Расширенный поиск
Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 12.10.1995 № 357-псЛИПЕЦКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 12.10.1995г. г.Липецк N 357-пс Утратилo силу - Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 10.07.2003 г. N 289-пс О временном положении "Об охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры Липецкой области" Учитывая важность проблемы сохранения памятников как основы историко-культурного наследия россиян, принимая во внимание, что регулирование отношений собственности, аренды, содержания памятников истории и культуры, изыскание и направление средств на их содержание и реставрацию требует дополнительной правовой регламентации до принятия федерального и областного законодательства по данному вопросу, рассмотрев проект Временного положения "Об охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры Липецкой области", а также решение комитетов по социальным вопросам и по делам семьи, детства и молодежи, областное Собрание депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Временное положение "Об охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры Липецкой области". 2. Рекомендовать администрациям городов и районов, органам местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций всех форм собственности в своей деятельности до принятия федерального и областного законов по данному вопросу руководствоваться Временным положением "Об охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры Липецкой области". Председатель областного Собрания депутатов О.П.Королев Приложение к постановлению областного Собрания депутатов от 12 октября 1995 г. N 357-пс ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОХРАНЕ, РЕСТАВРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Памятники истории и культуры Липецкой области представляют собой уникальные, ничем незаменимые и невозобновимые свидетельства исторического развития народа, личности, государства и служат основами духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием народов Российской Федерации и мирового сообщества. Памятники истории и культуры общедоступны, служат целям развития науки, образования, культуры и находятся под охраной государства в интересах граждан, общества и будущих поколений. Охрана памятников истории и культуры области находится в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и области. Бережное отношение к памятникам истории и культуры является обязанностью каждого гражданина. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Временное положение регулирует общественные отношения, возникающие в связи с охраной государством памятников истории и культуры (в дальнейшем - памятники культуры) в целях их сохранения для настоящих и будущих поколений. 1.2. Законодательной базой Временного положения являются: - "Конституция Российской Федерации"; - "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; - Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры"; - Закон Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; - Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"; - Закон Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях"; - Закон области "О порядке управления и распоряжения собственностью в Липецкой области"; - Земельный кодекс РСФСР, а также действующие на территории Российской Федерации международные соглашения: - Конвенция об охране всемирного культурного наследия; - Конвенция об охране архитектурного наследия Европы; - Европейская Конвенция об охране археологического наследия. 1.3. Установленный Временным положением порядок учета, охраны и использования памятников применяется ко всем памятникам культуры области. Выполнение требований Временного положения обязательно для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории области. 1.4. Для целей Временного положения указанные ниже термины имеют следующие значения: - памятники культуры - движимые и недвижимые объекты, обладающие общественно значимой (универсальной) культурной ценностью и зарегистрированные в государственных списках памятников культуры, вне зависимости от форм собственности, управления, использования или степени их сохранности; - государственная охрана памятников культуры - система специальных правовых, организационных, финансовых и иных мер, направленных на выявление и учет, сохранение, реставрацию, использование (включая обеспечение общественной доступности) памятников культуры; - государственный список памятников культуры - перечень памятников культуры, находившихся под охраной государства; - список вновь выявленных памятников культуры - перечень объектов, предлагаемых специально уполномоченным государственным органом охраны памятников культуры для включения в государственный список памятников культуры; - список учетных культурных ценностей - перечень культурных ценностей, выявленных при обследовании объектов культурного наследия; - зоны охраны недвижимого памятника культуры - земельные и водные участки, примыкающие к территории памятника культуры, необходимые для обеспечения его материальной и культурной сохранности и закрепленные в установленном Законом порядке. 1.5. Памятниками культуры области являются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. 1.6. В соответствии со ст. 1-3 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" под "памятниками культуры" во Временном положении понимаются: - памятники истории, культуры и архитектуры; - зоны охраны памятников; - историко-культурные заповедники; - заповедные места; - комплексы, памятные и достопримечательные места, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность или значимость, не состоящие на государственной охране или государственном учете как вновь выявленные памятники истории и культуры, но подлежащие сохранению как наследие народа РФ. 1.7. В соответствии со ст. 33 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" под "зонами охраны памятников истории и культуры" во Временном положении понимаются: - охранные зоны (в том числе временные охранные зоны); - зоны регулирования застройки (в том числе временные); - зоны охраняемого природного ландшафта (в том числе и временные). 1.8. К памятникам культуры относятся: - памятники истории - единичные здания, сооружения и ансамбли, т.е. совокупность зданий, сооружений, достопримечательные места, предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народа, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, культуры и искусства; - памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; - памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народные зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты; - памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; - документальные памятники - акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания; - территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально. Ее граница может совпадать с границей охранной зоны памятника. 1.9. К памятникам культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. К памятникам культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних построек. 1.10. Земли, на которых и в которых располагаются памятники культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства, являются землями историко-культурного назначения. Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, устанавливаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации и областными законодательными актами. 1.11. Особенности охраны, использования, учета и реставрации памятников культуры, находящихся в музеях (в том числе и на общественных началах), библиотеках, архивах и в других организациях и учреждениях, устанавливаются в порядке, определяемом законодательством РФ о музейном и архивном фондах Российской Федерации. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ 2.1. Государственный контроль за охраной памятников культуры осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации, области, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченным органом охраны памятников культуры. Специально уполномоченным органом охраны памятников области является Комитет по делам культуры и искусства администрации области (далее - Комитет культуры), в лице Госдирекции по охране культурного наследия (далее - Госдирекция). 2.2. Государственная охрана памятников культуры имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами обязанностей по соблюдению правил и порядка охраны памятников культуры. 2.3. Органы государственной власти области, местного самоуправления городов и районов несут всю полноту ответственности перед народом и мировым сообществом за сохранение памятников культуры в пределах территорий, на которые распространяется ее компетенция. 2.4. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления в целях обеспечения охраны памятников культуры, расположенных на подведомственных территориях, осуществляют следующие основные функции: - разрабатывают, утверждают в установленном порядке и реализуют специальные социально-экономические и народнохозяйственные государственные программы по обеспечению охраны памятников культуры; - обеспечивают необходимое согласование социально-экономической деятельности, осуществляемой на подведомственных территориях с Госдирекцией. 2.5. Комитет культуры имеет право: - вносить в установленном порядке в законодательные органы власти области предложения по изменению и дополнению законодательства по вопросам охраны памятников и государственных списков памятников культуры; - представлять область в федеральных и международных организациях по вопросам охраны культурного наследия; - приостанавливать реализацию проектов, не соответствующих нормам законодательства об охране памятников; - доступа к памятникам культуры, независимо от их принадлежности, формы собственности, режима использования или хранения; - получать от любых юридических и физических лиц материалы, документы и свидетельства по памятникам культуры; - создавать специализированные службы по охране и обеспечению сохранности памятников культуры; - оперативного управления памятниками культуры, находящимися в областной собственности; - приобретения и изъятия памятников культуры от имени государственных органов власти области; - осуществлять методическое руководство деятельностью органов охраны памятников; - устанавливать общие правила учета, охраны, содержания, реставрации и использования памятников культуры; - обеспечивать управление реализацией государственных программ по выявлению, учету, охране, реставрации, восстановлению, использованию, музеефикации памятников культуры, а также популяризации дела охраны культурного наследия; - осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства об охране памятников на территории области; - разрабатывать и утверждать областные программы реставрационных работ; - проводить экспертизу и согласование разрешительной и проектной документации по градостроительным вопросам функционирования и развития заповедных территорий в отношении исторических городов и памятников культуры; - проводить аттестацию и лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право осуществления исследовательских, проектных и производственных работ по реставрации и приспособлению памятников культуры. 2.6. На Госдирекцию возлагаются следующие обязанности: - управление процессом охраны и использования памятников истории и культуры; - организация и выполнение работ по выявлению, обследованию и научному документированию памятников культуры, постановке их на государственный учет и охрану; - обеспечение хранения информации по всем видам памятников культуры и доступности этой информации, кроме информации, носящей особый характер, закрытый для общего сведения; - подготовка Свода памятников истории и культуры; - организация разработки, согласования и утверждения в установленном порядке списков памятников, историко-архитектурных и археологических опорных планов, проектов охранных зон, зон регулирования застройки и охраняемого природного ландшафта, проектов реставрации, приспособления, использования и музеефикации памятников; - согласование земельных отводов для проектно-изыскательских работ под новое строительство и реконструкцию, архитектурно-планировочных и иных заданий на все виды проектно-исследовательских работ, включая ТЗО, ТЗР, ТРП по строительству, реконструкции в пределах зон охраны памятников культуры исторических городов и отдельных памятников населенных мест области; решений о сносе исторических построек, не состоящих под государственной охраной как памятники истории и культуры; проектов планировки, застройки, реконструкции и нового строительства; иных документов, затрагивающих интересы сохранения историко-культурного наследия и природного ландшафта городов, рабочих поселков, сельских населенных пунктов области, имеющих памятники на своих территориях; - организация и проведение охранно-спасательных археологических и реставрационных работ на памятниках истории и культуры; - организация и проведение археологического предварительного обследования территории планируемого строительства; - решение совместно с Комитетом по управлению госимуществом Липецкой области вопросов о передаче памятников истории и культуры с баланса предприятий, учреждений, организаций и постановки их на баланс Госдирекции; - организация использования памятников, оформление от своего имени всех видов охранной документации, выдача разрешений на исследование памятников и производство работ на них; - осуществление контроля за соблюдением предприятиями, организациями, независимо от ведомственной подчиненности, и гражданами правил охраны, использования памятников истории и культуры, находящихся в их пользовании или собственности, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных и других работ; - представления материалов для принятия мер к нарушителям законодательства в установленном порядке; - осуществление технического надзора за направленностью, методикой и качеством ремонтно-реставрационных работ на памятниках; - научно-методическое руководство процессом охраны, изучения и реставрации памятников; - установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников. 2.7. Госдирекция несет ответственность за охрану, содержание и использование памятников культуры, находящихся в ее оперативном управлении. 2.8. Госдирекция выступает генеральным заказчиком по вопросам охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, а также может выполнять функции подрядной организации на отдельные виды работ. Правила, инструкции и указания Госдирекции по вопросам охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры обязательны для администраций городов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности, для граждан. 2.9. Госдирекция имеет право: - проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры и в случае необходимости изучать состояние памятников, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся, составлять протоколы проверки сохранности памятников, давать указания по устранению выявленных нарушений; - приостанавливать работы по исследованию, реставрации, консервации, ремонту, приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках в пределах их территорий, историко-культурных заповедников, зон охраны памятников и историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технических условий и других правил; - приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры, либо нарушения правил их охраны; - создавать в установленном порядке комиссии и хозрасчетные организации для осуществления мероприятий по охране, использованию, реставрации, изучению, описанию и пропаганде памятников истории и культуры; - составлять акты и протоколы об административных и уголовных нарушениях в области охраны памятников, налагать и взыскивать штрафы с виновных лиц, направлять иски в суд и ходатайства в прокуратуру на действия физических и юридических лиц, нарушающих законодательство по охране памятников истории и культуры; - устанавливать временный режим использования территорий, примыкающих к памятникам, на период до утверждения проекта зон охраны. На этой территории распространяются все требования режима охраны и использования, определенные действующим законодательством и настоящим положением. 2.10. Для рассмотрения сложных программ, а также спорных вопросов изучения, учета, охраны, реставрации и использования памятников при Госдирекции создается и действует научно-методический Совет. Состав и положение о Совете утверждается Комитетом по культуре. В состав Совета входят специалисты по охране памятников, научные работники, краеведы и другие лица, заинтересованные и активно участвующие в охране памятников. Совет наделяется правами научной экспертизы по вопросам охраны памятников. 2.11. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с Госдирекцией. 2.12. Наделение полномочиями государственного контроля за охраной и использованием памятников культуры любой другой организации на территории области запрещается. Структуры, создаваемые органами местного самоуправления для охраны культурного наследия на территории городов и районов, функционально подчиняются Комитету культуры и Госдирекции. III. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ 3.1. Всероссийское общество охраны памятников культуры, иные общественные, в том числе религиозные объединения и граждане, заинтересованные в постоянном участии в осуществлении мероприятий по сохранению и популяризации дела охраны культурного наследия, а также в использовании памятников культуры в целях науки, образования, культуры и иных общественно полезных целях, либо в оказании содействия органам охраны памятников, осуществляют свою деятельность в соответствии со своими Уставами по согласованию с Госдирекцией. Это правило не распространяется на реставрационную и иные виды профессиональной деятельности в сфере охраны культурного наследия, подлежащие лицензированию в соответствии с действующим законодательством. IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ 4.1. Под государственным учетом памятников культуры понимается: - выявление объектов культурного наследия, определение их ценности; - принятие наиболее общественно значимых объектов на государственную охрану в качестве памятников культуры; - составление учетных документов на памятники культуры, их изучение, графическая и фотофикация; - формирование и организация деятельности центров научной документации. Государственный учет памятников культуры осуществляет Госдирекция. Памятники культуры подлежат государственному учету независимо от форм собственности или пользования. 4.2. Государственный учет памятников культуры является основой системы их государственной охраны и осуществляется на основании списков памятников культуры. Списки памятников культуры подразделяются на: - государственный список памятников культуры, принятых на государственную охрану; - список вновь выявленных памятников культуры, предложенных на государственную охрану. 4.3. Государственные списки памятников культуры, принятых на государственную охрану, включают в себя объекты культурного наследия, отнесенные федеральными органами исполнительной власти области к охраняемым государством памятникам культуры. Государственные списки памятников культуры, принятых на государственную охрану, подразделяются на две категории: - государственные списки недвижимых памятников культуры местного значения; - государственные списки недвижимых памятников культуры федерального значения. 4.4. Культурные ценности до проведения экспертизы ставятся на учет Госдирекцией и вносятся в "Списки учетных культурных ценностей". Объекты, внесенные в "Списки учетных культурных ценностей", находятся под контролем Госдирекции. 4.5. Экспертиза выявленных культурных ценностей проводится специализированными комиссиями Госдирекции. 4.6. В списки вновь выявленных памятников культуры, предложенных на государственную охрану, включаются объекты культурного наследия, отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающим общественно значимой культурной ценностью. 4.7. Выявление, обследование, фиксацию объектов культурного наследия проводит Госдирекция, а также привлекаемые ею специализированные организации, творческие коллективы и специалисты. Предприятия, организации, учреждения, граждане сообщают Госдирекции об обнаруженных ими культурных ценностях. Госдирекция обязана организовать экспертизу обнаруженных культурных ценностей. 4.8. Объекты культурного наследия могут быть приняты на государственную охрану в качестве памятников культуры не ранее, чем через 30 лет после их создания или связанных с ними исторических событий. Недвижимые единичные памятники культуры ставятся на государственную охрану вместе с их исторически сложившимися территориями и находящимися в них движимыми культурными ценностями. 4.9. Государственные списки памятников истории и культуры и дополнения к ним формируются Госдирекцией, Министерством культуры Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации. 4.10. Государственный учет памятников культуры, принятых на государственную охрану, осуществляется на основе Государственных списков недвижимых памятников культуры. 4.11. Государственные списки недвижимых памятников культуры формируются Госдирекцией по категориям охраны, видам памятников, административно-топографическому принципу. Объекты, включаемые в списки, получают охранный номер в общей последовательности списка. 4.12. На памятниках культуры, принятых на государственную охрану, устанавливаются охранные доски в соответствии с утвержденными образцами. Охранные доски изготавливаются за счет пользователей, собственников памятников. 4.13. Недвижимые памятники культуры снимаются с государственной охраны в случае их полной физической утраты в результате природных явлений, преднамеренных или непреднамеренных действий юридических и физических лиц, а также в процессе реконструкции. Снятие с государственной охраны памятников культуры всех категорий осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации по представлении Госдирекции, Министерства культуры Российской Федерации. Памятники культуры, снятые с государственной охраны, исключаются Госдирекцией из Государственных списков недвижимых памятников культуры. 4.14. Объекты культурного наследия, находящиеся в общественной или другой собственности и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть признаны памятниками культуры и подлежат государственному учету. V. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ 5.1. Органы государственной власти области, местного самоуправления, Госдирекции ответственны за сохранение всех памятников, независимо от форм собственности. 5.2. Права балансодержателя, арендатора памятников культуры ограничиваются в целях их сохранения. Вид и мера ограничения устанавливаются Госдирекцией путем принятия охранных обязательств или заключения охранно-арендных договоров на основании действующего законодательства. 5.3. Приватизация жилых помещений в домах-памятниках культуры или помещений, являющихся памятниками культуры, не допускается, если жилые помещения находятся в домах, входящих в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, или когда характер использования может нанести ущерб сохранности, создает угрозу порчи, разрушения, уничтожения памятников культуры либо создает непреодолимое препятствие для доступа к памятнику культуры. 5.4. Вновь выявленные памятники культуры, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо они конфискованы или изъяты, являются государственной собственностью и поступают в собственность области в установленном законодательством порядке. 5.5. При нарушении собственником охранных обязательств либо отказе собственника включать его имущество в состав охраняемых государством памятников культуры Госдирекция имеет право возбуждения судебного иска об изъятии у собственника памятника культуры и передаче его в государственную собственность с выплатой компенсации. 5.6. Юридические и физические лица обязаны: - соблюдать порядок и правила охраны, использования и реставрации памятников; - принимать охранные обязательства и заключать охранно-арендные договоры в установленном порядке; - содержать памятники в надлежащем состоянии, производить их ремонт, реставрацию, принимать другие меры по сохранению памятников; - своевременно уведомлять органы охраны памятников о своих намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту, реставрации и иному изменению состояния принадлежащих или используемых ими памятников культуры; - выполнять указания и предписания Госдирекции; - обеспечивать доступ к памятникам с целью осмотра, а также для обследования, археологических исследований, для проведения консервационных и реставрационных работ и иных мероприятий по технической защите памятников; - хранить и предоставлять Госдирекции документацию на принадлежащие или используемые ими памятники культуры. 5.7. Лицо, отчуждающее или перемещающее памятник, обязано уведомить приобретателя и Госдирекцию о наличии охранного обязательства или охранно-арендного договора и об условиях использования памятника. Лицо, приобретающее памятник, принимает на себя обязательства прежнего собственника, владельца, пользователя. 5.8. При расторжении охранно-арендного или арендного договора и до заключения новых договоров ответственность за сохранение памятника культуры возлагается на собственника. Если памятник культуры находится в ведении Госдирекции или не имеет собственника, ответственность за его сохранность несет Госдирекция. 5.9. Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников культуры запрещаются. Исключение допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Правительства Российской Федерации. 5.10. В случае получения разрешения на снос памятника культуры Госдирекция обязана провести работы по научному изучению и полной фиксации памятника. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических и физических лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника. 5.11. Собирание старинных документальных памятников, произведений древней живописи и древнего декоративно-прикладного искусства, поиск исторических и культурных ценностей на местности допускаются по специальным разрешениям, выдаваемым Госдирекцией. Лица, нашедшие указанные предметы, обязаны обеспечить их сохранность и уведомить об этом Госдирекцию. 5.12. Торговля предметами антиквариата и старины осуществляется на основании лицензий, выданных Центром лицензирования администрации области. Комиссионные, букинистические и антикварные магазины, а также скупочные пункты обязаны сообщать Госдирекции о поступлении к ним культурных ценностей для решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры и приобретении их государством (Госдирекцией, музеями, архивами и др.) в порядке преимущественного права покупки. 5.13. Деятельность, прямо или косвенно связанная с использованием памятников культуры, осуществляется по разрешению Госдирекции и с согласия собственников. VI. УПРАВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКАМИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ 6.1. Управление памятниками истории и культуры, являющихся государственной собственностью, осуществляется Комитетом по управлению государственным имуществом администрации области и Госдирекцией как специально уполномоченным органом. Данные учреждения осуществляют свои полномочия в соответствии с компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации. 6.2. Сдача в аренду объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к категории памятников истории и культуры, осуществляется совместно Комитетом по управлению государственным имуществом администрации области и Госдирекцией. При этом Комитет по управлению государственным имуществом администрации области выступает в качестве арендодателя памятников, а Госдирекция осуществляет фактическую передачу памятников в арендное пользование и контроль за их использованием и сохранностью. 6.3. Договоры и иные документы, составленные в нарушение Временного положения, являются недействительными и подлежат расторжению в установленном Законом порядке. 6.4. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры градостроительные органы при разработке проектов районной планировки и генеральных планов города, проектов реконструкции и дальнейшего развития городов и других населенных пунктов разрабатывают по согласованию с Госдирекцией: - карты-схемы расположения памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства на территории области, района; - опорные историко-архитектурные планы городов и других населенных пунктов. Указанные карты-схемы и опорные планы утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 6.5. В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются зоны охраны памятников: охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта, режим, содержание и использование которых определяется Госдирекцией и иными заинтересованными органами. 6.6. Зоны охраны недвижимых памятников истории и культуры являются составной частью проектов районной планировки и генеральных планов городов, детальной планировки и застройки городов и других населенных пунктов. 6.7. В пределах зон охраны памятников земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для зон охраны. В пределах зон охраны памятников запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения Госдирекции. При выдаче разрешения, в том числе на использование земель для нужд сельского хозяйства, Госдирекция определяет при необходимости мероприятия по обеспечению сохранности памятников, осуществление которых возлагается на предприятия, учреждения и граждан, заинтересованных в проведении работ. 6.8. Исполнительные органы власти городов и районов вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры и пролегающим через их зоны, если создается угроза для существования памятников. 6.9. Сохранность природных и искусственных ландшафтов и произведений садово-паркового искусства, отнесенных к землям историко-культурного назначения, обеспечиваются пользователями указанных территорий в соответствии с требованиями, предъявляемыми Госдирекцией, и иных заинтересованных органов на основании законодательства Российской Федерации об охране памятников истории и культуры и об охране окружающей природной среды. 6.10. Комплексы памятников истории и культуры, достопримечательные места, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решением федеральных органов государственного управления Российской Федерации историко-культурными заповедниками. 6.11. Территория историко-культурного заповедника изымается из хозяйственного пользования и передается в пользование заповедника в порядке, установленном действующим законодательством. В целях обеспечения охраны историко-культурных заповедников устанавливаются зоны охраны. На зоны охраны распространяются: порядок установления зон, режим содержания, использования их, а также другие требования, предусмотренные Временным положением для зон охраны памятников. 6.12. Исторические центры, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляющие археологическую, градостроительную и архитектурную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедными территориями (местами) исполнительными органами власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На заповедных территориях (местах) запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения Госдирекции. В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение режима, установленного положением о данной заповедной территории (месте). Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использования заповедных территорий (мест) возлагается на исполнительные органы государственной власти городов и других населенных пунктов. 6.13. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с Госдирекцией и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятников. Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ согласовываются с Госдирекцией на стадии подготовки задания на проектирование и разработку технико-экономического обоснования нового строительства. Организации-заказчики при выдаче заданий на проектирование обязаны запросить Госдирекцию о наличии памятников историко-культурной и градостроительной ценности в пределах территории работ. При проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ проводятся: - выявление в зоне работ неучтенных объектов; - обследование и фиксация памятников, которые сохранить на месте не представляется возможным; - работы, обеспечивающие сохранность памятника в зонах строительства; - другие мероприятия, необходимость проведения которых может возникнуть в процессе работ и изучения памятников. Эти работы осуществляются соответствующими научными, реставрационными и другими организациями по поручению Госдирекции, которая координирует и контролирует выполнение намеченных работ в установленные сроки. Финансирование мероприятий по обеспечению сохранности объектов историко-культурного наследия возлагается на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы. 6.14. Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом Госдирекции и приостановить работы. Госдирекция обеспечивает обследование обнаруженных объектов и выявление их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, а также определяет мероприятия по обеспечению сохранности этих объектов. 6.15. Работы, приостановленные Госдирекцией, возобновляются по ее письменному разрешению после устранения возникшей для памятника опасности. 6.16. Осуществление специальных работ по изучению памятников культуры допускается только при наличии разрешений, выдаваемых Госдирекцией. Ведение археологических исследований памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства или ведение таких исследований на территории их зон охраны допускается при наличии у исследователей наряду с открытым листом специального разрешения Госдирекции. 6.17. Ведение раскопок и разведок памятников археологии допускается только при наличии открытых листов. Открытые листы выдаются Академией наук Российской Федерации на исследование памятников археологии, находящихся на территории Российской Федерации. Открытые листы регистрируются Госдирекцией и органами местной власти. 6.18. Организации и граждане, осуществляющие любые виды работ на памятниках, обязаны обеспечивать их сохранность. 6.19. Памятники истории и культуры могут использоваться только в режиме, обеспечивающем их сохранность. 6.20. Запрещается использование памятников и их территорий: - под склады взрывчатых и огнеопасных материалов; - под склады и производство материалов, загрязняющих интерьеры памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны; - под хранилища и производство зерновых, овощных, животноводческих продуктов, а также для содержания животных в хозяйственных целях; - под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных и иных самоходных машин; - под производство, имеющее станки, установки и иные механические двигатели, оказывающие динамические и вибрационные воздействия на конструкции памятника (независимо от мощности); - под производство и лаборатории, связанные с неблагоприятными для памятника температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ. 6.21. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются Госдирекцией и определяются для каждого памятника соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным обязательством или охранным договором. В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. 6.22. Охранно-арендные договоры заключаются арендаторами с Комитетом по управлению государственным имуществом администрации области, Госдирекцией и балансодержателем. 6.23. Охранные обязательства в обязательном порядке выдаются Госдирекции предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Религиозные объединения, в пользование которым предоставляются памятники (культовые здания и сооружения), выдают Госдирекции охранный договор. При использовании религиозными объединениями иных недвижимых памятников, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных или иных целях заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях. 6.24. Предприятия, учреждения, организации и граждане, в пользование которым предоставлены памятники культуры, при невыполнении условий охранно-арендных договоров и охранных обязательств выплачивают штрафы в порядке, установленном Временным положением. 6.25. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранными документами, осуществляются за счет средств пользователей. 6.26. Памятники культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предприятий, учреждений, организаций и граждан в соответствии с действующим законодательством. VII. РЕСТАВРАЦИЯ, РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕМОНТ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ 7.1. Реставрация, реконструкция и ремонт памятников культуры осуществляются только с разрешения Госдирекции и под ее контролем. 7.2. Правила ведения работ по реставрации, реконструкции и ремонту памятников культуры устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации. 7.3. Разрешение на проведение реставрационных и ремонтных работ на памятниках культуры выдается после рассмотрения и согласования с Госдирекцией проектно-сметной документации на эти работы и заключения договора на проведение надзора. 7.4. Работы, выполняемые предприятиями, организациями и гражданами по обследованию состояния, реставрации и ремонту памятников культуры, включая архитектурно-археологические и научно-проектные работы, осуществляются на основе лицензии. Выдача экспертных заключений на указанные работы осуществляет Госдирекция. 7.5. Работы по реставрации и ремонту памятников культуры при нарушении установленного порядка их проведения могут быть приостановлены Госдирекцией до устранения выявленных нарушений. 7.6. Предписание о приостановлении работ выдается Госдирекцией в письменной форме с указанием мероприятий по обеспечению сохранности памятников и требований об устранении нарушений. Данное предписание направляется заказчику работ, производителю работ. 7.7. Госдирекция не несет никакой финансовой и материальной ответственности в случае приостановления работ. 7.8. Реставрация и капитальный ремонт памятников культуры осуществляются за счет средств балансодержателей и арендаторов с долевым участием Госдирекции. VIII. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 8.1. Землями историко-культурного назначения признаются земли, на которых (и в которых) располагаются памятники культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, музеями-заповедниками, а также занятые учреждениями культуры, с которыми связано существование традиционных народных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства. 8.2. Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, установленном в соответствии с федеральным, областным законодательством и Временным положением. 8.3. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются. В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного пользования. 8.4. Земли историко-культурного назначения могут предоставляться в пользование юридическим лицам как непосредственно для историко-культурного назначения, так и для иных общественно-хозяйственных целей, не противоречащих их главному назначению. 8.5. Определение границ земель историко-культурного назначения осуществляется Госдирекцией на основании проектных разработок, в зависимости от категории памятников, совместно с Комитетом по земельным ресурсам и утверждается администрацией области. 8.6. Предоставление пользователям земельных участков на землях историко-культурного назначения согласовывается с Госдирекцией. 8.7. При предоставлении земельных участков на землях историко-культурного назначения, при получении документа, удостоверяющего право юридического или физического лица на землю, таковые обязаны заключить с Госдирекцией охранные обязательства установленного образца по каждому памятнику культуры, находящемуся на отводимой территории. 8.8. На территории земель историко-культурного назначения запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения Госдирекции. При выдаче разрешения, в том числе на пользование земель для нужд сельского хозяйства, Госдирекция определяет при необходимости мероприятия по обеспечению сохранности памятников культуры, осуществление которых возлагается на предприятия, учреждения, организации и граждан, заинтересованных в проведении работ. 8.9. Все виды работ, не оговоренные в охранном обязательстве и в документе на землю, согласовываются в обязательном порядке с Госдирекцией. IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ 9.1. Источники финансирования. Основными источниками финансирования деятельности по охране памятников культуры являются средства республиканского бюджета Российской Федерации, бюджета области. На эти цели также направляются: - доходы организаций государственного хранения памятников культуры; - арендная плата; - отчисления от деятельности специализированных организаций, создаваемых Госдирекцией; - отчисления от доходов от туристической деятельности; - добровольные отчисления и пожертвования юридических и физических лиц; - средства от штрафных санкций за нарушение законодательства об охране памятников; - средства от иных источников, не запрещенных законодательством. Средства, поступающие из всех источников, зачисляются на счет Госдирекции и расходуются только на государственные программы и мероприятия по охране и использованию памятников культуры. X. ПОРЯДОК СДАЧИ В АРЕНДУ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЛАСТИ 10.1. Сдачу в аренду памятников истории и культуры осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом администрации области совместно с Госдирекцией. 10.2. Охранно-арендные договоры оформляются Комитетом по управлению государственным имуществом администрации области и Госдирекцией. Расчет арендной платы осуществляется Госдирекцией с участием Комитета по управлению государственным имуществом администрации области. 10.3. Ранее заключенные охранные и охранно-арендные договоры в отношении памятников культуры подлежат обязательному переоформлению в течение месяца после принятия Временного положения областным Собранием депутатов. 10.4. При сдаче в аренду памятника культуры годовая арендная плата рассчитывается по формуле: Ап = Бу х Кфп х S, где Ап - годовая арендная плата; S - площадь занимаемого помещения; Бу - базовый уровень арендной платы, равный минимальному размеру оплаты труда; Кфп - поправочные коэффициенты. Базовый уровень арендной платы для арендуемых памятников культуры, согласно постановлению областного Собрания депутатов "Об утверждении Положения о порядке сдачи в аренду государственного имущества", устанавливается в размере минимального уровня заработной платы с поправочными коэффициентами за 1 кв. м площади в год. Применяются следующие повышающие и понижающие коэффициенты: 1. Коэффициент, учитывающий особую архитектурную и историческую ценность здания (К арх): - архитектурные памятники до 1812 г. - 2.0; - с 1812 г. до 1850 г. - 1.8; - с 1851 г. по 1900 г. - 1.6; - с 1901 г. по 1917 г. - 1.5; - с 1918 г. по 1930 г. - 1.3; - с 1931 г. по 1950 г. - 1.1; - историческая застройка - 1.5. 2. Коэффициент, учитывающий статус города (Кст): - областной центр - 2.0; - исторические города - 1.5; - сельская местность - 1.0. 3. Коэффициент, учитывающий использование прилегающей к арендному зданию территорий (Кприл) = 1.0 - 2.0. 4. Коэффициент, учитывающий расположение помещения (Крас): - надземная часть - 1.0; - темный подвал - 0.3; - подвал, имеющий дневное освещение - 0.5; - полуподвал, чердак - 0.7. 5. Коэффициент, учитывающий качество строительного материала (Ккач): - дерево - 1.5; - камень - 1.4; - бетон, ж/б - 0.9; - смешанные материалы - 1.1. 6. Коэффициент, учитывающий степень технического обустройства (Коб): - водопровод, канализация, горячая вода, центр. отопление - 1.0; - водопровод, канализация, центральное отопление - 0.8; - водопровод, канализация - 0.6; - отопление, без удобств - 0.5. 7. Коэффициент, учитывающий тип деятельности (Кд): - банковская, биржевая, посредническая, игорный бизнес, гостиницы, коммерческая торговля, рестораны - 2.0; - производство товаров народного потребления, строительство, ремонт и эксплуатация жилья, услуги связи, общественное питание, культура, образование, здравоохранение, физкультура и спорт - 0.5. 8. Коэффициент, учитывающий удобства для коммерческого использования (вход с улицы или двора, расположение внутри квартала или на оживленных улицах и площадях) (Куд) = 0.7 до 2.0. 9. Коэффициент, учитывающий социальную престижность района (удобство подъезда общественного и грузового транспорта, наличие разгрузочных площадок) (Кпрес) = 0.7 - 2.0. Указанные коэффициенты при расчете арендной платы перемножаются. Расчет и перерасчет арендной платы осуществляются Комитетом по управлению государственным имуществом администрации области и Госдирекцией. 10.5. Льготы по арендной плате применяются для арендаторов, по которым приняты нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, органов представительной и исполнительной власти области. Арендная плата за аренду памятников культуры распределяется в следующем порядке: За аренду памятников культуры, стоящих на балансе Госдирекции: - Комитету по управлению государственным имуществом администрации области - 5 процентов с перечислением на р/счет Комитета; - Госдирекции - 95 процентов с перечислением на р/счет Госдирекции; - за аренду памятников культуры, стоящих на балансе предприятий, учреждений, организаций: - Комитету по управлению государственным имуществом администрации области - 5 процентов с перечислением на р/счет Комитета; - Госдирекции - 50 процентов с перечислением на р/счет Госдирекции; - Балансодержателю - 45 процентов с перечислением на р/счет Балансодержателя. 10.6. При восстановлении и реставрации зданий-памятников стоимость работ, произведенных арендатором, засчитывается в счет арендной платы до полного погашения этой суммы, которая пересматривается пропорционально индексации размера арендной платы. Арендная плата не перечисляется до момента полного погашения суммы, затраченной арендатором на восстановительные работы здания-памятника. XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ И РЕСТАВРАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ОБЛАСТИ 11.1. Лица, виновные в невыполнении Временного положения, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами области. 11.2. Юридические и физические лица, причинившие вред памятнику культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник культуры или его охранную зону - возместить причиненные убытки и уплатить штраф, налагаемый Госдирекцией. 11.3. За нарушение режима использования памятника культуры на юридические и физические лица Госдирекцией налагаются штрафы, сумма которых предусмотрена охранно-арендным договором. За нарушение режима использования земель историко-культурного назначения виновные лица подвергаются штрафу согласно действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам области. 11.4. Штрафы налагаются в 2-месячный срок с момента обнаружения правонарушения. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в установленном порядке в 10-дневный срок с момента получения этого постановления. Взыскание штрафа производится в бесспорном порядке на основании постановления Госдирекции. Средства от штрафных санкций за нарушение Временного положения перечисляются во внебюджетный фонд области и используются на ремонт, восстановление, охрану памятников. 11.5. В соответствии с Законом СССР "Об уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства "Об охране и использовании памятников истории и культуры", за нарушение режима использования объектов историко-культурного наследия юридические лица и граждане подвергаются штрафу в следующих размерах: - за производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственную деятельность без разрешения Госдирекции: юридические лица - от 50 до 100 минимальных заработных плат, граждане - от 3 до 10 минимальных заработных плат, должностные лица - от 10 до 15 минимальных заработных плат; - за порчу и уничтожение памятников: юридические лица - от 300 до 500 минимальных заработных плат, граждане - от 3 до 10 минимальных заработных плат, должностные лица - от 5 до 15 минимальных заработных плат; - за работу без лицензии - 50 минимальных заработных плат, - за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных Госдирекцией: юридические лица - от 20 до 30 минимальных заработных плат, должностные лица - от 10 до 20 минимальных заработных плат, граждане - от 5 до 10 минимальных заработных плат. 11.6. Требования Госдирекции по соблюдению Временного положения подлежат безусловному исполнению юридическими и физическими лицами. Временное положение действует до принятия Закона "Об охране, использовании и реставрации объектов историко-культурного наследия Липецкой области". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|