Расширенный поиск
Закон Московской области от 21.09.2006 № 152/2006-ОЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН 21 сентября 2006 года N 152/2006-ОЗ Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Московской области от 04.07.2008 г. N 97/2008-ОЗ ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ" Принят постановлением Московской областной Думы от 13 сентября 2006 г. N 7/189-П Статья 1 Утвердить областную целевую программу "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы". Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. Губернатор Московской области Б.В. Громов Приложение к Закону Московской области от 21 сентября 2006 г. N 152/2006-ОЗ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ" Паспорт областной целевой программы "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы" Наименование Областная целевая программа "Радиационная Программы безопасность Московской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа) Основания для Постановление Правительства Московской разработки области от 17.07.2006 N 680/23 Программы "О разработке проекта областной целевой программы "Радиационная безопасность Московской области на 2006-2010 годы"; решение Московской областной антитеррористической комиссии от 20.02.2006; Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"; Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" Государственный Министерство экологии заказчик и природопользования Московской области Программы Разработчик Министерство экологии Программы и природопользования Московской области Исполнители Организации, отбираемые в порядке, мероприятий установленном Федеральным законом от 21 Программы июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области" Цель и задачи Цель Программы - обеспечение защищенности Программы настоящего и будущего поколений населения Московской области от вредного для их здоровья ионизирующего излучения. Основные задачи Программы: снижение дозовой нагрузки на население, вызванной техногенным, природным радиационным воздействием и медицинским облучением; ликвидация последствий радиационных аварийных ситуаций и реабилитация загрязненных территорий; комплексное решение проблем государственного учета, контроля и обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами на территории Московской области; создание эффективной системы радиационного мониторинга прогнозирования чрезвычайных ситуаций Сроки 2006-2010 годы реализации Программы Объемы Общий объем финансирования настоящей и источники Программы на 2006-2010 годы - 35 млн. финансирования рублей. Программы Источник финансирования: средства бюджета Московской области - 35 млн. рублей, в том числе: 2006 год - 7 млн. рублей; 2007 год - 7 млн. рублей; 2008 год - 7 млн. рублей; 2009 год - 7 млн. рублей; 2010 год - 7 млн. рублей Мероприятия 1. Организация и проведение работ по Программы локализации и ликвидации очагов техногенного радиоактивного загрязнения, реабилитации загрязненных территорий. 2. Выявление техногенного радиоактивного загрязнения на территории области. 3. Организация и функционирование областной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. 4. Снижение уровня облучения населения от природных источников. 5. Содействие организации системы защиты населения при медицинском облучении в профилактических, диагностических и лечебных целях. 6. Участие в организации радиационного контроля продовольствия и сельскохозяйственного сырья. 7. Организация и ведение радиационного мониторинга и прогнозирование радиационных чрезвычайных ситуаций Ожидаемые Снижение дозовой нагрузки на население, социально- вызванной техногенным, природным экономические радиационным воздействием и медицинским результаты от облучением; реализации ликвидация последствий радиационных Программы аварийных ситуаций и реабилитация загрязненных территорий; решение проблем государственного учета, контроля и обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами на территории Московской области; создание эффективной системы радиационного мониторинга прогнозирования чрезвычайных ситуаций; обеспечение информацией о состоянии радиационной безопасности на территории Московской области федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления Контроль за Контроль за реализацией Программы реализацией осуществляется Правительством Московской Программы, области и Московской областной Думой предоставление в соответствии с их полномочиями отчетности и порядком, установленными законодательством Московской области. Ежегодно представляется отчет о реализации Программы одновременно с отчетом об исполнении бюджета Московской области за соответствующий финансовый год в Московскую областную Думу в установленном порядке. Итоговый отчет о реализации Программы в целом представляется Губернатором Московской области в Московскую областную Думу на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом реализации, указанным в Программе I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами За последние годы внесены значительные изменения в федеральную правовую базу по вопросам ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, существенно изменившие систему приоритетов в этой области. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 10.01.2000 N 24, провозглашает важнейшими составляющими национальных интересов России защиту личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. К числу приоритетных направлений деятельности государства относится предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды и минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 4 декабря 2003 года утверждены "Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности России на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Они определяют цель, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, а также направления программно-целевого планирования и управления ею. Целью государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности определено последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения. Основные принципы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности предусматривают возможность передачи в установленном порядке не имеющих военного и двойного назначения радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и собственность юридических лиц, а также разделение функций между органами государственного надзора и контроля за ядерной и радиационной безопасностью, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В задачи государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности входит обеспечение развития государственной системы ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь в части, касающейся совершенствования ее структуры и уточнения задач, обеспечения иерархической подчиненности и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности: разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности; организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий; участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий; участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории; реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования атомной энергии входит: осуществление полномочий собственников на радиационные источники и радиоактивные вещества, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; установление порядка и организация с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан обсуждения вопросов использования атомной энергии; принятие решений о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; принятие участия в обеспечении защиты граждан и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы; осуществление контроля за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на подведомственных им территориях, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии на объекте использования атомной энергии; осуществление учета и контроля радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ; организация обеспечения физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; выполнение иных функций в области использования атомной энергии в пределах имеющихся полномочий. Специфика Московской области как научно-производственного региона с развитой промышленностью, природными особенностями (геолого-геофизическими и гидрогеологическими свойствами местности) и расположением на ее территории столичного мегаполиса обуславливает проблемы обеспечения радиационной безопасности области. Техногенные источники ионизирующего излучения формируют около 20% коллективной дозы облучения населения Московской области, которая занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по количеству радиационно- и ядерно-опасных объектов, радионуклидных и генерирующих источников на единицу площади - на территории области расположено 8 федеральных объектов, внесенных в перечень объектов повышенной опасности, 116 предприятий, использующих в своем производстве радиоактивные источники и вещества, а также наличие в соседних областях - Тверской и Смоленской, атомных электростанций (далее - АЭС). "Моральное" и техническое старение радиационной и защитной техники, отсутствие технической экспертизы надежности, старение и текучесть квалифицированных кадров, отсутствие системы обеспечения сохранности источников ионизирующего излучения при реорганизации и ликвидации предприятий, количество источников ионизирующего излучения, имеющих истекшие сроки годности, в Московской области достигает 91%. Вышеуказанные факторы приводят к необоснованному облучению населения и персонала предприятий и учреждений, работающих с источниками ионизирующего излучения. Облучение населения от техногенных источников ионизирующего излучения происходит также за счет не полностью ликвидированных последствий радиационных аварий на промышленных объектах (ОАО "Подольский завод цветных металлов", ОАО "Мосрентген", полигон твердых бытовых и производственных отходов "Щербинка") и радиационных аномалий (более 200 радиационных аномалий с загрязнением цезием, кобальтом, радием-226, выявленных аэро- и авто- гаммаспектрометрической съемкой на территории области), а также за счет бесхозяйных источников ионизирующего излучения, образующихся из-за отсутствия системы обеспечения сохранности источников ионизирующего излучения при реорганизации, перерегистрации и ликвидации предприятий. Необоснованное увеличение доз облучения населения происходит при медицинском облучении пациентов от устаревшего рентгенодиагностического оборудования, составляющего до 50% от всего рентгенодиагностического оборудования, использующегося в медицинских учреждениях Московской области. Облучение населения от природных источников (формирует до 80% коллективной дозы облучения населения) включает: внутреннее облучение населения, которое происходит за счет следующих факторов: а) радона, содержащегося в воздухе жилых, социально-бытовых, производственных помещений и за счет потребляемой воды, б) потребления продуктов питания с содержанием радионуклидов выше установленных норм; повышенную радиоактивность грунтов в геологических разрезах на границах Мещерской низменности, в том числе в населенных пунктах в долинах рек Ока, Москва, Клязьма и их притоков (города Ногинск, Электросталь, Раменское, Павловский Посад, Егорьевск, Воскресенск и другие); наличие потенциально опасных для здоровья человека естественных радионуклидов в почвах: фосфориты на востоке области (Егорьевский, Раменский, Воскресенский, Ногинский районы), "линзы" верхнеюрских отложений с повышенным содержанием элементов уранового ряда, и приуроченных к ним фосфоритовым конкрециям; наличие депрессионных воронок в подземных горизонтах за счет интенсивного водопотребления, которые обусловливают миграцию радионуклидов с подземными водами от природных урановорудных объектов (аномалий), в том числе из соседних регионов; неполный охват радиационным контролем: землеотводов (около 40%), приемок зданий (более 20%), питьевых вод (около 70% источников централизованного питьевого водоснабжения); отсутствие мониторинговых исследований воды в целях оценки доз облучения населения; радиоактивное загрязнение цезием-137 и стронцием-90 пищевого сырья, продуктов и дикорастущих ягод и грибов, завозимых или провозимых транзитно из загрязненных после аварии на Чернобыльской атомной электростанции регионов (в основном, Белоруссии и Украины). Для комплексного решения проблем обеспечения радиационной безопасности Московской области, в продолжение работ, начатых Программой "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы", разработана Программа, которая призвана способствовать нормализации опасных радиационных ситуаций и стабилизации радиационной обстановки в Московской области и предусматривает продолжение выполнения мероприятий, начатых предыдущей программой. II. Цель и основные задачи Программы Цель Программы - обеспечение защищенности настоящего и будущего поколений населения Московской области от вредного для их здоровья ионизирующего излучения. Основные задачи Программы: снижение дозовой нагрузки на население, вызванной техногенным, природным радиационным воздействием и медицинским облучением; ликвидация последствий радиационных аварийных ситуаций и реабилитация загрязненных территорий; комплексное решение проблем государственного учета, контроля и обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами на территории Московской области; создание эффективной системы радиационного мониторинга прогнозирования чрезвычайных ситуаций. III. Система программных мероприятий и показателей 1. Организация и проведение работ по локализации и ликвидации очагов техногенного радиоактивного загрязнения, реабилитации загрязненных территорий В рамках Программы в продолжение предыдущих работ по данному подпункту необходимо провести следующие мероприятия: Проведение работ по локализации и ликвидации известных очагов радиоактивного загрязнения на селитебных территориях. В районе Раменской аномалии у озера Солнечное будет завершена дезактивация до фоновых значений и проведена рекультивация территории на участке N 4. Будет продолжено удаление радиоактивно загрязненного грунта и его спецзахоронение на полигоне ТБПО "Щербинка". В районе аномалии в п. Жостово Мытищинского района будет продолжено радиоэкологическое обследование и при необходимости дезактивация территории с последующей рекультивацией. На территории ОАО "Мосрентген" в Ленинском районе будет проведено обследование участка захоронения радиоактивных веществ на промплощадке, и определен статус захоронения радиоактивных веществ, а также целесообразность проведения дальнейших ликвидационных работ. Сбор и вывоз на захоронение источников ионизирующих излучений с истекшими сроками эксплуатации, накопившихся на предприятиях области. Будет проведено обследование и дезактивация загрязненных территорий и предприятий в Подольском, Люберецком, Пушкинском, Щелковском, Солнечногорском, Серпуховском районах. На всех перечисленных объектах будут проведены радиоэкологические исследования и контроль радиационной обстановки. 2. Выявление техногенного радиоактивного загрязнения на территории области В рамках новой Программы запланированы следующие мероприятия: Обследование радиационной обстановки методом пешеходной гамма-съемки районов и городов Московской области с населением свыше 50 тыс. человек. По Южному и Юго-Восточному направлению: Подольский район, Серпуховский район; города Подольск, Климовск, Лыткарино, Дзержинский, Видное, Ступино, Чехов. По Восточному направлению: Балашихинский район, Щелковский район, города Павловский Посад, Орехово-Зуево, Электрогорск, Шатура, Монино, Лосино-Петровский, Фрязино, Щелково. По Северному направлению: Пушкинский район, Солнечногорский район, города Королев, Болшево, Долгопрудный, Софрино, Красноармейск, Дмитров, Клин, Сергиев Посад, поселки Первомайский Мытищинского района и Менделеево Солнечногорского района. По западному направлению: города Волоколамск, Можайск, Наро-Фоминск. Автогамма-спектрометрическая съемка основных автомагистралей области и подъездных путей предприятий, работающих с источниками ионизирующих излучений в Подольском, Люберецком, Серпуховском, Балашихинском, Щелковском, Пушкинском, Солнечногорском, Волоколамском, Истринском, Можайском, Наро-Фоминском, Сергиево-Посадском, Ленинском, Талдомском, Одинцовском районах и городах: Железнодорожный, Жуковский, Красногорск, Люберцы, Пущино, Протвино, Подольск, Реутов, Серпухов, Электрогорск. Завершение обследования дошкольных, школьных и других учебных заведений в Балашихинском, Люберецком, Подольском, Наро-Фоминском, Павлово-Посадском, Сергиево-Посадском, Истринском, Талдомском, Солнечногорском, Пушкинском, Воскресенском, Коломенском, Ступинском, Чеховском районах и в городах и поселках: Сергиев Посад, Люберцы, Пущино, Балашиха, Подольск, Климовск, Лыткарино, Дзержинский, Бронницы, Удельная, Быково, Видное, Воскресенск, Коломна, Ступино, Чехов, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Шатура, Королев, Болшево, Первомайский, Софрино, Красноармейск, Лобня, Долгопрудный, Солнечногорск, Дмитров, Клин, Волоколамск, Можайск, Наро-Фоминск, Менделеево. Обследование недообследованных в рамках предыдущей программы территории вблизи потенциально радиационно опасных предприятий и организаций: Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт научно-производственного объединения "Луч" (г. Подольск), Открытого акционерного общества "Опытный завод "Луч" (г. Подольск), Международной Межправительственной организации "Объединенный институт ядерных исследований" (г. Дубна), Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт приборов" (г. Лыткарино), Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научный центр Российской Федерации "Институт физики высоких энергий" (г. Протвино), Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научный центр Российской Федерации "Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований" (г. Троицк), Федерального государственного унитарного предприятия "Опытное конструкторское бюро "Гидропресс" (г. Подольск), Открытого акционерного общества "Машиностроительный завод" (г. Электросталь), Государственного унитарного предприятия г. Москвы "Научно-производственное объединение "Радон", а также, объектов, использующих в своем производстве источники ионизирующего излучения (в соответствии с Областным реестром опасных производственных объектов на территории Московской области). Предусматриваются работы по сбору и вывозу на захоронение источников ионизирующих излучений с истекшими сроками эксплуатации, накопившихся на предприятиях области, а также выявляемых при обследовании школ и других учебных заведений при выполнении мероприятий Программы по выявлению техногенного радиоактивного загрязнения на всей территории Московской области. 3. Организация и функционирование областной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов В рамках Программы предстоит реализация следующих мероприятий: ведение областной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, проведение ежегодной инвентаризации радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Предусматривается формирование ежегодной отчетной документации, относящейся к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, в соответствии с действующими требованиями системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов с последующей передачей их в Центральный информационно-аналитический центр Российской Федерации. Предусматривается возможность получения специализированной информации для совершенствования региональной системы государственного учета и контроля РВ и РАО по Московской области. Разработка программных средств поддержки функционирования областной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. С целью унификации ведения баз данных, аналитической оценки, прогнозов и результатов работы по учету и контролю оборота РВ и РАО в Московской области необходимо применение специализированного пакета прикладных программ, позволяющего решать данные задачи на современном уровне в реальном времени. Программные средства будут представлять собой блоки оперативной отчетности, складывающиеся в единый программный комплекс, из которого формируется ежегодная отчетность. 4. Снижение уровня облучения населения от природных источников В рамках Программы необходимо провести следующие мероприятия: Районирование территории области с целью выявления и оконтуривания потенциально опасных площадей по природной радиоактивности и обследование жилого фонда на аномальных по радиоактивности выявленных территориях. Будет продолжено изучение радиоэкологической обстановки в зданиях социально-бытового назначения в Волоколамском, Дмитровском, Щелковском, Серпуховском, Каширском районах, а также по заявкам глав администраций муниципальных образований Московской области. Организация и проведение контроля за уровнями гамма-излучения и выделения радона из почвы и воды на участках застройки и других землеотводах. Обследование будет проводиться на территориях Серебряно-Прудской, Серпуховской, Каширской, Можайской, Рузской, Волоколамской, Дмитровской и Щелковской аномальных площадей. Обследование детских дошкольных, школьных и других учебных заведений на радоноопасных площадях Московской области будет проведено в Серебряно-Прудском, Серпуховском, Каширском, Дмитровском и Щелковском районах. Обследование водозаборов подземных вод на аномальных по природной радиоактивности площадях в действующих водозаборах Щелковской толщи, Касимовского и Клязьминско-ассельского водоносных горизонтов. 5. Содействие организации системы защиты населения при медицинском облучении в профилактических, диагностических и лечебных целях В задачи Программы входит продолжение данной работы для исключения необоснованно высоких доз облучения пациентов, проводимых при рентгенологических обследованиях. Запланированы следующие мероприятия: Учет и выявление новых медицинских организаций на территории Московской области, использующих источники ионизирующих излучений в медицинских диагностических целях. Снижение дозовой нагрузки на пациентов является актуальной во всем мире, в том числе в России и в Московской области, где в настоящее время устаревшим рентгенологическим оборудованием оснащено около 50% медицинских учреждений, а также для предотвращения ущерба от затрат на лечение патологий, возникающих в результате повышенных дозовых нагрузок при необоснованном облучении. Работа должна носить постоянный характер в силу того, что каждый год увеличивается количество новых медицинских учреждений, в том числе частных, требующих строгого контроля. Ежегодный контроль, учет и сравнительный анализ доз медицинского облучения в медицинских учреждениях различных форм собственности, использующих источники ионизирующих излучений в медицинских диагностических целях на территории Московской области. Необходимо 100% осуществление контроля и учета доз медицинского облучения (на данное время освоено 411 учреждений из 448, что составляет 92% от общего числа). Сравнительный анализ показателей по форме 3-ДОЗ необходим для сравнения работы рентгенологических учреждений различных территориальных образований Московской области и принятия своевременных, эффективных действий для снижения дозовой нагрузки на пациентов при рентгенологических исследованиях, а также для внедрения современной рентген-аппаратуры, работающей на цифровых технологиях и дающей малые дозовые нагрузки. Создание и ведение электронного архива сводных отчетов формы 3-ДОЗ и их анализ по муниципальным образованиям и областным учреждениям. В рамках функционирования "Единой государственной системы контроля индивидуальных доз облучения" (ЕСКИД) предусматривается создание и ведение электронного архива и сводных отчетов, а также создание электронных карт по корреляции данных формы 3-ДОЗ и заболеваниям по муниципальным образованиям Московской области. 6. Участие в организации радиационного контроля продовольствия и сельскохозяйственного сырья В период реализации Программы будет продолжено проведение оперативного радиационного контроля и динамического наблюдения за содержанием радиотоксичных техногенных нуклидов в сырье и продукции животного и растительного происхождения, почвах и питьевой воде, а также ведение мониторинга за содержанием техногенных и естественных радионуклидов в биомиграционной цепочке. Особое внимание будет уделено проведению обследования сельхозугодий на выявление радиотоксичных нуклидов на территории Московской области. Запланированы следующие мероприятия: Радиационный контроль продовольствия и сельскохозяйственного сырья с целью снижения риска воздействия радионуклидов на организм человека и животных. Контроль содержания техногенных радионуклидов ориентирован на выявление загрязнения пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья цезием-137 и стронцием-90, так как они являются наиболее гигиенически значимыми долгоживущими продуктами ядерного деления, загрязнившими окружающую среду в результате испытаний ядерного оружия, Чернобыльской и некоторых других крупномасштабных радиационных аварий. Ежегодное обследование почв сельскохозяйственных угодий территории Московской области на содержание техногенных радионуклидов. Насыщенность Московской области потенциально радиационно опасными и ядерно-опасными объектами, наличие захоронений радиоактивных отходов и материалов, эпизодическое выявление локальных очагов загрязнения территории сельскохозяйственных угодий техногенными радионуклидами, интенсивные хозяйственные связи Московской области с другими регионами России и зарубежья, в том числе с теми, территории которых подверглись загрязнению радионуклидами вследствие Чернобыльской и других крупномасштабных радиационных аварий, требуют продолжения работ по радиационному контролю почв, поддержания системы радиационного контроля на должном уровне и в постоянной готовности. Планируется охватить радиоэкологическими исследованиями в полном объеме все сельскохозяйственные угодья Московской области. 7. Организация и ведение радиационного мониторинга и прогнозирование радиационных чрезвычайных ситуаций В период реализации Программы планируется осуществить следующие мероприятия: Радиационный мониторинг объектов окружающей среды в местах существующих и ликвидированных радиоактивных загрязнений и временного захоронения радиоактивных отходов. Основными решаемыми задачами по теме являются: радиационный мониторинг источников загрязнения: создание базы данных предприятий, являющихся комплексными загрязнителями окружающей среды Московской области (радиационные, химические и другие факторы), создание разрешительной системы оценки допустимых сбросов и выбросов радионуклидов в окружающую среду, выбор контрольных территориальных участков для отработки комплексной оценки влияния загрязняющих факторов на окружающую среду, выбор параметров радиационно-химического наблюдения окружающей среды, обоснование выбора реперных точек наблюдения окружающей среды, обоснование объема и частоты наблюдения параметров окружающей среды, выбор методов оценки степени загрязнения окружающей среды; обоснование критериев оценки комплексного воздействия радиационных и химических факторов на окружающую среду и население: сбор и анализ материалов наблюдения за радиационными параметрами окружающей среды, оценка степени опасности комплексного воздействия различных факторов на окружающую среду и население (с использованием обоснованных методов исследований и критериев оценки). Ведение и развитие системы радиоэкологического мониторинга на территории Московской области. Планируется расширить сеть радиационного мониторинга Московской области, с добавлением к существующим трем стационарным постам радиационного контроля (далее - СПРК) нового количества контрольных точек вблизи расположения особо опасных предприятий в Московской области и сопредельных областях, а также радиационный мониторинг объектов окружающей среды в местах существующих, ликвидированных радиоактивных загрязнений и местах временного хранения радиоактивных отходов. Кроме того, будут проведены дополнительные измерения параметров окружающей среды для получения полной всесторонней информации о радиоэкологической ситуации в Московской области. Создание и ведение информационно-аналитической системы радиационной безопасности Московской области по результатам реализации Программы "Радиационная безопасность Московской области" на основе геоинформационной технологии. Предусматривается создание и ведение - на основе геоинформационной технологии - информационно-аналитической системы радиационной безопасности Московской области, включающей программно-аппаратные комплексы на исследовательских местах с подключением к единой территориальной информационной системе Московской области (далее - ТИСМО). IV. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования настоящей Программы в 2006-2010 годах составляет 35000 тыс. рублей. Источник финансирования настоящей Программы: средства бюджета Московской области в объеме 35000 тыс. рублей, в том числе: 2006 год - 7000 тыс. рублей, 2007 год - 7000 тыс. рублей, 2008 год - 7000 тыс. рублей, 2009 год - 7000 тыс. рублей, 2010 год - 7000 тыс. рублей. Порядок финансирования мероприятий Программы определяется Правительством Московской области. Объем финансирования мероприятий настоящей Программы может ежегодно уточняться в соответствии с законами Московской области о бюджете Московской области на соответствующие финансовые годы. V. Государственный заказчик и исполнители Программы Государственным заказчиком настоящей Программы является Министерство экологии и природопользования Московской области. Мероприятия настоящей Программы будут осуществляться организациями, привлекаемыми на конкурсной основе, в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". VI. Контроль за реализацией Программы Контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется Правительством Московской области и Московской областной Думой в соответствии с их полномочиями и порядком, установленными законодательством Московской области. Ежегодно отчет о реализации Программы предоставляется в Московскую областную Думу одновременно с отчетом об исполнении бюджета Московской области за соответствующий финансовый год. Итоговый отчет о реализации Программы в целом представляется Губернатором Московской области в Московскую областную Думу на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом реализации, указанным в Программе. VII. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы Реализация мероприятий настоящей Программы позволит обеспечить: снижение дозовой нагрузки на население, вызванной техногенным, природным радиационным воздействием и медицинским облучением; ликвидация последствий аварийных ситуаций и реабилитация загрязненных территорий; решение проблем государственного учета, контроля и обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами на территории Московской области; создание эффективной системы радиационного мониторинга прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Московской области; обеспечение информацией о состоянии радиационной безопасности на территории Московской области, органов федеральной власти, государственной власти Московской области и органов местного самоуправления. Приложение к областной целевой программе ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ" |—————|———————————————————————————|————————————|——————————————————————————————————————————| | N | Наименования разделов и | Срок | Объем финансирования по годам (тыс. | | п/п | мероприятий | исполнения | рублей) | | | | (годы) | | | | | |———————|——————|——————|——————|——————|——————| | | | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Всего| |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 1. | Раздел 1. Организация и | 2006-2010 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 7500 | | | проведение работ по | | | | | | | | | | локализации и ликвидации | | | | | | | | | | очагов техногенного | | | | | | | | | | радиоактивного | | | | | | | | | | загрязнения, реабилитации | | | | | | | | | | загрязненных территорий | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 1.1.| Проведение работ по | 2006-2010 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 6000 | | | локализации и ликвидации | | | | | | | | | | известных очагов | | | | | | | | | | радиоактивного загрязнения| | | | | | | | | | на селитебных территориях | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 1.2.| Сбор и вывоз на | 2006-2010 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 1500 | | | захоронение источников | | | | | | | | | | ионизирующих излучений с | | | | | | | | | | истекшими сроками | | | | | | | | | | эксплуатации, накопившихся| | | | | | | | | | на предприятиях области в | | | | | | | | | | Подольском, Люберецком, | | | | | | | | | | Пушкинском, Щелковском, | | | | | | | | | | Солнечногорском, | | | | | | | | | | Серпуховском районах | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 2. | Раздел 2. Выявление | 2006-2010 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | 1440 | 7200 | | | техногенного | | | | | | | | | | радиоактивного загрязнения| | | | | | | | | | на территории области | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 2.1.| Обследование радиационной | 2006-2010 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 1000 | | | обстановки методом | | | | | | | | | | пешеходной гамма-съемки | | | | | | | | | | районов и городов | | | | | | | | | | Московской области с | | | | | | | | | | населением свыше 50 тыс. | | | | | | | | | | человек | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 2.2.| Автогамма- | 2006-2010 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 3000 | | | спектрометрическая съемка | | | | | | | | | | основных автомагистралей | | | | | | | | | | области и подъездных путей| | | | | | | | | | предприятий, работающих с | | | | | | | | | | источниками ионизирующих | | | | | | | | | | излучений | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 2.3.| Завершение обследования | 2006-2010 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 2500 | | | дошкольных, школьных и | | | | | | | | | | других учебных заведений | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 2.4.| Обследование территорий | 2006-2010 | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 700 | | | вблизи потенциально | | | | | | | | | | радиационно опасных | | | | | | | | | | организаций и предприятий | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 3. | Раздел 3. Организация и | 2006-2010 | 731 | 731 | 731 | 731 | 731 | 3655 | | | функционирование областной| | | | | | | | | | системы учета и контроля | | | | | | | | | | радиоактивных веществ и | | | | | | | | | | радиоактивных отходов | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 3.1.| Ведение областной системы | 2006-2010 | 481 | 481 | 481 | 481 | 481 | 2405 | | | учета и контроля | | | | | | | | | | радиоактивных веществ и | | | | | | | | | | радиоактивных отходов, | | | | | | | | | | проведение ежегодной | | | | | | | | | | инвентаризации | | | | | | | | | | радиоактивных веществ и | | | | | | | | | | радиоактивных отходов | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 3.2.| Разработка программных | 2006-2010 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | 1250 | | | средств поддержки | | | | | | | | | | функционирования областной| | | | | | | | | | системы учета и контроля | | | | | | | | | | радиоактивных веществ и | | | | | | | | | | радиоактивных отходов | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 4. | Раздел 4. Снижение уровня | 2006-2010 | 1679 | 1679 | 1679 | 1679 | 1679 | 8395 | | | облучения населения от | | | | | | | | | | природных источников | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 4.1.| Районирование территории | 2006-2010 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 1625 | | | области с целью выявления | | | | | | | | | | и оконтуривания | | | | | | | | | | потенциально опасных | | | | | | | | | | площадей по природной | | | | | | | | | | радиоактивности и | | | | | | | | | | обследование жилого фонда | | | | | | | | | | на аномальных по | | | | | | | | | | радиоактивности выявленных| | | | | | | | | | территориях | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 4.2.| Организация и проведение | 2006-2010 | 325 | 325 | 325 | 325 | 325 | 1625 | | | контроля за уровнями | | | | | | | | | | гамма-излучения и | | | | | | | | | | выделения радона из почвы | | | | | | | | | | и воды на участках | | | | | | | | | | застройки и других | | | | | | | | | | землеотводах | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 4.3.| Обследование детских | 2006-2010 | 325 | 325 | 325 | 325 | 325 | 1625 | | | дошкольных, школьных и | | | | | | | | | | других учебных заведений | | | | | | | | | | на радоноопасных площадях | | | | | | | | | | Московской области | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 4.4.| Обследование водозаборов | 2006-2010 | 679 | 679 | 679 | 679 | 679 | 3395 | | | подземных вод на | | | | | | | | | | аномальных по природной | | | | | | | | | | радиоактивности площадях | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 5. | Раздел 5. Содействие | 2006-2010 | 350 | 350 | 350 | 350 | 350 | 1750 | | | организации системы защиты| | | | | | | | | | населения при медицинском | | | | | | | | | | облучении в | | | | | | | | | | профилактических, | | | | | | | | | | диагностических и лечебных| | | | | | | | | | целях | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 5.1.| Учет и выявление новых | 2006-2010 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 350 | | | медицинских организаций на| | | | | | | | | | территории Московской | | | | | | | | | | области, использующих | | | | | | | | | | источники ионизирующих | | | | | | | | | | излучений в медицинских | | | | | | | | | | диагностических целях | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 5.2.| Ежегодный контроль, учет и| 2006-2010 | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 700 | | | сравнительный анализ доз | | | | | | | | | | медицинского облучения в | | | | | | | | | | медицинских учреждениях | | | | | | | | | | различных форм | | | | | | | | | | собственности, | | | | | | | | | | использующих источники | | | | | | | | | | ионизирующих излучений в | | | | | | | | | | медицинских | | | | | | | | | | диагностических целях на | | | | | | | | | | территории Московской | | | | | | | | | | области | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 5.3.| Создание и ведение | 2006-2010 | 140 | 140 | 140 | 140 | 140 | 700 | | | электронного архива | | | | | | | | | | сводных отчетов формы | | | | | | | | | | 3-ДОЗ и их анализ по | | | | | | | | | | муниципальным образованиям| | | | | | | | | | и областным учреждениям | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 6. | Раздел 6. Участие в | 2006-2010 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 1000 | | | организации радиационного | | | | | | | | | | контроля продовольствия и | | | | | | | | | | сельскохозяйственного | | | | | | | | | | сырья | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 6.1.| Радиационный контроль | 2006-2010 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 500 | | | продовольствия и | | | | | | | | | | сельскохозяйственного | | | | | | | | | | сырья с целью снижения | | | | | | | | | | риска воздействия | | | | | | | | | | радионуклидов на организм | | | | | | | | | | человека и животных | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 6.2.| Ежегодное обследование | 2006-2010 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 500 | | | почв сельхозугодий на | | | | | | | | | | территории Московской | | | | | | | | | | области на содержание | | | | | | | | | | техногенных радионуклидов | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 7. | Раздел 7. Организация и | 2006-2010 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 5500 | | | ведение радиационного | | | | | | | | | | мониторинга, | | | | | | | | | | прогнозирование | | | | | | | | | | радиационных чрезвычайных | | | | | | | | | | ситуаций | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 7.1.| Радиационный мониторинг | 2006-2010 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 2500 | | | объектов окружающей среды | | | | | | | | | | в местах существующих и | | | | | | | | | | ликвидированных | | | | | | | | | | радиоактивных загрязнений | | | | | | | | | | и временного захоронения | | | | | | | | | | радиоактивных отходов | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 7.2.| Ведение и развитие системы| 2006-2010 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 1500 | | | радиоэкологического | | | | | | | | | | мониторинга на территории | | | | | | | | | | Московской области | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | 7.3.| Создание и ведение | 2006-2010 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 1500 | | | информационно- | | | | | | | | | | аналитической системы | | | | | | | | | | радиационной безопасности | | | | | | | | | | Московской области по | | | | | | | | | | результатам реализации | | | | | | | | | | программы "Радиационная | | | | | | | | | | безопасность Московской | | | | | | | | | | области" на основе | | | | | | | | | | геоинформационной | | | | | | | | | | технологии | | | | | | | | |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| | | Итого по годам | | 7000 | 7000 | 7000 | 7000 | 7000 | 35000| |—————|———————————————————————————|————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|