Расширенный поиск

Постановление Главы Ступинского муниципального района от 28.03.2003 № 746-п

ГЛАВА

 

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТУПИНСКИЙ РАЙОН"

 

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 28 марта 2003 г. N 746-п

 

Утратил силу - Постановление Главы

Ступинского муниципального

 района от 17.02.2014 № 17-пгр

 

О дополнительных мерах по социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

 

 

В связи с необходимостью сокращения социального неблагополучия в Ступинском районе, усиления работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, руководствуясь ст. 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст. 5, 6 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",

 

постановляю:

 

1. Утвердить:

1.1. Соглашение о взаимном сотрудничестве в организации работы по социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (приложение N 1).

1.2. Программу работы с неблагополучной семьей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (приложение N 2).

1.3. Программу "ЛОРТ" (личностно-ориентированные развивающие тренажеры) (приложение N 3).

2. Главам сельских и поселковых администраций, МУП "ПТО ЖКХ СР", предприятиям и учреждениям Ступинского района оказывать содействие сторонам, подписавшим данное соглашение.

3. Начальнику отдела образования (Кудрина А.Н.) проинформировать Ступинский городской суд о возможности при назначении мер воспитательного воздействия несовершеннолетним, освобожденным от уголовной ответственности, проведения индивидуальной профилактической работы по социальной реабилитации несовершеннолетних с учетом программы "ЛОРТ", разработанной Центром психолого-медико-социального сопровождения управления образования администрации Ступинского района.

4. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при главе Ступинского района (Рацимор А.Е.) при рассмотрении административных правонарушений в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) определять меры воздействия на основании законодательства РФ, субъектов РФ и программ, разработанных управлением образования администрации Ступинского района.

5. Управлению образования (А.Н. Кудрина) проводить работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, на основании договора о сотрудничестве, заключенного с родителями (законными представителями).

6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации Ступинского района А.Е. Рацимора.

 

 

Глава

Ступинского района П.И. Челпан

 

 

 

Приложение N 1

к постановлению главы

Ступинского района

Московской области

от 28 марта 2003 г. N 746-п

 

 

СОГЛАШЕНИЕ СТОРОН

О ВЗАИМНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

Мы, стороны, заключившие данное соглашение:

1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при главе района (А.Е. Рацимор);

2) комитет социальной защиты населения (Л.И. Сергеева);

3) ОДН ОВД Ступинского района (И.В. Ванюшкина);

4) центр занятости населения (А.В. Сорокин);

5) управление образования администрации Ступинского района (А.Н. Кудрина);

6) управление здравоохранения администрации Ступинского района (Г.А. Лаврищева);

7) отдел культуры администрации Ступинского района (С.В. Мартьянова) и спорткомитет (В.М. Карасев);

8) отдел по делам молодежи администрации Ступинского района (Е.Н. Мечетина);

9) МУП "ПТО ЖКХ СР" (Ю.С. Барашков);

10) руководители образовательных учреждений Ступинского района;

11) центр психолого-медико-социального сопровождения (О.Г. Насурдинова), -

заключили настоящее соглашение руководствуясь Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и берем на себя следующие обязательства:

1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при главе Ступинского района:

- рассматривает работу учреждений и организаций по вопросам профилактики социального семейного неблагополучия;

- разрабатывает и рекомендует программы по совершенствованию профилактики социального неблагополучия и предотвращению правонарушений несовершеннолетних;

- рекомендует несовершеннолетним и их родителям из социально неблагополучных семей принять участие в реабилитационной программе "ЛОРТ", разработанной МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения";

- определяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

2. Комитет социальной защиты населения:

- планирует и осуществляет материальную поддержку членов неблагополучных семей;

- организует оздоровление и санаторное лечение детей из неблагополучных семей и несовершеннолетних "группы риска";

- ведет работу по оказанию помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, на базе кризисного центра "Надежда", детского социального приюта "Солнышко", кризисного центра для несовершеннолетних "Альбатрос", центра медико-социальной реабилитации "Радуга".

3. Отделение по делам несовершеннолетних Ступинского ОВД:

- осуществляет плановый надзор за неблагополучными семьями и несовершеннолетними "группы риска";

- ведет профилактическую работу с данной категорией семей и несовершеннолетних;

- предоставляет необходимую информацию о неблагополучных семьях и несовершеннолетних "группы риска" участникам данного соглашения;

- ведет учет несовершеннолетних и неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- рассматривает заявления и сообщения об административных правонарушениях;

- дает свое согласие об участии несовершеннолетних, состоящих на учете, в реабилитационной программе "ЛОРТ".

4. Центр занятости населения администрации Ступинского района:

- содействует в трудоустройстве членов социально неблагополучных семей;

- информирует стороны, подписавшие данное соглашение, о возможных вакансиях на предприятиях Ступинского района.

5. Управление образования администрации Ступинского района:

- организует учет несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством), других несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организует учет несовершеннолетних "группы риска";

- готовит материалы (заключения, исковые заявления в Ступинский городской суд по защите прав несовершеннолетних, ходатайства);

- передает в случае необходимости и в соответствии с законодательством часть функций органов опеки и попечительства по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения".

6. Управление здравоохранения администрации Ступинского района:

- ежегодно на 1 сентября текущего года выдает в адрес образовательного учреждения, управления образования администрации Ступинского района, центра психолого-медико-социального сопровождения, ОДН ОВД, КДН списки неблагополучных семей;

- по указанным спискам предлагает рекомендации для дальнейшей работы.

7. Отдел культуры администрации Ступинского района и спорткомитет администрации Ступинского района:

- привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, спортивных и других клубах, кружках, секциях.

8. Отдел по делам молодежи администрации Ступинского района:

- оказывает содействие детским и молодежным общественным организациям, фондам, учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений;

- участвует в организации отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних;

- принимает участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними.

9. МУП "ПТО ЖКХ СР":

- ежегодно на 1 сентября передает в комиссию по делам несовершеннолетних и заинтересованным участникам соглашений информацию о неблагополучных семьях;

- организует рабочие места по благоустройству жилищного фонда для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

10. Образовательные учреждения:

- создают банк данных на семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, зафиксированные в социальном паспорте школы;

- осуществляют просветительскую деятельность среди родителей и учащихся по вопросам психологии, педагогики, методики воспитательного процесса;

- ходатайствуют перед участниками данного соглашения о содействии в оказании социальной помощи выявленным семьям и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними "группы риска";

- осуществляют меры по разработке программ и методик, направленных на оказание социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних.

11. МОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения":

- планирует и осуществляет индивидуальную профилактическую работу по профилактике социального неблагополучия и правонарушений несовершеннолетних на основе программы "ЛОРТ" с согласия несовершеннолетних и их законных представителей на основании заключенного договора;

- разрабатывает обоснованные рекомендации по итогам профилактической работы с семьями и несовершеннолетними для всех заинтересованных сторон, подписавших данное соглашение.

12. Стороны, подписавшие данное соглашение, вносят дополнения и изменения в него по согласию всех заинтересованных сторон. Стороны согласны, что к данному соглашению могут присоединиться другие заинтересованные лица.

13. Стороны, подписавшие данное соглашение:

 

 

Заместитель главы администрации

Ступинского района

Л.И. Сергеева

 

Заместитель главы администрации

Ступинского района

А.Е. Рацимор

 

Начальник управления образования

А.Н. Кудрина

 

Начальник жилищного хозяйства

"ПТО ЖКХ СР"

Ю.С. Барашков

 

Начальник ОДН ОВД

И.В. Ванюшкина

 

Начальник

управления здравоохранения

Г.А. Лаврищева

 

Начальник

центра занятости населения

А.В. Сорокин

 

Начальник отдела культуры

С.В. Мартьянова

 

Начальник отдела

по делам молодежи

Е.Н. Мечетина

 

Начальник отдела

по физкультуре и спорту

В.М. Карасев

 

Директор МОУ "Центр

психолого-медико-социального

сопровождения"

О.Г. Насурдинова

 

 

 

Приложение N 2

к постановлению главы

Ступинского района

Московской области

от 28 марта 2003 г. N 746-п

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"

АДМИНИСТРАЦИИ СТУПИНСКОГО РАЙОНА

 

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ)

Г. СТУПИНО, 2002 Г.

 

Пояснительная записка

 

Благополучие семьи связано с ее системой ценностей, с тем, к чему семья стремится и на какой основе складывается ее образ жизни.

При этом благополучие детей и их счастье во многом зависят от педагогической компетенции их родителей, уровень которой во многих семьях оставляет желать лучшего.

Базовая функция семьи - заложить надежный фундамент личности, обеспечить успешную социализацию детям.

Анализ современного общества и современной семьи показывает, что семьи зачастую не способны создать благоприятные условия для социализации ребенка, а эта неспособность приводит к появлению различных социальных проблем в обществе.

Для того, чтобы семья перестала быть источником и поставщиком проблем необходимо:

- создать условия для раскрытия потенциала семьи в воспитательно-образовательном процессе;

- определить и соответствующим образом подготовить ответственных (кураторов) по работе с неблагополучной семьей для каждого субъекта профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;

- ввести систему выявления и устранения проблем, возникающих при взаимодействии семьи и субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- внедрить систему повышения родительской компетентности.

Главная цель сотрудничества - создание единого образовательного пространства, в котором условия воспитания и образования максимально соответствовали бы потребностям и возможностям ребенка, его родителей и общества.

В связи с изменившимися экономическими, политическими, социальными, экологическими и технологическими условиями жизни множество семей, имеющих несовершеннолетних детей, сегодня можно отнести к категории неблагополучных по ряду признаков (дефекты структуры; дефекты воспитательных позиций родителей; дефекты материально-бытового характера; дефекты социально значимых личностных качеств родителей; дефекты социально значимых качеств детей; дефекты супружеских отношений; дефекты стабильности брака).

Остро стоят вопросы разработки оптимальной и психологически обоснованной системы помощи таким семьям и ребенку.

Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определены функции субъектов по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Однако для того, чтобы эти функции осуществить, необходимо разработать содержание и механизмы взаимодействия субъектов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних с учетом местных условий.

В данной программе систематизирован опыт работы с неблагополучными семьями Ступинского района Московской области, которая проводилась под непосредственным руководством заместителя главы администрации Ступинского района А.Е. Рацимора с 1995 по 2002 г.

Цель программы:

Обеспечить продуктивную социализацию неблагополучных семей в процессе взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи программы:

1. Обеспечить защиту интересов и прав детей из неблагополучных семей через своевременное выявление и устранение причин неблагополучия.

2. Разработать и внедрить механизм взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию помощи неблагополучной семье.

3. Изменить отрицательно-безразличное отношение неблагополучной семьи к себе, ребенку, обществу на положительно-активное.

Программа построена на принципах:

- непрерывной защиты интересов и прав детей (с учетом прошлого, настоящего и будущего детей и их семей);

- спиралевидного усложнения степени вмешательства (с учетом степени тяжести неблагополучия);

- быстрого реагирования (в случаях угрозы для жизни и благополучия несовершеннолетних допускается немедленное вмешательство);

- "гибкого изолирования" от внешней среды (предполагающего чрезвычайно деликатный подход к неблагополучной семье, ее проблемам и конфиденциальность при решении проблем);

- синергетических эффектов (неблагополучная семья курируется одновременно 3-5 субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, каждый из которых помогает выполнить основные функции с максимальной эффективностью).

Ожидаемые изменения в неблагополучной семье:

Способность находить силы и ресурсы для разрешения трудных жизненных ситуаций.

Самопринятие, способность отдавать и принимать любовь.

Уверенность в своих силах.

Разумное использование свободы и прав.

Законопослушное поведение.

Признание в обществе.

Взаимопонимание между детьми и родителями.

Ожидаемые результаты деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Система выявления причин и условий неблагополучия в семье на основе психодиагностики, наблюдений и мероприятий по обмену информацией.

Обеспечение условий для воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних из неблагополучных семей через развитие сети услуг или учреждений для данной категории.

Изменение отношения общественности к нарушениям прав и интересов несовершеннолетних от пассивно-безразличного к активно-положительному через межпоколенные мероприятия и воздействие СМИ.

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей через специальные программы обучения и тренинги.

Система альтернативных (учебных и трудовых) наказаний, определяемая комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, с целью профилактики правонарушений.

Процесс сотрудничества с семьей осуществляется поэтапно:

1. Изучение обращений семьи за помощью.

2. Выяснение ожиданий семьи, ее целей.

3. Обследование условий проживания семьи.

4. Изучение особенностей личности членов семьи, ее прошлого.

5. Выяснение общих проблем семьи и ее особенностей.

6. Знакомство с теми, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время.

7. Разработка рекомендаций и программы по оказанию помощи семье.

8. Анализ результатов и оценка качества помощи семье.

Структура программы включает пояснительную записку; описание функций, содержания деятельности и методов работы с неблагополучной семьей субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; список литературы в помощь специалистам, работающим с неблагополучной семьей; приложение, включающее показатели неблагополучия семьи; области консультирования родителей детей 3-17 лет из неблагополучных семей; формы работы с неблагополучной семьей; тематику занятий с молодоженами, родителями и специалистами по работе с семьей; перспективный план традиционных ежегодных мероприятий по взаимодействию субъектов профилактики с неблагополучной семьей.

Содержание деятельности субъектов обозначено исходя из их основных функций. Выделены главные функции работы с неблагополучной семьей и исходя из профиля деятельности субъекта определены основные методы работы. В соответствии с содержанием разработан перспективный план традиционных мероприятий по устранению семейного неблагополучия в процессе взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Функции, содержание и методы взаимодействия

субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних в работе с неблагополучной семьей

 

Содержание деятельности комиссии по делам

несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП)

 

Главная функция: защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних путем организации контроля за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в неблагополучной семье и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из неблагополучных семей.

Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних через сообщения и отчеты специалистов по работе с неблагополучной семьей, организацию обмена информацией.

Определение мер воздействия системы учебных и трудовых наказаний в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подготовка материалов в суд по вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетним и членам их семей.

 

Методы работы КДНиЗП с неблагополучными семьями

 

Заключение соглашения о сотрудничестве по выявлению и устранению семейного неблагополучия между всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период от 2 до 3 лет, предполагающее ежегодную отчетность о результатах работы.

Сбор информации о неблагополучных семьях со всех субъектов профилактики для составления социальных паспортов микрорайонов города и сельских округов 2 раза в год с целью отслеживания динамики неблагополучия.

Учет контингента неучащихся и неработающих несовершеннолетних с целью профилактики правонарушений.

Планирование и координация деятельности всех субъектов профилактики по работе с неблагополучной семьей (разработка ежемесячных календарных планов взаимодействия).

Проектирование системы альтернативных наказаний.

Ежеквартальные отчеты субъектов профилактики о качестве помощи неблагополучной семье по следующим областям: правовой, здоровьесберегающей, социально-бытовой, педагогической, психологической (опубликовываются в СМИ).

Разработка программ целевой занятости несовершеннолетних из неблагополучных семей.

Создание общественных комиссий по работе с "трудными" подростками и их семьями.

Мониторинг и оценка деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по устранению семейного неблагополучия.

 

Содержание работы органов управления социальной защиты

населения с неблагополучной семьей

 

Главная функция: организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних из неблагополучных семей для предупреждения отрицательного влияния и жестокого обращения с ними.

Просветительская адресная работа по информированию неблагополучных семей о социальных услугах.

Пропаганда форм и методов успешной социальной адаптации несовершеннолетних из неблагополучных семей.

Внедрение в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современных методики и технологии социальной реабилитации.

Разрабатывают индивидуальные программы социальной реабилитации для несовершеннолетних из неблагополучных семей, находящихся в социально опасном положении.

Осуществляют меры по развитию сети учреждений для детей из неблагополучных семей.

Контроль деятельности служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям.

 

Методы работы органов социальной защиты населения

с неблагополучными семьями

 

Социальный патронаж.

Социальный надзор.

Социальная опека.

Круглосуточный прием психически здоровых детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Обеспечение временного проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказывающихся в трудной жизненной ситуации. Содействие возвращению в семью.

Разработка программ выхода из кризисной ситуации.

Ежедневный анонимный прием населения специалистами различных подразделений (по графику, опубликованному в СМИ и доведенному до каждой неблагополучной семьи через почтовые отделения связи).

Выездной постоянно действующий консультационный пункт для родителей из неблагополучных семей.

Социальная терапия.

Социально-медицинский уход.

Метод льгот и пособий.

Метод компенсаций.

 

Содержание работы органов образования (образовательных

учреждений разных типов, детских домов и школ-интернатов)

с неблагополучной семьей

 

Главная функция: контроль соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних.

Разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, требующими специального педагогического подхода.

Пропаганда повышения уровня компетентности родителей и правового поведения несовершеннолетних.

Педагогическая и иная помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии и поведении.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Прием для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях отсутствия родительского попечения и/или в случаях, требующих специального педагогического подхода.

Осуществление мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений.

Организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.

Учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.

Организация в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

 

Методы работы органов образования

с неблагополучной семьей

 

Разработка индивидуальных маршрутов по устранению неблагополучия семьи. Заключение договоров о сотрудничестве семьи и учреждения.

Введение системы кураторства (сопровождения) индивидуальных маршрутов.

Организация советов трех поколений в микрорайонах.

Формирование групп поддержки в микрорайонах.

Постоянно действующие группы самоподготовки учащихся (при участии родителей-консультантов) с целью помощи отстающим в учебе.

Трудовые артели (на базе школ и предприятий).

Круглосуточные группы.

Группы краткосрочного пребывания.

Группы по подготовке детей из неблагополучных семей к обучению в школе.

Программы обучения "Родительский минимум" (для разных категорий семей в зависимости от стажа семейной жизни, качества детей и степени неблагополучия) для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Группы по обмену опытом воспитания детей.

Постоянно действующие обеспечивающие 100% охват детей и родителей из неблагополучных семей тренинговые программы:

- ассертивного поведения;

- стрессоустойчивости;

- тренинги принятия решений;

- общения;

- личностного роста;

- развития высших психических функций;

- креативных тренингов.

Психодиагностические методы: тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, проективные тесты.

Ежегодные социологические опросы, фокус-группы.

Ранняя профориентация детей из детских домов (с 7 класса) и специальная подготовка для оказания помощи детям из неблагополучных семей.

Создание команд общественных и команд каникулярных семей. На осенние, зимние, весенние и летние каникулы все дети из приютов и детских домов на основе анкетирования и собеседования распределяются по командам (для каникулярных семей могут быть выделены льготные путевки на отдых с детьми, оплачены экскурсионные программы, выдана компенсация на питание и др.).

 

Содержание работы органов опеки и попечительства

с неблагополучной семьей

 

Главная функция: защита личных и имущественных прав несовершеннолетних.

Пропаганда правовых основ и формирование института приемной семьи.

Участие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или законных представителей.

Распространение юридических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.

Дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Методы работы органов опеки и попечительства

с неблагополучными семьями

 

Консультации.

Анкетирование, выбор приемных родителей.

Социальная опека.

Защита интересов несовершеннолетних в судах.

Сотрудничество с церковью, воинскими частями, предприятиями по созданию института приемной семьи, опекунской семьи, воскресной семьи.

 

Содержание работы органов по делам молодежи

с неблагополучной семьей

 

Главная функция: осуществление информационно-просветительской работы по организации досуга и занятости молодежи.

Участие в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Содействие детским и молодежным общественным объединениям, работающим с неблагополучной семьей.

Организация работы молодежных клубов, центров для подростков и молодежи.

 

Методы работы органов по делам молодежи

с неблагополучной семьей

 

Игры.

Конкурсы.

Соревнования.

Трудотерапия.

 

Содержание работы органов здравоохранения и учреждения

здравоохранения с неблагополучной семьей

 

Главная функция: распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, пропаганда здорового образа жизни.

Организация медицинского обследования и подготовка рекомендаций по устройству детей с учетом состояния их здоровья.

Организация консультаций для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также для родителей из неблагополучных семей.

Оказание медицинской помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении (в т.ч. находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Выявление, учет, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические, психотропные или одурманивающие вещества.

Выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

Организация развития сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.

Организация круглосуточного приема и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до 4 лет.

Подготовка в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние.

 

Методы работы органов здравоохранения

с неблагополучной семьей

 

Медицинский патронаж.

Анонимные консультации (по графику) ежедневно.

Дни здоровья в микрорайонах (по сезонам) - совместно с советом трех поколений.

Выездные консультационные группы.

Публикации по профилактике заболеваний: психиатрических, венерических, наркотических и др., ориентированные на детей разного возраста, взрослых, с доставкой в неблагополучные семьи через почтовые отделения связи, образовательные учреждения.

Психотерапия.

Гипноз.

Нетрадиционные методы лечения.

Народная медицина.

Обучение уходу за телом, зубами.

Гигиена жилища.

 

Содержание работы органов службы занятости

с неблагополучной семьей

 

Главная функция: содействие трудовому устройству несовершеннолетних. Участие в профессиональной ориентации несовершеннолетних.

 

Методы работы органов службы занятости

с неблагополучной семьей

 

Встречи с передовиками и лучшими специалистами различных профессий в микрорайонах.

Рекомендации по изучению литературы соответствующего способностям профиля.

Диагностика способностей (совместно с психологическими службами) детей и родителей из неблагополучных семей.

Разработка целевых программ раскрытия творческих способностей и построения карьеры для несовершеннолетних из неблагополучных семей, детей-сирот.

Разработка и защита бизнес-проектов (семейный бизнес, индивидуальное и групповое проектирование).

 

Содержание работы органов внутренних дел (ОВД)

с неблагополучными семьями

 

Главная функция: предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Информирование заинтересованных органов и учреждений о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.

Осуществление мер, противодействующих участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

 

Методы работы ОВД с неблагополучными семьями

 

Инспектирование.

Консультирование.

Рейды.

 

Содержание работы органов культуры, досуга, спорта

и туризма с неблагополучными семьями

 

Главная функция: приобщение несовершеннолетних и их родителей к ценностям отечественной и мировой культуры.

Привлечение несовершеннолетних из неблагополучных семей к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях.

 

Методы работы органов культуры, досуга, спорта и туризма

с неблагополучными семьями

 

Адресные приглашения (именные пригласительные билеты).

Праздники во дворах (сезонные).

Экскурсии.

Походы.

Обучение народным ремеслам.

 

Список литературы в помощь специалистам, работающим

с неблагополучной семьей

 

1) Александров Ю.К. Несовершеннолетние: преступление и наказание. М., Моск. Школа прав человека, 1996;

2) Антонов А.И., Медков В.Н. Социология семьи: Учебник для студентов вузов. М., Изд-во МГУ, 1996;

3) Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993, с. 198;

4) Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988;

5) Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991, с. 84;

6) Гулина Н.В. Семья и общество: от конфликтов к гармонии. М., Изд-во МГУ, 1994;

7) Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., Наука, 1992;

8) Дементьева И.Ф., Жирицкая И.Г., Зюзина Г.П., Олиференко Л.Я. Организация работы с приемной семьей. Методические рекомендации. Екатеринбург, Соц. ин-т, 1997;

9) Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера детей подростков. Кн. для учителя. 2-е изд. М., Просвещение, 1994, с. 223;

10) Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., Педагогика, 1982, с. 176;

11) Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. Ред.-сост. В.С. Мухина. М., 1991;

12) Мелибруда Е.Я. Я-Ты-Мы: психологические возможности улучшения общения. М., 1986, с. 40-54;

13) Миньковский Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы. // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978;

14) Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Пермь, ПГПИ, 1988, с. 78;

15) Олиференко Л.Я. Социальная и психолого-педагогическая поддержка детства. М., ИПК и ПРНО МО, 1995;

16) Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ. М., Прогресс, 1992;

17) Семейный кодекс РФ. М., Изд-во "Бек", 1996;

18) Социальные проблемы сиротства. Под ред. И.Ф. Дементьевой. М., ИСАН, 1992;

19) Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми "группы риска" в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., УРАО, 1997;

20) Handbook of Marriage and Family. Ed. By Martin B. Sussmen and Suzanne K. Steinmild. N.-Y., 1986.

 

Области и тематика консультирования родителей

детей 3-17 лет из неблагополучных семей

 

1. Правовое (юридическое):

1.1. Поведение ребенка и воспитание гражданского долга. Хочу. Можно. Нельзя. Надо.

1.2. Гражданский долг родителей в воспитании детей.

1.3. Авторитет и пример родителей в усвоении этических норм ребенком.

1.4. Воспитание гражданина. Функции семьи.

1.5. Подготовка к ответственному родительству.

1.6. Почему законом введен 18-летний возраст для вступления в брак.

1.7. Половые преступления и закон.

1.8. Хулиганство.

1.9. Наказание за насилие над детьми.

2. Психологическое:

2.1. Социальные факторы развития человека (общение, воспитание, обучение) - пути становления личности.

2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

2.3. Первые шаги самовоспитания.

2.4. Умение пользоваться родительской властью. Стиль общения и эмоциональная связь в семье между родителями и детьми.

2.5. Как любить ребенка.

2.6. Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.

2.7. Родительская позиция и родительское программирование.

2.8. Подготовка ребенка к обучению в школе.

2.9. Конфликтность подросткового возраста.

2.10. Причины сопротивления влиянию взрослых и родителей.

2.11. Отношения между полами в подростковом возрасте.

2.12. Культура супружеских отношений - основа здоровых отношений в семье.

2.13. Пути оздоровления семейных отношений.

2.14. Навыки активного слушания.

2.15. Подготовка к экзаменам.

3. Педагогическое:

3.1. Важнейшие условия правильного умственного воспитания в школе и семье.

3.2. Экология брака.

3.3. Развитие речи и ее роль в период школьного обучения.

3.4. Режим дня ребенка. Режим труда и учебы в годы ранней юности.

3.5. Педагогический такт.

3.6. Воспитание человечности и гуманизма.

3.7. Воспитание чувства собственного достоинства.

3.8. Самовоспитание в годы ранней юности.

3.9. Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей.

3.10. Дети, кино и телевизор.

3.11. Как прививать девушке чувство собственного достоинства.

3.12. Богословский подход к проблеме семьи. Грех - причина всех бедствий в семье.

4. Здоровьесберегающее:

4.1. Как рассказывать маленьким детям о рождении человека.

4.2. Рациональный режим питания ребенка.

4.3. Единство физической, нравственной, социальной и половой зрелости.

4.4. Семья как источник психической травмы.

4.5. Профилактика заболеваний у детей.

4.6. Антинаркотическое воспитание.

4.7. Гигиена и режим дня младшего школьника.

4.8. Предупреждение переутомления в физическом и умственном труде.

4.9. Методы отвлечения девочек от преждевременных половых переживаний.

4.10. Здоровый образ жизни. Физическое и духовное здоровье в семье.

5. Социально-бытовое:

5.1. Книга в семье. Семейная библиотека.

5.2. Подготовка подростков к выбору профессии.


Информация по документу
Читайте также