Расширенный поиск

Постановление Администрации Липецкой области от 13.05.2005 № 80

 

                         П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                    
                                                                      
                       АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ                 

13.05.2005г.                     г.Липецк                         N 80

О концепции государственной политики
по защите от паразитарных болезней населения
Липецкой области на период до 2009 года

     В последние годы в области  наблюдаются  негативные  тенденции  в
состоянии  паразитарной заболеваемости, особенно детского населения, а
также регистрация и прогрессирующее распространение  новых,  ранее  не
характерных  для  территории  области  паразитарных заболеваний, также
имеют место проблемы  в  организации  вопросов  профилактики,  раннего
выявления и лечения паразитарных заболеваний.
     В  целях  охраны  и  укрепления  здоровья  населения,   улучшения
эпидемиологической  ситуации  по  паразитарным  заболеваниям в области
администрация Липецкой области

                                ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить  Концепцию  государственной  политики  по  защите  от
паразитарных  болезней  населения  Липецкой  области на период до 2009
года (приложение).
     2.  Управлению  здравоохранения  администрации  области  (Мурузов
В.Х.),  Департаменту  образования и науки администрации области (Таран
Ю.Н.), Управлению ветеринарии администрации области (Николаенков А.Д.)
организовать  широкую  разъяснительную работу среди населения основных
положений Концепции государственной политики по защите от паразитарных
болезней населения Липецкой области на период до 2009 года.
     3. Рекомендовать:
     3.1.  Главам  органов  местного  самоуправления  при   разработке
ежегодных   программ   социально-экономического   развития  территорий
предусматривать  выполнение  мероприятий   Концепции   государственной
политики по защите от паразитарных болезней населения Липецкой области
на период до 2009 года.
     3.2. Главному государственному санитарному врачу Липецкой области
Савельеву  С.И.  обеспечить эффективность эпиднадзора за паразитарными
заболеваниями на территории области.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителей главы администрации области Лебедева Н.В. и Куракову Л.В.



Глава администрации
Липецкой области                                          О.П.Королев



                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                                 администрации области
                                                от 13 мая 2005 г. N 80

                              КОНЦЕПЦИЯ                               
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ             
              ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ПАРАЗИТАРНЫХ БОЛЕЗНЕЙ               
                          НА 2005 - 2009 ГГ.                          

     Данная  Концепция  разработана  в  развитие  и   для   реализации
Концепции  охраны здоровья населения Российской Федерации на период до
2005 г., одобренной распоряжением Правительства  Российской  Федерации
от  31  августа 2000 г. N 1202-р, Концепции развития здравоохранения и
медицинской     науки,     Концепции     развития      государственной
санитарно-эпидемиологической  службы  Российской  Федерации  на 2003 -
2007 гг., утвержденной первым заместителем  министра  здравоохранения,
главным   государственным   санитарным   врачом  Российской  Федерации
22.12.2002, Постановления Правительства РФ  от  26.11.2004  N  690  "О
программе  государственных  гарантий  оказания гражданам РФ бесплатной
медицинской помощи на 2005 г.".
     В Концепции учтены рекомендации парламентских  слушаний  Комитета
по  охране здоровья и спорту Государственной Думы Российской Федерации
от 19 ноября 2002 г. на тему "О государственной политике  по  усилению
профилактики    паразитарных   болезней   в   Российской   Федерации",
Постановление Правительства РФ N 715  от  01.12.2004  "Об  утверждении
перечня   социально   значимых   заболеваний  и  перечня  заболеваний,
представляющих опасность для окружающих".

     1. Состояние  проблемы  и  обоснование  необходимости  разработки
концепции

     В области ежегодно регистрируется около 10  тысяч  случаев  18-ти
нозологий  паразитарных  болезней.  За  последние  5 лет количество их
снизилось  почти  на  40%,  что  в  значительной  степени  обусловлено
сокращением объемов лабораторных исследований.
     Особую тревогу вызывают завозы на территорию области малярии  (за
1999  -  2004 гг. - 16 завозов) в связи с возросшим потоком мигрантов,
сезонных рабочих и коммерсантов из государств - участников Содружества
Независимых  Государств,  а  также  регистрацией на территории области
местных случаев малярии  (1999  г.  и  2001  г.).  В  связи  с  резким
сокращением  в  городах и районах гидротехнических работ по ликвидации
анафелогенных водоемов возросла реальная опасность  инициации  местной
малярии.
     Резко обострилась актуальность проблемы биогельминтозов в связи с
формированием  синантропно-хозяйственных  очагов  трихинеллеза, ростом
заболеваемости токсокарозом, описторхозом, эхинококкозом и др.
     Несмотря  на  снижение  уровня  заболеваемости  энтеробиозом,  он
продолжает  оставаться  в области самым распространенным гельминтозом.
Причем 91,6% от всех заболевших энтеробиозом  составляют  дети  до  14
лет.   Заболеваемость  энтеробиозом  детей  на  некоторых  территориях
области составляет более 9000,0 на 100 тыс. детского населения.
     Сохраняется    большое    количество    организованных    детских
коллективов, где дети поражены энтеробиозом (2003 г. - 64%).
     Интенсивная пораженность  энтеробиозом  регистрируется  в  каждом
третьем     коллективе,    что    свидетельствует    о    несоблюдении
санитарно-эпидемиологического режима на объектах,  что  подтверждается
данными    санитарно-паразитологического    мониторинга:    загрязнено
паразитарными агентами более 10% обследованных ДОУ, ЗДУ, школ.
     Вместе  с  тем  в  работе   по   предупреждению   распространения
паразитозов  в  области  имеют  место недостатки и нерешенные вопросы:
слабая   материально-техническая    база    и    санитарно-техническое
обеспечение  детских дошкольных и образовательных учреждений; медленно
решаются  вопросы  утилизации  промышленных  и  бытовых  отходов,   не
исключены   факты   загрязнения   бытовыми  сточными  водами  водоемов
хозяйственно-бытового назначения, медленно устраняются  нарушения  при
производстве, торговле и в общественном питании.
     Требуют  пересмотра   медико-экономические   стандарты   оказания
амбулаторно-поликлинической  и  стационарной помощи в части реализации
действующего СанПиНа 3.2.1333-03 "Профилактика  паразитарных  болезней
на  территории  РФ",  не  отработана  система  раннего  выявления лиц,
инвазированных гельминтами и кишечными простейшими, недостаточен объем
профилактических  обследований  и  обследований  по эпидемиологическим
показаниям.
     Лечебно-профилактическим  учреждениями   не   в   полном   объеме
выполняется  работа по активному раннему выявлению лиц, инвазированных
гельминтами и кишечными простейшими, сокращен  объем  профилактических
обследований на гельминты и обследований по клиническим показаниям, не
организовано  профилактическое  обследование  населения  на   кишечные
простейшие.  Не  внедрены  в  деятельность  ЛПУ области серологические
методы  диагностики  биогельминтозов,   медленно   внедряются   новые,
информативные методы лабораторной диагностики паразитозов.
     Учреждениями Госсанэпиднадзора  ослаблен  контроль  за  качеством
работы,   проводимой   лечебно-профилактической   сетью,  недостаточна
координация деятельности заинтересованных  служб,  не  организован  на
должном   уровне   санитарно-паразитологический   и   энтомологический
мониторинг.
     Отсутствует должный контроль ЦГСЭН за  внедрением  и  исполнением
заинтересованными    службами    СанПиНа   3.2.1333-03   "Профилактика
паразитарных    болезней    на     территории     РФ"     и     других
нормативно-распорядительных   документов  по  организации  надзора  за
паразитарными заболеваниями.
     Снижена  настороженность  в  отношении  паразитарных  заболеваний
из-за   недостаточного   уровня  подготовки  специалистов  по  данному
вопросу.  Необходимо   внедрение   системы   подготовки   специалистов
общемедицинской   сети,  санитарно-эпидемиологической  и  ветеринарной
служб,  а  также  работников  детских  дошкольных  и   образовательных
учреждений.
     На  большинстве  территорий  вопросы  профилактики   паразитарных
болезней не выносятся на рассмотрение органов местного самоуправления,
санитарно-противоэпидемических   комиссий.    Требуется    комплексное
решение  вопросов  профилактики  паразитарных  заболеваний, с участием
органов образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства,
ветеринарного надзора, органов внутренних дел.
     Концепция является основой для разработки мероприятий  в  области
профилактики  паразитарных  заболеваний, предусматривающих объединение
усилий всех заинтересованных служб и ведомств.

     2. Основные цели и задачи Концепции

     Основной целью Концепции защиты  населения  Липецкой  области  от
паразитарных  болезней является создание системы диагностики, лечения,
профилактики паразитарных заболеваний, обеспечения  паразитологической
безопасности     среды    обитания,    сформировавшегося    вследствие
распространенности паразитарных болезней в области, улучшение в  связи
с   этим   состояния  здоровья,  качества  и  продолжительности  жизни
населения  области,  осуществление  мониторинга  с   целью   выработки
организационных решений.
     Задачи Концепции:
     - признание  профилактики,  диагностики  и  лечения  паразитарных
заболеваний  как  социально  обусловленных  и  представляющих угрозу и
опасность для окружающих;
     -  признание  борьбы  с  паразитарными  заболеваниями  одним   из
приоритетных  направлений  взаимодействия исполнительной власти и всех
заинтересованных служб и ведомств;
     -   повышение   качества   медицинской   помощи   населению   при
паразитарных инвазиях;
     -               совершенствование                государственного
санитарно-эпидемиологического надзора за паразитарными заболеваниями в
соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

     3. Основные принципы Концепции:

     В    целях    успешной    реализации     Концепции     необходимо
руководствоваться следующими принципами:
     - приоритет оздоровительных  и  профилактических  мер  в  области
противопаразитарных мероприятий;
     -  наличие  социально  ориентированной  политики  региональных  и
муниципальных   органов   власти,  а  также  системы  здравоохранения,
направленной  на  качественное  улучшение  специализированной   помощи
населению   при   паразитарной   инвазии   и  осуществление  первичной
профилактики паразитарных заболеваний;
     - совместная работа лечебной сети, санитарно-эпидемиологической и
ветеринарной    служб,   органов   образования,   социальной   защиты,
коммунальных  и  других   заинтересованных   служб   по   профилактике
паразитарных заболеваний среди людей и животных;
     -  дальнейшее  развитие   системы   санитарно-эпидемиологического
мониторинга за паразитозами;
     - обеспечение эффективных  методов  диагностики  и  лечения  лиц,
больных паразитарными заболеваниями;
     - совершенствование системы подготовки и  повышения  квалификации
медицинского  персонала и подготовки педагогических кадров по вопросам
профилактики паразитарных заболеваний;
     - развитие системы внедрения в образовательный  процесс  программ
профилактической   направленности,  предусматривающих  обучение  детей
жизненным навыкам,  безопасному  поведению  и  формированию  здорового
образа жизни, в части профилактики паразитарных заболеваний;
     - создание  постоянно  действующей  информационно-образовательной
системы  для  распространения  среди населения санитарно-гигиенических
знаний  о  мерах  личной  и  общественной  профилактики   паразитарных
болезней  с  учетом  специфических  особенностей отдельных социальных,
профессиональных и возрастных групп.

     4. Основные направления деятельности в области  защиты  населения
Липецкой   области  от  паразитарных  болезней,  механизмы  реализации
Концепции

     Определены следующие направления деятельности по защите населения
Липецкой области от паразитарных болезней:
     4.1. В области профилактики:
     -  формирование  эффективной  стратегии  первичной   профилактики
паразитарных заболеваний;
     -  разработка   и   реализация   профилактических   программ   по
предупреждению паразитарных заболеваний в группах риска;
     -  обеспечение  эффективно  работающей  системы  мониторинга   за
паразитарной  чистотой  продуктов  питания,  воды  и  почвы,  объектов
внешней среды.
     4.2. В области социальной политики:
     - решение  вопроса  об  организации  бесплатного  лечения  детей,
больных   паразитарными   заболеваниями,   в   организованных  детских
коллективах;
     - решение вопроса о выделении средств из  областного  бюджета  на
уничтожение   кровососущих  насекомых,  клещей  и  грызунов  в  местах
рекреации на природно-очаговых территориях;
     - обеспечение государственных гарантий  бесплатного  и  льготного
обеспечения   населения   медикаментами  для  лечения  и  профилактики
паразитозов;
     - проведение мероприятий по уничтожению  кровососущих  насекомых,
клещей,  грызунов  в местах распределения на эндемичных территориях за
счет регионального, муниципального и местного бюджетов.
     4.3.  В  области  амбулаторной  и  стационарной  помощи   больным
паразитарными заболеваниями:
     - обеспечение доступности специализированной помощи;
     - внедрение современных и эффективных методов ранней  диагностики
паразитарных заболеваний
     -   развитие   диагностической   базы    (материально-техническое
обеспечение  и  подготовка  персонала)  в  амбулаторно-поликлинических
учреждениях   для    обеспечения    скрининговой    (профилактической)
диагностики паразитарных заболеваний;
     -  развитие  сети  дневных  стационаров   и   стационарзамещающих
технологий;
     -         укрепление         материально-технической         базы
лечебно-профилактических  учреждений  в  целях  внедрения  современных
методов диагностики и лечения паразитологических больных.
     4.4.  В  области   совершенствования   системы   государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:
     - обеспечение  эффективного  надзора  за  обеспечением  населения
доброкачественной   питьевой   водой  и  предотвращение  паразитарного
загрязнения водоемов и почвы сточными водами;
     -    обеспечение    эффективной    системы    эпидемиологического
расследования    социально   и   эпидемиологически   значимых   очагов
паразитарных заболеваний в полном объеме;
     -  обеспечение  системы  координирования  деятельности  служб   и
ведомств по профилактике паразитарных заболеваний;
     -    укрепление    материально-технической    базы     учреждений
госсанэпидслужбы     в    целях    внедрения    современных    методов
санитарно-паразитологического    и    эпидмониторинга     паразитарных
заболеваний.
     4.5. В области совершенствования ветеринарно-санитарного надзора:
     - усиление надзора за содержанием сельскохозяйственных и домашних
животных, численностью безнадзорных животных;
     -    обеспечение    качества    и    паразитарной    безопасности
животноводческой продукции в процессе ее производства и реализации;
     -    обеспечение    эффективной    системы    эпидемиологического
расследования  очагов  паразитарных  зоонозных  заболеваний  в  полном
объеме.

     5. Механизм реализации государственной политики в области  защиты
населения Липецкой области от паразитарных болезней

     Основными   элементами   механизма   реализации   государственной
политики  в  области защиты населения Липецкой области от паразитарных
болезней являются следующие:
     - обеспечение качественной медицинской помощи населению;
     - обеспечение паразитарной  чистоты  продуктов  питания,  воды  и
почвы, объектов внешней среды;
     -  проведение  постоянной   пропаганды   принципов   профилактики
паразитарных заболеваний на основе современных требований федерального
законодательства.

Информация по документу
Читайте также