Расширенный поиск

Постановление Думы Московской области от 20.05.2010 № 14/120-П

 



                         МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

                           ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                    от 20 мая 2010 г. N 14/120-П


Об итогах мониторинга практики применения закона Московской области
 N65/98-ОЗ "О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в
  Московской области" в части предоставления в Московской области
            отсрочек, инвестиционного налогового кредита


     Рассмотрев Отчет о  проведении мониторинга практики  применения
Закона  Московской области  N  65/98-ОЗ "О  гарантиях  осуществления
инвестиционной   деятельности   в  Московской   области"   в   части
предоставления  в   Московской  области  отсрочек,   инвестиционного
налогового кредита за период с 16 июля 2009 года по 30 сентября 2009
года,  в  соответствии  с  пунктом  14  Положения  о  проведении   в
Московской областной  Думе мониторинга правоприменительной  практики
законов Московской области, утвержденного постановлением  Московской
областной Думы от 03.09.2009 N 7/88-П, Московская областная Дума
     
     постановила:
     
     1. Принять к сведению  Отчет о проведении мониторинга  практики
применения  Закона  Московской  области  N  65/98-ОЗ  "О   гарантиях
осуществления инвестиционной  деятельности в  Московской области"  в
части предоставления в Московской области отсрочек,  инвестиционного
налогового кредита за период с 16 июля 2009 года по 30 сентября 2009
года (приложение).
     2. Комитету  по  вопросам   бюджета,  финансовой  и   налоговой
политики   на  основании   выработанных   Комиссией  по   проведению
мониторинга  предложений  подготовить   и  внести  на   рассмотрение
Московской  областной Думы  проект  постановления о  законодательной
инициативе Московской областной Думы по проекту федерального  закона
о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части
уточнения     порядка    предоставления     отсрочек,     рассрочек,
инвестиционного налогового кредита.
     3. Опубликовать настоящее  постановление  в средствах  массовой
информации  и  на официальном  Интернет-сайте  Московской  областной
Думы.
     4. Контроль за  исполнением настоящего постановления  возложить
на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.
     

     Председатель
     Московской областной Думы В.Е. Аксаков
     
     
     
     Приложение
     к постановлению
     Московской областной Думы
     от 20 мая 2010 г. N 14/120-П
     
     
                               ОТЧЕТ
        О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА
      МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ N 65/98-ОЗ "О ГАРАНТИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
     ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В ЧАСТИ
           ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТСРОЧЕК,
            ИНВЕСТИЦИОННОГО НАЛОГОВОГО КРЕДИТА ЗА ПЕРИОД
            С 16 ИЮЛЯ 2009 ГОДА ПО 30 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА


                         I. Общие положения
     
     Объект мониторинга -  Закон  Московской области  N 65/98-ОЗ  "О
гарантиях  осуществления  инвестиционной деятельности  в  Московской
области" (с  изменениями,  внесенными Законом  Московской области  N
79/2009-ОЗ)  в   части   предоставления  отсрочек,   инвестиционного
налогового кредита (далее - Закон).
     Мониторинг осуществлялся Комиссией  по проведению  мониторинга,
созданной постановлением Московской  областной Думы от 19.11.2009  N
9/97-П  "О   проведении  мониторинга   практики  применения   Закона
Московской   области   N   65/98-ОЗ   "О   гарантиях   осуществления
инвестиционной   деятельности   в  Московской   области"   в   части
предоставления  в   Московской  области  отсрочек,   инвестиционного
налогового кредита" (далее - Комиссия).
     Время проведения  мониторинга   определено   с  19.11.2009   по
01.07.2010  в соответствии  с  постановлениями Московской  областной
Думы  от 19.11.2009  N  9/97-П  "О проведении  мониторинга  практики
применения  Закона  Московской  области  N  65/98-ОЗ  "О   гарантиях
осуществления инвестиционной  деятельности в  Московской области"  в
части предоставления в Московской области отсрочек,  инвестиционного
налогового кредита"  и от  04.02.2010 N 3/107-П  "О продлении  срока
проведения   мониторинга,    осуществляемого   в   соответствии    с
постановлением Московской областной Думы  от 19.11.2009 N 9/97-П  "О
проведении мониторинга практики применения Закона Московской области
N 65/98-ОЗ "О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности  в
Московской  области" в  части  предоставления в  Московской  области
отсрочек, инвестиционного налогового кредита".
     Мониторинг Закона  осуществлен  в целях  комплексного  изучения
правового регулирования порядка изменения сроков уплаты налогов, для
проведения  сравнительного  анализа  запланированных  и   полученных
результатов  его  действия  с  целью  дальнейшего  совершенствования
налогового  и  бюджетного законодательства  Российской  Федерации  и
Московской области.
     
                II. Сведения о деятельности Комиссии
     
     За время  проведения   мониторинга   Комиссией  проведено   три
заседания.  Председатель  Комиссии  -  Куликов  Валентин   Петрович,
депутат   Московской   областной  Думы,   заместитель   Председателя
Московской областной Думы, заместитель председателя Комиссии - Савин
Владимир Николаевич, депутат Московской областной Думы, председатель
Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики.
     Комиссией разработан и утвержден план проведения мониторинга, в
соответствии с которым проведены следующие мероприятия:
     1. Подготовлен сборник публикаций по инвестиционному налоговому
кредиту.
     2. Определен круг потенциальных инвесторов Московской области и
проведено их анкетирование.
     3. Проведено заседание  "круглого  стола" на  тему "Практика  и
перспективы развития института отсрочки, инвестиционного  налогового
кредита  как  форма  адресной государственной  поддержки  бизнеса  в
Московской области".
     
                    III. Проведение мониторинга
     
                        Содержание проблемы
     
     Президентом России    поставлены    задачи    модернизации    и
технологического обновления  всей производственной сферы  экономики,
поддержки компаний, имеющих  четкие планы повышения эффективности  и
реализации  высокотехнологичных  проектов,  создания   благоприятных
условий  для   формирования  комфортной   среды  для   осуществления
исследований и разработок мирового уровня. Их реализация  невозможна
без  привлечения  инвестиций.   В  то   же  время,  как   отмечается
бизнес-сообществом,  в  России сегодня  сложно  получить  банковский
кредит и проценты  беспрецедентно высоки.  Особенно остро стоит  эта
проблема  для  субъектов  малого и  среднего  бизнеса,  деятельность
которых в наибольшей степени ориентирована на удовлетворение местных
нужд, на развитие региона и решение социально-экономических  проблем
на местах.  Именно они  являются гарантами  гибкости и  динамичности
экономики, мощным  средством постоянной  корректировки и  сохранения
структуры воспроизводства,  удовлетворяющей потребности населения  в
работе, заработной плате, социальных услугах.
     Решение поставленных  задач  также  невозможно  без   поддержки
государства и  применения  мер налогового  стимулирования.  В то  же
время  в период  кризиса  сложно пойти  на  общее снижение  налогов.
Поэтому пристальное внимание привлекают такие формы  государственной
налоговой поддержки, как  перенос срока уплаты  налогов и сборов  на
более поздний срок (глава 9 Налогового кодекса Российской Федерации,
далее - НК РФ).
     С точки  зрения   доходов   бюджетов  поддержка   хозяйствующих
субъектов в форме изменения сроков уплаты налогов имеет преимущество
перед  предоставлением льгот  в  форме получения  налогоплательщиком
права не  уплачивать налог  или сбор  либо уплачивать  их в  меньшем
размере, так  как это  не приводит к  безвозвратным потерям  доходов
бюджетов.
     Предоставление права   на   получение   отсрочки,    рассрочки,
инвестиционного  налогового  кредита  направлено  прежде  всего,  на
сохранение финансового равновесия  налогоплательщика. В то же  время
порядок предоставления,  а именно  обязательность наличия  оснований
для  их предоставления,  установленных  законодательно, позволяет  в
ряде случаев  выйти из кризисной  ситуации, восстановить  финансовую
устойчивость, дает  время для  накопления дополнительных  финансовых
средств, а также стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов, в
том числе  инвестиционную,  в зависимости  от принятых  государством
приоритетов.
     Также на федеральном уровне установлены ограничения по величине
процентов, взимаемых за использование права уплачивать налог в более
поздний срок (при предоставлении отсрочки  или рассрочки - не  более
1/2  от  ставки  рефинансирования   ЦБ  РФ,  а  при   предоставлении
инвестиционного налогового кредита  - в пределах  более 3/4 и  менее
1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ), что, безусловно, ниже ставок  по
банковским кредитам.
     В НК  РФ  предусмотрено  право  законами  субъектов  Российской
Федерации и нормативными  правовыми актами представительных  органов
местного  самоуправления   устанавливать  дополнительные   основания
изменения сроков уплаты  налогов по  региональным и местным  налогам
соответственно.
     
          Состояние федерального законодательства в части
                  изменения сроков уплаты налогов

                     Налоговое законодательство
     
     НК РФ установлен закрытый перечень форм изменения сроков уплаты
налогов - отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.
     Определены органы,   уполномоченные   принимать   решения    об
изменении  сроков  уплаты  налогов,  в  частности:  по   федеральным
налогам,  подлежащим  зачислению  в  бюджеты  субъектов   Российской
Федерации, - ФНС, по региональным и местным - управления ФНС  России
по  соответствующим   субъектам.  В  то   же  время   предоставление
инвестиционного налогового кредита  в большей степени направлено  на
реализацию  государственной  инвестиционной политики,  в  том  числе
регионов, что не является функцией налоговой службы.
     Решения об  изменении  сроков  уплаты  налогов,  подлежащих   в
соответствии с  законодательством зачислению в  бюджеты субъектов  и
местные бюджеты, принимаются по согласованию с финансовыми  органами
соответствующих  субъектов  и муниципальных  образований.  Однако  в
действующем  налоговом  законодательстве не  установлено,  по  каким
основаниям финансовые органы  могут отказать в согласовании  решения
налоговых органов об изменении сроков уплаты налогов, а также им  не
предоставлено   право    устанавливать   указанные   основания    (в
соответствии с п. 6 статьи 61 НК РФ изменение сроков уплаты  налогов
производится в порядке, установленном главой 9 НК РФ).
     В НК РФ установлены основания,  по которым могут быть  изменены
сроки  уплаты  налогов.  Также  субъектам  Российской  Федерации   и
представительным органам местного самоуправления предоставлено право
законами субъектов и нормативными правовыми актами  представительных
органов местного самоуправления принимать дополнительные основания и
иные  условия  предоставления отсрочек,  рассрочек,  инвестиционного
налогового кредита. Основания изменения сроков уплаты налогов должны
быть  документально   подтверждены.   Однако  перечень   документов,
необходимых для подтверждения оснований предоставления отсрочки  или
рассрочки, а также  получения инвестиционного налогового кредита,  в
НК РФ не установлен. Он определен в приказе ФНС России от 21  ноября
2006 года N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении порядка организации работы
по предоставлению отсрочки,  рассрочки, инвестиционного кредита"  по
основаниям, установленным  в  НК РФ.  По дополнительным  основаниям,
принимаемым субъектами РФ  и муниципальными образованиями,  перечень
документов не определен.
     Кроме того, ни в НК РФ,  ни в указанном приказе не  определено,
какие органы  уполномочены подтверждать  основания изменения  сроков
уплаты налогов.  В ряде  случаев для принятия  решения об  изменении
сроков   уплаты   налогов   документов,   установленных    приказом,
недостаточно.
     Для принятия   решения    о   предоставлении    инвестиционного
налогового  кредита  необходимо   наличие  в  комплекте   документов
инвестиционного проекта. Однако налоговые органы, а также финансовые
органы   субъектов,    уполномоченные   согласовывать   решения    о
предоставлении инвестиционного  налогового кредита, не  уполномочены
проводить  экспертизу  инвестиционных проектов.  Поэтому  необходимо
установить, какому  органу могут быть  предоставлены уполномочия  на
проведение экспертизы представляемых инвестиционных проектов.
     Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок
от одного  года  до  пяти  лет, при  этом  утверждается  график  его
погашения.  Однако  в   настоящее  время  не  утверждена   методика,
позволяющая оценить возможность организации в полном объеме погасить
инвестиционный  налоговый кредит,  а  также экономически  обосновать
срок, на который  может быть  предоставлен кредит, расчет  очередных
платежей, а также величину процентов за его пользование и т.д.
     Федеральное налоговое  законодательство устанавливает  закрытый
перечень  обстоятельств,   препятствующих  изменению  срока   уплаты
налога:
     1) возбуждение в отношении налогоплательщика уголовного дела по
признакам преступления, связанного  с нарушением законодательства  о
налогах и сборах;
     2) проведение в отношении него производства по делу о налоговом
правонарушении либо  по делу  об  административном правонарушении  в
области  налогов  и  сборов,  таможенного  дела  в  части   налогов,
подлежащих уплате в  связи с  перемещением товаров через  таможенную
границу Российской Федерации;
     3) наличие у налоговых органов достаточных оснований  полагать,
что  это лицо  воспользуется  таким  изменением для  сокрытия  своих
денежных средств или  иного имущества, подлежащего  налогообложению,
либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации  на
постоянное жительство.
     Обращает на    себя   внимание    неоднозначность    толкования
формулировки  "наличие  у налоговых  органов  достаточных  оснований
полагать" - что под этим подразумевается.
     Наличие на   момент   принятия   решения   перечисленных   выше
обстоятельств исключает возможность изменения срока уплаты  налогов,
а вынесенное решение подлежит отмене.  В то же время не  учитывается
обстоятельство, что целью предоставления инвестиционного  налогового
кредита    является    привлечение    инвестиций    на    реализацию
инвестиционного  проекта,  и законодательно  не  определен  механизм
контроля целевого использования полученного кредита.
     В случае неисполнения условий  изменения сроков уплаты  налогов
уполномоченный  орган  в  соответствии с  положениями  НК  РФ  может
принять  решение  о   досрочном  прекращении  отсрочки,   рассрочки,
инвестиционного налогового  кредита, однако не  установлены сроки  и
порядок принятия  такого решения.  Приказом ФНС РФ  от 04.10.2006  N
САЭ-3-19/654@  "Об  утверждении  Порядка  рассмотрения   Федеральной
налоговой службой  заявлений о  предоставлении отсрочки,  рассрочки,
инвестиционного  налогового  кредита  по уплате  налогов  и  сборов"
установлено, что  инспекции осуществляют  контроль за  своевременным
погашением отсрочек,  рассрочек, инвестиционных налоговых  кредитов.
При выявлении обстоятельств, препятствующих изменению сроков  уплаты
налогов, а также  при нарушении  условий изменения указанных  сроков
инспекции  ФНС  России  по  месту  нахождения  налогоплательщика   в
трехдневный срок  информируют об  этом орган,  принявший решение  об
изменении срока  уплаты налога,  однако срок для  отмены решения  об
изменении сроков уплаты налогов не установлен.
     Не установлен НК РФ  закрытый перечень  оснований для отказа  в
изменении сроков уплаты налогов. В  приказе ФНС России от 21  ноября
2006  года  N  САЭ-3-19/798@ есть  ряд  требований,  устанавливающих
дополнительные основания  отказа в изменении  сроков уплаты  налогов
(например,  необходимость представить  все  документы в  действующей
редакции до истечения месяца с момента их подписания  уполномоченным
лицом),  неисполнение  которых,  как  показывает  практика,   влечет
принятие решения об отказе в изменении сроков уплаты налогов.
     НК РФ содержит положение о возможности принятия  уполномоченным
лицом  решения  о  временном (на  период  рассмотрения  заявления  о
предоставлении  отсрочки   или  рассрочки)  приостановлении   уплаты
задолженности  заинтересованным  в  получении  отсрочки  (рассрочки)
лицом. Решение  принимается по  ходатайству заинтересованного  лица,
однако  не  определен   порядок  представления  такого   ходатайства
(приказом ФНС  РФ  от 04.10.2006  N  САЭ-3-19/654@ утверждена  форма
решения о временном приостановлении уплаты задолженности, в  котором
ходатайство   названо   заявлением),  не   определен   порядок   его
рассмотрения, в том числе основания отказа в удовлетворении.
     Приказом ФНС РФ от 04.10.2006 N САЭ-3-19/654@ для  рассмотрения
ходатайства не установлен пресекательный срок для принятия решения и
уведомления о принятом решении налогоплательщика, лишь десятидневный
срок  для  рассмотрения  ходатайства  в  ответственном   структурном
подразделении   (предусмотрены    еще   процедуры   визирования    и
подписания),  а также  обязанность  в  течение трех  дней  направить
принятое  положительное  решение (уведомление  налогоплательщика  об
отрицательном   решении,   а   также   об   основаниях   отказа   не
предусмотрено).
     Наличие правовой неопределенности в процедурах принятия решений
об изменении  сроков уплаты  налогов  (отмене таких  решений)  может
привести к возможности проявления фактов коррупции.
     В настоящее   время   на  рассмотрении   Государственной   Думы
Федерального Собрания Российской Федерации находятся:
     принятый в первом чтении проект федерального закона N  269777-5
"О внесении изменений в  часть первую Налогового кодекса  Российской
Федерации в  части урегулирования задолженности  по уплате  налогов,
сборов, пеней и  штрафов", которым в  части изменения сроков  уплаты
налогов   предусматривается   установление   нормы,   что   отсрочка
(рассрочка)  может   быть   предоставлена  заинтересованному   лицу,
финансовое  положение  которого   не  позволяет  уплатить  налог   в
установленный срок, однако  имеются достаточные основания  полагать,
что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на  который
предоставляется  отсрочка   (рассрочка),   при  наличии   оснований,
предусмотренных НК РФ.
     Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена:
     организации -  на сумму,  не  превышающую стоимость  ее  чистых
активов;
     физическому лицу  -  на  сумму, не  превышающую  стоимость  его
имущества, за  исключением имущества,  на которое  в соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации  не  может  быть   обращено
взыскание.
     Уточняются основания  предоставления  отсрочки  (рассрочки)  по
уплате налогов и сборов, инвестиционного налогового кредита.
     Закрепляется перечень  основных   документов,  которые   должны
представляться  в налоговые  органы  для рассмотрения  обращения  об
изменении срока уплаты налогов и сборов.
     Заинтересованному лицу   предполагается   предоставить    право
одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по
уплате  налогов  и   сборов  подавать  заявление  о   предоставлении
инвестиционного налогового кредита.
     Территориальным налоговым     органам     передаются      права
предоставления отсрочки (рассрочки)  по налогу на доходы  физических
лиц,   подлежащему  уплате   физическими   лицами,  не   являющимися
индивидуальными предпринимателями,  в части  доходов, при  получении
которых налог не удерживается налоговыми агентами.
     Правила об  отсрочке  (рассрочке)   уплаты  налогов  и   сборов
распространяются на пени и штрафы.
     Сумма инвестиционного налогового кредита увеличивается с 30  до
100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией
оборудования, используемого для проведения  научно-исследовательских
или опытно-конструкторских  работ  либо технического  перевооружения
собственного производства;
     проект федерального закона N  316376-5 "О внесении изменений  в
статью 63  части  второй Налогового  кодекса Российской  Федерации",
предусматривающий  передачу  полномочий по  изменению  срока  уплаты
налогов  и  сборов  по федеральным  налогам,  зачисляемым  в  бюджет
субъекта Российской Федерации и (или) местный бюджет, от Федеральной
налоговой службы России на уровень Управления Федеральной  налоговой
службы по субъекту Российской Федерации.
     
                     Бюджетное законодательство
     
     Налоговым законодательством Российской Федерации  предусмотрено
право предоставления инвестиционного  налогового кредита на срок  от
одного  года  до   пяти  лет.  Отсрочки   и  рассрочки  могут   быть
предоставлены по решению налоговых органов - на срок, не превышающий
один  год,  по   решению  Правительства  Российской  Федерации   (по
федеральным налогам и  сборам) -  на срок более  одного года, но  не
превышающий  три  года,  по  решению  Министра  финансов  Российской
Федерации  (по  федеральным  налогам   и  сборам)  -  на  срок,   не
превышающий  пять  лет.   По  общему  правилу  определения   сроков,
установленных законодательством о  налогах и  сборах, под годом  (за
исключением календарного) признается любой период времени, состоящий
из  12  месяцев,  следующих  подряд.  Однако  в  Бюджетном   кодексе
Российской Федерации не определено, как в бюджетах должны отражаться
суммы  отсрочек,  рассрочек,  инвестиционного  налогового   кредита,
предоставленных на срок, выходящий за пределы финансового года.
     
       Состояние законодательства Московской области в части
                  изменения сроков уплаты налогов
     
     Нормы федерального  налогового  законодательства  предоставляют
субъектам Российской  Федерации  некоторые полномочия  по участию  в
изменении сроков уплаты налогов. В соответствии с пунктом 12  статьи
64  НК  РФ  законами  субъектов  Российской  Федерации  могут   быть
установлены дополнительные основания  и иные условия  предоставления
отсрочки и рассрочки уплаты  региональных налогов. В соответствии  с
пунктом 7 статьи 67 НК РФ законами субъектов Российской Федерации по
региональным  могут  быть  установлены  иные  основания  и   условия
предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его
действия и  ставки процентов  на сумму  кредита. Финансовым  органам
соответствующих   субъектов  РФ   и   финансовым  органам   местного
самоуправления на согласование  направляются принимаемые ФНС  России
решения об изменении  сроков уплаты федеральных налогов,  подлежащих
зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджет субъекта РФ,  местные
бюджеты (п. 2 статьи 63 НК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 63
НК  РФ  если  в   соответствии  с  законодательством  субъектов   РФ
региональные налоги  подлежат зачислению  в бюджеты  субъектов РФ  и
(или)  местные бюджеты,  сроки  уплаты  этих налогов  изменяются  на
основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства)
заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению:
     в бюджеты субъектов  Российской Федерации -  по согласованию  с
финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;
     в местные  бюджеты -  по  согласованию с  финансовыми  органами
соответствующих муниципальных образований.
     В соответствии   с   нормами   федерального    законодательства
инвестиционный  налоговый   кредит   может  предоставляться   только
организациям.
     Федеральным налоговым  законодательством не  определен  порядок
действия  органов  в  случае  получения  положительного   заключения
финансового органа  одного уровня  и отрицательного  - другого.  При
этом практически все налоги  в Российской Федерации (за  исключением
налога   на   прибыль)   подлежат  перечислению   одной   суммой   и
распределению  между   бюджетами  бюджетной   системы  РФ   органами
федерального казначейства.
     Законодательством Московской       области       предоставление
инвестиционного  налогового кредита  как  необходимая или  возможная
форма государственной поддержки  установлено в отношении  нескольких
категорий налогоплательщиков:
     а) индивидуальных   предпринимателей    и   юридических    лиц,
осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами (подп.  "в"
п. 2 статьи 17 Закона Московской области от 08.11.2001 N 171/2001-ОЗ
"Об отходах производства и потребления в Московской области");
     б) управляющих  компаний  в  течение всего  или  части  периода
действия Инвестиционного соглашения (подп.  3 п. 1 статьи 13  Закона
Московской  области  от  23.05.2008  N  71/2008-ОЗ  "О  промышленных
округах в Московской области");
     в) резидентов промышленных округов, производящих на  территории
промышленного округа  не менее  70% от общего  объема работ  (услуг)
резидента (подп.  3  п. 2  статьи 13  Закона  Московской области  от
23.05.2008  N  71/2008-ОЗ  "О  промышленных  округах  в   Московской
области").
     Законом Московской  области   от  31.12.1998   N  65/98-ОЗ   "О
гарантиях  осуществления  инвестиционной деятельности  в  Московской
области" (статья 11) установлены следующие дополнительные  основания
предоставления инвестиционного налогового кредита:
     а) приобретение   технологического   оборудования,   машин    и
механизмов, транспортных  средств  производственного назначения  для
осуществления   реконструкции   или   технического    перевооружения
производства;
     б) приобретение  нематериальных  активов  и  оборудования   для
научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских   работ    при
реконструкции или техническом перевооружении производства;
     в) приобретение  оборудования для  защиты  окружающей среды  от
загрязнения промышленными отходами;
     г) выполнение  государственного  заказа Московской  области  на
закупку и поставку  товаров, производство  работ или оказание  услуг
для обеспечения государственных нужд Московской области;
     д) осуществление инвестиционной  деятельности в соответствии  с
перечнем  приоритетных  направлений  инвестиционной  деятельности  в
Московской области;
     е) содержание объектов инновационной, транспортной и инженерной
инфраструктуры особой экономической зоны Московской области.
     Воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом в  Московской
области  по основаниям,  установленным  законом Московской  области,
могут организации, состоящие на учете в налоговых органах Московской
области,  осуществляющие  предпринимательскую деятельность  в  сфере
материального производства на территории Московской области.
     Дополнительные основания и  условия  предоставления отсрочек  и
рассрочек  по   региональным   налогам  в   Московской  области   не
устанавливались.
     Необходимым условием предоставления налогоплательщику отсрочки,
рассрочки, инвестиционного  налогового  кредита  в  соответствии   с
нормами  федерального  законодательства,  устанавливающими   порядок
изменения   сроков   уплаты   налогов,   подлежащих   зачислению   в
региональный бюджет,  является  согласование решений  уполномоченных
органов с финансовыми органами субъекта РФ. В настоящее время  такой
порядок  в Московской  области  не  принят.  В целях  реализации  на
территории  Московской  области  статьи  11  Закона  и  федерального
законодательства  в   части   предоставления  отсрочек,   рассрочек,
инвестиционного  налогового  кредита  необходимо  ускорить  принятие
порядка  согласования  решений  федерального  органа  исполнительной
власти, уполномоченного по  контролю и надзору  в области налогов  и
сборов  и  налогового   органа  по  месту  нахождения   (жительства)
заинтересованного  лица в  Московской  области финансовыми  органами
Московской области.
     В соответствии  с   действующим  законодательством   Московской
области   инвестиционный  налоговый   кредит   может  быть   получен
юридическим лицом в случае осуществления инвестиционной деятельности
в соответствии  с перечнем  приоритетных направлений  инвестиционной
деятельности в  Московской  области, устанавливаемым  Правительством
Московской области. Такой перечень в настоящее время не принят.
     
      Анализ практики предоставления отсрочек, инвестиционного
     налогового кредита в других субъектах Российской Федерации
     
     В целях    изучения    практики    предоставления     отсрочек,
инвестиционного налогового кредита в субъектах Российской  Федерации
в  соответствии  с  планом  проведения  мониторинга  были  проведены
мероприятия:
     анализ данных статистической  налоговой отчетности  федеральной
налоговой службы России;
     анализ правовой информации о результатах рассмотрения  судебных
дел по вопросам предоставления отсрочки, инвестиционного  налогового
кредита.
     
         Анализ данных статистической налоговой отчетности
                             ФНС России
     
     В соответствии с  данными  статистической налоговой  отчетности
(форма 4-НМ), размещенной на официальном сайте ФНС России, за период
проведения мониторинга рассрочка  и инвестиционный налоговый  кредит
на территории Российской Федерации не предоставлялись. По  состоянию
на 01.02.2010 отсрочка получена менее чем 0,05% от всей возможной  к
взысканию  задолженности.  При  этом  решения  по  60%   отсроченной
задолженности  были  приняты  в соответствии  с  решениями  судебных
органов. По 31% суммы отсроченной задолженности решения  принимались
финансовыми органами субъектов РФ, т.е. в период, когда еще не  были
переданы полномочия  по  изменению сроков  уплаты налогов  налоговым
органам.
     Практика предоставления   налоговыми   органами   отсрочки   по
региональным налогам согласно официальной информации, размещенной на
официальных сайтах управлений ФНС России по состоянию на 01.01.2010,
существует  в  двух  субъектах:  Республика  Татарстан  и  Чувашская
Республика.
     
       Анализ правовой информации о результатах рассмотрения
         судебных дел по вопросам предоставления отсрочки,
                 инвестиционного налогового кредита
     
     Споры с   налоговыми   органами  по   вопросам   предоставления
отсрочки,  инвестиционного   налогового   кредита  носят   единичный
характер. В  то  же время  судебная  практика обращений  организаций
позволяет  сделать вывод,  что  предмет  спора касается  в  основном
подтверждения  оснований   предоставления  отсрочек,  в   частности,
задержки финансирования из бюджета.
     Суды отмечают, что ни НК РФ, ни упомянутым выше приказом ФНС РФ
от 21.11.2006  N   САЭ-3-19/798@   не  установлены   виды  и   формы
документов,  подтверждающих   факт  наступления  событий,   служащих
основаниями изменения сроков уплаты  налогов, а также не  определены
уполномоченные  органы  или  организации,  которые  вправе  выдавать
указанные   документы   (постановление   Тринадцатого   арбитражного
апелляционного  суда  от   19.11.2009  по  делу  N   А56-20309/2009;
постановление ФАС Московского округа от 02.09.2008 N КА-А40/8172-08,
постановление   Девятого   арбитражного   апелляционного   суда   от
21.05.2008 N 09АП-5233/2008-АК; решение Арбитражного суда г.  Москвы
от 15.02.2008 по  делу N А40-62923/07-107-364; решение  Арбитражного
суда г. Москвы от 15.02.2008 по делу N А40-62310/07-20-382).
     Часто предметом спора выступает правомерность начисления  пеней
на  недоимку  в  период  рассмотрения  заявления  о   предоставлении
отсрочки,  рассрочки, а  также  в случае  признания  неправомерности
решения об отказе в ее предоставлении.
     Суды однозначно  приходят к  выводу,  что подача  заявления  об
изменении срока  уплаты налога  не меняет  порядка начисления  пеней
(постановление  ФАС  Поволжского  округа от  15.12.2006  по  делу  N
А55-28570/05-3;  постановление  ФАС  Западно-Сибирского  округа   от
24.12.2008 N  Ф04-7942/2008(18143-А67-15) по  делу N  А67-1359/2008;
постановление  ФАС   Западно-Сибирского  округа   от  19.01.2009   N
Ф04-7704/2008(17423-А67-37) по  делу  N А67-593/2008;  постановление
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по  делу
N А42-7231/2007).
     Одним из  спорных   моментов  при  применении   инвестиционного
налогового  кредита является  возможность  учета процентов  в  целях
определения налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
     Суды приходят к выводу, что налоговый кредит является одной  из
форм заимствования, оформленной  в порядке,  установленном НК РФ,  и
подпадает под понятие  долгового обязательства для целей  исчисления
налогооблагаемой прибыли  (постановление ФАС  Поволжского округа  от
15.12.2006 по делу  N А55-28570/05-3, постановление ФАС  Поволжского
округа от 19.10.2006 по делу N А55-231/06-44).
     
       Методологическая база для оценки эффективности Закона
               и выработки рекомендаций, направленных
               на совершенствование законодательства
     
     Для достижения  целей  мониторинга  в  соответствии  с   планом
мероприятий были проведены:
     сбор и анализ информации  УФНС России  по Московской области  и
Министерства  финансов  Московской  области  о  практике  работы  по
предоставлению  инвестиционного  налогового  кредита  в   Московской
области;
     сбор и  анализ  информации путем  анкетирования  организаций  -
потенциальных инвесторов Московской области;
     изучение опыта  реализации  Закона области  в  ходе  проведения
"круглого стола" на тему "Проблемы и перспективы развития  института
отсрочки,  инвестиционного  налогового кредита  как  формы  адресной
государственной поддержки в Московской области".
     
     Сбор и анализ информации УФНС России по Московской области
    и Министерства финансов Московской области о практике работы
       по предоставлению отсрочки, инвестиционного налогового
                    кредита в Московской области
     
     В соответствии с  налоговой  статистической отчетностью  (форма
4-НМ),  размещенной  на  официальном  сайте  Управления  Федеральной
налоговой службы России по Московской области, в Московской  области
отсрочка,   рассрочка,    инвестиционный    налоговый   кредит    не
предоставлялись.
     В связи  с тем,  что  законодательством Московской  области  не
устанавливались дополнительные  основания  и условия  предоставления
отсрочки  и  рассрочки,  в  УФНС  России  по  Московской  области  и
Министерство финансов  Московской  области в  соответствии с  планом
проведения   мониторинга   были  направлены   запросы   о   практике
предоставления  инвестиционного  налогового  кредита  в   Московской
области  за  период  с  01.01.2005  по  30.09.2009,  в  частности  о
поступлении заявлений  о  предоставлении инвестиционного  налогового
кредита по основаниям, установленным законом Московской области.  По
информации,  полученной из  УФНС  России  по Московской  области  за
указанный  период,   заявления   о  предоставлении   инвестиционного
налогового кредита  по  основаниям, установленным  законодательством
Московской   области,   не   поступали.   Шесть   налогоплательщиков
обращались с заявлениями о предоставлении инвестиционного налогового
кредита  по основаниям,  установленным  в главе  9  НК РФ.  По  всем
обращениям были приняты отрицательные решения. Основанием для отказа
являлся неполный пакет документов, а именно отсутствие основания для
предоставления  инвестиционного   налогового   кредита.  Решения   о
предоставлении инвестиционного  налогового кредита ни  разу не  были
приняты  и,  соответственно,  не  были  направлены  в   Министерство
финансов Московской области  на согласование (по информации  Минфина
Московской  области).  В  соответствии  с  порядком   предоставления
инвестиционного   налогового  кредита,   установленным   федеральным
законодательством,  решения  об  отказе в  изменении  сроков  уплаты
налогов с органами субъекта РФ согласованию не подлежат.
     
            Сбор и анализ информации путем анкетирования
     организаций - потенциальных инвесторов Московской области
     
     В целях определения круга респондентов проводимого мониторинга,
в соответствии с планом  работы Комиссии  были направлены запросы  в
Министерство    экономики    Московской    области,     Министерство
строительного    комплекса    Московской    области,    Министерство
промышленности и  науки Московской  области, Министерство  сельского
хозяйства  и  продовольствия  Московской  области,   Территориальное
управление   федерального    агентства    по   управлению    особыми
экономическими зонами по  Московской области (далее  - ТУ РосОЭЗ  по
Московской области).
     В результате  проделанной работы  был  определен список  из  95
организаций, в который вошли:
     10 инвесторов-застройщиков   -  по   предложению   Министерства
строительного комплекса Московской области;
     6 инвесторов  и  19  управляющих  компаний  -  по   предложению
Министерства экономики Московской области;
     60 резидентов особой экономической зоны Дубна - по  предложению
ТУ РосОЭЗ по Московской области.
     В целях   сбора  информации   по   предмету  мониторинга   была
разработана и  направлена респондентам  анкета мониторинга  практики
применения Закона (приложение).
     Заполненные анкеты получены,  обработаны, подведены  результаты
линейных показателей мониторинга.
     На вопрос "Знаете ли вы о возможности получения инвестиционного
налогового кредита в Московской  области?" дали положительный  ответ
62%  опрашиваемых   лиц,  или   41   респондент,  и   38%  -   ответ
отрицательный.
     Существует проблема слабой информированности предпринимателей о
норме закона  об  урегулировании  общественных  отношений  в   части
предоставления  инвестиционного  налогового  кредита  в   Московской
области.
     Лишь один  респондент  имеет   опыт  обращения  за   получением
инвестиционного  налогового  кредита. Наибольшие  трудности  у  него
вызвали  документальное  подтверждение  права  на  получение  данной
налоговой  льготы,  договоренность  о процентной  ставке  и  порядок
погашения  суммы  кредита  и  начисленных  процентов.  Кроме   того,
респондентом были  высказаны  предложения по  внесению дополнений  в
действующее  законодательство  в части  определения  инвестиционного
налогового  кредита   как   производственной  ипотеки   -  с   целью
использования  денежных  средств  казначейства  для   предоставления
инвестиционных кредитов.
     При ответе  на  вопрос   "Что  вызвало  (вызывает)   наибольшие
трудности при подготовке пакета  документов для подачи заявления  на
получение инвестиционного  налогового кредита?" мнения  респондентов
разделились:
     документальное подтверждение оснований - 9 организаций  (56,25%
из числа опрошенных лиц);
     затруднения, связанные    с   заключением    договора    залога
(поручительства) с  налоговым органом,  - 4  организации (28,57%  из
числа опрошенных лиц);
     наибольшие сложности  в  достижении  соглашения  о   процентной
ставке  за пользование  инвестиционным  налоговым кредитом  видят  4
респондента (28,57%);
     согласовании ответственности  сторон  договора -  1  респондент
(7,14%).
     На вопрос  анкеты  "Что  вызвало  (может  вызвать)   наибольшие
затруднения или  вопросы при заключении  договора об  инвестиционном
налоговом кредите?" около 40% респондентов в равной степени отметили
три причины,  вызывающие  наибольшие затруднения,  - это  достижение
соглашения с  уполномоченным органом  по сумме кредита  и сроку,  на
который  он предоставляется,  а  также согласование  ответственности
сторон договора.
     Около 70% из  числа  ответивших на  вопрос  "В чем  заключаются
уязвимые  места  существующей  процедуры  получения  инвестиционного
налогового кредита?" считают  существенным отсутствие в  действующей
процедуре    применения    инвестиционного    налогового     кредита
законодательного  закрепления  оснований  отказа  в   предоставлении
инвестиционного  налогового  кредита  и  неопределенность  процедуры
согласования  с   уполномоченными   органами  существенных   условий
договора  и  лишь  7,69%  респондентов  -  неопределенность  порядка
подтверждения  оснований  для получения  инвестиционного  налогового
кредита.
     Несмотря на  проблемы  в получении  инвестиционного  налогового
кредита  34, организации  планируют  в  будущем обратиться  за  ним,
однако лишь 15 из опрошенных лиц считают его эффективным  финансовым
инструментом, необходимым в деятельности организации.
     Респондентами были высказаны предложения по внесению  изменений
и  дополнений  в  действующее  законодательство  в  целях  повышения
востребованности инвестиционного налогового кредита:
     1. Издание подзаконных актов, четко регламентирующих  процедуру
предоставления  инвестиционного  налогового кредита  и  порядок  его
заключения.
     2. Внесение изменений  в НК  РФ  и Закон  в части  установления
исчерпывающего  перечня  оснований   для  отказа  в   предоставлении
инвестиционного налогового кредита.
     3. Опубликование разъяснения (или законодательное  закрепление)
нормы,   регулирующей   право  отнесения   на   расходы   процентов,
уплачиваемых  по  инвестиционному  налоговому  кредиту,  которые   в
настоящее  время,  по  официальной позиции  ФНС  РФ,  не  признаются
экономически оправданными.
     4. Внесение    в    перечень    обоснований    для    получения
инвестиционного  налогового   кредита  расширение   производственных
мощностей и создание дополнительных рабочих мест.
     5. Упрощение  процедуры  рассмотрения  заявления  на  получение
инвестиционного налогового кредита: по электронной почте, по факсу и
другим способам электронной связи.
     6. Внесение изменения  в законодательство  в целях  обеспечения
прозрачности  принятия  решения  о  предоставлении   инвестиционного
налогового кредита.
     7. Осуществление    возможности    получения    инвестиционного
налогового кредита организациями, работающими по упрощенной  системе
налогообложения.
     
     Изучение опыта реализации Закона области в ходе проведения
     "круглого стола" на тему "Проблемы и перспективы развития
       института отсрочки, инвестиционного налогового кредита
            как формы адресной государственной поддержки
                       в Московской области"
     
     К участию  в   заседании  "круглого   стола"  были   приглашены
представители   органов   исполнительной   государственной    власти
Московской области и представители бизнеса Московской области.
     Участники "круглого стола", обсудив комплекс проблем, связанных
с предоставлением  отсрочек,  инвестиционного налогового  кредита  в
Московской области, отметили следующее.
     Необходимо дальнейшее  развитие   этих   институтов  как   форм
адресной государственной поддержки бизнеса.
     Опыт применения в Московской  области законодательства в  части
предоставления   отсрочек,   инвестиционного   налогового    кредита
свидетельствует   о  необходимости   дальнейшего   совершенствования
процедуры   предоставления  отсрочки,   инвестиционного   налогового
кредита,  регламентированного  в  настоящее  время  на   федеральном
уровне. В частности, необходимо:
     определить, какой  орган  уполномочен  устанавливать   перечень
документов, представляемых для подтверждения установленных  законами
субъектов  Российской Федерации  оснований  изменения сроков  уплаты
налогов;
     предусмотреть возможность      включения       интеллектуальной
собственности     в    качестве     обеспечения     предоставленного
инвестиционного налогового кредита;
     определить методику,    позволяющую    оценивать    возможность
налогоплательщика в полном объеме погасить инвестиционный  налоговый
кредит;
     разработать методику  экономического   обоснования  срока,   на
который   предоставляются   отсрочка,   рассрочка,    инвестиционный
налоговый кредит, величины очередного платежа в погашение рассрочки,
инвестиционного налогового кредита, величины назначаемых процентов и
т.д.
     Считать целесообразным   поддержать   инициативу   о   передаче
полномочий по предоставлению  инвестиционного налогового кредита  по
федеральным  налогам  в  части,  подлежащей  зачислению  в   бюджеты
субъектов   Российской   Федерации,  и   по   региональным   налогам
государственным органам  исполнительной власти субъектов  Российской
Федерации.
     
                       IV. Итоги мониторинга
     
     В ходе мониторинга были выявлены основные проблемы, которые  не
позволяют на  территории Московской  области эффективно  реализовать
положения  Закона:  несовершенство федерального  законодательства  в
части  установления  порядка  предоставления  отсрочки,   рассрочки,
инвестиционного налогового кредита, в том числе:
     недостаточная информированность      налогоплательщиков       о
возможности   получения   инвестиционного  налогового   кредита   по
дополнительным основаниям, установленным Законом Московской области;
     отсутствие утвержденного   соответствующим   органом    перечня
приоритетных направлений  инвестиционной  деятельности в  Московской
области,  а  также утвержденного  порядка  согласования  финансовыми
органами Московской области решений Управления Федеральной налоговой
службы  России по  Московской  области  об изменении  сроков  уплаты
налогов.
     В ходе мониторинга  была  выявлена неопределенность  бюджетного
законодательства в  части определения порядка  отражения в  бюджетах
сумм  отсрочек,   рассрочек,  инвестиционного  налогового   кредита,
предоставленных на срок, выходящий за пределы финансового года.
     
                           V. Заключение
     
     Отсрочка, инвестиционный   налоговый    кредит   могут    стать
эффективными механизмами  государственной поддержки  бизнеса, в  том
числе адресной поддержки инвесторов. Однако механизм  предоставления
отсрочек,  рассрочек,  инвестиционного  налогового  кредита  требует
значительной доработки прежде всего на федеральном уровне.
     В целях  совершенствования  механизма изменения  сроков  уплаты
налогов считаем необходимым  разработку законодательных инициатив  в
части изменения положений НК РФ:
     о передаче полномочий по изменению сроков уплаты налогов от ФНС
России на уровень управлений УФНС по субъектам РФ;
     об установлении    перечня    документов,    необходимых    для
подтверждения   оснований    изменения   сроков   уплаты    налогов,
установленных федеральным законодательством;
     о передаче права принимать законами субъектов РФ и нормативными
правовыми актами  представительных органов  местного  самоуправления
перечни  документов,   необходимых   для  подтверждения   оснований,
установленных их нормативными правовыми актами;
     о законодательном закреплении исчерпывающего перечня  оснований
для  отказа  в  изменении   сроков  уплаты  налогов,  в  том   числе
финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований;
     о расширении   перечня   налогов,   по   которым   может   быть
предоставлен инвестиционный налоговый кредит.
     
     
     
     Приложение
     к Отчету
     
     
                               АНКЕТА
     МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
        N 65/98-ОЗ ОТ 31.12.1998 "О ГАРАНТИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
         ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
     
     С целью  совершенствования   действующего  законодательства   и
доступности   получения   инвестиционного   налогового   кредита   в
Московской области просим заполнить анкету, отметив кружком варианты
ответов, соответствующие вашему мнению.
     1. Знаете  ли  Вы   о  возможности  получения   инвестиционного
налогового кредита в Московской области:
     - да
     - нет
     2. Обращались   ли   Вы    с   заявлением   о    предоставлении
инвестиционного налогового кредита по основаниям, установленным:
     2.1. Налоговым кодексом Российской Федерации
     - да
     - нет
     2.2. Статьей 11  Закона N 65/98-ОЗ  "О гарантиях  осуществления
инвестиционной деятельности в Московской области"
     - да
     - нет
     3. Что вызвало (вызывает) наибольшие затруднения при подготовке
пакета документов для подачи заявления на получение  инвестиционного
налогового кредита:
     3.1. Документальное  подтверждение   оснований  для   получения
инвестиционного налогового кредита
     - да
     - нет
     3.2. Заключение договора  залога  (поручительства) с  налоговым
органом
     - да
     - нет
     3.3. Достижение соглашения о  процентной ставке за  пользование
инвестиционным налоговым кредитом
     - да
     - нет
     3.4. Согласование порядка погашения суммы кредита и начисленных
процентов
     - да
     - нет
     3.5. Согласование ответственности сторон
     - да
     - нет
    3.6. Иное
_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
     4. Что  вызвало  (может  вызвать)  наибольшие  затруднения  или
вопросы при заключении договора об инвестиционном налоговом кредите:
     4.1. Достижение соглашения  с уполномоченным  органом по  сумме
инвестиционного налогового кредита
     - да
     - нет
     4.2. Достижение соглашения о сроке, на который  предоставляется
инвестиционный налоговый кредит
     - да
     - нет
     4.3. Согласование ответственности сторон договора
     - да
     - нет
    4.4. Иное
_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
     5. В  чем  заключаются уязвимые  места  существующей  процедуры
применения инвестиционного налогового кредита:
     5.1. Неопределенность  в  порядке подтверждения  оснований  для
получения инвестиционного налогового кредита
     - да
     - нет
     5.2. Отсутствие законодательного закрепления оснований отказа в
предоставлении инвестиционного налогового кредита
     - да
     - нет
     5.3. Неопределенность процедуры согласования с  уполномоченными
органами   существенных    условий    договора   о    предоставлении
инвестиционного налогового кредита
     - да
     - нет
    5.4. Иное
_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
     6. Планируете  ли  Вы   в  будущем  обратиться  за   получением
инвестиционного налогового кредита:
     - да
     - нет
     7. Считаете ли Вы  инвестиционный налоговый кредит  эффективным
финансовым инструментом,  необходимым  в хозяйственной  деятельности
Вашей организации:
     - да
     - нет
    8. Какие изменения целесообразно внести в действующее
законодательство
в целях повышения востребованности инвестиционного налогового
кредита
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
    9. К какому виду деятельности согласно Общероссийскому
классификатору
видов экономической деятельности (ОКВЭД) Вы себя относите (напишите
код
раздела и подраздела ОКВЭД с наименованием вида деятельности)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________

Благодарим за сотрудничество
                                         Комиссия по проведению мониторинга

Информация по документу
Читайте также