Расширенный поиск

Постановление Областного Совета депутатов Липецкой области от 16.06.2016 № 1528-пс

 

 

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

46-я СЕССИЯ V СОЗЫВА

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

16.06.2016г.                                                       гипецк                                                      N 1528-пс

 

О законодательной инициативе Липецкого областного

Совета депутатов по внесению в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской Федерации проекта

федерального закона «О внесении изменения в статью 156

Уголовного кодекса Российской Федерации»

 

Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депутатов

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

 1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации» (прилагается).

2.  В соответствии  с частью 1.1 статьи 111 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации» в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации.

3. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» направить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации» в Правительство Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.

4. Назначить полномочным представителем Липецкого областного Совета депутатов при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Липецкого областного Совета депутатов Кавджарадзе Максима Геннадьевича.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

 

Председатель областного

Совета депутатов                                                                                                            П.И.Путилин

 

 

 

Проект

вносится Липецким областным

Советом депутатов

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса

Российской Федерации

 

Статья 1

 

Дополнить статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 1999, N 28, ст. 3491; 2001, N 33, ст. 3424; N 47, ст. 4404; 2002, N 10, ст. 966; N 19, ст. 1795; N 26, ст. 2518; 2003, N 11, ст. 954; N 50, ст. 4848, 4855; 2004, N 30, ст. 3091; 2005, N 52, ст. 5574; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1822; N 50, ст. 6248; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 18, ст. 2146; N 31, ст. 3922; N 44, ст. 5170; N 52, ст. 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 15, ст. 1756; N 19, ст. 2289; N 21, ст. 2525, 2530; N 25, ст. 3071; N 27, ст. 3431; N 31, ст. 4193; 2011, N 11, ст. 1495; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4598; N 50, ст. 7343, 7361, 7362; 2013, N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4031, 4078; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6685; 2014, N 30, ст. 4219, 4278; N 52, ст. 7541; 2015, N 1, ст. 29, 83; N 10, ст. 1415; N 13, ст. 1811; N 24, ст. 3880; N 27, ст. 3984; N 29, ст. 4354; 2016, N 14, ст. 1908; N 18, ст. 2515) примечанием следующего содержания:

 

«Примечание. Под жестоким обращением с несовершеннолетним в настоящей статье понимается применение любого физического или психического насилия в отношении  несовершеннолетнего, покушение на его половую неприкосновенность, применение недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное,  унижающее человеческое достоинство обращение с несовершеннолетним, оскорбление или эксплуатация несовершеннолетнего), отсутствие заботы или пренебрежение основными потребностями несовершеннолетнего (лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленное психофизиологическими потребностями  несовершеннолетнего определенного возраста, отказ или уклонение от оказания несовершеннолетнему необходимой медицинской помощи), побуждение или принуждение несовершеннолетнего к применению насилия к самому себе или  другим несовершеннолетним.».

 

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                                                      В.В.Путин

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса

Российской Федерации»

 

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации» направлен на  совершенствование правового регулирования и установление единого подхода в  применении  положений статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статьей 156 УК РФ предусмотрена  уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.  При этом само понятие жестокого обращения с несовершеннолетним в действующем законодательстве отсутствует.

На необходимость  законодательного определения такого понятия   указывалось еще в Докладе Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения  в Российской Федерации за 2011 год. Было отмечено, что отсутствие в статье 156 УК РФ  четкого понятия «жестокое обращение с ребенком» вызывает в практической деятельности  трудности при доказывании фактов жестокого обращения с ребенком и привлечении виновных лиц к ответственности.

О необходимости совершенствования уголовного законодательства в сфере противодействия жестокому обращению с детьми и внесения изменений в статью 156 УК РФ также отмечалось в Постановлении Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации от 26 декабря 2012 года N 462-ФС «О мерах по совершенствованию механизма усыновления детей гражданами Российской Федерации».

На отсутствие четкого понятийного аппарата в данной сфере указывается и в Докладе  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год. В Докладе отмечается, что  с 1996 года сотрудники прокуратуры, правоохранительных органов и судьи по-прежнему субъективно определяют признаки «жестокого обращения» с детьми при применении статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.  Произвольное определение уровня жестокости для уголовного преследования одних лиц и для решения вопроса в порядке гражданского судопроизводства о применении крайней меры семейно-правовой ответственности к другим, по мнению Уполномоченного, таит в себе набор опасных рисков и благоприятную почву для коррупции.

Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствуют  и данные,  отраженные в  Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году (Доклад Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2015 года), согласно которым по статьей 156 УК РФ  в отношении родителей и иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних,  в  2014 году возбуждено 2,2 тыс. уголовных дел (в 2013 г. - 2,5 тыс., в 2012 г. - 2,9 тыс., в 2011 г. - 3,6 тыс.).

В законопроекте при определении понятия жестокого обращения с несовершеннолетними за основу были взяты положения Конвенции о правах ребенка, одобренной генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года,  разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от 27 мая 1998 года N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», судебная практика.

В соответствии с Конвенцией  о правах ребенка государства-участники Конвенции:

принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19);

обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37);

принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов (ст. 39).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

На основании изложенного к жестокому обращению с несовершеннолетними предлагается отнести  применение любого физического или психического насилия в отношении  несовершеннолетнего, покушение на его половую неприкосновенность, применение недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное,  унижающее человеческое достоинство обращение с несовершеннолетним, оскорбление или эксплуатация несовершеннолетнего), отсутствие заботы или пренебрежение основными потребностями несовершеннолетнего (лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленное психофизиологическими потребностями  несовершеннолетнего определенного возраста, отказ или уклонение от оказания несовершеннолетнему необходимой медицинской помощи), побуждение или принуждение несовершеннолетнего к применению насилия к самому себе или  другим несовершеннолетним.

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации»

 

Для реализации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации» не потребуется дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации»

 

 

В связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации» не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.

 


Информация по документу
Читайте также