Расширенный поиск

Закон Липецкой области от 22.03.1996 № 34-оз

 

                                ЗАКОН                                 

                           ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
                           
                                      Утратил силу - Закон Липецкой
                                    области от 14.06.2001 г. N 150-оз

                О библиотечном деле в Липецкой области                


Принят Липецким областным
Собранием депутатов 22 марта 1996 года


     Настоящий Закон является правовой основой организации  сохранения
и  развития  библиотечного  дела  в  Липецкой области. Он ставит своей
целью содействовать реализации конституционных прав граждан на поиск и
получение  информации,  образование, пользование учреждениями культуры
и доступ к культурным ценностям.
     Закон  определяет  политику  органов  государственной  власти   и
местного   самоуправления   Липецкой  области  в  деле  предоставления
гражданам информационных услуг  через  библиотечную  и  информационную
систему  области, а также обеспечивает экономические основы и гарантии
библиотечного дела и устанавливает принципы деятельности библиотек.

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ                       

     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем областном Законе применяются следующие понятия:
     библиотека   -   информационное,   культурное,    образовательное
учреждение,   располагающее   организованным   фондом   тиражированных
документов и предоставляющее их во временное пользование физическим  и
юридическим  лицам,  библиотека может быть самостоятельным учреждением
или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;
     общедоступная  библиотека  -  библиотека,  которая  предоставляет
возможность   пользования  ее  фондом  и  услугами  юридическим  лицам
независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности и
гражданам   без  ограничений  по  уровню  образования,  специальности,
отношения к религии;
     библиотечное  дело  -   отрасль   информационной,   культурно   -
просветительной  и  образовательной  деятельности,  в  задачи  которой
входит создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их
фондов,  организация  библиотечного,  информационного  и  справочно  -
библиографического обслуживания  пользователей  библиотек,  подготовка
кадров   работников  библиотек,  научное  и  методическое  обеспечение
развития библиотек;
     документ  -  материальный  объект  с   зафиксированной   на   нем
информацией    в    виде    текста,   звукозаписи   или   изображения,
предназначенный для  передачи  во  времени  и  пространстве,  в  целях
хранения и общественного пользования;
     пользователь  библиотеки  -  физическое  или  юридическое   лицо,
пользующееся услугами библиотеки;
     централизованная библиотечная система - добровольное  объединение
библиотек в структурно - целостное образование;
     центральная библиотека области (города, района,  централизованной
библиотечной  системы)  -  государственная  общедоступная  библиотека,
являющаяся  руководящим   и   методическим   центром   и   выполняющая
централизованные  функции  по  отношению к библиотекам - филиалам либо
методические  по  отношению  к  библиотекам  регионов,  независимо  от
организационно - правовых форм и форм собственности;
     библиотека  -  филиал  централизованной  библиотечной  системы  -
подразделение  централизованной библиотечной системы, выполняющее свои
функции  согласно  Уставу  и  правилам  пользования   централизованной
библиотечной системы;
     сеть библиотек - организованная по территориальному,  возрастному
или другому признаку совокупность общедоступных библиотек, находящихся
в   ведении   государственных   органов   власти,   органов   местного
самоуправления либо общественных объединений и организаций;
     Устав библиотеки  -  нормативный  акт,  закрепляющий  юридический
статус  и  общие  принципы функционирования библиотеки, цели и виды ее
деятельности,  порядок  управления  библиотекой  и   условия   участия
учредителей  в  ее  деятельности,  имущественные и финансовые средства
библиотеки, порядок прекращения ее деятельности;
     правила  пользования  библиотекой  -  нормативный  правовой  акт,
определяющий основные вопросы организации обслуживания пользователей в
библиотеке в соответствии с ее Уставом.

     Статья 2. Законодательство о библиотечном деле в Липецкой области

     Законодательство о библиотечном деле в Липецкой области  включает
основы    законодательства    Российской    Федерации    о   культуре,
законодательство Российской Федерации о библиотечном деле, принимаемые
в  соответствии  с  ними федеральные законы, иные нормативные правовые
акты Российской Федерации, а также настоящий Закон.

     Статья 3. Сфера деятельности настоящего Закона

     Действие  настоящего  Закона   распространяется   на   библиотеки
Липецкой  области,  финансируемые  из  областного  бюджета  и бюджетов
органов местного самоуправления, а в части сохранения и  использования
библиотечных фондов как части общекультурного наследия жителей области
- на все библиотеки независимо от их организационно - правовых форм  и
форм собственности.

     Статья 4. Основные виды библиотек

     1. Библиотеки на территории Липецкой области могут быть учреждены
органами  государственной  власти,  органами  местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами.
     2. В соответствии с порядком учреждения и  формами  собственности
устанавливаются следующие виды библиотек:
     1)    государственные    библиотеки,     учрежденные     органами
государственной власти, в том числе:
     областная универсальная научная библиотека;
     областная детская библиотека;
     областная юношеская библиотека;
     областная специальная библиотека для слепых;
     2)  муниципальные  библиотеки,  учрежденные   органами   местного
самоуправления  -  централизованные библиотечные системы, объединяющие
центральную библиотеку района, города, библиотеки - филиалы для  детей
и  взрослых,  районные и городские детские библиотеки - детские отделы
централизованных библиотечных систем;
     3)   библиотеки    высших    учебных    заведений,    научно    -
исследовательских и проектных институтов, образовательных учреждений;
     4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
     5) библиотеки общественных объединений;
     6) частные библиотеки.

         Глава II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА         

     Статья 5. Право на библиотечное обслуживание

     1.  Каждый  гражданин  Липецкой  области  независимо   от   пола,
возраста,    национальности,   образования,   социального   положения,
политических  убеждений,  отношения   к   религии   имеет   право   на
библиотечное обслуживание на территории области.
     2. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:
     созданием  государственной  и  муниципальной  сети  общедоступных
библиотек,   бесплатно   осуществляющих  основные  виды  библиотечного
обслуживания;
     многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом  в
деле  создания  юридическими и физическими лицами библиотек независимо
от  их  организационно  -  правовых   форм   и   форм   собственности,
специализации и масштабов деятельности.
     3. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны
по  отношению  к  правам  в этой области государства и любых структур,
общественных объединений, религиозных и других организаций.

     Статья 6. Право на библиотечную деятельность

     1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на  создание
библиотеки  на  территории  области в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
     2.  Граждане  имеют  право  принимать  участие   в   деятельности
попечительских  и читательских советов или иных объединений читателей,
создаваемых  по  согласованию  с  руководителями  библиотек   или   их
учредителями.
     3.  Работники  библиотек  имеют  право   создавать   общественные
объединения  в  целях  содействия развитию библиотечного обслуживания,
профессиональной   консолидации,    защиты    своих    социальных    и
профессиональных прав.
     4. Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов,
которые  включают  особо  значимые  коллекции, отнесенные к памятникам
истории и культуры, имеют право на поддержку  со  стороны  государства
для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в
качестве памятников истории и культуры в  соответствующем  федеральном
органе   исполнительной   власти,  администрации  области  или  органе
местного самоуправления.

     Статья 7. Права пользователей библиотек

     1.  Все  пользователи  библиотек  Липецкой  области  имеют  право
доступа   в   библиотеки   и   право  свободного  выбора  библиотек  в
соответствии со своими потребностями и интересами.
     2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг  и
условия  их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии
с уставами  библиотек,  законодательством  по  охране  государственной
тайны  и  законодательством  об  обеспечении  сохранности  культурного
достояния народов Российской Федерации.
     3. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой
библиотеке  информацию  о  наличии  в  библиотечных фондах конкретного
документа.
     4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право:
     1) стать пользователями  библиотек  по  предъявлении  документов,
удостоверяющих  их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет
- документов, удостоверяющих личность их законных представителей;
     2) бесплатно получать полную информацию  о  составе  библиотечных
фондов   через   систему   каталогов   и  другие  формы  библиотечного
информирования;
     3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске  и  выборе
источников информации;
     4) бесплатно получать во временное пользование любой документ  из
библиотечных фондов;
     5) получать  документы  или  их  копии  из  других  библиотек  по
межбиблиотечному абонементу;
     6) пользоваться другими  видами  услуг,  в  том  числе  платными,
перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.
     5. В государственных и муниципальных библиотеках Липецкой области
пользователи   библиотек  имеют  право  на  обслуживание  и  получение
документов на  русском  языке  как  государственном  языке  Российской
Федерации.
     6.  Пользователь  библиотеки  может  обжаловать  в  суд  действия
должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.

     Статья 8. Права особых групп пользователей

     1. К особым  группам  пользователей  библиотек  Липецкой  области
относятся:  национальные  меньшинства,  слепые  и  слабовидящие,  лица
преклонного, юношеского и детского возраста.
     Национальные меньшинства имеют право на получение  документов  на
родном  языке  через  систему  государственных  библиотек  посредством
межбиблиотечного абонемента.
     2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание
и   получение   документов   на  специальных  носителях  информации  в
специальных  государственных  библиотеках   и   других   общедоступных
библиотеках при условии дополнительного финансирования.
     3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в
силу  своего  преклонного  возраста  и  физических  недостатков, имеют
право получать  документы  из  фондов  общедоступных  библиотек  через
заочные   и   в   нестационарные  формы  обслуживания,  обеспечиваемые
финансированием за счет средств соответствующих бюджетов,  федеральных
и местных программ.
     4. Пользователи библиотек детского и  юношеского  возраста  имеют
право   на  библиотечное  обслуживание  в  общедоступных  библиотеках,
специализированных государственных детских и юношеских библиотеках,  а
также  в  библиотеках  образовательных  учреждений в соответствии с их
уставами.

     Статья 9. Ответственность пользователей библиотек

     Пользователи библиотек,  обязаны  соблюдать  правила  пользования
библиотеками.
     Пользователи   библиотек,    нарушившие    правила    пользования
библиотеками  и  причинившие  библиотекам  ущерб,  компенсируют  его в
размере, установленном правилами  пользования  библиотеками,  а  также
несут  иную  ответственность  в  случаях,  предусмотренных действующим
законодательством.

     Статья 10. Учредитель библиотек

     Общедоступные библиотеки области могут  быть  учреждены  органами
государственной   власти   и  местного  самоуправления,  общественными
объединениями, другими юридическими и физическими лицами, в том  числе
и на совместной основе.
     Учредитель обеспечивает библиотеку  достаточным  финансированием,
материальными  ресурсами, необходимыми для ее основной деятельности, и
осуществляет контроль за  деятельностью  библиотек  в  соответствии  с
действующим законодательством.
     Учредитель  назначает  на  должность   руководителя   библиотеки,
утверждает  устав  библиотеки,  в  котором  должны  быть закреплены ее
юридический статус, источники постоянного финансирования, цели и  виды
деятельности,    условия   ее   доступности,   порядок   имущественных
взаимоотношений   библиотеки   и   учредителя,   порядок    управления
библиотекой.
     Учредитель   библиотеки   не   вмешивается   в    творческую    и
профессиональную   деятельность  библиотеки  за  исключением  случаев,
предусмотренных действующим законодательством и ее уставом.

               Глава III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА БИБЛИОТЕК               

     Статья 11. Статус библиотек

     Государственные  и  муниципальные  библиотеки,   централизованные
библиотечные  системы  получают  статус юридического лица с момента их
регистрации в соответствии с действующим законодательством.
     Статус других библиотек определяется их учредителями.

     Статья 12. Обязанности библиотек

     1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают  реализацию  прав
граждан,  установленных  Федеральным  законом  "О библиотечном деле" и
настоящим Законом.  Библиотеки  области  обслуживают  пользователей  в
соответствии со своими уставами и правилами пользования библиотеками и
действующим законодательством.
     Не допускается государственная или иная  цензура,  ограничивающая
право  пользователей  библиотек  на  свободный  доступ  к библиотечным
фондам, а также использование сведений  о  пользователях  библиотек  и
читательских  запросах,  за  исключением  случаев,  когда эти сведения
используются   для   научных   целей   и   организации   библиотечного
обслуживания.
     2. Библиотеки, находящиеся  на  полном  или  частичном  бюджетном
финансировании,  должны  в  своей  деятельности отражать сложившееся в
обществе идеологическое и политическое многообразие.
     3. Библиотеки (независимо от их организационно - правовых форм  и
форм  собственности),  имеющие в своих фондах особо значимые издания и
коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их
сохранность  и  несут  ответственность  за  их  своевременный  учет  в
сводных каталогах, за регистрацию их как части  культурного  достояния
народов   Российской   Федерации,   а   также   за   их   включение  в
автоматизированные  базы  данных   в   рамках   федеральных   программ
сохранения и развития культуры.
     4.  Библиотеки  обязаны  отчитываться  перед  их  учредителями  и
органами   государственной   статистики   в  порядке,  предусмотренном
действующим законодательством и учредительными документами библиотек.
     5. Государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны
предоставлять  им  информацию  о  своей деятельности по формированию и
использованию фондов.

     Статья 13. Права библиотек

     Библиотеки имеют право:
     1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы  своей
деятельности  в  соответствии  с  целями  и  задачами, указанными в их
уставах;
     2) утверждать по согласованию с учредителями правила  пользования
библиотеками;
     3) определять сумму залога при  предоставлении  редких  и  ценных
изданий,  а также в других случаях, определенных правилами пользования
библиотеками;
     4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками
виды   и   размеры   компенсации  ущерба,  нанесенного  пользователями
библиотек;
     5) осуществлять хозяйственную  деятельность  в  целях  расширения
перечня  предоставляемых  пользователям  библиотек услуг и социально -
творческого развития библиотек при условии, что это не  наносит  ущерб
их основной деятельности;
     6) определять условия использования библиотечных фондов на основе
договоров с юридическими и физическими лицами;
     7)   образовывать   в    порядке,    установленном    действующим
законодательством, библиотечные объединения;
     8)  участвовать  на  конкурсной  или  иной  основе  в  реализации
федеральных и областных программ развития библиотечного дела;
     9)  осуществлять  в  установленном   порядке   сотрудничество   с
библиотеками   и   иными   учреждениями  и  организациями  иностранных
государств, в том числе вести  международный  книгообмен,  вступать  в
установленном  порядке  в  международные  организации,  участвовать  в
реализации международных библиотечных и иных программ;
     10)  самостоятельно  определять  источники  комплектования  своих
фондов;
     11)  изымать  и  реализовывать  документы  из  своих   фондов   в
соответствии   с   порядком  исключения  документов,  согласованным  с
учредителями библиотек  в  соответствии  с  действующими  нормативными
правовыми  актами. При этом библиотеки независимо от их организационно
- правовых форм и  форм  собственности  не  имеют  права  списывать  и
реализовывать  документы,  отнесенные к памятникам истории и культуры,
режим хранения и использования которых определяется в  соответствии  с
действующим законодательством;
     12)  совершать  иные  действия,  не  противоречащие  действующему
законодательству.
     Библиотеки области имеют преимущественное право  на  приобретение
документов,   выпускаемых   по   федеральным  и  областным  программам
книгоиздания, и первоочередное приобретение  документов  ликвидируемых
библиотек.

            Глава IV. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ             
           ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ           
                    ПО РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА                    

     Статья 14. Государственная политика в области библиотечного дела

     Органы  государственной  власти   области   и   органы   местного
самоуправления  Липецкой  области  содействуют реализации Федерального
закона "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов"
на  территории  области  в  создании  условий для всеобщей доступности
информации и  культурных  ценностей,  собираемых  и  представляемых  в
пользование библиотеками.
     Органы государственной власти и местного самоуправления выступают
гарантом  прав  граждан  и  библиотечных  учреждений,  предусмотренных
федеральным законом, и не вмешиваются в профессиональную  деятельность
библиотек,  за  исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, поддерживают развитие библиотечного  дела  путем
финансирования,  проведения  соответствующей  налоговой,  кредитной  и
ценовой политики.
     Финансирование библиотек может осуществляться за  счет  бюджетных
ассигнований  и  других  поступлений от учредителя; доходов от платных
форм  деятельности;  платежей  за   оказание   услуг   по   договорам;
добровольных пожертвований, субсидий, кредитов банков и других доходов
и  поступлений   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     Размеры  бюджетного  финансирования  рассчитываются   исходя   из
нормативов,  определенных в установленном порядке, а при отсутствии их
-  на  основе  общих  принципов,   предусмотренных   законодательством
Российской Федерации.
     Органы  государственной  власти   области   и   органы   местного
самоуправления  разрабатывают  в установленном порядке самостоятельные
областные  и  муниципальные  программы  развития  библиотечного  дела,
являющиеся   составной  частью  федеральных  государственных  программ
сохранения и развития культуры Российской Федерации.
     Органы  государственной  власти   области   и   органы   местного
самоуправления   поддерживают   развитие   библиотечного  обслуживания
наименее социально и экономически защищенных слоев и  групп  населения
(детей,  юношества,  инвалидов,  пенсионеров,  беженцев,  безработных,
жителей сельской местности).
     Органы  государственной  власти   области   и   органы   местного
самоуправления  стимулируют  путем  материальной  поддержки библиотеки
негосударственных   форм   собственности,   организующие    бесплатное
общедоступное обслуживание населения.

     Статья 15. Обязанности органов государственной власти  области  и
органов местного самоуправления по развитию библиотечного дела

     1.  Органы  государственной  власти  области  и  органы  местного
самоуправления обеспечивают:
     1) регистрацию и контроль за соблюдением особого режима  хранения
и   использования   библиотечных   фондов,  отнесенных  к  культурному
достоянию народов Российской Федерации;
     2)   создание   и    финансирование    областных,    центральных,
муниципальных библиотек, управление этими библиотеками;
     3)  определение   принципов   областной   политики   в   вопросах
переподготовки   кадров,   занятости,   оплаты   труда,   установление
социальных гарантий и льгот для работников библиотек;
     4)  разработку  и  реализацию  областных  и  местных  программ  и
нормативов,   направленных   на   развитие  и  совершенствование  сети
государственных общедоступных библиотек;
     5) гарантированное финансирование  комплектования  и  сохранности
библиотечных фондов государственных и муниципальных библиотек;
     6) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.
     2.  Органы  государственной  власти  области  и  органы  местного
самоуправления  области  не  вправе  принимать  решения и осуществлять
действия,  которые  влекут  ухудшение   материально   -   технического
обеспечения    действующих   библиотек,   находящихся   на   бюджетном
финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям
охраны   труда,   хранения   библиотечных   фондов   и   библиотечного
обслуживания.
     Решения указанных органов,  а  также  действия  должностных  лиц,
ущемляющие  законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть
обжалованы в судебном порядке.

     Статья  16.  Участие  трудовых  коллективов  и  общественности  в
управлении общедоступными библиотеками

     Трудовые коллективы библиотек участвуют в управлении библиотеками
через  общее  собрание, советы трудовых коллективов, советы библиотек,
коллегиальные органы по основным направлениям деятельности  библиотек,
иные  формы  в соответствии с действующим законодательством и уставами
библиотек.
     Попечительские, читательские советы, создаваемые при  библиотеках
по  согласованию  с  руководителями  библиотек  или с их учредителями,
оказывают библиотекам содействие  в  их  деятельности  и  осуществляют
общественный  контроль  за  деятельностью  библиотеки в соответствии с
существующими положениями.

          Глава V. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ          
          КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ          

     Статья 17. Библиотечные фонды как  культурное  достояние  народов
Российской Федерации

     Библиотечные  фонды,  комплектуемые  Центральной  государственной
библиотекой   области   на  основе  системы  обязательного  экземпляра
документов, а  также  содержащие  особо  ценные  и  редкие  документы,
являются  культурным  достоянием  народов Российской Федерации и могут
объявляться  памятниками  истории  и   культуры   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Указанные фонды находятся на особом  режиме  охраны,  хранения  и
использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы  в  качестве
памятников  истории  и  культуры,  может  производиться собственниками
библиотек   только   с   разрешения    специального    уполномоченного
государственного  органа  по  охране  памятников  истории и культуры с
обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов.
     Рукописные  материалы,  входящие  в  фонды  библиотек,   являются
составной частью Архивного фонда Российской Федерации.

            Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕК            

     18. Участие органов  государственной  власти  области  и  органов
местного  самоуправления  в  координации  и  кооперации  библиотечного
обслуживания

     Для  более  полного  удовлетворения  потребностей   пользователей
библиотек  в  информации, рационального использования фондов библиотек
органы  государственной  власти  и  местного  самоуправления   области
стимулируют  взаимоиспользование  их  ресурсов.  С  этой  целью органы
государственной  власти   финансируют   деятельность   государственных
библиотек,  в  том  числе выполняющих функции центральных, по созданию
условий для взаимоиспользования ресурсов (межбиблиотечного абонемента,
сводных каталогов, автоматизированных баз данных и т.п.).

     Статья 19. Центральные библиотеки

     Центральной   государственной   библиотекой   Липецкой    области
универсального  характера  является  Липецкая  областная универсальная
научная библиотека.
     Функции центральной библиотеки по отношению  к  библиотекам  всех
ведомств, обслуживающим детей, выполняет областная детская библиотека.
     Функции центральной библиотеки по отношению  к  библиотекам  всех
ведомств,   обслуживающим  юношество,  выполняет  областная  юношеская
библиотека.
     Центральными муниципальными библиотеками являются:
     в районе - районная центральная библиотека;
     в городе - центральная городская библиотека.
     Специальные центральные библиотеки по обслуживанию  особых  групп
пользователей   библиотек,  их  функции  и  статус  могут  учреждаться
органами государственной власти Липецкой области и  органами  местного
самоуправления.

     Статья  20.  Статус  Липецкой  областной  универсальной   научной
библиотеки как центральной государственной библиотеки области

     Липецкая  областная  универсальная  научная  библиотека  является
главным  государственным  книгохранилищем  области с правами получения
бесплатного обязательного  экземпляра  изданий  и  других  документов,
производимых  в Липецкой области и по заказам областных производителей
документов за ее пределами.
     Она обязана формировать, хранить  и  предоставлять  пользователям
наиболее  полное  универсальное собрание документов на территориальном
уровне,  организовывать  взаимоиспользование   библиотечных   ресурсов
области  и  оказывать  методическую  и практическую помощь библиотекам
независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
     Государственная   центральная   библиотека   области   наделяется
настоящим Законом государственными полномочиями по разработке программ
в сфере библиотечного  дела,  правил  библиотечного  обслуживания,  по
переподготовке кадров библиотечных работников.
     Центральная библиотека области  создает  автоматизированную  базу
данных   области   и   выполняет   функции  головной  по  отношению  к
государственным общедоступным библиотекам.

     Статья 21. Цели формирования  системы  обязательного  бесплатного
экземпляра и обязанности производителей документов по его доставке

     Система обязательного местного бесплатного экземпляра  документов
создается  с  целью  информирования  граждан  о всех видах документов;
формирования комплекта  местных  документов  и  краеведческих  фондов;
подготовки  и  выпуска  областных  сводных каталогов местных изданий и
использования его в информационно - библиографическом  и  библиотечном
обслуживании  пользователей,  а  также с целью организации постоянного
хранения в областном книгохранилище документов.
     Издательства,  полиграфические   предприятия,   другие   издающие
учреждения   и  организации,  редакции  средств  массовой  информации,
музыкальные фирмы и телерадиокомпании,  киностудии,  видеопредприятия,
научно  -  исследовательские  учреждения,  высшие  учебные  заведения,
проектные  и  конструкторские   учреждения   и   другие   организации,
действующие  на  территории  области  и  изготовляющие  различные виды
документов,  обязаны  доставлять  обязательный   экземпляр   областной
универсальной  научной  библиотеке  - центральной библиотеке региона -
бесплатно.
     Производители документов относят затраты, связанные  с  этим,  на
себестоимость издательской продукции.
     Получатель документов -  Центральная  государственная  библиотека
области  -  универсальная  научная  библиотека  имеет  право  покупать
обязательные экземпляры,  не  доставленные  производителями,  за  счет
последних.   За  несвоевременную  и  неполную  доставку  обязательного
экземпляра   производители   документов   несут   ответственность    в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации   об
административных правонарушениях.

     Статья 22. Взаимодействие библиотек с органами научно-технической
информации и архивами

     С целью обеспечения рационального  использования  государственных
информационных   ресурсов   библиотеки   взаимодействуют   с  органами
научно-технической  информации,   архивами,   другими   предприятиями,
учреждениями и организациями, которые имеют информационные базы данных
разных  уровней.  Порядок  взаимодействия   определяется   действующим
законодательством,     областными,     местными     и     федеральными
государственными программами, а также договорами,  заключенными  между
этими учреждениями и организациями.

           Глава VII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ           
                          БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА                          

     Статья 23. Порядок создания общедоступных библиотек

     Государственные   библиотеки   области   являются   учреждениями,
создаваемыми    для    осуществления    социально-культурных   функций
некоммерческого характера. Создаются и действуют библиотеки  различных
форм    собственности    в    порядке,    установленном    федеральным
законодательством и настоящим Законом.
     Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического
лица  со  дня  ее  регистрации  в  порядке,  установленном действующим
законодательством.  Библиотеки,  не  обладающие  правами  юридического
лица,   в  случае  придания  им  статуса  юридического  лица  проходят
соответствующую регистрацию  в  порядке,  предусмотренном  действующим
законодательством.
     Отказ в регистрации или уклонение от нее может быть  обжалован  в
судебном порядке.
     Общедоступная  библиотека  признается   юридическим   лицом   как
организация, имеющая в оперативном управлении обособленное имущество и
отвечающая по своим обязательствам этим имуществом.

     Статья  24.  Государственные   и   местные   программы   развития
библиотечного дела

     В соответствии с общими  принципами  государственной  политики  в
области  библиотечного  дела  органы государственной власти и местного
самоуправления  области   участвуют   в   выполнении   государственных
программ,  разрабатывают  и  представляют  на  очередной  год  проекты
областной  государственной  программы  развития  библиотечного   дела,
размеры и порядок финансирования.
     Областная государственная программа развития  библиотечного  дела
утверждается   областным   Собранием   депутатов.   Местные  программы
разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления.
     Финансирование    и    материальное     обеспечение     областной
государственной   и   местных  программ  развития  библиотечного  дела
осуществляются отдельной строкой в соответствующем бюджете.

     Статья 25. Налоговые и иные льготы в сфере библиотечного дела

     Библиотеки, входящие в единую систему библиотечного дела Липецкой
области   и  участвующие  в  выполнении  областных  государственных  и
местных программ библиотечного дела,  могут  освобождаться  от  уплаты
всех  видов  налогов в части, зачисляемой в областной бюджет, если это
не  противоречит  действующему   законодательству.   Органы   местного
самоуправления  также  могут  устанавливать льготы по уплате местных и
иных налогов в части, зачисляемой в бюджет местного самоуправления.
     Финансовые  и  иные  средства,  поступающие   в   библиотеки   из
дополнительных   источников,  не  должны  уменьшать  финансирование  и
обеспечение выполнения областной государственной  и  местных  программ
развития библиотечного дела.
     Неиспользованные  библиотеками  в   отчетный   период   средства,
полученные  из  дополнительных  источников,  изъятию  не подлежат и не
учитываются при финансировании следующего года.

     Статья 26. Имущество и хозяйственная  деятельность  общедоступных
библиотек

     Государственная общедоступная библиотека на  правах  оперативного
управления владеет и пользуется библиотечным фондом, землей, зданиями,
сооружениями,  оборудованием,  сырьем   и   материалами,   финансовыми
средствами и другим имуществом, переданным ей при учреждении.
     Государственные общедоступные библиотеки имеют приоритетное право
на  выделение  земельных  участков  и  производственных  помещений для
улучшения  библиотечного  обслуживания   населения   и   безвозмездное
пользование ими.
     Имущество,  приобретенное  за   счет   доходов   от   разрешенной
самостоятельной  хозяйственной  деятельности  библиотеки,  в  правовом
отношении  приравнивается  к  другому  имуществу,   закрепленному   за
библиотекой  на  правах  оперативного  управления,  и  учитывается  на
отдельном балансе.
     Правомочия  библиотеки  в   использовании   финансовых   ресурсов
регламентируются ее уставом и действующим законодательством.
     Имущественные    отношения    и    хозяйственная     деятельность
общедоступных   библиотек  иных  форм  собственности  регулируются  их
уставами и действующим законодательством.

     Статья  27.  Порядок  реорганизации  и  ликвидации   деятельности
общедоступных библиотек

     Реорганизация государственных  общедоступных  библиотек  в  форме
слияния,  присоединения,  разделения, выделения и преобразования может
быть осуществлена по решению учредителя либо  органа,  уполномоченного
для  этого и названного в уставе библиотеки, или согласием всех сторон
в соответствии с действующим законодательством.
     Инициаторами    реорганизации    государственных    общедоступных
библиотек  в  форме  слияния,  присоединения,  разделения, выделения и
преобразования  могут  также  выступать:   библиотечные   общественные
объединения  (ассоциации,  общества),  попечительские  и  читательские
советы, иные пользователи библиотек.
     Ликвидация   государственных   общедоступных   библиотек    может
происходить   по   инициативе   учредителя,   а   также   в   случаях,
предусмотренных действующим законодательством.
     Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в  обязательном
порядке  создает ликвидационную комиссию из представителей учредителя,
профессиональных  объединений  и  трудового  коллектива  библиотеки  и
публикует в местной печати уведомление о решении не позднее чем за два
месяца до намеченного срока ликвидации.
     При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее
библиотечного  фонда  обладают  органы  государственного  управления и
библиотеки соответствующего профиля.
     Запрещается  разгосударствление,   приватизация   государственных
общедоступных  библиотек,  включая  помещения  и здания, в которых они
расположены, в соответствии с настоящим Законом и Федеральным  законом
"О библиотечном деле".
     Ликвидация  общедоступных  библиотек  иных   форм   собственности
осуществляется   в   соответствии   с   их   уставами   и  действующим
законодательством.
     Неправомерное решение о ликвидации общедоступных библиотек  может
быть   обжаловано   гражданами,   общественными   объединениями   либо
попечительскими, читательскими советами в судебном порядке.

     Статья 28. Фонды развития библиотек

     В  целях  содействия   материальному   обеспечению   деятельности
библиотек  всех форм собственности могут создаваться государственные и
негосударственные фонды развития библиотек. Источником их формирования
являются  взносы  учредителей этих фондов, поступления от предприятий,
учреждений,   организаций,   благотворительные   фонды    граждан    и
общественных  объединений,  доходы  от проведения специальных лотерей,
аукционов и других коммерческих мероприятий.
     Средства указанных фондов  используются  в  целях  финансирования
областных  и местных программ развития библиотечного дела, координации
и  кооперации   деятельности   библиотек,   на   финансирование   иных
мероприятий   в   порядке,   предусмотренном   уставами  этих  фондов,
утверждаемых их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут
использоваться  в  целях  стимулирования  деятельности любых библиотек
независимо от их форм собственности.

     Статья 29. Трудовые отношения работников библиотек

     Трудовые    отношения    работников    библиотек     регулируются
законодательством Российской Федерации о труде.
     Работники   библиотек   подлежат   периодической   аттестации   в
соответствии   с  порядком,  установленным  Правительством  Российской
Федерации.

                 Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ                 

     Статья 30. Вступление в силу настоящего областного Закона

     Настоящий  областной  Закон  вступает  в  силу  с   момента   его
официального опубликования.



Председатель областного
Собрания депутатов                                         О.П.Королев

Липецк,
22.03.1996г.,
N 34-ОЗ

Информация по документу
Читайте также