Расширенный поиск
Закон Липецкой области от 14.02.1995 № 3-озЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Липецкой области от 20.10.98 г. N 7-оз О выборах главы местной администрации (главы местного самоуправления) (В редакции Законов Липецкой области от 21.04.1995 N 11-ОЗ; от 29.06.1995 N 15-ОЗ; от 18.10.96 г. N 49-оз) Принят Липецким областным Собранием депутатов 9 февраля 1995 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство о выборах главы местной администрации (главы местного самоуправления) Выборы главы местной администрации (главы местного самоуправления) (далее - главы администрации) проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом области и настоящим областным Законом. Настоящий Закон действует на территории Липецкой области. Статья 2. Основные принципы выборов главы администрации Выборы глав администрации в городах, сельских поселениях и их территориальных объединениях (районах и сельсоветах) осуществляются гражданами Российской Федерации, проживающими на соответствующей территории Липецкой области, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, имеющему место жительства на соответствующей территории, определяемое в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации и достигшему 18-летнего возраста. Право быть избранным на должность главы администрации имеют граждане, достигшие ко дню выборов 21 года. Участие граждан в выборах является добровольным. Глава администрации избирается сроком на четыре года. Статья 3. Ограничения на право занятия должности главы администрации Глава администрации не имеет права: состоять в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов и групп; состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций; получать любые доходы, в том числе единовременные, или регулярные вознаграждения от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, либо действующих на соответствующей территории или связанных с местным бюджетом, получением из него средств для своей деятельности, налоговыми либо финансовыми льготами, кроме авторского гонорара, вознаграждения за научно-педагогическую и иную творческую деятельность; участвовать в предпринимательской деятельности; занимать оплачиваемые должности в других государственных органах, общественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях. Статья 4. Принципы участия граждан в выборах главы администрации Граждане участвуют в выборах главы администрации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый гражданин имеет один голос. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. В голосовании по выборам главы администрации не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо иные, не предусмотренные настоящим законом, прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в выборах главы администрации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, продолжительности проживания в Липецкой области, запрещаются. Статья 5. Равное избирательное право Избиратели участвуют в выборах главы администрации на равных основаниях. Статья 6. Прямое избирательное право Избиратель голосует на выборах главы администрации за или против кандидатов непосредственно. Статья 7. Тайное голосование Голосование на выборах главы администрации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Статья 8. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов главы администрации Подготовку и проведение выборов главы администрации, подведение итогов выборов обеспечивают избирательные комиссии по выборам главы администрации (далее - избирательные комиссии). Органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим законом, принимают необходимые меры и оказывают помощь избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов главы администрации. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в установленные соответствующим законодательством сроки. Статья 9. Назначение выборов главы администрации Выборы главы администрации и дата их проведения назначаются соответствующим представительным органом по согласованию с местной администрацией не позднее чем за два месяца до выборов. Сообщение о дне выборов публикуется с печати либо доводится до сведения населения иными доступными способами с учетом местных условий. (В редакции Закона Липецкой области от 18.10.96 г. N 49-оз) (Абзац исключен - Закон Липецкой области от 18.10.96 г. N 49-оз) Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 10. Избирательный округ Выборы главы администрации проводятся по единому территориальному избирательному округу. Избирательным округом по выборам главы администрации является территория в границах соответствующей административно-территориальной единицы (района, города, поселка, сельского населенного пункта, группы населенных пунктов). Избирательный округ образуется не позднее чем за 60 дней до дня выборов соответствующим представительным органом местного самоуправления на основании данных, представляемых местной администрацией. Статья 11. Порядок образования избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой администрации по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей и расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до выборов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях не позднее чем за пять дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются в том же порядке по решению окружной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 12. Составление списков избирателей В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, проживающие на территории избирательных участков Липецкой области, обладающие на день голосования активным избирательным правом, достигшие на день выборов 18 лет. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов, но не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утвержденной окружной избирательной комиссией, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, составляется на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Избиратели, обучающиеся очно в высших и средних учебных заведениях и проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. Данные об избирателях, проголосовавших досрочно в помещении окружной, участковой комиссии, а также проголосовавших в день выборов вне помещения для голосования, вносятся в отдельные списки с последующей соответствующей отметкой в основном списке. Другие вопросы, касаемые составления списков избирателей решаются по согласованию с соответствующей окружной комиссией. Статья 13. Ознакомление избирателей со списками избирателей Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее за 30 дней до дня выборов. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Заявление об ошибке или неточности в списке избирателей подается в участковую избирательную комиссию. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов запрещается. Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 14. Система избирательных комиссий Организацию подготовки и проведения выборов главы администрации обеспечивают избирательные комиссии; областная (головная) избирательная комиссия; окружная избирательная комиссия по выборам главы администрации; в пределах г. Липецка могут создаваться территориальные избирательные комиссии окружной избирательной комиссией. Порядок и полномочия таких избирательных комиссий определяются окружной избирательной комиссией в соответствии со статьями 16 и 20 закона "О выборах главы администрации области"; участковая избирательная комиссия. Статья 15. Порядок формирования окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия по выборам главы администрации формируется не позднее чем за 55 дней до дня выборов в составе председателя и 4-14 членов комиссии. Формирование окружной избирательной комиссии осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Половина членов избирательной комиссии назначается представительным органом, другая половина - соответствующей администрацией. (В редакции Закона Липецкой области от 18.10.96 г. N 49-оз) Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. Председатель комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование. (В редакции Закона Липецкой области от 18.10.96 г. N 49-оз) В состав окружной избирательной комиссии не могут входить кандидаты на должность главы администрации, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. После регистрации кандидата на должность главы администрации избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, по одному члену с правом совещательного голоса. Полномочия членов окружной избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах на ту же должность; полномочия остальных членов окружной избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов главы администрации. Статья 16. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются окружными избирательными комиссиями не позднее чем за 40 дней до дня выборов в составе председателя и 4-12 членов комиссии из числа кандидатур, предложенных органами местного самоуправления. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии органы местного самоуправления учитывают предложения местных отделений общественных объединений, трудовых коллективов, собраний избирателей по месту жительства, собраний военнослужащих. (Абзац исключен - Закон Липецкой области от 18.10.96 г. N 49-оз) В случае, если органы местного самоуправления соответствующего уровня не внесли предложения по составу участковой избирательной комиссии в установленный срок, формирование участковой избирательной комиссии производится окружной избирательной комиссией. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. (В редакции Закона Липецкой области от 18.10.96 г. N 49-оз) В состав участковой избирательной комиссии не могут входить кандидатуры на должность главы администрации, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них непосредственном подчинении. Каждое областное избирательное объединение и каждый кандидат на должность главы администрации вправе назначить по одному члену комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию того округа, где этот кандидат на должность главы администрации зарегистрирован. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами. Статья 17. Статус члена избирательной комиссии Члены избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии и присутствуют на них; имеют право выступать на заседаниях соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; имеют право знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии; вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов главы администрации от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов. Член избирательной комиссии на протяжении всего периода работы в комиссии не может быть уволен либо переведен на другую работу или должность без его согласия. Члены избирательной комиссии во время проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Статья 18. Полномочия областной (головной) избирательной комиссии Липецкой области Областная (головная) избирательная комиссия координирует мероприятия, связанные с проведением выборов в органы местного самоуправления и оказывает методическую помощь соответствующим избирательным комиссиям. Статья 19. Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия по выборам главы администрации: осуществляет контроль за исполнением настоящего закона и обеспечивает его единообразное применение на территории округа; входит в случае необходимости в областное Собрание депутатов с представлением о толковании настоящего закона; распределяет денежные средства, выделяемые и привлекаемые на проведение избирательной кампании; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; координирует и организует деятельность участковых избирательных комиссий, устанавливает единую нумерацию участков для голосования по округу; заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом и связью, рассматривает другие вопросы организационного и материально-технического обеспечения выборов; контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления; регистрирует избирательные блоки; регистрирует кандидатов на должность главы администрации, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения; обеспечивает соблюдение равных условий участия в выборах всем кандидатам на должность главы администрации; с привлечением трудовых коллективов и общественных объединений организует встречи кандидатов и их доверенных лиц с избирателями по месту жительства; устанавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей, подписных листов и других документов по выборам, образцы ящиков для голосования, а также печати комиссий, порядок хранения документов по выборам; утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования, обеспечивает изготовление бюллетеней, бланков избирательных документов, обеспечение ими участковых избирательных комиссий; организует досрочное голосование в помещении комиссии; получает от участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования, подводит итоги, обеспечивает опубликование в печати информации о результатах выборов; производит регистрацию избранного главы администрации и выдает ему соответствующее удостоверение об избрании; организует повторные выборы главы администрации; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом. Срок полномочий окружной избирательной комиссии определяется сроком полномочий главы администрации. Статья 20. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; составляет списки избирателей по избирательному участку; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после опубликования общих итогов выборов главы администрации. Статья 21. Гласность и деятельность избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты на должность главы администрации и их доверенные лица, представители избирательных объединений, инициативные группы избирателей и средств массовой информации, аккредитованные при этих комиссиях. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до окончания оформления документов об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами. Полномочия наблюдателей должны быть удовлетворены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, чьи интересы он представляет, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Предварительного уведомления о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется. Наблюдатель вправе: присутствовать при голосовании избирателей, который по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования; знакомиться со списками избирателей; обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями; обжаловать действия участковой избирательной комиссии в окружную избирательную комиссию. Вмешательство в деятельность участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости на заседании участковой избирательной комиссии. Статья 22. Организация работы избирательных комиссий Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседании комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены избирательной комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе не позднее 24 часов с момента принятия этого решения изложить в письменной форме особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. По решению окружной избирательной комиссии председатель и отдельные члены областной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 55 дней. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному окружной избирательной комиссией, председатель и отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному окружной избирательной комиссией, председатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, установленных настоящим законом, обязательны для органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий. Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий. Статья 23. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в окружную избирательную комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Предварительное обращение в окружную избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в период подготовки к выборам, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Окружная избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение участковой избирательной комиссии. Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Статья 24. Право выдвижения кандидатов на должность главы администрации Право выдвижения кандидатов на должность главы администрации принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 25. Понятие избирательного объединения Избирательным объединением является общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах органов местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами области не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Избирательными объединениями также являются избирательные блоки, образуемые на период проведения выборов главы администрации. Статья 26. Избирательные блоки. Избирательным блоком является добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном статьей 25 настоящего закона. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки создаются на совместных конференциях (собраниях) общественных объединений и регистрируются окружной избирательной комиссией не позднее чем в пятидневный срок после представления в окружную избирательную комиссию совместного решения общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями этих объединений, и протокола совместной конференции (собрания) общественных объединений. Статья 27. Уполномоченные представители избирательных объединений и инициативных групп избирателей Избирательное объединение и инициативная группа избирателей могут назначать представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим областным законом представлять их по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения и инициативной группы избирателей в выборах, в том числе собирать подписи избирателей в поддержку выдвинутого ими кандидата на должность главы администрации и по финансовым операциям. Статья 28. Выдвижение кандидата на должность главы администрации избирательным объединением Выдвижение кандидата на должность главы администрации производится на конференциях (собраниях) местных отделений этих избирательных объединений. Выдвижение кандидата от избирательного блока проводится на конференции (собрании) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. Избирательное объединение представляет в окружную избирательную комиссию протокол и решение конференции (собрания) общественного объединения о выдвижении кандидата на должность главы администрации. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность (род занятий). Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения органами юстиции, устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, места работы и занимаемой должности (рода занятий) каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном окружной избирательной комиссией порядке доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения. Статья 29. Выдвижение кандидата на должность главы администрации непосредственно избирателями Выдвижение кандидата непосредственно избирателями производится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. В заявлении кандидата в окружную избирательную комиссию указывается его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, место жительства и соответствующий округ, по которому он выдвигает себя кандидатом. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляют соответствующим заявлением окружную избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата. (Статья в редакции Закона Липецкой области от 18.10.96 г. N 49-оз) Статья 30. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность главы администрации Избирательное объединение (блок) или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность главы администрации, обязаны собрать в его поддержку не менее двух процентов подписей избирателей от общего числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей округа. (Абзацы 2 - 4 исключены - Закон Липецкой области от 18.10.96 г. N 49-оз) Подписные листы составляются по форме, указанной в приложении N 1 и N 2 к настоящему закону области. При сборе подписей в поддержку кандидата указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком), кроме указанных данных, в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению (блоку). Избиратели вправе ставить подписи в поддержку кандидата от различных избирательных объединений или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, место жительства, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) или инициативной группы избирателей с указанием тех же данных. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимо принуждение к избирателям со стороны лица, собирающего подписи. Запрещается сбор подписей, осуществляемый с предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), ценных бумаг, выплатой денежных средств. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов. После окончания сбора подписей уполномоченные избирательного объединения (блока) или инициативной группы избирателей подсчитывают количество собранных подписей избирателей по округу, где проводился их сбор. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему округу, и экземпляр итогов протокола передаются уполномоченными представителями до 18 часов не позднее чем за 25 дней до дня выборов главы администрации. Окружная избирательная комиссия выдает уполномоченным представителям письменное подтверждение о принятии подписных листов. Статья 31. Регистрация кандидата на должность главы администрации Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность главы администрации требованиям настоящего областного закона и при наличии заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему округу принимает решение о регистрации кандидатов либо об отказе в регистрации. При проверке правильности правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений и инициативных групп, а также кандидаты на должность главы администрации. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей окружная избирательная комиссия организует проверку подписных листов. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней. Решение суда по результатам ее рассмотрения является окончательным. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации. Если в срок, указанный в части первой настоящей статьи, будет зарегистрирован только один кандидат на должность главы администрации, выборы откладываются по решению окружной избирательной комиссии на два месяца для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Глава V. СТАТУС КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Статья 32. Равенство кандидатов на должность главы администрации Кандидаты на должность главы администрации обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 33. Права и обязанности кандидатов на должность главы администрации После регистрации кандидаты на должность главы администрации, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. После регистрации кандидаты по личному заявлению на время участия в выборах освобождаются от работы, военной службы и военных сборов. В течение этого срока окружная избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает кандидатам денежную компенсацию в размере, не превышающем десятикратный размер минимальной заработной платы. Кандидаты на должность главы администрации не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. Кандидат на должность главы администрации со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов имеет право бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта (кроме такси) в пределах территории округа. Оплата поездок в пределах территории округа производится окружной избирательной комиссией из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Кандидат на должность главы администрации может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются окружной избирательной комиссией. Доверенные лица получают от областной избирательной комиссии удостоверение и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата. На указанный в части второй настоящей статьи и период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом окружную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким лицам удостоверения. Кандидат на должность главы администрации не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. В случае дачи согласия прокурор обязан известить окружную избирательную комиссию в течение 24 часов. Глава VI. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 34. Предвыборная агитация и сроки ее проведения В соответствии с действующим законодательством гражданам, их общественным объединениям обеспечивается свободное проведение предвыборной агитации. Они вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против кандидата, избирательного объединения. Предвыборная агитация может осуществляться: через средства массовой информации; путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных с другими кандидатами основаниях. Предвыборная агитация осуществляется со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. Запрещается ведение предвыборной агитации, осуществляемой с предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), ценных бумаг, выплатой денежных средств. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, проведение и опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 35. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганды войны. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Статья 36. Предвыборная агитация на радио и телевидении Кандидаты на должность главы администрации имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, одинаковом времени выхода в эфир и других условиях). В целях осуществления предвыборной агитации избирательные объединения и инициативные группы избирателей, кандидаты которых зарегистрированы в установленном порядке, вправе использовать региональные государственные телерадиокомпании. Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям и инициативным группам избирателей по каналам государственных телерадиокомпаний и его использования устанавливается окружной избирательной комиссией. Запрещается прерывать теле-, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе на государственных телевидении и радио, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Журналист, являющийся кандидатом либо доверенным лицом кандидата, обязан приостановить свое участие в подготовке передач на телевидении и радио в качестве журналиста. Теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 6 месяцев со дня выхода передачи в эфир. Статья 37. Предвыборная агитация в периодических печатных изданиях Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам избирательным объединениям и инициативным группам избирателей. Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях устанавливается областной избирательной комиссией. В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату, избирательному объединению и инициативной группе избирателей место на полосе, не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению, инициативной группе избирателей в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах. Статья 38. Условия проведения предвыборных собраний, встреч с избирателями Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам на должность главы администрации, избирательным объединениям и инициативным группам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями, за исключением помещений, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам, избирательным объединениям и инициативным группам избирателей. Статья 39. Распространение агитационных печатных материалов Кандидаты на должность главы администрации, избирательные объединения и инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов. Запрещается вывешивание печатных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий и в помещениях для голосования. Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. Органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Глава VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 40. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов главы администрации Расходы по подготовке и проведению выборов главы администрации, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из местного бюджета. Средства на проведение выборов главы администрации, выделенные из местного бюджета, поступают в распоряжение окружной избирательной комиссии в десятидневный срок после назначения выборов и распределяются ею между участковыми избирательными комиссиями. Статья 41. Избирательные фонды кандидатов на должность главы администрации Кандидаты на должность главы администрации и избирательные объединения создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Средства избирательного фонда должны содержаться на специальном временном счете в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации, которые обязаны открыть зарегистрированным кандидатам с письменного разрешения окружной избирательной комиссии специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. Избирательные фонды могут состоять из следующих средств: - средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией; - собственных средств кандидата, которые не могут превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов; - средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые не могут превышать пятнадцатикратный размер минимальной оплаты труда, установленный Федеральным Законом на день назначения выборов; - добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать десятикратный размер минимальной оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов; - добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать десятикратный размер минимальной оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов. Предельная сумма расходов кандидата из избирательного фонда не может превышать тридцатикратный, а для городов Липецк, Елец пятидесятикратный размер минимальной оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны: - иностранных государств, организаций и граждан; - российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30 процентов; - международных организаций и международных общественных объединений; - государственных и муниципальных организаций, учреждений, органов местного самоуправления; - воинских частей и приравненных к ним организаций; - благотворительных организаций и религиозных объединений; - предприятий, организаций, учреждений, имеющих льготы по уплате налогов и обязательных платежей в федеральный бюджет, в областные и местные внебюджетные фонды. Учреждения банков обязаны предоставлять окружной избирательной комиссии сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в трехдневный срок после их поступления. Если добровольные пожертвования и другие перечисления поступили в избирательные фонды кандидатов в размерах, превышающих определенные настоящей статьей пределы, суммы пожертвований и перечислений возвращаются учреждениям банка этим лицам с указанием причины возврата в порядке, установленном окружной избирательной комиссией. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. Учреждения банков обязаны предоставлять окружной избирательной комиссии по письменному запросу сведения о расходовании средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов. Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в его избирательный фонд, окружная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное представление рассматривается судом в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов - немедленно. Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день проведения выборов. Окружная избирательная комиссия может на основании соответствующего ходатайства кандидата продлить срок проведения выборов. Окружная избирательная комиссия может продлить срок проведения финансовых операций по оплате затрат, произведенных до дня выборов. Статья 42. Порядок и учет денежных средств и финансовая отчетность Порядок учета поступлений и расходования денежных средств, выделенных на организацию и проведение выборов главы администрации, и средств избирательных фондов определяется окружной избирательной комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законами области. Формы финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, и финансового отчета кандидатов устанавливаются окружной избирательной комиссией по согласованию с районными (городскими) финансовыми органами. Кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию финансовый отчет не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов. Копии указанных отчетов передаются окружной избирательной комиссией в средства массовой информации. Участковые избирательные комиссии представляют финансовый отчет в окружную избирательную комиссию не позднее 45 дней со дня опубликования результатов выборов. Окружная избирательная комиссия представляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных ей из местного бюджета, органом местного самоуправления не позднее двух месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован окружной избирательной комиссией в средствах массовой информации. Статья 43. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов Кандидат на должность главы администрации не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращает окружной избирательной комиссии неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных ему комиссией. По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства по указанию окружной избирательной комиссии возвращаются учреждениями банка в бесспорном порядке. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются кандидатами пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций или лиц, осуществивших пожертвования и перечисления в избирательные фонды с письменного разрешения окружной избирательной комиссии. Глава VIII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Статья 44. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Статья 45. Избирательный бюллетень Для выборов главы администрации каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждается областной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность главы администрации и их данные, указанные в части четвертой статьи 28 или части третьей статьи 29 настоящего областного закона. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списков кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению окружной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают по акту избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на два процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии либо подписи двух ее членов. В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах. Статья 46. Порядок голосования Голосование в день выборов производится с 8 до 22 часов по местному времени. В исключительных случаях время голосования может быть изменено окружной избирательной комиссией по ходатайству участковых избирательных комиссий. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня выборов через средства массовой информации или иным способом. На избирательных участках, образованных в воинских частях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список. Избиратель, который в течение 3 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в участковой избирательной комиссии, а за 14-15 дней - в помещении окружной избирательной комиссии. При этом не должна быть нарушена тайна голосования. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену участковой (окружной) избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей избирательной комиссии либо подписи двух членов избирательной комиссии. В случае досрочного голосования избирателя секретарь участковой (окружной) избирательной комиссии, на территории которой проживает этот избиратель, заносит необходимые данные в соответствующую графу списка избирателей, делает дополнительную запись - "досрочное" и расписывается. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются, после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию. В помещениях для голосования (избирательных участках) во время голосования вправе находиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, доверенные лица кандидатов. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего паспорт удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой избирательной комиссии, так и иным лицом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе: "Подпись избирателя о получении бюллетеней". Член участковой избирательной комиссии подтверждает своей подписью в списке избирателей выдачу избирательного бюллетеня. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или специально оборудованном месте либо комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе обратиться за помощью к любому лицу, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или член комиссии, уполномоченный ею. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией. При голосовании, подсчете голосов и составлении протоколов о результатах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами избирателей, а также иностранные (международные) наблюдатели. Статья 47. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями и объявляет о количестве этих избирательных бюллетеней. При подсчете голосов прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протокол вносятся следующие данные: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число бюллетеней, полученных избирательной комиссией; число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число погашенных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных бюллетеней; число бюллетеней, признанных недействительными; фамилии и инициалы внесенных в бюллетень кандидатов; число голосов, поданных за каждого кандидата; число голосов, поданных против всех кандидатов; Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положениям, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии. Первый экземпляр протоколов участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствовавших на заседании участковой избирательной комиссии, а также иностранных (международных) наблюдателей хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в окружную избирательную комиссию не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов. Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в соответствии с федеральным и настоящим областным законами. Срок хранения избирательных бюллетеней составляет - один год, а протоколов избирательных комиссий - один год со дня объявления даты следующих выборов. Статья 48. Определение результатов выборов главы администрации Окружная избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных составляет соответствующий итоговый протокол и определяет результаты выборов главы администрации. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленного образца, обнаруженных в избирательных ящиках. Избранным главой администрации считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату (кандидатам), при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Окружная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при голосовании, установлении итогов голосования и определении результатов выборов нарушения настоящего областного закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Окружная избирательная комиссия признает, что ни один из кандидатов не избран на должность главы администрации, если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов. Официальное объявление о результатах выборов главы администрации публикуется окружной избирательной комиссией в течение трех дней с момента подписания протокола. Статья 49. Повторное голосование В случае, если выборы состоялись и при подсчете голосов будет установлено, что два кандидата набрали наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, но равное количество голосов между собой, окружная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам главы администрации по этим двум кандидатам. Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего областного закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации в течение двух суток со дня принятия соответствующего решения окружной избирательной комиссией. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность главы администрации, получивший при голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Статья 50. Повторные выборы В случае признания выборов главы администрации несостоявшимися, недействительными или если ни один кандидат не был избран главой администрации (число голосов против всех кандидатов больше поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов), окружная избирательная комиссия по согласованию с органами местного самоуправления назначает повторные выборы главы администрации. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность главы администрации, другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим областным Законом. Повторные выборы проводятся не позднее двух месяцев после первоначальных выборов. В случае проведения повторных выборов кандидатами на должность главы администрации не могут быть вновь выдвинуты граждане Российской федерации, не набравшие необходимого числа голосов избирателей в ходе общих выборов или при повторном голосовании, а также кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными. Статья 51. Опубликование итогов голосования и результатов выборов главы администрации Итоги голосования по каждому избирательному участку, избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю. Окружные избирательные комиссии публикуют данные, содержащиеся в их протоколах и в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, не позднее месяца со дня проведения выборов. Глава IX. ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Статья 52. Регистрация и вступление в должность главы администрации Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного главой администрации. В соответствии с требованиями статьи 3 настоящего областного закона кандидат, избранный на должность главы администрации, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в окружную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых с занятием должности главы администрации. Окружная избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов главы администрации после официального сообщения об итогах выборов производит регистрацию главы администрации и выдает лицу, избранному на эту должность, соответствующее удостоверение об избрании. Глава администрации вступает в должность с момента его регистрации окружной избирательной комиссией. Глава X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 53. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов, либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с Федеральными Законами. Статья 54. Переходный период Статья 9 настоящего закона в части назначения выборов главы администрации и даты их проведения до принятия областного Закона "Об организации местного самоуправления в Липецкой области" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 2093 от 21.11.94 г. "О некоторых вопросах местного досрочного прекращения полномочий главы местного самоуправления" главе администрации области предоставлено право решать вопросы о проведении выборов главы местного самоуправления на отдельных территориях. Выборы проводятся в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом. Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 55. Введение в действие настоящего областного Закона Настоящий областной Закон вводится в действие со дня его официального опубликования. Заместитель председателя областного Собрания депутатов Ю.И.Алтухов Липецк 14.02.1995г. N 3-ОЗ Приложение N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением _______________________________________ кандидатом на должность главы администрации гражданина Российской Федерации _________________________, родившегося _______________________ (фамилия, имя, отчество) (дата, месяц, год рождения) работающего _________________________________________________ проживающего ________________________________________________ ----T--------------T------T-------T-------------T------T-------¬ ¦NN ¦ Фамилия, ¦ Дата ¦ Адрес ¦Серия и номер¦Дата ¦ ¦ ¦п/п¦ имя, ¦ рож- ¦ места ¦паспорта или ¦подпи-¦Подпись¦ ¦ ¦ отчество ¦ дения¦житель-¦заменяющего0 ¦сания ¦ ¦ ¦ ¦ (инициалы) ¦ ¦ ства ¦его документа¦ ¦ ¦ L---+--------------+------+-------+-------------+------+-------- 1. ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю: __________________________________ ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер ______________________________________________________________ паспорта или заменяющего документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный избирательного объединения: ___________________ ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер ______________________________________________________________ паспорта или заменяющего документа уполномоченного _________________________________________ избирательного объединения) (Подпись, дата и место сбора подписей) Приложение N 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ ___________________________ (наименование округа) Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение инициативной группой избирателей кандидатом на должность главы администрации гражданина Российской Федерации _________________________________ (фамилия, имя, отчество) родившегося _________________________________, работающего (дата, месяц, год рождения) _____________________________________________, проживающего в _____________________________________________. ----T--------------T------T-------T-------------T------T-------¬ ¦NN ¦ Фамилия, ¦ Дата ¦ Адрес ¦Серия и номер¦Дата ¦ ¦ ¦п/п¦ имя, ¦ рож- ¦ места ¦паспорта или ¦подпи-¦Подпись¦ ¦ ¦ отчество ¦ дения¦житель-¦заменяющего ¦сания ¦ ¦ ¦ ¦ (инициалы) ¦ ¦ ства ¦его документа¦ ¦ ¦ L---+--------------+------+-------+-------------+------+-------- 1. ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ Подписной лист удостоверяю: __________________________________ (фамилия, имя, отчество, место ______________________________________________________________ жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его ______________________________________________________________ документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный инициативной группы избирателей: ______________ (фамилия, имя, ______________________________________________________________ отчество, место жительства, серия и номер паспорта или ______________________________________________________________ заменяющего его документа уполномоченного инициативной группы избирателей). (Подпись, дата и место сбора подписей) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|