Расширенный поиск
Постановление Правительства Московской области от 25.12.2001 № 437/48МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 декабря 2001 г. N 437/48 О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2001-2003 ГОДОВ В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 12.09.2001 N 291/30 "О мерах поддержки организаций текстильной и легкой промышленности Московской области в 2001-2003 годах" и в целях обеспечения устойчивой работы и дальнейшего развития организаций текстильной и легкой промышленности Московской области Правительство Московской области постановляет: 1. Одобрить Концепцию развития текстильной и легкой промышленности Московской области на период 2001-2003 годов (приложение). 2. Центральным исполнительным органам государственной власти Московской области принять необходимые меры по реализации Концепции развития текстильной и легкой промышленности Московской области на период 2001-2003 годов. 3. Рекомендовать главам муниципальных образований Московской области оказать содействие организациям текстильной и легкой промышленности в решении конкретных вопросов, вытекающих из Концепции развития текстильной и легкой промышленности Московской области на период 2001-2003 годов. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области В.Ю. Голубева. Губернатор Московской области Б.В. Громов Приложение к постановлению Правительства Московской области от 25 декабря 2001 г. N 437/48 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2001-2003 ГОДОВ 1. Введение Настоящая Концепция развития текстильной и легкой промышленности Московской области на период 2001-2003 годов разработана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 12.09.2001 N 291/30 "О мерах поддержки предприятий текстильной и легкой промышленности Московской области в 2001-2003 годах". Главной задачей Концепции является определение основных направлений развития текстильной и легкой промышленности Московской области в 2001-2003 годах с учетом роли и значения, которые ей отводятся в обеспечении социально - экономического развития Московской области. До 1990 года Московская область была одним из ведущих регионов Российской Федерации по объему производства промышленной продукции текстильной и легкой промышленности и в настоящее время в условиях острого экономического кризиса отрасль занимает заметное место в международном разделении труда, экспортируя до 25% своей продукции. Обладая мощным производственным потенциалом (более 150 организаций), Московская область остается и сейчас одним из крупнейших в Российской Федерации производителей продукции текстильной и легкой промышленности. Текстильная и легкая промышленность является рентабельной отраслью с высокой оборачиваемостью финансовых ресурсов и относительно небольшой потребностью в оборотных средствах, что позволяет обеспечить стабильный уровень поступления налогов от организаций отрасли в федеральный, областной и местный бюджеты. Особенностью текстильной и легкой промышленности Московской области является то, что в ней используется в основном женский труд (75 процентов). Сохранение и развитие производственного потенциала отрасли - основа социальной стабильности общества. Текстильная и легкая промышленность одна из первых в Российской Федерации вошла в рыночные отношения, причем без необходимой подготовки и проведения соответствующих технических и организационных мероприятий. Это не могло не сказаться на экономическом положении организаций текстильной и легкой промышленности. Отрасль лишилась оборотных средств, отлаженной товаропроводящей сети, уступив место дешевой, часто менее качественной продукции стран Юго - Восточной Азии. Работа в рыночных условиях все больше ориентирует организации отрасли на потребителя. Гарантированное качество продукции при относительно низкой ее цене и высокий сервис должны стать долгосрочным ориентиром организаций текстильной и легкой промышленности. Концепция разработана с учетом современных тенденций структурных преобразований и развития текстильной и легкой промышленности в мире. Она отражает основные направления развития исходя из того, что возрождение организаций отрасли возможно только на качественно новом уровне, на базе технического перевооружения и освоения широкого ассортимента конкурентоспособной высококачественной продукции. 2. Оценка состояния текстильной и легкой промышленности Московской области Текстильная и легкая промышленность Московской области на 1 октября 2001 года представлена более 150 крупными и средними организациями с численностью занятых около 60 тысяч человек. В предыдущие годы производство изделий и товаров текстильной и легкой промышленности превышало внутреннюю потребность Московской области, образуя резерв для вывоза в другие регионы Российской Федерации, бывшие республики СССР и за пределы страны. В последние годы реализация базовых принципов реформирования экономики - либерализация цен, приватизация производственных организаций и либерализация внешнеэкономической деятельности привели к длительным простоям оборудования, свертыванию объемов производства, изменению качественных показателей производимой продукции и оттоку квалифицированных рабочих кадров. В 2000 году организациями отрасли произведено продукции на 7,7 млрд. рублей, темп роста к уровню 1999 года составил 142,6 процента. Впервые за последние годы обеспечен рост в натуральном выражении практически по всем позициям: выпущено 189,7 млн. кв. метров тканей (125,3 процента), 35,8 млн. пар чулочно - носочных изделий (101,4 процента), 1,7 млн. пар обуви (123,6 процента). За 10 месяцев 2001 года организациями текстильной и легкой промышленности произведено промышленной продукции на сумму 7,7 млрд. рублей с темпом роста к соответствующему периоду прошлого года 112,9 процента, две трети организаций работают прибыльно. Общая сумма прибыли составила 220,4 млн. рублей, темп роста - 141 процент. В текущем году организациями отрасли перечислено в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в виде налогов и платежей более 1,2 млрд. рублей. Среднегодовые темпы падения объемов производства в 1991-1994 годах составляли около 21 процента. В 1997-2001 годах наблюдается рост объемов производства. Численность работающих в крупных и средних организациях увеличилась по сравнению с 2000 годом на 3% и составила 57,7 тыс. человек. Вместе с тем финансово - экономическое положение в отрасли остается сложным. Каждое третье предприятие убыточно. Общая сумма кредиторской задолженности в текущем году составила 4,3 млрд. рублей, что в 2,5 раза превышает дебиторскую. Задолженность в бюджеты всех уровней составила 820 млн. рублей, в том числе в областной бюджет - 211 млн. рублей. Среднемесячная заработная плата остается самой низкой среди других отраслей промышленности и составляет 2500 рублей. Организации текстильной и легкой промышленности испытывают острый недостаток в собственных оборотных средствах. Проводимая Центральным банком Российской Федерации кредитно - финансовая политика при ставке рефинансирования, многократно превышающей среднюю рентабельность в сфере материального производства, не позволяет организациям использовать кредиты банков при осуществлении своей деятельности. Организации текстильной и легкой промышленности продолжают нести расходы по содержанию объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения. В структуре себестоимости готовой продукции растет доля затрат на сырье, топливо, электроэнергию и транспортные услуги. Хлопчатобумажная и шерстяная отрасли промышленности остаются в сложном положении с обеспечением хлопком и шерстью, а также химическими волокнами. Произошло существенное снижение уровня платежеспособности потребителя промышленной продукции, в том числе федеральных ведомств - традиционных государственных заказчиков вещевого довольствия. Парк основного технологического оборудования практически не обновляется. Организации текстильной и легкой промышленности Московской области оснащены в основном отечественным оборудованием (за исключением отделочных производств), которое по технико - экономическим и технологическим показателям существенно уступает лучшим зарубежным аналогам. Срок эксплуатации более половины оборудования как импортного, так и отечественного, превышает 15 лет и выходит за амортизационные нормативы, так как его износ достиг 75 процентов. Производственные мощности используются лишь на 30-35 процентов. 3. Основные цели и задачи развития и структурной перестройки текстильной и легкой промышленности Московской области Основными целями и задачами развития и структурной перестройки текстильной и легкой промышленности Московской области являются: - обеспечение в интересах безопасности Российской Федерации выпуска продукции в объемах, позволяющих удовлетворить потребности населения и основных отраслей народного хозяйства; - обеспечение технологического и технического переоснащения организаций текстильной и легкой промышленности, совершенствование техники и технологии производства в направлении расширения ассортимента продукции и повышения ее качества за счет использования новых видов сырья и материалов; - организация экологически безопасных производств, создание безотходных и малоотходных технологий в производстве; - обеспечение конкурентоспособности продукции отрасли на внутреннем и внешнем рынках; - эффективное использование имеющейся в Российской Федерации сырьевой базы: шерсти натуральной, льноволокна, химических волокон и нитей; - изменение структуры потребляемого сырья с ориентацией на максимальное использование химических волокон и нитей, а также использование в смеси с хлопком льняного котонина; - интенсивное развитие инфраструктуры текстильной и легкой промышленности, включающей в себя системы оптовой и розничной торговли потребительскими товарами, совершенствование договорных отношений с организациями торговли; - сохранение и развитие кадрового потенциала организаций текстильной и легкой промышленности на основе постоянно действующей системы подготовки и переподготовки кадров, повышение образовательного уровня и специальных знаний, внедрение новых форм обучения на базе дистанционного образования и посредством Интернета; - создание в организациях текстильной и легкой промышленности резерва управленческих кадров; - повышение престижа рабочих профессий для организаций текстильной и легкой промышленности за счет дальнейшего развития и совершенствования профориентационной работы с молодежью, в том числе с учащимися общеобразовательных учебных заведений; - стабилизация и улучшение социально - экономического положения в муниципальных образованиях Московской области за счет сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест. Достижение указанных целей и задач должно осуществляться организациями текстильной и легкой промышленности на базе научно-обоснованных бизнес - планов и перспективных инвестиционных проектов. Успешное решение поставленных задач также связано с проведением на областном уровне эффективной бюджетной, налоговой, финансово - кредитной и инвестиционной политики, с созданием системы экономических и правовых условий, позволяющих стабилизировать финансовое положение организаций отрасли, в частности, обеспечить приоритетность и привлекательность их кредитования. 4. Основные направления и приоритеты развития текстильной и легкой промышленности Московской области 4.1. Структурные изменения в текстильной и легкой промышленности В структуре товарной продукции, производившейся в Московской области и в Российской Федерации до 1992 года, доминирующее положение принадлежало продукции подотраслей текстильной промышленности: хлопчатобумажной, шерстяной, льняной, шелковой и других. На их долю приходилось до 70 процентов общей стоимости товарной продукции, в то время как доля подотраслей легкой промышленности: швейной, кожевенной, меховой и обувной составляла 30 процентов. Производство хлопчатобумажных, шерстяных, льняных тканей и нетканых материалов в тот период значительно превышало потребности внутреннего рынка Московской области и Российской Федерации. Эти изделия в больших объемах вывозились в другие республики. В то же время собственное производство шелковых тканей, трикотажных, чулочно - носочных изделий и обуви не обеспечивало потребности Российской Федерации. Сегодня необходимо добиться такого положения, при котором выпуск готовых изделий (швейных, в том числе и из натуральной кожи, трикотажных, чулочно - носочных, меховых и обуви) доминировал бы в общем объеме товарной продукции текстильной и легкой промышленности. При этом уменьшится удельный вес хлопчатобумажных тканей, производимых полностью из импортного сырья, получат развитие льняная и шерстяная подотрасли в основном в части расширения ассортимента и улучшения качества. Кардинальным образом должно измениться положение в производстве трикотажных изделий в связи с большой емкостью внутреннего рынка, возможностью использования собственной сырьевой базы, низкими удельными капитальными затратами и быстрой окупаемостью указанного производства. 4.2. Эффективное использование сырьевой базы Основные ориентиры здесь следующие: - в хлопчатобумажной подотрасли необходим переход к преимущественному производству смешанных тканей из хлопка и синтетических волокон; удельный вес химических волокон и нитей в структуре сырья должен быть доведен до 45 (процентов) при одновременном сокращении объемов потребления хлопка; - в связи с тем, что с 1995 года торговля хлопком осуществляется по договорам между хозяйствующими субъектами без заключения межправительственных соглашений, что привело к удорожанию сырья, приоритетность в закупках хлопка относительно страны - поставщика должна определяться только стоимостью сырья соответствующего качества; - Федеральной целевой программой "Развитие льняного комплекса России на 1996-2001 годы" предусмотрено обеспечить льняную подотрасль отечественным сырьем полностью; важным направлением здесь должно стать расширение производства смешанных тканей, внедрение котонизации; - в шерстяной подотрасли проблемными вопросами производства тканей являются снижение их линейной плотности на 25-30 процентов и увеличение производства тканей из шерсти и химических волокон, в основном синтетических; в производстве самой шерсти необходимо увеличить долю высококачественного продукта до уровня 30 процентов; - в кожевенно - обувном производстве более эффективное использование кожевенного сырья может быть достигнуто за счет улучшения технологии снятия шкур, их первичной обработки и консервирования, углубления переработки отечественного кожевенного сырья с увеличением выпуска конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках кожтоваров и изделий из них, внедрение новых технологий на базе ферментных препаратов, комплексных хромовых дубителей, беспикельного и бесхромового дубления, металлокомплексных красителей, кремнийорганических и акриловых композиций. 4.3. Повышение конкурентоспособности производства В рыночной экономике большое значение для производителей продукции имеет мобильность производства при смене и расширении ассортимента изделий. В условиях недостатка у организаций собственных оборотных средств и отсутствия долгосрочных инвестиций развитие техники и технологии в ближайшее время преимущественно должно проводиться по пути совершенствования имеющегося технологического оборудования и внедрения технологий, позволяющих полнее использовать отечественное химическое и натуральное сырье. В прядении с учетом мирового опыта следует применять технологии, позволяющие более широко использовать отечественное льняное волокно и отходы производства: - в ткачестве необходимо увеличить ширину вырабатываемых тканей за счет полной замены узких ткацких станков на широкие и производить ткани более сложных структур; - в отделочном производстве необходимо провести техническую модернизацию имеющегося оборудования; - в производстве нетканых материалов следует разрабатывать и развивать технологии получения и отделки нетканых материалов обувного, мебельного и одежного назначения из льняных отходов; - в трикотажном производстве нужно расширить ассортимент и повысить качество продукции за счет внедрения ресурсосберегающих технологий производства бельевых изделий, основанных на применении новых видов пряжи хлопкового типа малой линейной плотности; - в швейном производстве должны осуществить внедрение новых отечественных и передовых зарубежных технологий, обеспечить высокое качество швейных изделий; - в обувном производстве необходимо расширить производство модной обуви клеевого метода крепления с применением новых отечественных комплектующих материалов и внедрить автоматизированную систему конструкторско - технологической подготовки производства обуви. Реструктуризация организаций текстильной и легкой промышленности, направленная на создание конкурентной производственной среды предусматривает: - реорганизацию организаций текстильной и легкой промышленности с образованием в них нескольких самостоятельных производств конечной продукции или объединением их в ассоциацию; - модернизацию некоторых звеньев технологической линии производства продукции при условии, что все остальные звенья обеспечивают необходимую производительность и качество операций; - создание в организациях текстильной и легкой промышленности научно - исследовательских, маркетинговых и рекламных подразделений; - создание ассоциаций, финансово - промышленных групп, холдингов разного профиля с целью аккумулирования средств для последовательного реформирования организаций текстильной и легкой промышленности. Техническое перевооружение должно обеспечить мобильность организаций текстильной и легкой промышленности путем оснащения их универсальным оборудованием. Опыт индустриально развитых стран свидетельствует о том, что наибольшей устойчивостью на рынке обладают текстильные организации, оснащенные оборудованием, обеспечивающим возможность диверсификации производства относительно видов волокна. Это необходимо для придания гибкости производства и возможности применения всего ассортимента химических волокон, льна, шерсти, различных видов смешанных тканей, в том числе с хлопком. Важное значение для повышения качества продукции и ее конкурентоспособности имеет сертификация и внедрение международных стандартов, регламентирующих все стадии производства текстиля и изделий из него, от выращивания и производства волокон до химических технологий отделки текстильных материалов. 4.4. Научно-техническое обеспечение развития текстильной и легкой промышленности Московской области Сформировавшийся в отрасли в предшествующие годы научно - технический потенциал позволит решать задачи по следующим направлениям: - создание наукоемких технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов на базе фундаментальных и прикладных научных исследований и достижений в области биотехнологий, традиционной технологии, химии, информационных технологий; - создание конкурентоспособных по качеству и цене тканей, пряжи, швейных изделий, изделий из кожи и меха, трикотажных изделий, галантереи, обуви и других изделий с учетом требований гигиены, эргономики и экологии; - выработка научно-обоснованных рекомендаций по стратегическим целям научно - технической политики Московской области, приоритетным направлениям развития науки и техники и эффективным механизмам их реализации в текстильной и легкой промышленности; - разработка предложений по совершенствованию экономического механизма повышения эффективности работы отрасли; - разработка рекомендаций в области маркетинга и менеджмента; - разработка бизнес - планов организаций текстильной и легкой промышленности и внедрение перспективных инвестиционных проектов; - проведение работ по стандартизации и сертификации. Эффективное использование имеющегося в отрасли научно - технического потенциала потребует современных методов планирования и управления НИОКР, совершенствования координации и консолидации научно - исследовательских институтов отрасли на базе общих целей и задач. Развитие и структурная перестройка текстильной и легкой промышленности Московской области должны осуществляться при использовании всех имеющихся систем информационного обеспечения, рекламы и освещения в средствах массовой информации достижений в области экономики, менеджмента, передовой техники и технологии, совершенствования ассортимента. 4.5. Политика в области стандартизации и сертификации Одним из рычагов государственного регулирования текстильной и легкой промышленности является контроль качества выпускаемой продукции. В настоящее время абсолютное большинство организаций текстильной и легкой промышленности Московской области не имеет систем качества, соответствующих международным требованиям. В условиях становления рыночных отношений в промышленности Московской области на фоне резкого роста цен на сырье, топливно - энергетические ресурсы и отсутствия в организациях достаточных оборотных средств значительно возросла роль эффективно действующих систем качества в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции. Особую остроту данная проблема приобрела в связи с введением с 1 января 1993 года Закона Российской Федерации "О защите прав потребителя". Закон ввел обязательную сертификацию для определенной группы продукции, товаров и услуг, используемых для личных бытовых нужд. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 769 утвержден перечень товаров текстильной и легкой промышленности, подлежащих обязательной сертификации. Для выполнения задач, связанных с оценкой качества продукции по международным стандартам, необходимо осуществить меры по поэтапному оснащению организаций отрасли необходимыми приборами и средствами контроля, внедрить управление качеством продукции на основе нормативных документов системы качества. 4.6. Развитие товаропроводящей сети Задача возрождения текстильной и легкой промышленности предусматривает переход организаций текстильной и легкой промышленности от работы на "склад" к работе "под заказ". Широкое распространение должен получить опыт передовых организаций, маркетинговые службы которых изучают запросы потенциальных покупателей по ассортименту и качеству продукции и в контакте с производственниками строго выдерживают эти требования. В условиях несистематизированных хозяйственных связей и отсутствия товарных рынков с развитой инфраструктурой для организаций текстильной и легкой промышленности имеет большое значение создание высокопрофессиональных команд менеджеров, анализирующих конъюнктуру, прогнозирующих рыночную ситуацию, планирующих выпуск продукции, проводящих рекламные компании. Восстановление товаропроводящей сети должно начаться, в первую очередь, с воссоздания торговли в муниципальных образованиях Московской области, в г. Москве, а также в граничащих с Московской областью иных субъектах Российской Федерации. Наряду с Федеральной оптовой ярмаркой товаров текстильной и легкой промышленности и Международной ярмаркой сырья для текстильной промышленности следует организовать постоянно действующую областную выставку - ярмарку товаров текстильной и легкой промышленности, производимых Московской области. Возрождение текстильной и легкой промышленности Московской области требует решительного использования и развития сохранившихся производственных связей для продвижения российского текстиля на рынки бывших союзных республик, и, в первую очередь, государств Центральной Азии и Закавказья. 4.7. Реформирование текстильной и легкой промышленности Московской области Реформирование организаций отрасли должно происходить в двух направлениях. С одной стороны - дробление чрезмерно крупных, плохо приспособленных для работы в рыночных условиях производственных объединений и комбинатов. С другой стороны, под воздействием рыночных условий должны образовываться новые организационные структуры - холдинги, финансово - промышленные группы и другие. Основными задачами таких структур являются: осуществление структурной перестройки в промышленности, установление и развитие хозяйственных, технологических и производственных связей между организациями отрасли, увеличение объема выпускаемой конкурентоспособной продукции, осуществление единой в отрасли инвестиционной и научно - технической политики. Практика успешно работающих реформированных организаций показала, что процесс реформирования протекает в следующих направлениях: финансовая реструктуризация, реструктуризация имущественного комплекса, производственно - технологическая реструктуризация. Финансовая реструктуризация в среднесрочной перспективе предполагает: - реструктуризацию задолженности организаций текстильной и легкой промышленности по обязательным платежам в федеральный, областной и местный бюджеты и внебюджетные фонды, а также по платежам естественным монополиям; - совершенствование учета и измерения потребляемых товаров и услуг субъектов естественных монополий. Реструктуризация имущественного комплекса проводится для обеспечения высокой адаптивности организаций в быстро изменяющихся условиях и должна включать следующие мероприятия: - поэтапный вывод из состава имущественного комплекса незагруженных производственных мощностей и объектов организаций текстильной и легкой промышленности и создание на их основе конкурентоспособных и юридически обособленных производств; - выведение объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения из состава имущественного комплекса организаций; - опубликование информации о наличии простаивающего и излишнего технологического оборудования в организациях отрасли, реализации этого оборудования. Производственно - технологическая реструктуризация заключается в модернизации производства, в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции и включает следующие мероприятия: - внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов; - разработку и внедрение в организациях управления качеством выпускаемой продукции на основе нормативных документов системы качества; - использование лизинга при проведении технического перевооружения организаций текстильной и легкой промышленности. 4.8. Территориальный аспект Организации текстильной и легкой промышленности сосредоточены в основном в таких районах Московской области, как Орехово - Зуевский, Ногинский, Павлово - Посадский, Воскресенский, Волоколамский, Дмитровский, Егорьевский, Истринский, Клинский, Наро - Фоминский, Серпуховский, Щелковский, Озерский. Такое сосредоточение организаций складывалось в течение многих лет под влиянием исторических и социально - экономических условий развития области и отражает установившееся в районах Московской области разделение труда в сфере экономики. В этих муниципальных образованиях структурная перестройка и развитие организаций отрасли должны осуществляться с учетом потребностей в ассортименте продукции и эффективного использования имеющихся у них ресурсов не только в целях собственного потребления, но и реализации готовой продукции в других муниципальных образованиях Московской области и субъектах Российской Федерации. Основное внимание органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области должно быть уделено решению ключевых вопросов обеспечения работы организаций текстильной и легкой промышленности за счет: - обеспечения льготного режима налогообложения и кредитования организаций и инвесторов; - содействия организациям в вопросах привлечения инвесторов; - размещения заказов на производство продукции для социально значимых нужд, финансируемых из местных бюджетов; - развития хозяйственных связей по поставкам сырья и материалов; - развития товаропроводящей сети, ориентированной на собственного товаропроизводителя и совершенствование инфраструктуры оптовой торговли (создание оптовых складов, магазинов, оптовых рынков, организация ярмарок - выставок и т.д.). 4.9. Кадровое обеспечение отрасли Стратегия кадрового обеспечения отрасли должна исходить из необходимости постоянного обновления и подготовки кадров. Для обеспечения преемственности, закрепления и привлечения кадров, особенно молодежи, необходимо организациям текстильной и легкой промышленности предоставлять рабочие места для прохождения производственной практики учащимся профессионально - технических училищ под наблюдением кадровых рабочих, инструкторов производственного обучения. Техническое перевооружение организаций текстильной и легкой промышленности, современные проблемы маркетинга и сбыта продукции требуют нового подхода к формированию и подготовке рабочих кадров и инженерно - технических работников. Потребуется адаптация к новым условиям работы всей системы обучения. Большое внимание должно быть уделено вопросу повышения квалификации руководящего состава предприятий. Целесообразно расширить подготовку специалистов в высшей школе по заказу организаций. В программах учебных заведений с учетом новых тенденций в экономике должна иметь место подготовка специалистов по новым специальностям, таким как маркетинг, менеджмент, сбыт, финансы и другим. Необходимо пересмотреть программы и по традиционным специальностям. С учетом требований научно - технического прогресса предстоит восстановить систему профессионально - технического образования в подготовке рабочих кадров. Подготовку кадров необходимо осуществлять на основе отечественного опыта и опыта экономически развитых стран мира. При этом в системе образования кадров должны быть внедрены новые эффективные формы обучения на базе дистанционного образования и через посредство Интернета. Для решения проблемы кадрового обеспечения организациям текстильной и легкой промышленности необходимо использовать меры морального и материального стимулирования молодых рабочих и специалистов при обучении их в специальных учебных заведениях и школах мастерства методам высокопроизводительной и качественной работы. В целях привлечения и закрепления квалифицированных кадров в организациях текстильной и легкой промышленности работодателям рекомендуется приводить условия оплаты труда, выплат социального характера в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением между Правительством Московской области, Московским областным советом профсоюзов и объединениями работодателей, областным отраслевым тарифным соглашением. Восстановление в организациях текстильной и легкой промышленности Московской области системы профессионального образования и центров переподготовки кадров позволит готовить рабочие кадры основных профессий не только для своего производства, но и для других организаций Московской области. 5. Источники финансирования и механизм реализации Концепции Реализация Концепции развития и структурной перестройки текстильной и легкой промышленности Московской области имеет целью финансовое оздоровление и достижение устойчивой работы организаций в рыночных условиях. Финансовое оздоровление должно осуществляться за счет комплексных мероприятий по организации производства, внедрению конкурентоспособного ассортимента продукции, достижений науки и техники, а также с учетом мер поддержки организаций текстильной и легкой промышленности, утвержденных Правительством Московской области в пределах своей компетенции. В комплекс уже отмеченных выше мероприятий по выполнению задач, определенных Концепцией на 2001-2003 годы, также входят: - техническое перевооружение организаций текстильной и легкой промышленности; - кредитование закупок импортного сырья и материалов; - создание условий, позволяющих организациям текстильной и легкой промышленности Московской области осуществлять централизованную закупку сырья для собственных нужд; - обеспечение финансирования за счет средств областного бюджета поставок продукции для государственных нужд Московской области в соответствии с объемами финансирования государственного заказа, утверждаемого законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год; - применение к убыточным организациям текстильной и легкой промышленности процедуры банкротства с учетом необходимости привлечения собственника, способного сохранить рабочие места, погасить задолженность по заработной плате и налоговым платежам; - стимулирование производства и реализации определенных видов продукции (товаров) в соответствии с перечнями видов продукции, утверждаемыми Правительством Московской области, в пределах средств Фонда стимулирования организаций промышленности, зарегистрированных в Московской области, предусмотренных законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год; - завершение в 2001-2002 годах передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения в муниципальную собственность. Предусмотренные Концепцией развития текстильной и легкой промышленности Московской области на период 2001-2003 гг. мероприятия позволят увеличить к концу 2003 года: - объемы поступлений от различных видов платежей организаций отрасли в областной бюджет в 1,5 раза к уровню 2000 года; - объем производства промышленной продукции организаций отрасли, находящихся на территории Московской области до 10000 млн. рублей с темпом роста к 2000 году 138 процентов, в том числе: производство тканей (всего) - до 211,5 млн. кв. метров (113 процентов); трикотажных изделий - до 1,8 млн. штук (155 процентов); обуви - до 1,9 млн. пар (120 процентов); - объем производства организациями отрасли, расположенными на территории Московской области, продукции на экспорт - до 2500 млн. рублей к уровню 2000 года (200 процентов). Для обеспечения прогнозируемых объемов производства предстоит задействовать до 50 процентов производственных мощностей, обеспечить замену до 20 процентов морально и физически изношенного оборудования. На техническое перевооружение организаций текстильной и легкой промышленности, имеющих перспективные инвестиционные проекты, потребуется инвестировать в течение 2001-2003 гг. 5600 млн. рублей. Источники финансирования: собственные средства организаций 3640 млн. руб. (65% объема) текстильной и легкой промышленности заемные средства, получаемые 1680 млн. руб. (30% объема) организациями текстильной и легкой промышленности от коммерческих организаций, финансово - кредитных организаций и других организаций - потенциальных инвесторов средства областного бюджета, 280 млн. руб. (5% объема) местных бюджетов, полученные организациями на возвратной основе Для решения проблемы вовлечения в отрасль инвестиций представляется целесообразным использование следующих механизмов: 1. Собственные средства организаций текстильной и легкой промышленности на техническое перевооружение будут складываться из прибыли, получаемой в результате финансово - хозяйственной деятельности и амортизационных отчислений. Привлечение собственных средств на эти цели предполагается также осуществить путем залоговых и ипотечных операций с основными фондами организаций, посредством продажи вспомогательных зданий, сооружений, объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения, а также операций с ценными бумагами организаций текстильной и легкой промышленности Московской области. 2. Финансовое оздоровление и устойчивое развитие организаций текстильной и легкой промышленности Московской области может быть обеспечено путем их объединения в холдинговые компании, финансово - промышленные группы с участием финансово - кредитных организаций, которые должны изыскать источники инвестирования. 3. Стабилизация финансового положения и обеспечение роста производства в организациях текстильной и легкой промышленности Московской области может быть достигнуто за счет: - предоставления налогового кредита на развитие производства, отсрочки по уплате земельных платежей, введение для организаций отрасли минимальной ставки арендной платы за землю, снижение тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и канализации; - финансирования на условиях возвратности и платности расходов на сезонную закупку сырья и материалов, включая средства, поступающие от возврата ранее выданных бюджетных кредитов, с уплатой процентов за их пользование в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете в соответствии с законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год; - финансирования на условиях возвратности и платности расходов на техническое перевооружение и реализацию наукоемких, высокоэффективных инвестиционных проектов в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на финансовую поддержку организаций отрасли в соответствии с законом Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год; - проведения реструктуризации задолженности по налогам и сборам организаций текстильной и легкой промышленности Московской области в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством; - использования лизинга при проведении технического перевооружения отдельных организаций и производств текстильной и легкой промышленности Московской области при возможном использовании на эти цели инвестиционных ресурсов областного бюджета на конкурсной основе; - ограничения роста цен на продукцию и услуги естественных монополий, в том числе цен на энергоносители для производственных нужд; - завершения передачи организациями отрасли в ведение муниципальных образований объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения. 4. Привлечение средств международных финансовых организаций (МБРР, ЕБРР и других) как дополнительного источника финансирования текстильной и легкой промышленности Московской области. 6. Социально-экономические результаты В результате реализации комплексных мероприятий Концепции прогнозируются положительные структурные сдвиги в производственной, внешнеэкономической, финансовой, экологической и социальной сферах отрасли. Доля потребления на внутреннем рынке продукции текстильной и легкой промышленности возрастет на 15-20 процентов. Будет сертифицирован в основном весь объем выпускаемой и большая часть ввозимой продукции по номенклатуре товаров текстильной и легкой промышленности. Улучшится социальная обстановка в отрасли. Будут обеспечены дополнительные поступления в федеральный, областной и местные бюджеты от прибыли организаций текстильной и легкой промышленности. Реализация поставленных целей при условии осуществления государственной поддержки позволит выйти на намеченные показатели. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|