Расширенный поиск

Постановление Губернатора Московской области от 17.04.2015 № 139-ПГ

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ГУБЕРНАТОР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 17 апреля 2015 г. N 139-ПГ

 

 

Об утверждении Порядка осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей

 

 

Во исполнение Постановления Правительства Московской области

от 26.02.2013 № 109/8 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и Плана первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2014 годы»

 

постановляю:

 

1. Утвердить Порядок осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей (прилагается).

2. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возлагается на заместителя Председателя Правительства Московской области О.С. Забралову.

4. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

 

 

Губернатор

Московской области А.Ю.Воробьёв

 

 

 


Утвержден

постановлением Губернатора

Московской области

от  17.04.2015    139-ПГ

 

 

Порядок

осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения

прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям

в вопросах защиты прав и законных интересов детей

 

Общие положения

 

1. Настоящий Порядок осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей (далее - Порядок) разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и организаций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - органы и организации), а также иных организаций для создания условий для раннего выявления нарушения прав и законных интересов детей и принятия мер по их защите.

2. Порядок разработан в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999          № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012      № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.

3. Деятельность органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства и жестокого обращения с детьми (далее – система профилактики) осуществляется на основе принципов:

-межведомственного взаимодействия органов и организаций системы профилактики;

-распределения ответственности между органами и организациями системы профилактики;

-раннего выявления случаев нуждаемости детей в государственной защите;

-индивидуального подхода к оказанию помощи ребенку и семье;

-конфиденциальности информации.

4. Для целей настоящего Порядка применяются следующие основные понятия:

1) «случай нарушения прав ребенка» - действия (бездействие) лица (группы лиц), направленных на нарушение прав и законных интересов детей и наличие необходимости оказания помощи семье и ребенку в вопросах защиты прав и законных интересов детей;

2) «раннее выявление случаев нарушения прав ребенка» - получение информации, содержащей сведения о наличии признаков нарушения прав и законных интересов ребенка и необходимости оказания помощи семье и ребенку в вопросах защиты прав и законных интересов ребенка, при этом ситуация систематического неисполнения родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка, отрицательного влияния на его поведение либо жестокого обращения с ним, угроза его жизни и здоровью еще не возникли;

3) «оказание помощи семье и ребенку» - социально-психолого-педагогическая работа с семьей и ребенком (детьми), направленная на восстановление основных функций семьи по воспитанию ребенка (детей) с учетом индивидуальных особенностей семьи;

4) «распределение ответственности между органами и организациями системы профилактики» - назначение ответственных должностных лиц, специалистов, сотрудников органов и организаций системы профилактики, закрепление за ними в рамках ведомственной компетенции определенного круга задач, осуществление которых должно быть реализовано на качественном уровне для достижения поставленных целей;

5) «межведомственное взаимодействие» - совместная деятельность органов и организаций системы профилактики по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка, а также организации оказания помощи семье и ребенку на основе Плана реабилитации семьи и ребенка;

6) «конфиденциальность информации» - неразглашение должностными лицами, сотрудниками и специалистами органов и организаций системы профилактики, а также иных организаций сведений, ставших им известными в ходе осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка и оказанию помощи семье и ребенку, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;

7) «открытие случая нарушения прав ребенка» - принятие решения о начале работы с семьей и ребенком по выявленному случаю нарушения прав ребенка (постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района (городского округа) Московской области);

8) «План реабилитации семьи и ребенка» - документ, определяющий комплекс реабилитационных мероприятий и услуг, оказываемых семье и ребенку, направленных на восстановление условий для соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье;

9) «закрытие случая нарушения прав ребенка» - принятие решения о прекращении работы с семьей и ребенком в связи с выполнением Плана реабилитации семьи и ребенка в полном объеме, либо в связи с принятием решения о дальнейшей работе с семьей по технологии работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, либо по иным обстоятельствам, предусмотренным настоящим Порядком.

 

II. Органы и организации системы профилактики, участвующие в деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка

 

5. В деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка участвуют:

5.1. На областном уровне:

1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области;

2) Министерство социальной защиты населения Московской области;

3) Министерство образования Московской области, территориальные структурные подразделения Министерства образования Московской области по опеке и попечительству;

4) Министерство здравоохранения Московской области;

5) Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области;

6) Министерство культуры Московской области;

7) Министерство физической культуры, спорта и работы с молодежью Московской области;

8) Комитет по труду и занятости населения Московской области.

Координирует и организует взаимодействие органов исполнительной власти Московской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области.

5.2. На уровне муниципального района (городского округа):

1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района (городского округа) Московской области;

2) органы и организации системы образования;

3) учреждения здравоохранения;

4) органы и организации социального обслуживания населения;

5) органы внутренних дел;

6) органы и организации культуры;

7) органы и организации физической культуры, спорта и работы с молодежью;

8) организации службы занятости населения;

9) администрации муниципальных районов (городских округов), сельских и городских поселений, действующих на территории соответствующего муниципального образования Московской области;

10) иные органы, организации, действующие на территории муниципального образования Московской области (по согласованию).

Координирует и организует взаимодействие органов и организаций на уровне муниципального района (городского округа) по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района (городского округа) Московской области (далее – Комиссия).

 

III. Основные этапы деятельности органов и организаций системы профилактики по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка

 

6. Основными этапами деятельности органов и организаций системы профилактики по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка являются:

6.1. Раннее выявление случая нарушения прав ребенка.

6.2. Принятие постановления Комиссии об открытии случая нарушения прав ребенка.

6.3. Диагностика причин случая нарушения прав ребенка, разработка и утверждение Плана реабилитации семьи и ребенка.

6.4. Исполнение Плана реабилитации семьи и ребенка и контроль за его реализацией.

6.5. Принятие постановления Комиссии о закрытии случая нарушения прав ребенка.

 

IV. Механизм межведомственного взаимодействия органов и организаций системы профилактики по раннему выявлению случаев нарушений прав ребенка

 

7. Раннее выявление случая нарушения прав ребенка осуществляют:

1) члены Комиссии, специалисты структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии;

2) специалисты органов и организаций социального обслуживания населения;

3) специалисты органов и организаций системы образования;

4) специалисты территориальных структурных подразделений Министерства образования Московской области по опеке и попечительству;

5) сотрудники учреждений здравоохранения;

6) сотрудники органов внутренних дел;

7) специалисты органов и организаций культуры;

8) специалисты органов и организаций физической культуры, спорта и работы с молодежью;

9) специалисты организаций службы занятости населения;

10) работники иных организаций (по согласованию).

8. Раннее выявление случая нарушения прав ребенка осуществляется должностными лицами, специалистами, сотрудниками органов и организаций, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, по информации, полученной от физических и (или) юридических лиц, из средств массовой информации, в том числе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», из иных общедоступных источников в ходе:

1) исполнения основной деятельности;

2) проведения межведомственных мероприятий (плановых проверок, «рейдов» и других аналогичных мероприятий) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.

9. Информация о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка незамедлительно передается должностными лицами, специалистами, сотрудниками органов и организаций, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, ответственному лицу, назначенному руководителем таких органов, организаций, для регистрации информации о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка (далее - ответственное лицо) в «Журнале регистрации сообщений о раннем выявлении случаев нарушения прав ребенка» (далее - журнал) утвержденной формы (приложение № 1 к настоящему Порядку).

10. После регистрации в журнале ответственное лицо передает информацию о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка в Комиссию по телефону с последующей передачей такой информации в письменном виде по форме, согласно Приложению № 2 к настоящему Порядку, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

11. Специалист структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии (далее – специалист структурного подразделения), регистрирует поступившую от ответственного лица информацию в журнале.

12. Руководитель структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии, создает рабочую группу по раннему выявлению случаев нарушения прав ребенка (далее – рабочая группа), в которую входят специалисты (сотрудники) структурного подразделения и территориального структурного подразделения Министерства социальной защиты населения Московской области либо организации социального обслуживания, при необходимости в нее включаются специалисты учреждений здравоохранения и сотрудники органов внутренних дел, а также специалист территориального структурного подразделения Министерства образования Московской области по опеке и попечительству в случае угрозы жизни и здоровью ребенка и в отношении опекаемых (приемных) детей.

13. Рабочая группа в течение не более чем трех рабочих дней с даты регистрации информации о случае нарушения прав ребенка проводит первичное обследование условий жизни ребенка с целью оценки риска нарушения прав ребенка.

14. В случае выявления в ходе первичного обследования условий жизни ребенка обстановки, которая представляет угрозу жизни и здоровью ребенка, рабочая группа:

1) незамедлительно передает информацию об этом в Комиссию, территориальное структурное подразделение Министерства образования Московской области по опеке и попечительству и отдел внутренних дел по месту нахождения ребенка (по телефону, в письменном виде);

2) принимает экстренные меры по обеспечению безопасности ребенка в соответствии с действующим законодательством (в том числе при необходимости составляет План обеспечения безопасности ребенка по форме, согласно приложению № 4 к настоящему Порядку).

15. По результатам обследования условий жизни ребенка рабочая группа составляет акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживают и воспитываются несовершеннолетние дети (далее – акт обследования), по форме согласно приложению № 9 к настоящему Порядку, заполняет акт оценки безопасности и риска жестокого обращения с ребенком (далее – акт оценки безопасности) по форме, согласно приложению № 3 к настоящему Порядку, и в течение одного рабочего дня с даты проведения обследования направляет их в Комиссию.

 

V. Действия Комиссии при получении комплекта документов

 

16. Комиссия на очередном либо внеочередном заседании на основе представленных документов:

1) устанавливает факт нарушения прав и законных интересов ребенка и степень нуждаемости его в помощи государства;

2) принимает постановление об открытии случая нарушения прав ребенка по форме, согласно приложению № 5 к настоящему Порядку;

3) в течение трех рабочих дней направляет постановление об открытии случая нарушения прав ребенка, акт обследования и акт оценки безопасности (далее - комплект документов) в организацию социальной защиты населения для оказания помощи семье и ребенку.

17. В случае установления при рассмотрении комплекта документов фактов систематического неисполнения родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательного влияния на его поведение, жестокого обращения с ним, постановление об открытии случая нарушения прав ребенка не принимается Комиссией, а работа с семьей строится по технологии работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

 

VI. Диагностика причин возникновения случая нарушения прав ребенка, разработка и утверждение Плана реабилитации семьи и ребенка

 

18. Руководитель организации социальной защиты населения в течение одного рабочего дня с даты получения комплекта документов приказом назначает специалиста, организующего и осуществляющего выполнение Плана реабилитации семьи и ребенка (далее - Куратор случая нарушения прав ребенка).

19. Куратор случая нарушения прав ребенка с участием специалистов органов и организаций системы профилактики:

1) осуществляет сбор информации о семье, проводит диагностику семейной ситуации;

2) проводит анализ возможностей семьи по защите прав и законных интересов ребенка;

3) обеспечивает выполнение Плана обеспечения безопасности ребенка (при его наличии);

4) совместно с семьей разрабатывает межведомственный План реабилитации семьи и ребенка по форме, согласно приложению № 7 к настоящему Порядку, на период до 6 месяцев;

5) согласует План реабилитации семьи и ребенка с социальным медико-психолого-педагогическим консилиумом организации социальной защиты населения;

6) представляет План реабилитации семьи и ребенка для утверждения в Комиссию не позднее тридцати дней со дня получения комплекта документов о назначении Куратором случая нарушения прав ребенка.

Утверждение Плана реабилитации семьи и ребенка осуществляется на очередном заседании Комиссии постановлением по форме, согласно приложению № 6 к настоящему Порядку.

На заседании Комиссии при утверждении Плана реабилитации семьи и ребенка в обязательном порядке присутствует Куратор случая нарушения прав ребенка.

20. План реабилитации семьи и ребенка, утвержденный Комиссией, направляется в организацию социальной защиты населения для исполнения.

 

VII. Исполнение Плана реабилитации семьи и ребенка и контроль за его реализацией

 

21. Руководители органов и организаций системы профилактики организуют исполнение Плана реабилитации семьи и ребенка в соответствии с их полномочиями.

22. Куратор случая нарушения прав ребенка в целях обеспечения координации выполнения мероприятий Плана реабилитации семьи и ребенка:

1) осуществляет сбор и анализ информации от органов и организаций, участвующих в исполнении Плана реабилитации семьи и ребенка, по его реализации;

2) совместно со специалистами и сотрудниками органов и организаций системы профилактики в соответствии с их полномочиями проводит мониторинг динамики изменений условий жизни ребенка;

23. Результаты мониторинга рассматриваются социальным медико-психолого-педагогическим консилиумом организации социальной защиты населения с приглашением специалистов органов и организаций системы профилактики не реже одного раза в три месяца (при необходимости).

24. Контроль за реализацией Плана реабилитации осуществляется Комиссией.

 

VIII. Принятие постановления Комиссии о закрытии случая нарушения прав ребенка

 

25. По результатам мониторинга динамики изменений условий жизни ребенка, эффективности оказания помощи семье и ребенку Комиссия:

1) рассматривает результаты деятельности органов и организаций системы профилактики по оказанию помощи семье и ребенку;

2) принимает одно из решений в форме постановления:

о продолжении осуществления мер по защите прав и законных интересов ребенка по утвержденному Плану реабилитации семьи и ребенка;

о внесении изменения в План реабилитации семьи и ребенка и продолжении работы по нему;

о закрытии случая нарушения прав ребенка.

26. Постановление о закрытии случая нарушения прав ребенка по форме, согласно приложению № 8 к настоящему Порядку, принимается в связи с: 

1) выполнением Плана реабилитации семьи и ребенка в полном объеме;

2) принятием решения о дальнейшей работе с семьей по технологии работы с семьей, находящейся в социально опасном положении;

3) добровольным, самостоятельным восстановлением в семье родителями (законными представителями) нарушенных прав ребенка;

4) изменением жизненных обстоятельств семьи (изменение места жительства и иные).

27. Постановление Комиссии о закрытии случая нарушения прав ребенка в установленном порядке направляется в органы и организации системы профилактики, принимающие участие в выполнении Плана реабилитации семьи и ребенка.


Приложение № 1

к Порядку осуществления деятельности

по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных

интересов детей

 

ФОРМА

 

 

ЖУРНАЛ

РЕГИСТРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О РАННЕМ ВЫЯВЛЕНИИ СЛУЧАЕВ НАРУШЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

 

 

М.П.                  Начат _______________________20__г.

                          Окончен _____________________20__ г.

Регистрационный номер

сообщения

Дата

регистрации сообщения

 

Ф.И.О.

(от кого поступило сообщение),

должность

/статус

Ф.И.О.

ребенка,

число, месяц, год

рождения ребенка

Адрес

места

жительства ребенка

Информация

о выявленных признаках

нарушения прав ребёнка

 

Дата передачи сообщения в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района (городского округа)

Принятие

(непринятие)

решения об

открытии случая

нарушения прав ребенка, дата принятия

решения

Дата

принятия решения о закрытии случая

нарушения прав ребенка

Подпись

специалиста

(сотрудника)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Приложение № 2

к Порядку осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей

 

ФОРМА

 

 

СООБЩЕНИЕ

о раннем выявлении случая нарушения прав ребенка

 

 

Дата, время получения информации _______________________________________

 

Источник информации ____________________________________________________

                                                                                   (Ф.И.О., должность)

_________________________________________________________________________

 

Ф.И.О. ребенка, дата рождения ____________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Адрес места жительства ребенка ___________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Признаки, свидетельствующие о случае нарушения прав ребенка _____________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Информацию получил _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

                                          (Ф.И.О. специалиста, время получения информации, дата получения)

 

Информацию передал _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

                                           (Ф.И.О. специалиста, время передачи информации, дата передачи)

 


         Приложение № 3

к Порядку осуществления деятельности

по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей

 

ФОРМА

 

 

Акт

оценки безопасности и риска жестокого обращения с ребенком

 

Ф.И.О. ребенка, год рождения ____________________________________________

Место жительства ______________________________________________________

Ф.И.О. родителей (законных представителей) _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Факторы

Риск

 

Высокий

Умеренный

Низкий

1.

Возраст

 

 

 

2.

Темперамент

 

 

 

3.

Особенность травм:

а) локализация травмы

 

 

 

б) тип травмы

 

 

 

в) частота нанесения травмы

 

 

 

4.

Особенности поведения родителей, говорящие о возможности жестокого обращения

 

 

 

5.

Роль эмоционального вреда

 

 

 

6.

Индивидуальные особенности родителей:

а) готовность родителей признать случай жестокого обращения с ребенком

 

 

 

б) заболевания, влияющие на поведение родителей

 

 

 

в) родительские навыки воспитания

 

 

 

7.

Свобода доступа виновника насилия к ребёнку

 

 

 

8.

Бытовые условия и окружение

 

 

 

9.

Предыдущие сообщения  или случаи жестокого обращения

 

 

 

10.

Восприимчивость к кризисам

 

 

 

 

Оценка безопасности нахождения ребёнка в данной семье:

во время проведения обследования семьи непосредственные
угрозы для жизни, здоровья, развития ребёнка ______________________________________________________________________

                                                                         (Ф.И.О., год  рождения)

не выявлены/выявлены и составлен План обеспечения безопасности ребенка.
           (не нужное – зачеркнуть)

 

 

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

с  ____________________________________________________________________

                                                                           (Ф.И.О., год рождения ребенка)

         Риск      жестокого      обращения      с      ребенком       установлен       как

 

высокий         /   умеренный          /         низкий  .

                                                                       (не нужное – зачеркнуть)

 

 

 

 

Подпись специалиста (ов)

______________(_____________)

______________(_____________)«___ » _____________20__ г.


          Приложение № 4

к Порядку осуществления деятельности

по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей

 

 

 

 

ПЛАН

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА

(составляется в случае выявления условий, угрожающих

жизни и здоровью ребенка)

 

 

 

Ф.И.О., год  рождения  ребёнка: ___________________________________________

_______________________________________________________________________

Домашний адрес (место проживания): ______________________________________

_______________________________________________________________________

Ф.И.О., год рождения родителей (законных представителей): __________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Краткое описание факта жестокого обращения с ребёнком: ____________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Выявленные непосредственные угрозы для ребёнка: _________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Дополнительные факторы риска (история семьи, детская ранимость): ___________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Факторы, способствующие снижению риска: ________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 


План мероприятий по обеспечению безопасности ребёнка: ____________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

Мероприятия по обеспечению безопасности и контролю выполнения плана

Срок выполнения, ответственный

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписи сторон

_____________________________

_____________________________

_____________________________


                Приложение № 5

к Порядку осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей

 

ФОРМА

 

 


Информация по документу
Читайте также