Расширенный поиск

Постановление Думы Московской области от 23.06.2016 № 44/171-П

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 23 июня 2016 г.  № 44/171-П

 

 

О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

 

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, статьями 103, 104 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». (Прилагается.)

2. Назначить официальным представителем Московской областной Думы при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Лазутину Л.Е. – депутата Московской областной Думы, председателя Комитета по вопросам образования и культуры.

3. Направить настоящее постановление и прилагаемый к нему проект федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением поддержать законодательную инициативу Московской областной Думы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Куликова В.П.

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                        И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Вносится

Московской областной Думой

 

Проект

 

 

Федеральный закон

О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях

 

Внести в абзац первый части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089; 2011, № 19, ст. 2715; 2013, № 30, ст. 4029) изменение, изложив его в следующей редакции:

«1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, обязанностей заботиться о здоровье и развитии несовершеннолетних, в том числе непринятие родителями или иными законными представителями несовершеннолетних установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних и их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и в общественных местах, в которых в ночное время не допускается нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием  несовершеннолетних,  – ».

 

 

Президент

Российской Федерации

 

 

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан в целях усиления ответственности родителей или иных законных представителей за неисполнение обязанностей заботиться о здоровье и развитии несовершеннолетних, в том числе за непринятие мер, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 141 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 141 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия  с участием детей.

В соответствии с пунктом 8 статьи 141 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» субъектам Российской Федерации было предоставлено право своими законами устанавливать административную ответственность родителей (лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.

В связи с реализацией правовых норм Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» во всех субъектах Российской Федерации были приняты новые законы либо были внесены в уже действующие законы изменения, направленные на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и устанавливающие меры по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

В 2009–2011 годах всеми субъектами Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие административную ответственность родителей, должностных лиц, юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.

Однако Верховный Суд Российской Федерации в своих определениях от 2 ноября 2011 г. № 1-Г11-26, от 13 марта 2013 г. № 64-АПГ13-1  и от 20 августа 2014 г. № 74-АПГ14-7 признал недействующими положения законодательства субъектов Российской Федерации об установлении административной ответственности за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им  вреда, указав при этом, что административная ответственность родителей уже предусмотрена статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации в ряде субъектов Российской Федерации были признаны утратившими силу региональные нормативные правовые акты, устанавливающие административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.

На практике при производстве по делам об административных правонарушениях по привлечению к административной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних, допустивших нахождение несовершеннолетних в ночное время в местах, где их нахождение не допускается, по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях территориальные органы внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав испытывают трудности в привлечении родителей или иных законных представителей к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как состав данного административного правонарушения – формальный. Факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) предусмотренных законом обязанностей, вне зависимости от наступления каких-либо вредных последствий, считается правонарушением, которое относится к категории «длящееся». Сам факт нахождения подростка в ночное время вне дома не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимо неоднократно доказывать, что нахождение подростков в ночное время в местах, где их нахождение не допускается, связано с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей по воспитанию. Это ведет к ослаблению родительского контроля за детьми, ставит под угрозу безопасность детей, способствует дальнейшему распространению их безнадзорности, вовлечению в антиобщественные действия и преступления.

С учетом изложенного в целях совершенствования положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящим проектом федерального закона предлагается внести изменение в часть 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей заботиться о здоровье и развитии несовершеннолетних, в том числе за непринятие установленных в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних и их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и в общественных местах, в которых в ночное время не допускается нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних.

 

 

Финансово-экономическое обоснование

проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.

 

 

Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

В случае принятия Федерального закона «О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребуется признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.


Информация по документу
Читайте также