Расширенный поиск
Закон Липецкой области от 04.05.2000 № 89-озЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Об охране труда в Липецкой области Утратил силу - Закон Липецкой области от 21.07.2003 г. N 65-оз Принят Липецким областным Советом депутатов 27 апреля 2000 года Закон определяет задачи по государственному управлению охраной труда на территории Липецкой области, гарантирует права работников на безопасные условия труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в этой сфере между работодателями и работниками в организациях всех организационно - правовых форм. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовое регулирование охраны труда в Липецкой Правовое регулирование охраны труда в Липецкой области (далее - области) основано на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", других законах и нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере охраны труда, настоящего Закона и иных нормативных правовых актах области. Статья 2. Сфера применения Закона Действие настоящего Закона распространяется на: работодателей; работников, состоящих с работодателями (юридическими и физическими лицами) в трудовых отношениях; членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику; военнослужащих, направляемых на работу в организации; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях; на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях области, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Статья 3. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме; вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; несчастный случай на производстве - случай, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законодательством случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть; сертификация - деятельность по подтверждению соответствия проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям по охране труда; сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда; профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных действующим законодательством случаях; профессиональное заболевание - заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату работником профессиональной трудоспособности; средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Статья 4. Государственные нормативные требования охраны труда 1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах области об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. 3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра определяются в установленном действующим законодательством порядке. Статья 5. Основные направления государственной политики в области охраны труда 1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; участие в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно - бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей. 2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Глава II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 6. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение достоверной информации от работодателя, органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обеспечение по установленным нормам мылом и обезвреживающими средствами, молоком и лечебно - профилактическим питанием в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органами государственной экспертизы условий труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда; обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти области и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра; при временном переводе на нижеоплачиваемую работу в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, на выплату за счет средств работодателя разницы между прежним заработком и заработком по новой работе до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности, либо инвалидности; компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством области, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Статья 7. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда 1. Работникам гарантируется защита их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством. 2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда. 3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. 4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с действующим законодательством. 5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с действующим законодательством. 6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. 7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 8. В целях предупреждения и устранения нарушений требований об охране труда в соответствии с действующим законодательством обеспечивается организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливается ответственность работодателя, должностных лиц и работников за нарушение указанных требований. 9. Гарантии прав работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные уставами организаций, коллективными договорами (соглашениями) и иными локальными нормативными правовыми актами в организациях, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных действующим законодательством. Статья 8. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда 1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья. 2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются в установленном действующим законодательством порядке. 3. Труд лиц с ограниченной трудоспособностью используется как на специализированных, так и в обычных организациях на условиях и в порядке, предусмотренном к специальным рабочим местам для инвалидов. Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 9. Полномочия областного Совета депутатов К полномочиям областного Совета депутатов в сфере охраны труда относятся: принятие законов области и контроль за их соблюдением; утверждение областных целевых программ, контроль за их выполнением; определение расходов на охрану труда за счет средств областного бюджета; передача в установленном порядке органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований. Статья 10. Полномочия администрации области К полномочиям администрации области в сфере охраны труда относятся: реализация государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда на территории области; принятие нормативных правовых актов об охране труда; участие в разработке и реализации федеральных и областных целевых программ улучшения условий и охраны труда; внесение предложений о размере доли расходов на охрану труда при формировании областного бюджета; разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда; организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях; контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов об охране труда; обеспечение реализации прав граждан в сфере охраны труда; иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти области в установленном порядке. Статья 12 . Государственное управление охраной труда Государственное управление охраной труда на территории области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органом по труду администрации области в пределах своих полномочий. Статья 13. Орган по труду администрации области 1. Орган по труду администрации области: обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории области; вносит предложения в установленном порядке при разработке и реализации федеральных и областных целевых программ улучшения условий и охраны труда; принимает участие совместно с заинтересованными органами в разработке мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; организует обучение и проверку знаний по охране труда в установленном порядке; оказывает информационную помощь организациям в размещении заказов на приобретение средств индивидуальной защиты; проводит государственную экспертизу условий труда работников; осуществляет организационно - методическое руководство проведением аттестации рабочих мест по условиям труда; участвует в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом; готовит информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в области, предложения по совершенствованию законодательства об охране труда; готовит заключения для рассмотрения в судах вопросов о ликвидации организаций или их подразделений при выявлении нарушений требований охраны труда; обеспечивает взаимодействие по вопросам охраны труда на территории области федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений работодателей, объединений профессиональных союзов; осуществляет организационно - техническое обеспечение деятельности областной Межведомственной комиссии по охране труда; оказывает методическую помощь организациям в совершенствовании работы служб охраны труда; выдает в установленном порядке разрешения на обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций; разрабатывает совместно с заинтересованными организациями мероприятия по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, организует смотры - конкурсы, дни охраны труда, другие мероприятия; рассматривает разногласия между работодателями и работниками организаций по предоставлению компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; запрашивает от органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, работодателей информацию и материалы в пределах своей компетенции; осуществляет иные функции в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. 2. Должностные лица органа по труду администрации области имеют право беспрепятственно посещать предприятия и организации независимо от организационно - правовых форм. Статья 14. Служба охраны труда в организации 1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. 2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. 3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда. 4. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. 5. Функции, обязанности, права и ответственность службы охраны труда определяются Положением, утверждаемым в установленном порядке. 6. Служба охраны труда в своей деятельности руководствуется федеральным и областным законодательством, коллективным договором (соглашением), иными локальными нормативными правовыми актами организации и взаимодействует с другими службами, комитетами (комиссиями), уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда, а также с органом по труду администрации области, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органами местного самоуправления. Статья 15. Комитеты (комиссии) по охране труда 1. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. 2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок. Статья 16. Межведомственные комиссии по охране труда Для координации взаимодействия органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов по реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области создаются областная, районные и городские межведомственные комиссии по охране труда. Статья 17. Обязанности и права работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда 1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. 2. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и области; приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и лечебно - профилактического питания в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, органу по труду администрации области, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; перевозку в лечебные учреждения работников, заболевших на рабочем месте, транспортными средствами или за счет работодателя; беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органа по труду администрации области, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда. 3. Работодатель имеет право: требовать соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда; привлекать в установленном законодательством порядке работников к дисциплинарной и материальной ответственности за несоблюдение норм, правил и инструкций по охране труда; обращаться в установленном порядке в органы государственной власти Российской Федерации и области, органы местного самоуправления с предложениями по вопросам охраны труда. Статья 18. Обязанности работника в области охраны труда Работник обязан: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Статья 19. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда 1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. 2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 4. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно - гигиеническая, медико - биологическая) оценка которых не проводилась. 5. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников. 6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия. Статья 20. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке. 2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя. Статья 21. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда 1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. 2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания помощи пострадавшим. 3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. 4. Допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, специального допуска к работе на объектах с повышенной опасностью и не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний требований по охране труда, запрещается. 5. Организация обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также профессиональная подготовка специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляются в установленном порядке. Статья 22. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда 1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых, областных и местных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством области и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. 2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет: средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда, распределяемых в установленном порядке; добровольных взносов организаций и физических лиц. 3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. 4. В отраслях экономики, в области, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. 5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Статья 23. Государственный надзор и контроль 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют федеральные органы надзора и контроля и их территориальные органы, действующие в установленном порядке. 2. Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения работодателями всех организационно - правовых форм. 3. Должностные лица органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с действующим законодательством. Статья 24. Государственная экспертиза условий труда 1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и органом по труду администрации области. 2. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда. 3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов. 4. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно - правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию. Статья 25. Общественный контроль за охраной труда 1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. 2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников; осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями); принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном порядке; обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), а также с изменениями условий труда. 3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 26. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Статья 27. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органа государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Статья 28. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда 1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителя государственной инспекции труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений. 2. Решения, принятые руководителем государственной инспекции труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд. Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке. Статья 29. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа по труду администрации области или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориального органа при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда. Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 30. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Липецкой области О.П.Королев Липецк, 04.05.2000г., N 89-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|