Расширенный поиск
Постановление Главы администрации города Липецка от 02.08.2000 № 3542П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА 02.08.2000г. г.Липецк N 3542 Утратилo силу - Постановление Главы города Липецка от 19.03.2009 г. N 564 Об утверждении Положений о муниципальных общеобразовательных учреждениях гимназии, лицее, школе с углубленным изучением отдельных предметов (В редакции Постановления Главы администрации города Липецка от 11.04.2003 г. N 1563) На основании Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в ред. от 16.11.1997), Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.1994 N 1008 (в ред. от 15.01.1997), в целях обеспечения вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития граждан в соответствии с их склонностями и интересами, поддержки инновационных образовательных учреждений постановляю: 1. Утвердить Положение о муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии г. Липецка (приложение N 1). 2. Утвердить Положение о муниципальном общеобразовательном учреждении лицее г. Липецка (приложение N 2). 3. Утвердить Положение о муниципальном общеобразовательном учреждении школе с углубленным изучением отдельных предметов г. Липецка (приложение N 3). И.о.главы администрации города Липецка В.М.Глебов Приложение N 1 к постановлению главы администрации города Липецка от 2 августа 2000 г. N 3542 ПОЛОЖЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ГИМНАЗИИ Г. ЛИПЕЦКА I. Общие положения 1.1. Гимназия является муниципальным общеобразовательным учреждением. 1.2. Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия (далее - Гимназия) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Гимназия - вид общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования, ориентированного на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, формирование широко эрудированной высоконравственной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности. Гимназия призвана обеспечить максимально благоприятные условия организации образовательного процесса, направленные на интеграцию получаемых знаний. Гимназия дает разностороннее, универсальное, комплексное образование высокого уровня, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности интегрироваться в систему мировых и национальных культур. 1.3. В своей деятельности Гимназия руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", иными законодательными и подзаконными нормативными актами, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, постановлениями и распоряжениями главы администрации г. Липецка, Уставом Гимназии и настоящим Положением. 1.4. Деятельность Гимназии строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования. 1.5. Гимназия является юридическим лицом, имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, штамп, бланки. Гимназия имеет собственный расчетный и иные счета в кредитных учреждениях. 1.6. Учредителем Гимназии является управление образования администрации г. Липецка (далее - Учредитель). Отношения между Учредителем и Гимназией определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ. 1.7. Основными целями Гимназии являются: - реализация идеи общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации содержания образования; - выявление наиболее способных и одаренных детей; создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности; формирование потребности к саморазвитию и самообучению; - формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ; - воспитание гражданственности и патриотизма. 1.8. Для достижения целей Гимназия имеет право: - самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы; - разрабатывать и утверждать учебный план и расписание занятий; - выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания; - самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации учащихся; - реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные; - привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств; - устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными. 1.9. В Гимназии не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций. 1.10. Гимназия несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся. II. Образовательный процесс 2.1. Гимназия осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования: II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 - 3 года). Гимназия вправе иметь в качестве образовательного подразделения ступень начального общего образования (1 - 4 классы) - прогимназию. 2.2. Содержание образования в Гимназии строится на широкой гуманитарной базе программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования повышенного уровня сложности при условии общей гуманизации. Гуманизация образования обеспечивается: - нацеленностью содержания, организации и технологии обучения на общекультурное развитие личности, формирование мировоззрения и гуманистического сознания, усвоение универсальных способов познания действительности, овладение средствами мыслительной деятельности; - расширением и углублением программ традиционных предметов, введением новых нетрадиционных предметов; - изучением иностранных языков (в профильных классах - не менее двух) как условием становления культурного потенциала личности. 2.3. Общее образование определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Гимназией с учетом государственных образовательных стандартов. 2.4. Организация образовательного процесса в Гимназии осуществляется по индивидуальным учебным планам, реализующим принцип модульного формирования гимназического компонента образования. 2.5. Вариативность учебного плана Гимназии реализуется за счет: - индивидуального, выбираемого Гимназией набора предметов и курсов; - использования новых программ, отвечающих требованиям интегративно - гуманитарного подхода; - введения программ, формирующих знания на уровне инвариантных понятий в рамках индивидуального компонента учебного плана. 2.6. Обучение строится на основе гибких форм организации образовательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личные способности учащихся и их развитие через различные виды деятельности. 2.7. Наиболее подготовленные учащиеся могут заниматься по индивидуальным учебным планам и программам, осваивать отдельные курсы в порядке экстерната. 2.8. Гимназия по желанию родителей оказывает помощь и содействие в создании условий для освоения общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната. 2.9. Количество учащихся в классах Гимназии составляет 20 человек. Классы делятся на две или три подгруппы при изучении информатики и вычислительной техники, профильных предметов в 8 - 11 классах, на занятиях по физкультуре в 5 - 11 и иностранному языку в 1 - 11 классах. Деление на подгруппы по другим предметам проводится по решению Совета Гимназии в пределах имеющихся ассигнований. Разрешается объединять классы по параллелям для чтения лекций по всем дисциплинам, оставшиеся часы использовать для проведения консультаций, индивидуально - групповых и факультативных занятий. 2.10. В соответствии с уставными целями и задачами Гимназия вправе реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные дополнительные образовательные услуги (на договорной основе). 2.11. Дисциплина в Гимназии поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогических работников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается. III. Участники образовательного процесса 3.1. Участниками образовательного процесса в Гимназии являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Порядок приема в Гимназию в части, не урегулированной Законом РФ "Об образовании", определяется настоящим Положением и закрепляется в Уставе Гимназии. 3.3. В Гимназию принимаются учащиеся 1 - 4 (при наличии прогимназии), 5 - 11 классов независимо от места жительства. Прием учащихся осуществляется по результатам тестирования. Содержание и форма тестирования разрабатываются Гимназией самостоятельно. 3.4. Гимназия обязана ознакомить учащихся и их родителей с Уставом Гимназии и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в Гимназии. 3.5. Учащиеся, слабо усвоившие программу гимназических профильных классов, решением Педагогического совета могут быть переведены в непрофильные классы. 3.6. Учащиеся, не усвоившие образовательную программу предыдущего уровня, к обучению на следующей ступени общего образования не допускаются. 3.7. Отчисление учащихся из Гимназии возможно по решению Педагогического совета Гимназии: - на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, требующего щадящего учебного режима; - в случае академической неуспеваемости по программам повышенной сложности; - в случае грубых и неоднократных нарушений Устава Гимназии, Правил поведения учащихся (при условии достижения учащимся возраста четырнадцати лет). Решение об отчислении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается Педагогическим советом Гимназии с предварительного согласия органа опеки и попечительства. Решение Педагогического совета об отчислении обучающегося оформляется приказом директора Гимназии. Об отчислении учащегося директор Гимназии в трехдневный срок информирует Учредителя. Управление образования администрации г. Липецка совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом общеобразовательном учреждении. 3.8. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом Гимназии и иными предусмотренными Уставом локальными актами. 3.9. Основное общее образование и итоговая аттестация по его завершении являются обязательными. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному учащемуся сохраняет силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. 3.10. Выпускники Гимназии получают документ установленного для общеобразовательных учреждений образца с указанием вида общеобразовательного учреждения и изученных предметов. IV. Управление Гимназией 4.1. Управление Гимназией строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются Конференция, Совет Гимназии, Педагогический совет, Попечительский совет и другие формы. Высшим органом самоуправления Гимназией является Конференция. Она проводится не реже 1 раза в год по инициативе Совета Гимназии. Делегаты с правом решающего голоса избираются на Конференцию собраниями коллективов учащихся II и III ступеней, педагогов и других работников Гимназии, родителей. Общее руководство Гимназией осуществляет Совет Гимназии, избираемый на два года и состоящий из представителей учащихся, их родителей (законных представителей), выпускников и педагогических работников Гимназии. Порядок формирования Совета Гимназии определяется Уставом Гимназии. Попечительский совет Гимназии является добровольным объединением меценатов, созданным для содействия внебюджетному финансированию Гимназии и оказанию ей материальной, организационной, консультативной и иной помощи. Попечительский совет участвует в управлении Гимназией путем принятия обязательных для Гимназии решений по использованию передаваемых ей средств и имущества объединенного спонсорского фонда. В целях развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в Гимназии действует Педагогический совет - коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников Гимназии, действующий под председательством директора Гимназии. 4.2. Непосредственное управление Гимназией осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию и назначаемый Учредителем. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности Гимназии, не входящие в компетенцию органов самоуправления Гимназии и Учредителя. 4.3. Комплектование штата работников Гимназии осуществляется путем заключения трудовых договоров (контрактов). В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, могут заключаться срочные трудовые договоры (контракты). По решению Совета Гимназии отдельные должности педагогических работников Гимназии могут замещаться по конкурсу. V. Финансирование и хозяйственная деятельность 5.1 Гимназия владеет и пользуется муниципальным имуществом на праве оперативного управления и вправе распоряжаться этим имуществом с согласия комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Липецка. 5.2. Финансирование Гимназии осуществляется за счет средств местного бюджета. 5.3. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Гимназии являются: - бюджетные и внебюджетные средства; - добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц; - собственные средства Учредителя; - средства от дополнительной деятельности по оказанию услуг населению и организациям по договору; - другие источники в соответствии с действующим законодательством. Привлечение Гимназией дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов финансирования из бюджета. Неиспользованные в текущем финансовом году средства не могут быть изъяты у Гимназии или зачислены учредителем в объем финансирования следующего года. 5.4. Гимназии принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности Гимназии, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 5.5. Доход от платных дополнительных образовательных услуг реинвестируется в Гимназию, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по ее усмотрению. 5.6. Гимназия может осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную Уставом Гимназии, и распоряжаться доходами от этой деятельности. 5.7. Гимназия самостоятельно распоряжается принадлежащими ей денежными средствами. 5.8. Гимназия несет ответственность за сохранность и эффективное использование переданного ей в оперативное управление имущества. 5.9. Гимназия пользуется приоритетным правом в снабжении новыми техническими средствами обучения, компьютерами, множительной техникой, наглядными пособиями, методической литературой и другими средствами образовательного процесса. 5.10. В Гимназии осуществляется равное финансирование деления на подгруппы предметов (информатика 5 - 11 классы, иностранный язык 1 - 11 классы, физическая культура 10 - 11 классы, технология 5 - 11 классы), часы на изучение которых заложены в инвариантной и вариативной части учебного плана. 5.11. Оплата труда работников Гимназии и их материальное стимулирование осуществляется в соответствии с действующими условиями оплаты труда. Педагогическим работникам Гимназии производится повышение должностных окладов в размере 15% за работу в инновационном учреждении. (Пункт в редакции Постановления Главы администрации города Липецка от 11.04.2003 г. N 1563) 5.12. Должностные оклады директора и его заместителей устанавливаются на уровне должностных окладов директора и заместителей средних общеобразовательных школ при максимальном контингенте учащихся. Директору и его заместителям производится повышение должностных окладов в размере 50% за организацию инновационной и опытно - экспериментальной работы. (Пункт в редакции Постановления Главы администрации города Липецка от 11.04.2003 г. N 1563) 5.13. В штатное расписание Гимназии дополнительно вводятся: ставки заместителя директора (из расчета 0,5 ставки на каждые 5 классов (свыше 30 классов), но не менее одной на учреждение), ставки педагога - психолога (из расчета 1 ставка на каждые 15 классов, но не более двух), ставки освобожденного классного воспитателя (из расчета 1 ставка на каждые два класса - на 5 - 12 классы), 1 ставка делопроизводителя, 1 ставка лаборанта аналитической и научно - методической служб, 1 ставка социального педагога, 10 ставок педагога дополнительного образования для организации индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой деятельности учащихся. 5.14. Ставки заработной платы преподавателей Гимназии и прогимназии устанавливаются из расчета 18 часов в неделю, из них 3 часа отводятся на педагогическое руководство самообразованием учащихся, научное руководство самостоятельными работами гимназистов и на научно - методическую и опытно - экспериментальную работу педагогов или на подготовку программ и предметов углубленного изучения. 5.15. Финансирование материальных затрат Гимназии из утвержденного бюджета устанавливается с коэффициентом 1,5. 5.16. Гимназистам, достигшим высоких результатов в учении и проявившим склонность к творческой и научной деятельности, назначается стипендия за счет имеющихся у Гимназии фондов или предоставляемых спонсорских средств. Размер и количество стипендий утверждаются Советом Гимназии. По представлению Совета Гимназии для особо одаренных учащихся Гимназии управление образования администрации г. Липецка вправе назначать 2 стипендии в год из бюджета города. VI. Реорганизация и ликвидация Гимназии 6.1. Деятельность Гимназии может быть прекращена путем реорганизации и ликвидации. 6.2. Гимназия может быть реорганизована в иное образовательное учреждение по решению Учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств Гимназии или если Учредитель принимает эти обязательства на себя. При реорганизации Гимназии ее Устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 6.3. Ликвидация Гимназии осуществляется по решению Учредителя или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования. 6.4. При ликвидации Гимназии денежные средства и иное имущество, принадлежащее ей на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются на цели развития образования в соответствии с Уставом Гимназии. 6.5. Гимназия в целях реализации государственной, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово - хозяйственных, по личному составу и других), обеспечивает передачу на государственное хранение документов в архив г. Липецка в соответствии с установленным перечнем, хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу. Начальник управления образования администрации города Липецка Н.С.Федорова Приложение N 2 к постановлению главы администрации города Липецка от 2 августа 2000 г. N 3542 ПОЛОЖЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЛИЦЕЕ Г. ЛИПЕЦКА I. Общие положения 1.1. Лицей является муниципальным общеобразовательным учреждением. 1.2. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей (далее - Лицей) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Лицей - вид муниципального общеобразовательного учреждения, ориентированный на обучение и воспитание интеллектуальной личности и обеспечивающий непрерывность среднего и высшего образования, организует повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, имеет четко выраженную специализацию учебного процесса, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала учащихся, способствует овладению ими навыками самостоятельной и научно - исследовательской работы. 1.3. В своей деятельности Лицей руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", иными законодательными и подзаконными нормативными актами, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, постановлениями и распоряжениями главы администрации г. Липецка, Уставом Лицея и настоящим Положением. 1.4. Деятельность Лицея строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования. 1.5. Лицей является юридическим лицом, имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, штамп, бланки. Лицей имеет собственный расчетный и иные счета в кредитных учреждениях. 1.6. Учредителем Лицея является управление образования администрации г. Липецка (далее - Учредитель). Отношения между Учредителем и Лицеем определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ. Допускается совместное учредительство Лицея управлением образования администрации г. Липецка с одним из высших учебных заведений города. 1.7. Лицей в соответствии с законодательством РФ вправе входить в объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), в том числе с участием общественных и иных некоммерческих организаций. Указанные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими учредительными документами. Порядок регистрации и деятельности указанных объединений регулируется законом. 1.8. Основными целями Лицея являются: - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства; - обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования; - содействие повышению интеллектуального потенциала общества; - подготовка к продолжению образования в университетах и других высших учебных заведениях. 1.9. Для достижения целей Лицей имеет право: - самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы; - разрабатывать и утверждать учебный план и расписание занятий; - выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания; - самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации учащихся; - реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе платные; - привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств; - устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями. 1.10. В Лицее не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций. 1.11. Лицей несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся. II. Образовательный процесс 2.1. Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования: II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 - 3 года). Лицей вправе иметь в качестве образовательного подразделения ступень начального общего образования (1 - 4 классы). 2.2. Лицей работает по индивидуальному учебному плану и программам, включающим базовый компонент образования. Учебный план и программы разрабатываются педагогическим коллективом Лицея совместно с кафедрами вузов и согласуются с органами управления образованием. 2.3. Образовательный процесс в Лицее носит личностно - гуманистическую направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам образовательной деятельности и отличается нацеленностью содержания, организации и технологии обучения на общекультурное развитие личности, формирование мировоззрения и усвоение универсальных способов познания действительности, овладение средствами мыслительной деятельности. 2.4. Лицеистам предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности как в Лицее, так и на кафедрах вузов. Наиболее подготовленные учащиеся могут заниматься по индивидуальным учебным планам и программам, осваивать отдельные курсы в порядке экстерната. 2.5. Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов: а) базового федерального, б) самостоятельно определяемого лицеем, исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). 2.6. В целях наблюдения за состоянием здоровья, развитием, выявления одаренности и коррекции поведения учащихся в Лицее создается медико - психологическая служба. 2.7. Лицей по желанию родителей оказывает помощь и содействие в создании условий для освоения общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната. 2.8. Количество учащихся в классах Лицея составляет 20 человек. Классы делятся на две или три подгруппы при изучении информатики и вычислительной техники, профильных предметов в 8 - 11 классах, на занятиях по физкультуре в 5 - 11 и иностранному языку в 1 - 11 классах. Деление на подгруппы по другим предметам проводится по решению Совета Лицея в пределах имеющихся ассигнований. Разрешается объединять классы по параллелям для чтения лекций по всем дисциплинам, оставшиеся часы использовать для проведения консультаций, индивидуально - групповых и факультативных занятий. 2.9. В соответствии с уставными целями и задачами Лицей вправе реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные дополнительные образовательные услуги (на договорной основе). 2.10. Дисциплина в Лицее поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. III. Участники образовательного процесса 3.1. Участниками образовательного процесса в Лицее являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Порядок приема учащихся в Лицей в части, не урегулированной Законом РФ "Об образовании", определяется настоящим Положением и закрепляется в Уставе Лицея. 3.3. В Лицей принимаются учащиеся 1 - 11 классов независимо от места жительства. Прием учащихся осуществляется по результатам тестирования. Содержание и форма тестирования разрабатываются Лицеем самостоятельно. 3.4. Лицей обязан ознакомить учащихся и их родителей с Уставом Лицея и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в Лицее. 3.5. Учащиеся, не усвоившие образовательную программу предыдущего уровня, к обучению на следующей ступени общего образования не допускаются. 3.6. Отчисление учащихся из Лицея возможно по решению Педагогического совета Лицея: - на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, требующего щадящего учебного режима; - в случае академической неуспеваемости по программам повышенной сложности; - в случае грубых и неоднократных нарушений Устава Лицея, Правил поведения учащихся (при условии достижения учащимся возраста четырнадцати лет). Решение об отчислении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается Педагогическим советом Лицея с предварительного согласия органа опеки и попечительства. Решение Педагогического совета Лицея об отчислении обучающегося оформляется приказом директора Лицея. Об отчислении учащегося директор Лицея в трехдневный срок информирует Учредителя. Управление образования администрации г. Липецка совместно с родителями (законными представителями) отчисленного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом общеобразовательном учреждении. 3.7. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом Лицея и иными предусмотренными Уставом локальными актами. 3.8. Основное общее образование и итоговая аттестация по его завершении являются обязательными. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному учащемуся сохраняет силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. 3.9. Выпускники Лицея получают документ установленного для общеобразовательных учреждений образца с указанием вида общеобразовательного учреждения и изученных предметов. IV. Управление Лицеем 4.1. Управление Лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Лицея являются Конференция, Совет Лицея, Педагогический совет, Попечительский совет, Методический совет, Ученый совет, Лицейская Дума. Высшим органом самоуправления Лицея является Конференция. Она собирается не реже 1 раза в год по инициативе Совета Лицея. Делегаты с правом решающего голоса избираются на Конференцию собраниями коллективов учащихся II и III ступеней, педагогов и других работников Лицея, родителей. В период между конференциями постоянно действует Совет Лицея. Совет Лицея организует и координирует совместные действия педагогов, учащихся и родителей. Порядок формирования Совета Лицея определяется Уставом Лицея. Педагогический совет Лицея является коллегиальным органом, объединяющим педагогических работников Лицея, решающим основные вопросы образовательного процесса, обобщающим опыт работы педагогического коллектива, определяющим главные направления развития Лицея. Педагогический совет Лицея действует под председательством директора Лицея. Попечительский совет Лицея является добровольным объединением меценатов, созданным в целях оказания ему материальной, организационной, консультативной и иной помощи. Ученый совет Лицея является совещательным органом, определяющим стратегию и тактику сотрудничества Лицея и вузов. Методический совет является главным консультативным органом Лицея. Он призван координировать усилия различных служб, подразделений Лицея, педагогов, направленные на развитие научно - методического обеспечения образовательного процесса, инновационной деятельности педагогического коллектива. Лицейская Дума является коллективным органом самоуправления лицеистов. 4.2. Непосредственное управление Лицеем осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию и назначаемый Учредителем. Директор действует на основе единоначалия, самостоятельно решает все вопросы деятельности Лицея, не входящие в компетенцию органов самоуправления Лицея и Учредителя. 4.4. Комплектование штата работников Лицея осуществляется путем заключения трудовых договоров (контрактов). В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, могут заключаться срочные трудовые договоры (контракты). По решению Совета Лицея отдельные должности педагогических работников Лицея могут замещаться по конкурсу. V. Финансирование и хозяйственная деятельность 5.1. Лицей владеет и пользуется муниципальным имуществом на праве оперативного управления и вправе распоряжаться этим имуществом с согласия комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Липецка. 5.2. Финансирование Лицея осуществляется за счет средств местного бюджета. 5.3. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Лицея являются: - бюджетные и внебюджетные средства; - добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц; - собственные средства Учредителя; - средства от дополнительной деятельности по оказанию услуг населению и организациям по договору; - другие источники в соответствии с действующим законодательством. Привлечение Лицеем дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов финансирования из бюджета. Неиспользованные в текущем финансовом году средства не могут быть изъяты у Лицея или зачислены Учредителем в объем финансирования следующего года. 5.4. Лицею принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности Лицея, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 5.5. Доход от платных дополнительных образовательных услуг реинвестируется в Лицей, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. 5.6. Лицей вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную Уставом Лицея, и распоряжаться доходами от этой деятельности. 5.7. Лицей самостоятельно распоряжается принадлежащими ему денежными средствами. 5.8. Лицей несет ответственность за сохранность и эффективное использование переданного ему в оперативное управление имущества. 5.9. Лицей пользуется приоритетным правом в снабжении новыми техническими средствами обучения, компьютерами, множительной техникой, наглядными пособиями, методической литературой и другими средствами образовательного процесса. 5.10. В Лицее осуществляется равное финансирование деления на подгруппы предметов (информатика 5 - 11 классы, иностранный язык 1 - 11 классы, физическая культура 10 - 11 классы, технология 5 - 11 классы), часы на изучение которых заложены в инвариантной и вариативной части учебного плана. 5.11. Оплата труда работников Лицея и их материальное стимулирование осуществляется в соответствии с действующими условиями оплаты труда. Педагогическим работникам Лицея производится повышение должностных окладов в размере 15% за работу в инновационном учреждении. (Пункт в редакции Постановления Главы администрации города Липецка от 11.04.2003 г. N 1563) 5.12. Должностные оклады директора и его заместителей устанавливаются на уровне должностных окладов директора и заместителей средних общеобразовательных школ при максимальном контингенте учащихся. Директору и его заместителям производится повышение должностных окладов в размере 50% за организацию инновационной и опытно - экспериментальной работы. (Пункт в редакции Постановления Главы администрации города Липецка от 11.04.2003 г. N 1563) 5.13. В штатное расписание Лицея дополнительно вводятся: ставки заместителя директора (из расчета 0,5 ставки на каждые 5 классов (свыше 30 классов), но не менее одной на учреждение), ставки педагога - психолога (из расчета 1 ставка на каждые 15 классов), но не более двух), ставки освобожденного классного воспитателя (из расчета 1 ставка на каждые два класса - на 5 - 12 классы), 1 ставка делопроизводителя, 1 ставка лаборанта аналитической и научно - методической служб, 1 ставка социального педагога, 10 ставок педагога дополнительного образования для организации индивидуальной и внеурочной работы по развитию творческой деятельности учащихся. 5.14. Ставки заработной платы преподавателей Лицея устанавливаются из расчета 18 часов в неделю, из них 3 часа отводятся на педагогическое руководство самообразованием учащихся, научное руководство самостоятельными работами лицеистов, на научно - методическую и опытно - экспериментальную работу педагогов или на подготовку программ и предметов углубленного изучения. 5.15. Финансирование материальных затрат Лицея из утвержденного бюджета устанавливается с коэффициентом 1,5. 5.16. Лицеистам, достигшим высоких результатов в учении и проявившим склонность к творческой и научной деятельности, назначается стипендия за счет имеющихся у Лицея фондов или предоставляемых спонсорских средств. Размер и количество стипендий утверждаются Советом Лицея. По представлению Совета Лицея для особо одаренных учащихся Лицея управление образования администрации г. Липецка вправе назначать 2 стипендии в год из бюджета города. VI. Реорганизация и ликвидация Лицея 6.1. Деятельность Лицея может быть прекращена путем реорганизации и ликвидации. 6.2. Лицей может быть реорганизован в иное образовательное учреждение по решению Учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств Лицея или если Учредитель принимает эти обязательства на себя. При реорганизации Лицея его Устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 6.3. Ликвидация Лицея осуществляется по решению Учредителя или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования. 6.4. При ликвидации Лицея денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются на цели развития образования в соответствии с Уставом Лицея. 6.5. Лицей в целях реализации государственной, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово - хозяйственных, по личному составу и других), обеспечивает передачу на государственное хранение документов в архив г. Липецка в соответствии с установленным перечнем, хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу. Начальник управления образования администрации города Липецка Н.С.Федорова Приложение N 3 к постановлению главы администрации города Липецка от 2 августа 2000 г. N 3542 ПОЛОЖЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. ЛИПЕЦКА I. Общие положения 1.1. Школа с углубленным изучением отдельных предметов является муниципальным общеобразовательным учреждением. 1.2. Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с углубленным изучением отдельных предметов (далее - Школа) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе и программы углубленного изучения одного или нескольких предметов. 1.3. В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", иными законодательными и подзаконными нормативными актами, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, постановлениями и распоряжениями главы администрации г. Липецка, Уставом Школы и настоящим Положением. 1.4. Школа является юридическим лицом. Школа имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, штамп, бланки. Школа имеет собственный расчетный и иные счета в кредитных учреждениях. 1.5. Учредителем Школы является управление образования администрации г. Липецка (далее - Учредитель). Отношения между Учредителем и Школой определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ. 1.6. Целями и задачами, определяющими деятельность Школы, являются: - ориентирование на воспитание и обучение детей, способных к активному интеллектуальному труду, формирование интеллигентной личности, готовой к творческой деятельности; - развитие способностей учащихся на основе углубления знаний в определенной области наук, формирование у них устойчивого интереса в избранном направлении. Школы с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла дополнительно осуществляют профессиональную ориентацию и подготовку школьников по одному из видов искусств; - формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры; - воспитание гражданственности и патриотизма. 1.7. Для реализации основных задач Школа имеет право: - самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы; - разрабатывать и утверждать учебный план и расписание занятий; - выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания в пределах, определенных законодательством РФ в области образования; - реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги; - привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств. 1.8. В Школе не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций. 1.9. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество общего образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся. II. Образовательный процесс 2.1. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ одной ступени образования: III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 - 3 года). Школа вправе иметь в качестве структурных подразделений начальную и основную общеобразовательные школы. Углубленное изучение предметов, повышенный уровень образования для части учащихся 1 - 9 классов могут быть обеспечены и без деления на общеобразовательные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов за счет индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также за счет реализации вариативных образовательных программ. 2.2. Организация образовательного процесса в школе строится на основе индивидуального учебного плана, разработанного учреждением самостоятельно в соответствии с рекомендациями Российского базисного учебного плана, с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников и методических рекомендаций, разработанных для учреждений данного вида. 2.3. Параллельно с классами углубленного изучения отдельных предметов в Школе могут функционировать классы, осуществляющие обучение по типовой государственной программе. 2.4. Учащиеся классов с углубленным изучением отдельных предметов имеют право перехода в класс, обучающийся по типовой программе. 2.5. В классах с углубленным изучением отдельных предметов при разработке программ по другим предметам должен быть соблюден объем материала, предусмотренный базисным учебным планом. 2.6. Для создания и реализации образовательной программы могут привлекаться профессорско - преподавательский состав вузов, сотрудники научно - исследовательских учреждений, учреждений культуры и т.д. 2.7. Помимо обычных учебных кабинетов Школа должна иметь специальные кабинеты - мастерские с лаборантскими, комнаты для индивидуальных занятий по музыке, класс для занятий по хореографии, выставочно - концертный зал. 2.8. Количество учащихся в классах составляет 20 человек. В школах с углубленным изучением иностранного языка (языков) для проведения уроков иностранного языка класс делится на 3 подгруппы, начиная со второго класса. В Школе с углубленным изучением предметов для проведения практических занятий по профилирующим дисциплинам класс делится на две подгруппы. 2.9. При проведении занятий в школах с углубленным изучением предметов художественно - эстетического цикла класс делится на 2 подгруппы на занятиях по рисунку, живописи, композиции, декоративно - прикладному и народному искусству, скульптуре, основам художественного проектирования и конструирования, художественно - оформительским работам, художественной фотографии, музыкальной литературе, сольфеджио и теории музыки, ритмике и танцу, основам дирижирования, партерному экзерсису, классическому танцу, народно - сценическому танцу, общедоступной хореографии, западноевропейскому танцу, латиноамериканскому танцу сверх учебной нагрузки, установленной базисным учебным планом. 2.10. Уроки музыкального инструмента и постановки голоса проводятся индивидуально. При необходимости часть отведенных на эти занятия часов может использоваться для работы с инструментальными и вокальными ансамблями (дуэты, трио и т.д.). III. Участники образовательного процесса 3.1. Участниками образовательного процесса в Школе являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Порядок приема в Школу в части, не урегулированной Законом РФ "Об образовании", определяется настоящим Положением и закрепляется в Уставе Школы. 3.3. В Школу принимаются учащиеся независимо от места жительства по результатам тестирования. Содержание и форма тестирования разрабатываются Школой самостоятельно. При зачислении в Школу учитывается отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом. 3.4. Комплектование контингента учащихся Школы осуществляется приемной комиссией, состав которой утверждается приказом директора Школы. Положение о приемной комиссии утверждается Школой самостоятельно. 3.5. Комплектование первых классов осуществляется по результатам диагностического обследования на основании решения о готовности ребенка к изучению определенной образовательной программы. При поступлении в школу с углубленным изучением иностранного языка (языков) анализируется также развитие речевого аппарата и фонематический слух. 3.6. Школа обязана ознакомить учащихся и их родителей с Уставом Школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в Школе. 3.7. В случае академической неуспеваемости по программам углубленного изучения учащиеся Школы переводятся в соответствующий класс общеобразовательной школы. 3.8. Выпускники Школы получают документ установленного образца с указанием вида учебного заведения и предметов, изученных в нем, в том числе с указанием предметов углубленного изучения. IV. Управление Школой 4.1. Управление Школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются Совет Школы, Педагогический совет, Попечительский совет, общее собрание и другие формы. 4.2. Общее руководство Школой осуществляет Совет Школы, избираемый на два года и состоящий из представителей учащихся, их родителей (законных представителей), выпускников и педагогических работников Школы. Порядок формирования Совета Школы определяется Уставом Школы. 4.3. Попечительский совет Школы является добровольным объединением спонсоров, созданным для содействия внебюджетному финансированию Школы и оказанию ей материальной, организационной, консультативной и иной помощи. Попечительский совет участвует в управлении Школой путем принятия обязательных для Школы решений по использованию передаваемых ей средств и имущества объединенного спонсорского фонда. 4.4. В целях развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в Школе действует Педагогический совет - коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников школы, действующий под председательством директора школы. 4.5. Непосредственное управление Школой осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию и назначаемый Учредителем. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности Школы, не входящие в компетенцию органов самоуправления Школы и Учредителя. 4.6. Комплектование штата работников Школы осуществляется путем заключения трудовых договоров (контрактов). В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, могут заключаться срочные трудовые договоры (контракты). По решению Совета школы отдельные должности педагогических работников Школы могут замещаться по конкурсу. V. Финансирование и хозяйственная деятельность Школы 5.1. Школа владеет и пользуется муниципальным имуществом на праве оперативного управления и вправе распоряжаться этим имуществом только с согласия комитета по управлению муниципальным имуществом г. Липецка. Школа обеспечивает сохранность закрепленного за ней имущества и эффективно использует его по назначению в соответствии с целями, определенными Уставом школы. 5.2. Финансирование Школы осуществляется за счет средств местного бюджета. 5.3. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Школы являются: - бюджетные и внебюджетные средства; - собственные средства Учредителя; - добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц; - средства от дополнительной деятельности по оказанию услуг населению и организациям по договору; - другие источники в соответствии с действующим законодательством. Привлечение Школой дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов финансирования из бюджета. Неиспользованные в текущем финансовом году средства не могут быть изъяты у Школы или зачислены Учредителем в объем финансирования следующего года. 5.4. Школе принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности Школы, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 5.5. Доход от платных дополнительных образовательных услуг реинвестируется в Школу, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по усмотрению Школы. 5.6. Школа вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, предусмотренную Уставом Школы, и распоряжаться доходами от этой деятельности. 5.7. Школа самостоятельно распоряжается принадлежащими ей денежными средствами. 5.8. Школа пользуется приоритетным правом в снабжении новыми техническими средствами обучения, наглядными пособиями, методической и специальной литературой по своему профилю и другими средствами образовательного процесса. 5.9. Оплата труда работников Школы и их материальное стимулирование осуществляется в соответствии с действующими условиями оплаты труда. Педагогическим работникам Школы, ведущим углубленное изучение отдельных предметов, производится повышение должностных окладов в размере 15%. Должностные оклады директора и его заместителей устанавливаются на уровне должностных окладов директора и заместителей средних общеобразовательных школ при максимальном контингенте учащихся. Директору и его заместителям Школы производится повышение должностных окладов в размере 50%. (Пункт в редакции Постановления Главы администрации города Липецка от 11.04.2003 г. N 1563) 5.10. Школе выделяются дополнительные средства для организации индивидуальной работы по развитию творческих способностей учащихся, работы с одаренными детьми из расчета 9 часов в неделю на каждый класс и для оплаты отдельных лекций, курсов, организации научных объединений, кафедр, лабораторий, клубов, студий, секций и кружков. 5.11. В штатное расписание Школы дополнительно вводятся: ставки заместителя директора (из расчета 0,5 ставки на каждые 5 классов с углубленным изучением предметов (свыше 30 классов)); 1 ставка делопроизводителя, дополнительные ставки педагогов - психологов (из расчета 1 ставка на каждые 15 классов); 1 ставка лаборанта аналитической и научно - методической служб, 1 ставка социального педагога. 5.12. Ставки заработной платы преподавателей в классах с углубленным изучением предметов устанавливаются из расчета 18 часов в неделю, из них 3 часа отводятся на педагогическое руководство самообразованием учащихся, научное руководство самостоятельными работами учащихся и на научно - методическую и опытно - экспериментальную работу педагогов или на подготовку программ и предметов углубленного изучения. 5.13. В школах художественно - эстетического цикла в штатное расписание дополнительно вводятся должности концертмейстеров и аккомпаниаторов. Численность их определяется количеством часов по предметам художественно - эстетического цикла, требующих музыкального сопровождения. VI. Реорганизация и ликвидация Школы 6.1. Деятельность Школы может быть прекращена путем реорганизации и ликвидации. 6.2. Школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение по решению Учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств Школы или если Учредитель принимает эти обязательства на себя. При реорганизации Школы ее Устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 6.3. Ликвидация Школы осуществляется по решению Учредителя или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования. 6.4. При ликвидации Школы денежные средства и иное имущество, принадлежащее ей на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются на цели развития образования в соответствии с Уставом Школы. 6.5. В целях реализации государственной, социальной, экономической и налоговой политики Школа несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово - хозяйственных, по личному составу и других), обеспечивает передачу на государственное хранение документов в архив г. Липецка в соответствии с установленным перечнем, хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу. Начальник управления образования администрации города Липецка Н.С.Федорова Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|