное строительство, развитая инфраструктура, близость столицы и хорошее сообщение с ней. Вместе с тем, и сама Москва с широкими возможностями и часто с более высокой зарплатой является мощным фактором маятниковой миграции. Эти миграционные особенности нельзя не учитывать в работе муниципальной образовательной системы. Численность жителей Рисунок не приводится. Дети в возрасте до 18 лет составляют пятую часть (19%) населения города. При определении перспектив развития муниципальной системы образования необходимо учитывать тот факт, что число детей в возрасте до 18 лет до 2007 года убывало. В 2007 году наметилась тенденция роста населения в возрасте до 18 лет, о чем можно судить по увеличению количества детей указанного возраста на 1,3%. В 2008 году отмечается повышение рождаемости. Ведущая отрасль промышленности в городе легкая. Среди других отраслей развиты химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов и пищевая промышленность. Высокая насыщенность территории района авто- и железнодорожными магистралями способствует тому, что Орехово-Зуево является важным транспортным узлом. Орехово-Зуево - крупный культурный и образовательный центр Восточного Подмосковья. В городе 3 кинотеатра, 6 клубов и Домов культуры, 6 массовых библиотек (с книжным фондом более 245 тыс. экз.), художественно-производственная мастерская, 3 стадиона: "Знамя труда", "Торпедо" и "Химик"; бассейн "Нептун", спортивный комплекс "Восток", Детская юношеская спортивная школа, Клуб юных картингистов и мотоциклистов "Квадрат", Детская школа искусств им. Я. Флиера, Центр детского творчества "Родник", Станция юных техников, Историко-краеведческий музей. Организован спортивный клуб "Спартак-Орехово" и спортивный клуб Дзюдо. Орехово-Зуево - один из крупнейших городов Подмосковья с развитой промышленностью, инфраструктурой. В последние три года сохраняется тенденция экономического подъема. Во всех сферах хозяйства города вырос выпуск товаров и услуг, поднялась заработная плата, выросли доходы городского бюджета. Отмечается ежегодное увеличение среднемесячной зарплаты во всех отраслях. Зарплата в образовании близка к среднегородскому показателю, однако существует отставание номинальной величины зарплаты от среднеобластного значения. Заработная плата (тыс. руб.) Рисунок не приводится. В 2007 году среднемесячная зарплата в образовании выросла до 13921 руб. При этом среднемесячная зарплата учителя составила 14195 руб. Доля расходов на образование в расходах местного бюджета Рисунок не приводится. Расходы на одного учащегося ОУ (руб.) Рисунок не приводится. Увеличивается число расходов на одного учащегося. В 2007/2008 учебном году запланировано выделение 27665 рублей на каждого школьника. Сеть образовательных учреждений г.о. Орехово-Зуево включает в себя 55 муниципальных образовательных учреждений: 1. 21 общеобразовательное учреждение, из них: - 11 средних общеобразовательных школ; - 2 гимназии; - лицей; - 3 средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов; - 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; - специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа N 5 (восьмого вида); - межшкольный учебный комбинат; - муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом - школа". 2. 4 образовательных учреждения дополнительного образования детей: - Детско-юношеская спортивная школа; - Станция юных техников; - Центр детского творчества "Родник"; - Клуб юных картингистов и мотоциклистов "Квадрат". 3. 29 дошкольных образовательных учреждений: - 19 детских садов общеразвивающего вида; - 10 Центров развития ребенка - детских садов. Среди них - 3 детских сада компенсирующего вида (два из которых - Центры развития ребенка, где оказывается психолого-педагогическая помощь детям и осуществляется индивидуальная коррекция имеющихся у них функциональных нарушений): - коррекция зрения (МДОУ ЦРР д/с N 38); - коррекция речи (МДОУ д/с N 31); - коррекция опорно-двигательного аппарата (МДОУ д/с N 25). 4. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Методический центр повышения квалификации педагогических работников". В течение последних трех лет количество учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений достаточно стабильно. Количество учащихся Рисунок не приводится. Для реализации права граждан на доступное и бесплатное образование в ОУ города активно используются формы обучения как очная, так и альтернативные очной. Сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию экстерната, семейной форм обучения. Занятия в вечерней (сменной) общеобразовательной школе проводятся в очно-заочной форме. Статистические данные за последние три года подтверждают востребованность данных форм обучения в зависимости от запроса родителей. Занятия в школах проводятся преимущественно в первую смену, хотя сохранились и две смены в отдельных общеобразовательных учреждениях, но с малым количеством классов, что позволяет улучшать качество образования и создавать комфортную среду - выдерживаются требования к продолжительности перемен, начала занятий. Появилась возможность организовать работу школы во вторую половину дня, расширяя спектр услуг дополнительного образования. Доля обучающихся по сменам |———————————————————————————|—————————————————|——————————|————————————————————————|————————————| | | Количество ОУ | % от | Количество учащихся | % от всех | | | (работающих в | всех ОУ | (обучающихся в 2 | учащихся | | | 2 смены) | | смены) | | |———————————————————————————|—————————————————|——————————|————————————————————————|————————————| | 2004-2005 учебный год | 9 | 50% | 1875 | 16,3% | |———————————————————————————|—————————————————|——————————|————————————————————————|————————————| | 2005-2006 учебный год | 8 | 44% | 1844 | 16,7% | |———————————————————————————|—————————————————|——————————|————————————————————————|————————————| | 2006-2007 учебный год | 8 | 44% | 1643 | 15,3% | |———————————————————————————|—————————————————|——————————|————————————————————————|————————————| | 2007-2008 учебный год | 8 | 44% | 1593 | 14,8% | |———————————————————————————|—————————————————|——————————|————————————————————————|————————————| Одним из показателей доступного качественного образования является средняя наполняемость классов. Учитывая требования программы модернизации образования, средний показатель не должен быть менее 25 человек. Показатель по городу Орехово-Зуево соответствует оптимальному и выше областного показателя. Наполняемость классов |———————————————————————————|———————————————————|——————————————————|————————|————————————————————| | | 1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 | 1-11 классы | | | | | классы | | |———————————————————————————|——————|——————|—————||——————|——————|———|—|——————|—|——————|——————|————| | | Общ. | ККО | КРО | Общ. | ККО | КРО | | Общ. | ККО | КРО| |———————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————|————————|——————|——————|————| | 2004-2005 учебный год | 26,4 | 10,5 | 10 | 25,8 | 11,7 | 8,9 | 25,5 | 25,9 | 11 | 9,5| |———————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————|————————|——————|——————|————| | 2005-2006 учебный год | 25,8 | 10,2 | 9,4 | 26 | 11,3 | 9 | 24,3 | 25,6 | 10,7 | 9,2| |———————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————|————————|——————|——————|————| | 2006-2007 учебный год | 25,2 | 9,6 | 9,7 | 26,1 | 11,2 | 8,7 | 23,4 | 25,4 | 10,6 | 9,1| |———————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————|————————|——————|——————|————| | 2007-2008 учебный год | 24,9 | 8,8 | 9,3 | 25,9 | 11,6 | 9,9 | 22,6 | 25,2 | 11 | 9,6| |———————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|—————|————————|——————|——————|————| Средняя наполняемость классов (чел.) Рисунок не приводится. Удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг в школах происходит посредством дифференциации содержания образования. В целях сохранения единого муниципального образовательного пространства большинство учащихся занимаются по учебному плану с единой инвариантной частью. Кроме этого, в рамках реализации муниципальной программы "Инновационная и экспериментальная деятельность" в школах N 4, 10, 11, 12, лицее осуществляется предпрофильное и профильное обучение в рамках трехлетнего эксперимента. Школы N 12, 18, 25 занимаются по учебным планам для ОУ с углубленным изучением отдельных предметов. Для учащихся с проблемами здоровья существуют классы коррекционно-компенсирующего обучения. Этиология 1-11 классов Рисунок не приводится. Система дополнительного образования является неотъемлемой составляющей единого муниципального образовательного пространства и включает в себя 4 учреждения дополнительного образования (Центр детского творчества "Родник", Детскую юношескую спортивную школу, Станцию юных техников, Клуб юных картингистов и мотоциклистов "Квадрат") и объединения в образовательных учреждениях в виде кружков и секций. Охват дополнительным образованием (чел.) Рисунок не приводится. В 2007-2008 учебном году в 4 учреждениях дополнительного образования функционировало 392 объединения, в которых занимались 4276 учащихся, что составляет 39,6% от общего количества школьников. Для сравнения: охват учащихся дополнительным образованием в городах Коломна - 55%, Подольск - 22%, Электросталь - 43%. Занятость детей в учреждениях дополнительного образования (%) Рисунок не приводится. Муниципальное дополнительное образование представлено следующими направлениями: - техническое творчество - 65 объединений (844 ч.); - спортивно-технические объединения - 7 (98 ч.); - туристско-краеведческие - 2 (30 ч.); - спортивные - 67 (929 ч.); - художественное творчество - 142 (1699 ч.); - культурологические - 11 (204 ч.); - другие виды деятельности - 98 (649 ч.). Разнообразные направления деятельности представлены в ЦДТ "Родник". Число детей, посещающих учреждения дополнительного образования (2007/08 учебный год) Рисунок не приводится. Во всех ОУ работают бесплатные кружки, в прошлые годы большая часть этих кружков были предметными. В 2007/2008 учебном году пересмотрена структура и содержание направленности объединений, общеразвивающих кружков значительно возросло. Много кружков в МОУ СОШ N 1, 4, 6, лицее, 10, 11, 18, 22, 25. Возросло количество спортивных секций. Во всех ОУ имеются школьные команды по футболу, баскетболу, волейболу, легкой атлетике. Охват дополнительным образованием (чел.) Рисунок не приводится. Показатель занятости детей в городском округе Орехово-Зуево выше областного (52,2%) на 25,8%. Практика показывает, что ежегодное увеличение сети и контингента обучающихся в системе дополнительного образования подтверждает востребованность дополнительных образовательных услуг. Кадры системы образования За последние три года муниципальная система образования не испытывает недостатка в педагогах. Обеспеченность педагогическими кадрами в целом составляет 100%. Текучесть кадров за год около 70 человек, что составляет 7% от общего количества педагогов. В основном все педагоги школ имеют высшее образование, причем на протяжении последних трех лет этот показатель имеет небольшую, но стабильную положительную динамику. Образовательный уровень педагогов Рисунок не приводится. Возрастной состав педагогов школ Четверть учителей - люди пенсионного возраста, за последние три года доля учителей пенсионного возраста ежегодно возрастает на 1%. Вместе с тем отмечается увеличение численности молодых специалистов. Возрастной состав педагогов (%) Рисунок не приводится. Аттестация педагогических работников Увеличивается число педагогов с высшей и первой квалификационными категориями. Квалификация педагогов (%) Рисунок не приводится. Доля педагогических работников, прошедших курсовую подготовку Курсовая подготовка является неотъемлемой частью профессионального роста педагога. Для удовлетворения возросшей потребности педагогов в курсовой подготовке в ММЦ организованы курсы по накопительной системе. Для чего был заключен договор между ММЦ и ПАПО, составлены соответствующие программы, которые были отрецензированы в Академии. Расширилось число образовательных учреждений, на базе которых проходили обучение наши педагоги. Кроме традиционных ПАПО, МГОПИ, АПК и ППРНО, педагоги обучались в институте открытого образования МГОУ, Московской академии педагогических наук им. Александра Невского, Пед. обществе России "Академия микрокосмос", Институте биологической обратной связи г. Санкт-Петербург, Федеральном центре туризма, Спец. Центре "Звенигород", Академии АЙТИ, в представительстве британского издательства "Лонгман", МГУ им. Ломоносова, ООО "Глобал БУК", прошли дистанционное обучение в Педагогическом университете "Первое сентября". Подобное расширение числа учебных заведений, осуществляющих курсовую подготовку, позволяет каждому педагогу удовлетворить свои профессиональные запросы. Число педагогов, прошедших курсовую подготовку (%) Рисунок не приводится. Материально-технические ресурсы Капитальный и текущий ремонт В период с 2004 по 2006 годы наблюдается рост в выделении бюджетных средств на проведение капитального и текущего ремонта общеобразовательных учреждений на 45%. При этом наблюдается рост фактического освоения средств на 49% к плану за счет перераспределения статей расхода в целом по управлению образования. При ежегодном планировании работ особое внимание уделяется выполнению планово-предупредительных ремонтов основных энергоснабжающих сетей, таких как отопление, водопровод, канализация, электроснабжение и вентиляция. За 2004-2005 годы рост освоения средств по вышеуказанным работам составил в целом 55%, а в 2006 году рост освоения средств увеличился в два с половиной раза к плану (с учетом работ в СКООШ N 5 за счет средств благотворительного фонда). Помимо ремонта сетей, производится также ежегодно ремонт кровель. За три прошедших года отремонтировано 18743 кв. м кровель на общую сумму 8 млн. 121 тыс. рублей. С 2007 года действует программа "Капитального и текущего ремонта". Освоение средств (млн. руб.) Рисунок не приводится. Благоустройство Особое внимание в последние годы уделяется благоустройству территорий. Ежегодно Управление образования совместно с общеобразовательными учреждениями разрабатывают план мероприятий по благоустройству ОУ, включающий в себя выполнение комплекса работ, направленных на создание эстетического вида общеобразовательного учреждения и благоприятных условий для здоровья детей. Состояние фасадов, тротуаров, ограждений является неотъемлемой частью благоустройства. Увеличены расходы средств на капитальный ремонт фасадов и ограждений ОУ. Рост освоения составил в динамике 2004 года - 320 тыс. руб., 2005 года - 1493 тыс. руб., 2006 года - 2477 тыс. руб., 2007 года - 7771 тыс. руб. В течение последних трех лет наблюдается значительный рост выполнения работ по ремонту фасадов образовательных учреждений, ремонта ограждений, на ремонт тротуаров в 2005 году было выделено 52 тысячи рублей, в 2007 - 2112 тыс. рублей. Финансирование благоустройства (тыс. руб.) Рисунок не приводится. В 2006 году за счет средств благотворительного фонда были произведены ремонтно-строительные работы в МОУ СКООШ N 5 на общую сумму 14,0 млн. рублей. Отремонтированы кровля, фасад, ограждение территории. Произведены отделочные работы в кабинетах, туалетных комнатах. Смонтирована вновь водопроводно-канализационная система в кабинетах начальной школы с установкой сантехприборов в свете выполнения требований Госсанэпиднадзора. Также за счет средств областного бюджета был произведен капитальный ремонт пищеблока и обеденного зала МОУ Детский дом - школа, установлено вентиляционное оборудование в душевых. Сумма затрат составила 2500 тыс. руб. В 2006 году из городского бюджета выделены средства в сумме 4200 тыс. руб. на монтаж пожарной сигнализации в 47 образовательных учреждениях. Автоматическая пожарная сигнализация установлена во всех МОУ. Помимо средств, выделяемых городским бюджетом, администрации образовательных учреждений города самостоятельно за счет внебюджетных, спонсорских и родительских средств производят ремонтно-строительные работы в своих зданиях и на территориях. Оснащенность оборудованием и учебно-наглядными пособиями Финансирование поставок оборудования (руб.) Рисунок не приводится. Снижение доли расходов на приобретение компьютерного оборудования объясняется созданием в школах достаточного парка компьютеров, обеспеченных необходимой оргтехникой. В 2007 году средства по данной статье расходовались в основном на приобретение программного обеспечения и модернизацию уже существующего парка. Оборудование, приобретенное МОУ в 2007 и 2008 гг. за счет привлечения внебюджетных средств (руб.) |————————————————————————————————|———————————|———————————| | | 2007 г. | 2008 г. | |————————————————————————————————|———————————|———————————| | Школьная мебель | 291274 | 386078 | |————————————————————————————————|———————————|———————————| | Спортивное оборудование | 1062421 | 104665 | |————————————————————————————————|———————————|———————————| | Компьютерное оборудование | 561588 | 689824 | |————————————————————————————————|———————————|———————————| Оборудование, приобретенное МОУ в 2007 и 2008 гг. за счет привлечения внебюджетных средств (руб.) Рисунок не приводится. Доля учебных заведений, использующих ИКТ и программное обеспечение Реализация федеральной целевой программы "Информатизация системы образования" и подключение школ к Интернету дают возможность внедрить в учебный процесс современные технологии обучения. За последние три года в городе сложились предпосылки для полноценной информатизации образования. Все школы имеют доступ к сети Интернет, заканчивается оборудование компьютерных классов. В рамках реализации национального проекта пополнялось оснащение кабинетов физики, химии, биологии. Предполагается улучшение материальной базы кабинетов математики, русского языка и литературы, биологии. На 2007-2008 учебный год на средства из Госстандарта закуплено и получено 7900 учебников на сумму 459121 рубль. К новому учебному году запланированы поставки 10893 экземпляров учебников на общую сумму 1071663 рубля. По сравнению с 2004-2005 учебным годом выделяемые средства возросли в 3,5 раза: - в 2004-2005 учебном году сумма на учебники составляла 450000 рублей; - в 2005-2006 учебном году - 779000 рублей; - в 2006-2007 учебном году - 978000 рублей; - на 2007-2008 учебный год - 1530784 рубля. На основании полученных результатов можно сказать, что муниципальная система образования находится на стадии модернизации, которая органично связана с образовательной политикой России и Московской области. Поэтому вектор дальнейшего развития муниципальной системы образования строится с учетом трех критериев: доступность, качество, результативность. Это под силу коллективной мысли и работе органов управления, педагогов, общественности, в ходе которых рождаются продуктивные взвешенные идеи. Описание стратегии и плана действий по реализации Программы На основании сделанного анализа развития сети ОУ и выявленного социального заказа на образование определены основные направления развития сети ОУ на 2008-2010 гг. Большое значение придается разработке механизмов выявления социального заказа на образование и обеспечению открытости системы образования в целом. Широкий социальный заказ, который является внешним выражением социальности образования и формой общественного представления о его целях, результатах и формах организации, выступает как объективная характеристика настоящего этапа социально-экономического развития России. С одной стороны, он ограничивается уже существующей образовательной системой, а с другой стороны, влияет на формирование, развитие, стабилизацию, консервацию или инновационные преобразования этой системы, продвигая ее в направлении большего соответствия логике и формам общественного развития. К тому же принято считать, что открытость является важной характеристикой образовательных систем, а степень открытости фактически обеспечивается способностью оперативно реагировать на изменения социально-экономических и социокультурных условий, своевременно выполнять социальный заказ общества и иметь широкий выход в мировое информационное пространство. В официальных документах, закрепляющих стратегию развития Российской Федерации и в том числе в части реформирования образования, четко прослеживается мысль о том, что задачей государственной политики является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Наиболее многочисленными и неоднородными по составу субъектами социального заказа являются социальные группы учащихся и родителей. Учащиеся и родители являются участниками образовательного процесса, а также одними из непосредственных потребителей образовательных услуг всех типов образовательных учреждений (дошкольного, общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского, дополнительного образования). Именно вследствие многочисленности и неоднородности данные социальные заказчики предъявляют наиболее разнообразные требования системе образования, предопределяя неоднородность совокупного социального заказа. Требования этих социальных групп (безотносительно к тому, предъявлены ли они или существуют в неявной форме "ожиданий") касаются практически всех основных характеристик образовательных систем - содержания образования, гарантируемого уровня качества обучения, условий образовательного процесса, комфортности среды пребывания, адаптированности к индивидуальным особенностям ребенка, возможности выбора образовательного учреждения и т.д. Такие субъекты социального заказа как работодатели (предприятия и организации) не отличаются пока высокой активностью, однако по мере оживления экономической ситуации в стране их требования к качеству не только профессионального, но и общего образования начинают приобретать конкретность. Выразителями интересов этих социальных групп выступают как общественные объединения (предпринимателей, отраслевых промышленников и т.д.), так и сами предприятия, выставляющие конкретные заявки о вакансиях, а также вкладывающие свои средства в систему образования. Основные требования здесь укладываются в плоскость содержания образования и уровня. Наиболее активно пытаются вмешиваться работодатели в систему начального и среднего профессионального образования, формируя свои требования к выпускникам. В то же время система дополнительного образования отчасти способна предоставить образовательные услуги, позволяющие более гибко отреагировать на возникающий спрос. Особую категорию социальных заказчиков образованию представляют работники образовательных учреждений: руководители, педагоги, воспитатели. Их требования и ожидания характеризуют так называемый внутренний социальный заказ образованию. Социальный заказчик данного типа основные требования предъявляет к механизмам управления образованием, к содержанию и к форме организации образовательного процесса: педагогическим технологиям, образовательным программам, оснащенности предметным материалом и учебниками, условиям труда, возможности повышения квалификации и т.д. Ориентация на внутренний социальный заказ - это инструмент построения адаптивной образовательной системы, реализации принципа "дополнительности", который позволяет увязать в определенном сочетании существующие образовательные мировоззрения. В современной ситуации поиска оптимальных педагогических моделей нужно формировать такое образовательное пространство, в котором бы "жили" разные образовательные принципы, предоставляя возможность выстроиться той конфигурации, которая будет в большей степени соответствовать реалиям времени, допустимым моделям. Если преобладают сейчас подходы культуросообразности, авторитарной педагогики, педагогической стабильности и т.д., необходимо постепенно давать пространство другим принципам - природосообразности, демократичности, инновационности, поскольку они востребованы обществом и соответствуют тенденциям развития России и современного мира. То есть выявление внутреннего социального заказа дает возможность не только обучающимся выстраивать индивидуальные траектории учения, но и педагогам реализовать разные модели образования, сочетать разные принципы построения педагогических систем, осуществлять выбор в зависимости от своих профессиональных предпочтений и принципов. Социальный заказ образовательных учреждений часто бывает направлен к предшествующей ступени образования. Он состоит, как правило, в требовании обеспечить преемственность содержания образования, формировании у выпускников предшествующей ступени образования необходимых знаний, умений, навыков либо компетенций, необходимых для продолжения обучения на следующей ступени. Этот аспект требований становится именно сейчас очень актуальным, поскольку вузы, например, существенно превышают требования к своим абитуриентам (вопреки законодательным нормам), выходя за рамки школьных предметных знаний. Согласование требований представителей разных ступеней образования становится важным условием его доступности, снижения барьеров в виде социально-экономического и территориального неравенства. Таким образом, отличительной особенностью современной концепции управления образованием, с точки зрения развития сети, являются: - рассмотрение социального заказа как совокупности запросов в сфере образования со стороны многих социальных институтов, в том числе государства, и разнообразных социальных групп; - рассмотрение образования как инструмента развития индивидуальности личности. Социальный заказ образованию - это более широкое понятие, выходящее за рамки собственно образовательных потребностей, которые чаще всего связывают с уровнем и содержанием образования, и охватывающее потребности в сфере образования - в определенной модели управления образованием (например, участии общественности в управлении), в определенной образовательной модели школы, которая может быть востребована профессиональным сообществом педагогов, потребности в определенных формах освоения образовательных программ (вечернее, экстернат, дистанционное и др., которые связаны не с содержанием образования, а с теми ограничениями, которые вынужден учитывать человек в процессе своего обучения). Важной частью социального заказа становится создание определенных условий в образовательном учреждении. Государство как социальный заказчик ориентируется на соблюдение средних нормативов по условиям образовательных процессов, которые обеспечиваются с помощью механизма государственного лицензирования. Однако отдельными гражданами и социальными группами могут быть востребованы более комфортные условия, обеспечение которых они готовы взять на себя. Необходимо лишь предоставить механизм, с помощью которого их запросы могут быть услышаны и реализованы. Механизм выявления социального заказа, его учета и реализации запросов разных социальных субъектов может выступать как компромиссный или переходный инструмент для осуществления модернизации образования и определения основных направлений развития сети ОУ на муниципальном уровне. Развитие сети ОУ предполагает согласованные и совместные усилия различных субъектов, действующих на всех уровнях системы управления образованием, и их партнеров во властных, коммерческих и общественных структурах - на уровне образовательного учреждения, муниципальной образовательной системы, на региональном (областном) уровне. Реализация целей Программы развития сети учреждений общего образования и требований к их новому состоянию базируется на трех основных моментах: - качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений; - важным сетевым ресурсом являются внутрисетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими образовательными учреждениями, межведомственное взаимодействие; - рационализации использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений. На основании полученных результатов можно сказать, что муниципальная система образования находится на стадии модернизации, которая органично связана с образовательной политикой России и Московской области. По итогам анализа сделан следующий вывод: существующая сеть общеобразовательных учреждений города качественно не в полной мере удовлетворяет изменяющиеся потребности населения и необходима реализация отдельных направлений реструктуризации, в частности, создание базовых школ с сетью филиалов: - обеспечивающих обучающимся высокий уровень основного общего и среднего (полного) общего образования, необходимый для продолжения образования в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования; - предоставляющих возможность реализации программ предпрофильной подготовки и профильного обучения, образовательных программ профессиональной подготовки и дополнительного образования; - формирующих условия для интеграции общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного, начального, среднего, высшего профессионального образования; - открывающих доступ обучающимся к образовательным ресурсам за счет использования дистанционных форм обучения. При этом наметившаяся тенденция роста населения до 18 лет в 2007-2008 гг. позволяет прогнозировать ситуацию, при которой необходимо сохранить и в случае необходимости расширить количественно имеющуюся на территории городского округа сеть общеобразовательных учреждений. Концепция проектирования и управления развитием муниципальной образовательной сети Проект развития сети общеобразовательных учреждений является составной частью проектирования всей муниципальной образовательной сети. В данной концепции рассматриваются основные принципы и подходы к проектированию муниципальных образовательных сетей с целью более эффективной предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. Идеи сетевого взаимодействия образовательных учреждений (и даже сетевого образования) получили в последние годы достаточно широкое распространение. Этот факт не должен вызывать удивления, если учитывать, что масштабы преобразований в российской системе образования, те задачи, которые поставлены перед образовательными учреждениями в рамках концепции модернизации, пока не имеют под собой достаточного ресурсного и организационного обеспечения. Процессы кооперации и даже интеграции относительно обособленных образовательных учреждений являются закономерной реакцией на повышение требований к образовательным учреждениям со стороны общества, государства, рынка образовательных услуг в ситуации жесткой ограниченности собственных возможностей для автономного развития, результатом поиска форм организации образовательной деятельности, адекватных современным условиям. Другой предпосылкой для развития сетевого взаимодействия ОУ выступает интенсивное в последние годы выстраивание горизонтальных связей при управлении образовательными учреждениями и системами, неизбежное при активизации инновационных процессов в образовании. Это проявляется в различных формах, уже заявивших о себе в последнее время, таких как социальное партнерство, участие общественности в управлении и др. Теперь к ним причисляют и сетевое взаимодействие. Существуют и нормативные документы, которые прямо ориентируют образовательные учреждения на развитие сетевой организации образования. Например, Концепция профильного обучения содержит варианты его организации, включающие создание ресурсного центра по профильной подготовке, обмен учащимися с целью создания возможности выбора профиля и т.д. Осмысление, анализ этого нового явления - сетевой организации образовательного процесса - находятся на начальной стадии. В силу этого существует большой разброс в толковании его сущности и даже в самих используемых терминах. Варианты - от "узкого", привязанного только к ситуации профильного обучения, до "широкого", когда речь ведется о "революционном сетевом образовании". Исследование состояния сетевого взаимодействия в современных муниципальных образовательных системах, выявление его целей, задач, сложившихся организационных форм, особенностей управления сетевым взаимодействием, а также разработка научных рекомендаций по совершенствованию управления этим процессом являются сейчас очень актуальными, однако находятся на начальном этапе. Тем не менее уже сейчас можно зафиксировать некоторые принципиальные моменты, способные стать ориентирами при дальнейших исследованиях и практической работе. Сеть образовательных учреждений - это традиционный термин, который уже имеет свою смысловую нагрузку, понятен, привычен и от него нужно отталкиваться и двигаться дальше. Сетевая организация образования (сетевое взаимодействие ОУ) - это новая форма организации образовательного процесса, при которой осуществляется совместная (согласованная) деятельность самостоятельных ОУ по достижению общих образовательных целей на основе совместного целевого использования их ресурсной базы. Имеются в виду следующие виды ресурсов: - финансовые; - кадровые; - программно-методические; - технические средства обучения и воспитания; - технологии обучения и воспитания; - материальная база (помещения, спортивные сооружения и т.д.); - информационные (библиотека, видеотека, Интернет и т.д.); - инновационные. Другой важный (с точки зрения управления) момент заключается в том, что сетевое взаимодействие ОУ (сетевая организация) - это новая идея, новация, которая должна быть средством решения какой-то значимой проблемы. Такая проблема - это, например, рассогласование между потребностями учащихся в качественном профильном обучении, предпрофильной подготовке и возможностями отдельных образовательных учреждений в их организации (по составу профилей, кадровому, учебно-методическому, информационному и иному обеспечению). Муниципальные органы управления образованием наиболее заинтересованы в предоставлении учащимся оптимальных возможностей для получения качественного образования, включая максимальное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, что предполагает адекватность образовательных программ учреждения потребностям личности. Введение сетевой формы организации образования и управление муниципальными образовательными сетями можно рассматривать как системное нововведение, которое позволяет значительно более эффективно решать задачи образования в условиях его модернизации. Однако при этом необходимо учитывать, что освоение новации, особенно на начальном этапе, потребует значительных затрат времени и иных ресурсов, дополнительных усилий со стороны всех заинтересованных лиц. Этапы реализации Программы 1-й этап - 2008 г. Муниципальный уровень Задачи: - обеспечение эффективного использования и "комбинирования" ресурсов муниципального образования; - осуществление мониторинговых наблюдений за муниципальной образовательной системой; - обеспечение сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и других организаций муниципального уровня для достижения образовательных целей; - принятие нормативно-правовой документации муниципального уровня, не противоречащей федеральному и региональному уровням. Ожидаемый результат. Построение механизмов, обеспечивающих реализацию права выбора общеобразовательного учреждения. Стандартизация требований к выходу на каждой ступени. Данное условие должно обеспечивать преемственность образовательных программ при переходе учащихся из одного образовательного учреждения в другое. Оно представляется весьма важным, так как сегодняшняя школа по факту недостаточно обеспечивает преемственность образовательных программ на разных ступенях, что ограничивает возможность выбора образовательной траектории как "внутри" учреждения, так и в сети общеобразовательных учреждений в целом. 2-й этап - 2009 г. Задачи: - организация и осуществление целевого повышения квалификации; - разработка и реализация плана мероприятий по PR-обеспечению реализации Программы развития сети; - обеспечение условий для осуществления взаимодействия с учреждениями профессионального образования, дополнительного образования, социокультурной сферы города и др.; - обеспечение экспертизы разрабатываемых программ развития ОУ, контроля за соблюдением прав участников образовательного процесса в ходе реструктуризации сети. Ожидаемый результат. Обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов. При проектировании сети мы исходим из требования максимально эффективного использования человеческих, информационных, материальных, финансовых ресурсов. Это требование предполагает целевую концентрацию ресурсов одного типа в одной институциональной форме (например, в учреждениях одного вида), что должно предусматривать изменение сегодняшней структуры сети общего образования, характеризующейся низкой специализацией элементов и подэлементов сети. Использование ресурсов может быть эффективным при распределении различных образовательных программ (требующих существенно различных ресурсов) по различным учреждениям или их большим подразделениям. Другой стороной эффективного использования ресурсов является их концентрация, что также должно предусматриваться при проектировании. Эта концентрация подразумевает использование одного ресурса, сосредоточенного в одном элементе сети, другими элементами; концентрацию специальных ресурсов в одном месте (например, в соответствующем ресурсном центре) или создание (использование) дорогостоящих ресурсов совместно с институциями, не входящими в сеть учреждений общего образования, прежде всего с учреждениями дошкольного, профессионального и дополнительного образования. Уровень образовательного учреждения 1-й этап - 2008 г. Задачи: - организация образовательного процесса, в том числе при необходимости и при наличии правовых оснований, и с привлечением ресурсов других организаций; - осуществление взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими организациями; - разработка Программы развития с учетом сетевого взаимодействия. Ожидаемый результат. Обеспечение психофизической безопасности учащихся и комфортных условий образовательного процесса: обеспечение соответствующих возрасту безопасных санитарно-гигиенических условий образовательного процесса. 2-й этап - 2009 г. Задачи: - создание условий для реализации обучающимися индивидуальной образовательной программы; - разработка учебных планов, программ сотрудничества, обеспечивающих преемственность в условиях сетевого взаимодействия. Ожидаемый результат. Реализация возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в общеобразовательном учреждении. При проектировании сети мы исходим из необходимости предоставления учащимся оптимальных возможностей для получения качественного образования, включая максимальное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, что предполагает адекватность образовательных программ учреждения потребностям личности. Иными словами, оно предусматривает личностную ориентированность, дифференциацию и индивидуализацию образования на основе вариативности образовательных программ; предоставление возможности ученику самостоятельно выбирать часть образовательных программ или отказываться от их освоения, выбирать программы различного уровня сложности, изменять его и т.д. Профилизация образования на старшей ступени школы. Сеть общеобразовательных учреждений (в соответствии с концепцией модернизации российского образования) обязана реализовывать систему специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Иными словами, образование на старшей ступени должно быть достаточно индивидуализированным (в соответствии с образовательными перспективами юношей и девушек, а также потребностями рынка труда). 3-й этап - 2010 г. Задачи: - реализация данной Программы развития сети ОУ; - приведение состава и структуры сети ОУ в оптимальное состояние. Ожидаемый результат. Каждое общеобразовательное учреждение находится в оптимальном состоянии, качественно новом по сравнению с контрольной точкой развития (началом реализации проекта). Возможные социальные риски при реализации проекта 1. Нормативно-правовые аспекты риска: отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность вновь создаваемых моделей ОУ: базовая школа с филиалами, образовательно-культурный центр, Центр развития образования и др. Пути минимизации рисков: разработка муниципальных документов, их согласование и утверждение главой администрации округа, Советом депутатов. 2. Организационно-управленческие аспекты риска: неготовность управленческих кадров решать новые задачи, связанные с работой в условиях сети. Пути минимизации рисков: - обучение руководителей управлению в условиях сетевого взаимодействия; - подбор наиболее квалифицированных кадров и мер по формированию молодежной среды общения, ориентирующейся на продуктивные познания, индивидуальную и коллективную деятельность; - самопроявление всех участников образовательного процесса. 3. Социально-педагогические аспекты риска. Сокращение квалифицированных педагогических кадров. Снижение качества образовательного процесса в связи со сложностью адаптации детей. Сопротивление населения проводимым мероприятиям в силу сложившихся стереотипов общественного мнения. Сопротивление руководителей общеобразовательных учреждений, теряющих статус, а также учителей-предметников, чья учебная нагрузка передается в ресурсный центр по предпрофильной подготовке и профильному образованию. Пути минимизации рисков: - трудоустройство высвобождаемых учителей в другие учебные заведения, содействие их адаптации; - осуществление специальной работы по адаптации детей, приходящих в школу из других ОУ; - осуществление обеспечения реализации Программы путем разработки плана мероприятий по выполнению Программы, утвержденного Муниципальным государственно-общественным Советом по развитию образования городского округа Орехово-Зуево; - формирование базы данных педагогических вакансий. 4. Ресурсно-технологические аспекты риска: недостаток необходимых материально-технических ресурсов. Пути минимизации рисков: поиск необходимых дополнительных ресурсов. 5. Финансово-экономические аспекты риска: снижение экономической эффективности в связи с эксплуатацией зданий с неполной наполняемостью, нестабильностью процесса реструктуризации. Пути минимизации рисков: перепрофилизация зданий, создание новых моделей учреждений, разработка и осуществление целевых программ финансирования реструктуризации. Финансирование Программы осуществляется в рамках выделяемых бюджетом ассигнований. Глава городского округа В.А. Кудинов 30.06.2008 N 223-на Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|