Расширенный поиск
Закон СССР от 30.11.1979 № 1163-XЗ А К О Н СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О государственном арбитраже в СССР I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Разрешение хозяйственных споров органами государственного арбитража В соответствии с Конституцией СССР разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Органы государственного арбитража разрешают хозяйственные споры в точном соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Статья 2. Задачи органов государственного арбитража Задачами органов государственного арбитража являются: обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров; активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия, учреждения и организации в целях обеспечения соблюдения ими социалистической законности, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, борьба с проявлениями местничества и ведомственности в хозяйственной деятельности; неуклонное применение установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины, допускаемые при выполнении плановых заданий и договорных обязательств; обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров; содействие улучшению договорной и претензионной работы в народном хозяйстве, предупреждение нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; разработка предложений и осуществление мер, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности. Органы государственного арбитража в своей деятельности всемерно используют правовые средства в целях усиления охраны социалистической собственности, укрепления хозяйственного расчета, усиления режима экономии и устранения потерь в народном хозяйстве, повышения роли договора, развития рациональных хозяйственных связей и сотрудничества между предприятиями, учреждениями и организациями, содействуя динамичному, планомерному и пропорциональному развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса, повышению эффективности общественного производства и качества работы, улучшению конечных результатов хозяйственной деятельности. Статья 3. Законодательство Союза ССР и союзных республик о государственном арбитраже в СССР Организация, порядок деятельности и компетенция органов государственного арбитража определяются настоящим Законом, утверждаемыми Советом Министров СССР Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами и Положением о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, иными актами законодательства Союза ССР, а также положениями об органах государственного арбитража в союзных республиках, утверждаемыми Советами Министров союзных республик по согласованию с Государственным арбитражем при Совете Министров СССР. Статья 4. Законодательство, на основании которого рассматриваются хозяйственные споры Органы государственного арбитража разрешают споры на основании законов и других законодательных актов Союза ССР и союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, других нормативных актов и в соответствии с государственными планами экономического и социального развития. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА Статья 5. Система органов государственного арбитража В СССР действуют государственные арбитражи: при Совете Министров СССР - Государственный арбитраж СССР; при Советах Министров союзных республик - государственные арбитражи союзных республик; при Советах Министров автономных республик - государственные арбитражи автономных республик; при исполнительных комитетах краевых, областных Советов народных депутатов - государственные арбитражи краев, областей. Советом Министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могут быть образованы государственные арбитражи города, автономной области, автономного округа, которые действуют соответственно при исполнительном комитете городского Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области или автономного округа. Государственный арбитраж СССР, государственные арбитражи союзных и автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов составляют единую систему органов государственного арбитража в СССР. Статья 6. Руководство органами государственного арбитража Руководство Государственным арбитражем СССР осуществляет Совет Министров СССР. Государственный арбитраж СССР является союзно-республиканским органом СССР. Государственный арбитраж СССР осуществляет руководство всеми органами государственного арбитража, как правило, через государственные арбитражи союзных республик. Государственный арбитраж СССР несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности всех органов государственного арбитража. Руководство государственными арбитражами союзных республик осуществляют как Советы Министров союзных республик, так и Государственный арбитраж СССР. Государственные арбитражи союзных республик являются союзно-республиканскими органами союзных республик и осуществляют руководство нижестоящими органами государственного арбитража. Руководство государственными арбитражами автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов осуществляют как органы, при которых они действуют, так и вышестоящие государственные арбитражи. Статья 7. Главный государственный арбитр Государственный арбитраж возглавляется главным государственным арбитром. Главный государственный арбитр несет ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующий арбитраж. Главный государственный арбитр СССР и главный государственный арбитр союзной республики назначаются на должность и освобождаются от должности соответственно Советом Министров СССР и Советом Министров союзной республики. Главный государственный арбитр автономной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа назначается на должность и освобождается от должности соответственно Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета народных депутатов, исполнительным комитетом Совета народных депутатов автономной области, автономного округа по согласованию с государственным арбитражем союзной республики. Главные государственные арбитры имеют заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности органами, которые назначают главных государственных арбитров. Статья 8. Государственный арбитр Государственный арбитр руководит рассмотрением хозяйственного спора, обеспечивает восстановление нарушенных прав и законных интересов сторон при принятии решения по спору, выявляет в связи с рассмотрением дел нарушения законности, государственной дисциплины и недостатки в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, причины этих нарушений и недостатков, вносит предложения об их устранении и предупреждении, а в необходимых случаях и о привлечении виновных лиц к ответственности, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством. Государственный арбитр несет ответственность за соблюдение требований законодательства при рассмотрении спора, за законность и обоснованность решения государственного арбитража. Требования государственного арбитра, предъявляемые в пределах прав государственного арбитража в связи с рассмотрением спора, обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Государственный арбитр назначается на должность и освобождается от должности органом, при котором действует государственный арбитраж, по представлению главного государственного арбитра этого арбитража. III. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ Статья 9. Хозяйственные споры, подведомственные государственному арбитражу Государственный арбитраж разрешает споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов, межколхозных и государственно-колхозных предприятий, организаций и их объединений) и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров либо по другим основаниям, за исключением случаев, когда разрешение таких споров законодательством Союза ССР отнесено к ведению иных органов. Статья 10. Разграничение подведомственности хозяйственных споров между органами государственного арбитража Государственный арбитраж СССР и государственный арбитраж союзной республики разрешают наиболее важные споры, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР. Государственный арбитраж автономной республики, края, области, города, автономной области и автономного округа разрешает все остальные подведомственные органам государственного арбитража споры между предприятиями, учреждениями и организациями. Государственный арбитраж союзной республики, не имеющий в своем подчинении органов государственного арбитража, разрешает все подведомственные органам государственного арбитража споры между предприятиями, учреждениями и организациями, кроме споров, отнесенных к ведению Государственного арбитража СССР. Государственный арбитраж СССР вправе принять к своему производству и разрешить любой спор, подведомственный органам государственного арбитража. Государственный арбитраж союзной республики вправе принять к своему производству и разрешить любой спор, подведомственный органам государственного арбитража союзной республики. Статья 11. Территориальная подведомственность хозяйственных споров, разрешаемых органами государственного арбитража Споры, подведомственные органам государственного арбитража, возникающие при заключении, изменении и расторжении хозяйственных договоров, рассматриваются государственным арбитражем по месту нахождения предприятия, учреждения, организации - поставщика, подрядчика или оказывающего услуги. Споры, возникающие при исполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям, рассматриваются по месту нахождения ответчика. Законодательством Союза ССР могут быть установлены изъятия из этих правил. IV. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ Статья 12. Обращение в государственный арбитраж с заявлением о разрешении хозяйственного спора Государственный арбитраж рассматривает споры по заявлениям заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также по заявлениям вышестоящих органов, поданным в интересах входящих в их систему предприятий, учреждений и организаций. Спор может быть передан на разрешение государственного арбитража лишь после принятия сторонами мер к непосредственному урегулированию его в установленном порядке. Привлечение к делу истца или ответчика по инициативе государственного арбитража во время рассмотрения спора может производиться независимо от принятия таких мер. Отказ от права на обращение в государственный арбитраж недействителен. Статья 3. Возбуждение дел по инициативе государственного арбитража Государственный арбитраж вправе возбуждать дела по своей инициативе при наличии данных о допущенных предприятиями, учреждениями и организациями нарушениях государственной плановой и договорной дисциплины и других нарушениях законности в хозяйственной деятельности. Возбуждение дел по инициативе государственного арбитража производится независимо от соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка непосредственного урегулирования спора. Статья 14. Рассмотрение хозяйственных споров Рассмотрение споров производится государственным арбитражем в составе председательствующего - государственного арбитра или главного государственного арбитра либо его заместителя - и представителей сторон. Для рассмотрения сложных споров главный государственный арбитр или заместитель главного государственного арбитра может вводить в состав арбитража дополнительно двух государственных арбитров. В случаях и в порядке, установленных Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, спор может быть рассмотрен без участия представителей сторон. Статья 15. Стороны, участвующие в рассмотрении хозяйственных споров Сторонами в спорах, разрешаемых государственным арбитражем, могут быть предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами. Представителями сторон в государственном арбитраже являются руководители или заместители руководителей предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих по отношению к ним органов либо другие, надлежаще уполномоченные лица. Каждая из сторон пользуется при рассмотрении споров в государственном арбитраже равными процессуальными правами. Стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами, взаимно проявляя уважение к правам и законным интересам другой стороны. Статья 16. Участие общественности в рассмотрении хозяйственных споров К участию в рассмотрении споров государственным арбитражем допускаются представители общественных организаций и трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, являющихся стороной по делу, для изложения государственному арбитражу мнения уполномочивших их организаций и коллективов по поводу рассматриваемого спора. Права и обязанности представителей общественных организаций и трудовых коллективов при рассмотрении спора государственным арбитражем определяются Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Статья 17. Права государственного арбитража при рассмотрении хозяйственного спора Государственный арбитраж, рассматривающий спор, вправе: 1) вызывать должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих по отношению к ним органов для дачи объяснений по существу спора; 2) требовать от предприятий, учреждений и организаций, в том числе не являющихся сторонами, представления документов, сведений и заключений, необходимых для разрешения спора, а также знакомиться с такими материалами непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях; 3) назначать экспертизу по делу; 4) совершать другие действия, предусмотренные в Правилах рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения спора. Статья 18. Принятие решения государственным арбитражем Решение по хозяйственному спору принимается государственным арбитром и участвующими в деле представителями сторон по результатам обсуждения всех обстоятельств дела в заседании государственного арбитража. При этом государственный арбитр способствует достижению соглашения между сторонами. В случаях, когда между представителями сторон не достигнуто соглашение, либо соглашение сторон не соответствует требованиям закона или материалам дела, либо спор рассматривается без участия представителей обеих сторон или одной из них, решение принимается государственным арбитром, а при рассмотрении спора тремя государственными арбитрами - большинством голосов арбитров. Статья 19. Права государственного арбитража при принятии решения Государственный арбитраж по результатам рассмотрения хозяйственного спора принимает решение об удовлетворении иска, об отказе в иске полностью или частично либо о прекращении производства по делу. Государственный арбитраж признает недействительным полностью или в определенной части договор, противоречащий законодательству, государственным планам и заданиям, а также отказывает в удовлетворении требований сторон, если эти требования основаны на акте органа государственного управления, не соответствующем законодательству. При принятии решения по хозяйственному спору государственный арбитраж вправе: 1) выходить за пределы исковых требований, если это необходимо для защиты общегосударственных интересов, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций; 2) взыскивать со стороны, грубо нарушившей обязательства, неустойку (штраф, пеню) в повышенном размере в случаях и в пределах, установленных законодательством Союза ССР, с обращением этой части взысканных сумм в доход союзного бюджета; 3) обращать полностью или частично в доход союзного бюджета взыскиваемую неустойку (штраф, пеню), если истец не предъявил требование о санкциях или допустил нарушения законодательства, не уменьшающие ответственности ответчика, а также когда дело возбуждено по инициативе государственного арбитража; 4) уменьшать в исключительных случаях размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию со стороны, нарушившей обязательства; 5) взыскивать в доход союзного бюджета со стороны, допустившей нарушения сроков предъявления и рассмотрения претензий, штраф в размере, установленном законодательством Союза ССР. Законодательством Союза ССР могут быть установлены также другие права государственного арбитража при принятии решения. Статья 20. Вступление в силу и исполнение решения государственного арбитража Решение государственного арбитража вступает в силу немедленно после его принятия и обязательно к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, государственными комитетами, ведомствами. Исполнение решения производится в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик на основании выдаваемого государственным арбитражем приказа, который является исполнительным документом. Приказ на взыскание денежных сумм может быть направлен государственным арбитражем непосредственно в кредитное учреждение. Статья 21. Пересмотр решения государственного арбитража в порядке надзора Решение государственного арбитража может быть пересмотрено в порядке надзора по заявлению стороны или вышестоящего по отношению к ней органа, а также по ходатайству министерства, государственного комитета, ведомства, по протесту прокурора или по инициативе государственного арбитража. Пересмотр решения осуществляется главным государственным арбитром или заместителем главного государственного арбитра арбитража, принявшего решение, а также вышестоящего арбитража. Главный государственный арбитр или заместитель главного государственного арбитра при пересмотре решения государственного арбитража в порядке надзора вправе: оставить решение без изменения; изменить решение; отменить решение и принять новое решение либо передать дело на новое рассмотрение, либо прекратить производство по делу. Порядок подачи соответствующих заявлений и ходатайств, а также порядок пересмотра решения государственного арбитража и случаи, когда пересмотр принятого в порядке надзора решения не допускается, определяются Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Решение государственного арбитража может быть пересмотрено в порядке надзора не позднее года со дня принятия решения. Главный государственный арбитр или заместитель главного государственного арбитра, рассматривающий вопрос о пересмотре решения, вправе приостановить его исполнение до окончания производства в порядке надзора. Статья 22. Пересмотр решения государственного арбитража по вновь открывшимся обстоятельствам Государственный арбитраж может пересмотреть принятое им решение по вновь открывшимся обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, которые не были и не могли быть известны заявителю. Заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано не позднее трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра. V. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЗАКОННОСТИ И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 23. Предупреждение органами государственного арбитража нарушений законности и государственной дисциплины в хозяйственной деятельности Органы государственного арбитража ведут работу по предупреждению нарушений законности, государственной дисциплины и недостатков в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, выявлению и устранению причин этих нарушений и недостатков. В этих целях государственный арбитраж: 1) рассматривает хозяйственные споры, имеющие важное общественное значение, непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях; 2) ведет пропаганду хозяйственного законодательства; 3) знакомится в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с практикой применения законодательства при заключении договоров и исполнении обязательств, а также при доарбитражном урегулировании хозяйственных споров; 4) совместно с министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями рассматривает вопросы, связанные с разработкой мер по предупреждению, а также по устранению выявленных государственным арбитражем нарушений законности и недостатков в хозяйственной деятельности; 5) направляет в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям, вышестоящим по отношению к ним органам и должностным лицам сообщения о выявленных нарушениях законности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной деятельности с предложениями об их устранении, а также о привлечении виновных лиц к ответственности и о возмещении причиненного ими материального ущерба. Руководители предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих по отношению к ним органов, получившие такое сообщение, обязаны ставить государственный арбитраж в известность о принятых мерах в месячный срок со дня получения сообщения. В необходимых случаях сообщения о выявленных нарушениях законности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной деятельности направляются для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в органы прокуратуры, внутренних дел и другие компетентные органы. Органы государственного арбитража координируют свою деятельность по предупреждению нарушений законности с деятельностью других государственных органов. Статья 24. Разработка предложений по совершенствованию законодательства Органы государственного арбитража на основе изучения и обобщения практики применения законодательства при разрешении хозяйственных споров разрабатывают и в установленном порядке вносят предложения по совершенствованию правового регулирования хозяйственной деятельности, а также деятельности государственного арбитража и арбитражей министерств, государственных комитетов и ведомств. Статья 25. Компетенция Государственного арбитража СССР и государственного арбитража союзной республики по утверждению и разъяснению нормативных актов Государственный арбитраж СССР в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, или по поручению Совета Министров СССР, а государственный арбитраж союзной республики в случаях, предусмотренных законодательством союзной республики, или по поручению Совета Министров союзной республики: 1) утверждает нормативные акты, регулирующие хозяйственную деятельность, а также рассматривает проекты таких актов, представляемые на согласование; 2) дает министерствам, государственным комитетам и ведомствам разъяснения по применению соответственно решений Совета Министров СССР и решений Совета Министров союзной республики, регулирующих хозяйственную деятельность. Статья 26. Инструктивные указания Государственного арбитража СССР и государственного арбитража союзной республики Государственный арбитраж СССР и государственный арбитраж союзной республики издают в пределах их компетенции инструктивные указания по вопросам применения соответственно законодательства Союза ССР или союзной республики при разрешении хозяйственных споров и их доарбитражном урегулировании. Инструктивные указания Государственного арбитража СССР и государственного арбитража союзной республики по этим вопросам обязательны для органов арбитража, а также для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций. Статья 27. Инструктирование арбитражей министерств, государственных комитетов и ведомств, а также других органов, разрешающих хозяйственные споры Органы государственного арбитража в порядке, определяемом Государственным арбитражем СССР, инструктируют арбитражи министерств, государственных комитетов и ведомств, а также другие органы, разрешающие хозяйственные споры, по вопросам организации и практики работы по рассмотрению таких споров, изучают опыт этой работы и дают рекомендации по ее совершенствованию. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.БРЕЖНЕВ Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.ГЕОРГАДЗЕ Москва, Кремль 30 ноября 1979 г. N 1163-X Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|