Расширенный поиск
Постановление Правительства Московской области от 22.02.2001 № 38/7МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 февраля 2001 г. N 38/7 О КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2005 ГОДЫ И РАЗРАБОТКЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ" В соответствии с Законом Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально - экономического развития Московской области" и в целях более эффективного развития экономики Московской области, создания конкурентоспособной продукции и обеспечения организаций качественными трудовыми ресурсами Правительство Московской области постановляет: 1. Одобрить Концепцию системы содействия развитию персонала на производстве в Московской области на 2001-2005 годы (приложение). 2. Главному управлению по труду и социальным вопросам Московской области (В.А. Рушев) совместно с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области разработать и представить до 1 июля 2001 года на рассмотрение Правительства Московской области проект областной целевой программы "Содействие развитию персонала на производстве в Московской области на 2001-2003 годы". 3. Утвердить государственным заказчиком областной целевой программы "Содействие развитию персонала на производстве в Московской области на 2001-2003 годы" Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области (В.А. Рушев). 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области В.М. Данилину. Губернатор Московской области Б.В. Громов Приложение к постановлению Правительства Московской области от 22 февраля 2001 г. N 38/7 КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2005 ГОДЫ 1. Общие положения Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия: Персонал организации - работающие по найму в организации работники, производящие продукцию, оказывающие услуги или обеспечивающие их производство и сбыт. Развитие персонала на производстве - целенаправленное и систематическое обучение работников, ориентированное на достижение целей организации путем расширения, углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым профессиям, а также повышения мотивации и организационных возможностей организации использовать весь потенциал работника; это процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Профессиональное обучение персонала - это процесс интеграции и постоянного совершенствования компетентности, развития индивидуальных знаний, навыков и умений работников, их созидательной деятельности, подготовки в области качества, производительности, технологии и организации работы организаций для обеспечения конкурентоспособности их продукции; это определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и направлено на развитие способности отдельного лица создавать и индивидуально или коллективно оказывать влияние на условия труда и на социальную среду и включает: профессиональную ориентацию, ученичество, начальное профессиональное образование; профессиональную подготовку и переподготовку независимо от путей их осуществления, условий квалификации и ответственности. Профессиональное обучение персонала является элементом его развития. Профессиональное обучение имеет целью развитие отношений, знаний и компетентности, требующихся на данной должности или по данной профессии. Система развития персонала - это совокупность организационных структур, методик, процессов и ресурсов, необходимых для эффективного выполнения текущих и перспективных производственных задач, а также оптимального удовлетворения запросов работников, связанных с самореализацией, профессиональной подготовкой и карьерой. Качество рабочей силы - обобщенная характеристика уровня развития рабочей силы (степени подготовленности и трудовой активности работников), которая позволяет обеспечить адекватное качество индивидуального и коллективного труда на основе эффективного использования новых технологий, рациональных форм организации производства и рабочих процессов. 2. Проблемы обеспечения качества рабочей силы в организациях Качество рабочей силы персонала является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой экономической реформы. Наиболее устойчивой базой конкурентоспособности организаций является развитие высокой квалификации работников и вовлеченности их в процесс совершенствования производства. Высокая квалификация работников становится также основой защищенности на рынке труда. Сложившаяся государственная политика в области создания, сохранения и рационального использования кадрового потенциала экономики Московской области, отвечающего современным требованиям производства, неэффективна. За последние годы отмечается существенное снижение профессионально - квалификационного уровня рабочих и служащих, особенно молодых. Качество персонала не соответствует международным стандартам и квалификационным требованиям. Критическое положение сложилось с квалификацией руководителей и специалистов организаций. В настоящее время наблюдается оживление экономики. Так, по данным Московского областного комитета государственной статистики, за январь - ноябрь 2000 года среднесписочная численность работников в промышленности увеличилась на 3,7% по сравнению с соответствующим периодом 1999 года. Число вакантных рабочих мест на начало октября текущего года составило 44,2 тыс. чел., в том числе: в промышленности - 5,6; сельском хозяйстве - 1,4; на транспорте - 1,7; в жилищно - коммунальном хозяйстве - 9,8; здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении - 7,3; образовании - 4,8 тыс. человек. Возможности обучения работающих в короткие сроки в системе профессиональной школы практически отсутствуют. Система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. В этих условиях остро возникла проблема кадров, особенно квалифицированных. Многие организации вынуждены привлекать работников из других регионов, стран ближнего зарубежья, а квалифицированные рабочие из Московской области трудоустраиваются на предприятиях города Москвы из-за существенного отличия в оплате труда. Так, в ноябре 2000 года средняя заработная плата по Московской области составила 2572 руб., а в Москве - 3743 руб., в том числе по предприятиям промышленности соответственно 3179 и 4250 руб. Анализ сложившегося положения дел в сфере развития кадрового потенциала организаций Московской области позволяет выделить основные проблемы, решение которых требует осуществления мер государственного регулирования и поддержки: - качественный уровень работников организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на рынке труда. Преобладает узкая квалификация работников и жесткое разделение труда. Сложившаяся профессионально - квалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменяющимся отношениям в сфере производства. Более половины занятых в народном хозяйстве являются работниками неквалифицированного труда или квалифицированного труда средней сложности; - действующие Единый тарифно - квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих отражают существовавшие 20-30 лет назад профессиональное и должностное разделение труда работников и уровень организации; - в большинстве организаций профессии и квалификации присваиваются согласно ЕТКС и вносятся в трудовые книжки работников без экзаменов или после упрощенных формальных процедур; - проводимая в большинстве организаций Московской области кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Периодичность повышения квалификации практически всех категорий персонала продолжает расти и составляет в настоящее время для руководителей и специалистов в среднем 7-8 лет, а рабочих - 13-15 лет; - программы обучения работников в организациях ориентированы, в основном на получение первой квалификации. Не соответствуют сегодняшним требованиям и программы, связанные с подготовкой работников соответствующих квалификаций. Практически в организациях отсутствуют специалисты - организаторы профессионального обучения персонала, имеющие специальную подготовку; - низкий уровень заработной платы в организациях Московской области существенно влияет на отток квалифицированных кадров; - снижение престижа рабочих профессий среди молодежи, потеря преемственности в работе в силу старения кадров. В организациях промышленности Московской области средний возраст работающих 47-55 лет, а рабочих с высокой квалификацией еще выше. Здесь ситуация критическая, которая может привести к необратимым последствиям. По данным социологического опроса "Выпускник - 2000", проводимого Московским областным центром профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения (в опросе приняло участие 950 выпускников из 18 городов и районов Московской области), на вопрос: "Какую профессию ты выбираешь?" учащиеся 11 классов ответили: экономист (9,7%), менеджер (8%), врач (7%), юрист (5%), программист (4,3%), не менее трети выпускников выбирают управление как сферу деятельности. Каждый третий выпускник не может назвать конкретную профессию, но хочет управлять и получать за это много денег. Социальная незрелость, отсутствие объективной информации о рынке труда и о профессиях, неадекватная самооценка выпускников затрудняют адаптацию в современных экономических условиях, когда ощущается острая нехватка профессионалов, работающих в сфере производства, которую выбирают только 15,4% десятиклассников и 7,7% одиннадцатиклассников. Падение престижа профессий сферы материального производства среди молодежи уже сказывается на состоянии нашей экономики и это несмотря на то, что в последние годы в службе занятости было зарегистрировано 16,8 тысячи выпускников образовательных учреждений, а на конец первого полугодия 2000 года было зарегистрировано 1,9 тысячи таких выпускников из числа зарегистрированных безработных. Практически отсутствует связь между рынком образовательных услуг и рынком труда; - нет необходимой законодательной и нормативной базы по развитию персонала на производстве, обеспечению качества рабочей силы; - нет взаимосвязи между центральными исполнительными органами государственной власти в сфере социально - трудовых отношений; - необходимость перестройки действующей системы обучения персонала на производстве в систему управления качеством рабочей силы на принципах международных стандартов серии ИСО-9000 "Система управления качеством". 3. Цели и задачи системы содействия развитию персонала на производстве Основными целями системы содействия развитию персонала на производстве являются: - сохранение и развитие кадрового потенциала через постоянно действующую систему подготовки и переподготовки кадров с целью сохранения существующих и создания новых рабочих мест, обеспечения эффективного функционирования и дальнейшего развития экономики; - создание условий для реализации мер, направленных на обеспечение высокого уровня квалификации работников, качества рабочей силы, мотивации труда и на этой основе повышение производительности труда как одного из факторов роста благосостояния и социальной защищенности; - осуществление постоянного взаимодействия при формировании рынка образовательных услуг с учетом интересов рынка труда, а также материально - технических и финансовых возможностей организаций различной формы собственности; - обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг на основе достижения персоналом организаций высокого уровня профессиональной компетентности; - повышение престижности профессий материального производства. Создание системы содействия развитию персонала на производстве позволит решить задачи: - реорганизации системы профессионального обучения персонала на производстве, обеспечивающей расширенное воспроизводство трудового потенциала организаций в соответствии с запросами рынка, научно - технического прогресса и располагающей механизмом стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков; - усиления связей с профессиональными учебными заведениями, готовящими кадры для региона; - создания условий в организациях для реализации мер, направленных на сохранение и укрепление их кадрового потенциала; - поддержка организаций, обеспечивающих наивысшее качество, высокую производительность и безопасность труда. Система содействия развитию персонала на производстве должна строиться на принципах: - партнерства и интеграции интересов работников, работодателей и государства с учетом особенностей организаций по видам деятельности, объему производства, технической сложности производимой продукции, количества персонала; - непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; - единства в определении наименования профессий, должностей работников, уровней их квалификации и ответственности; - единства и сопоставимости квалификационных требований при определении профессиональных, должностных обязанностей работников в производственных условиях и на рынке рабочей силы. 4. Основные направления реализации системы содействия развитию персонала на производстве 1. В области правового и нормативного обеспечения системы содействия развитию персонала на производстве: 1.1. Принятие областной целевой программы "Содействие развитию персонала на производстве в Московской области на 2001-2003 годы". 1.2. Разработка и принятие Закона Московской области "О развитии персонала на производстве". 1.3. Обоснование необходимости установления статистической отчетности по кадровому обеспечению организаций Московской области, профессиональной подготовке и переподготовке персонала. 1.4. Разработка нормативных актов по организации работы с персоналом. 1.5. Содействие созданию системы сертификации персонала на принципах международного стандарта ИСО-9000 "Система управления качеством". 2. В области организационного, методического и информационного обеспечения системы содействия развитию персонала на производстве: 2.1. В целях сотрудничества и координации деятельности в решении задач повышения эффективности работы по формированию кадрового потенциала в Московской области, дальнейшего развития персонала на производстве создать при Правительстве Московской области Координационный совет в составе представителей работодателей, профсоюзов, ученых, практиков, органов по труду и занятости, образования, других заинтересованных исполнительных органов государственной власти Московской области, Московской областной организации "Ассоциация развития персонала". Аналогичные координационные советы организовать в муниципальных образованиях Московской области. 2.2. Организация центров развития персонала (городских и районных). 2.3. Организация постоянно действующих консультационных пунктов и семинаров руководителей и работников кадровых служб организаций Московской области по вопросам кадрового обеспечения организаций, развития персонала на производстве, повышения качества рабочей силы. 2.4. Проведение конкурсов профессионального мастерства ("Лучший по профессии", "Лучший организатор работы с персоналом", "Лучшая организация профессионального обучения на производстве" и другие). 2.5. Изучение и распространение передового опыта в области организации труда и работы с персоналом. 2.6. Информационное обеспечение системы качества рабочей силы. 2.7. Развитие деятельности Московской областной организации "Ассоциация развития персонала". 3. По созданию механизма регулирования рынка профессий и рынка образовательных услуг: 3.1. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, их распределение по видам занятости, сферам производства, отраслям народного хозяйства и разработка прогноза по этим показателям. 3.2. Прогнозирование необходимых объемов и качества рабочей силы в профессионально - квалификационном составе с учетом перспектив развития организаций и экономики Московской области в целом. 3.3. Разработка и реализация механизма согласований между работодателями, профсоюзами, органами исполнительной власти и образовательными учреждениями объемов, видов, форм и содержания профессионального образования. 4. По реорганизации и развитию системы подготовки персонала на производстве: 4.1. Взаимодействие работодателей с образовательными учреждениями по вопросам целевой подготовки и переподготовки кадров на договорной основе, заключение договоров сотрудничества о подготовке кадров на перспективу. 4.2. Подготовка плана мероприятий по развитию системы профессионального обучения персонала на производстве. 4.3. Внедрение и развитие модульного метода обучения персонала на производстве, рекомендованного Международной организацией труда. 4.4. У крепление и материально - техническое переоснащение учебно - производственной базы образовательных подразделений в соответствии с запросами производства. 4.5. Организация постоянно действующих семинаров для подготовки и повышения квалификации инструкторско - преподавательского состава, осуществляющего профессиональное обучение персонала на производстве. 4.6. Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Московской области в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации на 2000/2001-2002/2003 учебные годы по специальностям: менеджмент, маркетинг, финансы и кредит со стажировкой в зарубежных организациях. 4.7. Формирование нормативной базы и создание в организациях квалификационных комиссий по определению квалификационного уровня (компетенции) работников. 4.8. Развитие системы профориентационной работы с молодежью. 5. Введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального мастерства и обучению кадров: 5.1. Рассмотрение системы стимулирования подготовки кадров непосредственно на производстве с учетом льготной налоговой политики. 5.2. Разработка и внедрение различных форм экономического стимулирования труда работников, заинтересованных в обучении, повышении квалификации и использовании новых навыков и знаний в практической работе (введение систем конкурсного набора кадров, продвижения, предоставление повышенных стипендий, повышение размера ставки (оклада), надбавки после обучения и другое). 6. Создание резерва кадров: 6.1. Создание в организациях кадрового резерва специалистов. 6.2. Создание информационной базы данных о специалистах, прошедших переподготовку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" и активное использование ее для формирования и пополнения управленческих кадров организаций области. 5. Заключение Перечисленные проблемы составляют основные направления научной, организационно - методической и нормотворческой работы, на базе которой можно будет организовать эффективное сохранение, рациональное использование и развитие кадрового потенциала Московской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|