Расширенный поиск

Решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный от 31.03.2005 № 21-нр

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙ

 

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

от 31 марта 2005 г. N 21-нр

 

О муниципальной комплексной программе социально-экономического развития

г. Долгопрудный на период до 2010 года

 

Принято

решением Совета депутатов

муниципального образования

"Город Долгопрудный"

Московской области

от 23 марта 2005 г. N 24

 

 

Паспорт

муниципальной Комплексной программы

 социально-экономического

развития г. Долгопрудный на период до 2010 года

 

    Наименование     Комплексная программа социально-

    Программы        экономического развития г. Долгопрудный

                     на период до 2010 года (далее - Программа)

 

    Основание        - Закон Московской области от 06.11.2003

    для разработки   N 140/2003-ОЗ "О Комплексной программе

                     социально-экономического развития

                     Московской области на 2004 год";

                     - Закон Московской области от 05.04.1996

                     N 11/96-ОЗ "О концепции, прогнозах и

                     государственных программах социально-

                     экономического развития Московской области";

                     - Концепция социально-экономического

                     развития г. Долгопрудный на 2005-2010 годы

                     (нормативное решение Совета депутатов

                     от 20 декабря 2004 г. N 77-нр)

 

    Заказчик         Администрация г. Долгопрудный Московской

    Программы        области

 

    Основные         Структурные подразделения администрации:

    разработчики     - Управление экономики;

    Программы        - Управление жилищно-коммунального хозяйства:

                     - Отдел капитального строительства;

                     - Отдел транспорта и связи;

                     - Управление образования;

                     - Управление культуры;

                     - Долгопрудненское управление социальной

                     защиты населения Комитета социальной

                     защиты населения Московской области;

                     - Комитет по физической культуре, спорту,

                     туризму и делам молодежи;

                     - Комитет по управлению имуществом

                     г. Долгопрудный

 

    Основная цель    Повышение уровня жизни и социальной

    Программы        защищенности населения города путем

                     реформирования ее социально-

                     экономической сферы, превращения города

                     Долгопрудный в экономически развитое звено

                     народно-хозяйственного комплекса Московской

                     области

 

    Основные         - рост денежных доходов и развитие

    задачи           социальной инфраструктуры;

    Программы        - создание комфортной среды обитания

                     горожан, улучшение их жилищных условий,

                     удобная, продуманная планировка жилых

                     районов;

                     - развитие системы образования, создание

                     условий для наиболее полной реализации

                     жителями города права на образование;

                     - улучшение состояния здоровья населения

                     на основе доступной широким слоям населения

                     медицинской помощи и повышения качества

                     медицинских услуг, развития массовой

                     физкультуры и спорта;

                     - создание условий для гармоничного развития

                     подрастающего поколения; содействие его

                     всестороннему развитию, работа с подростками

                     и молодежью на базе молодежных объединений

                     и организаций;

                     - формирование условий, обеспечивающих

                     увеличение конкурентоспособной продукции

                     промышленного производства;

                     - укрепление общественной безопасности

                     и правопорядка;

                     - интеграция и эффективное использование

                     информационных ресурсов, необходимых для

                     управления социально-экономическими

                     процессами в городе

 

    Сроки            С момента принятия Программы и до 31.12.2010

    реализации

    Программы

 

    Перечень         Комплекс первоочередных мероприятий

    основных         по строительству, капитальному ремонту

    мероприятий      и содержанию объектов, приобретению

                     необходимого оборудования, обеспечивающих

                     в целом функционирование экономики

                     и стабильность развития социальной сферы

                     (приложение 1)

 

    Объемы           Общий объем финансирования

    и источники      - всего                  - 30068,85 млн. руб.

    финансирования   В том числе:

    Программы        - федеральный бюджет       - 406,69 млн. руб.

                     - областной бюджет        - 1732,49 млн. руб.

                     - городской бюджет         - 125,42 млн. руб.

                     - привлеченные средства

                     (средства предприятий,

                     инвесторов, населения)   - 27778,22 млн. руб.

 

    Система           - Совет депутатов г. Долгопрудный;

    организации       - администрация г. Долгопрудный;

    контроля          - осуществление контроля за ходом выполнения

    за исполнением    мероприятий, их координация;

    Программы         - контроль за использованием бюджетных

                      средств, выделенных на эти цели;

                      - периодическая подготовка отчетов

                      администрацией о ходе реализации Программы

 

    Ожидаемые         Реализация намеченных Программой задач

    конечные          будет способствовать активизации социально-

    результаты        экономического развития города, достижению

    реализации        современных социальных стандартов

    Программы         и предупреждению кризисных ситуаций в городе

 

1. Историческая справка о городе

 

Город Долгопрудный является муниципальным образованием областного подчинения. Занимает территорию 3101 га, на которой проживают 75,9 тысячи человек. С севера и запада город окружен каналом им. Москвы, с востока - Долгими прудами, с юга - МКАД.

Место, где расположен современный Долгопрудный, известно с двенадцатого века, о чем свидетельствует один из двух невысоких курганов XII века, сохранившийся на западном берегу речки Мерянки, в непосредственной близости к которой и был в 1931 году образован поселок - будущий город Долгопрудный.

Со второй половины XVI века известно с. Гнилуши (значится в источниках как Старбеево на р. Гнилуше). В 1617 году впервые упоминается д. Котово (Курлыково на р. Клязьме). С начала XVII века известна по документам деревня Виноградово, ею владел Гаврила Григорьевич Пушкин, далекий предок великого русского поэта.

В 60-70-х гг. XVIII века в поместье строится знаменитая усадьба Виноградово с дополняющим ее архитектурным ансамблем. В 1772-1777 гг. рядом с домом вырастает новая Владимирская церковь. И усадьба становится местом отдыха многих знаменитостей того времени: Вяземских, Голицыных, Карамзиных, Татищевых, Крыловых, Державиных и других. Имение не раз впоследствии фигурировало в исторических очерках - и войны 1812 года, и позднейших событий.

Дальнейшее развитие города связано в основном с промышленностью, научной деятельностью и, конечно же, дирижаблестроением. В 1931 году на территории будущего города началось строительство первой в истории СССР опытной дирижаблестроительной верфи, газового завода и других зданий, необходимых для эксплуатации дирижаблей (будущий научно-исследовательский комбинат "Дирижабльстрой"). Первый построенный здесь дирижабль был продемонстрирован 7 ноября 1932 г. на воздушном параде на Красной площади.

Параллельно со строительством производственных зданий рос и сам поселок, которому в июле 1935 г. был присвоен статус рабочего поселка и дано официальное название "Дирижабльстрой". А в августе 1938 г. поселок стал называться Долгопрудным, поскольку строительство дирижаблей было приостановлено. В 1957 году поселку Долгопрудный был присвоен статус города.

Ближайшая юбилейная дата: в 2007 году исполнится 50 лет со дня образования города.

 

2. Научный потенциал г. Долгопрудный

 

Основная отличительная черта современного города Долгопрудный - огромный научный и производственный потенциал.

Научный сектор города представляют следующие предприятия и организации:

Московский физико-технический институт (Государственный университет) - один из самых престижных вузов России и в мире. Выпускает на своих 9 факультетах специалистов в области физической и квантовой электроники, радиотехники и кибернетики, молекулярной и химической физики, аэрокосмических исследований и других отраслей науки.

Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики (ФГУП "ДКБА") разрабатывает конструкции и изготавливает современную парашютную технику, воздухоплавательные шары для гражданской и оборонной промышленности.

Центральная аэрологическая обсерватория (ГУ "ЦАО") - одна из ведущих научно-исследовательских организаций Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, под научно-методическим руководством которой создана и функционировала первая и единственная в мировой практике сеть самолетного зондирования атмосферы. В последние годы ЦАО занимается международными исследованиями, направленными на изучение состояния озонного слоя Земли.

Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей (ФГУП "ГНЦ "НИОПИК") производит средства для дезинфекции и стерилизации, субстанции медпрепаратов, биологически активные добавки, фоторезисторы.

 

3. Развитие промышленности

 

Промышленный комплекс города представлен предприятиями и организациями машиностроительного, оборонного, химического, перерабатывающего направления и производства строительных материалов. На территории Долгопрудного расположено 114 промышленных предприятий различных форм собственности (из них крупных и средних - 14, малых - 100 предприятий).

Наиболее крупными предприятиями промышленности являются:

ОАО "Долгопрудненское научно-производственное предприятие" ("ДНПП") - самое крупное промышленное предприятие города - выполняет заказы военного назначения (в т.ч. новейшую ракетно-зенитную систему в мире - "БУК"), а также выпускает гражданскую продукцию: интерьер для пассажирских вагонов, носилки, медицинские каталки для "скорой помощи" и многое другое. Предприятие ищет новые пути развития по выпуску наукоемкой современной продукции;

ОАО "Московский камнеобрабатывающий комбинат" ("МКК") производит архитектурно-строительные и орнаментально-архитектурные изделия, полированные и облицовочные плиты, бордюрный камень, брусчатку, полированные слэбы из мрамора и гранита. Осуществляет все виды работ, связанные с камнеобработкой;

ОАО "Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод" ("ХМСЗ") занимается ремонтом пассажирских, грузовых и экскурсионных судов, разрабатывает и изготавливает топливную аппаратуру для дизельных двигателей;

ЗАО "Бетас" производит бетон, а также асфальтные и цементные смеси для автодорог;

Долгопрудненский комбинат строительных изделий (ФГУП "ДОКСИ") выпускает строительные материалы и изделия, такие как арматура, товарный бетон, фундаментные блоки, вагонка, двери, домики, железобетонные изделия (фермы, балки, колонны, плиты дорожные и плиты перекрытий, плиты забора), кольца колодезные, евроокна, перемычки, плинтуса, раствор, цемент, щебень;

Хлебниковский кирпичный завод (ОАО "ХКЗ") выпускает строительный кирпич, стеновые и перегородочные материалы, а также сырье для их изготовления;

ОАО "Производственное объединение "Тонкий органический синтез" (ОАО ПО "ТОС") выпускает текстильно-вспомогательные вещества для текстильной промышленности, антиржавейные присадки в индустриальные и турбинные масла, косметические бальзамы, материалы для дефектоскопического контроля, реактивы для медицинской диагностики, полимерные композиции - "Силор Макс", "Спрут", продукты тонкого органического синтеза.

 

3.1. Экономические показатели работы предприятий,

работа Совета директоров

 

Общий выпуск товаров и услуг по отраслям представлен в таблице:

 

                                                     (в млн. руб.)

Выпуск товаров 

и услуг        

в фактических  

ценах без НДС  

и акциза       

2003  

год   

2002  

год   

2003 год

в % к  

2002 г.

9 месяцев     

2004 год

в %    

к 2003 

году   

2004  

года  

2003   

года  

Всего          

7768,35

7118,94

109,1  

8500,38

5146,73

165,16 

В том числе:   

 

 

 

 

 

 

- промышленность

4392,6

4710,30

104,7  

5147,32

2879,5

В 1,8 р.

- транспорт    

и связь        

 405,95

 255,32

В 1,6 р.

 238,53

 303,93

78,5   

- строительство

 475,71

 329,05

В 1,4 р.

 701,59

 262,88

В 2,7 р.

- торговля     

и общественное 

питание        

 751,79

 324,41

В 2,3 р.

 599,0

 480,11

124,8  

- жилищно-     

коммунальное   

хозяйство      

 429,67

 311,95

137,7  

 307,66

 337,74

91,1   

- наука        

и научное      

обслуживание   

 290,87

 403,76

138,8  

 251,28

 163,74

В 1,5 р.

- материально- 

техническое    

снабжение      

 283,9

 123,7

В 2,3 р.

 307,15

 192,85

В 1,6 р.

- прочие отрасли

 737,93

 660,48

111,7  

 947,84

 525,98

В 1,8 р.

 

Промышленный сектор экономики вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта города, на долю которого приходится более 50% (в 2002 году - 66,2%).

По итогам 2003 года промышленными предприятиями города произведено продукции по основной деятельности на сумму 4226,3 млн. руб., что составляет 92,8% к уровню 2002 года (индекс физического объема составил 79,6%), в том числе по крупным и средним предприятиям соответственно 2728,84 млн. руб., или 72,2%. Снижение объемов производства связано с прогнозируемым спадом промышленного производства на крупнейшем предприятии города - ОАО "Долгопрудненское научно-производственное предприятие" ("ДНПП"), производственный план которого носит циклический характер (объем производства на данном предприятии в 2003 году составил к 2002 году 58,1%).

При этом следует отметить положительную тенденцию роста объемов производства на малых предприятиях, где уровень выпуска товаров в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличился в 1,9 раза (в 2002 году этот показатель составлял 101,5%). В 2003 году количество промышленных предприятий малого бизнеса выросло на 10 и составило по состоянию на 01.01.2004 - 100.

Среди промышленных предприятий, которыми достигнут наибольший прирост в 2003 году, являются:

 

    - ЗАО "Бетас"                     +165,0 млн. руб. (в 1,6 р.)

    - ФГУП "ДОКСИ" при спецстрое       +55,27 млн. руб. (в 1,5 р.)

      России"

    - опытный завод ФГУП ГНЦ           +30,1 млн. руб. (131,3%)

      "НИОПИК"

    - ОАО ПО "ТОС"                      +6,91 млн. руб. (111,2%)

    - ОАО "ХКЗ"                         +3,2 млн. руб. (122,3%)

    - ОАО "Авиасервис"                +513,9 млн. руб. (в 2,6 р.)

    - ООО "МКК-Диамант"                +19,2 млн. руб. (в 2,2 р.)

    - ООО Фирма "ДПС"                  +10,97 млн. руб. (в 1,6 р.)

    - ООО "Долгопрудненская             +4,3 млн. руб. (138,8%)

      фабрика бытовой химии"

      (ныне ООО "МАНН и ШРЕДЕР

      Руссланд")

 

В отраслевой структуре промышленности города традиционно преобладает машиностроение, представленное, главным образом, ОАО "ДНПП", на долю которого приходится 40-60% выпускаемой промышленной продукции (2003 год - 39%, 2002 год - 62,3%). Среди других отраслей по крупным и средним предприятиям города следуют предприятия, производящие:

- строительные материалы (ОАО "МКК", ЗАО "Бетас", ОАО "ХКЗ", ДОКСИ) - 34,1%;

- продукцию химической промышленности (ОАО ПО "ТОС") - 2,5%.

По состоянию на 01.01.2004 по данным статистики в промышленном комплексе города работает 7167 человек, или 32,5% общей численности населения, занятой в экономике города, в том числе на крупных и средних предприятиях - 5667 чел. (79,1%), на малых предприятиях - 1500 чел. (20,9%).

Всего на предприятиях и в организациях города работает 22023 человека (9 мес. 2004 г. - 24204 чел.), из которых 71,2% занято на крупных и средних предприятиях города, 28,8% - в малом бизнесе.

Среднесписочная численность работников по городу Долгопрудный по крупным и средним предприятиям в 2003 году несколько выросла (102,1%) и составила 13,4 тыс. чел. против 13,1 тыс. чел. в 2002 году (данные Мособлстата). Средняя начисленная заработная плата работников по крупным и средним предприятиям выросла за год на 25% и достигла по данным Мособлстата 7598,0 руб. (по Московской области средняя заработная плата выросла на 27% и составила 6725,6 руб.).

По состоянию на 01.10.2004 численность на крупных и средних предприятиях города составляет 17227 человек, что на 12,2% больше соответствующего периода прошлого года. Средняя начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий за 9 месяцев 2004 года составила 8266,4 руб. против 6297,6 руб. в 2003 году (рост - в 1,3 раза), что в 2,2 раза больше заработной платы в малом бизнесе (3754,5 руб.).

В практику работы с крупными предприятиями города прочно вошла такая форма взаимодействия администрации и руководителей ведущих предприятий, как Совет директоров при главе города. На сегодняшний день в него входит 19 руководителей ведущих, наиболее значимых для развития города предприятий, входящих в его научно-производственный комплекс. Данный орган создан для координации взаимодействия органов местного самоуправления и предприятий города в целях обеспечения комплексного социально-экономического и научно-технического развития города. На одном из заседаний Совета была принята Концепция социально-экономического развития г. Долгопрудный на 2001-2004 гг., включающая в себя основные направления работы администрации во всех сферах жизни города.

На заседаниях Совета директоров также рассматривались такие вопросы, как благоустройство предприятий города и приведение в порядок фасадов зданий; состояние законности в сфере миграционных правоотношений на территории города; подписание трехстороннего соглашения между органами местного самоуправления, профсоюзами и работодателями на 2004-2007 годы; об участии промышленных и научных предприятий города в ежегодном конкурсе "Лауреат года", проводимом Министерством промышленности и науки Московской области совместно с Московским областным Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей); о задачах по обеспечению антитеррористической деятельности на территории города; о состоянии пожарной безопасности в г. Долгопрудный и на его объектах; проблемы, перспективы развития спорта в городе; проект плана мероприятий по подготовке празднования в городе 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и т.п. При активном участии Совета были:

- организованы мероприятия по благоустройству территории города;

- осуществлен ремонт некоторых учреждений образования;

- обеспечен летний оздоровительный отдых детей;

- построена и оборудована современная спортивная площадка у школы N 13;

- выделены средства на организацию питания малоимущих граждан города;

- приняты меры по обустройству новых автомаршрутов.

За 9 месяцев 2004 года в городе наблюдается положительная динамика большинства макроэкономических показателей, достигнуты определенные успехи в этом направлении.

Так, общий объем производства товаров, работ и оказанных услуг составил в городе 8500,38 млн. руб., что на 65,16% больше прошлого года. Без учета данных ОАО "ДНПП" этот показатель на 37% выше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

По итогам 9 месяцев 2004 г. наибольшие темпы роста выпуска товаров и услуг достигнуты такими отраслями, как строительство (в 2,7 раза), материально-техническое снабжение и сбыт (в 1,6 раза), наука и научное обслуживание (в 1,5 раза).

Основная доля в общем объеме выпущенной продукции по-прежнему приходится на промышленность (60,6%), далее следует строительство (8,3%), торговля и общественное питание (7%), материально-техническое снабжение и сбыт (3,6%).

За 9 месяцев 2004 г. всеми промышленными предприятиями города произведено продукции на сумму 5005,51 млн. руб., что в 1,8 раза больше объемов соответствующего периода прошлого года. Такая ситуация связана с цикличностью производства крупнейшего промышленного предприятия города ОАО "ДНПП", работающего по государственным заказам. В течение 9 месяцев т.г. объемы предприятия увеличились в 2,9 раза по сравнению с 9 месяцами 2003 года и составили 2720,9 млн. руб., а его доля в общем объеме промышленного производства города увеличилась соответственно с 33,5% в 2003 году до 54,4% в 2004 году.

Остальными промышленными предприятиями города, включая малые, за 9 месяцев текущего года выпущено продукции на сумму 2284,61 млн. руб., что на 24,1% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в прошлом году - 1841,15 млн. руб.). Среди них:

- ОАО "Авиасервис" - 13,3% (667,7 млн. руб.);

- ЗАО "Бетас" - 6,7% (335,53 млн. руб.);

- ОАО "МКК" - 5,5% (275,45 млн. руб.);

- Федеральное агентство специального строительства ФГУП "ДОКСИ" - 3,4% (171,52);

- ООО "ТПК "Залда" - 2,5% (123,2 млн. руб.).

Наибольший прирост выпуска товаров и услуг в фактических ценах без НДС и акциза наблюдается:

- Хлебниковский кирпичный завод (ОАО "ХКЗ"): в 4,5 раза (37,7 млн. руб.);

- Федеральное агентство специального строительства ФГУП "Долгопрудненский комбинат строительных изделий" (ФГУП "ДОКСИ"): в 1,7 раза (189,4 млн. руб.);

- Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод - ОАО "ХМСЗ": 56% (50,2 млн. руб.);

- фабрика театральных принадлежностей (ООО "ФТП СТД РФ"): 46% (8,7 млн. руб.);

- ЗАО "Бетас": 9,4% (335,53 млн. руб.).

Среди ведущих научных предприятий города лидируют:

- ФГУП "Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики" (ФГУП "ДКБА"): в 1,7 раза (26,9 млн. руб.);

- ГУ "Центральная аэрологическая обсерватория" (ГУ "ЦАО"): 42% (40,1 млн. руб.);

- фабрика театральных принадлежностей (ООО "ФТП СТД РФ"): на 46% (8,7 млн. руб.).

За 9 месяцев 2004 года произошло снижение общего объема прибыли от предприятий и организаций города по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 139,57 млн. руб. Это снижение во многом обусловлено тем, что промышленные предприятия закончили отчетный период с убытком в 28,74 млн. руб. (за 9 мес. 2003 г. прибыль предприятий промышленности составила 308,66 млн. руб.).

На потребительском рынке в текущем году наблюдается дальнейший рост реализации товаров и выполнения услуг. По данным статистики в 2003 году товарооборот вырос по сравнению с 2002 годом на 31,3% и составил 1254,5 млн. руб. (без учета ПБОЮЛ). За 9 месяцев 2004 года оборот розничной торговли увеличился по отношению к аналогичному периоду 2003 года в 1,5 раза и составил 1270,5 млн. руб., т.е. достиг уровня 2003 года, при этом рост розничного товарооборота обеспечен в основном крупными и средними предприятиями (ООО "Предприятие "Никс", ЗАО "Васон", ОАО "МКК").

В 2003 году на 46,1% вырос объем платных услуг по сравнению с 2002 годом и составил 560,78 млн. руб. (наибольший рост - санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные, культурные, услуги связи). За 9 месяцев 2004 года объем платных услуг остался на уровне прошлого года.

Согласно данным Минэкономики Московской области в 2004 году по темпам роста оборота розничной торговли и платных услуг населению наш город входит в десятку лучших муниципальных образований Московской области.

 

3.2. Инвестиции

 

Город проводит последовательную инвестиционную политику:

- разработано и утверждено Положение о порядке рассмотрения реализуемых (предполагаемых к реализации) инвестиционных предложений (постановление главы города от 27.07.2004 N 704-ПГ);

- создана и работает Комиссия по рассмотрению инвестиционных предложений и привлечению инвестиций в город.

Обязательным условием при заключении инвестиционных контрактов между администрацией города и застройщиками является передача 11% общей площади жилья для улучшения жилищных условий граждан, стоящих на очереди. Ведущими строительными организациями, с которыми заключены инвестиционные контракты, являются ООО "Стройжилинвест", ЗАО "Долгопрудненское СМУ", ООО "Строймонтажсервис+".

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2003 году составил 923,3 млн. руб., что выше уровня 2002 года на 29%. Из общего количества инвестиций 57% приходится на малое предпринимательство. По итогам 9 месяцев 2004 года объем инвестиций составил 1248,79 млн. руб., что выше соответствующего уровня 2003 года в 1,8 раза (685,8 млн. руб.).

В 2003 году около половины инвестиций (49%) пришлось на строительство, далее следует жилищно-коммунальное хозяйство (17%), промышленность (14%). Основная доля инвестиций в промышленности (89%) приходится на крупные и средние предприятия (ОАО "ДНПП", ОАО "МКК", Федеральное агентство специального строительства ФГУП "ДОКСИ").

Основной проблемой большинства крупных предприятий города является изношенность оборудования и устаревшие технологии, что не позволяет реально наращивать объемы, повышать качество выпускаемой продукции и снижать ее себестоимость. Как следствие этого, происходит уменьшение оборотных средств, возникает невозможность закупки высококачественного сырья и новых технологий.

 

4. Развитие малого предпринимательства

 

По состоянию на 01.10.2004 в городе действует 584 субъекта малого предпринимательства, зарегистрированного в органах статистики, на котором трудится около 7 тысяч человек, или порядка 30% от числа всех работающих в городе. Подавляющая часть предпринимателей задействована в торговле и общественном питании (37,8%), остальные - в промышленности, строительстве, операциях с недвижимым имуществом.

В общем объеме промышленной продукции доля предприятий малого бизнеса достаточно значительна и составляет порядка 40%. За 2003 год объем промышленного производства этих предприятий составил 1497,0 млн. руб., т.е. увеличился в 1,9 раза по сравнению с 2002 годом. По итогам 9 месяцев 2004 г. этот показатель составил 1214,62 млн. руб.

На сегодняшний день в городе наблюдается неравномерное развитие малого бизнеса и недостаточное образование:

- предприятий, выпускающих продукцию народного потребления;

- организаций общественного питания;

- организаций бытового обслуживания населения;

- разнопрофильных учреждений досуга, -

и в то же время быстро развивается торговля.

Уровень оплаты труда на малых предприятиях остается в 2 раза ниже среднегородского. Так, если в 2002 году средняя заработная плата в малом бизнесе составляла 2575,6 руб., то по состоянию на 01.01.2004 она составила 3275,6 руб., рост составил 29,7%. За истекший период 2004 года также наблюдается некоторый рост заработной платы, которая за 9 месяцев составила 3754,5 руб., что на 12,6% выше этого показателя аналогичного периода прошлого года.

Для более оперативного решения проблем, стоящих перед малыми предприятиями, в 2002 году в городе создан и активно работает Совет предпринимателей при главе города в составе 19 человек. Важнейшими вопросами работы Совета в последнее время являлись: привлечение предпринимателей города к участию в проводимых семинарах, конкурсах и ярмарочно-выставочной деятельности; присоединение предприятий к региональному трехстороннему соглашению в части установления минимального уровня заработной платы; состояние торговой сети города, пути ее улучшения и развития; работа Комиссии по благоустройству территории, прилегающей к предприятиям малого бизнеса; подготовка к проведению праздников труда, 9 Мая, Дня работника торговли, Дня предпринимателя, Дня города.

Анализ сложившейся ситуации, поиски путей решений существующих проблем в малом бизнесе выявили необходимость в расширении инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, одним из механизмов которой станет создание в городе муниципального фонда поддержки предпринимательства. В рамках реализации Программы по развитию и поддержке малого предпринимательства в 2003-2004 годах для представителей малого и среднего бизнеса были проведены 2 бесплатных семинара по вопросам делопроизводства и трудового законодательства (22.01.2003) и по вопросам налогового учета (14.07.2004). 8 октября 2004 года было проведено общегородское совещание предпринимателей, на котором представлен анализ состояния малого бизнеса в городе, отмечены недостатки и обозначены проблемы в работе предпринимателей, а также пути их решения, определены основные направления работы на ближайшую перспективу. В целях содействия развитию малого предпринимательства в г. Долгопрудный утверждена Городская целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства г. Долгопрудный Московской области на период 2004-2007 гг.

 

5. Градостроительство и транспорт

 

Основные направления развития города в области градостроительства на сегодня определены и утверждены Генеральным планом развития г. Долгопрудный на период до 2020 года, а также решением Совета депутатов города. Указанная градостроительная документация определяет основные цели и задачи в области строительства объектов жилья, промышленного назначения и дальнейшее совершенствование транспортной инфраструктуры. В 2005 году планируется разработать генеральный план развития микрорайонов Шереметьево, Хлебниково, Павельцево.

Освоение территорий под жилую застройку в городе долгие годы происходило хаотично, без единого замысла, отсутствовала цельная композиция селитебной зоны, не были использованы возможности природной ситуации, город был отдален от водных пространств, общегородской центр как развитая система пока не сложился ни планировочно, ни композиционно. Сегодняшние предложения развития жилищного строительства на перспективу ориентированы на улучшение условий проживания горожан за счет нового строительства, реконструкции и благоустройства территорий, применения многоэтажной и малоэтажной застроек, использования прогрессивных строительных материалов, перехода от типового к адресному проектированию.

Основными направлениями в улучшении облика города Долгопрудного должны стать:

- создание и реализация единой архитектурной концепции городского строительства;

- соблюдение современных градостроительных норм в области разделения бизнес-центра, жилой, парковой, досуговой и иных территорий города;

- реконструкция полноценных въездов и выездов, включающих благоустройство территорий, освещение, установку знаков;

- придание современного облика улицам и площадям города, формирование торговых центров и комплексов;

- комплекс мер по расчистке городских территорий от ветхих хозяйственных построек, сараев, гаражей и т.д.

Данной Программой предусматривается: реконструкция площади Собина с размещением фонтана - в 2005 году; благоустройство сквера Славы по ул. Циолковского, 23 (между строящимся Храмом и ООО "Пищевик", между ул. Дирижабельной и Циолковского) - к 60-летию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

За 2004 год введено в эксплуатацию десять жилых и семь малоэтажных сблокированных домов общей площадью 105021,7 кв. м, в том числе за счет индивидуального строительства - 4158 кв. м.

Советом депутатов г. Долгопрудный одобрена Программа "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда г. Долгопрудный на 2004-2010 годы" и принята Программа "Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий для строительства муниципального жилья в г. Долгопрудном" (ГНПА от 26.09.2002 N 49-на). В 2004 году начато строительство 3-секционного 168-квартирного жилого дома по ул. Спортивной, где 35 квартир распределены работникам бюджетной сферы по фиксированной цене: учителям, врачам, коммунальным работникам.

Важным моментом является привлечение в город на обоюдно выгодных условиях инвесторов - застройщиков жилых домов. На сегодняшний день в городе заключены инвестиционные контракты со строительными организациями, ведущими из которых являются:

- ООО "Стройжилинвест";

- ЗАО "Долгопрудненское СМУ";

- ООО "Строймонтажсервис+".

В Министерстве строительного комплекса Московской области зарегистрирован инвестиционный контракт на комплексную застройку микрорайона "Центральный" общей площадью 500-600 тыс. кв. м с привлечением крупной строительной организации Некоммерческого партнерства "Союз строителей Московской области" НП "Мособлстройкомплекс", в котором кроме жилищного строительства предусмотрено строительство здания административного центра, здания ОВД, гостиницы.

Совершенствование и дальнейшее развитие транспортной сети города планируется за счет:

- открытия коммерческих автобусных маршрутов;

- 1 маршрут: мкр. "Водники" - метро "Алтуфьево" - 2005 г.;

- 2 маршрут, связывающий мкр. "Центральный" с другими районами города, - 2008 г.;

- строительство базы для хранения, обслуживания автотранспорта, принадлежащего частным предпринимателям, - 2007 г.;

- открытие троллейбусной линии - 2010 г.;

- обновление парка подвижного состава, замена микроавтобусов на автобусы большей вместимости;

- строительство автовокзала - 2006 г.;

- реконструкция разворотного круга - 2005 г.;

- обустройство площадки отстоя для автобусов, курсирующих по городскому кольцевому маршруту, - 2006 г.

В городе предусмотрено обустройство дорог города по основным транспортным маршрутам с целью повышения безопасности дорожного движения, в том числе:

- реконструкция автодорог Лихачевского шоссе и Лихачевского проспекта - 2008 г.;

- решение вопроса о включении в программы всех уровней (федеральную, областную) строительства автомобильных развязок через ж.д. пути в районе ж.д. переездов "Новодачная", "Водники" и "Хлебниково" - 2010 г.

В целях совершенствования и развития систем городской телефонной связи в 2005-2006 гг. предусматривается введение дополнительных емкостей телефонной связи (2800 номеров), в том числе на ул. Восточной (1000 номеров), в микрорайоне "Шереметьевский" (1400 номеров).

 

6. Жилищно-коммунальное хозяйство

 

В структуру жилищно-коммунального хозяйства города входят следующие муниципальные унитарные предприятия:

- "ЖЭУ-1", "ЖЭУ-2", "ЖЭУ-3", "ЖЭУ-4";

- "Долгопрудненское городское благоустройство";

- "Долгопрудненское городское хозяйство";

- "Инженерные сети г. Долгопрудного";

- "Водоканал";

- "Теплоэнергия";

- "Баня-сауна".

На обслуживании предприятий жилищно-коммунального хозяйства находятся 390 жилых домов общей площадью 1224,6 тыс. кв. м.

За 9 месяцев 2004 года проведен ряд работ по ремонту жилищного фонда на общую сумму 24064,5 тыс. руб., в том числе:

- ремонт кровли общей площадью 22575,4 кв. м на сумму 11903,1 тыс. руб.;

- герметизация межпанельных швов - 4982,7 п. м на сумму 905,5 тыс. руб.;

- отмостки - 1557 кв. м на сумму 725,8 тыс. руб.;

- цоколя - 2052,2 кв. м на сумму 431,3 тыс. руб.;

- лестничные клетки - 7516,9 кв. м на сумму 2618,2 тыс. руб.;

- фасады - 1780 кв. м на сумму 531,6 тыс. руб.;

- система отопления - 4671 п. м на сумму 2934,1 тыс. руб.;

- система горячего и холодного водоснабжения - 4190 п. м на сумму 4014,9 тыс. руб.

Проведен ремонт и замена трубопровода, запорной арматуры систем отопления и горячего водоснабжения, подготовка элеваторных узлов системы отопления с ремонтом и заменой задвижек.

К осенне-зимнему периоду подготовлено 15 котельных (в том числе 10 муниципальных). Подготовка и ремонт ЦТП осуществлен полностью.

Задолженность прошлых лет за топливно-энергетические ресурсы, покупную воду и стоки погашена. Текущие платежи осуществляются своевременно.

Жилищно-коммунальное хозяйство города участвует в следующих программах:

1. "Экология Подмосковья на 2005-2006 годы".

2. "Утилизация и переработка бытовых отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов".

3. "Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы".

Проведено водолазное обследование и частичный капитальный ремонт дюкера через Клязьминское водохранилище за счет собственных средств МУП "Инженерные сети г. Долгопрудного" на сумму 1254,7 тыс. руб.

4. "Модернизация коммунальной теплоэнергетики Московской области 2003-2007 гг.":

- произведена перекладка магистральных тепловых сетей от ЦТП-7 до ЦТП-8 на больший размер. Из средств Губернатора Московской области выделено 1230 тыс. руб., из городского бюджета - 1000 тыс. руб. Прокладка трубопровода выполнена на 80%;

- реконструкция теплотрассы от ТК-2 до ЦТП-15. Из городского бюджета выделено 1113 тыс. руб. Работа выполнена на 40%;

- реконструкция напорного коллектора по ул. Первомайской. Из городского бюджета получено 1000 тыс. руб.

5. "Энергосбережение в Московской области 2002-2005 гг.".

6. "Жилище, инженерная и социальная инфраструктура Московской области на период 2004-2010 гг.".

Около 90% жилых домов, построенных в 50-70 гг. прошлого века, не отвечают растущим потребностям граждан по причине физического старения и требуют полного капитального ремонта.

Однако недостаточное финансирование из областного и городского бюджетов не дает полностью выполнить работы, намеченные вышеперечисленными программами.

В системе жилищно-коммунального хозяйства эксплуатируется 15 котельных (из них 10 муниципальных), 26 центральных тепловых пунктов (24 муниципальных), 5 ВНС, 5 КНС, протяженность водопроводных сетей составляет 117,7 км (103,8 км муниципальных), 10 артезианских скважин.

В результате недостаточного финансирования практически не производился капитально-восстановительный ремонт основных средств, зданий, сооружений, механизмов, технологического оборудования и магистральных сетей (их изношенность составляет 74%). И как следствие этого и длительной эксплуатации объектов происходят аварии.

В связи с этим необходимо осуществление строительства новых и реконструкции существующих систем инженерной инфраструктуры, замена технологического оборудования на более экономичное, внедрение ресурсосберегающих технологий и систем управления, которые позволят снизить издержки производителей услуг и улучшить качество предоставляемых услуг потребителю. Требуется проведение мероприятий по увеличению мощностей канализационных насосных станций, замена насосного оборудования на более мощное.

Увеличение объемов строительства в городе требует и развития инженерной инфраструктуры, ее реконструкции и нового строительства, в том числе и канализационного коллектора, который обеспечивает отведение стоков 2 муниципальных образований, муниципальной котельной, так как на сегодняшний день город для нужд населения и бюджетных организаций вынужден приобретать до 35% тепловой энергии у ведомственных предприятий.

В части систем канализования город расположен в зоне 2-го охранного пояса Московского водозабора, в связи с этим большое значение приобретает гарантия экологической безопасности.

Наиболее острыми проблемами ЖКХ являются:

- недостаточность финансовых средств на ведение работ капитального характера на жилищном фонде и в системе коммунального хозяйства;

- отсутствие целевого бюджетного финансирования мероприятий, предусмотренных в различного рода программах;

- отсутствие составляющей в тарифе на техническое обслуживание жилищного фонда расходов на капитальный ремонт;

- отсутствие специального бюджетного фонда финансирования работ по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;

- недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета на подготовку к осенне-зимнему периоду и из инвестиционного городского фонда на проведение восстановительных ремонтов и реконструкцию.

Реализация программных мероприятий позволит улучшить качество поставляемых услуг, экологическую обстановку в городе, достичь минимального показателя аварийности основной системы жизнеобеспечения, эффективной системы ресурсосбережения на объектах водо-, теплоснабжения и водоотведения.

 

7. Образование

 

В городе Долгопрудный для 6808 детей школьного возраста работают 15 образовательных учреждений:

- лицей N 11 ("Физтех");

- МОУ средняя общеобразовательная школа N 5 с углубленным изучением физики, математики и информатики;

- две гимназии (N 12, 13);

- муниципальный Центр образования;

- 9 средних общеобразовательных школ;

- школа - детский сад "Золотой ключик".

Кроме того, в городе функционирует 17 дошкольных образовательных учреждений, в том числе 13 муниципальных с количеством 1510 детей, основные приоритеты их деятельности - воспитание высокоразвитой полноценной личности, охрана и укрепление здоровья детей.

В дошкольных образовательных учреждениях на сегодняшний день работают 13 логопедических групп для детей с нарушением речи (д/с N 1 "Солнышко", N 4 "Рябинка", N 6 "Звездочка", N 19 "Искорка"), 4 группы для слабовидящих детей (д/с N 21), 2 санаторные группы для детей с туберкулезной интоксикацией (д/с N 8). В детском учреждении N 24 "Березка" есть 2 группы с круглосуточным пребыванием, а в ДОУ N 9 - 2 группы кратковременного пребывания.

В настоящее время возникла очередь в детские сады, которая составляет 906 человек на 01.10.2004. Возникла острая необходимость в строительстве детских садов. Данной Комплексной программой социально-экономического развития предусмотрено строительство четырех детских дошкольных учреждений в микрорайоне "Центральный" на 280, 110 мест и два детских сада на 140 мест, что решит проблему, создавшуюся в городе.

Школьные учреждения на 98,2% укомплектованы педагогическими кадрами.

Существует проблема, связанная с привлечением молодых специалистов в сферу образования и дошкольного воспитания в связи с низким уровнем заработной платы и падением престижа профессии педагога.

Ежегодно более 500 детей получают среднее образование, из них порядка 30 человек (6%) заканчивают школу с золотой и серебряной медалями (по области - 1%). Многие из них являются победителями областных и всероссийских олимпиад, именными губернаторскими стипендиатами.

Несмотря на существующие трудности с обеспечением кадрами и недостаточностью материально-технического обеспечения образовательных учреждений, работа с детьми развивается не только в сфере обязательного образования, но и в сфере организации занятости детей во внеурочное время.

Более 60% ребят занимаются в секциях, клубах, студиях и кружках школ и учреждений дополнительного образования. При образовательных учреждениях открыто в этом учебном году 203 кружковых объединения, в их работе занято 3696 учащихся школ.


Информация по документу
Читайте также