Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Липецкой области от 28.09.1995 № 443П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 28.09.1995г. г.Липецк N 443 О программе развития бытового обслуживания населения в Липецкой области В целях дальнейшего развития бытового обслуживания населения и удовлетворения спроса населения на бытовые услуги постановляю: 1. Утвердить Программу развития бытового обслуживания населения области (приложение). 2. Комитетам, управлениям и отделам администраций области, главам райгорадминистраций обеспечить реализацию соответствующих мероприятий, предусмотренных Программой. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Бородина В.И., заместителя главы администрации области Вострикова И.Ф. Глава администрации Липецкой области М.Т.Наролин РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ВВЕДЕНИЕ "Программа развития бытового обслуживания населения в Липецкой области" (в дальнейшем - Программа) разработана специалистами управления экономики администрации области с учетом предложений АО "Липецкоблбытсервис". В качестве источников информации в Программе использованы данные управления статистики, администраций городов и районов. При недостатке информации применялись методы экспертной оценки. Необходимость разработки Программы связана с тем, что кризисные явления, происходящие в экономике, в наибольшей степени затронули сферу бытового обслуживания населения. Значительно ухудшился уровень обслуживания населения, особенно проживающего в отдаленных от райцентра селах. Раздел I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Бытовое обслуживание населения, как отрасль, в числе первых подверглась реформированию в период перехода к рынку и в настоящее время несет большую социальную нагрузку, а также является сферой приоритетного приложения труда на этапе становления рыночной экономики. Для стабилизации бытового обслуживания необходим длительный период, рассчитанный не на один год. При этом имеется в виду, что успешное развитие бытового обслуживания населения возможно лишь при наличии благоприятных экономических, правовых и других условий. Их отсутствие сделает преобразования в сфере бытового обслуживания неэффективными. Областная программа развития бытового обслуживания населения на 1995-1997 годы определяет основные направления, цели и приоритеты организационно-экономических преобразований с учетом видов услуг и включает в себя комплекс мер, реализация которых будет осуществляться на областном и местном уровнях. Основной целью политики администрации области по развитию бытового обслуживания населения является - насыщение спроса населения на бытовые услуги. Для этого необходимо укрепление материально-технической базы службы быта, повышение эффективности производства, развитие предпринимательства, создание условий для расширения количества рабочих мест и притока кадров, высвобождающихся из отраслей материального производства. Указанные меры могут быть реализованы путем: - развития предпринимательской инициативы на базе новых организационно-правовых форм предприятий бытового обслуживания населения; - совершенствования управления бытовым обслуживанием населения; - создания новых мощностей; - повышение эффективности работы действующих предприятий; - финансово-экономической поддержки предприятий, оказывающих социально-значимые услуги населению. Благоприятные условия должны быть созданы для более полного использования сохранившейся сети, а также развитию предпринимательства и, прежде всего, индивидуальной трудовой деятельности в сфере услуг. Раздел II. СОСТОЯНИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ 2.1. Состояние платежеспособного спроса населения на бытовые услуги и тенденция его развития Основной причиной снижения физических объемов реализации бытовых услуг является снижение платежеспособного спроса населения. В 1991 году цены на бытовые услуги для населения к 1990 году возросли в 2,1 раза. Денежные доходы на душу населения также возросли в 2,1 раза. При равных темпах роста цен на бытовые услуги и денежных доходов на душу населения происходит падение физического объема реализации бытовых услуг к уровню 1990 года на 25 процентов. В 1992 году цены возросли к уровню 1991 года в 16,5 раза, в свою очередь денежные доходы на душу населения увеличилась в 8,1 раза, что в 2 раза ниже роста цен на бытовые услуги. Произошло значительное снижение физического объема реализации бытовых услуг населению. Темп роста реализации услуг в сопоставимых ценах к уровню 1991 года составил уже 63 процента и снижение достигло 37 процентов. В 1993 году тенденция роста цен на бытовые услуги, сложившаяся в 1992 году, полностью сохраняется. Цены за год выросли еще в 14 раз при росте денежных доходов на душу населения в 10,3 раза. Продолжает сокращаться объем реализации бытовых услуг в сопоставимых ценах - на 21,9 процента к уровню 1992 года. В 1994 году наблюдается незначительное превышение роста цен на бытовые услуги в сравнении с ростом денежных доходов на душу населения. Цены на услуги выросли к уровню 1993 года в 3,1 раза, доходы на душу населения - в 3 раза. В этих условиях темп падения физического объема реализации бытовых услуг к предшествующему году замедлился и составил - 16 процентов. В целом физический объем реализации бытовых услуг населению сократился на 69,9 процента в 1994 году к уровню 1990 года (таблица). Таблица ДИНАМИКА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И РОСТА ЦЕН НА БЫТОВЫЕ УСЛУГИ ----T-------------------------------------T-----------------------¬ ¦Год¦ Темп роста (раз) к уровню ¦ Темп снижения в % к ¦ ¦ ¦ предыдущего года ¦уровню предыдущего года¦ ¦ +-----------------T-------------------+-----------------------+ ¦ ¦ Цены на бытовые ¦ Денежные доходы ¦Физич. объем реализации¦ ¦ ¦ услуги ¦ на душу населения ¦ бытовых услуг ¦ L---+-----------------+-------------------+------------------------ 1990 1991 2.1 2.1 74.0 1992 16.5 8.1 42.9 1993 14.0 10.3 34.7 1994 3.1 3.0 30.1 Анализ денежных доходов населения и роста цен на бытовые услуги показывает, что возможно дальнейшее сокращение объема реализации бытовых услуг, и в 1995 году физический объем реализации бытовых услуг в сопоставимых ценах к уровню 1994 года снизится на 20-25 процентов. 2.2. Объемы реализации и структурные изменения бытовых услуг Объемы реализации бытовых услуг из-за роста цен на услуги находится в неустойчивом состоянии, в результате происходит ежегодное снижение физического объема услуг. ------------------T----------------------------------------------¬ ¦ ¦ Реализация бытовых услуг ¦ ¦ +-----------------------T----------------------+ ¦ ¦ В фактических ценах ¦ В сопоставимых ¦ ¦ ¦ (в рублях) ¦ ценах (в процентах)¦ L-----------------+-----------------------+----------------------- 1991 г. к 1990 г. 1.8 75.0 1992 г. к 1991 г. 6.2 63.0 1993 г. к 1992 г. 8.6 78.1 1994 г. к 1993 г. 4.0 84.0 1995 г. к 1994 г. 396.8 30.1 Начиная с 1990 года, объем реализации бытовых услуг (в сопоставимых ценах) за четыре года уменьшился в 3,2 раза. Переход к рыночным отношениям, процессы приватизации, рост цен на услуги повлекли за собой изменения в структуре оказываемых видов бытовых услуг. Структура услуг за ряд лет, начиная с 1985 года, приведена в таблице N 1. В структуре оказываемых населению бытовых услуг основными были услуги по пошиву одежды, ремонту сложной бытовой техники и транспортных средств. На их долю в 1991 году приходилось более чем 40 процентов общего объема реализации бытовых услуг. В 1994 году - 19 процентов. При этом в 1994 году произошел значительный спад удельного веса услуг, как: ремонт швейных, трикотажных, меховых и кожаных изделий (с 2,6 процента в 1991 г. до 0,5 процента в 1994 г.); ремонт мебели (с 0,4 процента в 1991 г. до 0,03 процента в 1994 г.); химическая чистка и крашение одежды (с 1 процента в 1991 г. до 0,7 процента в 1994 г.); индивидуальный пошив обуви (с 6,6 процента в 1991 г. до 2,9 процента в 1994 г.). Таблица N 1 РЕАЛИЗАЦИЯ БЫТОВЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РАЗРЕЗЕ ВИДОВ ----T------------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------¬ ¦ N ¦Наименование¦ 1985 г. ¦ 1990 г. ¦ 1991 г. ¦ 1992 г. ¦ 1993 г. ¦ 1994 г. ¦ ¦ ¦ услуг: +-----T-----+-----T-----+-----T-----+-----T-----+-----T-----+-----T-----+ ¦ ¦ ¦ млн.¦ уд. ¦ млн.¦ уд. ¦ млн.¦ уд. ¦ млн.¦ уд. ¦ млн.¦ уд. ¦ млн.¦ уд. ¦ ¦ ¦ ¦ руб.¦ вес ¦ руб.¦ вес ¦ руб.¦ вес ¦ руб.¦ вес ¦ руб.¦ вес ¦ руб.¦ вес ¦ +---+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ ¦ ¦Всего ¦ 40.3¦ 100 ¦ 62.4¦ 100 ¦114.7¦ 100 ¦710.0¦ 100 ¦ 6189¦ 100 ¦24763¦ 100 ¦ ¦ ¦в том числе:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.¦Ремонт обуви¦ 1.3 ¦ 3.2 ¦ 1.5 ¦ 1.6 ¦ 2.2 ¦ 1.9 ¦ 14.2¦ 2.0 ¦146.8¦ 2.4 ¦ 728 ¦ 2.9 ¦ ¦ 2.¦Индивид. по-¦ 2.1 ¦ 5.2 ¦ 2.7 ¦ 4.3 ¦ 3.8 ¦ 6.6 ¦ 44.8¦ 6.3 ¦235.6¦ 3.8 ¦ 708 ¦ 2.9 ¦ ¦ ¦шив обуви ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.¦Рем. швейных¦ 1.1 ¦ 2.7 ¦ 1.3 ¦ 1.6 ¦ 3.0 ¦ 2.6 ¦ 26.6¦ 3.7 ¦ 24.4¦ 3.4 ¦ 136 ¦ 0.5 ¦ ¦ ¦и других из-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦делий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.¦Инд. пошив ¦ 7.0 ¦ 17.3¦ 8.2 ¦ 13.1¦ 17.8¦ 15.5¦ 87.3¦ 12.3¦795.0¦ 12.9¦2607 ¦ 10.5¦ ¦ ¦одежды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5.¦Инд вязка ¦ 2.1 ¦ 5.2 ¦ 2.7 ¦ 4.3 ¦ 6.8 ¦ 5.9 ¦ 40.8¦ 5.7 ¦481.0¦ 7.8 ¦1031 ¦ 4.2 ¦ ¦ ¦трикотажных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6.¦Ремонт СБТ ¦ 4.7 ¦ 11.7¦ 6.8 ¦ 10.9¦ 14.4¦ 12.5¦ 66.1¦ 9.3 ¦550.0¦ 7.7 ¦2199 ¦ 8.8 ¦ ¦ 7.¦Рем.трансп. ¦ 0.7 ¦ 1.7 ¦ 2.6 ¦ 4.2 ¦ 16.4¦ 14.3¦ 96.0¦ 13.6¦723.0¦ 11.7¦2501 ¦ 10.1¦ ¦ ¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8.¦Рем. мебели ¦ 0.6 ¦ 1.5 ¦ 0.4 ¦ 0.6 ¦ 0.5 ¦ 0.4 ¦ 1.6 ¦ 0.2 ¦ 2.8 ¦ 0.02¦ 9.7 ¦ 0.03¦ ¦ 9.¦Изготовление¦ 1.4 ¦ 6.9 ¦ 4.4 ¦ 7.0 ¦ 4.2 ¦ 3.7 ¦ 43.8¦ 6.2 ¦349.0¦ 5.6 ¦ 980 ¦ 3.9 ¦ ¦ ¦мебели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10.¦Химчистка и ¦ 0.6 ¦ 1.5 ¦ 0.9 ¦ 1.4 ¦ 1.2 ¦ 1.0 ¦ 6.9 ¦ 0.9 ¦ 42.4¦ 0.7 ¦ 175 ¦ 0.7 ¦ ¦ ¦крашение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11.¦Услуги пра- ¦ 1.0 ¦ 9.5 ¦ 1.1 ¦ 1.7 ¦ 1.8 ¦ 1.6 ¦ 22.0¦ 3.1 ¦212.0¦ 3.4 ¦ 869 ¦ 3.5 ¦ ¦ ¦чечных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12.¦Ремонт жилья¦ 1.6 ¦ 3.9 ¦ 5.5 ¦ 8.80¦ 3.9 ¦ 3.4 ¦ 24.1¦ 3.3 ¦294.0¦ 4.7 ¦1481 ¦ 5.9 ¦ ¦13.¦Услуги фото ¦ 1.9 ¦ 4.7 ¦ 22.1¦ 1.6 ¦ 1.6 ¦ 1.4 ¦ 9.1 ¦ 1.3 ¦103.0¦ 1.7 ¦ 523 ¦ 2.1 ¦ ¦14.¦Услуги бань ¦ 0.6 ¦ 1.5 ¦ 0.8 ¦ 1.3 ¦ 1.1 ¦ 0.9 ¦ 5.7 ¦ 0.8 ¦ 46.5¦ 0.8 ¦ 256 ¦ 1.0 ¦ ¦15.¦Усл. парик- ¦ 4.0 ¦ 9.9 ¦ 5.3 ¦ 8.5 ¦ 6.0 ¦ 38.2¦ 5.4 ¦413.0¦ 6.6 ¦2345 ¦ 9.5 ¦ ¦ ¦ ¦махерских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦16.¦Усл. проката¦ 0.9 ¦ 2.2 ¦ 1.3 ¦ 2.1 ¦ 1.6 ¦ 1.4 ¦ 10.9¦ 0.3 ¦ 80.6¦ 1.3 ¦ 348 ¦ 1.4 ¦ ¦17.¦Транспортные¦ 2.7 ¦ 7.9 ¦ 4.7 ¦ 7.5 ¦ 7.5 ¦ 6.7 ¦ 58.1¦ 8.1 ¦771.0¦ 12.5¦2533 ¦ 10.3¦ ¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18.¦Ритуальные ¦ 2.3 ¦ 5.7 ¦ 2.8 ¦ 4.4 ¦ 3.9 ¦ 3.4 ¦ 29.0¦ 4.0 ¦245.0¦ 4.0 ¦1353 ¦ 5.5 ¦ ¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦19.¦Прочие ¦ 3.7 ¦ 9.2 ¦ 7.3 ¦ 11.7¦ 17.0¦ 14.8¦ 84.2¦ 11.9¦674.0¦ 10.9¦3979 ¦ 16.1¦ L---+------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------ Снизился спрос населения на услуги: - индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий; - индивидуальный пошив меховых и кожаных изделий; - ремонт сложно-бытовой техники и изготовление металлоизделий; - изготовление мебели; - ремонт и строительство жилья. Невелика доля услуг бань и душей (1%), услуг прокатных пунктов (1,4%). На этом фоне весьма заметны темпы роста удельного веса таких услуг как: транспортных (с 8% в 1991 г. до 10,5% в 1994 г.) ритуальных (с 3,4% в 1991 г. до 5,5% в 1994 г.) В то же время следует отметить, что в настоящее время спрос населения на отдельные виды услуг не удовлетворен. Так, у сельского населения остаются проблемы с получением чисто сельских услуг: вспашка земли, помол зерна, распиловка дров, изготовление комбикормов, кладка печей. Не во всех районах предоставляются такие услуги, как выделка овчины и валка валенок. 2.3. Цены на бытовые услуги Цены на бытовые услуги с 1990 года по 1994 год увеличились в среднем в 1504 раза, по видам услуг рост цен имел различные значения. (Свободный индекс цен на социально значимые виды услуг приведен в таблице 2). За указанный период существенно повысились цены по таким видам услуг, как на ремонт сложно-бытовой техники, транспортных средств, обуви и услуг проката, фотоуслуг и парикмахерских. Высокие цены на бытовые услуги складываются под влиянием следующих факторов: снижение объемов услуг происходит из-за падения спроса населения на бытовые услуги, при одновременном сохранении издержек на производстве; значительный рост амортизационных отчислений; высокие цены на тепло и электроэнергию, сырье и материалы. Таблица N 2 СРЕДНИЙ ИНДЕКС ЦЕН НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ВИДЫ УСЛУГ ---T-----------------------T-----------------------------T-----------¬ ¦N ¦ Виды услуг ¦ Рост цен (в %) ¦Рост цен за¦ ¦ ¦ +---------T---------T---------+три года к ¦ ¦ ¦ ¦ 1992 г. ¦ 1993 г.¦ 1994 г.¦ уровню ¦ ¦ ¦ ¦к 1991 г.¦к 1992 г.¦к 1995 г.¦ 1991 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (раз) ¦ L--+-----------------------+---------+---------+---------+------------ 1 Ремонт обуви 655.1 1312.1 1565.9 1344 2 Ремонт швейных изделий 1058.0 864.5 1107.1 1012 3 Индивидуальный пошив 1221.7 1290.8 1128.3 1779.3 одежды 4 Ремонт сложно-бытовой 904.7 2944.4 2452.4 6532.6 техники 5 Ремонт транспортных 1013.5 2270.5 1364.1 3139.0 средств 6 Ремонт мебели 542.4 1506.7 1331.2 1087.9 7 Химчистка и крашение 755.9 934.4 1478.1 1044.0 8 Услуги прачечных 2286.0 364.3 1452.6 1209.7 9 Услуги фотографов 6399.0 2362.4 2566.1 38972 10 Услуги бань 1905.1 435.2 603.0 499.9 11 Услуги парикмахерских 1609.8 2022.1 2600.5 8465.1 12 Услуги проката 704.8 1516.7 1580.1 1681.9 13 Ритуальные услуги 352.6 910.1 879.2 282.1 Цены на предприятиях негосударственных структур по отдельным видам бытовых услуг растут быстрее, чем цены на государственных предприятиях. В разрезе форм собственности в целом по бытовым услугам цены менялись следующим образом: -------------------T-------------------------------------------------¬ ¦ Предприятия ¦ 1993 год в % к предыдущему месяцу ¦ ¦ +--------T----------T--------T--------T-----------+ ¦ ¦ январь ¦ февраль ¦ март ¦ апрель ¦ май и т.д.¦ L------------------+--------+----------+--------+--------+------------ Государственные 112.5 132.8 114.5 113.4 109.6 Негосударственные 100.8 148.4 116.7 121.7 118.4 Ценовой фактор привел к резкому сокращению потребления отдельных видов услуг, что ухудшило социальное положение населения. Тревожная ситуация складывается с обеспеченностью населения услугами химчистки и крашения одежды, услугами бань и прачечных, ритуальных. 2.4. Предприятия и предприниматели области, оказывающие бытовые услуги населению По состоянию на 01.01.94 г. в области было зарегистрировано 919 предприятий, занимающихся оказанием бытовых услуг населению, в том числе в сельской местности - 529. (Распределение предприятий по видам деятельности приведено в таблице N 3). Кроме того, оказывают бытовые услуги населению предприниматели, их зарегистрировано в области около 500 человек. Ими оказываются населению следующие виды бытовых услуг: пошив головных уборов; вязка трикотажных изделий; вышивка; ремонт сложно-бытовой техники; парикмахерские услуги; фотоуслуги; Таблица N 3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) ПО ВИДАМ БЫТОВЫХ УСЛУГ ----T------------T---------------------------T---------------------------¬ ¦ N ¦Наименование¦ Количество предприятий ¦ В том числе в сельской ¦ ¦ ¦ бытовых ¦ организаций (всего) ¦ местности ¦ ¦ ¦ услуг +------T------T------T------+------T------T------T------+ ¦ ¦ ¦1992 ¦1993 ¦1994 ¦1994 к¦1992 ¦1993 ¦1994 ¦1994 к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1992 ¦ ¦ ¦ ¦1992 ¦ +---+------------+------+------+------+------+------+------+------+------+ ¦ ¦Всего ¦ 1123 ¦ 907 ¦ 919 ¦ -204 ¦ 607 ¦ 516 ¦ 529 ¦ -78 ¦ ¦ ¦в том числе:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 ¦Ремонт обуви¦ 486 ¦ 25 ¦ 34 ¦ -14 ¦ 13 ¦ 5 ¦ 10 ¦ -3 ¦ ¦2 ¦Индивид. по-¦ 18 ¦ 12 ¦ 11 ¦ -7 ¦ 4 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦ ¦ ¦шив обуви ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 ¦Рем. швейных¦ 4 ¦ 7 ¦ 17 ¦ +13 ¦ 1 ¦ 6 ¦ 14 ¦ +13 ¦ ¦ ¦и других из-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦делий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4 ¦Инд. пошив ¦ 156 ¦ 93 ¦ 81 ¦ -75 ¦ 109 ¦ 53 ¦ 45 ¦ -64 ¦ ¦ ¦одежды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 ¦Инд вязка ¦ 15 ¦ 15 ¦ 21 ¦ +6 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 11 ¦ +9 ¦ ¦ ¦трикотажных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6 ¦Ремонт СБТ ¦ 110 ¦ 18 ¦ 26 ¦ -84 ¦ 29 ¦ 4 ¦ 6 ¦ -23 ¦ ¦7 ¦Рем. трансп.¦ 9 ¦ 4 ¦ 18 ¦ +9 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 4 ¦ +4 ¦ ¦ ¦средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8 ¦Рем. мебели ¦ 5 ¦ 3 ¦ 1 ¦ -4 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ -1 ¦ ¦9 ¦Изготовление¦ 8 ¦ 11 ¦ 8 ¦ 0 ¦ 3 ¦ 8 ¦ 3 ¦ 0 ¦ ¦ ¦мебели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10 ¦Химчистка и ¦ 12 ¦ 6 ¦ 10 ¦ -2 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 1 ¦ 0 ¦ ¦ ¦крашение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11 ¦Услуги пра- ¦ 37 ¦ 20 ¦ 23 ¦ -14 ¦ 13 ¦ 9 ¦ 3 ¦ -10 ¦ ¦ ¦чечных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12 ¦Ремонт жилья¦ 26 ¦ 13 ¦ 8 ¦ -18 ¦ 7 ¦ 4 ¦ 1 ¦ -6 ¦ ¦13 ¦Услуги фото ¦ 41 ¦ 31 ¦ 28 ¦ -13 ¦ 13 ¦ 6 ¦ 8 ¦ -5 ¦ ¦14 ¦Услуги бань ¦ 347 ¦ 401 ¦ 361 ¦ +14 ¦ 325 ¦ 347 ¦ 326 ¦ +1 ¦ ¦15 ¦Усл. парик- ¦ 124 ¦ 82 ¦ 90 ¦ -34 ¦ 65 ¦ 37 ¦ 34 ¦ -31 ¦ ¦ ¦махерских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦16 ¦Усл. проката¦ 47 ¦ 44 ¦ 34 ¦ -13 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 12 ¦ -4 ¦ ¦17 ¦Транспортные¦ 15 ¦ 15 ¦ 22 ¦ +7 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 6 ¦ +1 ¦ ¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18 ¦Ритуальные ¦ 21 ¦ 27 ¦ 34 ¦ +13 ¦ 4 ¦ 2 ¦ 5 ¦ -1 ¦ ¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦19 ¦Прочие ¦ 80 ¦ 80 ¦ 92 ¦ +12 ¦ 4 ¦ 20 ¦ 36 ¦ +32 ¦ L---+------------+------+------+------+------+------+------+------+------- ремонт транспортных средств; вспашка огородов; ритуальные и ряд других бытовых услуг. В бытовом обслуживании значительную долю услуг оказывают предприниматели, осуществляющие свою деятельность без установленной регистрации. По экспортной оценке их численность составляет более 1500 человек. Количество предприятий бытового обслуживания, включая услуги, оказываемые частными лицами, к концу 1994 года сократилось к уровню 1992 года по всем видам оказываемых услуг на 204 единицы, в том числе: городской местности на 126 единиц, или на 24%; в сельской местности на 78 единиц, или на 13%. За три года произошло сокращение предприятий по оказываемым услугам: ремонт сложно-бытовой техники на 76%; ремонт и строительство жилья на 78%; ремонт мебели на 80%; индивидуальный пошив одежды на 48%; индивидуальный пошив обуви на 39%; ремонт обуви на 29%; парикмахерские услуги на 27%; В том числе в сельской местности: парикмахерские услуги на 84% (на 31 единицу); ремонт и строительство жилья на 88% (на 6 единиц); ремонт сложно-бытовой техники на 79% (на 23 единицы); услуги прачечных на 77% (на 10 единиц); индивидуальный пошив одежды на 59% (на 64 единицы); услуги фотографов на 38% (на 5 единиц); пошив обуви на 100% (на 4 единицы) Закрытие ряда предприятий вызвано отсутствием спроса на услуги из-за снижения платежеспособности населения, и как следствие, убыточностью деятельности этих предприятий. Однако, учитывая социальную значимость сферы услуг, неизменно должны сохраняться необходимые виды услуг в каждом районе области. 2.5. Организационно - правовые формы предприятий по оказанию бытовых услуг населению В соответствии с Указом Президента РСФСР "О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР" от 28 ноября 1991 года N 240 в области с конца 1991 года активно проводилась коммерциализация, а впоследствии - приватизация предприятий службы быта. Распределение предприятий по формам собственности приведено ниже: -----------------------T----------------------------------------------¬ ¦ ¦ 1994 год ¦ ¦ +-------------T--------------T-----------------+ ¦ ¦ К-во ¦Число приемных¦Среднесписочная ¦ ¦ ¦предприятий ¦ пунктов ¦численность, чел.¦ ¦ +-----T-------+-----T--------+-----T-----------+ ¦ ¦всего¦в т.ч. ¦всего¦в т.ч. ¦всего¦в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦в сель-¦ ¦в сель- ¦ ¦в сель- ¦ ¦ ¦ ¦ской ¦ ¦ской ¦ ¦ской ¦ ¦ ¦ ¦местн. ¦ ¦местн. ¦ ¦местн. ¦ L----------------------+-----+-------+-----+--------+-----+------------ Как видно из таблицы, доля предприятий государственного сектора составляет 35 процентов, негосударственного - 65 процентов в общем количестве предприятий службы быта. Удельный вес объемов бытовых услуг по формам собственности характеризуется следующими данными: ---------------------------------------T--------T--------T--------¬ ¦ ¦1992 год¦1993 год¦1994 год¦ L--------------------------------------+--------+--------+--------- Объем реализации бытовых услуг - 100,0 100,0 100,0 всего в том числе по формам собственности Государственная 73,0 73,0 34,0 Частная 13,0 26,0 34,0 Другие 14,0 1,0 32,0 Анализ объема реализации бытовых услуг по формам собственности свидетельствует о том, что в основном бытовые услуги населению оказывают предприятия негосударственного сектора, на долю которых приходится 60 процентов всего объема бытовых услуг. Происходит трансформация государственной формы собственности в другие формы. Бытовые услуги населению оказывают не только предприятия службы быта, но и предприниматели, промышленные предприятия, предприятия железнодорожного транспорта, электросвязи, сельскохозяйственных и ряд других предприятий. Выборочный анализ объемов реализации бытовых услуг, оказываемых различными структурами по трем районам области (Лебедянскому, Задонскому, Грязинскому) и городу Липецку за 1994 год показал, что в общем объеме от 32 до 52 процентов занимают бытовые услуги профильных предприятий, удельный вес промышленных и других предприятий составляет от 46 до 67 процентов, услуги зарегистрированных предпринимателей в общем объеме составляют от 1 до 2 процентов. Учитывая тот фактор, что кроме того, населению оказывают услуги физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, то доля неучтенного объема реализации бытовых услуг составит от 20 до 25 процентов в общем объеме. Исходя из вышеизложенного, следует учитывать, что возможно изменение профиля деятельности предприятий службы быта, а также тот факт, что объем и качество оказываемых услуг не в полной мере будут отвечать нуждам и запросам жителей, особенно в сельской местности. 2.6. Анализ положения в отрасли по городам и районам области В области оказывают бытовые услуги населению 919 предприятий. Наибольшее количество предприятий и организаций по оказанию услуг населению расположено на территории городов Липецк, Елец, что составляет 34,7 процента от общего количества предприятий сферы быта. Численность работающих, занятых в бытовом обслуживании населения, составляет более 9880 человек. Из них 83 процента - оказывают услуги городскому населению и только 17 процентов - сельскому. (Данные о численности работающих в бытовом обслуживании по городам и районам приведены в таблице N 4). В 1994 году оставалась неизменной численность работников на 60 процентов предприятий, уменьшение произошло на каждом третьем предприятии, только в 8 процентах - произошло увеличение численности работающих. Стоимостной объем бытовых услуг, реализованных населению области всеми предприятиями за 1994 год составил 24763 млн. рублей и был выше уровня 1993 года в фактических ценах в 4 раза, в сопоставимых ценах снизился на 16 процентов. Снижение объемов реализации бытовых услуг имело различные темпы по городам и районам области, что приведено в таблице N 5. В расчете на одного жителя области объем реализации бытовых услуг в действующих ценах увеличился в 3,96 раз по сравнению с 1993 годом. В сопоставимых ценах бытовые услуги в расчете на одного жителя уменьшились на 16 процентов по отношению к 1993 году и в 3,2 раза к 1990 году. В 1993 году потребление бытовых услуг в действующих ценах в среднем на одного жителя по области составило - 4,99 тыс. рублей, в том числе по городу Липецку - 7,06 тыс. рублей и по районам - 2,98 тыс. рублей. В 1994 году на одного жителя области было оказано бытовых услуг в действующих ценах на сумму 19,8 тыс. рублей, в том числе в городе Липецке - 27,4 тыс. рублей и по районам - 13,4 тыс. рублей. Таблица N 4 КОЛИЧЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ГОРОДАМ И РАЙОНАМ ОБЛАСТИ НА 01.01.94 ГОДА -----------------------------T-------T----------------------------¬ ¦ ¦ Всего ¦ Среднесписочная численность¦ ¦ ¦ ¦ работающих (человек) ¦ ¦ ¦ +---------T------------------+ ¦ ¦ ¦ Всего ¦ В т.ч. в сельской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ местности ¦ L----------------------------+-------+---------+------------------- Всего по области 919 9881 1703 в том числе: г. Липецк 273 6176 147 г. Елец 46 1282 0 Районы: Воловский 25 68 68 Грязинский 23 448 96 Данковский 35 96 96 Добринский 47 153 99 Добровский 10 102 102 Долгоруковский 40 78 78 Елецкий 55 121 121 Задонский 46 211 83 Измалковский 32 92 92 Краснинский 22 61 61 Лебедянский 54 241 69 Лев-Толстовский 33 149 54 Липецкий 37 94 75 Становлянский 10 80 80 Тербунский 35 86 86 Усманский 35 242 104 Хлевенский 26 125 125 Чаплыгинский 35 168 67 Таблица N 5 ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ БЫТОВЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ПО ГОРОДАМ И РАЙОНАМ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 1993 - 1994 ГОДЫ ----------------T----------------------------T-----------------------------T---------------¬ ¦ ¦ 1993 г. ¦ 1994 г. ¦ Темп роста ¦ ¦ +------------------T---------+------------------T----------+-------T-------+ ¦ ¦ Объем бытовых ¦на 1 жит.¦ Объем бытовых ¦на 1 жит. ¦ в дей-¦в сопо-¦ ¦ ¦ услуг ¦тыс. руб.¦ услуг ¦тыс. руб. ¦ ствую-¦стави- ¦ ¦ +------------T-----+ +------------T-----+ ¦ щих ¦мых ¦ ¦ ¦млн. руб. ¦ уд. ¦ ¦млн. руб. ¦ уд. ¦ ¦ ценах ¦ценах ¦ ¦ ¦(в действит.¦ вес ¦ ¦(в действит.¦ вес ¦ ¦ (раз) ¦(в %) ¦ ¦ ¦ценах) ¦ в % ¦ ¦ценах) ¦ в % ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------+------------+-----+---------+------------+-----+----------+-------+-------- Всего по области 6189 100 4.99 24763 100 19.8 4.0 84.0 в том числе: г. Липецк 3578 59.6 7.06 13970 56.8 27.4 3.9 82.0 г. Елец 596 9.9 4.97 2374 9.7 20.0 4.0 83.7 Районы: 1829 30.5 2.98 8239 33.5 13.4 4.5 94.6 Воловский 44 0.7 2.4 260 1.1 14.3 5.9 124.1 Грязинский 287 4.6 3.96 1378 5.6 18.9 4.8 101.9 Данковский 88 1.4 2.03 449 1.8 10.3 5.1 107.2 Добринский 85 1.4 1.98 291 1.2 6.8 3.4 71.9 Добровский 86 1.4 3.17 354 1.4 13.2 4.1 86.5 Долгоруковский 46 0.7 1.98 180 0.7 7.8 3.9 82.2 Елецкий 130 2.1 3.8 464 1.9 13.4 3.6 75.0 Задонский 94 1.5 2.4 505 2.1 12.9 5.4 112.9 Измалковский 37 0.6 1.9 215 0.9 10.6 5.8 122.0 Краснинский 60 1.0 3.7 260 1.1 16.0 4.3 91.0 Лебедянский 150 2.4 3.3 626 2.5 13.7 4.2 87.7 Лев-Толстовский 29 0.4 1.5 319 1.3 16.9 11.0 в 2.3р. Липецкий 94 1.5 2.0 459 1.9 9.6 4.9 102.6 Становлянский 58 1.0 2.7 252 1.0 3.7 4.3 91.3 Тербунский 84 1.3 3.3 303 1.2 11.7 3.6 75.8 Усманский 277 4.4 4.9 955 3.0 16.9 3.4 72.4 Хлевенский 74 1.2 3.2 339 1.4 14.6 4.6 96.2 Чаплыгинский 106 1.7 2.7 630 2.6 16.2 5.9 124.9 Анализ оказания бытовых услуг в расчете на одного жителя за 1993-1994 годы показал, что увеличивается разрыв в уровне обслуживания городского и сельского жителя. Однако в то же время, в ряде районов уровень обслуживания на душу населения превысил среднерайонный показатель и отмечается его дальнейший рост. Так, если среднерайонный показатель в 1994 г. на душу населения составил 13,4 тыс. рублей, то в районах Грязинском он достиг 18,9 тыс. рублей (141%), Лев-Толстовском и Усманском - 16,9 тыс. рублей (126%), Чаплыгинском - 16,2 тыс. рублей (121%). Оказание бытовых услуг в расчете на душу населения по районам и городам сложилось неравномерное. Весьма низкий уровень обслуживания населения отслеживается в Добринском и Становлянском районах. ОКАЗАНИЕ БЫТОВЫХ УСЛУГ В РАСЧЕТЕ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В 1994 ГОДУ ---------------------T------------¬ ¦ Название района ¦ тыс. руб. ¦ L--------------------+------------- Воловский 14.3 Грязинский 18.9 Данковский 10.3 Добринский 6.8 Добровский 13.2 Долгоруковский 7.8 Елецкий 20.0 Задонский 12.9 Измалковский 10.6 Краснинский 16.0 Лебедянский 13.7 Лев-Толстовский 16.9 Липецкий 27.4 Становлянский 3.7 Тербунский 11.7 Усманский 16.9 Хлевенский 14.6 Чаплыгинский 16.2 Одной из главных забот сферы бытовых услуг является материально-техническое снабжение. Проведенный опрос предприятий сферы услуг показал, что ни одно из опрашиваемых предприятий не осуществляет свое снабжение через оптовые базы, 32% предприятий имеет прямые связи с частными лицами и предприятиями, 68% - имеет другие источники. Загрузка производственных мощностей низкая. Снижается объем услуг с одного квадратного метра производственной площади. Так, в Добринском, Задонском, Данковском районах по сравнению с 1993 годом съем услуг снизился от 30 до 60 процентов. Негативные тенденции в развитии бытовых услуг связаны с ее технической отсталостью, 64% предприятий службы быта работают на устаревшем оборудовании, износ которого составляет от 50 до 75%. Дальнейшее расширение ассортимента услуг возможно только на 12% предприятий. Все вышеуказанное приводит не только к свертыванию ассортимента оказываемых услуг, но и к сокращению кадров, физических объемов. 2.7. Экономическое положение предприятий Предприятия службы быта, в основном, убыточные и низкорентабельные. Из 188 проанализированных предприятий по итогам работы в 1994 году - 95 убыточных, 67 низкорентабельных (до 15%). Из 95 убыточных предприятий - 38 расположенные на территории города Липецка, 57 - в районах области и в г. Ельце. Процент убыточных предприятий по видам деятельности составил: швейные - 61%; по ремонту и пошиву обуви - 57%; по ремонту бытовой техники - 33%. Также стали убыточными все предприятия по ремонту телерадиоаппаратуры, расположенные в сельской местности и принадлежащие АО "Липецкоблтелерадиобыттехника". Значительные убытки сложились в ТОО "Блеск" по химической чистке и крашению одежды (более 29 млн. рублей). Районные предприятия быта, оказывающие комплексное обслуживание сельского населения, в основном убыточные. Наибольшие убытки сложились на предприятиях службы быта в районах: Задонском - 69 млн. рублей; Добринском - 27 млн. рублей; Краснинском - 20 млн. рублей; Становлянском - 15,6 млн. рублей; Липецком - 44,9 млн. рублей; Воловском - 14,4 млн. рублей. На предприятиях бытового обслуживания населения нет условий для повышения заработной платы, зачастую даже на ее индексацию с учетом повышения минимальных размеров оплаты труда. Рост цен на энергоносители, сырье и материалы, тарифов на транспорт приводят к постоянному росту себестоимости и соответственно к высоким ценам на бытовые услуги, делая их еще более недоступными для населения и без того дорогие услуги. Заработная плата в отрасли сложилась гораздо ниже, чем в среднем по области. Среднемесячная заработная плата одного работника составила в г. Липецке в 1994 году: по швейным предприятиям - 65,4 тыс. рублей; по предприятиям по ремонту - 65,6 тыс. рублей; и вязке трикотажных изделий по обувным предприятиям - 110,2 тыс. рублей; по предприятиям по ремонту бытовой техники - 83,3 тыс. рублей; по предприятиям по ремонту телерадиоаппаратуры - 86,5 тыс. рублей. В районах области среднемесячная заработная плата одного работника составила - 60,7 тыс. рублей. В том числе: Добринском - 50,4 тыс. рублей; Измалковском - 41,8 тыс. рублей; Данковском - 44,6 тыс. рублей; Тербунском - 74,8 тыс. рублей; Долгоруковском - 45 тыс. рублей; Задонском - 53,4 тыс. рублей; Чаплыгинском - 53,3 тыс. рублей; Воловском - 59 тыс. рублей; Елецком - 62,2 тыс. рублей. Всего по области среднемесячная заработная плата одного работника службы быта составила 82 тыс. рублей, при среднеобластной зарплате в народном хозяйстве - 286 тыс. рублей. По результатам статистического обследования 102 предприятий финансовая деятельность, по формам собственности характеризуется следующими данными: ---------------------------T-------T------------------------------¬ ¦ ¦ Всего ¦ В том числе по формам ¦ ¦ ¦ ¦ собственности ¦ ¦ ¦ +-----------T---------T--------+ ¦ ¦ ¦Государст- ¦ Частная ¦ Другие¦ ¦ ¦ ¦венная ¦ ¦ ¦ L--------------------------+-------+-----------+---------+--------- Количество предприятий 102 29 40 33 (самостоятельных) Количество убыточных: единиц 38 7 18 13 в процентах 37 24 45 39 Объем услуг населению, млн. рублей 13971 3000 5438 5533 Прибыль, млн. рублей 1898 115 807 976 Как видно из таблицы процент убыточных предприятий значителен, наиболее высок он среди частных предприятий, где каждое второе предприятие сработало с убытками. На этом этапе весьма заметна низкая прибыль, получаемая государственными и частными предприятиями. Бедственное положение на предприятиях быта складывается еще из-за того, что ни одно предприятие не может взять кредит, так как дороговизна кредитных ресурсов и короткий срок их возврата делает их недоступными для всех предприятий, занимающихся оказанием услуг населению. Необходимо отметить, что падение объемов реализации бытовых услуг не могло не сказаться на финансовом состоянии предприятий быта и как следствие - низкая их фондоотдача. Кроме того, что коллективы и владельцы приватизированных предприятий не обеспечивают приведение состава основных фондов в соответствие с объемами реализованных бытовых услуг населению. Раздел III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В целях создания благоприятных условий работы предприятий, занимающихся оказанием бытовых услуг, администраций области с 1993 года делегируется право координации деятельности предприятий сферы услуг АО "Липецкоблбытсервис" на основе договора. Кроме того, в администрации города Липецка создан отдел бытовых услуг в количестве трех человек. В соответствии с договором между администрацией области и АО "Липецкоблбытсервис" проводилась работа по координации деятельности предприятий бытового обслуживания населения, совершенствовалась структура управления предприятиями. Особенно большое внимание уделялось предприятиям, расположенным в сельских районах области. В Данковском районе на добровольной основе произошло слияние всех предприятий службы быта в объединение "Данковбытсервис". В Лев-Толстовском районе создано товарищество с ограниченной ответственностью "Лев-Толстойбытсервис". В Усманском районе на базе предприятия ТОО "Экран" создана сельская служба быта с восстановлением 19 комплексных приемных пунктов. В Чаплыгинском районе организовано ТОО "Раненбург". В Добровском районе - в "Доброебытсервис" объединены все виды бытовых услуг. В Добринском, Измалковском, Хлевенском районах на базе муниципальных предприятий созданы товарищества с ограниченной ответственностью. С целью снижения себестоимости услуг - пошел процесс объединения ряда предприятий в городе Липецке. Так, ТОО "Молния" по пошиву обуви вошло в состав АО "Липецкоблбытсервис", предприятие "Бюро услуг" вошло в состав ТОО "Прокат", три предприятия по оказанию фотоуслуг вошли в состав ТОО "Багира". В рамках мероприятий проведены в 1994 году 6 совещаний - семинаров с руководящим составом предприятий бытового обслуживания населения, диспетчерами, бухгалтерами, приемщиками. Состоялось две конференции. В ряде районов проведены областные семинары с заместителями глав администраций районов и городов по обмену опытом в организации бытового обслуживания населения в рыночных условиях. Завершено строительство фабрики по пошиву обуви в городе Липецке. В целях финансовой поддержки сельской службе быта было выделено в 1993 году из областного и районных бюджетов - 374,5 млн. руб., в 1994 году - 520 млн. руб. Приобретены за счет областного бюджета три спецавтомашины для предприятий бытового обслуживания Усманского, Добровского, Краснинского районов. Предприятиям сельской службы быта в течение 1993-1994 годов оказана помощь в приобретении технологического оборудования и материальных ресурсов на сумму более 150 млн. рублей. Работает центровоз по обслуживанию сельских приемных пунктов, на содержание которого выделяются средства из областного бюджета. Переведены на газовое отопление котельные в домах бытового обслуживания в селах Красное, Доброе, Трубетчино. В 74 комплексных приемных пунктах приемщикам производят доплату до минимальной заработной платы за счет средств колхозов и совхозов. За два года восстановлено и открыто более 130 комплексных приемных пунктов, по некоторым пунктам не взимается плата за аренду помещений, топливо, электроэнергию. С участием денежных средств органов социальной защиты населения, на договорной основе были предоставлены бытовые услуги малоимущим группам населения по ремонту сложно-бытовой техники и телерадиоаппаратуры на сумму более 5 млн. рублей. В задонском районе произведен индивидуальный пошив одежды на сумму более 82 тыс. рублей. Организовано новых рабочих мест в сельской местности: по ремонту сложно-бытовой техники с 3 до 27; по пошиву и ремонту одежды с 63 до 124; парикмахеров с 23 до 64; по ремонту обуви с 1 до 19. Кроме того, в области принимаются меры по экономической поддержке предприятий, занимающихся оказанием бытовых услуг населению. Для всех предприятий установлены льготные тарифы на электро- и тепловую энергию. Все предприятия освобождены от уплаты в областной бюджет налога на прибыль и налога на имущество. Администрацией города Липецка установлены льготы по арендной плате предприятиям бытового обслуживания населения всех форм собственности. Большинство администраций районов освободили предприятия, оказывающие бытовые услуги населению от уплаты налогов на прибыль, имущество в пределах сумм, направляемых в районные бюджеты, а также установили ряд налоговых льгот. Принятые организационно-технические, финансовые меры дали некоторые положительные результаты как в сдерживании спада физических объемов реализации бытовых услуг, так и сохранении жизненно важных видов услуг. Вместе с тем, организационно-правовые формы предприятий службы быта требуют совершенствования. Разрозненность предприятий службы быта различных форм собственности не обеспечивает комплексного решения вопросов материально-технического обеспечения, повышения квалификации, качества работы, решения правовых и финансовых вопросов. Раздел IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ ----T----------------------------------T-----------T--------------¬ ¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Ответственный¦ ¦ ¦ ¦исполнения ¦ за исполнение¦ +---+----------------------------------+-----------+--------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ L---+----------------------------------+-----------+--------------- 1. Повышение эффективности работы действующих предприятий 1.1. Разработать в районах и городах В течение Администрации систему мер по обеспечению безубы- 1995 г. городов и точной работы предприятий бытового районов обслуживания с принятием конкретных решений по снижению фондоемкости и других затрат, по переориентации деятельности на оказание услуг, пользующихся спросом у населения. 1.2. Провести анализ работы комплексных 1995- - * - приемных пунктов, рассмотреть во- 1996 гг. прос о необходимости расширения действующей сети, обеспечив ее открытие и функционирование. 1.3. Способствовать развитию предприни- 1995- - * - мательства и, прежде всего, в 1997 гг. сфере оказания услуг по ремонту часов, обуви, пошиву одежды и других видов деятельности, создавая на добровольной основе объединения предпринимателей в виде ремесленных палат. 1.4. Подготавливать и вносить на 1995- Управления рассмотрение вопросы по 1997 гг. экономики и предоставлению льгот по финансов в ад- налогообложению, арендной плате и министрации другим платежам в областной и области, адми- местные бюджеты предприятиям нистрации бытового обслуживания, имеющим городов и социальную значимость, и в районов зависимости от целесообразности их дотации. 1.5. Органам гражданской обороны 1995- Штаб по делам городов и районов области взять на 1997 гг. гражданской учет предприятия химчистки и обороны и крашения одежды, управлению чрезвычайным экономики администрации области ситуациям об- совместно с АО "Липецкоблбытсер- ласти, управ- вис" внести предложения по их ление эконо- государственной поддержке с мики, АО "Ли- обязательным сохранением основной пецкоблбыт- деятельности. сервис", администрации городов и районов 1.6. Рекомендовать АО "Липецкоблбытсер- 1995- АО "Липецкобл- вис" - на базе учебно-производст- 1997 гг. бытсервис" венного комбината и училища N 28 совместно с проводить семинары по новым мето- управлением дам обработки и технологии изго- народного товления изделий, демонстрации образования и моделей одежды. учебно-произ- водственным комбинатом 1.7. Организовать семинары-совещания с 1995- АО "Липецкобл- руководителями предприятий службы 1997 гг. бытсервис" быта по вопросам организации администрации бытового обслуживания населения городов и области с показом рабочих мест. районов 1.8. Для оказания практической помощи 1995- АО "Липецкобл- предприятиям швейного производства 1997 гг. бытсервис" на договорной основе, в целях обеспечения ими выпуска швейных изделий соответствующих направле- нию современной моды создать при АО "Липецкоблбытсервис" Центр "Мо- делирование одежды". 1.9. Провести газификацию объектов, обеспечивающих снижение себестоимости бытовых услуг в 1995-1997 годах. ---T----------------T-----T-----------------------------------------------------------T-----------¬ ¦N ¦ Наименование ¦Ито- ¦ В т.ч. по годам ¦Ответст- ¦ ¦ ¦ предприятий ¦го +-------------------T-------------------T-------------------+венный за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦ 1997 г. ¦исполнение ¦ ¦ ¦ ¦ +----T-------T------+----T-------T------+----T-------T------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦все-¦в т.ч. ¦нали- ¦все-¦в т.ч. ¦нали- ¦все-¦в т.ч. ¦нали- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го +---T---+чие ¦го +---T---+чие ¦го +---T---+чие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦КПП¦ДБУ¦докум.¦ ¦КПП¦ДБУ¦докум.¦ ¦КПП¦ДБУ¦докум.¦ ¦ +--+----------------+-----+----+---+---+------+----+---+---+------+----+---+---+------+-----------+ ¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13¦ 14¦ 15 ¦ 16 ¦ L--+----------------+-----+----+---+---+------+----+---+---+------+----+---+---+------+------------ 1. ТОО "Бытсервис" 2 1 - 1 есть 1 1 - нет - - - - Воловский р-н 2. ТОО "Данковбыт- 7 - - - нет 3 - 3 нет 4 2 2 нет сервис" 3. МПКП "Сервис" 8 5 3 2 нет 3 3 - нет - - - - Задонского р-на 4. ТОО "Лебедянь- бытсервис" 5. ТОО "Лев-Толс- тойбытсервис" 6. ТОО "Экран" 3 3 - - нет 3 - 3 нет - - - - -*- Усманского р-на 7. ТОО "Раненбург" 4 3 2 1 есть 1 1 - нет - - - - -*- Чаплыгинского р. 8. ТОО "Бытсервис" 3 - - - нет 3 3 - нет - - - - -*- Тербунского р-на 9. ТОО "Добринка- 2 - - - - - - - - 2 - 2 нет -*- бытсервис" 10. ТОО "Бытсервис" 5 2 1 1 есть - - - - - - - - -*- Долгоруковского района 11. ТОО "Доброебыт- сервис" 12. ТОО "Бытовик" 1 1 - 1 есть - - - - - - - - -*- Измалковского р. 13. МП "Ателье" Из- 2 1 - 1 есть 1 1 1 нет - - - - -*- малковского р-на 14. ТОО "Красноебыт- 9 4 3 1 есть 3 3 - нет 2 2 - нет -*- сервис" 15. МП "Гарант" Липецкого р-на 16. МПКП "Становое- 7 3 2 1 есть 4 4 - нет - - - - -*- бытсервис" 17. МП "Хлевноебыт- 2 2 1 1 есть - - - - - - - - -*- сервис" 18. ПКО "Бытовик" 13 6 6 6 есть 5 5 - нет 2 2 - нет -*- Грязинского р-на 19. ТОО "Бытовик" 4 2 2 2 есть 2 1 1 нет 1 1 - нет -*- Елецкого района ----T-----------------------------------T----------T--------------¬ ¦N ¦ Наименование мероприятий ¦ Срок ¦ Ответственный¦ ¦ ¦ ¦исполнения¦ за исполнение¦ +---+-----------------------------------+----------+--------------+ ¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ L---+-----------------------------------+----------+--------------- 2. Создание новых мощностей 2.1. Образовать предприятия, выполняющие В течение Фонд имущества, на договорных условиях с 1995 г. администрации предприятиями, организациями, городов и оказывающими социально-значимые районов виды бытовых услуг населению функции материально-технического обеспечения, консультационные с учреждением их администрацией области и данными предприятиями и организациями. 2.2. Считать целесообразным создание: - на базе АООТ "Липецкоблтелерадио- быттехника" участка по регенерации вышедших из строя кинескопов на основе комплекта технологического оборудования завода "Хромотрон"; - на базе МПКТ "Союзбытсервис" 1995 г. МПКП "Союзбыт- технического центра по капитально- сервис" восстановительному ремонту сложно-бытовой техники и обеспече- нию запасными частями участков ремонта, расположенных в районах области; - на базе ТОО "Блеск" 1995 - ТОО "Блеск" материально-технического центра по 1996 гг. химчистке и крашению одежды. 3. Совершенствование организационно - правовых форм предприятий бытового обслуживания 3.1. Внести на рассмотрение городского и 1995 г. Администрации областного собрания вопрос передачи области и в областную собственность г. Липецка муниципальных предприятий "Сервис- быттехника", "Союзбытсервис", а также ТОО "Блеск", ранее выполнявших общерегиональные функции и обеспечивающих обслуживание сельского населения. 3.2. Рекомендовать использовать помеще- 1995 - Администрации ния, освобождаемые в случае 1997 гг. городов и ликвидации муниципальных районов предприятий бытового обслуживания или расторжения договоров аренды преимущественно для осуществления деятельности по бытовому обслуживанию населения предприятия- ми и предпринимателями. 3.3. В целях расширения форм 1995 - АО "Липецкобл- обслуживания малообеспеченных слоев 1997 гг. бытсервис" населения обеспечить сотрудничество совместно с с органами социальной защиты управлением населения и народного образования в народного обра- части выполнения для них дотируемых зования и услуг. отделом социальной защиты населения 3.4. Совместно с управлением труда и 1995 - АО "Липецкобл- занятости населения оборудовать 1997 гг. бытсервис" дополнительные стационарные рабочие совместно с места на действующих и вновь управлением открываемых комплексных приемных труда и занято- пунктах в соответствии с заявками сти населения горрайадминистраций. 4. Совершенствование системы регулирования бытового обслуживания населения 4.1. Рекомендовать на основании статьи В течение Администрации 121 Гражданского кодекса РФ в целях 1995 - области, координации деятельности, а также 1997 гг. городов и представления и защиты общих районов имущественных интересов, создать объединения в форме ассоциаций или союзов предприятий и предпринимателей в сфере бытового обслуживания независимо от формы собственности на областном, городском и районном уровнях. 4.2. В целях повышения эффективности 1995 - Липецкое терри- контроля за работой предприятий 1997 гг. ториальное бытового обслуживания населения: управление по - систематически проводить антимонопольной обследование предприятий бытового политике и но- обслуживания и анализировать вых экономичес- соблюдение ими Закона РФ "О защите ких структур прав потребителей". При выявлении недостатков принимать меры к их устранению; - разработать и внести на утвержде- Отдел по защите ние областного Собрания народных прав потребите- депутатов Положение о штрафных лей Липецкого санкциях за нарушения в работе территориально- предприятий службы быта. го управления по антимоно- польной политике и но- вых экономи- ческих структур совместно с АО "Липецкоблбыт- сервис" 5. Финансово - экономическая поддержка предприятий бытового обслуживания 5.1. Продолжить политику оказания 1995 - Управление финансово-экономической поддержки 1997 гг. финансов сферы бытового обслуживания области, населения, в том числе существующую администрации систему ритуальных услуг, услуг городов и бань и комплексных приемных пунктов районов по обслуживанию населения, проживающего в сельской местности. 5.2. Разработать механизм компенсации 1995 г. Управление затрат предприятиям бытового социальной обслуживания за услуги, оказываемые защиты малоимущим слоям населения. совместно с администраци- ями городов и районов 5.3. Сохранить за АО "Липецкоблбытсер- 1995 - Управление фи- вис" функции по централизованной 1997 гг. нансов обла- перевозке грузов в районы области, сти, АО централизованного обслуживания "Липецкоблбыт- комплексных приемных пунктов с сервис" финансированием затрат на содержание центровоза из областного бюджета. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|