Расширенный поиск

Постановление Правительства Московской области от 25.12.2001 № 437/48

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                   от 25 декабря 2001 г. N 437/48


О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКОВСКОЙ
                 ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2001-2003 ГОДОВ


     В соответствии   с  постановлением   Правительства   Московской
области  от  12.09.2001  N 291/30  "О  мерах  поддержки  организаций
текстильной и легкой  промышленности Московской области в  2001-2003
годах"  и  в  целях  обеспечения  устойчивой  работы  и  дальнейшего
развития организаций текстильной и легкой промышленности  Московской
области Правительство Московской области
     
     постановляет:
     
     1. Одобрить   Концепцию    развития   текстильной   и    легкой
промышленности  Московской   области  на   период  2001-2003   годов
(приложение).
     2. Центральным  исполнительным органам  государственной  власти
Московской области принять необходимые меры по реализации  Концепции
развития текстильной и  легкой промышленности Московской области  на
период 2001-2003 годов.
     3. Рекомендовать  главам муниципальных  образований  Московской
области  оказать  содействие   организациям  текстильной  и   легкой
промышленности  в   решении  конкретных   вопросов,  вытекающих   из
Концепции развития  текстильной и  легкой промышленности  Московской
области на период 2001-2003 годов.
     4. Контроль за  выполнением настоящего постановления  возложить
на первого заместителя Председателя Правительства Московской области
В.Ю. Голубева.


     Губернатор
     Московской области Б.В. Громов
     
     
     
     Приложение
     к постановлению
     Правительства
     Московской области
     от 25 декабря 2001 г. N 437/48


                             КОНЦЕПЦИЯ
 РАЗВИТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА
                       ПЕРИОД 2001-2003 ГОДОВ


                            1. Введение


     Настоящая Концепция    развития     текстильной    и     легкой
промышленности  Московской   области  на   период  2001-2003   годов
разработана в соответствии с постановлением Правительства Московской
области  от  12.09.2001  N 291/30  "О  мерах  поддержки  предприятий
текстильной и легкой  промышленности Московской области в  2001-2003
годах".
     Главной задачей   Концепции   является   определение   основных
направлений развития текстильной и легкой промышленности  Московской
области в  2001-2003  годах с  учетом роли  и  значения, которые  ей
отводятся  в   обеспечении  социально   -  экономического   развития
Московской области.
     До 1990 года Московская область была одним из ведущих  регионов
Российской Федерации по  объему производства промышленной  продукции
текстильной и легкой промышленности  и в настоящее время в  условиях
острого экономического  кризиса  отрасль занимает  заметное место  в
международном разделении труда, экспортируя до 25% своей продукции.
     Обладая мощным   производственным   потенциалом   (более    150
организаций),  Московская  область   остается  и  сейчас  одним   из
крупнейших   в   Российской   Федерации   производителей   продукции
текстильной и легкой промышленности.
     Текстильная и  легкая   промышленность  является   рентабельной
отраслью   с   высокой  оборачиваемостью   финансовых   ресурсов   и
относительно  небольшой  потребностью  в  оборотных  средствах,  что
позволяет  обеспечить  стабильный  уровень  поступления  налогов  от
организаций отрасли в федеральный, областной и местный бюджеты.
     Особенностью текстильной  и  легкой  промышленности  Московской
области является то, что в ней используется в основном женский  труд
(75 процентов). Сохранение  и развитие производственного  потенциала
отрасли - основа социальной стабильности общества.
     Текстильная и легкая промышленность одна из первых в Российской
Федерации вошла  в  рыночные   отношения,  причем  без   необходимой
подготовки    и    проведения    соответствующих    технических    и
организационных  мероприятий.   Это   не  могло   не  сказаться   на
экономическом   положении    организаций   текстильной   и    легкой
промышленности.  Отрасль  лишилась  оборотных  средств,   отлаженной
товаропроводящей   сети,   уступив  место   дешевой,   часто   менее
качественной продукции стран Юго - Восточной Азии.
     Работа в рыночных условиях  все больше ориентирует  организации
отрасли  на  потребителя.  Гарантированное  качество  продукции  при
относительно  низкой  ее   цене  и   высокий  сервис  должны   стать
долгосрочным   ориентиром    организаций   текстильной   и    легкой
промышленности.
     Концепция разработана    с   учетом    современных    тенденций
структурных   преобразований  и   развития   текстильной  и   легкой
промышленности в  мире. Она отражает  основные направления  развития
исходя из того, что возрождение организаций отрасли возможно  только
на качественно новом уровне,  на базе технического перевооружения  и
освоения       широкого       ассортимента       конкурентоспособной
высококачественной продукции.

 2. Оценка состояния текстильной и легкой промышленности Московской
                              области

     Текстильная и  легкая промышленность  Московской  области на  1
октября  2001  года  представлена  более  150  крупными  и  средними
организациями с численностью занятых около 60 тысяч человек.
     В предыдущие годы производство изделий и товаров текстильной  и
легкой промышленности  превышало  внутреннюю потребность  Московской
области,  образуя резерв  для  вывоза  в другие  регионы  Российской
Федерации, бывшие республики СССР и за пределы страны.
     В последние годы  реализация  базовых принципов  реформирования
экономики  -   либерализация   цен,  приватизация   производственных
организаций и либерализация внешнеэкономической деятельности привели
к   длительным    простоям    оборудования,   свертыванию    объемов
производства,   изменению  качественных   показателей   производимой
продукции и оттоку квалифицированных рабочих кадров.
     В 2000 году организациями отрасли произведено продукции на  7,7
млрд. рублей, темп роста к уровню 1999 года составил 142,6 процента.
Впервые за  последние годы  обеспечен рост  в натуральном  выражении
практически по всем позициям: выпущено 189,7 млн. кв. метров  тканей
(125,3 процента), 35,8  млн. пар чулочно  - носочных изделий  (101,4
процента), 1,7 млн. пар обуви (123,6 процента).
     За 10  месяцев 2001  года  организациями текстильной  и  легкой
промышленности произведено промышленной продукции на сумму 7,7 млрд.
рублей с темпом роста к соответствующему периоду прошлого года 112,9
процента,  две трети  организаций  работают прибыльно.  Общая  сумма
прибыли составила 220,4 млн. рублей, темп роста - 141 процент.
     В текущем году организациями отрасли перечислено в бюджеты всех
уровней и внебюджетные  фонды в  виде налогов и  платежей более  1,2
млрд. рублей.
     Среднегодовые темпы падения  объемов  производства в  1991-1994
годах составляли около  21 процента.  В 1997-2001 годах  наблюдается
рост  объемов  производства.  Численность  работающих  в  крупных  и
средних организациях увеличилась по сравнению  с 2000 годом на 3%  и
составила 57,7 тыс. человек.
     Вместе с  тем финансово  -  экономическое положение  в  отрасли
остается сложным.  Каждое третье предприятие  убыточно. Общая  сумма
кредиторской  задолженности  в  текущем  году  составила  4,3  млрд.
рублей,  что  в  2,5 раза  превышает  дебиторскую.  Задолженность  в
бюджеты  всех уровней  составила  820 млн.  рублей,  в том  числе  в
областной бюджет - 211 млн. рублей.
     Среднемесячная заработная  плата  остается самой  низкой  среди
других отраслей промышленности и составляет 2500 рублей.
     Организации текстильной  и  легкой  промышленности   испытывают
острый недостаток в собственных оборотных средствах.
     Проводимая Центральным банком  Российской Федерации кредитно  -
финансовая  политика   при   ставке  рефинансирования,   многократно
превышающей   среднюю    рентабельность   в   сфере    материального
производства, не позволяет организациям использовать кредиты  банков
при осуществлении своей деятельности.
     Организации текстильной  и  легкой  промышленности   продолжают
нести  расходы по  содержанию  объектов  социально -  культурного  и
коммунально - бытового назначения.
     В структуре себестоимости готовой продукции растет доля  затрат
на сырье, топливо, электроэнергию и транспортные услуги.
     Хлопчатобумажная и шерстяная отрасли промышленности остаются  в
сложном  положении  с  обеспечением  хлопком  и  шерстью,  а   также
химическими волокнами.
     Произошло существенное   снижение   уровня   платежеспособности
потребителя промышленной продукции, в том числе федеральных ведомств
- традиционных государственных заказчиков вещевого довольствия.
     Парк основного  технологического  оборудования  практически  не
обновляется.  Организации   текстильной   и  легкой   промышленности
Московской области оснащены  в основном отечественным  оборудованием
(за  исключением  отделочных  производств),  которое  по  технико  -
экономическим  и  технологическим показателям  существенно  уступает
лучшим  зарубежным  аналогам.   Срок  эксплуатации  более   половины
оборудования как импортного, так и отечественного, превышает 15  лет
и выходит за амортизационные нормативы, так как его износ достиг  75
процентов.
     Производственные мощности используются лишь на 30-35 процентов.

    3. Основные цели и задачи развития и структурной перестройки
       текстильной и легкой промышленности Московской области

     Основными целями и задачами развития и структурной  перестройки
текстильной и легкой промышленности Московской области являются:
     - обеспечение  в  интересах безопасности  Российской  Федерации
выпуска продукции в  объемах, позволяющих удовлетворить  потребности
населения и основных отраслей народного хозяйства;
     - обеспечение  технологического  и  технического  переоснащения
организаций текстильной  и легкой промышленности,  совершенствование
техники   и  технологии   производства   в  направлении   расширения
ассортимента продукции и повышения ее качества за счет использования
новых видов сырья и материалов;
     - организация  экологически  безопасных  производств,  создание
безотходных и малоотходных технологий в производстве;
     - обеспечение   конкурентоспособности  продукции   отрасли   на
внутреннем и внешнем рынках;
     - эффективное использование  имеющейся  в Российской  Федерации
сырьевой базы: шерсти натуральной, льноволокна, химических волокон и
нитей;
     - изменение  структуры  потребляемого сырья  с  ориентацией  на
максимальное  использование  химических  волокон и  нитей,  а  также
использование в смеси с хлопком льняного котонина;
     - интенсивное  развитие  инфраструктуры  текстильной  и  легкой
промышленности,  включающей  в  себя  системы  оптовой  и  розничной
торговли  потребительскими  товарами,  совершенствование  договорных
отношений с организациями торговли;
     - сохранение  и   развитие  кадрового  потенциала   организаций
текстильной и легкой промышленности на основе постоянно  действующей
системы    подготовки    и    переподготовки    кадров,    повышение
образовательного уровня и  специальных знаний, внедрение новых  форм
обучения на базе дистанционного образования и посредством Интернета;
     - создание в организациях  текстильной и легкой  промышленности
резерва управленческих кадров;
     - повышение   престижа   рабочих  профессий   для   организаций
текстильной и легкой промышленности  за счет дальнейшего развития  и
совершенствования профориентационной работы с молодежью, в том числе
с учащимися общеобразовательных учебных заведений;
     - стабилизация и улучшение социально - экономического положения
в муниципальных образованиях Московской  области за счет  сохранения
имеющихся и создания новых рабочих мест.
     Достижение указанных  целей   и  задач  должно   осуществляться
организациями   текстильной   и  легкой   промышленности   на   базе
научно-обоснованных бизнес -  планов и перспективных  инвестиционных
проектов.
     Успешное решение поставленных задач также связано с проведением
на областном уровне  эффективной бюджетной,  налоговой, финансово  -
кредитной   и   инвестиционной   политики,   с   созданием   системы
экономических  и   правовых  условий,  позволяющих   стабилизировать
финансовое положение  организаций отрасли,  в частности,  обеспечить
приоритетность и привлекательность их кредитования.

 4. Основные направления и приоритеты развития текстильной и легкой
                 промышленности Московской области

  4.1. Структурные изменения в текстильной и легкой промышленности

     В структуре товарной  продукции,  производившейся в  Московской
области  и  в  Российской  Федерации  до  1992  года,   доминирующее
положение    принадлежало    продукции    подотраслей    текстильной
промышленности:  хлопчатобумажной,  шерстяной, льняной,  шелковой  и
других.  На их  долю  приходилось до  70  процентов общей  стоимости
товарной  продукции,  в  то   время  как  доля  подотраслей   легкой
промышленности: швейной, кожевенной, меховой и обувной составляла 30
процентов.
     Производство хлопчатобумажных,  шерстяных,  льняных  тканей   и
нетканых материалов в  тот период значительно превышало  потребности
внутреннего рынка  Московской  области и  Российской Федерации.  Эти
изделия в больших  объемах вывозились в другие  республики. В то  же
время собственное производство шелковых тканей, трикотажных, чулочно
- носочных изделий  и обуви  не обеспечивало потребности  Российской
Федерации.
     Сегодня необходимо  добиться  такого  положения,  при   котором
выпуск готовых изделий (швейных, в том числе и из натуральной  кожи,
трикотажных, чулочно - носочных,  меховых и обуви) доминировал бы  в
общем объеме товарной продукции текстильной и легкой промышленности.
При   этом   уменьшится  удельный   вес   хлопчатобумажных   тканей,
производимых полностью из импортного сырья, получат развитие льняная
и шерстяная подотрасли в основном в части расширения ассортимента  и
улучшения качества. Кардинальным образом должно измениться положение
в  производстве  трикотажных  изделий в  связи  с  большой  емкостью
внутреннего рынка,  возможностью использования собственной  сырьевой
базы,   низкими   удельными   капитальными   затратами   и   быстрой
окупаемостью указанного производства.

            4.2. Эффективное использование сырьевой базы

     Основные ориентиры здесь следующие:
     - в   хлопчатобумажной    подотрасли   необходим   переход    к
преимущественному  производству   смешанных  тканей   из  хлопка   и
синтетических волокон;  удельный вес  химических волокон  и нитей  в
структуре  сырья  должен   быть  доведен   до  45  (процентов)   при
одновременном сокращении объемов потребления хлопка;
     - в  связи   с  тем,   что   с  1995   года  торговля   хлопком
осуществляется  по  договорам между  хозяйствующими  субъектами  без
заключения межправительственных соглашений, что привело к удорожанию
сырья,  приоритетность  в  закупках  хлопка  относительно  страны  -
поставщика    должна    определяться   только    стоимостью    сырья
соответствующего качества;
     - Федеральной целевой  программой "Развитие льняного  комплекса
России   на  1996-2001   годы"   предусмотрено  обеспечить   льняную
подотрасль отечественным сырьем полностью; важным направлением здесь
должно  стать расширение  производства  смешанных тканей,  внедрение
котонизации;
     - в  шерстяной  подотрасли проблемными  вопросами  производства
тканей являются снижение их линейной плотности на 25-30 процентов  и
увеличение производства  тканей из  шерсти и  химических волокон,  в
основном  синтетических;  в  производстве  самой  шерсти  необходимо
увеличить долю высококачественного продукта до уровня 30 процентов;
     - в  кожевенно   -  обувном   производстве  более   эффективное
использование  кожевенного  сырья  может  быть  достигнуто  за  счет
улучшения  технологии   снятия  шкур,  их   первичной  обработки   и
консервирования, углубления  переработки отечественного  кожевенного
сырья  с увеличением  выпуска  конкурентоспособных на  внутреннем  и
внешнем  рынках  кожтоваров  и  изделий  из  них,  внедрение   новых
технологий  на  базе  ферментных  препаратов,  комплексных  хромовых
дубителей, беспикельного и бесхромового дубления, металлокомплексных
красителей, кремнийорганических и акриловых композиций.

         4.3. Повышение конкурентоспособности производства

     В рыночной  экономике   большое  значение  для   производителей
продукции  имеет мобильность  производства  при смене  и  расширении
ассортимента изделий.
     В условиях  недостатка  у  организаций  собственных   оборотных
средств  и отсутствия  долгосрочных  инвестиций развитие  техники  и
технологии в ближайшее  время преимущественно должно проводиться  по
пути совершенствования  имеющегося  технологического оборудования  и
внедрения технологий, позволяющих полнее использовать  отечественное
химическое и натуральное сырье.
     В прядении   с   учетом  мирового   опыта   следует   применять
технологии,  позволяющие  более  широко  использовать  отечественное
льняное волокно и отходы производства:
     - в ткачестве необходимо увеличить ширину вырабатываемых тканей
за счет полной замены узких ткацких станков на широкие и производить
ткани более сложных структур;
     - в  отделочном  производстве необходимо  провести  техническую
модернизацию имеющегося оборудования;
     - в производстве  нетканых материалов  следует разрабатывать  и
развивать  технологии  получения   и  отделки  нетканых   материалов
обувного, мебельного и одежного назначения из льняных отходов;
     - в  трикотажном  производстве нужно  расширить  ассортимент  и
повысить  качество продукции  за  счет внедрения  ресурсосберегающих
технологий производства бельевых  изделий, основанных на  применении
новых видов пряжи хлопкового типа малой линейной плотности;
     - в  швейном производстве  должны  осуществить внедрение  новых
отечественных и передовых зарубежных технологий, обеспечить  высокое
качество швейных изделий;
     - в  обувном  производстве  необходимо  расширить  производство
модной  обуви   клеевого  метода  крепления   с  применением   новых
отечественных комплектующих материалов и внедрить автоматизированную
систему  конструкторско  - технологической  подготовки  производства
обуви.
     Реструктуризация организаций      текстильной     и      легкой
промышленности,     направленная    на     создание     конкурентной
производственной среды предусматривает:
     - реорганизацию организаций текстильной и легкой промышленности
с образованием в них нескольких самостоятельных производств конечной
продукции или объединением их в ассоциацию;
     - модернизацию   некоторых   звеньев   технологической    линии
производства  продукции  при  условии,  что  все  остальные   звенья
обеспечивают необходимую производительность и качество операций;
     - создание в организациях  текстильной и легкой  промышленности
научно - исследовательских, маркетинговых и рекламных подразделений;
     - создание   ассоциаций,   финансово  -   промышленных   групп,
холдингов  разного  профиля  с  целью  аккумулирования  средств  для
последовательного реформирования  организаций  текстильной и  легкой
промышленности.
     Техническое перевооружение   должно   обеспечить    мобильность
организаций текстильной и  легкой промышленности путем оснащения  их
универсальным  оборудованием.  Опыт  индустриально  развитых   стран
свидетельствует  о  том,  что  наибольшей  устойчивостью  на   рынке
обладают   текстильные   организации,   оснащенные    оборудованием,
обеспечивающим возможность диверсификации производства  относительно
видов волокна. Это необходимо  для придания гибкости производства  и
возможности применения всего ассортимента химических волокон,  льна,
шерсти, различных видов смешанных тканей, в том числе с хлопком.
     Важное значение   для  повышения   качества   продукции  и   ее
конкурентоспособности имеет  сертификация и внедрение  международных
стандартов,  регламентирующих  все стадии  производства  текстиля  и
изделий из него, от выращивания и производства волокон до химических
технологий отделки текстильных материалов.

 4.4. Научно-техническое обеспечение развития текстильной и легкой
                 промышленности Московской области

     Сформировавшийся в  отрасли  в  предшествующие  годы  научно  -
технический   потенциал   позволит  решать   задачи   по   следующим
направлениям:
     - создание  наукоемких технологий,  обеспечивающих  эффективное
использование сырьевых ресурсов на базе фундаментальных и прикладных
научных   исследований  и   достижений   в  области   биотехнологий,
традиционной технологии, химии, информационных технологий;
     - создание  конкурентоспособных  по  качеству  и  цене  тканей,
пряжи, швейных изделий, изделий из кожи и меха, трикотажных изделий,
галантереи, обуви  и  других изделий  с  учетом требований  гигиены,
эргономики и экологии;
     - выработка научно-обоснованных рекомендаций по  стратегическим
целям научно - технической политики Московской области, приоритетным
направлениям развития науки  и техники  и эффективным механизмам  их
реализации в текстильной и легкой промышленности;
     - разработка  предложений по  совершенствованию  экономического
механизма повышения эффективности работы отрасли;
     - разработка рекомендаций в области маркетинга и менеджмента;
     - разработка бизнес -  планов организаций текстильной и  легкой
промышленности и внедрение перспективных инвестиционных проектов;
     - проведение работ по стандартизации и сертификации.
     Эффективное использование  имеющегося   в   отрасли  научно   -
технического потенциала потребует современных методов планирования и
управления  НИОКР,  совершенствования  координации  и   консолидации
научно - исследовательских институтов отрасли на базе общих целей  и
задач.
     Развитие и  структурная   перестройка   текстильной  и   легкой
промышленности   Московской   области  должны   осуществляться   при
использовании  всех  имеющихся систем  информационного  обеспечения,
рекламы и  освещения в  средствах массовой  информации достижений  в
области  экономики,  менеджмента, передовой  техники  и  технологии,
совершенствования ассортимента.

       4.5. Политика в области стандартизации и сертификации

     Одним из рычагов  государственного регулирования текстильной  и
легкой  промышленности   является   контроль  качества   выпускаемой
продукции.
     В настоящее    время   абсолютное    большинство    организаций
текстильной  и легкой  промышленности  Московской области  не  имеет
систем качества, соответствующих международным требованиям.
     В условиях  становления  рыночных  отношений  в  промышленности
Московской области на  фоне резкого роста цен  на сырье, топливно  -
энергетические  ресурсы  и  отсутствия  в  организациях  достаточных
оборотных средств значительно  возросла роль эффективно  действующих
систем  качества  в  обеспечении  конкурентоспособности  выпускаемой
продукции.
     Особую остроту данная проблема приобрела в связи с введением  с
1  января 1993  года  Закона  Российской  Федерации "О  защите  прав
потребителя". Закон ввел обязательную сертификацию для  определенной
группы продукции, товаров и  услуг, используемых для личных  бытовых
нужд.
     Постановлением Правительства  Российской  Федерации от  1  июля
1996 года  N 769  утвержден  перечень товаров  текстильной и  легкой
промышленности, подлежащих обязательной сертификации.
     Для выполнения задач, связанных с оценкой качества продукции по
международным стандартам, необходимо осуществить меры по  поэтапному
оснащению организаций  отрасли необходимыми  приборами и  средствами
контроля,  внедрить   управление  качеством   продукции  на   основе
нормативных документов системы качества.

                4.6. Развитие товаропроводящей сети

     Задача возрождения   текстильной   и   легкой    промышленности
предусматривает   переход    организаций   текстильной   и    легкой
промышленности от работы  на "склад" к  работе "под заказ".  Широкое
распространение   должен   получить  опыт   передовых   организаций,
маркетинговые   службы   которых   изучают   запросы   потенциальных
покупателей по  ассортименту и  качеству  продукции и  в контакте  с
производственниками строго выдерживают эти требования.
     В условиях   несистематизированных   хозяйственных   связей   и
отсутствия   товарных   рынков  с   развитой   инфраструктурой   для
организаций  текстильной  и  легкой  промышленности  имеет   большое
значение   создание   высокопрофессиональных   команд    менеджеров,
анализирующих   конъюнктуру,   прогнозирующих   рыночную   ситуацию,
планирующих выпуск продукции, проводящих рекламные компании.
     Восстановление товаропроводящей сети должно начаться, в  первую
очередь,  с  воссоздания   торговли  в  муниципальных   образованиях
Московской области, в г. Москве,  а также в граничащих с  Московской
областью иных субъектах Российской Федерации.
     Наряду с  Федеральной оптовой  ярмаркой  товаров текстильной  и
легкой промышленности и Международной ярмаркой сырья для текстильной
промышленности следует организовать постоянно действующую  областную
выставку  - ярмарку  товаров  текстильной и  легкой  промышленности,
производимых Московской области.
     Возрождение текстильной  и  легкой  промышленности   Московской
области требует решительного использования и развития  сохранившихся
производственных  связей  для продвижения  российского  текстиля  на
рынки бывших  союзных  республик, и,  в  первую очередь,  государств
Центральной Азии и Закавказья.

 4.7. Реформирование текстильной и легкой промышленности Московской
                              области

     Реформирование организаций отрасли  должно  происходить в  двух
направлениях. С одной стороны  - дробление чрезмерно крупных,  плохо
приспособленных  для  работы в  рыночных  условиях  производственных
объединений  и  комбинатов.  С  другой  стороны,  под   воздействием
рыночных  условий   должны   образовываться  новые   организационные
структуры -  холдинги,  финансово -  промышленные  группы и  другие.
Основными   задачами   таких   структур   являются:    осуществление
структурной перестройки  в промышленности,  установление и  развитие
хозяйственных,  технологических  и  производственных  связей   между
организациями     отрасли,     увеличение     объема     выпускаемой
конкурентоспособной  продукции,   осуществление  единой  в   отрасли
инвестиционной и научно - технической политики.
     Практика успешно    работающих   реформированных    организаций
показала,   что  процесс   реформирования   протекает  в   следующих
направлениях:    финансовая    реструктуризация,    реструктуризация
имущественного   комплекса,   производственно   -    технологическая
реструктуризация.
     Финансовая реструктуризация    в   среднесрочной    перспективе
предполагает:
     - реструктуризацию  задолженности  организаций  текстильной   и
легкой  промышленности  по  обязательным  платежам  в   федеральный,
областной  и  местный  бюджеты  и внебюджетные  фонды,  а  также  по
платежам естественным монополиям;
     - совершенствование учета  и измерения  потребляемых товаров  и
услуг субъектов естественных монополий.
     Реструктуризация имущественного   комплекса   проводится    для
обеспечения высокой адаптивности  организаций в быстро  изменяющихся
условиях и должна включать следующие мероприятия:
     - поэтапный   вывод   из   состава   имущественного   комплекса
незагруженных  производственных  мощностей  и  объектов  организаций
текстильной  и  легкой  промышленности  и  создание  на  их   основе
конкурентоспособных и юридически обособленных производств;
     - выведение объектов  социально - культурного  и коммунально  -
бытового назначения из состава имущественного комплекса организаций;
     - опубликование информации о наличии простаивающего и излишнего
технологического оборудования  в  организациях  отрасли,  реализации
этого оборудования.
     Производственно - технологическая реструктуризация  заключается
в  модернизации  производства, в  обеспечении  конкурентоспособности
выпускаемой продукции и включает следующие мероприятия:
     - внедрение   наукоемких   и   ресурсосберегающих   технологий,
обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов;
     - разработку и  внедрение в  организациях управления  качеством
выпускаемой  продукции  на  основе  нормативных  документов  системы
качества;
     - использование    лизинга    при    проведении    технического
перевооружения организаций текстильной и легкой промышленности.

                    4.8. Территориальный аспект

     Организации текстильной и легкой промышленности сосредоточены в
основном в таких районах Московской области, как Орехово - Зуевский,
Ногинский, Павлово   -  Посадский,   Воскресенский,   Волоколамский,
Дмитровский, Егорьевский,  Истринский, Клинский,  Наро -  Фоминский,
Серпуховский, Щелковский, Озерский.
     Такое сосредоточение организаций складывалось в течение  многих
лет под влиянием  исторических и  социально - экономических  условий
развития  области и  отражает  установившееся в  районах  Московской
области разделение труда в сфере экономики.
     В этих  муниципальных  образованиях структурная  перестройка  и
развитие  организаций   отрасли  должны   осуществляться  с   учетом
потребностей в ассортименте  продукции и эффективного  использования
имеющихся у них ресурсов не только в целях собственного потребления,
но   и  реализации   готовой   продукции  в   других   муниципальных
образованиях Московской области и субъектах Российской Федерации.
     Основное внимание органов местного самоуправления муниципальных
образований Московской области должно быть уделено решению  ключевых
вопросов  обеспечения  работы   организаций  текстильной  и   легкой
промышленности за счет:
     - обеспечения льготного  режима налогообложения и  кредитования
организаций и инвесторов;
     - содействия организациям в вопросах привлечения инвесторов;
     - размещения заказов  на производство  продукции для  социально
значимых нужд, финансируемых из местных бюджетов;
     - развития   хозяйственных   связей  по   поставкам   сырья   и
материалов;
     - развития    товаропроводящей   сети,    ориентированной    на
собственного товаропроизводителя и совершенствование  инфраструктуры
оптовой  торговли  (создание  оптовых  складов,  магазинов,  оптовых
рынков, организация ярмарок - выставок и т.д.).

                 4.9. Кадровое обеспечение отрасли

     Стратегия кадрового  обеспечения  отрасли  должна  исходить  из
необходимости  постоянного  обновления  и  подготовки  кадров.   Для
обеспечения  преемственности,  закрепления  и  привлечения   кадров,
особенно  молодежи,  необходимо организациям  текстильной  и  легкой
промышленности   предоставлять   рабочие   места   для   прохождения
производственной  практики  учащимся профессионально  -  технических
училищ    под    наблюдением    кадровых    рабочих,    инструкторов
производственного обучения.
     Техническое перевооружение  организаций  текстильной  и  легкой
промышленности, современные  проблемы маркетинга  и сбыта  продукции
требуют нового подхода к формированию и подготовке рабочих кадров  и
инженерно -  технических работников. Потребуется  адаптация к  новым
условиям работы всей системы обучения.
     Большое внимание   должно   быть  уделено   вопросу   повышения
квалификации   руководящего   состава   предприятий.   Целесообразно
расширить  подготовку   специалистов  в  высшей   школе  по   заказу
организаций. В программах учебных заведений с учетом новых тенденций
в экономике  должна  иметь место  подготовка  специалистов по  новым
специальностям, таким  как  маркетинг, менеджмент,  сбыт, финансы  и
другим.  Необходимо   пересмотреть  программы   и  по   традиционным
специальностям.
     С учетом требований научно  - технического прогресса  предстоит
восстановить систему  профессионально -  технического образования  в
подготовке рабочих кадров. Подготовку кадров необходимо осуществлять
на основе отечественного опыта  и опыта экономически развитых  стран
мира. При  этом в  системе образования кадров  должны быть  внедрены
новые эффективные формы обучения на базе дистанционного  образования
и через посредство Интернета.
     Для решения   проблемы   кадрового   обеспечения   организациям
текстильной  и легкой  промышленности  необходимо использовать  меры
морального  и   материального  стимулирования   молодых  рабочих   и
специалистов при  обучении  их в  специальных  учебных заведениях  и
школах  мастерства  методам  высокопроизводительной  и  качественной
работы.
     В целях привлечения  и закрепления  квалифицированных кадров  в
организациях  текстильной  и  легкой  промышленности   работодателям
рекомендуется  приводить условия  оплаты  труда, выплат  социального
характера  в   соответствии  с   отраслевым  тарифным   соглашением,
Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением  между
Правительством  Московской  области,  Московским  областным  советом
профсоюзов  и  объединениями  работодателей,  областным   отраслевым
тарифным соглашением.
     Восстановление в    организациях    текстильной    и     легкой
промышленности   Московской   области   системы    профессионального
образования  и  центров  переподготовки  кадров  позволит   готовить
рабочие кадры основных профессий не только для своего  производства,
но и для других организаций Московской области.

    5. Источники финансирования и механизм реализации Концепции

     Реализация Концепции   развития   и   структурной   перестройки
текстильной и легкой  промышленности Московской области имеет  целью
финансовое оздоровление и достижение устойчивой работы организаций в
рыночных условиях. Финансовое оздоровление должно осуществляться  за
счет комплексных мероприятий по организации производства,  внедрению
конкурентоспособного  ассортимента  продукции,  достижений  науки  и
техники, а также  с учетом мер  поддержки организаций текстильной  и
легкой   промышленности,  утвержденных   Правительством   Московской
области в пределах своей компетенции.
     В комплекс уже отмеченных выше мероприятий по выполнению задач,
определенных Концепцией на 2001-2003 годы, также входят:
     - техническое перевооружение  организаций текстильной и  легкой
промышленности;
     - кредитование закупок импортного сырья и материалов;
     - создание  условий,  позволяющих  организациям  текстильной  и
легкой     промышленности    Московской     области     осуществлять
централизованную закупку сырья для собственных нужд;
     - обеспечение финансирования за счет средств областного бюджета
поставок продукции  для государственных  нужд  Московской области  в
соответствии  с  объемами  финансирования  государственного  заказа,
утверждаемого законом  Московской  области об  областном бюджете  на
соответствующий финансовый год;
     - применение  к  убыточным организациям  текстильной  и  легкой
промышленности   процедуры   банкротства  с   учетом   необходимости
привлечения  собственника,   способного  сохранить  рабочие   места,
погасить задолженность по заработной плате и налоговым платежам;
     - стимулирование производства  и реализации определенных  видов
продукции  (товаров) в  соответствии  с перечнями  видов  продукции,
утверждаемыми Правительством Московской области, в пределах  средств
Фонда стимулирования организаций промышленности,  зарегистрированных
в Московской области, предусмотренных законом Московской области  об
областном бюджете на соответствующий финансовый год;
     - завершение в  2001-2002 годах передачи  объектов социально  -
культурного  и коммунально  -  бытового назначения  в  муниципальную
собственность.
     Предусмотренные Концепцией   развития  текстильной   и   легкой
промышленности   Московской   области  на   период   2001-2003   гг.
мероприятия позволят увеличить к концу 2003 года:
     - объемы поступлений  от различных  видов платежей  организаций
отрасли в областной бюджет в 1,5 раза к уровню 2000 года;
     - объем   производства   промышленной   продукции   организаций
отрасли, находящихся на территории Московской области до 10000  млн.
рублей с темпом роста к 2000 году 138 процентов, в том числе:
     производство тканей (всего)  - до  211,5 млн.  кв. метров  (113
процентов);
     трикотажных изделий - до 1,8 млн. штук (155 процентов);
     обуви - до 1,9 млн. пар (120 процентов);
     - объем производства  организациями отрасли, расположенными  на
территории Московской области, продукции  на экспорт - до 2500  млн.
рублей к уровню 2000 года (200 процентов).
     Для обеспечения прогнозируемых  объемов производства  предстоит
задействовать до 50 процентов производственных мощностей, обеспечить
замену   до   20   процентов  морально   и   физически   изношенного
оборудования.
     На техническое перевооружение организаций текстильной и  легкой
промышленности,   имеющих  перспективные   инвестиционные   проекты,
потребуется инвестировать в течение 2001-2003 гг. 5600 млн. рублей.

   Источники финансирования:
   собственные средства организаций    3640 млн. руб. (65% объема)
   текстильной и легкой промышленности

   заемные средства, получаемые        1680 млн. руб. (30% объема)
   организациями текстильной и легкой
   промышленности от коммерческих
   организаций, финансово - кредитных
   организаций и других организаций -
   потенциальных инвесторов

   средства областного бюджета,          280 млн. руб. (5% объема)
   местных бюджетов, полученные
   организациями на возвратной основе

     Для решения   проблемы   вовлечения   в   отрасль    инвестиций
представляется целесообразным использование следующих механизмов:
     1. Собственные  средства   организаций  текстильной  и   легкой
промышленности на техническое  перевооружение будут складываться  из
прибыли,   получаемой  в   результате   финансово  -   хозяйственной
деятельности и  амортизационных отчислений. Привлечение  собственных
средств на эти цели предполагается также осуществить путем залоговых
и ипотечных  операций с основными  фондами организаций,  посредством
продажи  вспомогательных зданий,  сооружений,  объектов социально  -
культурного и коммунально - бытового назначения, а также операций  с
ценными  бумагами организаций  текстильной  и легкой  промышленности
Московской области.
     2. Финансовое оздоровление  и  устойчивое развитие  организаций
текстильной и  легкой промышленности Московской  области может  быть
обеспечено путем их объединения в холдинговые компании, финансово  -
промышленные группы  с участием финансово  - кредитных  организаций,
которые должны изыскать источники инвестирования.
     3. Стабилизация  финансового  положения  и  обеспечение   роста
производства  в  организациях текстильной  и  легкой  промышленности
Московской области может быть достигнуто за счет:
     - предоставления налогового  кредита на развитие  производства,
отсрочки  по уплате  земельных  платежей, введение  для  организаций
отрасли минимальной ставки арендной платы за землю, снижение тарифов
на услуги водоснабжения, водоотведения и канализации;
     - финансирования на условиях возвратности и платности  расходов
на  сезонную   закупку   сырья  и   материалов,  включая   средства,
поступающие от возврата ранее выданных бюджетных кредитов, с уплатой
процентов за их  пользование в  пределах средств, предусмотренных  в
областном бюджете  в соответствии  с законом  Московской области  об
областном бюджете на соответствующий финансовый год;
     - финансирования на условиях возвратности и платности  расходов
на    техническое    перевооружение   и    реализацию    наукоемких,
высокоэффективных  инвестиционных   проектов  в  пределах   средств,
предусмотренных  в   областном  бюджете   на  финансовую   поддержку
организаций отрасли в соответствии  с законом Московской области  об
областном бюджете на соответствующий финансовый год;
     - проведения реструктуризации задолженности по налогам и сборам
организаций текстильной и легкой промышленности Московской области в
областной бюджет в соответствии с действующим законодательством;
     - использования    лизинга    при    проведении    технического
перевооружения  отдельных организаций  и  производств текстильной  и
легкой промышленности Московской области при возможном использовании
на эти цели инвестиционных ресурсов областного бюджета на конкурсной
основе;
     - ограничения  роста цен  на  продукцию и  услуги  естественных
монополий, в том  числе цен  на энергоносители для  производственных
нужд;
     - завершения   передачи   организациями   отрасли   в   ведение
муниципальных  образований  объектов   социально  -  культурного   и
коммунально - бытового назначения.
     4. Привлечение  средств  международных  финансовых  организаций
(МБРР, ЕБРР и  других) как дополнительного источника  финансирования
текстильной и легкой промышленности Московской области.

               6. Социально-экономические результаты

     В результате  реализации   комплексных  мероприятий   Концепции
прогнозируются положительные структурные сдвиги в  производственной,
внешнеэкономической, финансовой,  экологической и социальной  сферах
отрасли. Доля потребления на внутреннем рынке продукции  текстильной
и легкой промышленности возрастет на 15-20 процентов.
     Будет сертифицирован  в  основном  весь  объем  выпускаемой   и
большая часть ввозимой продукции по номенклатуре товаров текстильной
и легкой промышленности.
     Улучшится социальная обстановка в отрасли.
     Будут обеспечены  дополнительные  поступления  в   федеральный,
областной и  местные бюджеты  от прибыли  организаций текстильной  и
легкой промышленности.
     Реализация поставленных   целей   при   условии   осуществления
государственной поддержки позволит выйти на намеченные показатели.
 

Информация по документу
Читайте также